Что Disco Elysium скрывает между строк
На носу 2023 год (или для тебя читатель он уже настал), а значит многие окунутся в манящий и расслабляющий вкус алкогольных напитков. А я же хочу немного рассказать об одном из самых известных любителей алкоголя и лучшей RPG последних лет – Disco Elysium. Игра вышла еще в 2019 году, но до сих пор тысячи игроков открывают для себя этот удивительный и неординарный мир.
Так что же такое Disco Elysium? Справочник по психологии, история наркотического трипа, увлекательный детектив или всего-лишь драма одного человека? Ответ будет многогранным, таким же, как и игральная кость.
Познай себя
Disco Elysium далеко не обычный продукт современного геймдева. Первые мысли по поводу игры у команды разработчиков появились еще в 2005 году. С тех пор идея медленно, но уверенно обретала форму. Истории создания игры посвящен отдельный материал, но что можно сказать однозначно – за разработку взялись невероятно увлеченные люди. Художники, писатели и музыканты, но никак не разработчики игр. Именно поэтому Disco Elysium в первую очередь получился творческим высказыванием, а никак не коммерческим продуктом, ориентированным под рынок.
Игра учит нас смотреть глубже, читать сквозь строки. И это прослеживается уже с названия. Причем здесь диско и что за элизиум? И жанр танцевальной музыки в паре с зажигательным танцем Гарри Дюбуа здесь абсолютно ни при чем (хотя кто знает). Для ответа на вопрос придется копнуть немного глубже.
Слово «disco» — происходит от латинского глагола «discere», означающего «учиться, изучать». Изучение Элизиума – многие уже сразу же найдут в этом смысл. В первую очередь это касается окружающего нас мира. Вспомните, что чаще всего вы делали в игре? Правильно – бесконечно задавали вопросы! Абсолютное беспамятство вынуждает главного героя вместе с игроком буквально с нуля изучать окружение. Термины, политические направления, исторические пласты города, собственное имя, в конце концов.
Вся игра от начала до конца посвящена изучению. Но что еще за «Элизиум»? Для начала – это буквально название мира, в котором проживает наш неудачливый полицейский. Но обратимся к греческой мифологии.
Элизий (от греческого — «елисейские поля») – это часть загробного мира, которая ставится в противопоставление Тартару. В Элизии царит вечная весна, а местные проводят время без тягости и забот. Там оказываются лишь избранные Богом для вечного счастья – «блаженные».
Вот только место действия игры с трудом можно назвать хоть капельку лицеприятным. Более того, город Ревашоль и Мартинез в частности больше напоминают кусочек ада, где жалкие души отбывают свое наказание. Так в чем же смысл?
Здесь можно трактовать «элизиум» не как место, а как состояние души. «Блаженство», при котором в человеке царит абсолютное спокойствие и умиротворение. А теперь давайте вспомним, что там случилось с нашим Гарри? Его разум раздроблен – в голове царит 24 личности, заткнуть которые то еще испытание.
И вот здесь название Disco Elysium начинает играть новыми красками. Гарри Дюбуа изучает не просто окружение, но и самого себя. А если быть точнее, то он ищет то самое состояние «блаженства», буквально собирая себя по кусочкам воедино. И тема поиска самого себя прослеживается на протяжении всей игры – вы как игрок формируете личность Гарри чуть ли не с нуля. И во многом, по своему образу и подобию.
Эта трактовка становится еще более интересной, если учесть, что Роберт Курвиц, главный создатель игры, в свое время помог избавиться от алкоголизма своему другу и инвестору ZA/UM Кауру Кендеру.
От шизофрении до гения…
Распад процессов мышления и эмоциональных реакций. Нетрудно догадаться, что такое описание более чем подходит для Гарри Дюбуа. И дело не только в грандиозном запое и потере памяти. Гарри регулярно слышит «окружение» и буквально разговаривает с вещами. Галстук дает советы, а разговор с трупом помогает в расследовании? Ничего удивительного для человека с шизофренией. Или все немного сложнее?
Для начала стоит сделать небольшой экскурс в мироустройство Disco Elysium. Вместо континентов здесь существуют «изолы» - это изолированные участки суши и воды, на которых проживает все население Элизиума.
Вот только разделены они не океаном, как в привычном нам мире, а так называемой «серостью». И это самое неоднозначная и интригующая вещь, которая только есть в игре.
Повешенный - "Меня здесь нет"
Гарри - "А где ты?"
Повешенный - "Путешествую по серому ничто"
«Серость» невозможно увидеть или почувствовать, ее нельзя даже назвать материальной. Фактически – это само отсутствие материи как таковой. Долгое время люди не знали о существовании других изол. Путешествие через серость катастрофически сказывается на разуме. Первые исследователи либо не возвращались, либо теряли рассудок. Подготовленные лица могут находиться посреди серости не более 22 дней, а гражданские – не больше шести суток.
Немногие, с кем удалось побеседовать Гарри о серости, также рассказывали, что ее критическое воздействие буквально стирает все воспоминания, ведь серость – это нечто вне пространства и времени. Шум Вселенной. Один из персонажей, Джойс Мессье, также упоминает, что серость представляет собой всю информацию прошлого, которая постепенно распадается на части. Отдельные отголоски давних событий и чужих диалогов.
Но что будет, если Серость начнет «просачиваться» в материальный мир? И такое явление действительно есть в Disco Elysium. Расследование Гарри Дюбуа может привести его в церковь, где после исследований с программисткой Сомой открывается интересная особенность.
Герои находят в куполе церкви необъяснимую «прореху в реальности», которая поглощает звук, радиоволны и даже свет. Персонажи выдвигают теорию, что серость как плесень, способна появляться в материальной части Элизия и в конечном итоге она поглотит весь мир.
Не менее интересно и другое открытие Гарри - человек-краб, который обитает под самым куполом церкви. Тьяго мало помнит о своей жизни и считает, что все не имеет значения с тех пор, как он нашел Мать Тишины. Яркий пример разрушающего действия серости.
И как все это связано с Гарри Дюбуа? Помните, мы говорили, что серость – это неупорядоченный информационный шум прошлого. Так вот вполне возможно, что Гарри способен улавливать этот «шум» и извлекать из него информацию. Разговор с трупом, которого убили несколько дней назад, изучение прошлого города по его «шрамам» и даже дуновению ветра. Быть может Гарри Дюбуа вовсе не обладатель психического расстройства, а некая исключительная личность. Невинность.
Вот только где эта самая грань, между безумцем и гением? Можно ли провести черту…
Вы управляете историей или история вами?
Философы не единожды пытались понять роль личности в истории. Действительно ли мы можем влиять на ход событий или всем правит некий мировой разум? Есть ли смысл в выборе, который мы делаем и есть ли свобода выбора в принципе. Эта тема также вплетена в мир Disco Elysium – через так называемых Невинностей.
Невинность - это высшая категория исторических персонажей, буквальное олицетворение Истории. Традиционно невинность, когда она помазана, принимает верховную власть над известным миром в целом. За всю историю Элизия были шесть невинностей. Приход каждой из них связывают с прорывом – научной или духовной революцией.
Одна из самых известных Невинностей – Долорес Дей. Она обладала сверхъестественной притягательностью, а ее современники утверждали, что легкие девушки буквально излучали свет. Некоторые говорили, что она даже забывала дышать. Долорес Дей была настолько чужда миру, что в итоге была застрелена, как нечто нечеловеческое.
«Мы должны были придумать это сами!»
Очевидно, что Невинности были некими экстраординарными личностями, решения и возможности которых трудно описать существующей наукой или логикой. Никого не напоминает? Что, если Гарри Дюбуа – новая, седьмая Невинность. Ведь считывать информацию прошлого и держать в голове целых 24 личности – более чем необычно. И это вдвойне становится интересным, учитывая, что героем управляем именно мы!
Влияют ли в игре наши решения на историю? С одной стороны да. Мы действительно получаем определенную вариативность. Но в большинстве случаев вы все равно придете к одному исходу – ведь так устроена механика игры. И разработчики проводят параллель с реальным миром, задаваясь вопросом – есть ли у нас в жизни выбор или мы как бедный Гарри Дюбуа, лишь следуем чьим-то действиям.
Я уверен, это лишь небольшая часть скрытого в Disco Elysium. Созданная невероятно творческим коллективом игра больше напоминает книгу, где нужно не просто читать, а всматриваться между строк.
Никогда не понимал людей, которые готовы покупать китайский ноу нейм контроллер вместо дуалсенаса или боксовскога. Ладно бы они еще стоили гораздо дешевле, но они иногда даже умудряются стоить дороже...
Ведущие разработчики из этой команды также создавали оригинальную L.A. Noire.
Абсолютная сырая, неинтересная и даже не топ 5 роль в карьере самого Борисова так зашла америкосам чисто по 1 причине - они впервые увидели "пацанскую роль русского гопника" в оскаровском авторском кино. Людям зашел сам архетип персонажа, которого мог сыграть любой дефолтный русский актер с образованием.
Если Голливуд офигел от Борисова в Аноре, то…
Пока его команда будет сфокусирована на небольших играх.
Куно похуй
Очень круто, спасибо
Между строк скрывает пустоту междустрочья
Интересно пиздец, высрался и рад
Комментарий недоступен
Мог бы написать небольшую заметку, почему вопреки форчановскому мнению, игра не прокоммунистическая, а то что авторы после этого кипиша стали называть себя марксистами, это скорее всего стёб над тупыми анонами, но не буду.
Дискооо.
Пост с конкурса статей одного ключе-магазина? 😅
Чувствую, была бы игра у них - точно бы победила)