В 2010 году в Германии, в Кельне, в рамках выставки GamsCom, я в составе женской сборной России выиграла чемпионат Европы по Counter Strike 1.6. На эти соревнования отправили лучших игроков страны по различным игровым дисциплинам, но, насколько я помню, золото привезли только мы. Перед этим я выигрывала чемпионат России и СНГ, но звание чемпиона Европы — моя высшая киберспортивная награда. К слову, отборочные на чемпионат мира я проигрывала три года подряд.
Киберспорт занял почти семь лет моей жизни и сыграл в ней колоссальную роль по всем фронтам. Это было наикрутейшее время, но это было совсем другой киберспорт, нежели сейчас. Мои друзья, играющие в команде Na'Vi, имеют зарплаты по несколько тысяч долларов, объезжают по 20−30 стран в год, летают бизнес-классом, заключают рекламные контракты с известнейшими брендами, а киберспортивные компании превратились в мощные бизнес-организации с довольно большими оборотами. Да что говорить, недавно киберспорт был официально
включен во Всероссийский реестр видов спорта.
Когда играла я, всего этого ещё не было в зародыше. Это было больше идейное, но амбициозное коммьюнити. Зарплаты у киберспортсменов были номинальные, если были вообще, а призовые фонды были в десятки, а то и в сотни раз меньше.
Прекрасно помню, как на ежесезонный российский турнир Asus NoN-Pro приезжали ребята из Владивостока, которые ехали в поезде неделю, затем за час вылетели с турнира ещё на group stage, ещё раз выкупили слот на участие, снова проиграли и поехали домой во Владивосток — снова на поезде, снова семь дней. Двое из ныне известнейших игроков России и СНГ, с которыми я дружу, в своё время приехали в Москву по контракту с одной организацией и за неимением денег жили в компьютерном клубе, спали на сдвинутых стульях, а умывались в раковине в туалете. Можно ли представить такое сейчас?
Тем не менее вспоминаю я это время часто, и воспоминания исключительно приятные. Даже вектор моей рабочей деятельности был сформирован именно благодаря киберспорту. После завершения игровой карьеры мои друзья, которые организовывали различные турниры, позвали меня на работу в рекламное агентство полного цикла. С этого начался мой путь в digital, который продолжается по сей день.
Прекрасно помню, как после увольнения из агентства я пришла на собеседование в IMHO Video International (известнейший и крупнейший в России и СНГ медиаселлер). Моего опыта на тот момент не хватало, чтобы получить оффер, это стало очевидно буквально через 10 минут после начала беседы.
Когда интервьюирование подходило к концу и беседа уже не носила официальный характер, у меня спросили про мои увлечения. Я бодро ответила, что уже много лет играю в «стрелялку», после чего на лице моего будущего руководителя появился плохо скрываемый интерес. Как оказалось, она когда-то защищала кандидатскую диссертацию, посвященную феномену популярности компьютерных игр. Мне дали шанс: я успешно выполнила тестовое задание, в котором нужно было «продать» киберспортивную команду спонсорам, и через пару дней получила заветный оффер в компании, которая мне казалась недосягаемой.
Сейчас, спустя несколько лет, я работаю директором по спецпроектам на игровой площадке. И снова мое игровое прошлое было настоящим восторгом для руководства, когда меня сюда пригласили. Мне необходимо следить за киберспортом и знать о его главных событиях, изменениях, общаться с ключевыми фигурами. Получается, сначала я побывала внутри киберспорта, а теперь соприкасаюсь с ним уже извне. Я до сих пор общаюсь со многими известными миру геймерами, некоторые из них стали для меня хорошими друзьями.
Было очень много ярких эмоциональных моментов, которые сложно забыть. Однажды я ездила на шоу-матч в Архангельск в составе известной тогда мужской команды по Counter Strike 1.6 — Spb.Islanders. Один из игроков заболел, поехать было некому, а я была девушкой игрока этого состава. И я, единственная представительница слабого пола, в окружении киберселебрити поехала общаться с архангельскими фанатами.
Для этого был арендован целый университет, битком забитый фанатами, которые со всего Архангельска приехали поиграть и увидеть нас вживую. Восторг и восхищение в глазах этих ребят, количество розданных автографов и сделанных фотографий я не забуду никогда.
Ещё прекрасно помню, как компания USN пригласила меня поиграть с фанатами на стенде в рамках отборочных соревнований на чемпионат мира WCG. Два выходных, 16 часов подряд, мы играли с каким-то нескончаемым потоком ребят, выходя только трижды на перекур. Сыграли, наверное, несколько сотен карт. Это было очень тяжело и очень круто одновременно.
Помню восторг после победы в Германии. Когда выходишь с российским флагом и огромным кубком на главную сцену в зале, наполненном немцами (которые болели вовсе не за нас), — это безумно круто. Таких воспоминаний за всё время накопилось очень много — боюсь, что не остановлюсь.
Со мной часто знакомятся молодые люди, в том числе в социальных сетях, и когда они видят фотографии и узнают, что я была киберспортсменкой, для них это становится шоком и несомненным положительным пунктом. Вообще, это долгое время всех шокировало и только сейчас перестает быть какой-то из ряда вон выходящей ачивкой.
Counter Strike 1.6 — командная игра, и зачастую в команде собираются совершенно разные люди, с несовместимыми темпераментами, привычками, характерами и повадками. Эти люди, что естественно, сталкиваются лбами, происходят конфликты, разногласия. Но если команда хочет добиться победы и это главная их цель — keep it to yourself, приходится находить общий язык и компромиссы. Это хороший навык, который потом находит применение в реальной жизни.
Умение работать в команде, когда каждый её участник является важной частью одного целого механизма, взаимоуважение, поддержка, умение подстраиваться под других людей и слышать их — все эти пункты в тебе активизируются. И я, будучи лютым интровертом, очень благодарна киберспорту за то, что он открыл во мне способность работать в команде: сейчас в работе это колоссально помогает.
Я хотела бы, чтобы моя работа в дальнейшем была так или иначе связана с игровой индустрией в целом и с киберспортом в частности, потому что в этом вся я. Немного одолевает желание снова начать играть, но время покажет, как все сложится дальше.
Сергей Шолом, шалом!
я думаю Серега уже не раз наслаждался этой шуткой)