В одном из выпусков “Страны Игр” был комикс, в котором студенты просили Константина Говоруна стать их научным руководителем. Для написания курсовых и дипломов, посвященных играм. Комикс, кажется, сопровождал колонку об исследованиях интерактивных развлечений. Действительно, было бы странно, если бы наука проигнорировала существование компьютерных игр.

Она и не игнорирует! Дисциплина, изучающая игры, существует и называется game studies или людология. Давайте разберемся, что это.

Game studies: границы

Науки отличаются друг от друга объектами познания и используемыми методами. С первым всё понятно - у game studies это компьютерные игры. Со вторым сложнее, так как оригинальных методов у дисциплины нет. Есть заимствованные из других наук: информатики, социологии, философии и т.д. Игру можно рассматривать как текст и изучать средствами нарратологии (науки о повествовании) или как геймплей, совокупность его элементов. Или как медиа. Словом, подходов к изучению игр очень много.

Легко провести аналогию между game studies и cinema studies, religious studies и т.д. (на Западе их условно объединяют в “X studies”). Эти и схожие дисциплины выстраиваются вокруг конкретного исследуемого феномена, а не метода. Game studies - не монолит, а конгломерат подходов, школ и “научных оптик”. Сам термин “дисциплина” тоже условен.

Некоторые определяют game studies как “изучение видеоигр методами гуманитарных наук”, хотя в ней могут использоваться методы психиатрии и клинической психологии (скажем, при изучении игровой зависимости или влияния игр на агрессивность).

В статье “Беспорядочность игр” Ян Богост выделил пять уровней познания игр: уровень восприятия (психология игрока), уровень зрения (то, что игрок видит), уровень функций (невидимое для игрока, но позволяющее игре работать), уровень программного кода и уровень платформы. Такая теоретическая конструкция сама по себе подразумевает использование нескольких исследовательских методов.

Game studies стоит отделять от геймдизайна и исследований геймификации. Дисциплина изучает игры как феномен, а не разрабатывает технологии их создания, хотя связь здесь есть. Все же game studies не может оставлять без внимания механики и фичи. Исследование геймификации (внедрение игровых методов в неигровые процессы) сложилось как отдельная область.

Краткая история дисциплины

“Дедушкой” game studies можно справедливо назвать голландца Йохана Хёйзингу, автора труда “Homo ludens” (или “Человек играющий”). В нем исследовался сам феномен игры, а также его связь с военным делом, правосудием и спортом.

Первые исследования видеоигр и посвященные им мероприятия появились в конце 1970-х - начале 80-х - эру игровых автоматов и набирающих популярность домашних приставок. В 1977 прошла конференция Gametronics и, хотя на ней, в основном, рассматривались вопросы, связанные с “железом”, она стала ивентом игровой тематики.

В тяжелом для индустрии 1983 году состоялась First Video Game Conference в Сан-Франциско, а в 1985 Мэри Энн Баклз защитила диссертацию по квесту Colossal Cave Adventures “Interactive Fiction: The Computer Storygame Adventure”. Исследовательница рассматривала игру как текст - этот взгляд нашел отражение в последующих исследованиях вроде “Гамлета на Голопалубе: будущее нарратива в киберпространстве” Джанет Мюррей, но позже подвергся критике.

Так возник спор между “нарратологами” и “людологами”. Первые отстаивали концепцию игры-как-текста, вторые концентрировались на ее деятельностных аспектах (игра как форма досуга). Многие “нарратологи” начинали как литературоведы и привнесли в зарождающуюся новую дисциплину методы старых. Впрочем, есть мнение, что противостояние двух школ существовало скорее в воображении современников.

В 2001 году при поддержке Копенгагенского технологического университета появился первый профильный журнал с названием Game Studies, а через два года при вузе открылся исследовательский центр. В Финляндии состоялась первая конференция DiGRA (Digital Games Research Association), одной из самых влиятельных организаций, занимающихся исследованиями игр. Рождение дисциплины game studies состоялось.

Сейчас исследования видеоигр - не маргинальная, а вполне признанная и институционализированная область науки. Существует множество лабораторий, кафедр, исследовательских групп, семинаров и конференций (например, Central and Eastern European Game Studies, Games and Gender), в том числе на постсоветском пространстве.

Что почитать

Книги о game studies есть - в особенности, на английском. Это An Introduction to Game Studies (Mayra Frans), серия Approaches to Digital Game Studies (Gareth Schott, Gerald A. Voorhees и др.); Games, Game design, Game Studies: An Introduction (Gundolf S. Freyermuth), Play Anything уже упомянутого Яна Богоста и другие.

Что касается научно-популярной литературы об играх, то здесь есть из чего выбрать и на русском языке: например, “Игродром. Что нужно знать о видеоиграх и игровой культуре” Александра Ветушинского, “Реальность под вопросом” Джейн Макгонигал, “Мужчина в отрыве” Филипа Зимбардо и Никиты Коломбе и другие.

Если говорить о сайтах, пабликах и других ресурсах, стоит выделить gamestudies.ru (к сожалению, уже не обновляемый, но с некоторыми интересными материалами), паблики Московского центра исследований видеоигр Moscow Game Center и Лаборатории исследований компьютерных игр (ЛИКИ) при Институте философии СПбГУ. В 2015 году вышел номер журнала о философии “Логос”, посвященный game studies. В 2019 ЛИКИ выпустила монографию “Игра или реальность? Опыт исследования компьютерных игр”.

Мир game studies велик, и в этом материале мы дали лишь его общий обзор. А это значит, что мы еще вернемся к теме!

Источники:

1. Леонид Мойжес. Изучая видеоигры: что такое Game Studies и откуда они взялись - https://dtf.ru/games/900229-izuchaya-videoigry-chto-takoe-game-studies-i-otkuda-oni-vzyalis

2. Anurel. Game Studies, или Академические исследования компьютерных игр - https://vrgames.by/publ/game-studies-ili-akademicheskie-issledovaniya-kompyuternyh-igr

3. Юлия Коровски. Исследования видеоигр: где почитать научные работы и послушать лекции - https://22century.ru/popular-science-publications/game-studies

4. Спасти человечество: как видеоигры объясняют и меняют реальность - https://theoryandpractice.ru/posts/15865-spasti-chelovechestvo-kak-videoigry-obyasnyayut-i-menyayut-realnost

Подписывайтесь на официальный аккаунт Black Caviar Games на DTF, чтобы не пропустить новые интересные статьи! ;)

Мы так же есть в YouTube, VK, Telegram, Яндекс.Дзен и TikTok.

2424
6 комментариев

Комментарий недоступен

8
Ответить

В физике, например, тоже есть теоретики, а есть практики. И те и те полезны, здесь, как мне кажется, схожая ситуация. =)

2
Ответить