Увлекательный шпионский боевик из 2010 года. Обзор Альфа Протокол
Наверное, начнём с сюжета
Вы играете за тайного агента Майкла Тортона, который заступает на службу в супер пупер секретную шпионскую организацию - Альфа Протокол. Организация проводит операции в интересах США, но никак не взаимодействует с властями напрямую. Поэтому с помощью агентов Альфа протокол, американские власти могут оставаться «чистыми» проворачивая самые «грязные» операции.
Первой миссией нашего агента становится расследование взрыва американского гражданского самолёта террористической группировкой Аль Самад. Во время задания выясняется, что они использовали ракеты компании Halbech, у которой есть контракты с правительством США. Как только Майкл отчитывается об «устранении» главаря террористов, по его позиции наносят авиаудар.
Альфа Протокол предаёт своего шпиона, а правительство США объявляет его террористом. Теперь агенту Тортону предстоит доказать свою невинность, предотвратить третью мировую войну и отомстить предателям.
К счастью, Майклу на этом нелёгком пути поможет бывшая коллега по Альфа Протоколу – Майна Тенг, которая будет помогать с конспирацией в разных частях света и координировать действия спец агента на задании.
Помимо Майны вы встретите множество персонажей и несколько организаций, которые могут встать на вашу сторону.
К началу
Флирт, агрессия, профессионализм
В игре реализована интересная система диалогов, как в Масс Эффект. Вместо чётких ответов, вы можете выбирать только «тип» фразы. Майкл может ответить агрессивно, дружелюбно, насмешкой, профессионально или даже пофлиртовать с собеседником. От ваших выборов в диалогах зависят отношения с персонажами, которые могут дать агенту пассивный бонус на миссии или немного поменять сюжет.
Так же есть возможность выбора на самих миссиях. Агент Тортон может пощадить «злодея» вместо убийства или попросить взятку за сохранение жизни. В любом случае вы будете видеть последствия своих действий. Благодаря добытой информации вы сможете пропустить некоторые задания, закрутить роман (в игре доступно 4 персонажа для романа) или получить поддержку на миссии.
После завершения операции игроку показывают таблицу со статистикой и краткое описание того, как его действия и разговоры на задании повлияли на глобальную историю. Так же в статистике указывается сколько целей вы выполнили, столько врагов убили, сколько вырубили, сколько детей остались сиротами и во столько вашим противникам обошлось лечение. Интересно, что изначально разработчики не планировали показывать игроку статистику миссии, пока один из тестеров не увидел её с помощью бага.
Главный минус диалоговой системы это – ограниченное время, которое начинает идти, когда ваш собеседник ещё не закончил фразу. Поэтому иногда приходится выбирать ответ в считанные секунды. Еще есть проблема с русскими субтитрами, которые очень быстро меняются, зачастую быстрее озвученных реплик, из-за чего можно пропустить часть фразы в разговоре.
Персонажи
Персонажи в игре хорошо прописаны, каждый имеет свою мотивацию и характер. В Альфа Протокол почти нет полностью положительных или отрицательных персонажей, кроме Стива Хекка. Наверное, разработчики хотели сделать из него настоящего засранца и у них это получилось.
Мне были интересны почти все второстепенные герои и поэтому пробелы в их биографии меня озадачили. Возможно, я что-то упустил или не прочитал, но про некоторых второстепенных героев я почти ничего не узнал. Так в игре есть эмо-Молчунья, о которой нам известно, что она немая и у неё есть серебряный кулон, на этом информация заканчивается.
Или (внимание абзац-спойлер) в финале я узнаю, что моя подруга репортёрша (с которой у нас были очень хорошие отношения) подрабатывает наёмным убийцей, мне это вкидывают в конце игры и всё. После прохождения я узнал, что в финале сделав определённые выборы я мог её встретить, но моя история сложилась по-другому и Майкл Торсон просто забил на то, что недавно переспал с киллером. Возможно, какая-то информация появилась в титрах после игры, но, к сожалению, у них не было субтитров.
После некоторых событий в игре вам могут приходить электронные письма. На которые можно отвечать по-разному, только здесь вы будете видеть отправляемый текст. В письмах могут быть сведенья для досье на разных персонажей, некоторые помогут заработать, но большинство сообщений будут просто дополнять события, развивающиеся в игре.
Немного про снаряжение
Во время спасения мира агент Тортон будет выполнять операции в России, на Тайване, в Саудовской Аравии и Италии. В каждой из этих стран у Альфа Протокола есть «нигде не зарегистрированные апартаменты», в которых и будет проживать Майкл.
В каждой квартире, вы сможете слегка изменить внешность спецагента, посмотреть новости (связанные с вашим приключениями), пообщаться по электронной почте, заглянуть на чёрный рынок и подготовить своё снаряжение для новой операции.
На миссии у вас будет два оружия, это могут быть пистолет, пистолет пулемёт, автомат или дробовик (в игре нет оружия для ближнего боя, хотя есть ветка навыков и улучшения брони для него). Для каждого оружия существуют десятки различных улучшений, которые меняют его характеристики и немного внешний вид (на геймплей они особо не влияют). Можно купить различные версии брони и улучшения для неё в зависимости от выбранного стиля игры. На чёрном рынке так же продаются различные спец средства: гранаты разных типов, аптечки, глушители сигнала, мины и тп.
Нельзя сказать, что в игре широкий ассортимент оружия. Все пушки отличаются друг от друга по характеристикам и лишь немного внешне. А из-за неадекватных цен на оружие, вы скорее всего и половины не сможете опробовать.
В начале игры я купил себе хороший пистолет и дробовик, который ближе к середине игры поменял на слабенький автомат, потому что часто приходилось перестреливаться с противниками на большом расстоянии, а патроны у пистолета быстро заканчивались. За время прохождения, я два раза покупал «самую лучшую» броню и в основном тратил деньги на улучшения для оружия и разведданные.
Разведданные могут помогать на миссиях или при общении. Можно узнать расположение отрядов противника на локации, получить на позицию снайперскую винтовку или получить досье на предстоящую встречу и открыть новые опции в диалоге с собеседником.
Деньги в игре зарабатываются несколькими способами. Можно получить взятку, можно продать информацию на чёрный рынок, можно взломать сейф на миссии или поднять доллары с убитых противников.
Что там за мини игры?
На миссиях Майкл столкнётся с взломом компьютеров, дверей и сигнализаций.
При взломе компьютера, перед вами появляется окно с постоянно меняющимися цифрами и буквами, среди которых нужной найти два столбика со статичными символами. Затем необходимо переместить к ним один из столбцов, находящихся над таблицей с помощью мышки и клавиатуры и закрепить их. В случае промаха у вас уменьшится время на взлом, а со временем местонахождение столбцов в таблице будет меняется.
Взламывать двери гораздо проще: вам необходимо двигать мышкой вверх и вниз, чтобы зазор между частями замка оказался посередине.
Взламывая сигнализацию (турель, электрическую дверь) вам необходимо в правильной последовательности перерезать переплетённые провода.
Со временем мини игру будут усложняться, увеличивая количество частей замка или проводов, но если вы раскачаетесь как технический эксперт, то они опять станут простыми (а потом вы сможете их отключать с помощью эми-гранат). В целом, головоломки не сложные и не занимают много времени (7-10 секунд), но почти на каждой миссии они натыканы в большом количестве. Если вы хотите пройти миссию скрытно, взламывая двери и отключая камеры или хотите накопить денег, вскрывая сейфы, то эти мини игры вас начнут бесить.
Возможно, следовало добавить разнообразия в мини игры или уменьшить их количество (например, не требовать взломать компьютер в комнате охраны для выключения камер или добавить возможность найти код к сейфу с убитого противника).
Прокачка, навыки и умения
В начале игры вы можете выбрать класс оперативника, от которого будут зависеть начальные вкаченные навыки. Так же можно начать игру за «новобранца», в таком случае у Майкла не будет начальных скилов, но после прохождения вы сможете начать новую игру за прокаченного «ветерана». Примерно в середине игры вы сможете выбрать специализацию агента, от которой зависит максимально возможная прокачка ветки навыков (вложить все очки в ветку скрытности, раскачать её на максимум и бесшумно устранять врагов толпами не выйдет, придётся качать разные навыки.
Давайте вкратце поговорим про некоторые ветки прокачки. Первая и основная ветка – это незаметность. Прокачав её до максимума вы сможете видеть индикаторы всех врагов на локации, бесшумно бегать в течении нескольких секунд, станете менее заметны для противников и в буквальном смысле сможете растворится в воздухе.
Да, умения в этой игре нельзя назвать реалистичными. Благодаря пассивному умению «хамелеон», попавшись на глаза первому противнику вы станете для него невидимым на пару секунд. Есть навык, который просто делает вас невидимым на несколько секунд, пока вы не выстрелите или бросите что-нибудь.
Затем у нас идут оружейные навыки для пистолета, ПП, автомата и для дробовика. У каждой ветки есть свои уникальные способности, так с помощью пистолета вы сможете замедлять время и точно стрелять в определённые части противникам (как в серии игр фаллаут), у ПП вы сможете стрелять не перезаряжаясь, у автомата вы сможете быстро прицеливаться, а у дробовика ваши выстрели будут сбивать противника с ног и наносить больше урона.
Навыки из ветки «диверсия» помогут легче взламывать замки и компьютеры, получать из них более полезную информацию, не попадаться на камеры и взламывать турели с расстояния. Техническая подготовка поможет эффективнее лечиться, модифицировать броню и оружие. Стойкость повышает здоровье и регенерацию. Ближний бой повышает урон в рукопашную и даёт возможность ударом сбить противника с ног.
В общем система навыков довольно обширна и позволяет играть так как вам хочется: скрытно убивай всех врагов с пистолета, вломись на локацию с дробовиком в руках и устрой бойню или взламывай и взрывай всё что движется.
Возможно, стоило часть нереалистичных навыков ввести в игру как уникальные модификации для брони и оружия или как специальное устройство для взлома видео камер на растояни и тп. Но опять же это придирка, Альфа Протокол не позиционирует себя как реалистичный серьёзный боевик, она скорее является захватывающим приключением в духе: один суперагент против всего мира.
Прочитав несколько обзоров на момент релиза игры, удивился комментариям, где жаловались на бессмысленность ближнего боя. Я в начале игры ходил с пистолетом и дробовиком, позже из-за дальних перестрелок сменил дробовик на автомат и начал сражаться с противниками в рукопашную. Выкачав наполовину ветку ближнего боя, можно за несколько секунд устранить любого противника так, что он даже не успеет выстрелить и поднять тревогу. Но в бою с тремя и более противниками, ближний бой становится бесполезен.
Больше всего я прокачал пистолетную ветку. С открытием навыка позволяющего стрелять как в фаллауте играть стало гораздо легче и интереснее. Теперь чтобы убить несколько противников и не поднять тревогу необязательно подкрадываться к каждому и убить его со спины, достаточно поставить несколько точных хэдшотов. С помощью этого умения и ближнего боя я прошёл большую часть боссов в игре.
Стоп, что? Какие боссы в шутере? О дорогой друг, довольно интересные, но иногда слишком сильные. В некоторых миссиях мы по сюжету будем сражаться с очень жирными противниками, некоторые из них будут с умениями. Обычно вам придётся, прячась за укрытиями перестреливаться с ними. А после победы противника можно сразу казнить или миленько с ним побеседовать. Лично я всех боссов (кроме финальных агентов из Альфа Протокола) оставил в живых и в последствии обрёл множество полезных связей. Сейчас пишу обзор и думаю ещё раз пройти игру, только убив всех, кого можно.
В общем прокачка в игре не бесполезная во всех ветках и позволяет игроку создать свой уникальный стиль прохождения. Единственное, что раздражает и вводит в недоумение это – непонятные характеристики. Например, модификации брони, которые уменьшают обзор противников, но на сколько уменьшают неясно. Повышение эффективности лечения или урона в ближнем бою, тоже не имеют точных значений. Такая размытость неприятна, но не критична.
Критичен ГЕЙМПЛЕЙ
Основная часть большинства миссий у меня сводилась к скрытному устранению противников. Благо дизайн уровней позволяет это делать эффективно и по-разному. Например, вам необходимо пробраться через закрытые ворота, вы можете пробраться в комнату охраны и открыть их или забраться на крышу здания и спуститься к нужной точке по тросу.
Изначально разработчики хотели сделать множество интерактивных предметов (в духе сбросить ящик на противника), но это делало бы уровни более сложными и запутанными. Разработчики так же отняли у Майкла возможность прыгать, оставив её только на заскриптованых местах на локации. Мне понравилось скрытно выполнять миссии, но иногда приходилось устраивать перестрелки. И тут появляются некоторые проблемы.
Начнём с системы укрытий. Вы можете спрятаться за стенкой, ящиком, забором и можете быстро перебежать из одного укрытия в другое. Эта механика работает очень криво. Во-первых, не за всеми преградами можно укрыться, во-вторых, кнопка занять укрытие, также является кнопкой для взаимодействия с компьютерами, замками и тд. Несколько раз у меня было, что во время перестилки агент Тортон начинал жёстко взламывать сейф, вместо ухода за стенку. Единственное, что удобно это прятаться за укрытиями и скрытно убивать противников.
Перестрелки на дальних дистанциях — это тоже больно. В игре очень странное перекрестье у прицела, которое должно уменьшаться после нескольких неподвижных секунд прицеливания. Но, как и укрытия оно работает через раз. Пройдя игру, я так и не понял, что нужно сделать, чтобы перекрестие уменьшилось и ты точно попал по противнику.
Прочее
Игра даже сейчас выглядит довольно неплохо, только освещение очень слабо настроено. Внешний вид локаций, персонажей, оружия и рядовых противников на хорошем уровне. Особенно порадовали операции в Москве, где можно было увидеть интересные плакаты, бандитов в спортивках и яхту поБЕДА.
Отдельно отмечу самых запоминающихся персонажей. Немая девочка Эмо и милфа Зи из России, Шейх из Саудовской Аравии, Генри Леланд глава Халбек, Уэстридж один из глав Альфа Протокола и конечно же Майна Тенг - наш главный соратник в борьбе против всего мира.
Персонажи отличаются как визуально, так и по характеру, к каждому нужно искать свой подход в общении. Так же хочется похвалить игру за интересные и красивые синематеки и поругать за довольно простенькие анимации.
Ещё можно рассказать про мини-достижения, которые немного повышают характеристики персонажа. Например, если вы убили 50 противников из пистолете, то у него снизиться отдача, а если вы 10 раз использовали в диалоге опцию «профессионализм», то все умения будут перезаряжаться быстрее и тп. Это не сильно влияет на геймплей, но все равно приятно.
В игре не очень понятная система сохранений. Как я понял, ваш прогресс сохраняется только на контрольных точках. Поэтому пройти миссию, купить новое снаряжение, прочитать почту, сохраниться и выйти не получится. При загрузке ваши покупки и прочие действия не сохранятся. Но опять же, возможно, это я что-то напутал.
Заключение
Начиная прохолодить, Альфа Протокол, меня разочаровала графика, анимации и непонятная механика сужения прицела. Но с каждым новым разветвлённым уровнем, с каждым диалогом перед операцией, с каждым полученным письмом я всё больше погружался в сюжет игры и мне это нравилось. Нравилось делать выборы, флиртовать с репортёршей, испытывать напряжение на секретных операциях, скрытно убивать противников или с разбега сбивать их с ног и добивать в ближнем бою.
Конечно, игра не лишена минусов. В обзорах, с которыми я ознакомился писали про баги (которые я не встретил), тупой и странный ИИ противников, мини-игры и тд. Но для меня это всё оказалось не критично. Интересная история, которая меняется в зависимости от принятых игроком решений и харизматичные персонажи определённо заставили меня захотеть перепройти игру сделав другие выборы.
Ещё расскажу про один момент, который не могу назвать минусом: мой финал был максимально не драматичным (осторожно небольшие спойлеры). В конце игры я не спас свою помощницу Майну и единственное, что показали в игре это её безжизненное тело на экране компьютера и Майкл на это почти никак не отреагировал. Возможно, агент Тортон это безэмоциональная машина для выполнения операций, а возможно разработчикам просто не хватило времени на улучшение этой сцены. По словам главы Обсидиан, на создание финальной миссии у команды ушло около 20 дней, из-за продумывания огромного количества вариантов концовки игры.
В общем моя оценка игре это крепкие 8 балов. Если у сообщества была бы возможность модифицировать и улучшать Альфа Протокол, то я не сомневаюсь, что игра стала бы культовой на уровне Vampire: The Masquerade – Bloodlines. К сожалению, рассчитывать на ремейк игры или продолжение не приходится.
Почему не стоит ждать
Не только игроки хоте ли бы видеть продолжение Альфа протокола. Фергюс Уркхарт, исполнительный директор Obsidian Entertainment в интервью 2017 года рассказал над каким бы проектом из прошлого он бы хотел поработать.
Думаю, это Alpha Protocol. Я бы хотел вернуться к игре с имеющимся багажом опыта, потому что, считаю, мы бы могли сделать много нового. У нас есть по-настоящему крутые идеи для Alpha Protocol 2.
К сожалению, ещё в 2012 году Крисс Авелон рассказал почему Альфа Протокол 2 навряд ли когда-нибудь выйдет. Тогда фанаты игры предложили запустить сбор средств на разработку продолжения, но это невозможно так как права на франшизу принадлежат Сега.
В интервью о разработке первой части гейм директор игры рассказал, что Alpha Protocol почти осталась собственностью Obsidian, но из-за отмены игры про Семерых гномов для Disney финансовое положение студии оказалось таким шатким, что им пришлось продать права на игру Sega.
Вот такая интересная история у шпионского экшена с элементами РПГ выпущенного в 2010 году. В конце текста хотелось поблагодарить команду Обсидиан и Криса Авелона за такую игру. Надеюсь после недавних разбирательств, он сможет вернуться в игровую индустрию.
Спасибо вам за прочтение моего обзора. Если он вам понравился, обязательно тыкните лайк и напиши какой-нибудь комментарий. Если вам текст не понравился, тоже напишите комментарий. Буду рад любому отзыву и критике.
Ещё у меня есть Ютуб канал, можете глянуть и подписаться, если будет интересно - https://www.youtube.com/channel/UCjkgFPn8IKqoSUIPbXLlI1g
Комментарий недоступен
В самой игре эту табличку так и не нашел) либо плохо искал, либо вырезали при разработке
Самое главное, что если не купил ее в Стиме, больше лицуху не добыть
за Alpha Protocol завсегда плюс- одна из любимых игр. хотелось бы отметить пару моментов:
1. система диалогов на время выполнена куда лучше, чем в упоминаемом МЕ, особенно это заметно было для меня на миссии в итальянском кафе- мороженое
2. пистолет- несбалансированная имба при прокачке замедления
3. очень неудобная консольная система умений без возможности назначения горячих главиш
4. умение пользоваться электромагнитными гранатами качать обязательно, ибо если взлом замков вполне терпим, то автору мини-игры по взлому электронных устройств нужно вырвать руки из жопы
5. Зи- не русская, а немка, бывшая сотрудница Штази
6. из-за неразберихи с правообладателем игра отсутствует в официальных магазинах
Вот насчет 3 пункта согласен полностью, каждый раз чтобы сменить способность или выбрать гранату приходилось в меню заходить, оч бесило
Игра прикольная, но геймплей настолько деревянный, что я её так и не осилил, при всей любви к Обсидианам. Ужасный стелс, ужасная стрельба, ужасные уровни.
Мод для фэаллаут 3