Фантастические твари Террил Уитлэтч: как дизайнер Джа-Джа Бинкса создает убедительных существ
На какие принципы опирается художница, чтобы заставить зрителя поверить в своих чудовищ.
Террил Уитлэтч считается одной из главных дизайнеров существ нашего времени. Ее самое узнаваемое творение — Джа-Джа Бинкс из приквелов «Звездных войн». Еще она разработала множество концептов для фильмов «Джуманджи 1 и 2», «Люди в черном», «Элвин и бурундуки», «Полярный экспресс» и многих других.
Террил — автор книг и преподаватель дизайна существ в Академии художеств в Сан-Франциско. Ее главный инструмент — биологическая точность. Для каждого создания она не просто придумывает внешность, а строит скелет, мышцы и рисует сет движений персонажа в динамике.
Дуальность — залог убедительности
Чтобы фантастическое существо выглядело правдоподобным, Террил совмещает анатомию одного или нескольких зверей и добавляет человечности. Это называется «принципом дуальности». Он позволяет адаптировать персонажа к окружению, показать характер героя, сделать личность запоминающейся и рассказать историю. Такой подход делает существо знакомым зрителю, ведь его эстетика взята из реальной жизни — нашей природы.
Дизайнер существ по определению должен быть дизайнером персонажей, чтобы наполнить индивидуальностью то, что он создает. Дуальность — это сумма животного и человеческого, выраженная в одном создании, которое выполняет определенную роль в мире и истории.
Как Террил использует дуальность: создаем Сатира
Сатир — это мифическое существо, наполовину человек, наполовину козел. Чтобы создать Сатира, нужно в первую очередь понимать анатомию человека: его телодвижения, особенности скелета и мышц.
Следующий шаг — изучение анатомии козы с той же внимательностью, с которой мы отнеслись к человеку: телодвижения, базовое понимание скелета и мышц.
Имея достаточные знания о том, как устроены человек и коза, можно играть с представлением об их «сумме». Террил показывает, как бы выглядело это создание с научной точки зрения, если бы существовало на самом деле.
Важно понимать, что я не создаю химеру — одно животное, склеенное из нескольких. Я создаю нечто совершенно новое, в основе чего лежат знания об исследованных мною зверях.
В классической мифологии Сатиры — это жизнерадостные и распутные существа, создатели алкоголя. Поэтому мы видим в руке у него чашу с виноградом, а на лице — хитрую ухмылку. В углу листа художница нарисовала его веселым и танцующим. Все это дает нам понимание его личности.
На этом концепте Террил не остановилась и решила пофантазировать, как сделать Сатира еще более харáктерным. Главное на этом этапе — не уйти в мультяшный стиль, если вы стремитесь к реалистичности. Художница дает простой, но действенный совет, чтобы избежать этого: изучайте дикую природу. Она называет это «study that never ends» — учеба, которая не кончается. Постоянно рисуйте животных из ближайшего парка, музеев и зоопарков. Кроме прочего, чем дольше вы их изучаете, тем лучше вы начнете видеть индивидуальность в каждом из них.
Для этой работы Террил отправилась в зоопарк, чтобы понаблюдать за обезьянами и сделать концепт Сатира, основанный на приматах.
В конце концов я спросила себя: а что если в романе Питера Бигла «Последний единорог» вместо единорога будет Сатир, основанный на образе старой шимпанзе? Как он будет выглядеть? И думая об этом, я руководствовалась не столько анатомией, сколько представлением о том, что происходит у него в голове.
Другие примеры дуальности
Это создание родилось на основе самой крупной из африканских антилоп Западной Канне, реконструкциях доисторического жирафа, двуногих динозавров и даже человека: от него животное получило корпус и прямохождение. Несмотря на такое большое количество «доноров», ни один из них не читается явно. Зритель лишь чувствует что-то знакомое.
Это концепт Гандарка, чудовища из вселенной «Звездных войн». Создавая его, Террил вдохновлялась карликовыми шимпанзе Бонобо и, как ни странно для такого огромного монстра, маленькими обезьянками Саймири.
Членистоногих, по словам Террил, всегда сложнее создавать с точки зрения эмоционального состояния. Но можно дать ему глаза млекопитающего с веками и маленькими складочками вокруг, как на примере ниже. Еще у этого артропода челюсти больше похожи на челюсти млекопитающих, хотя мандибулы, присущие насекомым, сохранены.
А это пример химеры. Здесь нет переосмысления, только прямое копирование.
Палеонтологическое исследование в создании персонажей
Палеонтологические реконструкции — одно из направлений дизайна существ, которым увлекается Террил. Помимо научного приложения, она использует свои знания в творчестве.
Палеонтологические реконструкции заставляют думать о дизайне существ с научной точки зрения. Это помогает рассматривать анатомию в контексте мира и роли, личности и мотивов.
Реконструкция древнего животного Диплокаулуса пермского периода полностью сделана на основе современных амфибий: тритоне, саламандре и аксолотле. Таким образом мы можем примерно представить, как он жил.
Зачем палеонтологический метод художнику?
Подобный анализ поможет создать никогда не существовавшее животное убедительно. Художник может не просто воспроизвести его правильно с анатомической точки зрения, но и поместить его в реальные условия, где он будет выглядеть гармонично.
Террил Уитлэтч создает «биологического» грифона
Грифоны — мифические существа с туловищем льва и головой орла. Но перед художницей стояла задача создать не химеру, а биологически достоверное животное, способное жить в реальном мире. Поэтому она обратилась к исторической литературе, чтобы понять, что повлияло на людей, придумавших их.
По одной из версий, люди нашли окаменелые черепа протоцератопса, внешность которых вполне укладывалась в представления о грифонах. Террил использовала эту теорию в своем концепте, совместив «днк» протоцератопса и африканского леопарда. Для этого, конечно же, она в первую очередь изучила самих леопардов. Чтобы лучше понять прототипы, художница исследовала взрослых с детенышами.
Затем изучила новейшие реконструкции протоцератопсов:
На стыке двух совершенно разных видов, разделенных миллионами лет, дизайнер создала грифона, который мог бы существовать на самом деле. Крылья на передних лапах позаимствованы у рапторов. Если они были у них, то могли бы быть и у грифонов.
Но на одном концепте работа не останавливается, особенно если речь идет о создании кино, где требуется много деталей. Команде по производству нужно дать как можно больше информации: скелет для риггинга и мышцы для скульптинга 3D-модели.
Во вселенной Террил самки грифонов отличаются от самцов:
И, наконец, нужно показать животное в естественной среде обитания:
Это хищники, дерущиеся за добычу подобно львам. Они живут в скалистой местности, как ирбисы. Они не умеют летать, у них нет для этого нужных мышц. Но они могут высоко подпрыгивать, планируя над землей.
Другой стадик грифонов Террил нарисовала, наблюдая за молодой пантерой, играющей в зоопарке:
Когда есть рабочий концепт, можно поиграть с образом и создать что-нибудь более мультяшное:
Создание инопланетян для «Звездных войн»
В отличие от фэнтезийных существ, инопланетяне — создания, полностью придуманные автором. Методика их разработки, по словам Террил Уитлэтч, движется в обратном направлении:
Если я создаю воображаемое существо, сначала я придумываю внешний дизайн. Безусловно, он основан на анатомии, которую я уже знаю, но в первую очередь я думаю о внешности. Затем я проектирую подходящий скелет и наращиваю мышцы поверх него. Для «палеонтологических» работ у меня уже есть ископаемые кости. Поэтому я начинаю со скелета, наращиваю на него мышцы и уже потом думаю о внешности.
Рождение Джа-Джа Бинкса
По словам художницы, изначально образа Джа-Джа не было. Джордж Лукас хотел добавить в трилогию милого и безобидного персонажа, ведь сама по себе история приквелов довольно мрачная, но не знал, какого. Террил пришлось его полностью выдумать, и вот появился первый набросок Джа-Джа Бинкса. В его концепции нет глубокого исследования, только фантазия.
Режиссеру понравились глаза существа и робкая неуверенность. Эти детали стали отправными точками в разработке персонажа, которая длилась около полутора лет.
За это время Террил нарисовала десятки концептов. У героя даже мог быть любимый питомец:
Джа-Джа Бинкс стал одним из первых полностью готовых персонажей. В его внешность заложено много животных, но силуэт остался человеческим.
Поэтому нужно было придумать деталь, показывающую, что это не земное существо. Этой деталью стала походка. За счет слишком коротких бедер и длинных голеней этот персонаж ходит покачиваясь взад-вперед, как городские голуби, что делает его менее антропоморфным.
Как и для всех остальных инопланетян «Звездных войн», Террил нарисовала для Джа-Джа анатомический рисунок и скелет для скульптинга и анимации.
Себульба — ментальная противоположность Джа-Джа. Визуально они тоже сильно отличаются: кожа Джа-Джа теплого цвета, а его силуэт состоит из крупных округлых форм. Внешность Себульбы сложена из колючих и острых элементов.
Себульба тоже состоит из множества разных животных, но Террил при его создании опиралась на внешность одногорбого верблюда.
Без анатомии никуда — скелет для анимации:
Участники гонок на подах
Абсолютно все существа в приквелах «Звездных войн» прорисованы со скелетами, какими бы странными они не были.
И даже Джабба, организатор гонок. Благодаря Террил мы знаем, что он не слизень, а очень странный вид саламандры.
Важно сделать чудовищ асимметричными. В природе нет ничего идеального, поэтому пренебрежение асимметрией может вызвать феномен «зловещей долины».
На концепте ниже ясно считываются животные, которые вдохновляли Террил на создание инопланетян. Морской конек для существа по центру. Для гонщика слева — Геренук, вид африканской антилопы. Лицо Тимто Пагалиса (справа) взято у макаки, ноги у верблюда, а хвост у динозавра. Всех их объединяет антропоморфность и добродушность: они радуются, что выжили в последней гонке и весело пьют чай. Кроме Себульбы, он где-то позади, ворчит в одиночестве и ворует сахар.
Что рекомендует Террил Уитлэтч начинающим дизайнерам существ
- Создатель Гринча, Доктор Сьюз, и Беатрис Поттер — любимые писатели и иллюстраторы художницы. Она не раз признавалась, что книги этих авторов вдохновляют ее.
- Чарльз Найт — американский художник-реконструктор, чьи работы выставлены в музеях США. Террил рекомендует его книгу «Animal Drawing: Anatomy and Action for Artists».
- "Руководство по сравнительной анатомии домашних животных" В. Элленбергера и Х. Баума, по которому училась Террил Уитлэтч.
- Справочник «Анатомия человека для художников: элементы формы», Элиот Голдфингер.
- Для увлекающихся палеонтологией реконструкции от доктора Скотта Хартмана, а также учебники иллюстратора Грегори С. Пола.
Бесплатная лекция Террил «Стилизация персонажей» на «Иллюстратоне»
Если вам интересно послушать Террил и узнать больше секретов дизайна — приходите на бесплатный онлайн-марафон «Иллюстратон» от Smirnov School, который пройдет 20-21 ноября. На нем художница прочитает лекцию «Стилизация персонажей»: она покажет, как разрабатывать существ для планет с разной гравитацией — и как их концепт будет зависеть от силы притяжения.
Участие в марафоне бесплатное, узнать подробности и зарегистрироваться можно тут.
Текст написала Юлия Хлебко, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Джа-Джа Бинкс
Убиват
И не только убиват
Крутой, вдохновляющий материал. Сразу захотелось нарисовать кого-нибудь.
Надеюсь, что этот «красавец» не приснится мне сегодня.
Он приснится в наиболее полной своей форме
Респект художнице за дотошность и внимание к деталям... Но это же все херня полная. Джа Джа это лютый китч визуально и кринжатина как персонаж. Химера это когда присобачили одну часть животного к другому и в качестве примера на иллюстрации отчаяннейший кал из жирафа с бегемотом. А давайте кентавров разберём? Нарисует она как функционируют две пары лёгких два сердца да хотя бы как хребет устроен, про стык между торсами и упоминать не стану. Кентавр это химера и есть немало прекрасных работ на которых эта химера выглядит прекрасно. А Джа Джа смотрелся стрёмно даже в год релиза. Отдельно порадовало что нужно придавать антропоморфности существам (и видимо именно такому подходу мы обязаны обилию унылейших антропоморфных алиенов), и при этом избежать зловещей долины (через упомянутую ассимметрию например) но при этом на голубом глазу она придает Джа Джа голубиную походку усиливая эту самую зловещую долину.
Короче классика - если некто поработал над чем-то культовым то его/ее советы принимаются за гениальные инсайты.
Про антропоморфность прям в точку, я понимаю времена первых зв, где ну никак не вывернуться было - вот маска, ты инопланетянин, да и фантазии, материала наработанного не было.
Сейчас же, в какую фантастику не плюнь, ничего не поменялось, просто берем человека, меняем цвет кожи и еще что-нибудь - готово, планетянин.