Одержимый смертью: ужасная суть Condemned: Criminal Origins

Одержимый смертью:  ужасная суть Condemned: Criminal Origins

Хоррор в компьютерных играх, пожалуй самый кино - эстетический жанр - просто потому, что не только заимствует из кинематографа центральные приёмы нагнетания страха и жуткой атмосферы, но и зачастую ориентируется на конкретные кино - примеры, больше, чем любой другой жанр в этом виде искусства. Но могут ли игры дать действительно другой опыт ? Копнуть глубже в знакомую бездну страха и вскрыть там что - то новое ? На мой взгляд, да. И Condemned: Criminal Origins является одним из редких примеров удачного синтеза знакомой кино - эстетики и совершенно уникального, даже для игровых ужастиков, итогового ощущения. А дьявол, как известно, в деталях. Свет, скальпель, начинаем вскрытие.

Дежа - вю

Для начала отметим, что Monolith Productions - ещё те синефилы. Сколько кино - отсылок в Blood, пусть и выстроенного на фундаменте типичного FPS от 3D Realms.

No One Lives Forever - вообще, срез, если не сказать, сруб целого жанра в эстетическом смысле. А F.E.A.R. - попытка эксперимента, или возможно, удачная попытка захода на чужую для западного сознания, восточную территорию, в плане смешивания, изначально не смешиваемых стилистических и жанровых элементов.

F.E.A.R. предлагает пообщаться с девочками, будто вышедшими из японских ужасов.
F.E.A.R. предлагает пообщаться с девочками, будто вышедшими из японских ужасов.

Но это всё был только разогрев - блюдо ещё только доходило до готовности. И вот, следующий этап: наше яство, уже закипает - готовьте тарелки. А ,нет, скорее ножи и вилки. Ибо придётся бить - рубить - кромсать. И делать это, почти с удовольствием.

Итак. Sega Presents; Developed By Monolith Productions. И сразу удар ножом в сердце кино - маньяка. Вы только посмотрите на эти титры.

Да это же, почти «Семь» Дэвида Финчера.

И как вы понимаете, столь прямой намек не может быть случайным. Тем более, если проект авторский. А наш пациент, я вас уверяю, из этой, особой категории. Ну, допустим. Ок. Очередной оммаж нежной кино - любви. И что ? Пока ничего, но это, только пока.

Завязка нас встречает до боли в голове, знакомой триллер - сценой прибытия главного героя - агента ФБР ( как и герои «Семи», или «Молчания Ягнят») на место преступления: тут уже и коллеги и желтая полицейская лента, обёрнутая, словно вокруг подарка на день рождения, вспоминая слова, ещё одного, до максимальной боли, знакомого коллеги нашего протагониста - Итана Томаса.

И так далее. А виновник торжества уже сидит за столом и разлагается, запечатлев собой очередную инсталляцию смерти, в этот раз, словно склонную к высоким символическим мотивам. Тут же и разбросанные, как кусочки паззла улики, которые мы должны собрать. Помни, игрок, каждая деталь - кусочек целой картины: пропустишь хоть одну - не узришь замысел творца. Этими словами, вообще можно описать всю суть, а одновременно, и частично авторскую задумку Condemned. Но тут, давайте отойдём чуть в сторону от пациента и вспомним других великих и несчастных, которых касались наши острые предметы.

Итак. Кого бы вспомнить ? А вот The Suffering, к примеру - тонна кино - отсылок прилагается.

Завязка такова: некто Торк - побитый жизнью мужик с тяжелым прошлым, пытается сбежать из тюрьмы, в которую пробрались монстры различных видов. Наша задача - выжить. Идем дальше.

The Suffering.
The Suffering.

Resident Evil - наши герои оказываются заперты в особняке, или, к примеру, полицейском участке, где уже обжилась куча кровожадной живности разной степени омертвелости. Наша задача - выбраться и соответственно выжить. Работа с со стилистикой западного B - Movie хоррора прилагается. (Резидент вообще, стилистически на этом и работает всю свою жизнь).

Resident Evil.
Resident Evil.

И так, почти везде: Alone In The Dark, Alien: Isolation, Outlast, Silent Hill (Частично, ибо это сюжетно - ориентированная серия в самом прямом смысле этого словосочетания, и там подобная задача, скорее играет параллельно - второстепенную роль, отдавая основную работу раскрытию персонажей и лора ). А вот Condemned...

Condemned не заставляет тебя выживать. Точнее, он не ставит эту задачу в приоритет. Я бы сказал, вообще не ставит. Он над ней смеётся. Улыбкой того самого мёртвого, и уже полу - разложившегося дьявола, который лежит на нашем операционном столе. Ты только посмотри на эту ухмылку. Да ему смерть в радость - он только этого и ждал. Ибо ждет тебя. Как бы намекает: ты тоже окажешься здесь. Я жду тебя. Жутко ? И правильно. Эстетика смерти, причем далеко не поэтической, а скорее натуралистично - извращенной не только даёт визуальное представление атмосферы - показывает нам её лицо, но и отражает её изломанную душу, склонную к пыткам, мазохизму и насилию. Да не забываем, что игра то у нас про маньяка, который убивает других маньяков. Это просто, к слову.

В чем же уникальность ? Ответ на этот вопрос, спрятан в тени другого, более предметного вопроса: а что такое Condemned: Criminal Origins и какова его душа ? А вот теперь, подойдём ближе и посмотрим нашему трупу в глаза, где ещё изредка мерещится живое пламя страсти к патологиям и извращениям. Что мы там видим ?

Душа бездны в глазах мертвеца

Это Survival Horror ? И да, и нет. Как бы мы поняли, что никто не хочет, чтобы мы выживали. Главный герой вообще, по ходу сюжета не особо стремится к этому. Разработчики тоже, не заставляют нас выживать: В Condemned - это ситуационная данность. Это выживание, скорее из привычки, а не желания жить. Но это хоррор. О чем же он ? О патологиях и извращениях нашего сознания; о стремлении к насилию и смерти. Где доказательства, дорогой автор ? Не спеши. Лучше последи за собой и вспомни, как приятно было разбивать голову кувалдой очередному отморозку. Как хотелось, чтобы в момент удара мозги заляпали окружающее, а ты бы с удовольствием смотрел на кровавый гуляш из мозгов под ногами Итана. Вспомни и то, как ты прилагал усилия, нажимая кнопку удара, чтобы наш антигерой, превозмогая то ли лень, то ли недостаток физической силы, с тем же усилием, размозжил противнику череп. Вообще, напомню, что основным занятием игрока будет ближний бой с применением любого инвентаря, который способен превратиться в пыточный инструмент. Ближний, я подчеркну.

с тяжёлым инструментом, вроде топоров и кувалд приходится Итана, буквально заставлять поднимать орудие. В своё время, автор проходил игру не используя огнестрел, чисто из принципа - ощущения не те, знаете ли.
с тяжёлым инструментом, вроде топоров и кувалд приходится Итана, буквально заставлять поднимать орудие. В своё время, автор проходил игру не используя огнестрел, чисто из принципа - ощущения не те, знаете ли.

Суть в том, что в моменты боя, игра входит в "интимную" зону. Ещё бы чуть - чуть, был бы секс и оргазм - я гарантирую. До них, как ни странно, не хватает жести. Да, вы не ослышались. Condemned - абсолютная провокация по своей задумке, но не дожатая до идеала. Она бы только выиграла, если бы наплевала на цензуру и рейтинги, дав по ходу сюжета столько эстетской пыточной чернухи, сколько бы смогла. Причём, это надо было делать и через сюжет. Вот тогда бы мы получили, просто декадансткий, совершенно "поехавший" шедевр, который в сути, довёл бы эту свою геймплейную и эстетическую новизну до идеала. Но задел - то есть, и задел очень серьёзный, хотя и вызывающий чувство горечи от своего послевкусия.

Чем же пытается пугать игра ? С внешней стороны, толком, ничем. Весь ужас у неё внутри, но это осознаёшь уже после. Она, как отличный нео - нуар - вызывает страх и печаль, уже после осознания того, что тебе рассказали. И заставляет над этим поразмыслить. Здесь - о склонности к насилию, подводя тебя признаться, дорогой игрок, что есть в насилии нечто притягательное не так ли ? Даже, учитывая, что тебя гоняли по мерзким ( совершенно будничным и узнаваемым). Улицам с подворотнями и заброшенными стройками. Пройди пару районов - и не такое найдёшь в любом настоящем городе, а бомжей соответствующего вида там же - как тараканов на немытой кухне. Именно, эта будничность локаций, отчасти и заставляет вживаться в игровую ситуацию, когда ты мочишь следующего поехавшего.

А вот, когда ты начинаешь орудовать огнестрелом, магия улетучивается: игра рвёт с тобой интимную дистанцию и уже не дышит тебе в шею, предлагая самый обыденный шутер, в котором, почему - то, даже несмотря на всю суть, самая примитивная расчленёнка отсутствует. Чувствуете несоответствие ? Вот. И я о том же. Но стоит взять в руки трубу, или топор - и вот снова, это ощущение порочной нежности с тобой рядом.

Так что, это и не шутер по - большому счету. Но блин, что же это за арт - хаус тогда ? И снова включим хрестоматийный пример полицейского триллера: чтобы и расследование, и маньяки, и саспенс. Давайте, «Молчание ягнят», ведь даже эстетически произведения схожи. С этими грязными улицами - лесами, тюрьмами и подвалами.

Что мы видим в фильме: агент ФБР расследует дело серийного убийцы, попутно связываясь с другим, который помогает агенту в профайлинге подозреваемого. Этим же мы занимаемся и в Condemned. Чем занимается Кларисса Старлинг, как и герои «Семи», если одним словом ? Правильно, Расследование. Вот оно. Вся игра - это фактически расследование, и именно эта цель - является главной в нашем случае. Ещё раз. Не выживание, а расследование. Главный герой не пытается выбраться из ситуации, он напротив, ищет. Ищет очередную помойку, Маниакально ( я подчеркну), пытаясь найти главного злодея. Но идея в том, что его как бы и нет. Точнее дьявол везде - он во всех сразу. И в главном антигерое, и в игроке, в том числе. Иначе говоря, расследование постоянно. Это не элемент, который выключается, как только мы тушим, условную ультрафиолетовую лампу для поиска отпечатков. Мы исследуем, каждый закоулок, постоянно. И не с целью добычи патронов, или очередной трубы. Доски и трубы - на каждом шагу. На что мы обычно натыкаемся в нашем расследовании ? Правильно, на трупы в различных позах, что символизируют собой эстетику: смерть и изощрённость пытки. А далее, мы их разглядываем. Конечно с целью добычи улик. Ну да, ну да, конечно.

Манекены в игре - это те же трупы, практически визуально не отличимые. Тоже признак некоей омертвелости окружающего мира, а если вспомнить, что у главгероя, явно проблемы с головой, или психикой... This World is Dead.
Манекены в игре - это те же трупы, практически визуально не отличимые. Тоже признак некоей омертвелости окружающего мира, а если вспомнить, что у главгероя, явно проблемы с головой, или психикой... This World is Dead.

Первый же труп - отличный пример, того, когда ты сначала рассматриваешь картину убийства, а уже потом включаешь инструмент для поиска следов. Пример показательнее некуда, он даётся прямо в лоб, он даётся в самом начале игры. Учитывая, всё это, и финальная сцена, тогда выглядит абсолютно логично. Правда сюжету очень сильно не хватает изящества, а оно там пришлось бы очень к месту. Я бы даже сказал, обязано быть. Иначе, говоря, Condemned - растянутая на часы сцена исследования места преступления, снятая от первого лица (опять же, смотрим развязку в «молчании ягнят» и обращаем внимание на подачу),

придётся помотать. Сцена в доме Буффало Билла.

Но не с целью нахождения улик. Итан Томас - уставший от жизни коп, которому уже всё равно. Мы ищем смерть, боль и пытки. Мы их находим, мы их причиняем, свихнувшимся жителям городка, в котором сам Итан живёт очень давно. А вот теперь, чувствуете Хоррор элемент ? При этом, замечу, что никакого упора на сюжет в игре нет. На первый взгляд, это рядовой, завязший в штампах триллер, который от сцены к сцене, прёт все режиссёрские приёмы у кино - коллег по жанру. (причём, самые ходовые и банальные). И вот тут его порок. Вообще, от осознания стилистического потенциала, вкупе с клишированным триллер - сюжетом, и откровенно наплевательской постановкой всей этой оды насилию и нигилизму, становится очень больно. Ибо, ещё бы чуть - чуть - и был бы секс. А так, лишь развязные обещания, рисующие в воображении сладостные порочные фантазии. Когда доходит до дела, игра начинает стесняться и предлагает снова перейти на флирт и играть в ассоциации. А как ты хотел, реальность - не идеальна и прозаична. Вот так и живём.

И всё - таки, если попытаться найти родственные, штучные экземпляры ? С точки зрения тематики, упоения насилием, можно вспомнить Manhunt от таких же киноманов - Rockstar Games. Причём там она раскрывается ещё жёстче, предлагая и даже психологически заставляя экспериментировать, пробуя убивать с разной степенью зверства. А потом, заставляя смотреть, как главный антигерой потрошит вчерашнего маньяка, а в данный момент несчастную жертву, кричащую в агонии боли. Тем самым стирая грань, между убийцей и обычным игроком; убийцей и жертвой; смертью и обыденностью.

"Я всегда беру с собой, видеокамеру". Наслаждайся.

Только, в отличие от Condemned, делает это более прямо и немного по - своему. И не ври мне, что не было интересно узнать, что будет на красном уровне жестокости от всяких молотков и осколков стекла. Вот только не надо. Ведь хотелось же; ведь получал удовольствие верша свой самосуд над очередным маньяком. По этой же причине в Manhunt существует режиссёр, который снимает реалити - шоу. И из - за неё же, мы имеем там персонажа - журналистку. Что вами движет, ребята ? Уж не подсознательное ли влечение к смерти ?

Этот вопрос, мы оставим вам на размышление. А у меня на этом всё, до новых встреч.

88 показов
4.6K4.6K открытий
66 репостов
46 комментариев

вижу конденмед- лайк не глядя. великая игра. жаль серия загнулась.

Ответить

вторая часть лучше?

Ответить

Господи, как тяжело читать, столько воды, столько текста с размазанным смыслом, даже дочитывать не стал.

Ответить

столько воды, что я промок

Ответить

Я не люблю давиться всухомятку

Ответить

Статья достаточно старая, вот отрыл. Особо над ней не шаманил - девственный оригинал, почти, так сказать. Спасибо, что читаете.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить