Что такое игровой джем и как сделать его важным событием для игрока

Завтра начинается Ludum Dare 51. Тысячи людей будут создавать маленькие игры.

И в данной статье я постараюсь объяснить, зачем все это, зачем развивать маленькую игру и джемы как мероприятия.

Что такое игровой джем и как сделать его важным событием для игрока

Для начала нужно понять, может ли маленькая игра быть полноценной и что для этого нужно.

Что же такое маленькая игра

Маленькие игры - это аналог короткометражки или рассказа. Причем прямой, то есть 80 минут для кино - это полный метр, и для игр это тоже полный метр. А короткометражка, рассказ или маленькая игра начинаются от одной минуты.

В 99 процентах ситуаций маленькие игры бесплатны и, в отличие от фестивальных короткометражек, полностью доступны любому желающему. Получается, что такие игры более лояльны к своему игроку, чем кино к зрителю, и их легче при желании популяризировать.

Видеоигра <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fitch.io%2Fjam%2Fludum-dare-50-indikator%2Fentries&postId=1375907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Pompeii</a>. Разработана на Ludum Dare 50
Видеоигра Pompeii. Разработана на Ludum Dare 50

Важность маленьких игр и их отличие от классической игры

Здесь нужно сразу уточнить, маленькие игры - это законченные произведения, не альфы, не прототипы, а полноценные игры, не нуждающиеся в доработке.

Но чтобы лучше понять короткий формат, нужно увидеть в чем основа формата длинного.

Цель классической игры - дать человеку играть ради фана, не сказать что-то опытом, не показать ситуацию, а дать вдоволь пострелять, поуправлять авто или пособирать разбросанные предметы и изучить местность, то есть чисто игровые цели. Игра не просто так называется игрой. А игровые цели - это всегда бесконечность, даже в случае игры с короткой игровой сессией, тот же дурак или шашки. Если вы пройдете один уровень супер Марио, вы захотите еще и еще, захотите повторения как главного признака классической игры.

Что такое игровой джем и как сделать его важным событием для игрока

На самом деле никто не запрещает маленькой игре иметь вышеописанный признак, но так как за короткий промежуток времени игра должна закончиться как произведение, это заставляет ее работать не от фана и повторения, а от интерактивного, чувственного опыта, демонстрируя ситуацию или короткую историю через эстетику механик.

К тому же у маленьких игр полная свобода творчества, они не зависят ни от аудитории, ни от денег и могут творить, что угодно.

Большее внимание к целостности произведения и независимость творчества - это главные прелести и смыслы маленьких игр, которые делают их привлекательными как для разработчиков, так и для игроков. Игрокам они дают то, что невозможно испытать в больших играх. А с разработчиком думаю и так понятно.

И наконец, мы подобрались к джемам. Джемы - это как раз один из способов создания самодостаточных маленьких игр.

К сожалению, в России джемы воспринимаются только как прототипирование или челлендж сделать что-то рабочее за пару дней. Это нормальные цели, у меня к ним претензий нет, но нельзя ограничиваться только ими. Задача джемов и в джазе, и везде, куда данная вещь проникла в гены, это создать что-то новое и интересное, создать новый опыт для зрителя в том числе. Так давайте перестраиваться в сторону создания маленьких произведений и привлекать к ним внимание игроков, чтобы короткие игры стали жанром, а не челленджем или тренировкой создания игры для новичка.

Все это я пишу лишь для того, чтобы игры в России приобрели большую значимость и серьезность как для разработчиков, так и для игроков, и джемы - это один из значимых и интересных элементов индустрии, который важно развивать.

Видеоигра The Echo Initiative

В пример хороших самодостаточных маленьких игр я возьму игры с прошлого Ludum Dare 50 и с моей лекции «Маленькие игры» для участников программ Образовательного центра «Сириус». По ссылкам есть и характеристика игр, и ссылка на них:

Видеоигра <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fapplestreetg.itch.io%2Ftime-for-dinner&postId=1375907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Time For Dinner</a>. Разработана на Ludum Dare 50
Видеоигра Time For Dinner. Разработана на Ludum Dare 50

Всем удачи на Ludum Dare 51! Мы будем не только участвовать, но, как и в прошлом году, пристально за ним следить.

Автор: Александр Полутов — разработчик и теоретик видеоигр, автор сообщества Паттерн Игрока.

1414
2 комментария

Вот честно, никогда не видел смысла участвовать в больших джемах, где твой проект просто накроет градом из тысяч других, где их так много что его просто физически не заметят. Предпочитаю небольшие ламповые тематические собирушки, где максимум 20-30 игр и нет ощущения, что твой проект просто улетает в бездну.

1
Ответить

Для этого устраиваются локальные офлайн или онлайн мероприятия. Например Индикатор в Питере организует, но по Ludum Dare. https://vk.com/wall-162707306_3555 В прошлом году они же онлайн джем делали - 62 проекта всего было.

Ответить