Как власти Китая меняют индустрию игр во всем мире

Не бойся ножа, но бойся ложки: война с женственными мужчинами, запрет на шутки про Винни-Пуха и другие случаи влияния китайского правительства на игры (и не только).

Слева — оригинальная иллюстрация для карты из Gwent: The Witcher Card Game, а справа — её цензурированная версия для китайского рынка. <a href="https://dtf.ru/games/839216-partiya-odobryaet-kak-v-kitae-cenzuryat-gwent-the-witcher-card-game" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Слева — оригинальная иллюстрация для карты из Gwent: The Witcher Card Game, а справа — её цензурированная версия для китайского рынка. Источник

В сентябре международные СМИ заявили, что власти Китая решают, какие игры выпускать разработчикам, и подвергают цензуре их содержание. Разбираемся, почему это происходит, и как китайская цензура влияет на игровую индустрию всего мира.

Что произошло?

Китайские власти неоднократно вмешивались и вмешиваются в произведения массовой культуры, пытаясь контролировать все виды медиа в целом. Один из последних случаев: запрет в Китае «жестоких, кровавых и вульгарных» детских телешоу и мультфильмов, о чем 27 сентября сообщил Insider.

При этом под удар попали безобидные мультсериалы о дружбе Barbie Dreamhouse Adventures и My Little Pony, а также супергеройский сериал Ultraman Tiga. Последний не запретили целиком, но сильно порезали из-за «провокационного содержания, насилия и тем, не подходящих для детей». По сообщениям от представителей государства, «содержание мультфильмов должно быть здоровым и прогрессивным, доносить до детей добро и красоту».

Жесткий контроль распространяется и на видеоигры: правительство диктует, во что играть гражданам страны, как долго им можно играть, какие темы в игре стоит поднимать, а какие — нет. На контроль взяли даже то, как будут выглядеть локации и герои, и что (или кого) они могут любить.

Например, недавно у двух крупнейших китайских разработчиков, NetEase (разработчик Diablo Immortal) и Tencent (владелец Riot Games, создателей League of Legends), чиновники потребовали убрать из игр женственных мужчин, а также весь прочий «неприличный и жестокий контент, который может вызвать у игрока нездоровые склонности, такие как поклонение деньгам, женственную слабость и изнеженность».

Почему власти Китая объявили войну «женственным мужчинам»?

Единого мнения, как ответить на этот вопрос, нет. Пользователи интернета говорят, что любовь к субтильным героям заставляет китайцев пытаться выглядеть как любимые персонажи. Хрупкий стройный китаец — плохой солдат, а КНР нужна сильная, мускулистая армия. Это мнение разделяет доцент гонконгского университета Генг Сонг. По его словам, «женоподобные мужчины слабы физически и эмоционально неустойчивы, а следовательно, не способны защищать нацию от угроз».

Под запрет в Китае попали и айдол-шоу. В китайских соцсетях заблокировали фан-странички K-pop групп, чтобы подрастающее поколение не смотрело на «смазливых и женственных» артистов.

Промо-фото музыкальной группы BTS. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkikimoraki.ru%2Fmaska-bts-v-instagrame-filtr-kto-ty-iz-bts%2F&postId=886962" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Промо-фото музыкальной группы BTS. Источник

Правительство Китая утверждает, что подобные меры призваны укрепить экономику и «здоровье» нации, освободить от зависимостей и «неправильной системы ценностей».

Как работает китайская защита детей от игровой зависимости?

Как часть игровой цензуры в Китае были введены механики «антизависимости», призванные ограничить время, которое несовершеннолетние проводят за игрой. Сейчас дети могут играть не больше, чем три часа в неделю. Без такого контроля многие дети проводят в онлайн-играх немало времени, до четырех часов за раз, а некоторые — и целый день.

Чтобы защитить несовершеннолетних, разработчики игр должны жестко контролировать игровой контент и собирать личные данные всех пользователей — возраст, имя и фотоснимки. В этом году Tencent даже установила систему распознавания лиц, чтобы следить, не засиживаются ли дети за игрой слишком долго, и заставлять их завершить сессию, если выделенное время закончилось. По закону, детям до 12 лет вообще нельзя играть онлайн-игры.

Что еще китайская цензура удаляет из игр?

Если компания выпускает игру для китайского рынка, то из нее вырезают все, что не соответствует взглядам партии. В это понятие входят: кровь (причём нельзя просто изменить её цвет, нужно целиком переделывать сам эффект или вовсе его убирать), трупы, зомби, скелеты, возможность заключать однополые внутриигровые браки и даже изображение определённых исторических событий из истории Китая.

В китайских версиях игр нет сцен с ожившими скелетами или зомби, а также моментов, когда умершие восстают из могил. По словам одного из дизайнеров Riot Games, в версии для этого рынка разработчики специально добавляют плоть на оголенные кости.

Например, Треш из League of Legends всё же чем-то напоминает скелета, но при этом никаких костей у него не видно:

Как власти Китая меняют индустрию игр во всем мире

А в мобильной RPG AFK Arena персонажу из Overlord по имени Аинз Оал Гоун в китайской версии добавили маску, которая закрывает его голый череп, и подобие перчаток, чтобы скрыть кости:

Слева — Аинз из оригинальной версии AFK Arena, а справа — из версии для китайского рынка
Слева — Аинз из оригинальной версии AFK Arena, а справа — из версии для китайского рынка

Из-за запрета на жестокость и оживших мертвецов в китайской версии многопользовательского шутера Call of Duty Online традиционный для серии зомби-режим заменили на режим сражений с зомби-киборгами.

Запись геймплея китайской версии COD Online

А во время анонса Call of Duty: Black Ops — Cold War разработчики выпустили тизер-трейлер, в середине которого показывали хронику с событиями на площади Тяньаньмэнь в 1989-м году. Тогда молодежь протестовала против экономической реформы и громила военную технику.

Кадр из оригинального трейлера
Кадр из оригинального трейлера

Правительство Китая табуирует этот исторический эпизод: оно даже убрало упоминания о нём из учебников и китайского интернета. Разработчикам из Treyarch пришлось убрать кадры из хроники, в результате чего трейлер «похудел» на целую минуту. Причём не только в китайском регионе, но и на всех официальных мировых ресурсах.

Оригинальное видео:

Цензурированная версия:

Чересчур красивых мужчин в версиях для китайского рынка тоже намного меньше, чем в международных. Например, взгляните на то, как персонаж Тарик из League of Legends выглядит в американской версии:

Как власти Китая меняют индустрию игр во всем мире

А вот старое изображение с ним в версии для китайского рынка:

Как власти Китая меняют индустрию игр во всем мире

Почему Китай одновременно и поощряет развитие игр, и тормозит его?

Трент Бакс, профессор социологии женского университета Ихва в Южной Корее, рассказывает:

С одной стороны, правительство приветствовало и продвигало онлайн-игры, киберспорт и технокультуру в целом как символ технологического развития и модернизации Китая. С другой — культивировало социальный дискурс, направленный против игр. При этом подростки, «зависимые от интернета», стигматизировались, ведь они якобы «угрожают социальной стабильности».

Трент Бакс

Почему так? С одной стороны, властям Китая выгодно позиционировать свою страну как мировой источник технологического прогресса, и соответственно — выгодно воспитывать среди населения уважение к этому прогрессу.

В то же время Китай — тоталитарное государство, в котором одна партия должна управлять 1.5 миллиардами человек. Разумеется, партийные функционеры осознают, насколько огромное влияние на население оказывают массовая и игровая культура, и поэтому направляют их в нужном им направлении. Есть и еще одна причина — переключение внимания с реальных проблем, которые есть в любом государстве, на надуманные. Например, американские психологи и профессора университетов Патрик Марки и Кристофер Фергюсон полагают, что политики часто говорят о вреде видеоигр, чтобы отвлечь граждан от контроля за оборотом оружия.

Цензура китайских властей негативно сказывается на доходах местных игровых компаний. Разработка механик антизависимости, их внедрение и содержание стоит денег. Но дешевле ввести такие механики, чем вызвать недовольство чиновников из партии. И это не преувеличение. Например, однажды правительство Китая назвало игры «цифровыми наркотиками» — и Tencent потеряла 43 миллиарда долларов, а ее капитализация упала на 400 миллиардов.

Стоит также сказать, что цензура игр — это часть игровой дипломатии Китая.

Что такое «игровая дипломатия Китая»?

Игровая дипломатия — это способ давления на международные компании. Хочешь продавать в Китае? Тогда играй по его правилам.

Например, КНР не терпит посягательств на свою территориальную целостность с Тайванем, Южным Тибетом и Гонконгом, которые периодически хотят получить независимость. Правящая партия Китая защищается и подвергает цензуре всех, кто вольно или невольно нарушает ее политические взгляды. В свое время Apple выпустила эмодзи с тайваньским флагом, и Китай выразил крайнее недовольство. В итоге Apple решила, что ей выгоднее извиниться.

Известны аналогичные примеры и из игровой индустрии. Двум играм от Paradox — Hearts of Iron и Stellaris — вообще не позволили выйти в Китае, так как по сюжету первой из них — Hearts of Iron — Тибет был независимым государством.

Скриншот из Hearts of Iron IV. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.playground.ru%2Fhearts_of_iron_4%2Fnews%2Fdopolnenie_waking_the_tiger_anonsirovano_dlya_hearts_of_iron_iv-279013&postId=886962" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Скриншот из Hearts of Iron IV. Источник

Летом 2020-го в Китае удалили тайваньский таймкиллер Cytus II, поскольку его композитор якобы спрятал в музыке послание в поддержку гонконгских протестов — зашифровал с помощью азбуки Морзе. Нюанс в том, что проблемный трек даже не вошел в игру — его нашли на личном SoundCloud музыканта. Кстати, через несколько дней после происшествия он уволился из студии.

Компании часто предпочитают свести риск конфликта с властями КНР к минимуму. Им проще и выгоднее быть «вне политики» и как можно меньше попадать в неудобные ситуации. По этим причинам Blizzard дисквалифицировала с турнира по Hearthstone киберспортсменов, выразивших поддержку протестов в Гонконге. Нельзя сказать, что это был политический жест — решение оставаться «вне политики» прописано в правилах компании, и прописано оно, скорее всего, ради сохранения прибыли, а не ради выражения собственной позиции.

На англоязычном сайте Game Industry есть история о гонконгском фрилансере, который работал над исторической игрой о Тайване. Его команда получила указание не использовать в гемплее жёлтый цвет, хотя именно жёлтый — чуть ли не самый распространённый способ пометки интерактивных элементов. Всё из-за того, что цвет ассоциировался с «революцией зонтиков» (протест жителей Гонконга против диктатуры Китая и его контроля «свободных» выборов).

«Революция зонтиков» в Гонконге
«Революция зонтиков» в Гонконге

Почему Китай действительно может повлиять на мировую индустрию игр?

Китай уже повлиял на мировой кинематограф. Рынок страны — очень большой. Поэтому крупные корпорации вроде Disney и Warner Bros., снимая кино для внутреннего и мирового рынка, заранее учитывают ограничения Китая на то, что должно и не должно быть в финальной версии картины, и только потом начинается начинается разработка самого фильма — написание сценария, кастинг и работа с концепт-артом.

Так, например, из новой экранизации «Мулан» полностью исчез дракончик Мушу, помощник героини, которого поклонники оригинального мультфильма полюбили за шутки и харизму.

Кадр из мультфильма «Мулан». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.popcornnews.ru%2Fnews%2Fnedovolnym-fanatam-mulan-obyasnili-pochemu-v-remeyke-net-drakonchika-mushu&postId=886962" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Кадр из мультфильма «Мулан». Источник

Вот что продюсер экранизации Дэвид Рид сказал про решение убрать персонажа ещё на этапе разработки сценария:

Дракон — это символ уважения, силы и могущества, и использование его в качестве глупого помощника не очень понравилось традиционной китайской аудитории.

Дэвид Рид

Чуть позже появилась более нейтральная версия от режиссёра Ники Каро: по ее словам, дракончика убрали потому, что хотели «добавить реализма» в историю Мулан и уделить больше времени сослуживцам героини.

Еще один пример — фильм «Война миров Z». В оригинальной книге Макса Брукса «Мировая война Z» вспышка зомби-вируса произошла сначала в Китае, а потом расползлась по всему миру через чёрный рынок органов. В экранизации продюсеры перенесли место действия в Южную Корею, надеясь выйти в китайский прокат. Правда, картину всё равно запретили к показу в Китае, потому что фильм был про зомби.

Игровые студии тоже не хотят отказываться от китайского рынка (особенно если учесть, что большие консольные игры стоят гораздо дороже билета в кино). По данным аналитика Даниэля Ахмада, в Китае проживает около 720 миллионов игроков. Это огромные деньги. Даже тайваньские студии не хотят потерять такую прибыль, и это при том, что Тайвань сейчас стремится получить независимость от Китая.

Мы не откажемся от китайского рынка, потому что мы всё ещё очень маленькие и пытаемся выжить. Есть шанс, что мы продержимся чуть дольше, если выйдем на [местных игроков].

Анонимный тайваньский разработчик

К тому же, большие китайские издатели уже давно владеют частью зарубежного рынка. На страничке Википедии о Riot Games написано, что это американский разработчик, хотя на самом деле студия принадлежит корпорации Tencent. Китайские медиагиганты купили многие международные игровые компании целиком или имеют существенные доли акций. Конечно, они могут влиять на то, какие продукты будут выпускать эти компании.

Вы знаете, что бывает при покупке [студий]. Они говорят: «Всё останется, как было». Но со временем всё меняется.

анонимный дизайнер Riot Games

Tencent владеет не только Riot Games, но и долями Ubisoft (5%), Epic Games (40%) и даже Activision Blizzard (5%), не говоря уже о студиях поменьше, вроде Grinding Gear Games (80%).

NetEase владеет долями студий Bungie, Quantic Dream и сотрудничает с Activision Blizzard — распространяет их игры на территории Китая и участвует в разработке проектов по лицензиям издательств, включая мобильную Diablo Immortal.

Кстати, решение Blizzard передать разработку китайской компании разозлило игроков: они хотели новую часть серии, а не мобильный спин-офф с элементами игры-сервиса от другой студии. Игроки даже обвинили NetEase в копировании ассетов из игры Endless Gods. Её разработкой и поддержкой компания занималась до сделки с Activision Blizzard.

Да и в финансовом плане китайские корпорации могут дать фору западным. Так, доход NetEase за 2019-й год составляет около 6,67 миллиарда $, а доход Electronic Arts за тот же период составил 5,39 миллиарда.

Ubisoft уже начала цензурировать свои игры для китайского рынка. Например, из Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege исчезли игровые автоматы, изображения черепов, наркотики и разбрызганная кровь на одной из карт. К тому же, разработчики хотели убрать силуэт стриптизёрши из байкерского клуба, но столкнулись с «ревьюбомбингом» и вернули его обратно.

Пример временной цензуры Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege для китайского рынка
Пример временной цензуры Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege для китайского рынка

Беспощадной и довольно забавной цензуре в Китае подверглась карточная игра по мотивам «Ведьмака» Gwent: The Witcher Card Game. Правительство нашло изображения на некоторых картах «неуместными» и убрало все элементы, которые «противоречили идеологии партии». Например, на одной из карт нож в руке разбойника заменили на ложку:

Как власти Китая меняют индустрию игр во всем мире

А на другой — затёрли верхние части боевых топоров Принца Эгмунда, оставив лишь рукояти.

Как власти Китая меняют индустрию игр во всем мире

Ещё один пример, после которого в интернете стали появляться шутки в стиле «В жизни и в Instagram»:

Как власти Китая меняют индустрию игр во всем мире

Это наглядно показывает, что китайской компании вовсе необязательно владеть студией, чтобы влиять на продажи её игр.

Вот ещё пример, более серьёзный: в онлайн-магазине GOG временно сняли с продажи инди-хоррор Devotion, который даже не собирались выпускать на территории Китая — всё из-за шутки в адрес председателя Си Цзиньпина, которого часто сравнивают с Винни-Пухом.

Как власти Китая меняют индустрию игр во всем мире

Виной тому «пасхалка» от разработчиков, которую случайно обнаружили игроки. На одном из амулетов в игре изображены четыре иероглифа. Их можно прочитать как «Си Цзиньпин — слабоумный Винни-Пух». Часть игроков столкнулась с ещё одной надписью — в ней разработчики якобы «проклинают жителей материкового Китая и желают им смерти».

А в одной из газет в игре написано, что человек по имени Баоцзы получил тюремный срок за нападение на школьника. Слово «Баоцзы» означает китайский пирожок, но ещё им часто называют Си Цзиньпина, используя слово как насмешку.

Как власти Китая меняют индустрию игр во всем мире

Разработчики ответили на критику и обвал рейтингов Devotion так:

Шутка попала в игру случайно. Мы часто используем популярные мемы в качестве заглушек на этапе прототипирования.

Из-за скандала и провокационного содержания хоррор Devotion запретили не только в Китае, и, помимо GOG, удалили из каталога Steam во всех регионах, включая Россию.

Конечно, Китаю вряд ли удастся взять под контроль всю мировую индустрию. Но отголоски цензуры, с которой сталкивается каждый китаец, заметны уже сейчас. В той или иной степени цензура видеоигр есть в любой стране: и в тоталитарной, и в демократической. Вопрос в том, насколько сильно государство «закручивает гайки».

Текст написали Валентин Шакун и Владимир Шумилов, авторы в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

382382
317 комментариев

Вообще это не Китай меняет индустрию  , а представители индустрии стремящиеся к получению сверхприбыли любой ценой

269
Ответить

прав,
если бы студии руководствовались чем-то другим, кроме прибыли, то давно бы уже послали китай с его, кхм, специфическими требованиями.

Наверно, с такими трендами, скоро просто будут делать "под китай", без какой-либо альтернативы: ни у кого же нет подобных абсурдных требований, а делать дополнительные арты и дизайны - это трудо-человеко-часы, которые придётся оплачивать. Но зачем, если все и так всё схавают? :^)

56
Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

все меняют
- американцы добавляют все цвета радуги 
- китайцы добавляют тоналку на сиськи

собственно не вижу ничего плохо,убрали и убрали.

Ответить

Жиза.
Когда ребенок заболел, у него температура, но нурофен пить не хочет

111
Ответить

на картинке,я полагаю,мужественная китайская мать с намотанным полотенцем на голове :D

25
Ответить