Что Disco Elysium скрывает между строк
На носу 2023 год (или для тебя читатель он уже настал), а значит многие окунутся в манящий и расслабляющий вкус алкогольных напитков. А я же хочу немного рассказать об одном из самых известных любителей алкоголя и лучшей RPG последних лет – Disco Elysium. Игра вышла еще в 2019 году, но до сих пор тысячи игроков открывают для себя этот удивительный и неординарный мир.
Так что же такое Disco Elysium? Справочник по психологии, история наркотического трипа, увлекательный детектив или всего-лишь драма одного человека? Ответ будет многогранным, таким же, как и игральная кость.
Познай себя
Disco Elysium далеко не обычный продукт современного геймдева. Первые мысли по поводу игры у команды разработчиков появились еще в 2005 году. С тех пор идея медленно, но уверенно обретала форму. Истории создания игры посвящен отдельный материал, но что можно сказать однозначно – за разработку взялись невероятно увлеченные люди. Художники, писатели и музыканты, но никак не разработчики игр. Именно поэтому Disco Elysium в первую очередь получился творческим высказыванием, а никак не коммерческим продуктом, ориентированным под рынок.
Игра учит нас смотреть глубже, читать сквозь строки. И это прослеживается уже с названия. Причем здесь диско и что за элизиум? И жанр танцевальной музыки в паре с зажигательным танцем Гарри Дюбуа здесь абсолютно ни при чем (хотя кто знает). Для ответа на вопрос придется копнуть немного глубже.
Слово «disco» — происходит от латинского глагола «discere», означающего «учиться, изучать». Изучение Элизиума – многие уже сразу же найдут в этом смысл. В первую очередь это касается окружающего нас мира. Вспомните, что чаще всего вы делали в игре? Правильно – бесконечно задавали вопросы! Абсолютное беспамятство вынуждает главного героя вместе с игроком буквально с нуля изучать окружение. Термины, политические направления, исторические пласты города, собственное имя, в конце концов.
Вся игра от начала до конца посвящена изучению. Но что еще за «Элизиум»? Для начала – это буквально название мира, в котором проживает наш неудачливый полицейский. Но обратимся к греческой мифологии.
Элизий (от греческого — «елисейские поля») – это часть загробного мира, которая ставится в противопоставление Тартару. В Элизии царит вечная весна, а местные проводят время без тягости и забот. Там оказываются лишь избранные Богом для вечного счастья – «блаженные».
Вот только место действия игры с трудом можно назвать хоть капельку лицеприятным. Более того, город Ревашоль и Мартинез в частности больше напоминают кусочек ада, где жалкие души отбывают свое наказание. Так в чем же смысл?
Здесь можно трактовать «элизиум» не как место, а как состояние души. «Блаженство», при котором в человеке царит абсолютное спокойствие и умиротворение. А теперь давайте вспомним, что там случилось с нашим Гарри? Его разум раздроблен – в голове царит 24 личности, заткнуть которые то еще испытание.
И вот здесь название Disco Elysium начинает играть новыми красками. Гарри Дюбуа изучает не просто окружение, но и самого себя. А если быть точнее, то он ищет то самое состояние «блаженства», буквально собирая себя по кусочкам воедино. И тема поиска самого себя прослеживается на протяжении всей игры – вы как игрок формируете личность Гарри чуть ли не с нуля. И во многом, по своему образу и подобию.
Эта трактовка становится еще более интересной, если учесть, что Роберт Курвиц, главный создатель игры, в свое время помог избавиться от алкоголизма своему другу и инвестору ZA/UM Кауру Кендеру.
От шизофрении до гения…
Распад процессов мышления и эмоциональных реакций. Нетрудно догадаться, что такое описание более чем подходит для Гарри Дюбуа. И дело не только в грандиозном запое и потере памяти. Гарри регулярно слышит «окружение» и буквально разговаривает с вещами. Галстук дает советы, а разговор с трупом помогает в расследовании? Ничего удивительного для человека с шизофренией. Или все немного сложнее?
Для начала стоит сделать небольшой экскурс в мироустройство Disco Elysium. Вместо континентов здесь существуют «изолы» - это изолированные участки суши и воды, на которых проживает все население Элизиума.
Вот только разделены они не океаном, как в привычном нам мире, а так называемой «серостью». И это самое неоднозначная и интригующая вещь, которая только есть в игре.
Повешенный - "Меня здесь нет"
Гарри - "А где ты?"
Повешенный - "Путешествую по серому ничто"
«Серость» невозможно увидеть или почувствовать, ее нельзя даже назвать материальной. Фактически – это само отсутствие материи как таковой. Долгое время люди не знали о существовании других изол. Путешествие через серость катастрофически сказывается на разуме. Первые исследователи либо не возвращались, либо теряли рассудок. Подготовленные лица могут находиться посреди серости не более 22 дней, а гражданские – не больше шести суток.
Немногие, с кем удалось побеседовать Гарри о серости, также рассказывали, что ее критическое воздействие буквально стирает все воспоминания, ведь серость – это нечто вне пространства и времени. Шум Вселенной. Один из персонажей, Джойс Мессье, также упоминает, что серость представляет собой всю информацию прошлого, которая постепенно распадается на части. Отдельные отголоски давних событий и чужих диалогов.
Но что будет, если Серость начнет «просачиваться» в материальный мир? И такое явление действительно есть в Disco Elysium. Расследование Гарри Дюбуа может привести его в церковь, где после исследований с программисткой Сомой открывается интересная особенность.
Герои находят в куполе церкви необъяснимую «прореху в реальности», которая поглощает звук, радиоволны и даже свет. Персонажи выдвигают теорию, что серость как плесень, способна появляться в материальной части Элизия и в конечном итоге она поглотит весь мир.
Не менее интересно и другое открытие Гарри - человек-краб, который обитает под самым куполом церкви. Тьяго мало помнит о своей жизни и считает, что все не имеет значения с тех пор, как он нашел Мать Тишины. Яркий пример разрушающего действия серости.
И как все это связано с Гарри Дюбуа? Помните, мы говорили, что серость – это неупорядоченный информационный шум прошлого. Так вот вполне возможно, что Гарри способен улавливать этот «шум» и извлекать из него информацию. Разговор с трупом, которого убили несколько дней назад, изучение прошлого города по его «шрамам» и даже дуновению ветра. Быть может Гарри Дюбуа вовсе не обладатель психического расстройства, а некая исключительная личность. Невинность.
Вот только где эта самая грань, между безумцем и гением? Можно ли провести черту…
Вы управляете историей или история вами?
Философы не единожды пытались понять роль личности в истории. Действительно ли мы можем влиять на ход событий или всем правит некий мировой разум? Есть ли смысл в выборе, который мы делаем и есть ли свобода выбора в принципе. Эта тема также вплетена в мир Disco Elysium – через так называемых Невинностей.
Невинность - это высшая категория исторических персонажей, буквальное олицетворение Истории. Традиционно невинность, когда она помазана, принимает верховную власть над известным миром в целом. За всю историю Элизия были шесть невинностей. Приход каждой из них связывают с прорывом – научной или духовной революцией.
Одна из самых известных Невинностей – Долорес Дей. Она обладала сверхъестественной притягательностью, а ее современники утверждали, что легкие девушки буквально излучали свет. Некоторые говорили, что она даже забывала дышать. Долорес Дей была настолько чужда миру, что в итоге была застрелена, как нечто нечеловеческое.
«Мы должны были придумать это сами!»
Очевидно, что Невинности были некими экстраординарными личностями, решения и возможности которых трудно описать существующей наукой или логикой. Никого не напоминает? Что, если Гарри Дюбуа – новая, седьмая Невинность. Ведь считывать информацию прошлого и держать в голове целых 24 личности – более чем необычно. И это вдвойне становится интересным, учитывая, что героем управляем именно мы!
Влияют ли в игре наши решения на историю? С одной стороны да. Мы действительно получаем определенную вариативность. Но в большинстве случаев вы все равно придете к одному исходу – ведь так устроена механика игры. И разработчики проводят параллель с реальным миром, задаваясь вопросом – есть ли у нас в жизни выбор или мы как бедный Гарри Дюбуа, лишь следуем чьим-то действиям.
Я уверен, это лишь небольшая часть скрытого в Disco Elysium. Созданная невероятно творческим коллективом игра больше напоминает книгу, где нужно не просто читать, а всматриваться между строк.