Геймдев Португалии

Геймдев Португалии

Родина Криштиану Роналду и великих мореплавателей, страна пляжей и фруктов, «мама» Бразилии и бывшая колониальная империя. Что еще мы знаем о Португалии? Игры здесь тоже делают, и хоть страна не входит в число великих геймдев-держав, у ее игровой индустрии уже есть своя самобытная история, настоящее и перспективное будущее.

Краткая история

Антониу ди Салазар
Антониу ди Салазар

С 1932 по 1968 Португалией правил диктатор Антониу ди Салазар, чью политику продолжил Марселу Каэтану. В 1974 году произошла «революция гвоздик» — прежний режим свергли военные, установившие в Португалии демократию. Одна за другой начали объявлять независимость колонии (в 1999 откололась последняя, Макао). Страна была одной из беднейших в Европе, а экономика находилась в кризисе. В 1986 году Португалия вошла в Евросоюз. Уровень инвестиций вырос, снизилась безработица, власти провели приватизацию.

Португалию вряд ли ожидала слава мировой геймдев-державы. Предстояло модернизировать экономику, благоустроить сельскую местность и решить целый ряд социальных проблем, которые игнорировал режим Салазара. К тому же в 1980-е основные центры индустрии уже сложились (США, Япония, Великобритания). Сейчас Португалия имеет один из самых низких уровней ВВП в зоне евро, получая главный доход от туризма. Среди всех государств мира по этому показателю страна занимает 49-е место (данные ООН).

Ремастер Invasores Aquaticos
Ремастер Invasores Aquaticos

Первые игры появились в середине-конце 80-х годов. Одним из пионеров стал Марко Пауло Карраско, разработавший 9 проектов для ZX Spectrum — некоторые вместе с другими специалистами и командами. Это были «танчики» Auro Tanque, экшен Alien Evolution (посмотреть «вживую» можно здесь), подводная стрелялка Invasores Aquaticos, недавно получившая ремастер, и еще ряд проектов. Некоторые игры выпустила британская Gremlin Graphics Software. В 1980-е португальцы создали сотни проектов для Spectrum.

В 1997 вышел первый португальский проект для IBM PC. Это была аркадная головоломка Gambys для MS-DOS, разработанная Viagem Interactive. Возглавил команду уже знакомый нам Марко Пауло Карраско. Игра могла похвастаться хорошим визуалом для своего времени: элементами 3D и палитрой в 65 000 цветов. Люди устроили экологическую катастрофу, и на помощь пришли забавные существа Гамбис, сохранившие данные о первозданной Земле в специальных кристаллах.

Британский паблишер Maxis позиционировал игру как «сделанную в Португалии». Gambys получила немецкую, французскую, испанскую и английскую локализации, а также порт на PlayStation. К сожалению, версию для Windows 95 игроки не увидели, а студию Viagem закрыли. Gambys — не первая португальская игра, но точно первый коммерческий проект и далеко не провальный.

Portidata
Portidata

До 2000-х студии в стране можно было пересчитать по пальцам одной руки. Говорить о сформированной индустрии не приходилось, но культура постепенно выстраивалась. Португальские геймеры имели доступ ко всем основным платформам и играм, выходили журналы, появлялись специализированные ресурсы. Еще один знаковый проект — RTS Portugal 1111: A Conquista de Soure (2004) в духе Age of Empires, посвященная Реконкисте (изгнание мусульман с Пиренейского полуострова — территорий современных Испании и Португалии). Стратегию создала студия Ciberbit в сотрудничестве с властями города Сур и Коимбрским университетом. Сейчас она разрабатывает информационные системы для здравоохранения и ритейла.

Portugal 1111: A Conquista de Soure (Visão)
Portugal 1111: A Conquista de Soure (Visão)

В 2007 на прилавках появились диски с ПК-игрой Floribella, основанной на одноименном сериале. Кроме португальской, были бразильская и чилийская версии «Флорибеллы». Сериал рассказывал о девушке Флор, в которую влюбился ее начальник Фредерико, уже помолвленный с алчной и жестокой Дельфиной. Игра-адаптация представляла собой несложный и короткий (на полчаса) 3D-платформер, ориентированный на девочек.

Интересно, что разработчик игры Move Interactive — это первая португальская студия, анонсировавшая свой продукт на E3. Ugo Volt, сначала называвшуюся FLOW: Prospects of Mayhem, задумывали как шутер в декорациях постапокалиптического Лиссабона. Судя по трейлеру, планировалось что-то в духе Deus Ex и «Матрицы». За Floribella студия взялась для того, чтобы заработать денег на этот проект, но получить достаточное финансирование от медиакомпании SIC не удалось. Штат сократили вдвое, а в 2008 Move Interactive закрыли.

Floribella (Move Interactive)
Floribella (Move Interactive)

В 2008 году в городе Порту открыли Bigmoon Entertainment, сейчас называющуюся Saber Porto (в 2019 ее купила Saber Interactive) и имеющую офис в британском Шеффилде. Это одна из однозначных историй успеха португальского геймдева. Студия начала с детских мультсериалов TIC TAC TALES и Pikaboo, а затем стала получать подряды и разрабатывать игры совместно с другими компаниями.

Специализация SIP — гонки. Она приняла участие в создании MotoGP13, World Rally Championship, FlatOut 4: Total Insanity и самостоятельно разработала Dakar 18. Похоже, это единственная португальская команда, приложившая руку к ААА-проекту, а именно ремастеру шутера Crysis (Crysis Remastered Trilogy).

Современное состояние

<p>(изображение: Tecnico Lisboa)</p>

(изображение: Tecnico Lisboa)

Португалия старается развивать IT-сектор: создаются стартап-хабы, страна привлекает «цифровых кочевников», многие компании переезжают сюда или открывают свои офисы. Центры технологического развития — два крупнейших города: Лиссабон и Порту.

Масштабы португальского геймдева скромны, но адекватны для государства с населением в 10 миллионов. По данным GoodFirms в стране 13 студий: от маленьких (от 2 до 9 сотрудников) до средних (от 50 до 249). Скорее всего, здесь не учтены некоторые инди-команды, и на самом деле геймдев-коллективов несколько больше. Для сравнения: примерно столько же в Исландии, в которую живет 370 тысяч человек.

Рынок интерактивных развлечений в Португалии растет. В 2022 совокупная прибыль составила 317 миллионов долларов США (данные Statista). Больше всех сгенерировал мобильный сегмент (191 миллион), скачиваемые игры (44 миллиона) и стриминг (36 миллионов). В 2023 году ожидается рост примерно на 60 миллионов. Лучше всего на португальском рынке себя чувствуют гиганты: Activision Blizzard, Electronic Arts и Bandai Namco.

Самые большие группы геймеров в стране — люди в возрасте от 25 до 34 лет (26%) и от 35 до 44 лет (28%). Мужчин-игроков больше: 63%. Здесь Португалия следует мировому тренду.

Во что поиграть:

Voltaire: The Vegan Vampire (2023)

Freedom Games
Freedom Games

Мультяшный рогалик про Вольтера. Нет, не про философа. Он младший сын самого Дракулы, но не собирается следовать отцовскому пути. Вольтер не пьет ничью кровь, а спокойно веганствует, выращивая овощи и фрукты в собственном саду. Остальные потусторонние жители Трансильвании этого не понимают, поэтому по ночам от них приходится отбиваться. Авторы игры — инди-студия Digitality Games. В их портфолио уже есть скролл-шутер HordeCore, а в разработке — космическая аркада VOIDHUNTER.

Munin (2014)

<p>Daedalic Entertainment</p>

Daedalic Entertainment

Любопытный паззл-платформер в сеттинге мифов Скандинавии. Главный герой — человек-ворон Мунин, вестник верховного бога Одина, способный менять ландшафт. Интересный кейс для левел-дизайнеров и, похоже, единственный существующий на сегодняшний день проект студии Gojira.

Dakar Desert Rally (2022)

Saber Interactive
Saber Interactive

Гоночный симулятор от упомянутых выше Saber Porto. В распоряжении игрока большой выбор лицензированных транспортных средств: легковые автомобили, грузовики, мотоциклы, квадроциклы и не только. Как понятно из названия, все трассы проходят по пустыням и повторяют дистанции знаменитого ралли «Дакар», ранее проходившего в Сенегале, затем в Южной Америке, а теперь в Саудовской Аравии.

Quest of Dungeons (2014)

David Amador
David Amador

Пошаговый пиксельный roguelike в фэнтезийном сеттинге от Upfall Studios во главе с Давидом Амадором. Все привычно: 4 класса (воин, маг, шаман, ассасин), процедурно генерируемый замок и пошаговый геймплей со сражениями и сбором лута. Погибая, лишаемся всего прогресса, как и водится в таких играх. Сначала Quest of Dungeons планировали только для планшетов, но позже выпустили на Windows, Linux, Android и Xbox One.

Alekhine's Gun (2016)

Maximum Games
Maximum Games

Любопытный продукт португальского геймдева, имеющий отношение к нашей стране. Это третья часть цикла Death to Spies, рассказывающего о шпионских противостояниях времен Холодной войны. Жанр логичный для такой истории — стелс-экшен. Протагонист — бывший советский агент Алехин, теперь действующий без указаний государства. Параллели с Hitman налицо. Не шедевр, но поиграть можно.

Пока португальский геймдев не создал мировых хитов, но в стране уже есть живая и бодрая инди-сцена, а также несколько студий, участвующих в разработке АА-проектов. Так что задел на развитие есть. Пожелаем коллегам из солнечной Португалии творческих успехов!

Источники:

5959
4 комментария

Спасибо за рассказ о небольшом клочке игровой истории, автор молодец.

5

Вот игр по типу Alekhine's Gun хотелось бы побольше (прастете, я просто ток недавно купил супермегагиперэкстракрутой компик, поэтому не особо разбираюсь в современном геймдеве 😔😖)... А вообще, статья зачётная, жду ещё от автора, язык изложения понравился ;).

1

Комментарий недоступен

Геймдев ПортугалииЭто третья часть цикла Death to Spies

Разве Alekhine's Gun португальские разработчики сделали? Не вводите заблуждение. Серию "Смерть шпионам", включая третью, всегда создавалась российской компанией Haggard Games.