Игровая компания за пределами России: выбираем страну
Куда отправиться, если местный рынок уже не устраивает.
Павел Шинкаренко, основатель сервиса для автоматизации документооборота и выплат фрилансерам Solar Staff, написал для DTF вторую колонку о переносе бизнеса за рубеж. В ней он перечислил несколько стран, которые потенциально могут подойти игровому предприятию. В первой статье рассматривалась структура игровой компании, адаптированная к работе вне России.
Павел Шинкаренко,
основатель Solar Staff, руководитель юридической компании «Сенешаль»
В первой статье мы обсудили, зачем и когда стоит трансформировать игровой бизнес в международную группу компаний, и сравнили налоговую нагрузку в случае работы из России и с Кипра.
Сегодня мы поговорим о том, что важно при выборе страны для открытия операционной компании, и более детально рассмотрим подходящие страны.
Критерии выбора
При выборе юрисдикции мы будем опираться на следующие взаимосвязанные параметры:
1. Налоги – в том числе ставка налога на прибыль. Условия их начисления. И, что критически важно, наличие двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.
2. Законодательство – корпоративное регулирование и возможные ограничения. Например, необходимость получать лицензию для ведения деятельности. Правовое регулирование ответственности сервис-провайдеров за пользовательский контент и регулирование в области персональных данных. Миграционные запреты и ограничения.
3. Политическая система – устойчивость режима, репутация (попадание в «чёрные списки») и качество государственного управления.
4. Инфраструктура – развитость финансовых центров, доступность офисных помещений, интернет-каналов и так далее. Сюда же отнесём рынок труда.
5. Стоимость жизни – аренда жилья, стоимость продуктов питания, образования, медицины, развлечений.
6. Стоимость регистрации и содержания компании – регистрационные процедуры, делопроизводство, бухгалтерский учёт и аудит, общее удобство управления.
Применим эти критерии к политической карте мира – список станет коротким. Сразу исключаем страны, в которых:
— для онлайн-бизнеса и продажи прав доступа к программному обеспечению требуются разрешения или лицензии;
— нечётко обозначены пределы ответственности владельца онлайн-сервиса за пользовательский контент, как с точки зрения авторского права, так и в области вреда чести, достоинству и деловой репутации, распространения ложных сведений и так далее;
— нестабильный политический режим и жёсткая миграционная политика;
— отсутствует или недостаточно развита инфраструктура;
— очень высокая стоимость жизни.
Что останется?
Кипр
Кипр – член ЕС, что облегчает работу на европейском рынке. Двусторонние соглашения с Россией и США, ставка налога на прибыль 12,5%, специальные льготы для IP-холдингов (эффективная ставка налога на прибыль близка к 2,5%). Тут приятный климат, стоимость жизни ниже среднего по ЕС и хорошая инфраструктура. Не менее важны простые миграционные правила и отсутствие налогообложения пассивных доходов бенефициаров. Кипр – лидер нашего рейтинга.
Здесь находится основная зарубежная база Solar Staff.
Гонконг
У Гонконга лучшая сеть двусторонних соглашений с азиатскими государствами. Поэтому, если ваши пользователи живут в Азии, то Гонконг – самый логичный выбор.
Тут действует территориальный принцип начисления налога на прибыль, что позволяет исключить из налогооблагаемой базы внешнюю по отношению к Гонконгу выручку. Инфраструктура развита хорошо, но очень высокая стоимость жизни и сложные миграционные правила. И ещё в Гонконге не любят российский бизнес.
Связано это с тем, что в 1990-х годах фирмы из РФ использовали Гонконг для «чёрных» сделок, вплоть до торговли оружием. Местные обиделись.
С одним из клиентов мы полтора года бились над открытием счёта в местном банке и преуспели только после того, как привезли в Гонконг одного из соучредителей – члена королевской семьи Монако.
Люксембург
Люксембург прекрасно подходит для холдинговых компаний (например, для получения роялти за программное обеспечение). Доходы от иностранных ценных бумаг и акций, равно как и прочие доходы от лицензий, люксембургскими налогами не облагаются.
Люксембург – член ЕС с хорошей сетью соглашений об избежании двойного налогообложения. Тут любят крупный бизнес и готовы предоставлять индивидуальные налоговые режимы. А вот минусами можно считать высокую стоимость жизни и ведения бизнеса, а также сложные миграционные процедуры.
Эстония и Латвия
Обе страны имеют невысокие, по европейским меркам, ставки налогов (20% и 15%), обладают развитой инфраструктурой, простыми миграционными правилами и комфортной для русскоговорящего персонала средой. При этом стоимость жизни в этих странах одна из самых низких в ЕС. А вот климат и ставки налогов на фонд оплаты труда расстраивают. Важно, что в Эстонии можно не облагать налогом прибыль компании, если реинвестировать её внутри страны.
Грузия
В стране прямо сейчас внедряется эстонская модель налогообложения, когда налог на прибыль уплачивается только при распределении дивидендов (предположительно ставка 15%), но не раз в год, как в Эстонии, а раз в месяц.
Пока сложно понять, как это применить к интернет-бизнесу. Кроме того, неясно, насколько устойчивой будет система. Снижение налоговой нагрузки на бизнес в краткосрочной перспективе увеличит дефицит бюджета, а вот удастся ли покрыть его за счёт общего роста экономики – вопрос.
Из плюсов можно выделить минимальную нагрузку на фонд оплаты труда (20% подоходного налога) и относительно низкую ставку налога на прибыль – 15%. Из минусов – прежде всего политическая и экономическая нестабильность.
Наша рекомендация по этой стране – подождать два-три года и посмотреть, насколько устойчивой покажет себя экономика Грузии и её налоговая система.