Подход к дизайну в Wachenröder (1998, Sega Saturn)

JRPG как образчик синтетического искусства на стыке музыкальной, игровой, кино- и аниме-индустрии под крышкой дряхлеющего пластика.

Фрагмент кавер-арта игры от Мураты Рэйнджа — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.
Фрагмент кавер-арта игры от Мураты Рэйнджа — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.

Введение или неисповедимые пути «Степанов Плюшкиных»

Путь коллекционера всякой массово-культурной дичи способен преподнести своим адептам немало сюрпризов: иной раз можно запросто оказаться жертвой карусели цен (а после и удушения жабой), а в другой день попасть в яблочко вслепую и за копейки завладеть скрытым бриллиантом, разбираться в котором потом будешь несколько дней кряду, с удовольствием расширяя свои культурные горизонты.

И сегодня как раз второй случай: в очередной раз лениво исследуя безбрежный океан цифровой информации, глаз вдруг зацепился за обложку незнакомой доселе видеоигры, стилистический почерк которой тем не менее источал хорошо знакомую визуальную эстетику.

Быстрый поиск подтвердил подозрения, и выяснилось, что в разработке виновницы появления сегодняшней записи под названием Wachenröder («Снимающий часовых» либо «Ликвидатор караульных», от нем. Wache — «страж» и Rodung — «корчевание») принимали участие видные деятели игровой и аниме-индустрии, не знать которых «людям культуры» сложно.

Игра как музей бесчисленных авторов

Итак, с чьим же творчеством придётся иметь дело!? Прежде всего, это талантливые иллюстраторы, громко «выстрелившие» в конце девяностых и начале нулевых: Мурата Рэйндж (Ao no 6-gou 1998-го, Last Exile 2003-го) и Абэ Ёситоси, а также продюсер Уэда Ясуюки. Первый впоследствии пригласит Абэ в числе многих для участия в манге-коллаборации Robot 2004-го, а последний стабильно работал с ним же над всеми знаковыми проектами вроде Serial Experiments Lain 1998-го, NieA_7 2000-го, Haibane Renmei 2002-го или Texhnolyze 2003-го.

Что касается Wachenröder, то Мурата Рэйндж выступил здесь одним из дизайнеров персонажей и, в частности, автором иллюстрации с обложки, а Ёситоси Абэ — одним из иллюстраторов и концепт-дизайнеров игры.

Помимо прочего, в числе достоинств Wachenröder, вынесенных аж на обратную сторону оформления Jewel Box'а, указывается участие в проекте известного дизайнера-моделиста сфер кино, аниме и видеоигр Такаюки Такэи (именно его фотография прячется под CD с игрой) и бывшего участника групп King Crimson и Foreigner Иэна Макдональда в составе композиторов музыки к игре. Такой подход к маркетингу с акцентом на художниках уже словно бы намекает на экспериментально-визеонерский характер итогового продукта (нечто похожее можно наблюдать и в оформлении японского издания игры Galerians: Ash 2002 года, за дизайн персонажей в которой отвечал Сё Тадзима, что позже также был приглашён Муратой Рэйнджем как соавтор манги Robot).

Визуальный обзор содержания коробки с игрой — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.

А по получении драгоценного экспоната на руки с последующим углублением в него так и вовсе оказывается, что под начинающей тускнеть крышкой совершенно стандартного Jewel Box'а скрываются насыщенные полезной информацией руководство пользователя и, внезапно, миниатюрный артбук (издавался также и полноценный — Art of Wachenröder), превращающие знакомство с игрой в компетентный аналог похода в галерею художников-авангардистов, а также мастеров объектного и кинетического искусств (посещение экспозиции «Искусство ХХ века» в Третьяковской галерее — весьма схожий по ощущениям опыт). Из вложенных буклетов становится очевидным участие в эклектичном проекте ещё большего числа ярких творческих личностей.

Авторский состав на страницах мануала — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.
Авторский состав на страницах мануала — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.

Ни в коем случае не претендуя на всеобъятность, предлагаю ниже пройтись по наиболее интересным из них и посредством микро-сюжетов былого и будущего их сотрудничества друг с другом обратить внимание на удивительный узор взаимовлияния одного из творческих коллективов, что на протяжении пары-тройки десятков лет двигали вперёд не одну, но несколько областей современной массовой культуры Японии и даже всё искусство в целом, в некотором смысле определив его нынешний облик.

Итак, на страницах мини-артбука можно обнаружить вклад в проект:

Томокадзу Накано — дизайнера персонажей, лет пять назад работавшего с Муратой Рэйнджем в Atlus над первой частью файтинга Gouketsuji Ichizoku (1993), а также иллюстрировавшего The King of Fighters Neowave 2004-го для SNK.

Самого Мураты Рэйнджа — причастен ко всей серии Gouketsuji Ichizoku, в том числе к Groove on Fight для Sega Saturn за год до Wachenröder. А в 2003 году совместно с небезызвестным геймдизайнером Swery65 он приложил руку к Spy Fiction для PS2.

Ясуси Ямагути — ещё одного дизайнера персонажей, придумщика Майлза «Тейлза» Прауэра и главного художника в Sonic the Hedgehog 2 (1992). Его иллюстрации для Wachenröder имеют отдалённое сходство с дизайнами механизмов в Sonic the Hedgehog, но исполнены детальней и агрессивней.

Ёситоси Абэ — иллюстратора, для которого 1998 год стал крайне важным в формировании узнаваемого почерка и реноме, ведь в том же году увидели свет и додзинси по «Серокрылым», и «Лэйн», а все последующие проекты будут иметь схожий стиль.

Ясуо Фудзиты — моделиста и CG-художника видеоигр и преимущественно кинематографа, в Wachenröder спроектировавшего ряд 3D-концептов мира, весьма похожих на дистопию мидгарских пейзажей из Final Fantasy VII для PS1 годом ранее.

Коудзи Ониси и Хитоси Тобэ — скульпторов-моделистов анимешных фигурок из конторы HEAVY GAUGE, собравших модели главных героев игры Люсиана Тэйлора и Кэролл Мью для диорамы из открывающего видео к Wachenröder (см. ниже).

Рюитиро Куцудзавы — автора титульного логотипа к Wachenröder и иллюстратора SEGA, работавшего над Panzer Dragoon, а теперь фрилансера. Википедия также указывает участие в проекте его коллеги Кацуми Ёкоты, но этот факт ошибочен ввиду неверного прочтения интервью с портала Polygon, где Ёкота лишь вспоминает, что вместе с Куцудзавой они работали над заключительными иллюстрациями в Panzer Dragoon, а кто-то также может знать последнего ещё и по Wachenröder.

Такаюки Такэи с Эйсаку Кито — дизайнеров и моделистов, активно сотрудничавших с известным режиссёром и видеоигровым иллюстратором Кэйтой Амэмией, который бывалому анимешнику может быть известен по циклу Zeiram. При этом Такаюки Такэя также известен как дизайнер токусацу-франшизы Kamen Rider и видеоигр вроде Onimusha 2001-го cо Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin 2022-го (не даром товарищ Тэцуи Номуры со времён профессионального училища), а Эйсаку Кито — сотрудничеством с режиссёром Мамору Осии и художником Такаси Мураками, а ещё по дизайну Нейро-башни из другой игры для Sega Saturn того же года, что и Wachenröder — Baroque 1998-го. Похожее сооружение можно наблюдать и в Wachenröder. Кстати, одним из источников вдохновения творчества Эйсаку Кито, как следует из опубликованного интервью с ним, послужил советский фильм «Кин-дза-дза!» (1986).

Wachenröder могла также похвастаться озвучением весомой части своих диалогов, так что не будет лишним коротко остановиться и на актёрах озвучения, среди которых вы найдёте популярных сэйю восьмидесятых-нулевых. Так, главного героя Люсиана озвучивает Такэси Кусао (Транкс из Dragon Ball Z), героиню Кэролл — Акэми Окамура (Нами из One Piece), а девушку-нарратора Вельвет — Кёко Хиками (Усада из Di Gi Charat).

Авторский состав из буклета к саундтреку — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd. 
Авторский состав из буклета к саундтреку — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd. 

А изучая крайние страницы мануала и буклет к издававшемуся на физическом носителе саундтреку, к списку можно добавить:

Такаюки Нэгиси — композитора, начинавшего свой путь в 80-ые и активного до сих пор. В числе его подвигов музыка к аниме CardCaptor Sakura (и в 1998-ом, и в 2018-ом), саундтреки к видеоиграм вроде Bloody Roar (1997) и тандем с другим композитором-ветераном — Кохэем Танакой (франшиза Sakura Taisen, Bastard!! 92-го, One Piece).

Сатоси Мияситу — композитора музыки в Wings of Thunder (1993). Спустя годы поработает он и над Shenmue. Член музыкальной компании T's MUSIC.

Иэна Макдональда — мультиинструменталиста и бывшего участника группы King Crimson, для Wachenröder сочинившего центральную музыкальную тему, мотив которой прослеживается, например, в треках Avalanche, CATASTROPHE или Blind Girl. В буклете к саундтреку, помимо краткой биографии музыканта, приводится также интервью с ним, где указывается, что опыт написания музыки к игре был для него первым, а также мнение о выборе жанров и их зависимости от вкусов и эпох.

Биография и интервью с И. Макдональдом — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.
Биография и интервью с И. Макдональдом — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.

Синергия идей сквозь десятилетия опыта

Стоит ли останавливаться на том, что и проект у такой-то разношёрстной команды авторов всякого профиля получился глубоко эклектичный? Один только Мурата Рэйндж известен за любовь смешивать ар-деко с аниме-эстетикой, а тут с ним в связке ещё и Ёситоси Абэ с его тяжёлым мрачным стилем, словно бы отражающим декаданс человечества, и один из художников ATLUS / SNK с пачкой известных дизайнеров-моделистов.

Причём, похоже, никто из них и не пытался привести итоговый проект к одному знаменателю, а потому каждый из элементов игры довольно сильно отличается друг от друга, в сочетании образуя сложносочинённый экспериментальный концепт бурной фантазии. Нечто похожее можно наблюдать и в OVA Dragon's Heaven 1988 года c дизайнами техники от братьев-мэтров Макото и Осаму Кобаяси. Первый впоследствии ещё будет сотрудничать с Муратой Рэйнджем в Last Exile, а второй — в Ao no 6-gou. Но на этом калейдоскоп взаимосвязей не заканчивается!

Так получается, что «Драконовы небеса» на десять лет опередили Wachenröder в реализации на языке японской анимации сочетания 2D-визуала под Azrack пера комиксиста Жана «Мёбиуса» Жиро или не сложившуюся киноадаптацию «Дюны» Алехандро Ходоровски и Ханса Рудольфа Гигера (и то, и другое датируется 1975 годом) с кукольной анимацией, для которой авторы даже соорудили всамомделишный ОБЧР в человеческий рост. Нечто похожее и на «Дюну», и на «Драконовы небеса» считывается и в концепт-иллюстрациях к Wachenröder, не говоря уже об открывающем видео к игре, представляющем собой заснятые на камеру грандиозные диорамы с персонажами и локациями из игры.

Открывающее видео — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.

И это ни разу не совпадение, ведь автор части диорам Такаюки Такэя являлся ещё и ассистентом-единомышленником Макото Кобаяси и как раз помогал тому с работой над моделью робота и сопутствующими спецэффектами в Dragon's Heaven! Участие в этом проекте стало для Такэи первым в рамках аниме-индустрии (в нём же на правах сценариста участвовала, кстати, и жена Макото — Икуё Коуками), а работа над Mirai Ninja Кэйты Амэмии в том же году — первым в рамках кинематографа.

Глубоко концептуальная OVA — Dragon's Heaven (1988), AIC и Artmic

Не стоит также забывать, что тремя годами до Wachenröder — в 1995-ом — на всё той же Sega Saturn свет увидела Panzer Dragoon, внешний вид которой тоже был вдохновлён, помимо прочего (вроде «Навсикаи из Долины ветров» Хаяо Миядзаки), работами Жана Жиро (обложку японского издания Panzer Dragoon иллюстрировал тоже он) и Фрэнка Герберта, а в авторском составе которой тоже числился уже упоминавшийся Рюитиро Куцудзава, сделавший заставку стартового экрана для Wachenröder. А она, в свою очередь, как и стилизованные под барельеф логотипы с эмблемами из игры, уже весьма похожа на ту, что была в Panzer Dragoon, а если копнуть ещё глубже — и в Dragon's Heaven.

Сравнение логотипов OVA и видеоигр — Dragon's Heaven (1988), AIC и Artmic; Panzer Dragoon (1995), Sega; Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.
Сравнение логотипов OVA и видеоигр — Dragon's Heaven (1988), AIC и Artmic; Panzer Dragoon (1995), Sega; Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.

Вот и выходит, что уже «Драконовы небеса» с их ударением именно на дизайн (в ущерб сюжету), являлись этаким образчиком синтетического искусства, созданным, можно сказать, в кругу друзей / семьи талантливых визионеров, а Wachenröder лишь продолжила эту традицию (схожим образом отодвигая на задний план геймплей в угоду дизайну). Кто знает, возможно, без связей и творческих решений, сформированных ещё в Dragon's Heaven, не было бы ни Zeiram, ни Panzer Dragoon, ни Wachenröder, ни Last Exile, а если экстраполировать — и каких-нибудь гипотетических Wolf's Rain, Magatsu Wahrheit: Zuerst или Made in Abyss.

Визуальные сходства — Azrack (1975), Dragon's Heaven (1988), Mobile Suit Gundam: The Revival of Zeon (1988), Panzer Dragoon (1995), Blame! (1997), Wachenröder (1998), Dorohedoro (2000), Wolf's Rain (2003), Made in Abyss (2012), Magatsu Wahrheit (2020)
Визуальные сходства — Azrack (1975), Dragon's Heaven (1988), Mobile Suit Gundam: The Revival of Zeon (1988), Panzer Dragoon (1995), Blame! (1997), Wachenröder (1998), Dorohedoro (2000), Wolf's Rain (2003), Made in Abyss (2012), Magatsu Wahrheit (2020)

Все указанные истории имеют те или иные сценарные и визуальные сходства в тоне, атмосфере и эклектике своих концепций, включающих темы дистопии и декаданса, социального неравенства, государственных интриг, партизанской войны, похода за «Святым Граалем», смешения мифов и культур, магического реализма и прочей безысходности бытия. Ещё пример влияния: счастливый обладатель артбука Макото Кобаяси отмечает, что дизайнерский подход Dragon's Heaven мог оказать влияние на известного дизайнера механизмов цикла Gundam Кадзухису Кондо и на творчество мангаки Цутому Нихея, также черпавшего вдохновение в работах Мёбиуса. Сюда же и Dorohedoro Кю Хаясиды. И всё это — произведения как минимум четырёх смежных медиумов культуры: мультипликации, манги / комикса, видео-игр и кинематографа (говорить о том, что наследия у Dragon's Heaven сегодня нет, не приходится)!

Идеологические корни вековой выдержки

Сама Wachenröder сочетает в себе стим- или дизельпанк с эстетикой викторианской эпохи, дадаизма и прочих авангарда и модернизма (в частности, место действия игры — остров Эдварда — может отсылать к экспрессионисту Эдварду Мунку, потерявшему, как и главный герой Люсиан, свою болезненную сестру, переживания о чём позже отразит в картине «Больная девочка»), а клубничкой на получившемся торте эклектичности за авторством сонма разноплановых творцов стало использование в игре логотипа Венских мастерских (Wiener Werkstätte).

Сравнение работ Эдварда Мунка и Ёситоси Абэ — Det syke barn (1886),  Edvard Munch; Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.
Сравнение работ Эдварда Мунка и Ёситоси Абэ — Det syke barn (1886), Edvard Munch; Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.

Возникли Венские мастерские как раз под конец викторианской эпохи и указывали своей целью «поощрение и координацию сотрудничества промышленников, художников и торговцев для успешного производства и сбыта изделий художественных ремёсел», таким образом также «провозглашая тождественность понятий искусства и ремесла» и подменяя ими тогда несуществующий ещё термин «дизайн».

Логотип Венских мастерских и прочие эмблемы — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.
Логотип Венских мастерских и прочие эмблемы — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.

Но ведь не одной визуальной лоскутностью живёт эклектика Wachenröder: мрачно-депрессивный сценарий игры, помимо всего прочего, пестрит музыкальными отсылками в именах и названиях на манер цикла JoJo's Bizarre Adventure или аниме-сериала Listeners 2020 года. Чего стоит один лишь заголовок Wachenröder, вероятно, уносящий, ввиду созвучия, ещё и к немецкому писателю Вильгельму Генриху Ваккенродеру, что в своей повести «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берглингера» также отражал идею «синтетического искусства», то бишь искусства смешанного, эклектичного. А из более звучных и достоверных имён-пасхалок в Wachenröder присутствуют отсылки на Фрэнка Винсента Заппу, Duran Duran, The Chemical Brothers, Fatboy Slim и, собственно, King Crimson — сплошь законодатели музыкальной моды второй половины 20-го века! А в саундтреке игры даже присутствует аранжировка прелюдии и фуги до мажор «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха.

Raw Dream, аранжировка композиции И. С. Баха — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.

Иными словами, Wachenröder — даже не столько игра, сколько смелая ода дизайну и одна большая коллаборация, творческие решения которой прошли проверку временем и множеством умов (чего стоит одно лишь описание местного знакового игрового оружия — «Steam Refine Gear» или «Sledge»)! Тем и может быть интересна как современному потребителю продуктов массовой культуры, так и создающему подобные продукты геймдизайнеру, сценаристу или художнику — особенно когда не всё так очевидно ввиду нехватки знания языка страны происхождения игры (хотя в случае Wachenröder активно задействован ещё и немецкий). Интересным будет и изучение упущений обсуждаемой игры, ведь зачастую одного лишь отменного дизайна от «команды мечты» оказывается недостаточно для успеха, и история знает немало подобных случаев (например, недавний полнометражный аниме-фильм Bubble).

Иллюстрации Мураты Рэйнджа — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.
Иллюстрации Мураты Рэйнджа — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.

Заключение или «счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!»

Подводя итог сказанному, Wachenröder удивителен уже ввиду одной только своей концепции и участия в проекте такого числа именитых авторов. И с этой точки зрения может послужить геймдизайнерам неплохим наглядным примером многосложного подхода к разработке видеоигры со всеми его достоинствами (эстетичность) и недостатками (неспособность затмить блеклость геймплея). Это ли не повод поставить настолько памятную на предмет именитых творцов и их взаимовлияния коробочку на видное место? И ведь за заветный артефакт не сказать чтобы много просят: 1250 деревянных, да и западные коллекционеры тоже заявляют о невысокой стоимости игры на вторичном рынке.

Личный экземпляр игры — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.
Личный экземпляр игры — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.

Обозревать геймплей, впрочем, нет смысла, тем более что именно он получился спорным с точки зрения развлекательности (и снова привет Dragon's Heaven с его приоритетом дизайну в ущерб всему остальному), да и исчерпывающие обзоры уже написаны: существует русскоязычная текстовая рецензия с интернет-портала JRPG, а также англоязычные текстовый обзор с портала Hardcore Gaming 101 и видеообзор с YouTube-канала BigPhoenix. Все подробны, но делают ударения на разных сторонах обсуждаемого мультимедийного проекта. К слову, саундтрек игры действительно так хорош, как о нём и говорят: прекрасно слушается отдельно, а игре легко придаёт нужный подавленно-депрессивный тон.

Видеообзор с YouTube-канала BigPhoenix — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.

И всё бы хорошо, но в Wachenröder сегодня не слишком просто сыграть. На своей платформе игра вышла довольно поздно и не получила официального перевода. Тем не менее, в 2003 году её сценарий перевели Глен А. Руди и Юми Макита, но перевод так и остался в текстовом виде на портале GameFAQs. Только недавно, в конце 2021 года, моддером Knight0fDragon была предпринята попытка вшить перевод в игру, как сообщает портал SEGA SATURN, SHIRO и их же видео-превью.

Превью с комментариями к переводу игры — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.

Полностью перевод пока не завершён, но уже существует видео-демонстрация альфа-сборки игры с переводом, охватывающим пролог и вводную битву, чего достаточно для формирования первого впечатления. Разумеется, поиграть в демо при желании можно и самому. Вот только в ближайшее время завершения проекта ожидать не приходится, ведь совсем недавно его автор вдруг переключился на перевод уже упоминавшейся Baroque для Sega Saturn, видимо, соблазнившись достижениями его коллеги по хобби под ником Plissken_, на днях вшившего английский перевод в версию той же игры для PS1. Эх...

Видео-демонстрация сборки игры с переводом — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.

И на этом всё! Вникайте в причинно-следственные связи творческих проектов и их создателей — в них магия обретения хороших впечатлений от произведений искусства и массовой культуры! Спасибо за прочтение!

Набор стикеров из Jewel Box'а — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.
Набор стикеров из Jewel Box'а — Wachenröder (1998), TNS Co., Ltd.
9393
10 комментариев

Комментарий недоступен

6
Ответить

Очень знакомый стиль рисунка.
Вспомнил про свой любимый файтинг на Saturn - Groove on Fight.
Очевидно, что художник один и тот же.

2
Ответить

Да, это прошлый проект Мураты Рэйнджа на Saturn.

1
Ответить

Читать очень сложно, публицистика должна оставаться в рамках публицистики, а тут стилистически текст то художественный, то научный, то официально-деловой. Так и не понял, почему, кроме дизайна, я должен в это поиграть и о чем, собственно, сама игра. Но плюс определенно поставлю за старание и усидчивость.

2
Ответить

Только ради дизайна и играть - о нём и запись, собственно. Ещё из-за сюжета, наверное. Геймплей я даже не рассматривал, про него (и сюжет) по ссылкам в тексте можно почитать. За замечание про стиль благодарю, но вряд ли смогу с ним что-то сделать.

Ответить

Ради таких статей всё еще и хожу сюда. Сумрачный гиковский контент который мы заслужили

2
Ответить

Вникайте в причинно-следственные связи творческих проектов и их создателей — в них магия обретения хороших впечатлений от произведений искусства и массовой культуры!Аминь!

1
Ответить