Gamedev Александр Гинзбург
9 777

Все (ну почти) полезные ссылки для игрового сценариста

Хочу поделиться с вами ссылками, которые накопал (и которыми пользовался!) за пять лет работы игровым сценаристом.

В закладки
Аудио

Даю ссылки не на конкретные статьи (их будет слишком много), а на полезные сайты, группы, блоги и форумы. Почти везде есть поиск: вбивайте туда обычные сценарные термины - нарратив, повествование, сценарий, сюжет, диалог, персонаж и прочие - и наслаждайтесь.

Да, почти кладоискательство, но КПД в разы выше.

РУССКОЯЗЫЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Рубрика “Нарратив” в блоге Анатолия Шестова. В целом рекомендую весь блог: глубоко, но в то же время очень понятно написано как для новичков, так и для профессионалов гейм- и нарративного дизайна. Также обратите внимание на переводные статьи о интерактивном повествовании и цикл лекций Яна Шрайбера.

Манжеты Гейм-дизайнера, в поиске был вбит “Нарратив”. Также будет интересно почитать “Новости гейм-дизайна” (на самом деле актуально для нарративщика), интервью в “Game design lovers” а также посмотреть вакансии Бобы Фетта (хотя не помню, встречал ли я там вакансии для сценаристов). Статьи выходят редко, зато отличного качества.

Mooshi Games, прекрасный блог Анны Мусиной, студентки-литературоведа, которая разбирает сюжеты (и не только сюжеты) в играх, а также анализирует удачные и неудачные приёмы сторителлинга. Более 150-ти статей для чтения долгими вечерами. Группа VK с наибольшим количеством полезной информации о нарративе.

Коллекция ссылок и ресурсов на сайте онлайн-школы игровых сценаристов Нарраторика. На том же сайте советую почитать статьи, а на Youtube-канале Нарраторики - смотреть видеоуроки. Если кратко - это единственная русскоязычная школа игровых сценаристов, альтернатив нет. Группа Нарраторики в VK: https://vk.com/narratorika

Переводы статей из блога бывшего главного сценариста Bioware Дэвида Гейдера. В основном акцент сделан на серии Dragon Age, но многое касается и сценаристики игр как таковой. Есть также занятные материалы о полиамории в играх, трансгендерах и геях.

Progamer. Попадаются очень толковые статьи для профессионалов. Вбейте в поиске: “Диалоги в играх”, “Три вида повествовательных структур”, “Стандартные схемы выбора”. Найдёте что-то ещё интересное - пишите.

Список статей в группе “Геймдизайн для сочувствующих”. Важные для нас материалы: “Целевая аудитория”, “Игровой сюжет” и “Игровой сюжет: механики”.

Статьи из Codex of RPG Elucidation. И ещё вот здесь. В основном рецензии, рассчитанные на игроков и горячих поклонников РПГ, но и для сценаристов можно найти полезное. Например, переводные интервью с разработчиками “тех самых”, ставших классикой, ролевых игр.

Форум на Gamedev.ru, где игровые сценаристы делятся мнениями о придуманных мирах и сюжетах, а также ищут и предлагают идеи. Здесь и в разделе “Работа” иногда попадаются вакансии для игровых сценаристов и нарративных дизайнеров.

Форум на Сценарист.ру. Пусть здесь обсуждают и не игровую сценаристику, зато очень активно, и можно нахватать много интересных идей для персонажей и квестов.

Форум на GCUP.ru. Форум давно мёртвый, но, если полистать 284 темы (на деле оно не так страшно, как звучит), то можно откопать уйму полезного и для теоретика игровой сценаристики, и для практика, и просто для игрока.

И, конечно же:

https://dtf.ru/gamedev

https://dtf.ru/games

https://dtf.ru/indie

Без комментариев. Но для экономии времени советую пользоваться поиском.

АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Гамасутра - неисчерпаемый источник информации на английском языке. Если владеете им - must have. Если владеете им не лучше меня - срочно подтягивайте и давайте вместе искать на Гамасутре жемчужины интерактивного сторителлинга.

Блог англоязычной писательницы и сценаристки Эмили Шорт, посвящённый интерактивному сторителлингу. Отличается глубоким, почти научным подходом. При желании можно найти и переведённые статьи. Например, вот тут.

Блог бывшего сценариста Bioware Александра М. Фрида. Теория создания романов для протагониста и прочая годноста от автора KOTOR, Mass Effect и Dragon Age.

Да-да, Pinterest. Вряд ли вы найдёте здесь что-то вразумительное на русском, зато куча полезных материалов (а главное - очень наглядных!) на английском. Вводите в поиске наверху: “Narrative”, “Writing”, “Conflict”. Информации будет море, осталось только найти то, что будет полезно именно для игрового сценариста.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

Youtube-канал DevGAMM, русскоязычные и англоязычные записи с конференций. Жаль, видеоролики о нарративе очень редки.

Канал Writing on Games. Автор разбирает повествование в популярных играх, хотя скорее для игроков, чем для сценаристов. На английском, зато многие ролики с субтитрами.

Плейлист Writing for Games на канале Extra Credits. Тоже рассчитан скорее на игроков и там очень быстрый английский, будьте готовы.

Game Maker’s toolkit, канал Марка Брауна. Не так много материала для сценаристов, зато очень много и подробно о геймдизайне. На английском.

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Идеи в кино и литературе. Неординарный сайт, анализирующий интересные сюжеты в кино и в литературе, а также предлагающий сценаристам попробовать различные необычные приёмы, перипетии и персонажей. Всё очень конкретно и на примерах. Нужен глубокий, интересный персонаж? Кликаете на раздел “Персонажи” слева и выбираете нужного в качестве заготовки.

Википедия, посвящённая жанру Interactive Fiction. Тоже свои и переводные статьи, но, понятно, с уклоном в сторону текстовых. А вот по этой ссылке крупная коллекция ресурсов на эту тему на английском языке.

“Нарратология”, раздел Википедии. Здесь материалы для профессионалов сторителлинга. Есть описания приёмов, обзор жанров (в т.ч. жанров компьютерных игр), объяснение терминов вроде “Макгаффина”, “Перипетии” и даже таинственной “Нарративной идентичности”.

Словари. Очень советую регулярно обращаться к ним как минимум для пополнения активного словарного запаса. Особенно, если мало читаете. Словари помогают также избегать орфографических ошибок, повторов и прочей ереси. Особенно рекомендую мой любимый словарь - эпитетов. Жаль, маловат.

Тропы - настоящий кладезь архетипических, распространённых и просто удачных форм, найденных за время существования человека. Обратите особое внимание на раздел нарративных тропов. На английском.

И последнее (по порядку, но не по важности): мой собственный, совсем ещё молодой блог “Записки игрового сценариста” в VK.

В нём я выкладываю информацию не только о нарративе в играх, но и о процессе работы игрового сценариста, её радостях и трудностях, а также даю полезные советы для сценаристов, писателей и даже копирайтеров. Так что, если вам интересно не только игровое повествование, но и процесс его создания, - добро пожаловать!

P.S. Если знаете ещё какие-то ресурсы, пожалуйста, киньте ссылку в комментарии :-)

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Александр Гинзбург", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 47, "likes": 356, "favorites": 1192, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 47679, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 22 Apr 2019 20:12:22 +0300" }
{ "id": 47679, "author_id": 107128, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/47679\/get","add":"\/comments\/47679\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/47679"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64954, "last_count_and_date": null }

47 комментариев 47 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
54

dtf.ru

Для экономии времени советую пользоваться поиском.

Ответить

Комментарий удален

13

Вроде смешно-смешно, а по-хорошему именно интенсивное самообразование из человека делает сценариста игр. И статьи тоже. Никакие курсы этого не заменят)

Ответить
0

Звучит конечно хорошо, но пока ты не поучаствуешь в разработке хотя бы мало мальски заметного инди рогалика за зарплату бич-пакетами вряд ли тебя возьмут куда то имея только "я все могу и все знаю" из резюме. Хотя всякое бывает.

p.s. по этой же теме, неплохо было бы увидеть ещё очерк от вас как от человека знакомого с этой индустрией о том как примерно выглядит этот путь от первого лица. Но это так, мысли вслух.

Ответить
3

Да, следующая статья как раз будет о пути игрового сценариста в индустрию, вы угадали) Хотя мой путь нетипичный, я пришёл в геймдев из игр живого действия)

Ответить
1

Есть еще лайфхак, можно сделать мод к готовой игре без зарплаты бич-пакетами.
Можно даже на рпг мейкере создать интересную историю.
В конце концов можно написать рассказ, который приложить к своему портфолио сценариста, по которому должно быть понятно, что кроме таланта у человека еще и с самоорганизованностью всё хорошо.

Ответить
0

Судя по их играм, у них вся команда из таких кадров состроит.

Ответить
11

Итого, судя по закладкам, спустя 2 часа после выхода статьи у нас уже как минимум 349 состоявшихся и потенциальных игровых сценаристов. Поднимем с колен СНГ геймдев. :)

Ответить
10

Закладки для слабаков. Даёшь открытые в лисе вкладки и оставленные там висеть в надежде, что обязательно воспользуешься ими когда-нибудь, когда придёт время.

Ответить
0

Да, количество закладок обнадёживает))

Ответить
9

87 человек сохранило, 32 прожали плюс, воспользуется 2-3 человека.

Ответить
0

Классика дтф

Ответить
1

Классика любого человека в общем-то.

Ответить
0

Да это классика чего угодно. Стандартная такая воронка взаимодействий.

Ответить
7

Нарраторика

Ох, в 16 году прямо хорошо бомбило у народа от великого противостояния!

Ответить
7

Достаточно было поглядеть на основной проект авторов чтобы бежать от того места как от огня

Ответить
5

Спасибо за отличную подборку! От себя накидаю парочку полезных ссылок:

1) GDC Vault. Записи выступлений на GDC разных лет. Набрав в поиске "narrative", можно найти гору всего интересного:
https://www.gdcvault.com/search.php#&category=free&firstfocus=&keyword=narrative&conference_id=
2) Блог Frictional Games, авторов Amnesia и Soma. Есть ряд неплохих статей про нарратив в играх:
https://frictionalgames.blogspot.com/search?q=narrative
3) Крупнейший ресурс с рандомными генераторами. Будет полезен пишущей братии, в том числе и своим разделом Writing, где собраны инструменты для борьбы с творческим блоком.
https://www.seventhsanctum.com/index-writ.php

Везде нужен инглиш.

А еще я нуб и не умею тут правильно оформлять ссылки.

Ответить
3

Делал свою коллекцию генераторов под настольные ролевые игры и вообще из интереса - тоже закидываю, может кому полезно будет:
http://janvarev.ru/TGen/Gens

Ответить
0

Отлично, тоже пригодится)

Ответить
1

Отлично, спасибо, забираю в коллекцию)

Ответить
4

Русскоязычный аналог TV Trops. https://posmotre.li
Кроме того, что народ, собственно, переводит тропы, они там ещё и русскоязычных авторов разбирают. Из минусов - в основном фикшн и современное фентези. Но и по классике тоже есть, если поискать.

Ответить
0

Спасибо, знал про него, но пользоваться как-то не довелось)

Ответить
2

Два чая этому Господину!

Ответить
2

Ну, блиииин... C.O.R.E. не про рецензии совсем, достаточно лишь на уровень выше подняться (до статейного блока) или просто полистать главную страницу. Рецензий там уже несколько лет не было. Основное — это переводы материалов для разработчиков и продвинутых игроков (которым это интересно) в компьютерные ролевые игры. Точнее, даже не так, не переводы, а «сохранение знаний», то есть статей с других ресурсов, в том числе и русскоязычных.

Ответить
1

Мне иногда нравится почитать этот блог.
https://vk.com/bashloot
Хотя сценарии тут косвенно затрагиваются.

Ответить
2

Спасибо за упоминание)

Ответить
1

Спасибо за ссылку, посмотрю обязательно)

Ответить
1

Вот еще интересная идея того же автора:
https://bashgamedesigner.wordpress.com/2018/01/11/идея-квест-безумное-чаепитие/
Мне она нравится тем, что предлагает безумное приключение.
Прекрасно еще и то, что прочитав просто описание зайца, можно представить как у него дергается плечо, глаз, проявляется особая манера говорить иногда переходя на крик, бить по столу лапой, когда он не согласен. Пища для фантазий в общем.

Ответить
1

Хм, любопытно) Чуть позже прочитаю более вдумчиво

Ответить
1

А для сценаристов фильмов и сериалов есть что-то подобное?

Ответить
2

Для них, в отличие от игровых сценаристов, есть просто уйма литературы) Макки, Митта, Сегер, Труби, Воглер, Блейк, Уильям Индик, Лайош Эгри, Сид Филд, Ландау, Дуглас, Молчанов...
На дтф - не уверен, но совершенно точно список литературы есть на сценарист.ру

Ответить
1

Спасибо) интересно

Ответить
1

Прекрасно, спасибо)

Ответить
1

спасибо большое

Ответить
0

Спасибо) Я вот тоже думал, включать ПО в список или нет. Вообще, сколько работаю, всегда или гуглдоки-гуглтаблицы, или специальная программа под конкретную игру.

Ответить
1

Огромное спасибо за статью, сразу закладки и + в карму

Ответить
1

Извиняюсь, если кто уже упоминал - не увидел, - но с тропами есть еще телеграм-канал на русском: https://tgram.ru/channels/dailytropes

По сути, там переводы статьей с tvtropes, но автор дополняет их своими материалами. Доходчиво и полезно.

Ответить
0

Спасибо) Нет, на телеграм-канал ещё ссылок не было.

Ответить

Комментарий удален

0

А какие сайты и блоги толерантны к сценарию тем, касающихся ЛГБТ? Это тоже важно :)

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Гейб Ньюэлл наконец-то анонсировал то,
чего все так долго ждали
Подписаться на push-уведомления