Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

На какие принципы опирается художница, чтобы заставить зрителя поверить в своих чудовищ.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Террил Уитлэтч считается одной из главных дизайнеров существ нашего времени. Ее самое узнаваемое творение — Джа-Джа Бинкс из приквелов «Звездных войн». Еще она разработала множество концептов для фильмов «Джуманджи 1 и 2», «Люди в черном», «Элвин и бурундуки», «Полярный экспресс» и многих других.

Террил — автор книг и преподаватель дизайна существ в Академии художеств в Сан-Франциско. Ее главный инструмент — биологическая точность. Для каждого создания она не просто придумывает внешность, а строит скелет, мышцы и рисует сет движений персонажа в динамике.

<i>Концепт Тимто Пагалиса — одного из гонщиков на подах в «Звездных войнах: скрытая угроза».</i>
Концепт Тимто Пагалиса — одного из гонщиков на подах в «Звездных войнах: скрытая угроза».

Статья написана по мотивам этих видео: 1, 2.

Дуальность — залог убедительности

Чтобы фантастическое существо выглядело правдоподобным, Террил совмещает анатомию одного или нескольких зверей и добавляет человечности. Это называется «принципом дуальности». Он позволяет адаптировать персонажа к окружению, показать характер героя, сделать личность запоминающейся и рассказать историю. Такой подход делает существо знакомым зрителю, ведь его эстетика взята из реальной жизни — нашей природы.

Дизайнер существ по определению должен быть дизайнером персонажей, чтобы наполнить индивидуальностью то, что он создает. Дуальность — это сумма животного и человеческого, выраженная в одном создании, которое выполняет определенную роль в мире и истории.

Террил Уитлэтч

Как Террил использует дуальность: создаем Сатира

Сатир — это мифическое существо, наполовину человек, наполовину козел. Чтобы создать Сатира, нужно в первую очередь понимать анатомию человека: его телодвижения, особенности скелета и мышц.

<i>Создание антропоморфных существ невозможно без понимания человеческой анатомии.</i>
Создание антропоморфных существ невозможно без понимания человеческой анатомии.

Следующий шаг — изучение анатомии козы с той же внимательностью, с которой мы отнеслись к человеку: телодвижения, базовое понимание скелета и мышц.

<i>Сатир — козлоногое существо, поэтому важно понимать анатомию этого животного.</i>
Сатир — козлоногое существо, поэтому важно понимать анатомию этого животного.

Имея достаточные знания о том, как устроены человек и коза, можно играть с представлением об их «сумме». Террил показывает, как бы выглядело это создание с научной точки зрения, если бы существовало на самом деле.

Важно понимать, что я не создаю химеру — одно животное, склеенное из нескольких. Я создаю нечто совершенно новое, в основе чего лежат знания об исследованных мною зверях.

Террил Уитлэтч
Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

В классической мифологии Сатиры — это жизнерадостные и распутные существа, создатели алкоголя. Поэтому мы видим в руке у него чашу с виноградом, а на лице — хитрую ухмылку. В углу листа художница нарисовала его веселым и танцующим. Все это дает нам понимание его личности.

На этом концепте Террил не остановилась и решила пофантазировать, как сделать Сатира еще более харáктерным. Главное на этом этапе — не уйти в мультяшный стиль, если вы стремитесь к реалистичности. Художница дает простой, но действенный совет, чтобы избежать этого: изучайте дикую природу. Она называет это «study that never ends» — учеба, которая не кончается. Постоянно рисуйте животных из ближайшего парка, музеев и зоопарков. Кроме прочего, чем дольше вы их изучаете, тем лучше вы начнете видеть индивидуальность в каждом из них.

<i>Стадики обезьян в местном зоопарке, в которых художница пытается «нащупать» душу.</i>
Стадики обезьян в местном зоопарке, в которых художница пытается «нащупать» душу.

Для этой работы Террил отправилась в зоопарк, чтобы понаблюдать за обезьянами и сделать концепт Сатира, основанный на приматах.

В конце концов я спросила себя: а что если в романе Питера Бигла «Последний единорог» вместо единорога будет Сатир, основанный на образе старой шимпанзе? Как он будет выглядеть? И думая об этом, я руководствовалась не столько анатомией, сколько представлением о том, что происходит у него в голове.

Террил Уитлэтч
<i>За основу существа Террил взяла самку шимпанзе, а домашнюю козу художница заменила ее диким родственником — <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D1%91%D0%BB" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ибексом</a> с красивыми изогнутыми рогами.</i>
За основу существа Террил взяла самку шимпанзе, а домашнюю козу художница заменила ее диким родственником — ибексом с красивыми изогнутыми рогами.

Другие примеры дуальности

Это создание родилось на основе самой крупной из африканских антилоп Западной Канне, реконструкциях доисторического жирафа, двуногих динозавров и даже человека: от него животное получило корпус и прямохождение. Несмотря на такое большое количество «доноров», ни один из них не читается явно. Зритель лишь чувствует что-то знакомое.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Это концепт Гандарка, чудовища из вселенной «Звездных войн». Создавая его, Террил вдохновлялась карликовыми шимпанзе Бонобо и, как ни странно для такого огромного монстра, маленькими обезьянками Саймири.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Членистоногих, по словам Террил, всегда сложнее создавать с точки зрения эмоционального состояния. Но можно дать ему глаза млекопитающего с веками и маленькими складочками вокруг, как на примере ниже. Еще у этого артропода челюсти больше похожи на челюсти млекопитающих, хотя мандибулы, присущие насекомым, сохранены.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

А это пример химеры. Здесь нет переосмысления, только прямое копирование.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Палеонтологическое исследование в создании персонажей

Палеонтологические реконструкции — одно из направлений дизайна существ, которым увлекается Террил. Помимо научного приложения, она использует свои знания в творчестве.

Палеонтологические реконструкции заставляют думать о дизайне существ с научной точки зрения. Это помогает рассматривать анатомию в контексте мира и роли, личности и мотивов.

Террил Уитлэтч

Реконструкция древнего животного Диплокаулуса пермского периода полностью сделана на основе современных амфибий: тритоне, саламандре и аксолотле. Таким образом мы можем примерно представить, как он жил.

<i>Слева — Диплокаулус, справа — исследование этого животного в контексте современных видов.</i>
Слева — Диплокаулус, справа — исследование этого животного в контексте современных видов.

Зачем палеонтологический метод художнику?

Подобный анализ поможет создать никогда не существовавшее животное убедительно. Художник может не просто воспроизвести его правильно с анатомической точки зрения, но и поместить его в реальные условия, где он будет выглядеть гармонично.

<i>Мифическая амфибия созданная по образу Диплокаулуса. Кстати, если присмотреться, можно увидеть эмоцию на его лице и предугадать характер — привет, дуальность.</i>
Мифическая амфибия созданная по образу Диплокаулуса. Кстати, если присмотреться, можно увидеть эмоцию на его лице и предугадать характер — привет, дуальность.

Террил Уитлэтч создает «биологического» грифона

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Грифоны — мифические существа с туловищем льва и головой орла. Но перед художницей стояла задача создать не химеру, а биологически достоверное животное, способное жить в реальном мире. Поэтому она обратилась к исторической литературе, чтобы понять, что повлияло на людей, придумавших их.

По одной из версий, люди нашли окаменелые черепа протоцератопса, внешность которых вполне укладывалась в представления о грифонах. Террил использовала эту теорию в своем концепте, совместив «днк» протоцератопса и африканского леопарда. Для этого, конечно же, она в первую очередь изучила самих леопардов. Чтобы лучше понять прототипы, художница исследовала взрослых с детенышами.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Затем изучила новейшие реконструкции протоцератопсов:

<i>В исследовании важна каждая деталь, например, Террил подметила перьеобразные наросты на хвосте динозавра, которые она использовала в своем концепте.</i>
В исследовании важна каждая деталь, например, Террил подметила перьеобразные наросты на хвосте динозавра, которые она использовала в своем концепте.

На стыке двух совершенно разных видов, разделенных миллионами лет, дизайнер создала грифона, который мог бы существовать на самом деле. Крылья на передних лапах позаимствованы у рапторов. Если они были у них, то могли бы быть и у грифонов.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Но на одном концепте работа не останавливается, особенно если речь идет о создании кино, где требуется много деталей. Команде по производству нужно дать как можно больше информации: скелет для риггинга и мышцы для скульптинга 3D-модели.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Во вселенной Террил самки грифонов отличаются от самцов:

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

И, наконец, нужно показать животное в естественной среде обитания:

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Это хищники, дерущиеся за добычу подобно львам. Они живут в скалистой местности, как ирбисы. Они не умеют летать, у них нет для этого нужных мышц. Но они могут высоко подпрыгивать, планируя над землей.

Другой стадик грифонов Террил нарисовала, наблюдая за молодой пантерой, играющей в зоопарке:

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Когда есть рабочий концепт, можно поиграть с образом и создать что-нибудь более мультяшное:

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Создание инопланетян для «Звездных войн»

В отличие от фэнтезийных существ, инопланетяне — создания, полностью придуманные автором. Методика их разработки, по словам Террил Уитлэтч, движется в обратном направлении:

Если я создаю воображаемое существо, сначала я придумываю внешний дизайн. Безусловно, он основан на анатомии, которую я уже знаю, но в первую очередь я думаю о внешности. Затем я проектирую подходящий скелет и наращиваю мышцы поверх него. Для «палеонтологических» работ у меня уже есть ископаемые кости. Поэтому я начинаю со скелета, наращиваю на него мышцы и уже потом думаю о внешности.

Террил Уитлэтч

Рождение Джа-Джа Бинкса

По словам художницы, изначально образа Джа-Джа не было. Джордж Лукас хотел добавить в трилогию милого и безобидного персонажа, ведь сама по себе история приквелов довольно мрачная, но не знал, какого. Террил пришлось его полностью выдумать, и вот появился первый набросок Джа-Джа Бинкса. В его концепции нет глубокого исследования, только фантазия.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Режиссеру понравились глаза существа и робкая неуверенность. Эти детали стали отправными точками в разработке персонажа, которая длилась около полутора лет.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

За это время Террил нарисовала десятки концептов. У героя даже мог быть любимый питомец:

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Джа-Джа Бинкс стал одним из первых полностью готовых персонажей. В его внешность заложено много животных, но силуэт остался человеческим.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Поэтому нужно было придумать деталь, показывающую, что это не земное существо. Этой деталью стала походка. За счет слишком коротких бедер и длинных голеней этот персонаж ходит покачиваясь взад-вперед, как городские голуби, что делает его менее антропоморфным.

Как и для всех остальных инопланетян «Звездных войн», Террил нарисовала для Джа-Джа анатомический рисунок и скелет для скульптинга и анимации.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ
Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Себульба — ментальная противоположность Джа-Джа. Визуально они тоже сильно отличаются: кожа Джа-Джа теплого цвета, а его силуэт состоит из крупных округлых форм. Внешность Себульбы сложена из колючих и острых элементов.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Себульба тоже состоит из множества разных животных, но Террил при его создании опиралась на внешность одногорбого верблюда.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Без анатомии никуда — скелет для анимации:

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Участники гонок на подах

Абсолютно все существа в приквелах «Звездных войн» прорисованы со скелетами, какими бы странными они не были.

<i>Гонщики с Татуина.</i>
Гонщики с Татуина.

И даже Джабба, организатор гонок. Благодаря Террил мы знаем, что он не слизень, а очень странный вид саламандры.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Важно сделать чудовищ асимметричными. В природе нет ничего идеального, поэтому пренебрежение асимметрией может вызвать феномен «зловещей долины».

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

На концепте ниже ясно считываются животные, которые вдохновляли Террил на создание инопланетян. Морской конек для существа по центру. Для гонщика слева — Геренук, вид африканской антилопы. Лицо Тимто Пагалиса (справа) взято у макаки, ноги у верблюда, а хвост у динозавра. Всех их объединяет антропоморфность и добродушность: они радуются, что выжили в последней гонке и весело пьют чай. Кроме Себульбы, он где-то позади, ворчит в одиночестве и ворует сахар.

Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ

Что рекомендует Террил Уитлэтч начинающим дизайнерам существ

Бесплатная лекция Террил «Стилизация персонажей» на «Иллюстратоне»

Если вам интересно послушать Террил и узнать больше секретов дизайна — приходите на бесплатный онлайн-марафон «Иллюстратон» от Smirnov School, который пройдет 20-21 ноября. На нем художница прочитает лекцию «Стилизация персонажей»: она покажет, как разрабатывать существ для планет с разной гравитацией — и как их концепт будет зависеть от силы притяжения.

Участие в марафоне бесплатное, узнать подробности и зарегистрироваться можно тут.

Текст написала Юлия Хлебко, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

219
48 комментариев

Джа-Джа Бинкс

Убиват

6
Ответить
40
Ответить

И не только убиват

3
Ответить

Крутой, вдохновляющий материал. Сразу захотелось нарисовать кого-нибудь.

Надеюсь, что этот «красавец» не приснится мне сегодня.

10
Ответить

Он приснится в наиболее полной своей форме

12
Ответить

Респект художнице за дотошность и внимание к деталям... Но это же все херня полная. Джа Джа это лютый китч визуально и кринжатина как персонаж. Химера это когда присобачили одну часть животного к другому и в качестве примера на иллюстрации отчаяннейший кал из жирафа с бегемотом. А давайте кентавров разберём? Нарисует она как функционируют две пары лёгких два сердца да хотя бы как хребет устроен, про стык между торсами и упоминать не стану. Кентавр это химера и есть немало прекрасных работ на которых эта химера выглядит прекрасно. А Джа Джа смотрелся стрёмно даже в год релиза. Отдельно порадовало что нужно придавать антропоморфности существам (и видимо именно такому подходу мы обязаны обилию унылейших антропоморфных алиенов), и при этом избежать зловещей долины (через упомянутую ассимметрию например) но при этом на голубом глазу она придает Джа Джа голубиную походку усиливая эту самую зловещую долину.

Короче классика - если некто поработал над чем-то культовым то его/ее советы принимаются за гениальные инсайты.

13
Ответить

Про антропоморфность прям в точку, я понимаю времена первых зв, где ну никак не вывернуться было - вот маска, ты инопланетянин, да и фантазии, материала наработанного не было.
Сейчас же, в какую фантастику не плюнь, ничего не поменялось, просто берем человека, меняем цвет кожи и еще что-нибудь - готово, планетянин.

7
Ответить