Стриминг как борьба за власть

У стриминга очень короткая история, но он уже успел дать профессию, социальные практики, правила этикета и способы подавления личности. Текст ниже пытается дать анализ: зачем люди вообще смотрят как кто-то играет, может ли известный стример быть звездой и каким образом формируется власть аудитории над стримерами.

Если стрим как инструмент продвижения понятен, то стрим как социальная практика - понятен мало. Для не вовлеченного обывателя весь этот Твитч загадочен, а если завести речь о заработках видных стримеров, то даже и оскорбителен. Вот передача Карины Стримерши: сидит ученица старших классов, неприятно ругается, бестолково играет в Доту, ест сомнительную еду и за вечер имеет доход, составляющий годовой бюджет поселкового терапевта. Тут легко поддаться растерянности, которую усугубит зрелище чата, где невнятный смысл дополняет безумная скорость генерации комментов.

<i>Визуальная модель реакции Федора (41 год, жена Любушка, и двое ребятишек, Леночка и Алешка) на феномен стримов. </i>
Визуальная модель реакции Федора (41 год, жена Любушка, и двое ребятишек, Леночка и Алешка) на феномен стримов.

Что отличает стрим от идейно близкого, вроде бы, жанра летсплеев на ютубе? Ведь и на твиче, и на ютубе зритель опосредованно употребляет видеоигровой контент, наблюдая за кем-то, кто играет в видеоигру. "Покупать не буду, пройду на ютубе" - вполне устоявшаяся манера потребления контента: человек в самом деле ощущает, что прошел игру. Просится аналогия “это как настоящий секс и порнография”, но она плоха. Здесь опасный поворот к Бодрийяру и "гиперреальности", который мы проедем, но отметим, что летсплей в самом деле дарит очень достоверную модель участия в процессе игры - мы видим, что видит участник, и мы реально можем сами это повторить. А вот футбольная, например, трансляция конгениальна бодрияровой порнографии - мы видим, что участники никогда сами не видят: камера обычно берет ракурсы, куда лицо живого человека зачастую поместить сложно. То есть летсплей - это правда без обмана, но, може быть, и без огня. Стрим же полная противоположность летсплею: мало фокуса на игре, зато океан жизни. Вся механика стрима стоит на двух китах - это чат и прямой эфир.

Прямой эфир - это невозможность перемотать назад и незнание, что будет дальше. Может быть прямо сейчас наш стример застрянет в текстурах, может быть он через секунду побьет рекорд спидрана, а может через пять минут его застрелят в результате сватинга (“обОМОНивания”), который пойдет не так. Реальную ценность имеет только то переживание, которое ты не планируешь. Полет ноги Акинфеева, который видел на стадионе - это гораздо лучше Акинфеева по телевизору. Даже если Россия-Испания была посмотрена дома на диване, но в прямом эфире - это лучше, чем увидеть потом на ютубе. Самое важное - это не знать. Текущие нормы культуры полагают спойлеры главным врагом.

Только прямого эфира мало, нужен чат. Чат дает ощущение общности. Вспомним опять о ноге героического вратаря. С трибуны момент подвига виден гораздо хуже, чем по телевизору, но вокруг тебя тысячи людей и все орут. Из нашей жизни ушли сельские праздники, совместные танцы урожая, поход в церковь к вечерни и пение нестройным хором про изгиб желтой гитары. Мы зачем-то продолжаем петь Happy Birthday и задувать свечи на торте, но таких ритуалов мало. Поорать на трибуне "Игорь" - хороший повод понять, что ты не один. Чат в Твиче не дает пространства для традиционного срача в комментах, слишком стремителен, зато лучше всех создает условия для чувства единства. А где единство группы - там и возможность этой группе побороться за власть. В данном случаем объектом борьбы может быть только личность стримера.

Масштаб власти чата над стримером может быть различен. Например, есть у вас моршанский драматический театр. Театральное сообщество Моршанска скорей всего будет достаточно дружелюбной группой, поскольку оно небольшое и связано личными связями в силу размера Моршанска. Таким образом и малопопулярный стример с его 47 подписчиками, которых он почти лично знает, наслаждается ламповостью и дружелюбной атмосферой. Если же мы передвинемся поближе к метрополиям и огням “Большого”, то приме-балерине могут и шариков под ноги подсыпать - вдруг повезет и эта гадина ногу себе сломает? Стример, который стал звездой, уже не имеет шанса на домашние посиделки, ему остаются истеричная любовь и нарушение личного пространства. Для иллюстрации перескажем материал журнала “Нью Йоркер” (New Yorker) о жизни стримера Айс Посейдона (Ice Poseidon).

<i>Стример Ice Poseidon (Пол Денино) в рабочей обстановке</i>
Стример Ice Poseidon (Пол Денино) в рабочей обстановке

Пол Денино, известный в интернете как Ice Poseidon, живёт в Лос-Анджелесе, и ему 23 года. Сейчас он зарабатывает на жизнь в основном IRL-стримами, то есть стримит свою "реальную жизнь", хотя к известности пришел через обычные игровые стримы. Встреча Пола с журналистом “Нью Йоркера” происходит в ресторане, и, ясное дело, Пол ведет стрим. В какой-то момент телефон ресторана начинает разрываться от звонков. Звонят взволнованные родители Пола, которые сообщают администрации ресторана, что их сын страдает аутизмом - им срочно надо с ним поговорить. Звонят представители полиции, которые предупреждают, что Пол Денино известный педофил, избравший ресторан местом встречи с потенциальными жертвами. ФБР предупреждает рестораторов, что некто Денино - террорист, а в рюкзаке, который они прямо сейчас могут видеть рядом с ним, спрятана бомба. Все эти звонки обозначаются термином "пранк", и это довольно популярная практика общения аудитории со своим стримером. Однако менеджмент ресторана такой цифровой этнографии у себя в заведении не одобряет и просит мистера Денино покинуть ресторан. Стример уходит, после чего рейтинг заведения на Yelp (главный американский сервис отзывов) стремительно обрушивается до "ужасного" - тысячи зрителей стрима начинают выставлять ресторану единицы.

Армия поклонников мистера Денино имеет с ним непростые отношения. Одно время Пол встречался с девушкой по имени Кэролин, которая тоже была стримером. Аудитория сочла, что эти отношения вредят каналу, поскольку из-за них Пол стал меньше времени уделять стримам, а сама Кэролин, по мнению чата, использовала Пола для раскрутки собственного канала. Практически история про Джона Леннона и Йоко Оно с поправкой на социальные сети. Раздел реддита, посвященный коммьюнити Айс Посейдона, оказался в предреволюционной ситуации. Сообщество решило, что этой бестолковой связи надо положить конец. Пара подвергалась харассменту как в онлайне, так и в реальной жизни. Каналу Айс Посейдон был объявлен бойкот. Денино был абсолютно доволен отношениями с Кэролин и решил не обращать внимание на хейтеров. Глубокая решимость сохранять свое право на личную жизнь не покидала его шесть месяцев, после чего Пол принял решение расстаться с Кэролин. По его словам, ему было легче объявить девушке о разрыве отношений, чем противостоять своей аудитории. Первая же неделя после объявления о расставании с Кэролин удвоила его доход.

Аудитория, разумеется, не забыла такой измены, и теперь внимательно следит за задним планом трансляций. Однажды зрители заметили пару обуви, явно принадлежащей женщине. Чат потребовал объяснений и Денино пришлось их дать.

По словам Пола, в январе 2018 года его доход составлял около 60 тысяч долларов в месяц. Основной источник - сотрудничество с рекламодателями и денежные переводы от зрителей, так называемые донейшены. Иными словами, у Пола есть работодатель, который прямо регламентирует его жизнь. Мы слышали истории, что владелец холдинга "Рузское молоко" отслеживает и увольняет сотрудников, живущих вне церковного брака, полагая, что таким не место в благодатной Рузе (заодно он зачеркивает штрихкод на упаковке красным андреевским крестом). Однако власть собственника предприятия, даже если его зовут Василий Бойко-Великий, ограничена стенами молокозавода. Не в его власти проникнуть в спальню сотрудника - у чата такая власть есть.

С одной стороны, институт донейшена мало отличается от практик поощрения артистов комедии дель арте. Вот в город приходит труппа, ставится на площади сцена, туда выходят типовые персонажи и начинают играть. Пьесы нет, персонажи не прописаны, есть условный сценарий и, главное, умение поймать настроение толпы. Уловили настроение верно - топла кидает деньги. Не совсем уловили - летят гнилые помидоры. Как и все другие практики, которые мало менялись веками, интернет здесь поменял глобальность и охват - теперь это не одна площадь одного города, теперь это весь земной шар. А главное - теперь это не представление, у которого есть начало и конец. Теперь это вся жизнь артиста.

<i>Итальянский театр масок ("комедия дель арте") работает с типажами вместо персонажей, не использует пьес и живет за счет донейшенов публики</i>
Итальянский театр масок ("комедия дель арте") работает с типажами вместо персонажей, не использует пьес и живет за счет донейшенов публики

Да, гнилые помидоры - это неприятно, но городов на Земле много. В современном театре зритель совершенно приручен, приходит в театр поглощать высокую культуру и на бросок помидора не отважится - со стороны зрителя для актера угрозы нет. Угроза идет со стороны режиссера. Каждый, кто сталкивался с реальностью театральных вузов, знает, насколько это травмирующие психику заведения. Унижения и ломание об колено начинаются с первого тура экзаменов и могут продолжаться до пенсии - или артисту повезет, он дорастет до режиссера или даже худрука и сам станет ломать об колено других.

Сообщество Твича - это многоликий режиссер. Профессия актера подразумевает безденежье, отсутствие ролей или только плохие роли, невостребованность, неустроенность личной жизни (с актером мало кто из “обычных” людей сможет жить, а актерские браки часто оказываются адом) - но! Актер как профессия - это почетно, актер - это социальный престиж, даже если ты служишь в Моршанском драматическом театре и занят в утренниках в роли четвертой березки.

<i>Моршанск, Тамбовская область </i>
Моршанск, Тамбовская область

Приехав в самую глухую деревню, актер легко объяснит свою профессию. Стример - это не профессия, это бог знает что такое. Кем работает ваш внук, Галина Петровна? Стримером? Это непонятно. А если Галина Петровна сможет понять, то уважать внука не будет - ведь он по сути работает петрушкой.

Есть теория социолога Эндрю Эббота о престижности специальностей, по которой она, престижность, вытекает из их ритуальной чистоты - то есть врач-терапевт никогда не будет престижен, потому что он общается с населением и бабушками. А врач-рентгенолог или нейрохирург будут исключительно престижны, потому что они с пациентами никогда не пересекаются и общаются только с другими врачами-специалистами. Это же правило действует и для юристов - одно дело отмазывать уличный криминал, заходят к ним в обезъянник, совсем другое - в Высоком Суде Лондона толковать значения параграфов. Артист театра и тем более кино максимум рискует просьбой об автографе или слитыми фотками с телефона. Если артист становится звездой, то барьер между ним и публикой вырастает в непреодолимую стену: звезда живет в своей вселенной, даже если вы встретили ее в очереди в "Пятерочке".

<i>Ева Грин (на фото справа) в магазине "Пятерочка" </i>
Ева Грин (на фото справа) в магазине "Пятерочка"

У стримеров звездный статус не подкрепляется переносом в другую вселенную - он или она по-прежнему должны быть доступны для своего сообщества. Можно попробовать приравнять девочек-фанаток рок-групп или сырих тенора Козловского к тем людям, которые вызывают омон к стримеру на квартиру, но здесь слишком сильна разница в посылах. Первые только хотят прикоснуться к кумиру, которого сакрализируют, вторые никакого сакрального статуса выдавать не готовы, даже если это стример Ninja (да даже если это ютуберы вроде Ивангая). Стример всегда обслуживающий персонал, даже если это очень известный обслуживающий персонал. Кроме того, стример ведет себя как вроде бы независимый человек, он не осознает - или по крайней мере, не признает - своей подчиненной роли. И тем слаще ощущение контроля над его личностью.

Завершим наш анализ тремя выводами:

  • Стример - это профессия, которая требует оборудования, графика работы, иногда нанятого персонала, но при этом принципиально не оформляемая как профсоюз и даже как специальность. Сочинять смешные тексты - это специальность, и начав в КВН, можно перейти в сценаристы ситкомов или рекламу. Умение вести стрим нельзя трансформировать в профессию ведущего новостей или тамады на корпоративе. По крайней мере, пока.
  • Полная независимость стримеров сочетается с абсолютной зависимостью. В любую эпоху до настоящего времени за артистом стоял инвестор: Бетховен написал “квартеты Разумовского” на деньги князя Разумовского, Маркс жил за счет Энгельса, Достоевский ругался с Некрасовым, почему тот ему платит меньше, чем Тургеневу, Тарантино снимал за счет “Мирамакса” и только Толстой жил на свои, но был граф и барин. Стример получает прямой доступ к аудитории, только он и толпа, делай что хочу - но при этом он зависит целиком и от этой толпы, и от платформы, через которую он ведет стримы. Ютуб и твич при этом нельзя считать заменой издателю - это просто инфраструктура. Это площадь в городе.
  • Стримеров, как и многих других современных работников, можно отнести к категории emotional labor - то есть эмоционального труда. Это, например, официанты, сиделки, артисты, воспитатели, продавцы-консультанты. Это люди, которые не имеют права на плохое настроение - дантист, юрист и слесарь имеют право на хмурое лицо и даже некоторое хамство, главное, чтоб работу хорошо сделал. Эмоциональный работник не имеет право не быть милым с клиентом.

Русскоязычный интернет в этом случае выступает более гуманным местом. Карина Стримерша или WeLoveGames сосредоточены на играх и элементы IRL-трансляций могут выступать только соусом или усилителем вкуса. Может быть, русская атомизация, которая не позволяет жителям дома договориться о шлагбауме во дворе, в данном случае спасает стримеров от превращение их чатов в Левиафана. Или может быть, статус звезды в русском пространстве дает власть и невидимую “мигалку”, которая не позволяет фанатам борзеть.

<i>Карина Стримерша - новый тип "звезды" (знаменитости) в условиях фрагментации аудитории. Ей не стать Аллой Пугачевой, то есть знаменитостью вообще, поскольку информационный шум позволяет стать звездами только людям типа Трампа или Путина, как обладающими бесконечным медиаресурсом. В рамках ниши - Карина вполне себе локальная Пугачева </i>
Карина Стримерша - новый тип "звезды" (знаменитости) в условиях фрагментации аудитории. Ей не стать Аллой Пугачевой, то есть знаменитостью вообще, поскольку информационный шум позволяет стать звездами только людям типа Трампа или Путина, как обладающими бесконечным медиаресурсом. В рамках ниши - Карина вполне себе локальная Пугачева

Совсем коротко можно обозначить, что платформа Стим стремительно перенимает практики Твича, а разработчик становится двоюродным коллегой стримера. Здесь можно отметить “ревью бомбинг”, попытки наказать разработчиков за неправильное поведение, стремительные переходы от обожания к ненависти, а также полная безучастность платформы ко всему происходящему.

66 показов
3.7K3.7K открытий
78 комментариев

Если кто нибудь ещё начнет ныть о том, что кто-то говорит про "токсичность геймеров", надо будет сунуть им статью про Посейдона

Очень близко к теме, о которой рассказывает автор, на Ютубе есть
1) https://youtube.com/watch?v=8FJEtCvb2Kw - про аутентичность онлайн перфоманса
2) https://www.youtube.com/playlist?list=PL7-HzFax9fcxbuDiKPZGdIV69N5-MszEa - серия видео про парасоциальные отношения зрителя и онлайн-персоналии
Всё на английском

Ответить

Просто отличные ссылки! Я про аутентичность не стал уже в тексте рассуждать, но она конечно центровой элемент стриминга как переживания.

Ответить

Если кто нибудь ещё начнет ныть о том, что кто-то говорит про "токсичность геймеров", надо будет сунуть им статью про ПосейдонаМожете вкратце рассказать?

Ответить

Наконец-то место, в которое я могу приткнуть свое мнение.
Сама статья хорошо описывает как положительные, так и отрицательные стороны стриминга как профессии, но мне со своего забора хотелось бы добавить еще кое-что.

Очень часто я сталкивался с людьми, которые смотрели на того же форсена, папича, ВЛГ или любого другого представителя "топа" твича и решали, что они могут сделать тоже самое. Я, в принципе, отношусь к их числу, но со временем меня постигло глубочайшее разочарование в этом. Но по крайней мере для себя я вынес знание того, что такое VST плагины и как ими управляться, а заодно купил очень хороший микрофон. Я не знаю, есть ли здесь такие же люди, которые хотят заниматься этим, но мне кажется что не помешала бы небольшая справка.

Есть несколько предварительных вопросов, который ты должен себе задать.
Первое - ради чего ты стримишь?

-Если ты надеешься стать следующим Ниндзей, то тебе сразу придется смириться с тем, что вероятность это стремится к нулю. Ниша стриминга уже разработана настолько хорошо, что хочется провести аналогию с гомосексуальными связями. Все "хлебные" места заняты людьми, которые начали раньше остальных, и тебе остается только одна альтернатива - быть оригинальным. Средний пользователь интернета оригинален точно также, как фраза "аффтар жжот" в 2018-ом, но если у тебя есть что-то, отличающее тебя от остальных, то это может стать твоей фишкой. Другое дело что этим "что-то" может оказаться твоя негативная черта (от чего раздел IRL периодически напоминает список больных фриков, которые похуже той же Карины. Та была хотя бы проплачена), но если ты сможешь ее удачно подать, то почему бы и нет?
-Альтернативно ты просто можешь любить, например, рисовать, или сочинять музыку, играть в игры и говорить о них, поэтому данное занятие может стать твоим хобби. Отличный пример - спидраны (до года 2013-го где-то, потому что творящееся сейчас с топом СР комьюнити это какой-то хтонический пиздец) и сами спидранеры, возле которых обычно ютится очень скромная кучка преданных фанатов, или же игроки в файтинги (хотя FGC более агрессивно настроено, в глубине души 90% фанатов файтингов с радостью готовы тебе помочь, а не только называть скрабом и говорить "Hold that L niggaaaaa"). В данном случае тебе не нужны никакие советы, кроме базовой настройки софта, ты в любом случае получишь удовольствие.


Но вернемся к попытке добиться чего-то большего. Это неблагодарная, потная работа. Если ты безработный хикка, то это легче, но здесь у нас встает второй вопрос:
-Насколько ты харизматичен?
Беря пример хиккикомори обыкновенного, то по умолчанию у тебя харизма табуретки. Это не привлечет людей, поэтому тебе придется раз за разом переступать через свои принципы и что-то с этим делать, чаще всего подвергая себя стрессу.
Если ты харизматичен, то это уже хороший старт. С другой стороны таких людей как ты, готовых часами чесать языком не меньше тех, кто молчит во время стрима и иногда что-то бубнит.
-Насколько ты целеустремленный?
Это актуальный вопрос, потому что тебе придется отдавать стримингу очень приличную часть своей жизни, на первых порах в убыток всему остальному. Тебе также скорее всего придется раскошелиться на сопутствующие аксессуары вроде микрофона и вебки, кронштейна к ними или (не дай бог) хромакея. А потом ты потратишь N времени все это настраивая, приводя в божеский вид и тестируя доселе незнакомые для тебя вещи вроде "нойзгейта" и "лимитера". Если ты харизматичен, то этот пункт почти можно пропустить, потому что тогда тебя будут смотреть, даже если ты вещаешь из пещеры горного короля с пердящим батей на заднем фоне и шипением.

После всего этого встают проблемы контента и его поисков, потому что если взять те же игры, в синглплеер долго гонять не получится, а мультиплеер это то еще болото (опять-таки, держим в голове условие, что ты стримишь ради успеха), потому что когда ты наиграешься в ту же ДОКУ ДВА и захочешь денек поиграть в симулятор взрывов школы, то твои подписчики сгноят тебя за то, что пришли посмотреть как ты кишки наматываешь 10 минут, а у тебя другой контент.
И сверх этого мы плотным слоем намазываем проблемы рекламы и "нетворкинга" (нетворкинг, если коротко, это когда ты заходишь к другому стримеру, притворяешься его другом, а потом начинаешь оттягивать его аудиторию к себе), которые в русском сегменте очень плохо развиты.

...о чем я вообще писал?
А, стриминг это сложно, короче, лично я заебался после полутора лет, лучше буду раз в неделю бубнить в микрофон, чем каждый день изображать что мне не похуй. Зато у меня был стимул проходить новые игры, наверное.

Ответить

Вы с вебкамерой стримили? Какое максимальное число зрителей удавалось собрать?

Ответить

Спасибо за такой развернутый комментарий. Сможете нам для исследования дать интервью личное? Ваш опыт стримера очень интересен.

Ответить

Бро, ты существуешь! Это круто.

Ответить