Инновации с геймификацией в сфере образования? Возможно ли?

Кажется, ничто не может волновать сильнее, чем перемены в системе образования. Иногда кажется, что это практически табу - говорить об этом. Но у всех нас есть своё мнение, которое мы, скорее всего, оставим при себе, так как педагогические рычаги управления нам не подвластны.

Я и два педагога во время Хака
Я и два педагога во время Хака

Понимание важной проблемы

Я живу в Эстонии. Совсем недавно государство приняло закон о переводе абсолютно всех школ на эстонский язык. Однако интеграция в школах пока проходит не так гладко. Многие учителя перешли на эстонский язык, но не смогли адаптировать профессиональную терминологию.

На уроках никто не будет тратить время на изучение терминов по отдельным предметам, например по математике или химии, так как в программу учителя не входит преподавание профессиональной терминологии.

В это время дети сидят на уроке и не понимают половину материала, поскольку, изучая эстонский язык, они не сталкивались с терминами по математике или природоведению.

Что делает государство сейчас

Как же прекрасно, что эта проблема не осталась незамеченной. Проходит множество семинаров, посвящённых этой теме, с открытыми дискуссиями и предложениями. Также проводится множество хакатонов, направленных на сферу образования, где могут проявить себя не только педагоги, но и дизайнеры, программисты и самые обычные люди со своими интересными идеями.

Меня пригласили принять участие в местном хакатоне - EdTech Hack 2025, который был направлен на поиск новых инновационных решений, способных помочь нашей школьной системе легче пережить этот сложный этап интеграции эстонского языка в образование. Ведь в будущем это поможет сделать людей, проживающих здесь, более лояльными друг к другу, не оглядываясь на национальность.

Обложка хакатона выполнена в стиле флага Эстонии
Обложка хакатона выполнена в стиле флага Эстонии

Говорить на языке аудитории - наша цель

Мы встретились буквально пару раз онлайн, и я понял, что работа с учителями — это непросто. Определение целевой аудитории продукта для них оказывается гораздо более конструктивным и этичным процессом, чем мне казалось на первый взгляд.

Современный способ общения с «зумерами» — это механики из игр. Они родились с планшетами в руках. Их прогулки с друзьями происходят в Roblox и Fortnite.

Моя идея заключается в том, чтобы внедрить геймификацию за выполнение заданий. Например, за выученное новое слово из словаря ты получаешь «копеечку». Накопил - купил новую шляпу для аватарки или даже «дэй-офф» в пятницу!

Борьба поколений

Убедить учителей в том, что ценность учебных задач, выраженная через призму цифровых денег, это правильный путь. То, что «заработок» за выполненное задание позволит детям лучше осознавать его важность, быть более вовлечёнными в процесс, а также возвращаться к заданиям снова, чтобы набрать максимальное количество баллов и монет.

Самым сложным для меня было убедить членов моей команды в том, что я не пытаюсь внедрить отвлекающий фактор в учебный процесс и не стремлюсь затмить авторитет учителя, придавая заданиям ценность через «цену» в кристалликах. Всё время у меня было ощущение какого-то злодея-капиталиста, который пытается навязать школьному образованию экономическую модель.

В четверг начался хакатон, и мы все погрузились в переосмысление концепции. Ведь нужно было не только продумать монетизацию, но и придумать сами задания, на которых её можно обыгрывать. Должен сказать, что члены моей команды придумали по-настоящему гениальный инструмент как для учителя, так и для ученика.

Что же у нас оплучилось?

Представьте, что у вас есть тема из учебника, которую вы собираетесь завтра объяснять на уроке. Вы заранее даёте этот текст ученикам, но перед этим можете проверить его на сложность с помощью общедоступного словаря, который показывает уровень владения языком для каждого слова. Эти же уровни (грейды) используются при сдаче языковых экзаменов - например A1, A2, B1, B2, C1.

Ниже на гифке можете сами увидеть как это работает

сделано на Lovable

Далее вы можете убрать некоторые слова, просто нажав на них в словаре. Когда словарь создан и вы уверены, что можете представить эти данные детям в игровой форме, вы нажимаете кнопку «Создать викторину».

Вовлеченность ученика!

У ученика есть панель с разными номиналами валюты, которые мы выдаём в начале. Их можно тратить на разные действия — например, на открытие незнакомых слов в словаре.

Словарь работает довольно просто: он разделён на блоки, и в каждом из них находятся слова с указанием категории и цены за получение перевода. Таким образом ученик тратит валюту уже в процессе перевода слов.

Словарь ученика

Когда мы прошли весь материал и выучили слова, можно начинать играть в викторину. Она устроена очень просто: на экране показывается слово на эстонском языке и предлагается четыре варианта ответа на русском. Всё, что нужно сделать, — выбрать правильное слово. Такая же технология используется в Duolingo.

Также отображается категория слова и приз, который можно получить за правильный ответ. Если выигранных средств хватает на покупку в магазине, появляется всплывающее окно с доступным товаром. Например, можно купить шляпу и сразу применить её к своему аватару в профиле.

как выглядит викторина

Что я для себя осознал на хакатоне ?

Мы проделали грандиозную работу — создали невероятную платформу для развития учителей и учеников. Мы применили свои знания, причём каждый — самые глубокие и значимые. Ведь на подобные мероприятия мы приходим именно для того, чтобы проявить себя.

Мы посетили множество воркшопов и пообщались с лекторами, которые не только наставляли нас в вопросах дизайна, но и делились знаниями в области педагогики и этики преподавания.

Нас научили правильному отношению к питчингу.

Я осознал серьёзную ошибку нашего питча только после того, как всё закончилось. Нужно гораздо глубже раскрывать проблему и подкреплять её фактами и визуальными материалами - фотографиями, а возможно и интервью с людьми, которые напрямую сталкиваются с этой проблемой. Это придаёт презентации идеи огромную силу и значительно улучшает её понимание.

1
9 комментариев