Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Альтернативные пути и награды за внимательность.

Игровой мир Deus Ex: Mankind Divided не может похвастаться размерами. Виртуальная Прага компактна, но полна мелких деталей, потайных ходов и альтернативных путей. Дизайнер уровней в компании Crytek Михаил Кадиков проанализировал мир Mankind Divided и рассказал, как игра вознаграждает пытливых игроков за внимательность. DTF публикует анализ с разрешения автора.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Провёл несколько недель, погрузившись с головой в мир Deus Ex: Mankind Divided, и это было очень круто. Несмотря на небольшой набор локаций, игра берёт феноменальной плотностью контента, который можно исследовать часами.

При этом разработчики не ограничивают игрока каким-то единственно правильным способом решения проблем, предоставляя ему широкий спектр игровых механик и альтернативных путей. Только на первый визит в Прагу я потратил около десяти часов, стараясь забраться в каждое доступное помещение в поисках чего-нибудь интересного. Как разработчикам удалось сделать процесс исследования игрового мира таким увлекательным?

Игровой мир

Последним реинкарнациям Deus Ex очень повезло с уникальным художественным стилем. Треугольники в чёрно-золотой палитре можно встретить не только в дизайне интерфейса и одежды персонажей, но и в каждом элементе окружения (архитектура, оформление интерьеров, уличная мебель и так далее).

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Большинство локаций впечатляют оригинальными дизайнерскими инсталляциями. Последний раз такие же стильные и атмосферные интерьеры мне встречались только в Mirrors Edge и Remember Me.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Относительно небольшой игровой мир позволил многократно увеличить качество проработки мелочей. Например, детализация лотков с микросхемами на рынке сделана не хуже, чем в Uncharted: The Lost Legacy.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Имитация жизни за пределами игрового мира сделана достаточно хорошо — в небе периодически курсируют самолеты, по железнодорожным путям проносятся скоростные поезда, а на реке можно заметить проплывающие мимо кораблики.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

На первый взгляд, с симуляцией социальной активности персонажей полный порядок — граждане тупят в смартфоны и фоткают всё вокруг, полиция занимается проверками документов, аугментированные бомжи просят милостыню и так далее.

Но, если присмотреться повнимательнее, то внезапно выяснится, что реакция персонажей на поведение главного героя оставляет желать лучшего. Игрок может безнаказанно воровать на глазах у владельца магазина, тыкать прохожим в лицо пистолетом или бросать в них предметы.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

На протяжении всей игры главный герой посещает Прагу целых три раза, и каждый раз царящая в городе атмосфера преображается не только визуально (время суток, погода), но и геймплейно.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Например, во время второго посещения Праги игроку открывают для исследования закрытый ранее квартал красных фонарей. А в финальном пражском эпизоде в городе объявлен комендантский час, во время которого полиция без предупреждения отстреливает всех нарушителей.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Мифология игрового мира Deus Ex: Mankind Divided очень подробно отражена в игровом окружении.

Следы сегрегации аугментированых людей встречаются на каждом углу в виде многочисленных знаков (сразу же вспоминается сегрегация в Колумбии из Bioshock Infinite). Ещё одна говорящая деталь — стоящая посреди города заброшенная клиника по имплантации аугментаций.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

В квартире фанатика церкви «Бог-Машина» можно найти рисунок конструкции, которая встретится игроку в одном из второстепенных квестов.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Нарративному дизайнеру на заметку — используя детали окружения можно заочно познакомить игрока с тем или иным персонажем.

Например, лидера коалиции за права агументированных Талоса Рукера можно увидеть на постерах и экранах телевизоров задолго до личной встречи. Похожий прием был использован в Half-Life 2, где мы постоянно видим в телеэфире доктора Брина.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Разработчики очень эффективно дополняют образ персонажей игры, декорировав места обитания предметами, характеризующими их личность с той или иной стороны. Осознание того, что почти у каждого жителя Праги есть свои скелеты в шкафу, мотивирует игрока исследовать их жилища.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Не обошлось и без классических мини-историй через окружение. К примеру, в одной из квартир можно найти лужу крови, а в другой — ванну, наполненную кислотой. Вывод о том, куда пропало тело напрашивается сам собой.

Один из второстепенных квестов и вовсе превращает главного героя в настоящего детектива, который должен внимательно изучить место преступления, собрать улики и сделать выводы о личности маньяка-убийцы.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Реакция окружения на действия игрока

Разработчики Deus Ex: Mankind Divided очень детально проработали реакцию окружения на действия игрока. В современных видеоиграх такое мало кто делает.

Например, если ликвидировать любого из владельцев магазинов или питейных заведений Праги, то, вернувшись позже, можно увидеть, что вход в здание опечатан полицией. Спустя какое-то время полицейское оцепление уберут и помещение будет заперто на кодовый замок.

В случае, если игрок устроит перестрелку в банке, то во время следующего посещения меры безопасности будут ужесточены — там где была камера, будет турель и так далее.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

То же самое касается сотрудников банка — если застрелить айтишника в синей майке в его кабинете, то во время следующего визита в банк можно будет обнаружить рабочий стол с упакованными личными вещами покойного. А вот пострадавшего консьержа за приёмной стойкой просто заменит другой персонаж.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Вариативность путей

Дизайн уровней в играх жанра Immersive sim всегда строится на принципе многообразия путей, каждый из которых представлен определенным типом препятствия. Таким образом, у игрока всегда есть возможность попасть в любую часть уровня — вопрос лишь в том, какие инструменты он для этого выберет.

Вариативность путей позволяет создать множество взаимосвязанных пространств, которые необычайно интересно исследовать. Похожий принцип построения игрового мира использовался в Fallout 4.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Творческий подход к решению задач

В Deus Ex: Mankind Divided инструментарий представлен широким набором способностей (аугментаций), позволяющих преодолевать самые разные препятствия: взламывать кодовые замки и технику, проламывать стены голыми руками, высоко прыгать, дышать ядовитыми газами и так далее. Для любителей исследовать каждый уголок без прокачки агументаций всегда предусмотрен альтернативный способ.

К примеру, загазованные помещения можно проветрить, повернув специальный вентиль. Бьющие током оголённые провода получится обесточить, если найти и выключить работающий генератор. А пароли ко многим кодовым замкам всегда можно найти в разбросанных повсюду электронных записных книжках.

Для того, чтобы заставить игроков включить мозг, дизайнеры подбрасывают им задачки, для которых нет единственно верного решения. Нестандартное использование инструментов для разгадки «неразрешимой» задачи позволяет игрокам почувствовать себя умными.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Скрытые пути

Разработчики активно поощряют движение игрока по вертикали. Внимательные исследователи крыш и любители разглядывать потолок легко смогут обнаружить множество вентиляционных шахт.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Входы в вентиляционные шахты часто прячут за тяжелыми предметами (холодильниками, мусорными контейнерами, ящиками и так далее).

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Взлом

Взлом компьютерных терминалов и кодовых замков (двери, сейфы, шкафчики с оружием) можно осуществить тремя способами. Первый — исследовать окружение и найти электронную записную книжку с паролем. Второй — рискнуть и взломать замок в мини-игре с убывающим таймером. Третий — найти, собрать из запчастей или купить одноразовую электронную отмычку, которая позволит взломать замок любой сложности.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Игровая механика удалённого взлома может выводить из строя электронику (камеры наблюдения, турели, летающих дронов и ботов-охранников), обезвреживать ловушки (лазерные датчики, осколочные и газовые мины), а также манипулировать раскладными лестницами и ставнями.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Стелс

Все двери и шахты вентиляции обязательно снабжены небольшими окошками, которые позволяют игроку незаметно заглянуть в помещение, чтобы узнать, не ждёт ли его там какой-нибудь неприятный сюрприз.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

В помещениях пространство под высоким потолком (навесные конструкции) используют для создания альтернативных акробатических путей и выгодных позиций (как в Dishonored).

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

В большинстве офисных помещений можно «зашторить» окна и тем самым обезопасить себя от наблюдателей снаружи.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Поиск тайников

Дизайнеры уровней не стесняются прятать предметы в самых неожиданных местах. Чтобы их достать, игроку не только нужно быть внимательным, но и взаимодействовать с различными объектами (присесть и заглянуть под стол, распахнуть дверцу шкафчика, поднять ведро и так далее).

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Взаимодействие с самыми обычными предметами окружения может открыть секретную дверь, ведущую в тайник. Упоминание о тайниках обычно можно найти в текстовых записках.

Примеры: стукнуть боксерскую грушу, чтобы отпереть дверь; нажать кнопку под столом, чтобы открыть шкаф с компьютером; взаимодействие с настенными часами отпирает кодовый замок
Примеры: стукнуть боксерскую грушу, чтобы отпереть дверь; нажать кнопку под столом, чтобы открыть шкаф с компьютером; взаимодействие с настенными часами отпирает кодовый замок

Навигация

На улицах Праги очень легко ориентироваться благодаря тому, что практически каждое доступное для исследования здание снабжено какой-нибудь выразительной и запоминающейся вывеской.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

На перекрестках, площадях и входах в метро обязательно есть какой-нибудь ориентир (статуи, инсталляции и арт-объекты).

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

В ночное время в городе появляются новые ориентиры в виде светящихся экранов величиной с фасад здания.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

В силу того, что главный герой может очень высоко прыгать, границы уровня маркируют колючей проволокой и заборами в четыре человеческих роста.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Визуальный язык

Слабые участки стен, которые главный герой может разрушить, маркируют специальной трещиной.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Все интерактивные контейнеры (мебель, ящики) имеют два хорошо читаемых состояния — закрытые (с предметами) и открытые (пустые). Благодаря этому игрок даже на расстоянии может быстро определить, содержит ли в себе контейнер какие-либо предметы или нет.

Детали маленького города — анализ локаций в Deus Ex: Mankind Divided

Подведём итог — что именно делает процесс исследования в Deus Ex: Mankind Divided таким интересным?

Во-первых, наличие интересного, стильного и атмосферного мира со своей мифологией, которая подробно отражена в игровом окружении. Во-вторых, взаимосвязанная структура локаций с множеством альтернативных скрытых путей. В-третьих, обязательное вознаграждение игроков за любопытство сюжетной информацией и полезными предметами. В-четвертых, это высокая плотность игрового контента по отношению к размеру локаций — даже небольшой игровой мир можно сделать необычайно интересным, если с большой ответственностью подойти к детализации окружения.

Если вы любите игры про исследование, то только ради трёх крутейших эпизодов в Праге в Deus Ex: Mankind Divided обязательно стоит поиграть.

44 показа
14K14K открытий
57 комментариев

Прекрасная игра. Долго не притрагивался, под впечатлением обзоров и мнений. Однако после очередного всплеска ностальгии по последнему Дэус Эксу, купил. Оказалось, что это отличная игра, с похожим по духу геймплею, как в Human Revolution. Не было проблем ни с оптимизацией, ни с багами, ни с сюжетом. Так что, я так и не понял, отчего все так не взлюбили её.

Ответить

Она когда вышла очень сильно провисала, а потом пофиксили, но осадок видимо остался вот и стали гнать. Хотя есть ощущение что так вышло и с концовкой и багами потому что раньше времени отправили на релиз.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

а мне все зашло кроме обрубленной концовки очень даже стильно и интересно и не смотря что предзаказу и с багами первую неделю потом все было клево и даже 3Д режим есть поугарать

Ответить

Не уходил с локации пока не только не находил все тайное, но и все пути к этому тайному (по возможности) не разблокировал. Ненавижу свой перфекционизм за это... Игра прекрасная. На консоли технических проблем не было, патчей качать не пришлось. Скачалась с первого раза. Концовку, правда, завезти забыли от слова совсем)
А, еще довольно прикольно что перед самой игрой запустили неплохую мобильную GO игру, в которой можно было пираксисы выбить.

Ответить

Sobchak security XD

Ответить

Это все конечно хорошо, и здорово. Кабы не убогая оптимизация, отсутствие как таковой концовки и полная потеря атмосферности киберпанка в антураже европейской архитектуры :\

Ответить