О трансгуманизме в Deus Ex: Human Revolution

О трансгуманизме в Deus Ex: Human Revolution

С каждым годом мечты о светлом кибернетическом будущем человека перестают быть мечтами, а идеи трансгуманизма заинтересовывают все больше и больше людей. Да, мы еще далеки от описанного в многочисленных фантастических произведениях единства человека и машины, однако для нас это уже стало лишь делом времени. Но действительно ли это будущее такое светлое? Станет кибернетика спасением человечества или погубит всех нас? На эти вопросы попытались ответить в перезапуске легендарной Deus Ex — Deus Ex: Human Revolution.

Автор текста: Матвей Третьяков

Начнем с небольшого исторического экскурса, чтобы вы понимали, что это за трансгуманизм такой и с чем его едят. Само слово происходит из латинского языка и дословно переводится как «Сквозь Человека». Впервые это выражение употребил Данте Алигьери в произведении «Божественная комедия», однако тогда оно не имело отношения к нашей сегодняшней теме. Рождение же трансгуманизма как философской концепции происходит в 1957-ом году. Таким словом Джулиан Хаксли назвал стремление человека к самосовершенствованию. Позднее, в 1966-ом, футуролог Ферейдун М. Эсфендиари (вскоре он сменил имя на ФМ-2030, так как надеялся, что сможет прожить сто лет, однако ФМ-2030 скончался 8 июня 2000 года от рака поджелудочной) начинает продвигать идеи трансгуманизма в массы, а также дает современное определение слову «трансгуманист». Так он называл людей, использующих современные достижения науки и техники, чтобы перейти к следующей ступени эволюции — постчеловеку. Со временем течение становилось всё более известным, и в 1998-ом году была основана Всемирная трансгуманистическая ассоциация, которая в 2008-ом была переименована в Humanity Plus.

<i>Логотип Humanity Plus</i>
Логотип Humanity Plus

К 2015-му году трансгуманизм уже стал международным движением. Его основная цель заключается в поддержке технического прогресса, дабы с его помощью лишить человека проблем со здоровьем и улучшать абсолютно всех людей, без оглядки на их социальный статус и прочие заслуги. Уже сегодня мы можем увидеть частичную реализацию этих идей. То же нейропротезирование, которое уже успело распространиться по всему миру, по сути, является достижением трансгуманистического движения. Что интересно, разработчики из Eidos Montreal, совместно с Open Bionics, в 2016-ом году выпустили линейку бионических протезов, вдохновленных аугментациями из, как раз, перезапуска Deus Ex.

Однако, как известно, каждое действие создает противодействие, поэтому и у этого движения появилось немало противников. Сами трансгуманисты всеми силами пытаются привести человечество к бессмертию, но есть и те, кто считают, что смерть — не то, от чего человек должен избавляться, ведь она и придает нашей жизни смысл. А останемся ли мы собой, если заменим все органы в своем теле? А кто гарантирует, что после переноса сознания в компьютер это будешь именно ты, а не твоя копия? И, конечно же, смогут ли все позволить себе эти улучшения, или мир разделится на обычных и, во всем их превосходящих, улучшенных людей?

«Я никогда не просил об этом»

Отсылки к трансгуманизму в Human Revolution можно заметить еще в CGI трейлере игры, где в самом начале мы видим визуальную отсылку на картину Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». На ней изображена типичная для того времени аутопсия, целью которой было либо узнать причину смерти человека, либо скрупулезно изучить его тело, чтобы в дальнейшем излечить или улучшить других людей, что, как вы уже могли понять, отсылает нас к трансгуманистам.

В Deus Ex: HR наступил 2027-ой год. Как раз в это время совершается скачок в развитии науки и медицины: изучается возможность продления жизни и появляются аугментации, способные улучшать многие физические аспекты человеческого тела. Игровой мир, кажется, становится воплощением мечт трансгуманистов, однако все далеко не так радужно. Не все остались довольны таким принудительным переходом к новому этапу эволюции. Большинство обычных, «чистых» людей считают, что аугментированные теряют человечность и не способны воспринимать всю ценность обычной жизни. Так и зарождаются движения, направленные против имплантов, одним из которых является «Фронт Человечества».

Уже в предыстории игры можно заметить одну из возможных проблем мира, построенного на идеях трансгуманизма — неравенство в обществе. Импланты стоят дорого, ввиду чего их далеко не все могут позволить, однако и на предоставляемые ими преимущества нельзя закрывать глаза. Но есть и другая, менее очевидная проблема: из-за имплантов аугментированные вынуждены покупать дорогой препарат, так как «улучшения» могут быть отторгнуты организмом. Из-за этого в мире появляется все больше озлобленных наркоманов, помешанных на нейропозине, готовых пойти на что угодно, ради одной дозы. Как и предсказывают противники трансгуманизма, в мире Deus Ex: Human Revolution человечеству все-таки пришлось заплатить определённую цену за свои улучшения.

И не сказать же, что никто не пытался избежать этого. Например, подруга Адама Дженсена – Меган Рид, работает над тем, чтобы прекратить отторжение имплантов организмом и улучшить отношение к ним в обществе. По сути, сделать аугментации доступными для всех и каждого. Однако этому не суждено случиться, ведь если тела людей более не будут отторгать механические улучшения, то больше некому будет продавать нейропозин.

Этот конфликт и ложится в основу Human Revolution. Крайне влиятельные люди приказывают сильно-аугментированным наемникам напасть на Шариф Индастриз, организацию, являющуюся одной из крупнейших компаний по производству имплантов, где и работали Адам с Меган. Наемникам удаётся уничтожить все наработки подруги главного героя и убить большинство сотрудников, из-за чего нейропозин не теряет своей актуальности. Адаму сильно достается и, чтобы сохранить ему жизнь, главному герою вживляют импланты. Сам Дженсен изначально не особо-то и рад своим «апгрейдам», ведь аугментациями заменена большая часть его тела. Человек ли он или душа, запертая в машине?

Ближе к концу игры (дальше спойлеры) выяснится, что в детстве над Адамом проводили эксперименты, из-за чего его тело не отторгает аугментации. Именно его ДНК лежало в основе исследований Меган Рид. Чем-то Адам Дженсен напоминает Адама из Библии: первого человека, что был сотворён Богом, и стал прародителем всего человеческого рода. В какой-то степени, он и является тем самым постчеловеком, новой ступенью эволюции, к которой в нашем мире стремятся трансгуманисты.

Как раз после этого выясняется, что сам создатель технологии аугментаций Хью Дэрроу, разочаровался в своем творении. В двадцать два года с ним произошел несчастный случай, из-за которого он стал калекой. Именно тогда у Хью появилась идея об имплантах, которые могли бы улучшать жизни пострадавших людей. Ещё больше ему не повезло с тем, что будучи создателем технологий аугментаций, он все равно не мог их использовать. В итоге, Дэрроу осознал, что вместо улучшения жизни, его технологии разделяют общество, приносят в мир хаос и позволяют властям манипулировать аугментированными. Он решил показать всем, насколько могут быть опасны «улучшения», дабы человечество полностью отказалось от его технологий и развивалось более естественным путём.

<i>Сам Хью Дэрроу называет себя Дедалом, беспомощно наблюдающим, как его дитя падает в море</i>
Сам Хью Дэрроу называет себя Дедалом, беспомощно наблюдающим, как его дитя падает в море

Двадцать лет назад я подарил миру технологию имплантов. Я думал, что дарю ему светлое будущее, но оказалось, что я дарю ему средство самоуничтожения. Никакие законы и постановления ООН этого не изменят.
Мне нужно было убедить мир. До сегодняшнего дня некоторые считали, что мы должны украсть у богов огонь и изменить человеческую природу, но человеческая природа это единственное, что дает нам моральные ценности и социальные навыки, необходимые для мирного существования. Уничтожив это, мы уничтожим весь наш род.

Хью Дэрроу, Создатель технологии аугментаций

Здесь примечательно то, что главного героя Human Revolution разработчики часто сравнивают с героем древнегреческих мифов – Икаром. Например, вспоминая все тот же трейлер 2010-го года, как раз за сценой с отсылкой на картину Рембрандта, следуют кадры, где Адам воспаряет в небо на крыльях, что сгорают, стоит ему приблизиться к солнцу. Дженсен устремляется вниз, словно Икар, ослушавшийся своего отца. Скорее всего, под крыльями подразумеваются аугментации Адама, улучшившие его почти во всех аспектах и позволяющие ему делать то, что ранее для обычных людей казалось лишь неосуществимой мечтой. Но у всего есть грань, и наш случай — не исключение. Стоит только её перейти, и ты потеряешь все, в том числе и свою человечность.

<i>Та самая сцена из CGI трейлера</i>
Та самая сцена из CGI трейлера

Примером потери человечности, а также соединения сознания с компьютером, о которых говорили члены трансгуманистического движения и его противники, является один из главных противников Адама – Чжао Юньжу. На станции Панхея находится проект «Хирон» – сеть современных квантовых компьютеров, управляемых человеческим мозгом, с помощью которой власти хотели контролировать аугментированных людей. Очевидно, что в ядре этого компьютера находятся живые люди, которые, судя по всему, не совсем рады своей участи.

Чжао решает взять всё в свои руки и соединяет свой разум с сетью, дабы самостоятельно управлять аугментированными людьми. Вот только контролировать Хирон у нее не получается, скорее сам компьютер берет над ней власть.

Deus Ex: Human Revolution показывает нам мир, построенный на идеях трансгуманизма, но акцентирует внимание на его обратной стороне. На его проблемах, с которыми нам придется мириться в будущем.

В конце игроку предлагают самому ответить на вопросы об идеях трансгуманизма, которые мы задавали в начале статьи. Адам Дженсен должен выбрать, какую правду об аугментациях он будет транслировать через сигнал всему человечеству. Раскрыть всю опасность имплантов и тем самым полностью прекратить исследование технологии улучшения человека? Показать миру обратную сторону борцов за «чистоту» человека и позволить далее, без каких-либо ограничений, исследовать возможности аугментаций? Может обвинить корпорации во всех бедах и отдать технологии под контроль компетентных властей? Или вовсе уничтожить всю станцию и позволить человечеству самому выбрать свою правду?

Идеально подытоживает все вышесказанное, как мне кажется, цитата самого Адама из концовки, поэтому предлагаю завершить статью именно ей:

Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Технический прогресс подобен топору в руках патологического преступника». Потребовалось время, но теперь мне все ясно. Сколько раз мы гнались за мечтой о прогрессе, которая в результате была извращена? Сколько раз машины, которые должны были улучшить жизнь, разрушали миллионы жизней? А теперь мы хотим применить эту мечту к себе, чтобы улучшить самих себя. Я на собственном опыте знаю, насколько это опасно. Ради выполнения долга мне не раз хотелось выбрать самый простой путь, злоупотребив доступными мне возможностями и ресурсами. Мне удавалось, иногда с трудом, сопротивляться таким желаниям, потому что я ценю человеческую жизнь. Но могу ли я презирать тех, кто поддался соблазну? Технологии дают нам силу. Сила обеспечивает господство. Господство ведет к злоупотреблению. Дерроу это понимал. Он знал, что, используя технологии для дополнительных возможностей, мы рискуем потерять способность любить, стремиться к лучшему и поступать правильно. А ведь именно это и делает нас людьми. Мы также рискуем дать некоторым личностям власть изменять других, невзирая на человеческое достоинство. Боль, которую причинил нам Дэрроу, ещё не конец света. Это всего лишь начало перемен. А перемен без боли не бывает.

Адам Дженсен

Текст подготовлен авторами 2B OR NOT 2B. Все новые статьи мы сразу публикуем в своем сообществе в ВК.

172172
103 комментария