One Day More. Эскапизм по Малевичу

Впечатления и размышления, навеянные недавней игрой от молодой московской команды

One Day More. Эскапизм по Малевичу

Репост моей статьи с KKnights

В далеком 2021-ом году я делился своими впечатлениями от очередного фестиваля демо-версий. И, среди прочих, комплиментарно отозвался об игре One Day More. Недавно, 16 мая игра вышла и я поспешил попробовать полную версию.

Прежде чем перейти к рассказу о, собственно, игре хочу пару слов сказать о том где она продается. Выход в Steam все еще запланирован когда-нибудь в будущем. Но зато можно воспользоваться My.Games. Если, конечно, религия позволяет устанавливать еще один лончер. От себя скажу, что к их «Игровому центру» у меня претензий нет, даже наоборот, порадовало, что через этот лейаут возможно не только делать скриншоты, но и записывать видео, чего до сих пор нет в том же Steam.

Впрочем, эта статья не о лончерах, а об игре.

Ах да. В статье я буду много рассказывать о персонажах и сюжете, так что, все кто боится спойлеров, остановитесь прямо тут!

One Day More. Эскапизм по Малевичу

В игре мы управляем старшеклассницей по имени Ханна, которая после семейного скандала в духе «ма, ты не понимаешь» сбегает, чтобы участвовать в музыкальном конкурсе. Сбегает и физически и метафорически: окружающий мир преображается в чудесное место. Последующее путешествие вряд ли вызовет сочувствие к протагонистке, а вот ее родителей я зауважал: не каждый способен проявлять столько терпения.

Первый звоночек можно услышать уже в начальной заставке. Ханна обвиняет родителей, что они не дают ей заниматься тем, что она любит: музыкой и катанием на скейтборде. Вот только ни тогда, ни потом игрок не увидит свидетельств, что «занятия музыкой» простираются хоть сколь-нибудь дальше прослушивания плеера. Спрятанные по уровням кадры из школьной жизни показывают что угодно, кроме усердных репетиций. Для участия в местечковом конкурсе у нее даже нет приготовленной песни. Нет и коллектива для выступления: группу бывших одноклассников Ханна собирает в день конкурса, под предлогом: ну мы же в школе выступали.

One Day More. Эскапизм по Малевичу

Впрочем, о взаимоотношениях с друзьями мы еще поговорим. А пока обратим внимание на вторую любовь – скейтборд. С ним тоже не все в порядке. Дело в том, что Ханна, мягко говоря – не Тони Хоук. Весь арсенал трюков сводится к… вращению рук во время поездки. Небогато, но в чудесном мире фантазий, такая мелочь как отсутствие прыжков не может остановить юную певицу. Зачем прыгать, когда можно менять гравитацию, взмывая к потолку.

Тут стоит сделать оговорку – перед нами не Gravity Rush и полеты несут больше эстетическую, чем геймплейную нагрузку. Что никоим образом не умаляет их ценности – в игре вообще много всего сделано просто, чтобы здорово выглядеть.

Главное украшение игры – ее уровни. Яркие, просторные и очень разные. Набор активностей может и невелик, но свою задачу выполняет: создает необходимый темп. Проехали, полюбовались декорациями, решили несложную головоломку, поехали дальше.

Везде найдется куча интересных мелочей и закоулков с местными коллектиблами – фотографиями Ханны и ее друзей.

One Day More. Эскапизм по Малевичу

Есть еще побочные задания, но они больше для галочки: ничего интересного не представляют, ни по содержанию, ни по исполнению. Подвинуть коробку, которая находится, буквально, в двух шагах от квестодателя, серьезно?! Сгодиться разве что для законченных перфекционистов, любителей пропылесосить уровень на 100%

На одних уровнях камера следует за Ханной сзади-сверху, а на других, строго сбоку, в классическом платформенном стиле. И хотя и там и там игроку предлагаются одинаковые задачи и возможности, по ощущениям они отличаются больше чем Шварценеггер и ДеВито в фильме «Близнецы» 1988г. Как и в фильме, уровни с видом сбоку, вобрали в себя все самое лучшее. Взять хотя бы перемещение. На таких уровнях действие разворачивается в помещениях, а значит над головой Ханны всегда есть потолок, куда можно перелететь. Так и едет, порхая от одной поверхности к другой. Вроде мелочь, но добавляет приятное ощущение свободы.

One Day More. Эскапизм по Малевичу

На открытом же пространстве, девочке придется скучно перемещаться по прямой, ведь прыжкам, как мы помним, она не обучена. К тому же камера то и дело норовит залететь за какое-нибудь непрозрачное препятствие.

Встречаются и настоящие баги: в моем прохождении Ханна неоднократно застревала и приходилось откатываться к ближайшему чек-поинту. Справедливости ради, впечатления от игры такие неприятности портили не сильно: точки сохранения рассыпаны очень щедро.

Вообще, эти платформы должны двигаться, но происходит это далеко не всегда. Если вы дошли до этого места, то не нужно думать, где вы ошиблись, просто начните с предыдущего чек-поинта<br />
Вообще, эти платформы должны двигаться, но происходит это далеко не всегда. Если вы дошли до этого места, то не нужно думать, где вы ошиблись, просто начните с предыдущего чек-поинта

Удивительно, но даже внешне уровни сильно отличаются. В «сайд-скроллерных» гораздо смелей обходятся с пространством, изменяя скучные планировки многоэтажных домов. Это поддерживается и головоломками, когда Ханна перетаскивает целые квартиры с обитателями.

Особенно удачно получилось на 7-ом уровне. Чем выше забирается Ханна по пути к квартире Стеллы, тем сильнее ломаются привычные формы, рассыпаясь на отдельные блоки и композиции.

От такого:

One Day More. Эскапизм по Малевичу

К такому:

One Day More. Эскапизм по Малевичу

И даже к такому:

One Day More. Эскапизм по Малевичу

Вполне в духе беспредметного искусства – как характеризовал супрематизм его основатель.

Нельзя сказать, что на других уровнях совсем обошлось без экспериментов с абстракциями. Например, уровень, где Ханна пишет песню. Но обычно окружение более приземленное, с элементами архитектурного авангарда: конструктивизм, брутализм, Баухаус. Нашлось место даже для элементов поп-арта. Большая часть уровней представляет собой общественные места: парки, аттракционы, улицы. Так что соответствующие объекты, будь то огромные леденцы или игрушечный робот-регулировщик (тоже огромный), встречаются на каждом шагу. Иногда смотрится уместно, иногда – мешаниной стилей.

Что, на самом деле, не так плохо, если вспомнить, что все вокруг – восприятие мира недавней школьницы. Мира, в котором еще очень много места занимают яркие рекламные образы. В таком контексте, переход к супрематическим композициям, как раз и должен демонстрировать понимание, что реальность – это не милая картинка с капкейками.

One Day More. Эскапизм по Малевичу

Если уровни – это лучшее, что есть в игре, то худшее, это, собственно, история Ханны. Точнее, ее отсутствие. Я уже писал с чего начинается игра, но завязка – это считай и весь сюжет. По ходу дела, Ханна только и сыплет клишированными фразами, явно позаимствованными из соцсетей. Ну вот это вот все: «не сдавайся и все получится», «мечтай о великом и много добьешься», «мы творим свою собственную удачу», «лучше сделать и извнятся чем не сделать и сожалеть» и т.п. Мало того, что все эти позитивные лозунги никак не используются, так они еще и никак не помогают раскрыть характер главной героини. Что уже серьезная претензия, поскольку именно ее мир мы исследуем. Другими словами, один из основных элементов жанра – рефлексии, не работает. Так что знакомиться приходится через окружение, о котором я уже рассказал, и взаимоотношениям с окружающими.

А в них Ханна показывает себя не с лучшей стороны. Причем не абы с кем, а с друзьями. Вот только что она рассуждает о том, что родители не понимают ее мечты, говорят что делать и не интересуются, чего она хочет. И что делает наша поборница свободы в следующий момент? Поступает точно так же, говоря, что друзья, буквально, занимаются ерундой, а должны все бросить и принять участие в ее проекте. При этом Ханна не стесняется манипулировать чувствами других участников квартета.

One Day More. Эскапизм по Малевичу

Особенно показательна ситуация с пианисткой Стеллой, которую героиня называет своей лучшей подругой. У Стеллы черная полоса в жизни – несмотря на все усилия, она не смогла поступить в престижный музыкальный ВУЗ. И что же делает самоназванная «лучшая подруга»? Может быть, предлагает помощь? Или хотя бы слова сочувствия? Как бы не так: «Стелла, у меня офигенная идея - примем участие в конкурсе и всех порвем. Увидимся!».

Интересно, что как раз отказ Стеллы присоединиться к группе, наконец-то оказал воздействие на местную Страну Чудес. Так и напрашивались дальнейшие метаморфозы, а то и чем черт не шутит, крах всех воздушных замков.

На последнем уровне героиня даже начинает что-то подозревать: многочисленные совпадения кажутся нереалистичными даже ей. Безо всякой подготовки смогла написать песню на конкурс за пару часов. Все друзья согласились собраться, хотя до этого не играли вместе. И даже Стелла, вот только что выставившая всех за дверь, сменила гнев на милость безо всяких объяснений.

One Day More. Эскапизм по Малевичу

Увы, выводов из своих сомнений Ханна не делает и даже альтернативная концовка, где она, якобы возвращается в лоно семьи, не означает конец сказочного мира, а просто его иное развитие.

Отсутствие катарсиса, пожалуй, самый большой недостаток игры. В подобных проектах хочется увидеть какую-то развивающуюся идею, кроме той, что да, от проблем можно скрыться в придуманном мире, где все хорошо и все получается. Но к чему это приведет? То есть, привести может много к чему, но ни один из вариантов нам не покажут.

Но, по крайней мере, все еще остаются чудесные уровни.

One Day More. Эскапизм по Малевичу
2929
13 комментариев

Комментарий недоступен

10
Ответить

Ма, ты не понимаееешь...

1
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Это метафора.

1
Ответить

лучше сделать и извинятся чем не сделать и сожалетьАУФ!

3
Ответить

А если серьёзно, мне жаль, что авторы не умеют докручивать свои мысли. И игра, которой можно было бы дать шанс за средние механики и какой-никакой сюжет, проще скипнуть.

3
Ответить

На консолях нет?

Ответить