Агрессивно и «по-дружески»: как Electronic Arts пыталась купить Take-Two Статьи редакции

И как GTA IV очень вовремя спасла своего издателя.

В ноябре 2020-го стало известно, что Take-Two Interactive собирается покупать разработчика и издателя Codemasters примерно за 970 миллионов долларов. Компании всё обсудили и уже договорились о сделке, как вдруг в середине декабря СМИ сообщают, что Codemasters уйдёт Electronic Arts, которая предложила 1,2 миллиарда.

Крис Скаллион из VGC в новой статье вспомнил, что этой «кражи» из-под носа могло бы и не быть — ведь в 2008 году EA собиралась купить саму Take-Two, причём весьма агрессивно. В ход шли уговоры, открытые письма Штраусу Зельнику и обращения напрямую к инвесторам, но владелец GTA и 2K не сдавался, пусть и под угрозой насильного выкупа. Пересказываем, как это было.

Take-Two пытается удержаться на плаву

Вторая половина двухтысячных для Take-Two Interactive начиналась не очень успешно. Стабильно радовала продажами Grand Theft Auto, хорошо продалась Prey — но остальные игры вроде Rockstar Games Presents Table Tennis, The Da Vinci Code и Family Guy Video Game особого успеха не снискали.

В 2006-м дела стали только хуже. Take-Two потеряла почти 185 миллионов долларов, а её бывший исполнительный директор Райан Брандт признал себя виновным в подделывании финансовых документов.

Акционерам это всё не понравилось, и на собрании в 2007-м они голосованием назначили пять новых директоров, которые, в свою очередь, выбрали председателем бывшего президента 20th Century Fox Штрауса Зельника. Временным исполнительным директором назначили его инвестиционного партнёра Бена Федера.

Штраус Зельник — человек, который не продал Take-Two Electronic Arts

Зельник увидел: у Take-Two много проблем с корпоративным управлением, но много и потенциала. Согласно VGC, в заявлении он так и сказал: «Нам придётся непросто, но мы с Беном считаем, что в Take-Two происходит очень много хорошего».

Казалось бы, всё вот-вот станет лучше: у компании новое руководство, впереди выход GTA IV и, возможно, новые рекорды продаж. Но внезапно на Take-Two положила глаз Electronic Arts.

EA пытается купить Take-Two

Началось всё в декабре 2007 года. Electronic Arts тогда была крупнейшим независимым издателем видеоигр, и прогнозы говорили, что её доход за 2007-й составит 3,7 миллиарда долларов. И тут медиаконгломерат Vivendi заявил, что покупает Activision, объединяет её со своим подразделением Vivendi Games и формирует Activision Blizzard. Прогнозируемый доход составил бы 3,8 миллиарда долларов.

EA напряглась и, не желая терять статус «крупнейшей», решила подыскать компанию для покупки. Бедствующая Take-Two была одним из самых очевидных вариантов: её можно было купить подешевле, а потом подождать, пока GTA начнёт приносить прибыль.

От GTA IV не просто так ожидали успеха: вышедшая в 2004-м San Andreas только на PlayStation 2 за полгода продалась тиражом 12 миллионов копий

В феврале 2008 года тогдашний президент EA Джон Ричитьелло направил Зельнику личное письмо, где сообщил, что его компания не против купить Take-Two по цене 25 долларов за акцию — весьма щедро, учитывая, что цена тогда была 16 долларов за штуку. «Можно ли это как-нибудь устроить?», — спросил Ричитьелло. «Нет», — ответил Зельник.

Electronic Arts не захотела сдаваться и в том же месяце предложила уже 26 долларов за акцию. Цена сделки бы составила около двух миллиардов долларов. Более того, Ричитьелло написал Зельнику уже открытое письмо, где объяснил, почему Take-Two от приобретения только выиграет.

Мы считаем, что для акционеров Take-Two наше предложение — это уникальная возможность максимизировать полезность своих вкладов с гораздо меньшим риском, чем если компания и дальше будет вести дела самостоятельно.

Джон Ричитьелло, президент Electronic Arts (2007-2013)

Акционерам же он напомнил, что дела у Take-Two всё ещё идут не очень.

Несмотря на шаги, предпринимаемые компанией с марта 2007 года, в активе Take-Two имеются лишь несколько [потенциально доходных] тайтлов, а её финансовые ресурсы ограничены. Кроме того, компания до сих пор не избавилась от финансовых, юридических и управленческих проблем и находится в очень сильной конкурентной среде. Учитывая эти факторы, мы считаем, что Take-Two будет всё сложнее удерживать стабильную акционерную стоимость, и что риск потерять в цене очень велик.

Джон Ричитьелло, президент Electronic Arts (2007-2013)

Почему Ричитьелло решил во всеуслышание объявить, что Take-Two уже отказывалась от сделки? В интервью Gamasutra он сказал, что хотел привлечь внимание акционеров — то есть если бы всё пошло по его плану, они бы забеспокоились и надавили на совет директоров. В реальности же Take-Two сразу отклонила предложение и обвинила EA в том, что такими методами она пытается купить компанию подешевле, пока та не выпустила GTA IV.

«Мы не хлопали дверью, — объяснял Зельник, — мы просто сказали, что цена не очень и время не лучшее». Ричитьелло в другом интервью ответил, что он не согласен с этим аргументом и уверен, что доход от GTA уже заложен в стоимость 16-долларовых акций.

EA пытается запугать Take-Two

Обстановка начала накаляться. Финансовый директор EA Уоррен Дженсон заявил, что если Take-Two не захочет сотрудничать, решение придётся принимать акционерам. «Предпримет ли EA попытку враждебного поглощения?», — спросил журналист CNBC. «Наша цель — заключить сделку по-дружески, но мы не исключаем и других исходов», — весьма красноречиво ответил Дженсон.

Решение Take-Two шокировало и многих экспертов. Известный видеоигровой аналитик Майкл Пактер говорил, что предложение EA более чем адекватное, а Take-Two следовало бы вспомнить о своём положении.

Мы согласны, что у Take-Two есть несколько многообещающих франшиз, и подтверждаем, что её творческий потенциал не хуже, чем у других компаний. Однако она уже больше двух лет сидит без дохода, и хотя руководство честно пытается улучшить положение, этого улучшения надо ещё дождаться.

Майкл Пактер, финансовый аналитик

Эван Уилсон из Pacific Crest предположил, что лучше всего закрыть сделку до выхода GTA IV, потому что после неё ничто не гарантирует будущего успеха.

Чтобы сделка не прошла [для EA] даром в финансовом плане, её нужно закрыть ровно тогда, когда компания сможет начать получать прибыль с GTA. Без этой франшизы Take-Two однозначно не стоит два миллиарда, и нет никаких гарантий, что [после выхода GTA IV] ответственные за её успех сотрудники займутся и следующей частью.

Эван Уилсон, финансовый аналитик

Если бы у Electronic Arts всё получилось, на GTA плюсы для неё не закончились бы. В 2005-м Take-Two приобрела студию Visual Concepts, которая и по сей день развивает спортивные серии NBA 2K и NHL 2K. В то время они считались единственным конкурентом спортивных игр EA, и в случае успеха компания могла бы устранить соперника и привлечь сотрудников Visual Concepts к работе над собственными франшизами.

NBA 2K17

Через несколько дней Take-Two заявила: с тех пор, как EA публично выразила желание приобрести её, другие компании начали «неформально» намекать, что они на роль приобретателя подошли бы лучше. Правда, добавляла Take-Two, официальных предложений не поступало.

Акционеры компании тем временем начинали волноваться. Крупнейший из них, Oppenheimer Funds, уменьшил свою долю вдвое — с 23% до 11,5%, а Fidelity Investments — с 14,7% до 2,74%. Другие вообще подали иск за то, что Take-Two «нарушила фидуциарную обязанность» и даже не захотела рассматривать предложение EA. А ещё за то, что руководители получили бы огромные выплаты, если бы сделка всё же состоялась. Ситуация ухудшалась, и EA наконец решила, что пора действовать.

EA пытается купить Take-Two. Снова

11 марта 2008 года EA предложила всё те же 26 долларов за акцию, но уже напрямую инвесторам. Если бы руководство Take-Two отказалось и в третий раз, Electronic Arts всё равно выкупила бы долю и установила таким образом контроль. «Мы верим, что инвесторы посчитают наше предложение лучшим способом максимизировать полезность своих вкладов в Take-Two», повторял Ричитьелло.

Встревоженная Take-Two попросила акционеров не делать поспешных выводов, пообещала ещё раз рассмотреть предложение EA и сообщить об окончательном решении в течение месяца. И правда: официальное заявление от руководителей появилось уже 26 марта, и оно ожидаемо гласило, что предложение EA им всё равно не интересно.

Директора попросили инвесторов не продавать свои акции и в десяти пунктах объяснили, почему сделка невыгодная: там были и старые доводы вроде «цена за акцию слишком низкая», «они хотят купить нас подешевле до выхода GTA IV», и новые — например, что придётся заплатить слишком много налогов.

GTA IV

А там уж всего месяц оставался до релиза GTA IV. Take-Two продержалась, выпустила её на Xbox 360 и PlayStation 3 и с тиражом 8,5 миллионов копий в первый же месяц вышла из ситуации победителем. Продажи превзошли ожидания аналитиков, и инвесторы подуспокоились.

В августе 2008-го, спустя полгода после первого предложения EA, Ричитьелло снова опубликовал открытое письмо Зельнику — на этот раз с уведомлением, что предложение скоро истечёт. Глава Take-Two в открытом же письме ответил, что его компания приглашает EA «проанализировать стратегические альтернативы» и посмотреть, нельзя ли достигнуть соглашения как-то по-другому.

Некоторые аналитики предполагают, почему Take-Two на этот раз не стала отвечать EA категорическим отказом. После выхода GTA IV цена за акцию выросла до 27,31 доллара, а потом снова начала падать. Впереди у компании не было крупных релизов, и она просто решила подстраховаться на случай, если падение продолжится.

Тут уже задумалась Electronic Arts. Сделка им показалась менее выгодной, чем раньше, и в сентябре 2008-го компания заявила, что «после тщательного рассмотрения» прекращает переговоры и больше не будет делать Take-Two никаких предложений. Зельник же ответил, что Take-Two якобы надеялась на такой исход с самого начала, потому что иначе EA от них бы не отвязалась.

У самой Take-Two, правда, вскоре снова началась чёрная полоса. Шумиха по GTA IV угасала, на горизонте и правда ничего не было, цена акций ещё несколько лет болталась между однозначными и двузначными числами. В 2009-м она однажды упала до 5,68 долларов за штуку.

Red Dead Redemption 2 — один из крупнейших успехов Take-Two

Но всё обошлось. Take-Two выпустила GTA V, которая прочно обосновалась на втором месте в списке самых продаваемых видеоигр, и Red Ded Redemption 2, которая сейчас стоит на 13-м. Одна акция компании стоит около 200 долларов — почти в 8 раз больше, чем когда-то предлагала Electronic Arts.

У самой EA с тех пор тоже были финансовые провалы. С приходом Ричитьелло в 2007 году стоимость акций начала падать, и к моменту его ухода в 2013-м она упала на 60%. Но и для неё всё обошлось: только в 2020-м она заработала 1,49 миллиарда долларов. В списке крупнейших игровых компаний и Electronic Arts, и Activision Blizzard, которую она хотела перещеголять, и Take-Two, которая ей так и не далась, теперь неизменно стоят по соседству.

0
184 комментария
Написать комментарий...
KorbenDallas

Невозможно представить большего зла в индустрии, чем ЕА

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
55 комментариев
Усков Максим

Как-будто T2, сейчас чем-то лучше. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Атомный Мэтронационалист

Тейкту вполне подошли бы еа по этому признаку

Ответить
Развернуть ветку
Shadowlordm

Смотря на остальные крупные компании, ЕА уже не кажется таким злом большим.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Dima Balanov

Современная Take Two не особо от них отличается

Ответить
Развернуть ветку
горДоВед

"Невозможно представить большего зла в индустрии, чем ЕА"

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
owlie

И всё же в 2007-2008 ых годах это был один из лучших издателей.
Но Зельник будто видел будущее

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Serg Pizza

Take-Two
Activision
Ubisoft
Tencent
Square Enix
505 Games

Мне продолжать?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Юрий Гринев

Ох что несёшь, шкед..

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Рамзес Второй

Activision

Ответить
Развернуть ветку
Lonix

Даже тут картавцы

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Trix

Ты либо умираешь героем, либо живёшь пока не становишься негодяем.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Royal Barney
выжимают досуха фанатов спорта своими спорт. симами

Не похуй ли? Полезное дело делают, из года в год доказывают, что лох не мамонт

Ответить
Развернуть ветку
Space Cowboy
как GTA IV очень вовремя спасла своего издателя.

Помню, когда-то этот трейлер продал мне эту игру.

Ответить
Развернуть ветку
Shadowlordm

В своё время на моем пк, 4 Гта шла стакими ариифактами и тормозила

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Ahel Ahell

А потом пошли "добивающие" трейлеры.) Тем более в одном из них услышать на фоне американского массового продукта русскую композицию, вообще разрыв шаблона. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кобяков

Я аж 2 раза лицуху покупал(ещё на дисках).Как выяснилось,не зря,поиграть не мог(интернета до 2012 года у меня не было),но зато друзьям и знакомым отдал,за то что,с Vice City вернули мне интерес к серии в своё время.

Ответить
Развернуть ветку
Паляниця

Господи, какая же ахуительная игра(как и вся серия, впрочем). Когда-нибудь обязательно её перепройду в 10 раз)

Ответить
Развернуть ветку
Marat Mayer
Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Даурен Е.

Я этот трейлер ещё на AG.ru смотрел в 360р, вот тогда было впечатление)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Pasho Alex

Ребят пожалуйста сделайте доброе дело поднимите мне карму...а то лайкнуть ничего не могу...😫😫😫

Ответить
Развернуть ветку
Pasho Alex

Ребята спасибо огромное!)))

Ответить
Развернуть ветку
Гриня Медведков

На то она и карма, коварная сука, что прилетает... 

Ответить
Развернуть ветку
EvilNinja

"Шумиха по GTA IV угасала, на горизонте и правда ничего не было"
А эм а Red Dead Redemption вышедший в мае 2010 и Undead Nightmare? Вы как то быстро перескочили от GTA IV к V.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kutovoy

Да. Причём я помню даже 15 летним спустя какое-то время после выхода rdr1 читал статьи, что эта игра стала любимицей take-two. Ее сметали. Ну я помню времена рдр1, все кипятком от неё писали. Я сам в неё долго рубился ,  платину брал и покупал дополнения для мультиплеера =) RDR2 вроде считается по общим продажам мб даже не такой успешной как первая часть на момент выхода. Да и Рокстар на неё хуй знатно положили, так изредка вбросят в онлайн что-то как косточку собачкам

Ответить
Развернуть ветку
Водитель автобуса №7

Хотел бы увидеть вселённую, что Электроники купили Take-Two. Ну эту вселённую, где не вышли две части RDR, а ГТА 4 вспоминают как последнюю хорошую часть после херовых 5 и 6

Ответить
Развернуть ветку
whoisdenis

Согласен, ГТА 6 то ещё дерьмо

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вячеслав Украинцев
Мы считаем, что для акционеров Take-Two наше предложение — это уникальная возможность максимизировать полезность своих вкладов с гораздо меньшим риском, чем если компания и дальше будет вести дела самостоятельно. Джон Ричитьелло

Самая наглое пиздабольство, которое я слышал в своей жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bazirovanny

А как же

Если республики СССР выйдут из его состава, то каждая отдельная из них станет жить лучше
Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Гриня Медведков
Ответить
Развернуть ветку
Creditor
 В феврале 2008 года тогдашний президент EA Джон Ричитьелло направил Зельнику личное письмо, где сообщил, что его компания не против купить Take-Two по цене 25 долларов за акцию — весьма щедро, учитывая, что цена тогда была 16 долларов за штуку. «Можно ли это как-нибудь устроить?», — спросил Ричитьелло. «Нет», — ответил Зельник.

"Пидора ответ", — ответил Ричитьелло.

Ответить
Развернуть ветку
AlexCoachman

Рокстар уже не существовали бы в случае такой покупки. ЕА могут только приходить на готовенькое и в кратчайшие сроки это готовенькое уничтожать.

Ответить
Развернуть ветку
Alusar

Как бы это глупо и алогично не прозвучало бы, самые большие беды в игровую индустрию принесли большие, профессиональные гейм-студии и их издатели. Парадокс.

Ответить
Развернуть ветку
Trix

Оставил бы просто издателей, ибо большие профессиональные гейм-студии это по сути и есть издатели, а именно толпа эффективных менеджеров у кормушки которые "оптимизируют" студии пока не высушат досуха и которые в играх разбираются чуть лучше чем никак.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Кашкамалашка
как GTA IV очень вовремя спасла своего издателя

Я и говорю - лучшая часть гта

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kutovoy

Мне кажется гта4 и рдр1 вершина Рокстар для меня. Сейчас они просто продолжают улучшать придуманное )

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
AFountaine

Меня до сих пор забавляет, как все вышло с slightly mad studios. EA пыталась их топить и выкупить, но они выжили и подались на вольные хлеба. Сделали project cars на краудфандинге, но затем продались codemasters. И теперь EA купила codemasters. Oh, the irony.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ванер

Ну это прям многоходовочка. Хотя, не в первый раз. Глава Respawn успел поработать над МОН: АА, создать COD и вернуться в ЕА, уже со совей командой.

Даже интересно, SMS остались отдельной командой или растворились в CM.

Если отдельной - есть шанс, что современная ЕА даст им провести экспериментальный проект. А вот если они влиты в СМ - то жопа. СМ уже лет 5 ничего приличного не делали (DR был ещё ничего, но его, вроде, другая студия делала).

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
lesik

Представляю чтобы сделали ЕАгомес с ГТА, если бы купили... выжали бы досуха. Лутбоксы. Никакой симуляции и детализации открытого мира (яйца коня и прочее). И последующее закрытие студии.

алсо, почему все боссы ЕА выглядят как дьяволы? Ричитьелло, Мур, Вилсон... вы только взгляните на их рожи! ну им же совершенно нельзя доверять!

Ответить
Развернуть ветку
Lourdi

Все верно, сотрудничество с ними - контракт с дьяволом. Сначало все великолепно, выходит новая франшиза без давления. Она собирает хорошую сумму и тут приходит время отдать свою душу и душу игры. И так по кругу... Адскому кругу

Ответить
Развернуть ветку
Lord Kite

только вчера удивлялся, до чего же хорошая игра у Rockstar получилась!
я каждый год перепрохожу GTA IV (теперь уже на ПК в 4К, с геймпадом от XBOX ONE, но без модов) и не надоедает!
буквально вчера вот начал Tomb Raider (Shadow чего-то там, где в Мексике начинаешь), понял, что до уровня Uncharted 4 она не дотягивает, бросил и перепрошёл сюжетку TBOGT (до этого закончил оригинальную GTA4 и TLAD), получил огромное удовольствие :-)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kutovoy

4К с модами делается ?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kutovoy

Что случилось то?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кобяков

За то при нём был сделан GTA:San Andreas)

Ответить
Развернуть ветку
Gena Frolov
Майкл Пактер

А можно перестать называть его аналитиком?

Ответить
Развернуть ветку
PhZero

Настало время Т2 купить ЕА. У тех, кроме спорта, больше ничего нет на горизонте, что принесет продажи.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Grey

Нфс, стар ворс новый делают, апекс нормально так приносит, тайтн фол 3 в перспективе, драгон Эйдж вроде анонсировали, во вселенной МЕ что-то клепают. Так что я думаю без денег не останутся

Ответить
Развернуть ветку
Senua

Там вон тенсент залог на 6 лярдов хочет брать. Как бы теперь они не выкупили тукей

Ответить
Развернуть ветку
Azog Defiler

Зельник не продаст контору. Он хочет доить самолично без указки.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Усков Максим

Мне кажется самый реальный вариант это Krafton, создатели PUBG, если из чего-то крупного выбирать. 

Ответить
Развернуть ветку
Фил Спенсер

Думаю, если бы электроники их купили бы, мир не увидел бы рдр 2(

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
John Smith

О, жаба чуть не купила гадюку.

Ответить
Развернуть ветку
илья казаков

Зельник красавчик 👍

Ответить
Развернуть ветку
shilonamilo tolik

Где же та EA которая дала нам [email protected]?

Ответить
Развернуть ветку
Пифагор

Кризис 2008 года трудно было предсказать. Ромню ЕА присматривалась на валв)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 184 комментария
null