Syberia: The World Before – исцеляя распавшуюся связь времён

Для меня Сибирь была родной серией квестов. Первые две части немного наивные, но не стесняются своего умеренного волшебства, и умеют плавно в себя влюбить, погрузив в уникальную атмосферу. Однако бесталанная и уродливая Сибирь 3 стала сродни эпитафии для истории Кейт Уолкер. И всё же продолжение вышло. Расскажу о нём без спойлеров.

Syberia: The World Before – исцеляя распавшуюся связь времён

Содержание:

Ожидания от проекта

К сожалению, я не знаком с историей разработки, и не люблю тратить своё время на погружение в производственный процесс той или иной игры, за редким исключением. Поэтому я не знаю насколько сильно создатель серии, известный художник и визионер, Бенуа Сокаль повлиял на создание The World Before. Не прибавляло уверенности и то обстоятельство, что во время создания продолжения путешествия Кейт Уолкер в The World Before, Сокаль отошёл в иной мир.

Я прекрасно знаком с его творчеством в игровых проектах, и Сокаль всегда умел очаровать своим авторским стилем – страстью к созданию экзотических локаций, всегда наполненных фантастическими местами, существами и технологиями. При этом, они создаются в золотом сечении реалистичности и фэнтезийности, так что мы погружаемся в другую реальность, очень похожую на нашу, но в которой присутствует очень выверенная щепотка сказочности. Как художник и визионер он дарил нам не всегда хорошие в плане механик и логики загадок игры, но в каждом проекте чувствовалась его рука. Поэтому не удивительно, что по сути каждая его игра – это действительно авторское художественное произведение, а первые две Сибири заслуженно занимают как место на витрине неустаревающей классики Point&Click квестов, так и в моём сердце, в качестве тёплых воспоминаний.

Syberia: The World Before – исцеляя распавшуюся связь времён

Играя в проекты Сокаля можно было всегда ждать вкусного аудиовизуала, и лотерею с геймдизайнерским исполнением – будет ли это красивый квест, где можно застрять без прохождения, как большинство его проектов, или это будет 3-я часть Сибири. Её я буду всегда выделять отдельно, как богомерзкого выродка, этакого уродца. Многократно устаревшее, еле работающее, антиинтуитивное управление; абсолютно дурной визуал на стыке графики PlayStation 2 и 3 (игра вышла в 2017), от которого временами действительно подташнивало; одна мелодичная композиция на всю игру; и абсолютно убогий сюжет, если его вообще можно так назвать, который низводит персонажа до функции лакея на посылках. Вся игра состояла в формуле «Юколы слишком тупы и ленивы, чтобы сделать то, что им же самим в первую очередь необходимо, поэтому это делать будет Кейт Уолкер». В третью часть было неприятно играть, на неё было противно смотреть и невыносимо слушать.

Видят боги, после такого провала, веры в серию у меня уже не было. Она настолько меня выбесила, что везде, где я видел упоминания 3-й части, я всегда отписывал: «НЕ ПОКУПАЙТЕ ЭТО ДЕРЬМО». Чтобы вы понимали, ни к одной другой игре я так не отношусь, чтобы реально чувствовать себя обязанным предупредить других людей воздержаться от покупки и этого опыта.

Кстати решающим фактором того, чтобы дать шанс The World Before стал особо горячий поклонник серии, который отдал много времени, чтобы убедить меня в том, что она будет абсолютно положительно отличаться от 3-й части. Ну и обилие положительных отзывов в Steam по выходу, как минимум показывали на хорошее техническое состояние проекта и правоту этого фаната.

Суммируя мои ожидания – The World Before могла получиться как немного лучше, чем 3-я, в то же время оставался и шанс на хотя бы частичную реабилитацию. Однако ни о каком предзаказе речи не шло – ожидания были очень осторожными.

Syberia: The World Before – исцеляя распавшуюся связь времён

О чём игра

Завязка игры такова: Бездумно проваландавшись с племенем нерадивых юколов, Кейт самоотверженно, но нелепо умудрилась угодить в самый настоящий Gulag. Да, авторам пришлось буквально подбирать историю на том градусе абсурда, на котором она осталась в конце третьей части, и постепенно выводить из него, даже попутно пытаясь объяснить и порефлексировать над этим. Третьей части не хватало в том числе и рефлексии Кейт, если в первой и второй части мы видим её как переживающего и размышляющего персонажа, который осмысляет путь, который проходит, в третьей этого нет, и потому история максимально обезличивается и обессмысливается. А The World Before как раз стремится это исправить, возвращая в Кейт душу и способность переживать и осмыслять себя. Игра бережливо проводит её по личной истории, в которой Кейт предстоит решить для себя, почему именно она идёт этой непроторенной дорогой в навязчивом стремлении убежать от обыденности. Её приключения – это безрассудное наваждение, или за этим всё же стоит нечто важное?

При побеге из трудового лагеря она обнаруживает поезд с ценностями, вывезенными из Европы во время Второй мировой войны германскими национал-социалистами. Оговоримся, что мир серии Сибирь немного отличается от нашего в деталях, например, там существуют некоторые страны, технологии и существа, которых нет у нас, но глобальные события как, например, Вторая мировая война ничем не отличаются, кроме названия партии национал-социалистов, которые здесь именуются Бурая тень (The Brown Shadow). Среди ценностей Кейт обнаруживает портрет девушки на фоне гор. Изображённая натура очень похожа на саму Кейт, вплоть до фотографического сходства. Из появившегося чувства долга и любопытства наша героиня начинает поиски этой самой девушки, в попытках понять есть ли между ними какая-то связь.

Syberia: The World Before – исцеляя распавшуюся связь времён

Попутно Кейт будет сталкиваться с самыми личными темами, которые она отвергала и подавляла на протяжении своего путешествия. Наконец, она ставит под вопрос сам смысл проделанного ей тернистого пути – ради чего?

Большая часть истории разворачивается в среднеевропейском городке Ваген, расположенном у подножия Швейцарских Альп в вымышленной стране Остерталь, где некогда жила вторая героиня этой истории – Дана Роуз. Именно её портрет обнаружила Кейт Уолкер и пустилась в путешествие, чтобы больше узнать о Дане, в попытке уловить постоянно ускользающую из пальцев связующую их нить.

Само название, переведённое у нас, как Память прошлого, подсказывает, что мы будем гоняться за призраками времён ушедших, терзаясь понять имеют ли они к нам отношение. В этом путешествии Кейт предстоит провести историческое расследование, чтобы узнать о том пути, который прошла Дана, какие жизненные перипетии ей пришлось преодолеть, пройти по её стопам, разделить её боли и радости. При этом, сквозь призму истории жизни Даны, Кейт предстоит переосмыслять своё настоящее и свой путь. Тема ускользающей, но неизменно присутствующей связи прошлого и будущего пронизывает всю игру.

Две наших героини
Две наших героини

Как она выглядит и звучит

Художественный элемент игры, во многом решающий для нашего восприятия, выглядит и звучит великолепно. Повторюсь, именно чарующий и красочный визуальный стиль вкупе с правильно выверенной звукорежиссурой являлся тем столпом, на котором победно держались истории, рассказанные в первой и второй Сибири.

Историю нам не только красиво рассказывали, но, в первую очередь - показывали и дали ощутить на слух. Локации в первых частях были атмосферными, аутентичными и давали себя прочувствовать. О третьей части в этом отношении попросту умолчим. А вот The World Before отдаёт этому важному акценту всё должное. Художественная часть, музыка и озвучка тут попросту на высоте, притом, неожиданной.

Syberia: The World Before – исцеляя распавшуюся связь времён

Я не знаю, как им это удалось, но в игре очень приятно находиться. И она это понимает (да, я иногда олицетворяю игры), давая нам вдоволь мест, для интроспекции, где персонажи будут размышлять о своём положении в этой истории, пока камера берёт самые живописные ракурсы, которые и сами выглядят словно сошедшими с холста. Во время путешествий также работает режиссура, открывая нам великолепные виды на городок или природу.

Syberia: The World Before – исцеляя распавшуюся связь времён

Наконец-то в игру вернулась чарующая музыка, которая гармонично сливается с визуальностью, и подчёркивает атмосферу. Инструментальный саундтрек Инона Цура, в котором преобладают скрипка и пианино, тяготеющий к классицизму, просто волшебен. Уже в самом меню нас встречает композиция, от которой практически моментально наворачиваются на глаза слёзы, и возникает ощущение возвращения во времена, когда играл в первые игры, в юность. Такой правильный эффект Пруста, интересен ещё и тем, что достигается не цитированием, а стилистической точностью воспроизведения, передавая ощущение, метко отсылающее к предыдущим играм, подразумевающее преемственность, но не повторяя их музыкальной темы.

В то же время саундтрек ещё и очень правильно эмфатически и динамично подчёркивает моменты игровых катсцен и сегментов. Уже на постере нам видны листы партитуры, которые из рук Даны улетают вдаль, намекая, что музыка и в самой истории будет иметь большое значение, являясь не только элементом оформления, но и одним из акцентов сюжета. И как же это красиво было сделано нет слов описать.

Катсцен тут будет немало, и поставлены они тоже хорошо. Анимации плавны, а за Кейт в них попросту приятно наблюдать. Иногда моментами чувствуется некоторая топорность, когда чувствуется, что недожали, но это абсолютно некритично.

Syberia: The World Before – исцеляя распавшуюся связь времён

Английская озвучка тоже хороша, актёры звучат убедительно. Актриса, которая озвучила Кейт даже околоспонтанные ситуации обыгрывает очень занимательно. Например, когда Кейт поднимает пыльную книгу и при этом неожиданно для себя мило чихает - сыграно просто подкупающе.

Как бы вы знали, насколько часто в тексте меня подмывает написать, «В отличие от третьей, где элемент «х» (подставить абсолютно любой игровой элемент от геймплея и анимаций, до озвучки) = мерзость, здесь всё иначе». Причём Память прошлого настолько превосходит те огромнейшие прежние провалы, что можно сказать, что она как бы извиняется за предыдущую часть, стараясь за двоих.

При переходах камера всегда выхватит какую-нибудь интересную деталь - красивый чайный сервиз или покосившуюся изгородь.
При переходах камера всегда выхватит какую-нибудь интересную деталь - красивый чайный сервиз или покосившуюся изгородь.

Как она играется

The World Before переехал в современный тип квестов, в котором мы управляем самими персонажами, а не просто указываем щелчком курсора куда им идти. Я бы сказал, что такой подход больше погружает игрока, меньше отстраняя его от героев. Но суть осталась прежней - мы ходим по небольшим локациям, в поисках предметов и точек интереса. Правильно применяем инвентарь и решаем головоломки.

Как правило, локации, в которых мы действуем, совсем крошечные, а инвентарь слишком мал и применяется до очевидного незамысловато.

Иногда управление вводит в замешательство – игра не справилась с плавностью направления движения персонажа при смене ракурсов камеры, и тогда его заносит. По классике мы периодически будем вставать как вкопанные перед невидимыми стенами, но нечасто. Это не такие сильные провалы, но иногда дают о себе знать, и не упомянуть их было бы нечестно.

Syberia: The World Before – исцеляя распавшуюся связь времён

В Памяти прошлого акцент сильно смещён в пользу истории, а геймплея, к сожалению, осталось не сильно много. Этим игра временами напоминает интерактивное кино, больше, чем приключенческий квест. Однако этот акцент всё же не поглощает геймплей - несмотря на камерность, ведь обширных локаций для исследования больше не будет, игра всё же даёт в себя поиграть.

Нас будут ждать и головоломки, и поиск, и применение предметов. Тех зубодробительных прежних головоломок, по типу правильного коктейля из первой части, который я сокрушаясь раскалывал несколько дней, тут к счастью нет. А те загадки, что есть, выполнены очень неплохо. Большая часть из них связана с автоматонами Форальберга, которые часто появляются в Вагене – город явно испытал на себе его сильное влияние вплоть до современности.

Перемещаться между локациями мы будем преимущественно на рельсовом трамвае производства фабрики Форальберга.
Перемещаться между локациями мы будем преимущественно на рельсовом трамвае производства фабрики Форальберга.

Другими словами, большая часть головоломок направлена на понимание логики функционирования механики, приводящей в действие тот или иной механизм. Однако появляются и другие виды головоломок, например, с военными шифровками или пространственные. Есть и совсем примитивные, вставленные скорее ради галочки, чтобы прибавить немного геймплея, или в качестве отсылки.

При этом, разгадывать головоломки приятно именно самостоятельно. Тупик за всё прохождение у меня случился ровно один раз, но преодолел я его подбором, так что подсматривать в прохождения не потребовалось. При этом, затор случился по моей же вине, в игре действительно есть указание как решать этот пазл. К тому же в игре можно попросить совета у своего персонажа, и он может примерно обозначить направление в котором следует двигаться.

Syberia: The World Before – исцеляя распавшуюся связь времён

Любопытная механика с переключением персонажей из разных эпох, позволит нам буквально проходить по стопам Даны в прошлом, для того, чтобы продвинуться по сюжету в настоящем.

В игре также есть и диалоговая система, которая в некоторых местах даже допускает некоторую нелинейность (тут есть две ачивки, которая завязаны на выборе определённой линии поведения, которая аукается в будущем, исключающие друг друга – две сразу за одно прохождение получить не получится). Такой вариативности, конечно, мизерно мало, но это всё равно приятное дополнение.

Syberia: The World Before – исцеляя распавшуюся связь времён

Как она в итоге

The World Before – это действительно достойный современный квест, с отменной художественной составляющей и трогательным саундтреком. Память прошлого изящно и элегантно продолжает личную историю энтузиастки Кейт Уолкер.

У разработчиков отлично получилось воспроизвести, соблюсти и осовременить гармоничный стиль, который отличал первые части. По всему видно, ребята отнеслись к делу с большой любовью и почтением. Тем самым, у них удалось произвести на свет именно то, за что Сокаль вообще отдал предпочтение видеоиграм, как формату, в котором можно создавать условия идеального места встречи художника и зрителя, места в котором игры и становятся искусством.

Syberia: The World Before – исцеляя распавшуюся связь времён
4646
19 комментариев

После неудачной третьей части и довольно спорной демки все равно хотелось дать это игре шанс, причем судя по комментариям я был в абсолютном меньшинстве, все кому не лень уже хоронили эту часть еще до ее выхода. К счастью и немного к удивлению, у разрабов таки получилось крайне достойное произведение.

6
Ответить
Автор

Да, я был очень приятно удивлён уровнем проработки, молодчаги.

1
Ответить

Лучшая игра года для меня. Хочется продолжение, но не знаю, вытянут ли без Сокаля.

5
Ответить

Не, лучше не надо продолжение. Истории должны заканчиваться

1
Ответить
Автор

Вопрос вопросов. Но продолжение точно хочу, если оно будет на уровне The World Before.

Ответить

Эх, именно с первых двух Сибирь когда-то давно и началась моя любовь к играм в целом. И насколько же тройка была плевком в душу, который хотелось забыть как страшный сон.
К четверке очень много скепсиса было, особенно после попыток попробовать демку, уж очень она плохо работала и вылетала. Думала, что лучше не играть вовсе и не разочаровываться.
Но вот большинство игравших пишут, что эта часть удалась. Наверное, надо все же прислушаться и дать шанс..

2
Ответить
Автор

Я покупал со скепсисом, но любопытство в этот раз не подвело, я доволен.

1
Ответить