Полная история игровой вселенной «Гарри Поттера»: часть 3 — «Современное поколение»
А теперь перейдем к порно-играм. Хентайных модов к разным играм хватает, а вот отдельных игр всего несколько, и почти все они относятся к жанру визуальных новелл. Самая известная — Witch Trainer за авторством популярного хентайного художника Akabur. Это одновременно ответвление и развитие идеи Magic Shop и Princess Trainer — предыдущих игр автора.
Сюжет — полная «наркомания». Джинн из прошлых игр автора «исекайнулся» из мира «Аладдина» в волшебный мир «Гарри Поттера». И не абы куда, а на место Дамблдора, тогда как самого Дамблдора перенесло в Аграбу. Магия джинна оказалась такой сильной, что личину самозванца раскусил лишь профессор Снейп. После сражения с ним (под музыку из Final Fantasy VII, что добавляет юмора) он просит джинна разобраться с всезнайкой Гермионой.
Вместе они разрабатывает хитрый план по порабощению Гермионы и её дальнейшему «воспитанию». Ну, думаю тут не нужно объяснять о том, куда всё идёт? Теперь в роли джинна в облике Дамблдора вы будете «лепить» из Гермионы что вздумается. В прямом смысле, вплоть до одежды и физиологических мелочей. Эдакий гибрид из симулятора в духе целомудренной серии Princess Maker и типичной хентайной новеллы. Естественно попутно вы будете заниматься с Гермионой сексом, а также охмурите ещё несколько девушек.
Звучит как полная безвкусица, мерзость и ерунда, но какие же здесь искромётные диалоги! Даже если вы ненавидите порно-игры, то поиграть в Witch Trainer стоит ради тонны сатиры и пародий как на вселенную Поттера, так и на жанр хентайных игр. По ощущением и ассоциациям — это гибрид вселенной Роулинг с веб-комиксами художника Оглафа, серией Princess Maker и классической эроге. Странный, местами отвратительный, но такой притягательный гибрид! Тот редкий случай, когда играть стыдно, но затягивает так, что сложно оторваться.
Интересный факт: в Witch Trainer над фонами и другой графикой трудился российский художник Даниил Кузьмичёв (Dahr) — известный карикатурист, комиксист и иллюстратор журнала «Навигатор игрового мира».
Из похожего ещё можно вспомнить про Innocent Witches — хентайную новеллу про похождения Маркуса Рэдблэка, сына Тома Рэддла. Здорово написанный, но всё же дико «влажный» фанфик про сексуальные приключения нового директора Хогвартса. И новелла именно про амурные похождения в духе Leisure Suit Larry, чем про откровенную порнографию (она на месте).
Альтернативный Хогвартс, где почти каждый женский персонаж в разной степени «хорни» и вам лишь нужно подтолкнуть их к сексу или другим непристойным действиям. Если вы любитель жанра и саркастичных пародий на «Гарри Поттера», то рекомендую. Если нет, то ограничьтесь Witch Trainer.
В комментариях читатели советовали поиграть в Wands and Witches — хентайную новеллу с элементами RPG и её облегчённое нехентайное ответвление Autumn Adventure. Меня порадовала вариативность, достойный выбор персонажей для флирта (разных полов) и пародии, но при этом сильно оттолкнуло всё оформление. Задники в игре ещё ничего, а вот персонажи...
Да, понимаю, что это любительский проект, но я так разбаловался неофициальными новеллами с «прилизанным» артом, что ничего не могу с собой поделать — не нравится и всё. Особенно после Innocent Witches.
Про остальное писать не хочется — да и нет смысла. Нашёл парочку низкокачественных яойных новелл и проекты на базе RPG Maker, но от них разило такой махровой кустарщиной, что я даже не стал притрагиваться. Так что если вы знаете ещё про какую-нибудь важную фанатскую игру по «Гарри Поттеру», то обязательно расскажите про неё в комментариях.
Кунсткамера
Закончу ретроспективу на так называемых «игровых бутлегах» — это любительские поделки от китайских и тайваньских разработчиков, которые появились на российском рынке в начале нулевых. Впервые я познакомился с ними в 2002 году, когда у меня уже были PSone и компьютер, но я всё равно не забросил старые консоли. На подмосковных рынках я регулярно замечал странные игры про «Покемонов» или какой-нибудь Super Mario Bros на Sega Mega Drive. И франшиза «Гарри Поттера» — очередная жертва восточных пиратов.
Большая часть известных игр вышла «из-под пера» тайваньской студии Hummer Team, которая в девяностые прославилась благодаря Somari (гибрид Super Mario Bros и Sonic the Hedgehog) и нелегальным портам разных 16-битных хитов на восьмибитные клоны. Например, именно они портировали на Dendy Mortal Kombat, Street Fighter II, Donkey Kong Country, Boogerman и Earthworm Jim.
Их первой подопытной «ласточкой» в этой франшизе стала 8-битная Harry Potter — переделанный хак нелицензионной игры Magic Carpet 1001. Спрайт ковра-самолёта в ней заменили на метлу, а Аладдина на Гарри — вот вам и готовая игра. Пройти этот ужас почти невозможно из-за невероятно ватного геймплея и лютой какофонии вместо саундтрека.
Потом от них появился Harry’s Legend — ещё один хак, только теперь тайваньцы переделали нелегальную игру Titenic (да, именно «Титенек») по мотивам фильма «Титаник». Спрайт Джека в ней заменили на Гарри, а также перерисовали титульный экран, врагов, все катсцены и концовку.
Что тут можно сказать? Это тайваньский beat’em’up по «Титанику» (ДА), который зачем-то натянули на вселенную Роулинг. Вышло так глупо и нелепо, что невозможно оторваться. Американское сленговое выражение dumpster fire («горящая помойка») идеально описывает игру.
По тому же принципу сделали Harry Wrestle и Harry Story — хаки лицензионных игр Panic Restaurant и Wacky Races. Здесь даже разбирать нечего — заменили пару спрайтов и выдали за новую игру. Хоть геймплей оригиналов не испортили, за что отдельное спасибо авторам этих халтурных поделок.
От тайваньской конторы BBD на Game Boy Color вышли Harry Potter 2 и её сиквел со страшным названием Ha Li Xiao Zi IV. У этой команды получился элементарный скролл-шутер и такой же незатейливый платформер. В отличие от Hummer Team, BBD не переделывали известные игры, а нахватали графику, музыку, анимацию и уровни из разных официальных игр. Своих сил у них хватило на нескольких оригинальных боссов и красивые анимешные заставки.
На Sega Mega Drive тоже вышло две игры — китайский рескин Mick & Mack: Global Gladiators, который выдают за Harry Potter and the Chamber of Secrets, и русско-тайваньский Harry Potter с необычной историей.
В начале нулевых тайваньская контора Tomsoft сваяла на досуге изометрический клон Pac-Man под названием 3D Bean, который не ушёл дальше сырого наброска. Чуть позже российский ромхакер KuKzz нашёл 3D Bean, заменил в ней многие спрайты, добавил пережатую музыку из саундтрека первого фильма и выложил на форум Emu-Russia в 2002 году под названием Harry Potter.
Любопытный артефакт, но даже после всех дополнений игра так и осталась прототипом. В ней всего три уровня, которые проходятся за 10 минут. Что, конечно, не помешало пиратам стянуть этот ром и наштамповать картриджи. За это чудо-юдо в далёком 2002 году я отдал 200 рублей. Не знаю, на что тогда надеялся наивный 12-летний мальчик Семён, но, видимо, на что-то хорошее, ведь в начале нулевых я покупал любой мерч с Поттером на обложке.
Hogwarts Legacy
Глава добавлена в ретроспективу 21 февраля 2023 года
Я не понимаю, почему большинство обзорщиков так усердно пытаются принизить заслуги Avalanche Software (не путать c Avalanche Studios). Да, многие об этой студии узнали после анонса Hogwarts Legacy, но это не значит, что Avalanche Software «не пойми откуда взялись» или «все 30 лет делали какую-то ерунду». Не буду кривить душой — я, например, сам не знал, что их первой игрой был порт Ultimate Mortal Kombat 3 на Sega Mega Drive.
Конечно, у студии выходили спорные консольные порты, но была и сносная серия платформеров Tak (незаслуженно забыта) вместе с проектами по диснеевским лицензиям. Их Toy Story 3, Cars 2-3, Chicken Little и Disney Infinity — это просто нормальные игры по лицензии Disney. Не больше, не меньше.
И вот характеристика «просто нормальная игра по лицензии» как нельзя лучше описывает мои впечатления от Hogwarts Legacy. Первые 15 часов прохождения я искренне ей восхищался, но с каждым часом меня всё сильнее разочаровывал сюжет и однообразные активности. После прохождения кампании я с не меньшим восторгом начал исследовать мир и закрывать все побочные квесты, однако вскоре мой восторг вновь сменился лёгким разочарованием. Не игра, а какие-то бесконечные эмоциональные качели.
Главный вопрос: лучший ли это игровой проект по вселенной «Гарри Поттера»? Да, и с этим бессмысленно спорить. Выход Hogwarts Legacy поделил историю игровой франшизы «Поттера» на до и после: сделать хуже будет уже непростительно, а потенциал для развития огромен. Похожий пример: все игры про Бэтмана до выхода Arkham Asylum и после неё.
Но если рассматривать Hogwarts Legacy в отрыве от популярной франшизы и без фанатских очков, то мы увидим довольно стандартную Action RPG в открытом мире с миллионом разных активностей и собираемых предметов. Hogwarts Legacy будто бы разработали по учебнику базовых открытых миров и не отошли от «теории» даже на миллиметр. В том числе поэтому игру так часто сравнивают с проектами Ubisoft.
Хотя я считаю, что тут идеальный пример — это Mad Max от тёзок из Avalanche Studios. Достойная игра по культовой кинофраншизе с невероятно красивым, но безыдейным открытым миром, в котором вы будете десятки часов зачищать однообразные аванпосты и активировать вышки. Я фанат вселенной «Безумного Макса», и в том числе поэтому зачистил её карту на 100%. Но как быть тем, кому равнодушна эта франшиза, и кто не любит тратить время на открытые миры с однотипными активностями? Этим вопросом я постоянно задавался во время прохождения Hogwarts Legacy.
Но давайте по порядку. События игры разворачиваются в викторианской Англии конца XIX века. Вы играете за одаренного волшебника (или волшебницу), который экстерном поступил на пятый курс Хогвартса. Ваш герой имеет уникальную способность: он восприимчив к древней форме магии, за источником которой охотятся властный гоблин Ранрок и темный волшебник Виктор Руквуд. Вместе с вашим наставником, профессором Элеазаром Фигом, вы должны разгадать все тайны древней магии и помешать планам Ранрока. Ну и, конечно же, прилежно учиться в Хогвартсе и непременно завести новых друзей.
В Hogwarts Legacy из знакомых персонажей в игре можно встретить только призраков — Почти Безголового Ника, профессора Бинса и шаловливого Пивза. Оно и понятно, ведь до событий «Философского камня» отсталось еще целых 100 лет, а Дамблдору в 1890 году исполнилось всего девять лет (в Хогвартс берут с 11). Зато в игре можно встретить прапрабабушек и прапрадедушек семейства Уизли, Олливандера и даже далекого предка Волдеморта. А Хогвартсом в последнем десятилетии XIX века управляет Финеас Найджелус Блэк — прапрадед Сириуса Блэка. Эгоцентричный Финеанс не любит свою работу и считается самым непопулярным директором школы волшебства за всю ее многовековую историю.
Роулинг не участвовала в создании Hogwarts Legacy. Тем не менее, разработчикам помогали кураторы из её компании Wizarding World, а над дизайном мира и его наполнением работали настоящие поклонники. Поэтому здесь так много отсылок к расширенной вселенной франшизы — начиная от «Фантастических тварей» и заканчивая африканской школой магии Уагаду, которая вскользь упоминалась в «Кубке огня».
Школа магии столетней давности заметно отличается от того Хогвартса, к которому мы привыкли по фильмам. В игре есть знакомые достопримечательности (например, деревянный мост, большой зал и ванная старост), но тот же главный холл, движущиеся лестницы и гостиные факультетов сильно разнятся с киношными аналогами. И в этом нет ничего отталкивающего — всегда интересно узнать то, как выглядели знакомые локации в далёком прошлом.
Размер игрового мира шокирует с первых часов — это сверхдетальный Хогвартс, уютная деревушка Хогсмид (можно подслушать разговор в «Трех метлах» или выпить сливочного пива), Запретный лес, десятки маленьких поселков и сотня мест для вдумчивого исследования. Полет на метле от северной части карты до южной займет у вас десять минут реального времени, а на прохождение только сюжетной кампании уйдёт до 40 часов.
После создания внешности персонажа и короткого, но зрелищного пролога игрок перенесется в Хогвартс, на церемонию распределения, где волшебная шляпа выберет ваш будущий факультет (если выбор шляпы не понравился, то вы можете выбрать его вручную). От факультета зависит то, в каком крыле замка вы будете жить и с какими NPC познакомитесь в начале игры.
К сожалению, принадлежность к определенному факультету влияет лишь на некоторые фразы в диалогах, предметы одежды и один уникальный квест. На десятом часу прохождения я уже не обращал внимание на то, к какому факультету принадлежит NPC, ведь везде есть добряки, вредины или просто уравновешенные персонажи. Если в книгах Слизерин и Гриффиндор всегда были на первом плане, а их студенты имели банальные типажи (стандартное деление на «злых» и «добрых»), то здесь все факультеты равны.
Обучение игры займет примерно пять-шесть часов реального времени. За этот отрезок вы пройдёте с дюжину уроков, получите свою волшебную палочку, познакомитесь с новыми друзьями, проведёте несколько дуэлей, научитесь премудростям полёта на метле, варке зелий и обустройстве собственной Выручай-комнаты.
У меня это обучение растянулась аж на 15 часов, потому что большую часть времени я гулял по замку и его окрестностям — настолько восхитило окружение. В Hogwarts Legacy всё сделано с душой и таким уважением к первоисточнику, что проработке деталей не перестаёшь удивляться до самых титров. Не Red Dead Redemption 2 с её маниакальным вниманием к мелочам, но всё равно впечатляет.
Каждая прогулка по замку и его окрестностям почти всегда превращается в маленькое приключение. Вот отправился ты на очередной урок, а по пути встретил танцующих привидений и домовых эльфов, нашел тот самый туалет из «Тайной комнаты», погладил котика, подслушал свежие сплетни о директоре и взял новый побочный квест. А если надоест гулять по замку, можно все бросить и отправиться ночью в Запретный лес — охотиться на пауков и смотреть на завораживающие пляски светлячков возле озера.
В общем, если вы любите исследовать открытые миры и закрывать все маркеры на карте, то в Hogwarts Legacy легко пропасть на добрую сотню часов. Всегда можно отложить сюжетную кампанию, сконцентрироваться на побочных квестах, разгадывании загадок, спасении фантастических тварей и поиске коллекционных предметов. Конечно, если вам надоели опенворлды в духе Ubisoft, то лучше ограничиться прохождением кампании. При этом вы потеряете львиную долю контента, ведь истинную концовку игры покажут только после прохождения всех побочных активностей.
Увы, ближе к концовке мой восторг слегка угас. На каждое удачную идею тут найдётся ворох мелких недочётов и слабых мест, которые невозможно игнорировать. Видно, что какие-то идеи отсекли сразу или в середине разработки, а что-то, вероятно, отложили на сиквел.
Больше всего разочаровывает процесс учебы. Практически все уроки — это неинтерактивные кат-сцены и QTE в духе рисования «спиралек» из ранних игр серии. И это странно, ведь в том же «Принце-полукровке» зельеварению можно было учиться в формате увлекательной мини-игры, тогда как в Hogwarts Legacy вместо неё предлагают унылую механику «найди пять мухоморов в лесу, кинь их в котел и подожди пять минут».
Школьная жизнь, романтические отношения, вариативность в прохождении уроков, очки факультета — ничего этого здесь нет. Нет даже банального минимума, вроде механик учёбы из Bully, «Ордена Феникса» и «Принца-полукровки». Avalance Software создали игру про школу магии, в которой вообще не нужно учиться и стараться. А я так мечтал о борьбе за очки между факультетами! Но нет, Кубок Хогвартса вам дадут просто так.
В Hogwarts Legacy полностью отсутствует система морали, а отыгрыш персонажа минимален. Вы не станете тёмным волшебником, даже если изучите все запрещённые заклинания и будете грубить каждому NPC. Так что если всегда хотели отыграть «тётю Мотю» из Пуффендуя или зануду из Когтеврана, то у вас ничего не получится — возможности для отыгрыша нет.
Вы не получите никакого наказания за каст Авада Кедавры или Круцио в стенах Хогвартса. Профессора слегка пожурят вас за использование запрещенных заклинаний на их манекенах, но на этом всё. Такое чувство, будто бы систему морали планировали добавить в игру, но то ли Avalanche не хватило времени на её доработку, то ли об этом вообще не задумывались.
Также удивляет полное отсутствие, казалось бы, обязательных для игры во вселенной «Поттера» вещей. Например, здесь вообще нельзя завести животное и получить свой патронус. Мечтали выбрать в Косом переулке кошку, жабу, сову или крысу? Не выйдет. Тем более в этом нет особой надобности, ведь ту же совиную почту игрок получает строго по сюжету.
В Hogwarts Legacy есть задание, связанное с поиском плюй-камней, но нет самих плюй-камней в качестве мини-игры. Да что там, нет даже волшебных шахмат! В недоделанном и сыром «Ордене Феникса» всё это есть, а тут забыли. Также нет соревнований по квиддичу, потому что их по надуманной причине запретил директор-самодур.
События сюжета Hogwarts Legacy не имеют важного значения во вселенной, к тому же главный герой — это типичный «избранный» с синдромом «Мэри Сью». Его все обожают и уважают, он мастерски изучает любые заклинания и варит самые мощные отвары. Из-за отсутствия отыгрыша и моральной системы он ощущается не как личность, а как пустой болванчик.
Основная история интригует, вот только большинство персонажей имеют плоские характеры, катсцен неожиданно мало (в основном вы смотрите на говорящие головы), а многие сюжетные повороты угадываются наперёд. Частично разочаровали и побочные квесты — действительно запоминающихся всего пять-шесть штук за игру.
Если подытожить, то в Hogwarts Legacy расстраивают три вещи: слабая учёба, незамысловатая история и полное отсутствие вариативности (если не считать концовку, которую можно выбрать диалоге). Четвертый и опциональный недостаток — открытый мир с базовыми квестами по типу «подай-принеси» и бесконечной зачисткой лагерей браконьеров.
Если меня трогает сеттинг и франшиза, то я стараюсь «запылесосить» карту на 100%. Так случилось и здесь — я не без удовольствия зачистил мир игры и получил истинную концовку. Но я прекрасно знаю, что некоторые игроки на дух не переносят подобные открытые миры, и не готовы тратить десятки часов на однообразные активности.
Но, тем не менее, игра всё равно удалась. Hogwarts Legacy создана для тех, кто в детстве ждал сову с заветным письмом или мечтал увидеть масштабную ААА-игру по франшизе. Кто до сих пор безумно любит фильмы и регулярно перечитывает книги. Вы получите незабываемый опыт, хоть и с некоторыми оговорками и, возможно, лёгким разочарованием. А если вы совершенно равнодушны к волшебной вселенной и не перевариваете «Ubisoft-style» открытые миры, то лучше обойти Legacy стороной.
В целом, игра мне понравилась, несмотря на все заметные недостатки, и то, что я ждал от неё большего. Но так как это первый проект подобного размаха для Avalanche, то хочется закрыть глаза на часть проблем. Почему? Да потому что это готовая база для потенциальных DLC и череде сиквелов, ведь концепцию и механики можно совершенствовать годами!
Ничто не мешает студии взяться за условную Hogwarts Legacy 2, где все основные события будут разворачиваться, например, в семидесятые, а в истории будут участвовать юные родители Поттера. Ничто не мешает Avalanche учесть всю критику, и в потенциальном сиквеле добавить вариативность, мини-игры и полноценную учёбу. Искренне на это надеюсь и буду с нетерпением ждать сиквел, анонс которого, кажется, неизбежен.
Ретроспектива закончена. На прохождение всех игр и написание лонгридов у меня ушло больше года. Эта часть получилась заметно короче, чем предыдущие, но онлайн-редактор DTF не выдерживает такие объёмы, поэтому текст пришлось разделить на три части. Если я пропустил какую-то хорошую мобильную игру или другой любопытный проект по франшизе, то обязательно расскажите о нём в комментариях — поиграю и возможно дополню текст.
Напоследок хотел бы поблагодарить дизайнера и иллюстратора Ивана Ефимова за замечательные обложки для текстов. Также я хотел бы сказать большое спасибо всем читателям, которые материально поддержали ретроспективу, и с нетерпением ждали все её части.
СПАСИБО ЗА ВСЁ, СЕМЁН!
На оплату взятки для поступления на бюджет на Слизерин
Это что получается, вот и нашёлся победитель в конкурсе на копию Хогвартс Легаси!