{"id":3871,"url":"\/distributions\/3871\/click?bit=1&hash=292fc509d11a742988c39c349359b8a7762b22888d88e9937ef05b31ded930cc","title":"\u041a\u0430\u043a \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c \u043c\u043e\u0448\u0435\u043d\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043e\u043d\u043b\u0430\u0439\u043d-\u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0435","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Ikken Hissatsu

Одержимый смертью: ужасная суть Condemned: Criminal Origins

Хоррор в компьютерных играх, пожалуй самый кино - эстетический жанр - просто потому, что не только заимствует из кинематографа центральные приёмы нагнетания страха и жуткой атмосферы, но и зачастую ориентируется на конкретные кино - примеры, больше, чем любой другой жанр в этом виде искусства. Но могут ли игры дать действительно другой опыт ? Копнуть глубже в знакомую бездну страха и вскрыть там что - то новое ? На мой взгляд, да. И Condemned: Criminal Origins является одним из редких примеров удачного синтеза знакомой кино - эстетики и совершенно уникального, даже для игровых ужастиков, итогового ощущения. А дьявол, как известно, в деталях. Свет, скальпель, начинаем вскрытие.

Дежа - вю

Для начала отметим, что Monolith Productions - ещё те синефилы. Сколько кино - отсылок в Blood, пусть и выстроенного на фундаменте типичного FPS от 3D Realms.

No One Lives Forever - вообще, срез, если не сказать, сруб целого жанра в эстетическом смысле. А F.E.A.R. - попытка эксперимента, или возможно, удачная попытка захода на чужую для западного сознания, восточную территорию, в плане смешивания, изначально не смешиваемых стилистических и жанровых элементов.

F.E.A.R. предлагает пообщаться с девочками, будто вышедшими из японских ужасов.

Но это всё был только разогрев - блюдо ещё только доходило до готовности. И вот, следующий этап: наше яство, уже закипает - готовьте тарелки. А ,нет, скорее ножи и вилки. Ибо придётся бить - рубить - кромсать. И делать это, почти с удовольствием.

Итак. Sega Presents; Developed By Monolith Productions. И сразу удар ножом в сердце кино - маньяка. Вы только посмотрите на эти титры.

Да это же, почти «Семь» Дэвида Финчера.

И как вы понимаете, столь прямой намек не может быть случайным. Тем более, если проект авторский. А наш пациент, я вас уверяю, из этой, особой категории. Ну, допустим. Ок. Очередной оммаж нежной кино - любви. И что ? Пока ничего, но это, только пока.

Завязка нас встречает до боли в голове, знакомой триллер - сценой прибытия главного героя - агента ФБР ( как и герои «Семи», или «Молчания Ягнят») на место преступления: тут уже и коллеги и желтая полицейская лента, обёрнутая, словно вокруг подарка на день рождения, вспоминая слова, ещё одного, до максимальной боли, знакомого коллеги нашего протагониста - Итана Томаса.

И так далее. А виновник торжества уже сидит за столом и разлагается, запечатлев собой очередную инсталляцию смерти, в этот раз, словно склонную к высоким символическим мотивам. Тут же и разбросанные, как кусочки паззла улики, которые мы должны собрать. Помни, игрок, каждая деталь - кусочек целой картины: пропустишь хоть одну - не узришь замысел творца. Этими словами, вообще можно описать всю суть, а одновременно, и частично авторскую задумку Condemned. Но тут, давайте отойдём чуть в сторону от пациента и вспомним других великих и несчастных, которых касались наши острые предметы.

Итак. Кого бы вспомнить ? А вот The Suffering, к примеру - тонна кино - отсылок прилагается.

Завязка такова: некто Торк - побитый жизнью мужик с тяжелым прошлым, пытается сбежать из тюрьмы, в которую пробрались монстры различных видов. Наша задача - выжить. Идем дальше.

The Suffering.

Resident Evil - наши герои оказываются заперты в особняке, или, к примеру, полицейском участке, где уже обжилась куча кровожадной живности разной степени омертвелости. Наша задача - выбраться и соответственно выжить. Работа с со стилистикой западного B - Movie хоррора прилагается. (Резидент вообще, стилистически на этом и работает всю свою жизнь).

Resident Evil.

И так, почти везде: Alone In The Dark, Alien: Isolation, Outlast, Silent Hill (Частично, ибо это сюжетно - ориентированная серия в самом прямом смысле этого словосочетания, и там подобная задача, скорее играет параллельно - второстепенную роль, отдавая основную работу раскрытию персонажей и лора ). А вот Condemned...

Condemned не заставляет тебя выживать. Точнее, он не ставит эту задачу в приоритет. Я бы сказал, вообще не ставит. Он над ней смеётся. Улыбкой того самого мёртвого, и уже полу - разложившегося дьявола, который лежит на нашем операционном столе. Ты только посмотри на эту ухмылку. Да ему смерть в радость - он только этого и ждал. Ибо ждет тебя. Как бы намекает: ты тоже окажешься здесь. Я жду тебя. Жутко ? И правильно. Эстетика смерти, причем далеко не поэтической, а скорее натуралистично - извращенной не только даёт визуальное представление атмосферы - показывает нам её лицо, но и отражает её изломанную душу, склонную к пыткам, мазохизму и насилию. Да не забываем, что игра то у нас про маньяка, который убивает других маньяков. Это просто, к слову.

В чем же уникальность ? Ответ на этот вопрос, спрятан в тени другого, более предметного вопроса: а что такое Condemned: Criminal Origins и какова его душа ? А вот теперь, подойдём ближе и посмотрим нашему трупу в глаза, где ещё изредка мерещится живое пламя страсти к патологиям и извращениям. Что мы там видим ?

Душа бездны в глазах мертвеца

Это Survival Horror ? И да, и нет. Как бы мы поняли, что никто не хочет, чтобы мы выживали. Главный герой вообще, по ходу сюжета не особо стремится к этому. Разработчики тоже, не заставляют нас выживать: В Condemned - это ситуационная данность. Это выживание, скорее из привычки, а не желания жить. Но это хоррор. О чем же он ? О патологиях и извращениях нашего сознания; о стремлении к насилию и смерти. Где доказательства, дорогой автор ? Не спеши. Лучше последи за собой и вспомни, как приятно было разбивать голову кувалдой очередному отморозку. Как хотелось, чтобы в момент удара мозги заляпали окружающее, а ты бы с удовольствием смотрел на кровавый гуляш из мозгов под ногами Итана. Вспомни и то, как ты прилагал усилия, нажимая кнопку удара, чтобы наш антигерой, превозмогая то ли лень, то ли недостаток физической силы, с тем же усилием, размозжил противнику череп. Вообще, напомню, что основным занятием игрока будет ближний бой с применением любого инвентаря, который способен превратиться в пыточный инструмент. Ближний, я подчеркну.

с тяжёлым инструментом, вроде топоров и кувалд приходится Итана, буквально заставлять поднимать орудие. В своё время, автор проходил игру не используя огнестрел, чисто из принципа - ощущения не те, знаете ли.

Суть в том, что в моменты боя, игра входит в "интимную" зону. Ещё бы чуть - чуть, был бы секс и оргазм - я гарантирую. До них, как ни странно, не хватает жести. Да, вы не ослышались. Condemned - абсолютная провокация по своей задумке, но не дожатая до идеала. Она бы только выиграла, если бы наплевала на цензуру и рейтинги, дав по ходу сюжета столько эстетской пыточной чернухи, сколько бы смогла. Причём, это надо было делать и через сюжет. Вот тогда бы мы получили, просто декадансткий, совершенно "поехавший" шедевр, который в сути, довёл бы эту свою геймплейную и эстетическую новизну до идеала. Но задел - то есть, и задел очень серьёзный, хотя и вызывающий чувство горечи от своего послевкусия.

Чем же пытается пугать игра ? С внешней стороны, толком, ничем. Весь ужас у неё внутри, но это осознаёшь уже после. Она, как отличный нео - нуар - вызывает страх и печаль, уже после осознания того, что тебе рассказали. И заставляет над этим поразмыслить. Здесь - о склонности к насилию, подводя тебя признаться, дорогой игрок, что есть в насилии нечто притягательное не так ли ? Даже, учитывая, что тебя гоняли по мерзким ( совершенно будничным и узнаваемым). Улицам с подворотнями и заброшенными стройками. Пройди пару районов - и не такое найдёшь в любом настоящем городе, а бомжей соответствующего вида там же - как тараканов на немытой кухне. Именно, эта будничность локаций, отчасти и заставляет вживаться в игровую ситуацию, когда ты мочишь следующего поехавшего.

А вот, когда ты начинаешь орудовать огнестрелом, магия улетучивается: игра рвёт с тобой интимную дистанцию и уже не дышит тебе в шею, предлагая самый обыденный шутер, в котором, почему - то, даже несмотря на всю суть, самая примитивная расчленёнка отсутствует. Чувствуете несоответствие ? Вот. И я о том же. Но стоит взять в руки трубу, или топор - и вот снова, это ощущение порочной нежности с тобой рядом.

Так что, это и не шутер по - большому счету. Но блин, что же это за арт - хаус тогда ? И снова включим хрестоматийный пример полицейского триллера: чтобы и расследование, и маньяки, и саспенс. Давайте, «Молчание ягнят», ведь даже эстетически произведения схожи. С этими грязными улицами - лесами, тюрьмами и подвалами.

Что мы видим в фильме: агент ФБР расследует дело серийного убийцы, попутно связываясь с другим, который помогает агенту в профайлинге подозреваемого. Этим же мы занимаемся и в Condemned. Чем занимается Кларисса Старлинг, как и герои «Семи», если одним словом ? Правильно, Расследование. Вот оно. Вся игра - это фактически расследование, и именно эта цель - является главной в нашем случае. Ещё раз. Не выживание, а расследование. Главный герой не пытается выбраться из ситуации, он напротив, ищет. Ищет очередную помойку, Маниакально ( я подчеркну), пытаясь найти главного злодея. Но идея в том, что его как бы и нет. Точнее дьявол везде - он во всех сразу. И в главном антигерое, и в игроке, в том числе. Иначе говоря, расследование постоянно. Это не элемент, который выключается, как только мы тушим, условную ультрафиолетовую лампу для поиска отпечатков. Мы исследуем, каждый закоулок, постоянно. И не с целью добычи патронов, или очередной трубы. Доски и трубы - на каждом шагу. На что мы обычно натыкаемся в нашем расследовании ? Правильно, на трупы в различных позах, что символизируют собой эстетику: смерть и изощрённость пытки. А далее, мы их разглядываем. Конечно с целью добычи улик. Ну да, ну да, конечно.

Манекены в игре - это те же трупы, практически визуально не отличимые. Тоже признак некоей омертвелости окружающего мира, а если вспомнить, что у главгероя, явно проблемы с головой, или психикой... This World is Dead.

Первый же труп - отличный пример, того, когда ты сначала рассматриваешь картину убийства, а уже потом включаешь инструмент для поиска следов. Пример показательнее некуда, он даётся прямо в лоб, он даётся в самом начале игры. Учитывая, всё это, и финальная сцена, тогда выглядит абсолютно логично. Правда сюжету очень сильно не хватает изящества, а оно там пришлось бы очень к месту. Я бы даже сказал, обязано быть. Иначе, говоря, Condemned - растянутая на часы сцена исследования места преступления, снятая от первого лица (опять же, смотрим развязку в «молчании ягнят» и обращаем внимание на подачу),

придётся помотать. Сцена в доме Буффало Билла.

Но не с целью нахождения улик. Итан Томас - уставший от жизни коп, которому уже всё равно. Мы ищем смерть, боль и пытки. Мы их находим, мы их причиняем, свихнувшимся жителям городка, в котором сам Итан живёт очень давно. А вот теперь, чувствуете Хоррор элемент ? При этом, замечу, что никакого упора на сюжет в игре нет. На первый взгляд, это рядовой, завязший в штампах триллер, который от сцены к сцене, прёт все режиссёрские приёмы у кино - коллег по жанру. (причём, самые ходовые и банальные). И вот тут его порок. Вообще, от осознания стилистического потенциала, вкупе с клишированным триллер - сюжетом, и откровенно наплевательской постановкой всей этой оды насилию и нигилизму, становится очень больно. Ибо, ещё бы чуть - чуть - и был бы секс. А так, лишь развязные обещания, рисующие в воображении сладостные порочные фантазии. Когда доходит до дела, игра начинает стесняться и предлагает снова перейти на флирт и играть в ассоциации. А как ты хотел, реальность - не идеальна и прозаична. Вот так и живём.

И всё - таки, если попытаться найти родственные, штучные экземпляры ? С точки зрения тематики, упоения насилием, можно вспомнить Manhunt от таких же киноманов - Rockstar Games. Причём там она раскрывается ещё жёстче, предлагая и даже психологически заставляя экспериментировать, пробуя убивать с разной степенью зверства. А потом, заставляя смотреть, как главный антигерой потрошит вчерашнего маньяка, а в данный момент несчастную жертву, кричащую в агонии боли. Тем самым стирая грань, между убийцей и обычным игроком; убийцей и жертвой; смертью и обыденностью.

"Я всегда беру с собой, видеокамеру". Наслаждайся.

Только, в отличие от Condemned, делает это более прямо и немного по - своему. И не ври мне, что не было интересно узнать, что будет на красном уровне жестокости от всяких молотков и осколков стекла. Вот только не надо. Ведь хотелось же; ведь получал удовольствие верша свой самосуд над очередным маньяком. По этой же причине в Manhunt существует режиссёр, который снимает реалити - шоу. И из - за неё же, мы имеем там персонажа - журналистку. Что вами движет, ребята ? Уж не подсознательное ли влечение к смерти ?

Этот вопрос, мы оставим вам на размышление. А у меня на этом всё, до новых встреч.

0
46 комментариев
Написать комментарий...
Вероятный корабль

вижу конденмед- лайк не глядя. великая игра. жаль серия загнулась.

Ответить
Развернуть ветку
Томаказу Фокушима

вторая часть лучше?

Ответить
Развернуть ветку
Вероятный корабль

не сказал бы. более китчевая и сюреалистичная стала, но ближний бой норм так прокачали. Сюжет ушел из камерной истории в мировой заговор в духе x-files, но все равно хотелось узнать че там такое страшное грядет в condemned 3.

Ответить
Развернуть ветку
Xander Grishchenko

да, несмотря на все минусы концовку было бы интересно узнать

Ответить
Развернуть ветку
Вероятный корабль

не встречал какие-нибудь теории, чего так Оро боялись? Я думаю как-то связано с тем миром из смолы и тварями оттуда. Еще можно поискать смысл в синопсисе отмененного фильма по кондемнед, где пришельцы были замешаны, но хз контачили ли сценаристы с монолитами, при написании чернового драфта.
а вообще ноги о древнем происхождении Оро растут из первоначального концепта игры. The Dark кажется называлась. всякая магия и древнее орудие было задействовано.

Ответить
Развернуть ветку
Xander Grishchenko

нет, к сожалению, я не копал так глубоко

помню, несколько лет назад сценарист из Монолит в интервью говорил, что с радостью бы отдал сценарий триквела какой-то инди-команде чтобы доделали финал, поскольку сами Монолиты уже вряд ли когда-то вернутся к серии

Ответить
Развернуть ветку
Вероятный корабль

ну он не совсем сценарист, просто автор идеи изначальной и нынеший держатель прав на игру. Так и не слышно ничего по игре. Из роликов стопгейм по дилогии всплыла инфа от одного из бывших разрабов, что, если бы ему поручили заниматься продолжением, он бы полностью игнорировал вторую часть, и сделал бы детективную игру в духе игр о шерлоке холмсе. С посещением разных мест преступлений, с игровым хабом и ограниченной боевкой.

Ответить
Развернуть ветку
Xander Grishchenko

мне ситуация с Condemned напоминает аналогичную с The Suffering - там тоже хотели продолжать, а автор серии потом ушёл в инди и сделал игру про выживание внутри религиозного культа на манер Джонстауна

Ответить
Развернуть ветку
Вероятный корабль

и там тоже геймплей хорошо прокачали в сиквеле, но к сюжету были вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
RAZ13L

медвед там бодрый был, дал просраться

Ответить
Развернуть ветку
Xander Grishchenko

ой нет, очень разочаровывает

Ответить
Развернуть ветку
Томаказу Фокушима

как раз хочу её пройти на пс3. Мне первая не особа зашла.
то что видел про вторую часть, то там улики по интересней сделаны, все как то интересней.

Ответить
Развернуть ветку
Вероятный корабль

ну не сказал бы. в первой больше нравилось расследование. тут свели к викторине с правильными ответами, но интересные решения тоже есть.

Ответить
Развернуть ветку
Чеченский пёс_анон
как раз хочу её пройти на пс3.

порой 15фпс

Ответить
Развернуть ветку
Томаказу Фокушима

после дедли не привыкать

Ответить
Развернуть ветку
Foxtrot

Во второй части треть уровней отличная и пугающая, остальные две трети полный мусор скатывающийся в сюр. У Стопгейма есть хорошие обзоры обоих частей. Рекомендую.

Ответить
Развернуть ветку
KorbenDallas

Господи, как тяжело читать, столько воды, столько текста с размазанным смыслом, даже дочитывать не стал.

Ответить
Развернуть ветку
Какушиго Мусока

столько воды, что я промок

Ответить
Развернуть ветку
Ikken Hissatsu
Автор

Я не люблю давиться всухомятку

Ответить
Развернуть ветку
Ikken Hissatsu
Автор

Статья достаточно старая, вот отрыл. Особо над ней не шаманил - девственный оригинал, почти, так сказать. Спасибо, что читаете.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Garshin

Как меня уничтожает пунктуация статьи, хоть редактора за деньги к ней нанимать. Но сам текст приятный, тема хорошая. Так что спасибо (?)

Ответить
Развернуть ветку
Mad Butcher

Статья неплохая. Добавлю к тезисам автора: в The Suffering один из антагонистов в буквальном смысле появляется из кинопроектора, а в Condemned один из видов коллекционных предметов — мёртвые птицы.

Ответить
Развернуть ветку
Xander Grishchenko

тоже из пройденного недавно: в "Анабиозе" (Cryostasis) точно так же враги начинают выходить из экрана проектора

Ответить
Развернуть ветку
Mad Butcher

Надеюсь, что после CHASM в Стиме появятся "Вивисектор" и "Анабиоз".

Ответить
Развернуть ветку
Toadcat

Анабиоз говорят был когда-то , но я в силу замученности универом пропустил, а убрали вроде из-за тёрок с правами.

Мать мою сколько годноты сейчас не найти официально

Nolf 1-2
Риддика с его побегами
Graw 1-2
Анабиоз

Очень достойные игры, которые приходится пиратить если в своё время не взял лицку.

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Появится, то может и появится, но учитывая из какой страны разработчики врядли их можно будет купить нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Mad Butcher

Жаль, что ты живёшь в России.

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Это с какой стороны посмотреть еще. Играть я меньше не перестал, а вот тратить на игры да.

Ответить
Развернуть ветку
Mad Butcher

Ну это хорошо для тебя, я так полагаю.

Ответить
Развернуть ветку
nekitosh nekitosh

Полагаю, что ему как и многим в итоге будет пофиг, кроме тех кто на этом зарабатывает.

Ответить
Развернуть ветку
Ikken Hissatsu
Автор

про мёртвых птиц, я отмечал. в картинках.

Ответить
Развернуть ветку
Mad Butcher

И точно.

Ответить
Развернуть ветку
Camper
в The Suffering один из антагонистов в буквальном смысле появляется из кинопроектора
Мы тут вообще-то серьезными вещами занимаемся, а не в бирюльки играем.
Ответить
Развернуть ветку
Sheldon Unknown

Автор так увлекся словоблудием, что запятые рассовал пиздец как. За материал, конечно, спасибо, но я вскоре потерялся, где там казнить, где помиловать. Через Word перед постингом прогоняйте, что ли.

Ответить
Развернуть ветку
Xander Grishchenko

хороший текст. по горячим следам, после того насколько мне понравилась первая часть, тем более меня смутила и разочаровала вторая. гг стал не Итан Томас, а словно он съел Итана Томаса. а вот решение уйти в паранормальщину с культом и сделать гг избранным Довакином - ой, это было так обидно слить приземлённую грязную эстетику первой части на бульварную городскую мистику

Ответить
Развернуть ветку
Ikken Hissatsu
Автор

там просто достаточно глянуть на изменившуюся напарницу и всё сразу понятно, что весь стиль просрали. намеренно не играл и не буду.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Королев

После Condemned ночью в наушниках - не страшно ничего, все хорроры, что в играх, что фильмы - детский лепет

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Stishkin

Графомания а не статья

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Matveyev

Автору спасибо, но поудаляйте лишние пробелы хотя бы между "-". Читаешь и делаешь паузы там, где они не нужны

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зоман

Отличная игра. И вторая часть тоже

Ответить
Развернуть ветку
Bobby Freedom

Лайк не глядя. Шикарная игра

Ответить
Развернуть ветку
H1kNta

Читая статью невольно вспоминался Manhunt, и вот он, буквально последние строчки про эту игру...
Самый интересный и в то же время страшный жанр лично для меня в хоррорах - психологический, я до сих пор не могу осилить третий Silent Hill, Cry of Fear, Manhunt же осилил с трудом, ведь меня держал антураж вечно тёмного Карцер Сити, и финал...

Ответить
Развернуть ветку
Foxtrot

Синдром поиска глубинного символизма.

Ответить
Развернуть ветку
Ikken Hissatsu
Автор

Мистер, Андерсон ) прочитал голосом дубляжа агента Смита.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Rawkfist

Кому нравится condemned, советую посмотреть обзор от stopgame, он невероятный

Ответить
Развернуть ветку
Yayer3k

Статья хуня ганга наТоптыш 🤎

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 46 комментариев
null