Прародители инди: как Flash-игры изменили индустрию

Кратко о жизни и смерти целой эпохи.

Ещё десять-пятнадцать лет назад Flash-игры были повсеместным явлением. Разработчики их легко создавали и выпускали, а пользователи в них просто играли — без лишних загрузок, нужно было открыть ссылку и всё.

Сейчас не только игры, но и сами инструменты Flash почти канули в Лету: всё больше сайтов отказываются от этой технологии. А создатели, до этого обитавшие на площадках вроде Newgrounds или Armor Games, переместились в Steam и на мобильные платформы.

Тем не менее, влияние Flash на индустрию неизмеримо. По факту, благодаря этой технологии появился целый пласт видеоигр — инди, а также зародились многие жанры. Без неё не появились бы такие проекты, как Super Meat Boy, VVVVVV и Castle Crashers. Журналист Game Informer побеседовал с известными разработчиками Flash о той эпохе, а мы выбрали материала главное.

Прародители инди: как Flash-игры изменили индустрию

В 90-х интернет уже стал широко доступным — но скорость соединения всё ещё оставалась крайне низкой. Для того, чтобы скачать одну-единственную песню, приходилось тратить по десять минут, и это не говоря об играх.

Поэтому веб-дизайнеры в то время старались оптимизировать сайты так, чтобы они не создавали сильную нагрузку на модемы. Для решения этой проблемы группа инженеров из FutureWave Software разработала специальный набор инструментов на основе векторной графики. Он позволял без особой нагрузки воспроизводить анимации через тогда ещё слабое соединение. Технологию назвали Flash — сокращённо от FutureSplash Animator.

После того, как Flash окончательно распространился в среде веб-дизайна, технологию подхватили энтузиасты, чтобы на её основе делать игры. Во многом развитие популярности Flash-игр обязано сайту Newgrounds.com — агрегатору, на котором числились миллионы таких проектов.

Изначально это был обычный форум, на котором молодые разработчики обменивались опытом. В том числе и Том Фулп, его основатель.

Изначально я делал анимации через Deluxe Paint на Amiga, после чего загружал их на ПК и программировал на Pascal. Но я всегда думал: почему я не могу связывать мои анимации непосредственно с кодом? В то время не было лёгких способов это делать. [...]

Но когда появился Flash, я мог анимировать то, как ходит персонаж, прямо в самой игре. Всё сделалось так просто — такого ещё никогда не было.

Том Фулп, создатель Newgrounds
Newgrounds в 2005 году
Newgrounds в 2005 году

В 1998 году Фулп на Newgrounds представил раздел Portal, куда создатели игр могли выкладывать свои экспериментальные проекты на всеобщее обозрение. Поначалу разработчики присылали их Фулпу по электронной почте, но позже он автоматизировал этот процесс — наплыв работ стал слишком большим. После апдейта каждый мог загрузить свою игру самостоятельно.

Из такого «инкубатора» появились многие хиты. Например, сам Фулп вместе с художником Дэном Паладином создали популярную игру Alien Hominid — сайд-скроллер, где нужно за инопланетянина прорываться сквозь волны федеральных агентов. Её успех был настолько большим, что в итоге Фулп с друзьями основал студию The Behemoth — в будущем известную за Castle Crashers, BattleBlock Theater и Pit People.

Оригинальная Alien Hominid
Оригинальная Alien Hominid

Flash привлекал тех, кто хотел делать игры, но не знал, с чего начать. Его было легко использовать, а сами проекты в итоге создавались очень быстро. К примеру, оригинальный Super Meat Boy разработали за три недели. Некоторые вообще делали игры за пару дней.

Это было так просто. Ты начинаешь работать скорее с рисунком, нежели с кодом. Через Flash люди со временем становились очень опытными программистами. С ней было невероятно быстро обучаться.

Эмили Грир, сооснователь сайта c Flash-играми Kongregate

Ты мог сделать что-то за очень короткий срок, и это бы выглядело очень красиво. [...] А потом загрузить это на сайт — и вот уже сотни тысяч людей играют в твою игру.

Эдмунд МакМиллен, создатель Super Meat Boy и The Binding of Isaac

Конечно, Flash-игры не могли потягаться с такими ААА-блокбастерами того времени, как Gears of War или BioShock. Но их преимущество состояло в том, что они были бесплатными, их не нужно было устанавливать, а пользователям не приходилось волноваться за системные требования.

Flash сделало популярным то, что он работал в браузере. Даже если ты и так делал бесплатные игры, людей было сложно заставить их скачать, потому что им нужно было кликнуть на что-то, сохранить это, открыть zip-файл и невесть что сделать дальше.

Рейган Бёрнс, один из создателей Flash-игр N+
Castle Crashers
Castle Crashers

В середине 2000-х, когда Flash находился на пике своей популярности, сайты начали предпринимать первые попытки монетизировать игры. Armor Games и Kongregate спонсировали успешные проекты, предлагая им эксклюзивные права за то, чтобы они размещались на их сайте. Агрегаторы же получали деньги за рекламу — которая проигрывалась или перед включением игры, или непосредственно в самом геймплее.

Со мной связывалась грёбаная куча инвесторов и прочих богатеев, мол, «привет, мы слышали о тебе, и мы думаем, что инди скоро станут сверхпопулярными». И они были правы — потому что два года спустя так оно и случилось. В зависимости от твоей репутации, ты мог получить 12 или даже 20 грантов на разработку игры — и это было просто спонсорство, без продажи IP.

Эдмунд МакМиллен, создатель Super Meat Boy и The Binding of Isaac

Но к концу десятилетия золотая лихорадка кончилась. Flash-игры быстро вытеснились мобильными играми и F2P-проектами. Технология устаревала и становилась невыгодной.

Поначалу от её поддержки отказалась Apple, когда представила iPhone первого поколения. Во-первых, Flash плохо влияла на батарею. Во-вторых, её было легко взломать.

Оригинальная Angry Birds была вдохновлена Flash-игрой Crush the Castle
Оригинальная Angry Birds была вдохновлена Flash-игрой Crush the Castle

Примеру компании последовали другие производители смартфонов — а после и разработчики софта. Многие современные браузеры попросту не поддерживают Flash — а Adobe недавно сообщила, что собирается полностью прекратить поддержку технологии к 2020 году.

Flash-игры стали «предтечами» инди-рынка. Сайты с ними стали настоящим пристанищем независимых разработчиков ещё до того, как появились Braid, World of Goo или Minecraft.

Скоростное создание игр, дикая креативность, прямая связь с игроками — всё это пошло со времён Flash. Это было то время, когда энтузиасты брались делать свои проекты, и в них играли не то чтобы миллионы — миллиарды людей.

Эмили Грир, сооснователь сайта c Flash-играми Kongregate

Flash-игры изобрели многие современные жанры — например, tower defense. Из простых стратегий выросли такие многомиллионные хиты, как Clash of Clans. Те, кто раньше делал проекты на Flash, сейчас занимаются современными инди — Getting Over It, Celeste, продолжать можно долго.

Сейчас почти любой может создать свою игру и беспрепятственно её издать. Но раньше, когда существование индустрии буквально диктовалось крупными издателями, такой возможности не было.

С приходом Flash всё поменялось. Технология открыла рынок тем креативным умам, у которых были идеи — но не было возможностей, чтобы их реализовать.

Flash, возможно, одна из самых главных вещей в моей карьере. Если бы его не было, я бы попросту не создавал видеоигры.

Эдмунд МакМиллен, создатель Super Meat Boy и The Binding of Isaac
139139
92 комментария

Помянем те славные времена

106
Ответить

Комментарий недоступен

79
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

О, не так давно смотрел ролик на тему Флэш-игр https://youtu.be/uhvey_FjtXA (ролик на английском) , а ссылку на сам канал как раз в одной из статей увидал :)

Помню в своё время эти флэш забавы, но , так уж вышло, обычно попадались игры которые были либо сугубо на одном экране, либо просто беготня с стрельбой слева направо (снизу вверх) и всё. А потом как-то однажды попалась какая-то игра где надо было барышень разводить на показ сисьписькивседела и меня тогда поразило (нет, не то, что можно было бесплатно посмотреть на нарисованную вагину) что там даже какие-то механики были, нелинейность и всё вот это вот. То есть уже не просто бег с прыжками и\или стрельбой, а вот прям что-то там прокачивать, посещать магазины, фармить финансы на безопасной легальной работе или на нелегальной опасной , закупать предметы, молодить барышень, рандомно их встречать где-то в городе и уже потом разводить на сисички и всё такое =)

5
Ответить

попалась какая-то игра где надо было барышень разводить на показ сисьписькивседелаПодробнее.

Ответить

Только хотел запостить.
Я пытался найти на флеше всякие RPG. Их было мало, но были. Зависал будь здоров.

1
Ответить

Alien Hominid вообще огонь.

2
Ответить