Анатомия дома эпохи викингов для художников

Разбираемся с устройством уникальной архитектуры.

Источник: Semih Okşit

Конструкция и форма дома

Строительные материалы и технологии постройки домов времен эпохи викингов разнятся в зависимости от местности и времени постройки. Рассмотрим несколько характерных примеров архитектуры того времени.

Строительные материалы

Дома в эпоху викингов сооружались из простых и доступных материалов: в богатых лесом скандинавских странах — дерево, в Исландии и Гренландии — камень. Менее зажиточные люди использовали в строительстве землю, глину и дерн. Выбор стройматериала зависел от местности, климатических условий и финансовых возможностей хозяина.

Реконструкции дома в Дании в классическом викингском стиле и древнего дома с кровлей из дерна. Источники: http://www.vikingdenmark.com/, http://almode.ru/

Конструкция

Часто перед непосредственным строительством самого дома сперва устанавливали своеобразный фундамент — несколько больших, плоских, плотно подогнанных друг к другу камней. В остальных случаях бревна стен вкапывали в землю. Прямоугольные жилища представляли собой конструкцию из деревянных столбов, обшитых одним или несколькими рядами досок.

Скандинавский деревянный дом, в основе конструкции плотно подогнанные столбы. Источник: http://almode.ru/

Столбы могли быть плотно подогнаны друг к другу или иметь промежутки, которые заполняли плетнем или торфом и обмазывали глиной. Для большей прочности каркас дополнительно подпирался бревнами снаружи. В зависимости от климатических условий стены могли дополнительно утепляться торфом, дерном и глиной. Высота стен была обычно в рост человека или чуть выше.

Реконструкция дома эпохи викингов. Промежутки между столбами заполнены плетнем.

Длинный дом

Среди домов разных местностей часто встречается форма «длинного дома». Это тип вытянутого, узкого пространства, изначально включающего под одну крышу жилые и хозяйственные помещения, а также стойла для скота. Считалось, что так надежнее и теплее. С течением времени хлевы и служебные помещения выводили из жилой постройки.

Схема «длинного дома» по результатам археологических находок VIII-X вв. Источник: https://docplayer.com/

Размеры домов по продольной части достигали 60-80 метров.Такие параметры диктовались традициями времени: под одной крышей жили все члены семьи, их количество могло доходить до 50-80 человек. А еще в помещении должны были размещаться слуги и домашние животные.

Концепт «длинного дома» от художника Gilles Beloeil

Длина жилой комнаты доходила до 12 метров, внутреннее пространство разделялось рядами столбов, обычно на три части. В центральной части жили и принимали гостей, боковые части служили для хозяйственных нужд. Разделить его на более мелкие помещения можно было с помощью пологов из ткани.

Устройство «длинного дома» изнутри. Источник: https://www.facebook.com/

В более ранних вариантах по центру помещения проходил дополнительный ряд столбов для поддержания крыши. Позднее от него отошли, оставив место для просторного общего зала. В целом эпоху викингов можно считать временем подъема зальной культуры: помимо жилища для большой семьи, дома стали местом проведения пиров и приемов гостей. Для этого были необходимы большие пространства.

Реконструкция поселения эпохи викингов. Использование в строительстве камня и дерна может говорить о расположении в скалистой местности. Источник: https://na-dache.pro/

Как правило, раннесредневековые скандинавские жилища были одноэтажными, однако зажиточные люди могли позволить себе и двухэтажный дом с более сложной конструкцией. Такие дома были просторнее, главной частью жилья оставался большой общий зал.

С течением времени архитектура эпохи викингов развивалась: конструкции усложнялись, появлялись вторые этажи, балконы. Источник: https://na-dache.pro/

Треллеборгский дом

На основе «длинного дома» сформировался еще один тип постройки — треллеборгский дом, по названию местности Треллеборг. Размер таких домов обычно не превышал 30 метров в длину и 8 в ширину. Характерная особенность такого дома — его сходство с ладьей: конек крыши напоминал корабельный штевень (носовую часть), а столбы по периметру стен устанавливались рядами в виде дуг.

Реконструкция дома треллеборгского типа. Источник: http://www.vikingdenmark.com/

Внутреннее пространство треллеборгского дома разделялось столбами на 3-4 помещения, в каждом могло быть по очагу. Такие дома могли позволить себе зажиточные бонды (свободные жители со своим хозяйством).

Подобные дома крупных размеров как правило стояли отдельно, могли иметь дополнительные хозяйственные пристройки и были огорожены плетнем. А вот основу раннегородской застройки представляли небольшие домики с одним помещением и двускатной крышей, в плане обычно квадратные:

Реконструкция деревни викингов в Швеции. Источник: https://na-dache.pro/

Ниже — концепт домика эпохи викингов. Иногда свес крыши доходил до земли, образовывая вдоль дома крытую галерею. Ее оставляли или засыпали землей:

Источник: https://www.reddit.com/

Полуземлянка

Еще одним из распространенным вариантом построек был дом-полуземлянка. Это углубленное в грунт помещение, снаружи сложенное из земли и дерна. Такой дом издалека напоминал холм, особенно когда обрастал травой.

Снаружи такие дома-полуземлянки были похожи на холмы. Источник: https://na-dache.pro/

В основе конструкции такого дома — деревянный каркас для удержания веса грунта. Внешняя отделка из дерна способствовала сохранению тепла. Такой тип жилья характерен для бедных слоев населения викингской эпохи.

Популярный вариант дома-полуземлянки, когда жилище заглублено в грунт. Источник: https://everything.kz/

Двери и окна

Как правило, окна в домах эпохи викингов отсутствовали: их наличие было бы слишком беспечным с точки зрения сохранения тепла. Естественное освещение происходило за счет отверстия в крыше над очагом. Если же окна и имелись, то совсем небольшого размера, и располагались прямо под крышей.

Реконструкция средневекового интерьера в Скандинавии. Небольшие окна почти не пропускают свет. Источник: https://architecturalidea.com/

Обычно входов в дом было два, они располагались с торцов здания, которые часто ориентировали по сторонам света. Западный вход считался мужским, восточный — женским. Над входом часто устраивался навес.

Вход в древнее жилище. Источник: http://www.vikingdenmark.com/

Также могли организовываться небольшие тамбуры, где хозяин и гости могли оставить оружие и вещи, прежде чем пройти в большой зал. Кроме того, тамбуры способствовали теплоизоляции.

Концепт дома викинга с просторным тамбуром. Автор: Semih Okşit

Двери обычно были деревянными, могли быть украшены резьбой и окованы железом для надежности. Опять же, если у хозяина достаточно средств. В ходу были замки простого типа, деревянные или железные.

Крыша

Крыша была скатной, благодаря чему снег и вода не задерживались на ней. Потолков в таких домах не было. Опорой крыши служили столбы в основании конструкции дома, а покрытием — дерн, камыш, торф или береста, в зависимости от доступности стройматериала. Эти материалы отлично сохраняли тепло. Технология «зеленой крыши», кстати, до сих пор популярна в странах Скандинавии.

Реконструкция жилища эпохи викингов. Источник: https://architecturalidea.com/

Также характерной чертой средневековой скандинавской архитектуры считается крыша, напоминающая по форме перевернутый драккар (деревянный корабль викингов) — такая форма обеспечивала конструкции надежность. Кровля делалась из деревянной черепицы. Для дополнительной поддержки крыши по периметру здания устанавливались бревна под наклоном.

Длинный дом в Рейкьявике и здание Йоррваскр из игры The Elder Scrolls V: Skyrim. Форма крыши напоминает перевернутый драккар, ее подпирают наружные бревна. Источники: https://mir-znaniy.com/, https://elderscrolls.fandom.com/

Порой крыши украшали декоративными элементами, например, в виде головы дракона. По одной из версий историков, драконы в символике викингов означают высокий статус владельца и служат для устрашения.

Источник: http://norway.lpsphoto.us/

Интерьер

Главным источником света и тепла в доме был очаг. Он устраивался в центре помещения, служил для обогрева и приготовления пищи. В зависимости от размера дома, очагов могло быть несколько, они могли быть вытянуты в длину. Внутри обычно царила полутьма, помещения освещались также с помощью лучин, масляных ламп, сальных свечей и отверстия в потолке над очагом.

Интерьер дома в игре Assassin's Creed Valhalla. Помещение освещается за счет входа и светильников с открытым огнем. Автор: Gilles Beloeil

Полы в домах были глинобитным, их устилали камышом, соломой. Вдоль стен насыпались завалинки. Такие завалинки, отделанные снаружи деревом, прекрасно защищали от холода и сквозняков, служили местом для отдыха и сна. Большую часть времени дома жильцы проводили на этих завалинках.

Мебель

Вдоль стен стояли деревянные скамьи для сна и отдыха, иногда под такими скамьями устраивались ящики для хранения скарба. Также вещи хранились в сундуках. В качестве спальных мест в домах бедняков использовались мешки с соломой. Также среди убранства дома можно было встретить знакомые нам столы на четырех ножках, трехногие табуреты, полки для посуды. Так как женщины занимались ткачеством, в домах попадались и ткацкие станки.

Концепт жилища в стиле викингов, учтены все характерные особенности. Источник: https://viktor.uberperfect.com/

Интерьер дома зависел от благосостояния его владельца. В богатых домах вместо мешков с соломой хозяева спали на кроватях, которые приподнимали над полом на ножки. Кровать устилали еловыми ветками, сеном, сверху даже могли постелить постельное белье, которое было роскошью для того времени. В качестве одеяла использовалась шкура животного.

Посмотрим на интерьер Дома теплых ветров в игре The Elder Scrolls V: Skyrim. Характерный очаг посреди помещения и довольно скромная обстановка:

Источник: https://en.uesp.net/

Для сравнения — интерьер «длинного дома» от художницы LadyRoseArasaka. Просторные помещения и богатое убранство говорят о состоятельности владельца.

Отдельно стоит отметить место хозяина дома за столом. Часто оно находилось на возвышении, дополненное подушками и тюфяками, если хозяин мог себе это позволить. Впрочем, рядовые скамьи и лавки также могли быть обиты тканью и шкурами.

Концепт-арт помещения с тронным местом. Автор: Jake Zetter

Декор, звериный стиль

Стены дома украшались росписями на мифологическую тему, оружием и щитами хозяев, деревянными плахами с резьбой. Состоятельные люди могли позволить себе украшать стены коврами и тканями, шкурами животных. Помимо декоративной, это несло теплосберегающую функцию. Декор дома отражал род деятельности хозяев.

Реконструкция интерьера жилища эпохи викингов. Источник: https://www.facebook.com/

Среди предметов мебели и быта, найденных во время раскопок, встречаются декорированная утварь и посуда, масляные лампы, котлы, сковороды, стулья, был найден даже небольшой столик с чашей для омовения рук. Однако стоит помнить, что все подобные вещи были найдены при раскопках жилищ богачей, менее состоятельные люди жили скромнее.

Музейная реконструкция интерьера. Источник: https://breeze.ru/

Мебель в домах была деревянной, часто украшалась резьбой в знаменитом зверином стиле. Это явление орнаментального искусства, ассоциирующееся с древней скандинавской культурой. Орнамент «звериного стиля» включает в себя изображения стилизованных фигур животных, людей и птиц. Декор в этом стиле использовался повсеместно и украшал очень многое: от посуды до кораблей.

Орнамент в зверином стиле. Источник: https://fiord.org/

Краткая памятка: как создать концепт дома эпохи викингов

В первую очередь важно определить для себя две вещи: в какой местности расположен домик и кем является его владелец.

Лесистая местность — дом деревянный, горная — больше камня и земли. Стоит помнить, что полностью каменные дома появлялись ближе к закату эпохи викингов, этот тип построек характерен для более поздних времен.

Судя по демонстрации оружия, клыкам в декоре и драконьей голове на коньке — хозяин этого дома настроен воинственно. Автор: fang chuan

Следом нужно определиться с зажиточностью владельца дома. Если хозяин — бедняк, то дом будет простой конструкции, небольших размеров, возможно, это будет полуземлянка. В строительстве будут использоваться простые материалы без дополнительной обработки. В таком доме будет минимальный набор утвари без излишеств, небольшое количество мебели и декора. Даже сейчас о быте бедняков известно не так много — их дома и утварь были сделаны из недолговечных материалов и просто не дошли до наших дней.

Наглядный пример — несложно догадаться, хозяева каких домов более состоятельны. Источник: https://nealpetty.co.uk/

Соответственно, чем выше статус владельца, тем богаче обстановка его жилища, сложнее и крупнее становится сама постройка. Конструкция усложняется, появляется второй этаж, балконы. Возле дома может располагаться несколько хозпостроек. Дом будет богато украшен, на стенах снаружи и внутри можно показать искусную резьбу, предметы декора. В знатных домах можно было обнаружить предметы роскоши: ковры, ткани, подушки, разнообразную посуду.

Бронзовая и керамическая утварь времен викингов. Источник: https://fishki.net/

С помощью деталей можно показать, например, род деятельности хозяина, черты его характера, состав семьи.

Дополнительные материалы:

Текст написала Стефания Косюг, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Мана Банана

1) спальня
2) бухальня
3) парковка для драккара

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав

4) Сам Драккар после пьянки в перевернутом виде

Ответить
Развернуть ветку
Мана Банана

Представил себе картину
"Бухие викинги плывут в соседнее село за добавкой".

Ответить
Развернуть ветку
John Brain
Ответить
Развернуть ветку
Мана Банана

И с утра такие
Bjorn..where's my drakCar!

Ответить
Развернуть ветку
Славик Денисов

Не такой я запомнил Баннер сагу.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Коненко

В богатом доме предусматривалась парковка сразу для двух драккаров.

Ответить
Развернуть ветку
Мана Банана

в подземном паркинге..

Ответить
Развернуть ветку
Илья Коненко

Подводном жи!

Ответить
Развернуть ветку
Мана Банана

не, можно под землей. Просто нужно чтобы рядом была пещера. Заходит туда навороченный drakCar, викинг обратно на лодочке выплывает с друзьями и жмёт на сигналку такой, звук которой расходится по сводам печеры и в блике тухнут привязанные к корпусу drakCarа факела.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Коненко

Драккар подходит к дому викингов и ныряет в подводный тоннель, чтобы припарковаться в гараже для драккаров.

Ответить
Развернуть ветку
ulys13

Йоррваскр из скайрима и есть перевернутый корабль, в лоре это объясняется.

Ответить
Развернуть ветку
Parfen

Жизнь в одном большом доме, не из-за тепла. Это скорее всего связано с обороной. Соседи, набеги. В одном месте все бойцы, ценное имущество, женщины и дети.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав

А еще на севере дерево было в дефиците -

Ответить
Развернуть ветку
Славик Денисов

Почему викингские дома в играх напоминают влажный сон дизайнера, а не их реальные прототипы?

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав

А ты много игр знаешь кроме Скайрима?

Ответить
Развернуть ветку
Минеральный рак

Отсосин Крид же. Тот самый, который Вальгалла-не-забудь-прикупить-бустер-дабы-фармить-вышки-быстрее. Хотя там дома еще более норм, можно даже найти натуральные реплики. В Ведьмаке есть целая скандинаво-подобная фракция. А так игр на тему викингов или вдохновленных викингами много, вот что вспомнил:

https://store.steampowered.com/app/445190/Expeditions_Viking/
https://store.steampowered.com/app/620590/Ancestors_Legacy/
https://store.steampowered.com/app/404590/Vikings__Wolves_of_Midgard/
https://store.steampowered.com/app/858820/Tribes_of_Midgard/
https://store.steampowered.com/app/485460/The_Banner_Saga_3/
https://store.steampowered.com/app/351910/Valhalla_Hills/
https://store.steampowered.com/app/351870/Cultures__8th_Wonder_of_the_World/
https://store.steampowered.com/app/892970/Valheim/

и тысячи, тысячи, тысячи других...

Мне кажется тематика викингов одна из самых избитых геймдеве (наряду с другими посовыми сеттингами и образами, типа античности). А вот с аутентичность все куда скромнее, на моей памяти разве что Ancestors Legacy обладает самым лучшим соотношением дизайн-аутентичность (хотя сами фракции достаточно стереотипные, а кампания за Рюрика натуральная фантастика, но в общем норм). Вальхейм еще вот тоже норм.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав

Спасибо) Но что облегчил Славику ответ :D

Ответить
Развернуть ветку
Минеральный рак

Ну тема викингов и скандинавские мотивы действительно малясь избитая. Особенно после выхода того же сериала "Викинги" про псевдо-викингов, астрологи так вообще объявили пятилетку викингов...

Но @Славик Денисов достаточно злободневную тему поднял — большинство поделок на тему викингов шлак какой-то, поэтому и не запоминается. И с дизайном там зачастую ж0па. Ладно игры типа Cultures, там в принципе стиль такой игрушечный, при этом очень качественная и милая спрайтовая графика и к ним претензий нет, но в основном игры про викингов или по мотивам скандинавской мифологии печаль-печальная с точки зрения дизайна (не только визуального, но и в плане сюжета), в лучшем случае разве что шлема не рогатые (забавно, что у германо-скандинавских племен рогатые шлемы таки были, но не такие унылые как их обычно показывают в поп-культуре). А уж после сериала "Викинги" так все теперь только и знают что их косплеить :-)

Самое интересное, что по скандинавам вообще очень много доступной и самой разнообразной инфы (больше чем по многим другим культурам), но норот в музеи не ходит, книжки не читает и в большинстве своем делает какую-то не особо умелую отсебятину. Самое забавное, что, я, например, натыкался на художника который рисует арт, в том числе и на германо-скандинавскую тему для обложек всяких альбомов всяких там металлюг, и у него то как раз очень неплохо получается, но это скорее исключение (и там достаточно специфический арт). Так что я даже удивлен, что тут появилась статья посвященная скандинавским домам еще и с фоточками реконструкций.

Ответить
Развернуть ветку
Славик Денисов

Меня давно не отпускает вопрос аутентичности творчества. Если не разводить словоблудие, то пока что сделал для себя такие выводы: массовая культура замкнулась на себе, она сама же и является источником образов и творческого вдохновения. Больше не нужно ехать в этнографическую экспедицию, идти в музей или хотя бы читать книжку, достаточно усвоить быстрорастворимый медиапродукт, который в свою очередь является многократно и кое-как интерпретированным первоисточником.
Если совсем без обиняков, то хорошей иллюстрацией является клип на песню Rammstein - We are living in America.

Ответить
Развернуть ветку
Минеральный рак
Если не разводить словоблудие, то пока что сделал для себя такие выводы: массовая культура замкнулась на себе, она сама же и является источником образов и творческого вдохновения.

Да. Так оно все и есть. Попкультура вошла в цикл самокопирования. Хз причем когда и из-за чего это произошло. Кажись еще в 90-ых что могли новое придумать.

Ответить
Развернуть ветку
Минеральный рак

Тут еще проблема в том, что порою народ даже как-то не особо в первоисточниках сечет.

Например, рогатые шлемы викингов придумал Юхан Август Мальмстрём (по крайней мере это достоверно известный первый случай такой ассоциации) в XIX веке когда иллюстрировал поэму "Сага о Фритьофе", затем Карл Доплер использовал эти рисунки когда рисовал костюмы для мега-эпической оперы Вагнера "Кольцо Нибелунга" тогда же в XIX веке. Ну кагбэ в XIX веке это выглядело свежо, круто и брутально. Прикол в том, что даже тогда такой образ считался художественным вымыслом. Но, а дальше что-то сломалось в Датском королевстве и все давай копипастить этот образ по множеству раз, причем понятное дело, что эта попкультурная копипаста уже является абсолютно вторичной по отношению к Мальмстрёму.

Но хрен с ними с вымышленными рогатыми шлемами викингов— они в общем-то заняли свою особую нишу в фэнтази (вместе с другими выдумками, типа Leather Armour и т.д. популяризованные D&D). Вот тут интересный пример, как норот решил забацать славянское фэнтази:

https://store.steampowered.com/app/1531170/Tribal/

Забацать то славянское фэнтази, порыв похвальный, однако обратите внимание, например, на энтот скриншот:

https://cdn.akamai.steamstatic.com/steam/apps/1531170/ss_1a6e509343e58820c157c444277ad59d3719d91c.jpg?t=1635533580

Авторы позиционирую свою игру как славянское фэнтази на языческие мотивы (языческие мотивы они даже выделили в одном из своих сообщений в группе ВК). Ну вот имя этого персонажа — Ефстахий — это греческое имя, которое попало на Русь в качестве крестильного имени. Очевидно, что никакие славяне-язычники носить греческие имена не могли. И даже после крещения крестильные имена в обиходе очень редко встречались очень долгое время — люди просто использовали два имени: традиционное славянское имя данное родителями и крестильное имя, полученное уже при крещении, причем первое имя использовалось чаще. И не абы кто, а князья и бояре, которые вроде как на виду, но зачастую предпочитали использовать традиционные славянские имена вместо крестильных (о чем даже в летописях регулярно упоминают), и это было настолько масштабно, что многие языческие имена стали попадать в церковный именослов и сохранились до наших дней в больших количествах, как, например, такие имена Владимир, Ярослав и так далее. Но тут в фэнтази игре в мир которой явились боги рода сварожичей во главе с Перуном (эт фраза из ролика, и если честно, то она тоже вызывает большие вопросы), совершенно внезапно появляется Ефстахий...вероятно, потому что разработчикам это имя показалось каким-то древним.

Но ладно, что персонажа Ефстахий зовут — если он правильно введен в сюжет, то может это и нормально. Но посмотрите на его речь в диалоге — "Помнишь того шкета...". Шкет — это вообще-то самое натуральное арго, причем словечко происходящее именно из уголовной среды и попавшее в русский язык только в начале XX века (точно не раньше конца XIX), да так что даже Фасмер, составитель этимологического словаря русского языка, который родился и вырос в Петербурге, не очень-то понимал это слово и откуда оно вообще взялось. Ну т.е. это прям совсем очевидный анахронизм, которого в фэнтази быть не должно (почему не малец или там хлопчик?), такими темпами скоро дойдем, что волхвы начнут реджектить и сабмитить... Да и сама стилистика речи этого персонажа больше подходит для персонажей Санитаров Подземелья, чем для персонажа в фэнтази.

Забавно, что авторы отвечают на эту критику, тем, что у них фэнтази, бла-бла-бла-что-хочу-то-и-ворочу, причем фэнтази не про славян, а про выдуманных ими славин... Вот только и здесь конфуз, потому что среди упоминаний племен балтских славян встречаются такие названия как Славиния и славины, ну а в современной Польше сейчас вполне себе живет и здравствует такая субэтническая группа называемая славинцами.

Люди берутся за фэнтази, но в отличии от того же Толкиена нихера не шарят в матчасти, и просто делают какой-то винегрет. Там, конечно все еще в разработке и много чего еще может поменяться, но и других косяков полно (например, неправильная транслитерация и т.п.), и все это видно по 3.5 скриншотам и паре сообщений в группе игры. Т.е. игры еще нет, а косяков навалом, причем таких косяков, что я если честно не понимаю, как вообще можно было такое допустить, тем более в век, когда всю информацию массово оцифровывают и при желании найти можно вообще что угодно.

Вот так живем ¯\_(ツ)_/¯

P.S. Там еще в тексте диалога, что-то говорится про правую руку воришки и свиней. Ну вот за воровство славяне руку не отрубали. На Руси за воровство руки тоже не рубили. Эта практика если че так, вообще исключительно восточного происхождения, и рубить ворам руки в России начали не раньше XVI века уже при Романовых, и практиковали это недолго. До этого же пойманные на воровстве сначала возмещали убытки и платили штраф, в Новгороде еще клеймо на щеку ставили, а воров-рецедевистов и грабителей просто казнили обычной казнью.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Румянцев

Вы не сделаете средневековую игру не добавив 99.99% отсебятины. Конечно это возможно, если пройти полный курс медиевистики, культурологии и истории искусства, к этому бы добавить еще хотя бы небольшой курс археологии. Думаю игроделам лучше вообще не обращать внимание, иначе можно зарыться в спорах историков, культурологов. А в итоге вообще не продаться.
Но это даже не самое главное. Одно дело красиво говорить, писать, даже делать какие то зарисовки и реконструкции, другое дело это все преобразовать в виртуальный формат в большом, красочном, разнообразном объеме.
Если учесть что игра это авторское художественное видение, то можно делать что угодно. Это лучший подход для разработчика. Хотите можете сделать свое, аутентичное.

Ответить
Развернуть ветку
Tabletkin

Чем именно? Зодчеством? Там особо делать нехуй кроме собирать себе пожрать, есть время дерево покоцать чтоб эпично

Ответить
Развернуть ветку
Процессуальный Мурод

Когда-то, в Обливионе в ТЕС были годные и в чём-то даже аутентичные дома нордов, там даже заявлялось, что это национальная архитектура и в Скайриме таких полно, но... когда вышел Скайрим там не оказалось ни одного такого.

Очень жаль... Мне оч импонировала так продуманность. Очень жаль, что ТЕС с каждой новой частью кладёт *** на свой же канон,(

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав

Ты про Бруму что ли?)

Ответить
Развернуть ветку
Процессуальный Мурод

Еп, про неё родимую. Дом там купил, лучший город Тамриеля,)

Ответить
Развернуть ветку
sadksakldjh
Считалось, что так надежнее и теплее

В «витославлицах» под Великим Новгородом рассказывали чуток иначе, смысл в том чтобы зимой не выходить на улицу, скотину то кормить, доить надо несколько раз в день, а иногда это в принципе было затруднительно из-за большого слоя снега

Ответить
Развернуть ветку
Egor-1966

ИМХО конечно, я не в рисование и перспективу. Но дом выглядит кривым.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 29 комментариев
null