Основы фотобаша, часть 1. Введение в тему

Рассказываем, что такое фотобаш и что нужно для того, чтобы начать осваивать эту технику. Разбираемся, где искать фотоматериалы, как их выбирать и как быстро вырезать нужные элементы.

Что такое фотобаш?

Фотобаш (photobash, photobashing) — это техника создания изображений при помощи фотографий и средств цифрового рисования. Термин происходит из слияния двух английских слов — photo (фотография) и bash (разбить). Суть метода заключается в том, что художники вырезают и перетаскивают детали и элементы для рисунка напрямую с фотографий, а не отрисовывают их с нуля. Другими словами — разбивают фотографию на части. Из-за этого фотобаш порой называют читерством.

Однако фотобашить нужно уметь. Чтобы получить в результате качественную картинку, художник должен обладать многими навыками и уметь рисовать так, чтобы нарисованная часть по уровню соответствовала использованным фотографиям. В противном случае фотобаш очень бросается в глаза.

Максим Максименко, 2D-художник, ментор на курсе «Концепт-арт окружения» в Smirnov School

Фотобаш — техника, которая скорее подойдет для опытных художников, владеющих базовыми навыками рисования. Дело в том, что нельзя просто накидать на холст обрезки фотографий и получить отличную картинку. Нужно знать, как удачно расставить элементы рисунка, выделить среди них главное и второстепенное с помощью композиции, тона, света и цвета. Требуется хорошее понимание перспективы, ведь часто фотографии приходится трансформировать, чтобы они вписались в работу.

Разнородные картинки сами по себе не создают цельного изображения, а используются в качестве каркаса, который художник дорабатывает с помощью кистей, цветокоррекции, фильтров и режимов наложения.

Элементы рисунка можно заменить фотографиями и не рисовать их вручную. Но для этого все равно нужны навыки рисования и фотообработки. Автор: Lincoln Hughes.

Смежные понятия — китбаш и мэт-пэйнтинг

Фотобаш активно применяется в арт-индустрии, но сам термин не имеет четкой трактовки. Он тесно перекликается с такими понятиями, как китбаш и мэт-пейнтинг.

Китбаш (kitbash) предполагает использование 3D-моделей в качестве основы для рисунка. Сцена собирается словно конструктор из готовых моделей, которые можно сделать самому или взять из уже готовых комплектов (kit — комплект, набор). После рендера (или без него) элементы вставляются в графический редактор, где дорисовываются вручную.

Китбаш хорош тем, что позволяет легко получить нужный ракурс — достаточно всего лишь повернуть модель или камеру, а не искать подходящую фотографию часами. Автор: <a href="https://www.artstation.com/pablodominguez" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Pablo Dominguez</a>
Китбаш хорош тем, что позволяет легко получить нужный ракурс — достаточно всего лишь повернуть модель или камеру, а не искать подходящую фотографию часами. Автор: Pablo Dominguez

Мэт-пэйнтинг (matte-painting) — техника, зародившаяся более века назад в киноиндустрии. Она использовалась для того, чтобы совмещать в одном кадре реальных актеров и нарисованное окружение. Художники старались сделать окружение максимально качественно, чтобы «‎замаскировать» обман (matte-painting можно перевести с английского, как «‎маскировочное рисование» или «‎маскировка»). В настоящее время мэт-пэйнтинг представляет собой смесь фотобаша и китбаша, когда для создания изображения используются все доступные средства — и фотографии, и 3D-модели.

Для этого концепта одежда была взята с фотографии, а шлем и механические элементы — смоделированы в Zbrush. Автор: <a href="https://www.artstation.com/abrar_khan1" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Abrar Khan</a>
Для этого концепта одежда была взята с фотографии, а шлем и механические элементы — смоделированы в Zbrush. Автор: Abrar Khan

Нередко термины фотобаш и мэт-пейнтинг используются как синонимы, поэтому иногда в обучающих уроках вместе с фотографиями появляются 3D-модели.

Не стоит путать фотобаш и коллажирование — коллаж не предполагает дорисовки изображений вручную.

Для чего нужен фотобаш?

Главное преимущество фотобаша — экономия времени. Отрисовка реалистичного изображения может занять десятки часов, но в коммерческой работе такие сроки могут оказаться непозволительной роскошью. Это актуально в отраслях с дорогим процессом производства — в геймдеве и киноиндустрии, где нельзя жертвовать ни качеством, ни скоростью.

У фотобаша широкий спектр применения. Фотографии можно использовать как основу для будущего изображения, а также для увеличения детализации и достоверности работы. Если у художника не хватает навыков в отдельной области, например в рисовании людей, то можно их просто вырезать с фото.
Лично я иногда использую фотобаш на начальном этапе создания иллюстрации. С применением этой техники можно быстро сделать грубый эскиз, чтобы посмотреть, как будет работать та или иная идея, быстро задать окружение и материалы.

Максим Максименко

Часто фотобаш используют при создании концепт-арта, особенно на ранних стадиях проекта, когда идет поиск идей и образов. В таких случаях от художника требуется больше вариативности в работах, например, создать десятки вариантов персонажа в разных костюмах за пару дней. Если рисовать каждый концепт вручную, то можно сорвать все дедлайны. Выход из ситуации — фотобаш. Тот же принцип действий подойдет для концептов окружения.

Фотобаш здесь применен как средство для быстрой визуализации идеи. Поэтому концепт выглядит неаккуратно — нет смысла прорабатывать то, что еще будет меняться. Автор: <a href="https://www.artstation.com/marcinrubinkowski" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Marcin Rubinowski</a>
Фотобаш здесь применен как средство для быстрой визуализации идеи. Поэтому концепт выглядит неаккуратно — нет смысла прорабатывать то, что еще будет меняться. Автор: Marcin Rubinowski

Описанная техника имеет обратную сторону — качество работы во многом будет зависеть от качества подобранных фотографий. Если материал подобран неудачно, то художник потратит больше времени на его исправление, чем на отрисовку с нуля.

Starter Pack для фотобаша

Кроме графического планшета и стилуса нужны подходящий графический редактор и фотографии, которые станут донорами для ваших работ.

Графический редактор

Для фотобаша требуется растровый редактор с поддержкой слоев, в котором можно свободно рисовать и заниматься фотокоррекцией. Стандарт — это Adobe Photoshop, который изначально разрабатывался как средство для обработки фотографий, и лишь затем — для рисования. Это гибкий редактор с возможностью накладывать маски, менять режимы наложения, добавлять корректирующие слои и фильтры. Также в нем есть масса функций по настройке кистей, что тоже важно, ведь без дорисовки будет сложно связать вырезанные объекты воедино.

В качестве бесплатной альтернативы Photoshop можно выбрать Krita или GIMP. Это графические редакторы с открытым кодом, которые обладают схожим функционалом — в них можно одновременно рисовать и обрабатывать фотографии. Разница в том, что Krita больше заточена под рисование, а GIMP — под фотокоррекцию.

Фотоматериалы — где искать и как выбирать?

В основе техники фотобаша лежит использование фотографий, поэтому нужно ответственно подойти к их подбору. Чем качественнее будет собранный материал, тем меньше художнику придется дорисовывать вручную. Однако их поиск — трудоемкий процесс, ведь объекты на фотографиях должны соответствовать многим критериям одновременно — ракурс, освещение, размер и разрешение.

Не забываем об авторском праве

Перед тем, как приступать к поиску, нужно помнить, что у размещенных в сети фотографий есть владелец. Поэтому если вы собираетесь извлечь прибыль от продажи вашего рисунка или использовать фото в иной оплачиваемой работе, то не стоит просто скачивать фотографии из интернета: можно получить проблемы с правообладателем (особенно это актуально на Западе). Осторожно нужно быть и с работами для некоммерческого использования. Старайтесь обращать внимание на типы лицензии и права на использование (обычно авторы фотографий их указывают).

Для коммерческих проектов стоит искать фотоматериалы на специализированных сайтах. Там фотографии можно скачать с подходящим типом лицензии.

Где искать материалы для фотобаша?

Этап поиска материалов можно ускорить, если знать где их искать. Вот список ресурсов, где можно поискать качественные материалы для фотобаша:

  • Photobash — здесь подборки фотографий в высоком разрешении на разную тематику — архитектура, природа, персонажи, техника и т.д. Помимо этого, есть 3D-модели для китбаша. По ссылке доступны 3 бесплатные фотоподборки.
Особенно полезны фотографии с прозрачным фоном, где уже обрезано все лишнее.
Особенно полезны фотографии с прозрачным фоном, где уже обрезано все лишнее.
  • Nomadphotoreference — еще один сайт с тематическими подборками фотографий и текстур, среди которых есть 3 бесплатных.
  • Gumroad — онлайн-платформа для продажи цифровых товаров, в том числе и фотореференсов. По ссылке доступны бесплатные подборки.
  • Artstation — на крупнейшем сайте для цифровых художников можно найти авторские подборки.
  • Shutterstock, Pixabay, Depositphotos, Unsplash — платные и бесплатные фотостоки. Однако стоит быть осторожным с тем, чтобы брать фотографии с самых распространенных стоков: ими пользуются многие, поэтому фотобаш будет легче заметить, если вы не собираетесь серьезно фотографии видоизменять.

За подборки на стоках нужно платить, да и нет 100% гарантии, что там удастся найти подходящий материал. Поэтому можно делать фотографии самому. Для этого советуем внимательно смотреть по сторонам в поисках того, что может пригодится в работе — интересная текстура старой деревянной двери, облака необычной формы, толпа людей на остановке и т.д.

Собственная библиотека с фотографиями пригодится даже если вы не будете часто применять фотобаш — собранные материалы можно использовать в качестве референсов. Автор подборки: <a href="https://twitter.com/radenwa_tweet/status/1229474664101097473/photo/1" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">RadenWa</a>
Собственная библиотека с фотографиями пригодится даже если вы не будете часто применять фотобаш — собранные материалы можно использовать в качестве референсов. Автор подборки: RadenWa

При сборе фотоматериала обратите внимание на непривычные ракурсы объектов. Авторы подборок порой обходят их стороной. Полезно будет делать фотографии одной и той же локации в разное время суток — так вы увидите, как ведут себя материалы и изменяется окружение в зависимости от освещения.

Как выбирать фотографии

В первую очередь нужно обратить внимание на то, как падает свет на нужный нам объект. От освещения во многом зависит то, насколько естественно вырезанный предмет впишется в рисунок. Поэтому, если вы не ищите конкретный сценарий освещения (например яркий свет и выраженные тени в полдень), то стоит отдавать предпочтение фотографиям, на которых присутствует рассеянный свет.

Фотографии с рассеянным светом (справа) лучше подходят для фотобаша.
Фотографии с рассеянным светом (справа) лучше подходят для фотобаша.

Дело в том, что при рассеянном освещении нет ярко выраженных бликов, теней и рефлексов — свет равномерно попадает на все части объекта, отчего тот выглядит несколько плоско. С таким фотоматериалом удобно работать, поскольку проще дорисовать свет и тень там, где их нет, а не переделывать уже существующее освещение.

Полезные приемы и упражнения

Теперь на примере Photoshop расскажем, как максимально использовать преимущество фотобаша. Для этого нужно уметь быстро вырезать из фотографии элементы, а также работать с тем, что удалось найти.

Как вырезать нужный объект

Для фотобаша обычно не нужна вся фотография целиком, а только отдельные ее части. Поэтому художнику нужно уметь быстро отделять нужные объекты от фона, т.е. делать их обтравку. В Adobe Photoshop для этого есть несколько инструментов — «Выделение объектов» (Object Selection Tool), «Быстрое выделение» (Quick Selection Tool), «Волшебная палочка» (Magic Wand Tool). С их помощью пользователь обводит края нужного объекта, делая его доступным для дальнейших манипуляций.

Подробнее о том, как работают инструменты выделения, можно прочитать на сайте Adobe.

Если изображение-донор открыто в Photoshop в отдельном окне, то выделенный объект достаточно перетянуть в окно с вашим рисунком, зажав левую кнопку мыши.

В рабочее окно можно перетащить и всю фотографию целиком, чтобы потом сделать обтравку на месте, применив маску слоя. Чтобы применить ее, нужно перейти во вкладку Слои — Слой маска (Layer — Layer Mask) и выбрать подходящую. Например, если нажать «Показать выделенную область» (Show Selected Area), то все, кроме выделенной области станет невидимым.

О том, как управляться с масками слоя, можно также прочитать на сайте Adobe.

Как сделать обтравку объектов с неровным краем

Если обвести колесо трактора кажется простой задачей, то со сложными объектами вроде ветвистого дерева или растрепанных волос все куда сложнее, ведь их выделение вручную займет много времени. Выделить нужное помогут цветовые каналы, которые можно найти во вкладке Окно — Каналы (Window — Channels).

В цветном изображении есть три канала — красный, зеленый, синий. Переходя от одного к другому, мы видим черно-белую картинку, тон которой меняется в каждом канале. Чем тон темнее, тем больше присутствие отдельно взятого цвета в изображении. Нам нужно выбрать канал, на котором объект будет более контрастным по отношению к фону, а затем скопировать его, чтобы изображение можно было вернуть к изначальному варианту.

Контраст можно усилить с помощью инструмента «осветление» (Dodge Tool) или «затемнение» (Burn Tool). В примере на фото фигура собаки отделена от темного фона.
Контраст можно усилить с помощью инструмента «осветление» (Dodge Tool) или «затемнение» (Burn Tool). В примере на фото фигура собаки отделена от темного фона.

Затем переходим во вкладку Изображение — Коррекция — Уровни (Image — Adjustment — Levels). Нам нужно настроить ползунки так, чтобы объект и фон стали максимально контрастными. Затем закрашиваем объект внутри белой кистью, а фон — черной. Нам не придется обводить каждый волосок, ведь благодаря сильному контрасту с фоном инструмент выделения в Photoshop легко распознает контур.

Если все было наоборот (фон белый, а объект черный), то нужно не забыть сделать инверсию цвета в канале (Ctrl+I).
Если все было наоборот (фон белый, а объект черный), то нужно не забыть сделать инверсию цвета в канале (Ctrl+I).

Когда изображение будет состоять только из черного и белого, зажмем Ctrl и нажмем на рабочий канал, чтобы появилось выделение. После этого перейдем в окно слоев и создадим маску слоя, чтобы завершить обтравку объекта.

Обтравленные объекты можно сохранять в отдельном png-файле, чтобы вновь воспользоваться ими в других проектах.
Обтравленные объекты можно сохранять в отдельном png-файле, чтобы вновь воспользоваться ими в других проектах.

Видеоверсия урока:

Полируем края — избавляемся от ореолов

После работы с инструментами выделения и обтравки по краям объекта нередко остается тонкая кайма, которая заметна на контрастном фоне. От нее можно избавиться двумя способами.

Первый способ — использовать инструмент «палец» (Smudge Tool). В меню слоев нужно выбрать маску и установить для инструмента параметр жесткости на 0, а прозрачности — на 50%. Затем аккуратно провести стилусом в сторону ореола — тем самым мы размоем края маски и скроем часть обтравленного объекта с некрасивой каймой. Эту же процедуру нужно повторить на всех проблемных участках.

На маске слоя границы можно размазать инструментом «палец». Его размер нужно менять в зависимости от размера рабочей области.

После уточнения границ маски края объекта станут размытыми. Чтобы вновь сделать их резкими, нужно перейти во вкладку Изображение — Коррекция — Яркость/Контрастность (Image — Adjustment — Brightness/Contrast). В появившемся окне нужно поставить галочку в окошке «использовать прежние» (use legacy) и медленно двигать ползунок в сторону увеличения контрастности.

Маска работает по принципу «черное — скрывает, белое — показывает». Увеличивая контрастность, мы убираем из маски средние тона и делаем края четче.

Второй способ — сузить границы маски. Он быстрее, чем предыдущий, но воздействует целиком на весь объект и обрезает его на несколько пикселей. Если ореолов по контуру мало или требуется тонкая обработка, то предпочтительнее может оказаться первый способ.

Чтобы сузить границы, нужно зажать Ctrl и нажать на маску, чтобы показать контур выделенной области. Сдвинем границы маски вовнутрь, перейдя на вкладку «Выделение — Модифицировать — Сжатие» (Select — Modify — Contract). В появившемся окне указываем число пикселей, на которое желаем сдвинуть границы выделенной области. После этого инвертируем маску (Ctrl+Shift+I), берем черную кисть и закрашиваем то, что осталось за границей нового контура.

После этого возможны проблемы с краями — в этот раз они могут стать зазубренными. Чтобы сгладить края объекта, в окне свойств, которое мы открывали ранее, нужно нажать на кнопку «Выбрать и скрыть» (Select and Mask) и настроить параметр сглаживания (Smooth).

Наглядно процесс показан в видео:

Как эффективно использовать фотографии

Поиск фотографий — один из важнейших этапов пайплайна, от которого в немалой степени зависит качество всего рисунка. К примеру, если для концепта окружения удастся найти здание в нужном архитектурном стиле, с подходящим ракурсом и освещением, то можно пропустить значительную часть работы — у нас уже готова база рисунка и решен вопрос с освещением и перспективой для главного объекта.

Но описанная в примере ситуация — редкость, ведь чаще фотоматериалы не соответствуют авторской задумке на 100%. Поэтому опытный художник учится использовать то, что удалось найти.

Концепт-художник Johnson Ting, работавший над такими AAA-проектами, как Destiny, Gears of War и Mortal Kombat, предлагает упражнение по развитию навыков работы с фотоматериалом. Суть упражнения проста — при создании рисунка нужно использовать всего одну фотографию. Объект на ней раскраивается на части и служит донором как минимум для половины элементов рисунка, а все остальное дорисовывается вручную. За основу цветовой палитры автор также берет объект с фотографии.

Автор: Johnson Ting

Продолжение следует

В следующей части мы на практике разберем, как профессионалы арт-индустрии создают концепты и иллюстрации с применением фотобаша. Научимся органично вписывать вырезанные с фотографии элементы в рисунок и узнаем, на какие аспекты нужно обращать особое внимание.

Текст написал Богдан Дудниченко, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

7979 показов
32K32K открытий
55 репостов
2 комментария

Зачем этот секс с маской если давно уже есть Defringe. 
Layer>Matting>Defringe или Remove black\white matte. 

Ответить

thx

Ответить