Disco Elysium — немного запоздалое мнение об одной из лучших игр 2019 года

Которое еще станет актуальным, когда игру переведут на русский язык. Без спойлеров.

О Disco Elysium я узнал еще в 2017 году, когда ее только анонсировали под названием No Truce With The Furies. Тогда она подавалась как RPG, в которой все делается через текст: разговоры (очевидно), боевка, и даже прокачка (хотя тут моя память может меня подводить). На тот момент я уже прошел Tyranny, поэтому одного анонса мне хватило, чтобы сразу добавить No Truce With The Furies в вишлист. В октябре 2019 году игра вышла уже под названием Disco Elysium, но руки до нее у меня дошли только в марте-апреле 2020.

Этот голос в игре принадлежит Ancient Reptilian Brain. Забавный факт для тех, кто играл: и Ancient Reptilian Brain, и Limbic System озвучивал один и тот же человек — Mikee W. Goodman, вокалист SikTh.

Вы играете за копа, который очнулся в отеле после трех дней запоя с практически полной амнезией — он не знает своего имени, зачем сюда приехал, он потерял все документы и табельный пистолет. С завязкой знакомы все, кто так или иначе интересовался игрой, поэтому не буду лишний раз ее повторять. Моей целью не было написать полноценный обзор, я просто хочу поделиться своими впечатлениями об игре — написать, что мне понравилось, а что не очень. В тексте нет спойлеров, но я уверен, они появятся в комментариях.

Самое главное и самое крутое, что есть в игре — это текст. Диалоги — это примерно 90% всего игрового времени, даже (и особенно) если в них не участвуют другие персонажи. Если вы из будущего и читаете этот пост уже после выхода русской локализации, то на всякий случай уточню, что я играл на английском и дальнейшее верно по крайней мере для английского. Текст написан отлично, но сложно. Для носителей языка это, может быть, и нормально, но у тех, для кого английский не родной, могут быть проблемы. Иногда складывается впечатление, что у авторов текста под рукой всегда был словарь синонимов, в который они постоянно заглядывали и специально выбирали непопулярные в повседневной речи слова. Не slaughterhouse, а abattoir. Не mess, а kerfuffle. Не reveal, а divulge. Не deceive, а beguile.

Я узнал много новых слов из этого описания
Я узнал много новых слов из этого описания

Сама история тоже отличная. Здесь есть несколько основных сюжетных веток. Все они, очевидно, пересекаются друг с другом и влияют друг на друга. То, что кажется явным сайд-квестом, по закону жанра обязательно окажется связанным с расследованием. Из-за этого у меня часто были ассоциации с «Холистическим детективным агентством Дирка Джентли» — там основной движущей силой всех расследований была идея, что всё связано со всем — что бы ты ни делал, это приведет тебя к разгадке. У меня есть небольшая претензия к концовке, но в целом историей я доволен. За ее развитием интересно следить, в ней достаточно твистов, есть постоянное ощущение, что «что-то здесь не так, мы что-то упустили».

В игре хорошо проработанные персонажи. У каждого своя манера речи, у многих есть какая-то история, мнение о происходящем, о городе, об истории страны и о политике. Например, здесь есть расист-островитянин ростом 2.2 метра, который перекрывает дорогу — его нужно либо обойти силой, либо поговорить с ним о расовой теории и превосходстве островитян над другими расами. Ваш коллега-коп Ким, будучи сыном мигрантов, будет не в восторге от этого разговора. Или Куно — неблагополучный ребенок лет двенадцати, который несколько дней кидается камнями в тело на виселице и матерится через каждый два слова. Когда я отказался применять к нему силу, он посчитал это своей победой и стал называть главного героя его сучкой. Но стоит найти к нему подход, как он тут же начинает сотрудничать. Хоть и продолжает при этом морально доминировать.

Disco Elysium — немного запоздалое мнение об одной из лучших игр 2019 года

В диалогах участвуют не только персонажи, но и навыки главного героя. Не совсем корректно называть их навыками — это скорее разные аспекты сознания и личности, но для простоты я буду называть их именно так. В игре 4 категории навыков, по 6 в каждой — 24 в сумме. Во время диалогов игра делает скрытые проверки и в случае успеха показывает их реплики. Иногда они открывают новые опции в диалогах, иногда подсказывают, как отреагирует собеседник в определенных ситуациях, а иногда просто добавляют живости в повествование. Несколько навыков могут сработать одновременно. Иногда они даже противоречат друг другу. Например, Authority (власть) говорит надавить на персонажа, а Empathy (эмпатия) — наоборот, быть помягче. Или постоянный и довольно очевидный конфликт Electrochemistry (отвечает за алкоголь и наркотики) и Volition (сила воли). Есть и более безумные навыки. Например, Conceptualization — способность видеть искусство даже там, где его нет, или Inland Empire — отвечает за интуицию, фантазию, мечты, витание в облаках и связь с космосом — позволяет разговаривать с собственным галстуком, представить себя на месте жертвы и даже поговорить с трупом.

Disco Elysium — немного запоздалое мнение об одной из лучших игр 2019 года

Инвентарь и система мыслей влияют на навыки, а значит косвенно и на диалоги. С инвентарем все просто — предметы дают бонусы и штрафы, как и в любой другой RPG. С мыслями же все гораздо более интересно. В диалогах периодически всплывают какие-то идеи. У главного героя есть несколько слотов, в которые можно поместить эти идеи, чтобы поразмышлять над ними несколько часов игрового времени. Пока герой размышляет, они дают штрафы к навыкам. После этого — бонусы (и иногда тоже штрафы). В отличие от инвентаря, с мыслями все несколько сложнее. Если одна такая идея уже поселилась в голове, то ее нельзя просто убрать — нужно потратить очки опыта, чтобы либо забыть какую-то мысль (навсегда), либо открыть новый слот. Приходится постоянно думать, на что тратить опыт: на навыки или на мысли.

В какой-то момент я пришел к выводу: в игре 24 навыка, прокачать их все невозможно, а если вкладывать все только в один, то и полезен он будет относительно редко. Поэтому в первой половине игры я решил, что несколько средне прокачанных навыков вполне достаточно, и начал использовать опыт для мыслей, так как они раскрывают мир игры и иногда двигают сюжет. А во второй половине игры, когда сайд-квесты закрываются пачками и появляются новые способы получения опыта, очков становится довольно много и можно уже прокачивать сами навыки.

"Продвинутая расовая теория" поселилась в голове главного героя из-за того, что ему нужно было договориться с расистом-островитянином. Нужно было просто договориться, а в итоге сам стал расистом.
"Продвинутая расовая теория" поселилась в голове главного героя из-за того, что ему нужно было договориться с расистом-островитянином. Нужно было просто договориться, а в итоге сам стал расистом.

Помимо скрытых проверок навыков есть и явные, они делятся на два типа. Первый тип — это «красные» опции в диалогах. Их можно попытаться выполнить только один раз. В случае провала они просто пропадают. Например, использовать ловкость рук, чтобы что-то поймать. Если не поймали, то предмет улетел — повторить уже не получится. Советую не сейвскамить, не бойтесь проваленных проверок навыков. Провалы — это не плохо, это просто другой вариант развития событий.

Второй тип явных проверок навыков — это «белые» опции в диалогах. В случае провала они блокируются, но их можно разблокировать, если прокачать соответствующий навык. Например, попытаться кого-то в чем-то убедить. Если не получилось сразу, то можно попробовать потом. Отсюда следует еще одно применение очков опыта: вместо того, чтобы вкладываться в навык сразу после получения нового уровня, можно накопить 2-3 таких провала и разблокировать их все сразу.

Но сохраняться лучше, все-таки, почаще. Я привык, что здесь есть автосохранение при выходе из игры, поэтому однажды я просто вышел посреди диалога и потерял час прогресса. Игра не предупредила, что сохранения не работают во время диалогов. Довольно странно для игры, где диалоги — это вся игра.

Одно из главных моих впечатлений о Disco Elysium — игра сложная. Не как какой-нибудь Dark Souls или Doom Eternal на Nightmare, а как книга, в которой из-за обилия деталей начинаешь терять общую суть. Здесь довольно сложная политическая, экономическая и историческая картина мира: провалившаяся революция, коалиционное правительство, коммунисты, ультралибералы, МоралИнтерн, разборки между союзом рабочих доков и логистической компании Wild Pines. Здесь был король, которого все любили, и был король, который всех обокрал. Потом еще появляется религия и ощущение надвигающегося конца света.

Я довольно быстро запутался, что есть что, но игра периодически спрашивала мое мнение об этом. Например, в одном из диалогов меня спросили, считаю ли я, что революция была правильным решением даже несмотря на то, что она провалилась. А я на тот момент даже не до конца понял, против кого/чего была революция. Игрок познает мир вместе с главным героем — из-за тяжелой амнезии он не боится задавать глупые вопросы о городе, истории и мнении других людей. Но здесь нет журнала или кодекса. Вы все должны запомнить и понять сами. А ведь разные персонажи имеют разные мнения по поводу одних и тех же событий, поэтому и описывают их по-разному — это точно не помогает игроку.

Памятник королю Filippe III. Его сначала взорвали, а потом собрали обратно, закрепив с помощью арматуры так, чтобы он выглядел как в момент взрыва. Я так и не понял, это тот, который хороший, или тот, который всех обокрал. Зависит от того, кого спрашивать.
Памятник королю Filippe III. Его сначала взорвали, а потом собрали обратно, закрепив с помощью арматуры так, чтобы он выглядел как в момент взрыва. Я так и не понял, это тот, который хороший, или тот, который всех обокрал. Зависит от того, кого спрашивать.

Disco Elysium — это настоящая ролевая игра в том смысле, что здесь можно отыгрывать роли. Я играл персонажем с высокими интеллектом (логика, риторика, энциклопедические знания, концептуализм) и «душой» (воля, эмпатия, фантазия, харизма), но практически никакими физическими параметрами. Мой коп был жалок: он сожалел о содеянном во время запоя, хотел завязать с алкоголем и помириться со своим прошлым. Но он был отличным эмпатом: он понимал людей, понимал их проблемы одновременно на логическом и эмоциональном уровнях. Он был отличным детективом, он мог сопоставить все факты у себя в голове и просчитать все события на месте преступления. Он верил, что именно это дело вернет его жизнь в прежнее русло.

Disco Elysium — немного запоздалое мнение об одной из лучших игр 2019 года

В обзоре от редакции была такая фраза:

Но всё же самая главная проблема игры — музыка. В отличие от колоритной озвучки некоторых диалогов, саундтрек в Disco Elysium блёклый, невыразительный и ничем не цепляющий. Его не хочется слушать в отрыве от игры — в ней даже лучше фоном включить что-нибудь другое, более атмосферное.

Илья Цуканов

Лично я с этим не согласен. У меня такой эмоциональной связи между мной, игрой и музыкой не было, пожалуй, со времен Nier: Automata (3 года назад). Возможно, если в редакции относятся к Disco Elysium как к игре, которая "проходится аж за целых 20-30 часов", то это так. У меня на нее ушло 70 часов. Я не очень быстро читаю, я прошел все сайд-квесты, которые нашел, и я прочитал вообще все, что только мог. После такого музыку начинаешь чувствовать. Да, сравнивать OST Disco Elysium c OST Nier: Automata в музыкальном плане нельзя, музыка в Nier: Automata — это космос. Я сравниваю именно то, как музыка наложилась на мои эмоции в этих играх. Так что это все индивидуально, и я согласен, что не всем она так же нравится, но мне кажется, что заявление в обзоре от редакции звучит как-то уж слишком категорично, будто автор обзора действительно включил свою музыку и не слушал все остальное.

В комментариях на Youtube могут быть спойлеры, осторожно.

Бонус: Не могу не отметить — в игре просто охренительнейшие арты навыков и мыслей. Я не разбираюсь в искусстве и не знаю, чем именно они вдохновлены, поэтому я просто добавлю пару галерей здесь.

125125
64 комментария
Комментарий удалён модератором

Если мозг напрягаешь, значит не знаешь. Учи английский (го срач, я создал).

33
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Хороший пост, удачно получилось передать впечатления об игре, со многим соглашусь. 

Игра, конечно,  отличная, серьёзная проблема у нее мной замечена всего одна. В неё в разы менее интересно играть, если тебе НЕ хочется отыгрывать чудака, задающего людям рандомные вопросы. Серьёзный вариант диалога всегда ровно один, он предельно банален, да ещё игра проедется насчёт того, какой ты скучный. Серьёзного но харизматичного копа отыгрывать просто невозможно, потому что эта ниша полностью занята твоим напарником.

А ещё у меня жутко бомбит с того, что я аж дважды упустил пласты интересной информации о мире просто потому, что в диалогах не выбирал слишком чудаковатые варианты.

11
Ответить

Сопротивление безумию как бы дается с трудом. Вряд ли так разработчики задумывали, но вот этим сопротивлением своим разнопланово безумным граням характера можно многое оправдать. Конечно, те, кто ищут там настоящей детективной работы и роли серьезного полицейского, будут разочарованы. Вообще изначально этим кем-то был я, но потом втянулся. Игра года за неимением более достойных кандидатов в РПГ и около-РПГ жанрах.

1
Ответить

Люблю неспешные РПГ с отыгрышем и диалогами, но вот Диско Элизиум мне не зашла. Да сама по себе механика интересная, но какая-то игра слишком неинтересная. Сюжет, особенно после его прохождения, какой-то просто идиотически тупой. Я когда прошёл сидел с мыслью "И это вот конец? Это вот концовка?". Да и сам темп повествования очень скачет и в какой-то момент у меня случилось так что я уже по сути по делу расследования сделал всё что мог и хотел (делать квесты жирдяя не хотел по собственным принципам), убийцы с признанием у меня есть, а игра не даёт мне их арестовать (не умерев) или вызвать подмогу. Конечно потом открывается вторая половина города и становится получше, но темп повествования очень сбитый. Под конец вроде всё наколяется и начинает бешенно раскручиваться, а потом такая концовка. В общем 7/10 для меня. Неплохо, но и не отлично.

Того хайпа не стоила. Просто хорошая РПГ. Как какой нибудь Age of Decadance

6
Ответить