Half-Life: Alyx. Нестген не для всех

Все течет - все меняется. Почти все. Одна из неизменных констант, на которых держится основа бытия - яростная ненависть Габена к цифре три. Он делает все, чтобы не использовать оную: два эпизода к ХЛ 2, Аликс... Вот о последней сегодня и пойдет речь. Предупреждаю сразу же: спойлеры. А так же материал готовился буквально за несколько дней до выхода мода, который позволяет пройти игру как обычный шутер на клавомыши, так что оный упоминается вскользь и лишь о старой его версии.

Вступлений

Осень 2020 года запомнилась очередным этапом консольных воин между поклонниками XBOX и PlayStation с выходом новых устройств. Эти два лагеря устраивали срачи, выясняя, у кого длиннее… в смысле, у кого некстген круче. Вот только что, если я вам скажу, что оный появился несколько раньше, в марте того же года и на ПК? Правда, прикоснуться смогли к нему единицы, ибо он требовал специфического оборудования, брать которое даже сейчас - не самое выгодное вложение денег. И имя ему - Half-Life: Alyx.

Half-Life: Alyx. Нестген не для всех

Я думаю, что такая за студия Valve, а также кто такой ее владелец Гейб Ньюэлл, объяснять не надо. И чем они знамениты, помимо незнания цифры три. Но шутки в сторону. Люди, что работают в данной компании знамениты тем, что каждый раз стремятся удивить игрока инновацией. И если присмотреться, то почти все их проекты были если не революционными, то около того: интеграция сюжета во времена, когда оный обычно прилагался в виде текстовика на пару строчек, создание движка с реалистичной физикой, работа с освещением. Да блин, тот же “Режиссер”, что подстраивает игру под игроков - это незаменимая вещь в кооперативных сессионках.

Серии Half-Life, Portal и Left 4 Dead являются знаковыми и культовыми в геймерской среде. Однако ничего не бывает вечным. И в один момент “вентеля” уперлись в “потолок”, ибо создать что-то для обычного ПК, вызывающее неподдельный восторг и интерес - все сложнее и сложнее. И те решили обратить свое внимание на устройство, что сейчас в основном есть только у энтузиастов. Однако это еще не все. Под новую игру использовали доработанный движок, что стал в разы качественней и интересней в плане технической части. Но обо всем - по порядку. И да: СПОЙЛЕРЫ!

Сюжет

И тут мы имеем стопроцентный реткон - литературный прием, при котором изменяется канон постфактум. Хотя по началу проект маскируется под приквел. События начинаются за пять лет до приключений Фримена в Сити-17. Под управление нам дают его напарницу - Аликс.

Half-Life: Alyx. Нестген не для всех

И первое, что видит игрок - это то, что цитадель еще в процессе строительства, а повстанцы ведут наблюдения и пытаются хоть как-то исследовать и понять, что же это такое. Однако солдаты Альянса лютуют, причем, кажется, даже сильнее, чем в момент появления Свободного Человека.

Мне кажется, что пленение семейства Вэнс - это какая-то традиция, ибо в первые полчаса игры, что Илая, что Аликс, хватают солдаты. Однако нашему протагонисту везет больше: ее спасает Рассел - член Сопротивления и изобретатель грави-перчаток, что, скорее всего являются прототипом грави-пушки, а по факту удобным инструментом для игры в VR и обоснованием наличия телекинеза. Однако, если не брать в расчет геймплейный обоснуй, то уже тут вылезает сюжетная нестыковка: во вселенной Халф-Лайф образца 2004 года издания нет ни изобретателя, ни этого устройства. Лишь гравиган. Хотя они достаточно удобны и было бы логично, носи наша напарница их постоянно.

Но ладно, отложим пока в сторону этот неудобный вопрос и предположим, что перчатки оказались недостаточно мощными или дорогими в производстве. В крайнем случае, они могли сломаться, а Рассел был убит, не оставив чертежей или инструкций по их ремонту. Так что пока девушка отправляется догонять поезд, на котором везут ее отца.

В процессе путешествия игра вновь пытается вернуться на рельсы оригинала, демонстрируя Гэри, вортигонта, что отрезан от ворт-сущности вследствие операции на мозге, и его наскальных рисунков, что демонстрируют события в Черной Мезе и Человека С Монтировкой. Ворт просит помочь с освобождением товарищей. Однако и здесь канон разбивается об геймплей: игроку предстает бронированный хедкраб, коего не будет пять лет спустя. Ладно, можно натянуть обоснуй, что их вытравили в Сити-17.

Half-Life: Alyx. Нестген не для всех

Однако, что вызывает ворох вопросов, так это события дальше, ибо спасение Илая сопровождалось крушением поезда. Все бы ничего, но оный, помимо прочего, перевозил Советников. Вот только, во-первых, в каноне Аликс в первый раз увидела такого только в первом эпизоде и тогда не знала, с чем столкнулась, а во-вторых, непонятно были ли эти существа именно Советниками или же являлись заготовками, личинками без сознания, ибо уж как-то легко такая катастрофа их умертвила. Хотя во втором эпизоде они демонстрировали феноменальную живучесть.

Далее попытались сделать неожиданный поворот с якобы гибелью Илая, но на помощь приходит Гэри. И тут Альянс демонстрирует чудовищную некомпетентность, ибо ученый, оказывается, упер дата-пад, за что оного и схватили, а обыскивать его никто не стал, так что девайс остался в руках мужчины. Тот ушел в сопровождении ворта, а Аликс отправилась уже без груза волнений спасать соплеменников последнего.

Half-Life: Alyx. Нестген не для всех

Но чем дальше, тем больше вопросов: Сити-17 медленно, но верно захватывает флора Зена. Ладно, с оной ведет борьбу Альянс, а карантинные зоны отсекаются той самой гигантской механической стеной, но я не верю, что к началу второй ХЛ ее всю вытравили. Да блин, огромные сомнения, что комбайны с ней что-то вообще делали за пределами города, а там, как мы помним, кроме ядовитых каналов и осушения, все относительно нормально. Плюсом идут вопросы: “Куда делись электрические регенераторы?” и “Почему бойцы Альянса отказались от ручных силовых щитов?”, хотя все это прекрасно бы вписалось в геймплей оригинала. Игра буквально балансирует на грани канона. А потом мы встречаем зомбайна ближе к концу и все летит к чертям, ибо этих существ Аликс видит впервые только в первом эпизоде, о чем нам говорит ее попытка пошутить во время придумывания названия существу. Но это будет после.

Сейчас же девушка освобождает первого ворта, от которого питается Бункер - летающая крепость, в которой скрыто какое-то оружие. На счастье, спасением остальных нам заниматься не придется. Так что пока героиня доберется до висящей в воздухе хреновины, та будет уже обесточена. Что и случилось, но тут сработала вспомогательная система, которая не дала рухнуть объекту.

В ходе продвижения Аликс становится свидетелем разговора некоей женщины и кого-то из управленцев Альянса. Те говорили о человеке, что устроил катастрофу в Черной Мезе, а также ее пережил. Присовокупив уже известную информацию из дата-пада, что Бункер - это не хранилище, а тюрьма, сопротивленцы решили, что там находится никто иной, как Гордон Фримен. И его надо спасать. Но задержимся тут пока на секунду. Личность неизвестной нигде не будет фигурировать до конца игры, но можно сделать пару предположений: она знает об инциденте в ЧМ, но явно не понаслышке, так что Моссман отпадает, ибо она не работала в тот период, так как взяли на работу нашего молчаливого очкарика. Из известных нам женских персонажей того периода можно в равной степени предположить, что столкнулись мы либо с Коллет Грин, либо с Джиной Кросс, несмотря на то, что последняя считается погибшей. Однако эта информация не считается точной, ибо Рэнди Питчфорд на момент публикации этого подтверждения не работал над развитием вселенной ХЛ. Хотя если судить по силуэту, то тут больше подходить именно Коллет. Хотя это так же может быть вообще какой-то новый персонаж.

Half-Life: Alyx. Нестген не для всех

Но пора идти дальше. Эти долгие сутки начали подходить к концу с падением Бункера после неудачной попытки плавно опустить оный, но из-за незнания последовательности активации произошел сбой. Осталось пройтись по психоделической локации и спасти… G-man’a. Да, тут у нас сидит этот мистический мужик с “чумоданом”. И тот уже присел на уши Аликс, а также начал окончательно ломать канон, переместив нас на несколько лет вперед, к финалу второго эпизода, и дав прибить Советника до того, как тот убил Илая. А после - мужчина забирает девушку в стазис, говоря, что Гордон уже ему не нужен. В сцене же после титров бывшие ученые из Черной Мезы готовятся отомстить G-man’y и спасти Аликс.

Игра в очередной раз высыпала ворох вопросов, а вот ответами почти не поделилась. Часть из них я уже озвучил ранее, но стоит перейти к главному: в какой момент героиня выпала из реальности? Если во время событий этого проекта, то как изменилась ХЛ2, где Аликс буквально спасает Гордона в самом начале? Если же всем участникам стерли память, то тоже вылезает масса несостыковок. Или же это другое измерение в мультивселенной, идея которой была заложена в серии Portal? Вопросы-вопросы-вопросы…

Half-Life: Alyx. Нестген не для всех

Настройка игры без VR

Ладно, с сюжетом мы кое-как разгреблись. Но прежде, чем переходить к геймплею, стоит упомянуть пару нюансов. Так как игра изначально разрабатывалась под VR, шлема коего у меня нет, ибо отваливать даже 30к рублей для одной игры - слишком дорого. Так что пришлось изворачиваться, дабы поиграть проект как обычный шутер через клавомышь. К сожалению, производство полноценной модификации от автора ютуб-канала SoMNst (https://www.youtube.com/@somnst6406) как-то заглохло. По крайней мере, последний ролик вышел почти год назад от момента выхода написания текста для ДТФ и моего видео на ютуб, а дискорд-канал перестал существовать еще раньше. Нет, конечно под крайней демонстрацией висит закреп, что если автор все же бросит, то выложит все наработки, но пока что тишина. Также на просторах сети есть попытки перенести игру на базис второго ХЛ, но с вырезанными головоломками.

Однако в данном случае интересует другой способ: эмулятор шлема. Мда… как приходится изъебываться, чтобы погрузиться в любимую вселенную без лишних и бесполезных вложений. Но и тут есть подводные камни: к сожалению, я так и не понял, как проходить мини-игру для разминирования взрывчатки, так что пришлось пользоваться трейнером, ибо в одном эпизоде нас запирают в комнате с оной. Также пришлось целиком пропускать седьмую главу с Джефом, ибо сколько бы я не пытался, не получается закрыть дверь, так как нужно разом две руки: сдвинуть створку и опустить крючок. И раз за разом либо из рук вылетала ручка, если стать слишком далеко, либо вторая рука буквально прилепала к стене, если подойти ближе. Так что готовьтесь к ебле с плясками в некоторых местах.

Скачать эмулятор можно на дискорд-канале https://discord.gg/cyborgs-public-613495257711247411. Там же есть и инструкция, но я ее продублирую и сюда. Во-первых, все это работает только с Win10, а также со свежими директами и Visual C++ 2005-2022, так что перед началом желательно все обновить. Во-вторых, даже для пиратки нужен Steam.

После всех приготовлений качаем бесплатные SteamVR и OVR Advanced Settings. Далее, загружаем архив, лежащий в ветке “скачать”. Следом, идем в \Steam\steamapps\common\SteamVR\drivers\ и закидываем туда папку vr_emu. Если это все происходит не в первый раз, а уже когда-то пытались так поиграть, то смотрите, чтобы не было там “hlalyx”, дабы не получить конфликта с эмулятором. В конце надо зайти в \Half-Life Alyx\game\hlvr\cfg\ и закинуть туда файл autoexec из папки half-life_alyx_cfg.

Так, на этом предварительные ласки завершены. Теперь запускаем SteamVR и производим настройку комнаты, выбрав маленькую и высоту в 150 см (показать этого не смогу, ибо у меня все откалибровано, а где произвести перенастройку - не нашел). Для открытия данного меню нажимаем F3. И на закуску настраиваем контроллеры, как представлено на скриншоте, дабы была возможность изменять положение камеры выше или ниже, ибо по умолчанию ее может задрать по ощущению метра на два от пола, так что в дверь нельзя будет пройти, а условное приседание слишком сильно прибивает к земле.

Half-Life: Alyx. Нестген не для всех
Half-Life: Alyx. Нестген не для всех
Half-Life: Alyx. Нестген не для всех
Half-Life: Alyx. Нестген не для всех

Для запуска лицензии больше ничего не нужно: просто выбрать игру в стиме и нажать играть, а вот с “зеленой” версией придется еще шаманить. Что и как делать - смотрите уже в дискорде авторов эмулятора, ибо у меня куплена копия. Далее: в архиве есть файл “mouse_cursor_hide.exe”, что скрывает курсор, который не будет скрываться по умолчанию, ибо игра все же рассчитана на шлем, где его нет изначально.

Важно: в настройках пункты “игра” “спецвозможности” и “зритель” трогать нельзя, дабы не слетело отображение картинки. Максимум - поменять тип передвижения на “скольжение”, если оное не стоит по умолчанию. В противном случае изображение будет выводиться как если бы игрок смотрел только через левый экранчик головной гарнитуры.

Управление и геймплей

Ну а теперь пора все же перейти к самой игре. Для тех, кто будет играть в изначальном виде, текст далее будет ненужен. Однако извращенцам вроде меня поможет освоиться на первых порах.

Движение по умолчанию настроено на стандартный WASD. На пробеле сидит телепорт, что аналогичен банальному прыжку. Только учтите, через лазер мины так перемахнуть не получится. Настройка высоты положения происходит через зажатие Alt и движение мыши вверх-вниз. Самое веселье начинается при работе с руками. Сжатие пальцев завязано на ЛКМ и ПКМ соответственно рукам. Скажем, для использования гравиперчаток надо навестись на объект, зажать кнопку мыши, дернуть оной с отпусканием кнопки, и повторным нажатием, дабы поймать предмет. Q фиксирует левую руку в пространстве, E - правую, а их одновременное зажатие позволяет вертеть головой без размахивания культяпками. Далее, Caps Lock поднимает левую руку над головой, что позволяет надеть каску или забросить смолу и патроны в рюкзак. V подносит оную ко рту, что нужно для прохождения зон со спорами или использования респиратора. Tab и R нужны для активации гранат и шприцов для левой и правой рук соответственно. Х сбрасывает положение к изначальному. Есть еще дополнительная работа с каждой культяпкой отдельно, но их уже смотрите в инструкции, ибо нужны они в совсем уж специфических местах.

Самое веселое начинается в момент, когда начинается работа с оружием, ибо по идее игроку надо самостоятельно перезаряжать пушки. Тут уже придется наловчиться правильно определять положение камеры относительно рук, чтобы в момент поднесения обоймы срабатывал триггер всасывания боеприпаса. На R у нас идет открытие казенника дробовика и взведение пистолета, а на T - сброс обоймы все того же пистолета и открытие слота доп.магазинов на улучшеном ПП. На “4” пушка становится в положение прицеливания. С гранатами же придется немного помучаться, ибо для их броска после активации надо одновременно слегка дернуть мышкой и сдвинуться вперед. Конечно, все это звучит сложно, но уже после первых часа-двух игры все пойдет как по маслу, а под конец патроны и смола будут чуть ли не сами лететь сразу же в рюкзак. Но, как уже упоминал ранее, в моменте с минами и в седьмой главе могут произойти затыки, так что советую скачать трейнер и сейвы. Так, на всякий случай.

Half-Life: Alyx. Нестген не для всех

Ну а теперь непосредственно к игровому процессу. Здесь мы имеем вроде как шутер, но я бы назвал это больше головоломкой, коих в игре прямо море, ибо противников относительно привычного ХЛ тут не то, чтобы много из-за достаточно медленного темпа игры. Да и многие враги имеют подсвеченные места для быстрого убийства. Хотя некоторые арены дадут просраться и заставят вертеться как в жопу ужаленному. Боюсь представить, как вестибулярка в шлеме на таких моментах будет верещать, когда придется буквально прыгать из одного конца зоны в другую для разрыва дистанции, судорожно перезаряжаясь под обстрелом. Страйдер не даст соврать.

Пул оружия, к сожалению, тут в разы меньше: пистолет, дробовик и ПП. Все это можно и нужно модифицировать на станциях Альянса с помощью смолы. Кстати, именно здесь мы и узнаем, как же и родился аликсган, которым пользовалась наша напарница в течении ХЛ 2 и эпизодов. Конечно, апгрейдов не то, чтобы и много, но вот расходников на все не хватит, так что чем-то придется пожертвовать. И если честно, я бы не стал уж так сильно расходовать оные на дробовик, ибо с патронами для этого образца ну вот прямо вообще мизер. Если честно, я не настрелялся вообще. С другой же стороны для двух других - вполне хватает. Хотя оно и понятно, ибо все же пистолет для этого персонажа - каноничен.

Half-Life: Alyx. Нестген не для всех

Далее - загадки. Для их решения нужен тот самый мультитул, что девушка использовала для взлома компьютеров и перепрошивки мин. Только на этот раз это не просто удар током, а более тонкая работа. Ну, тут нет ничего странного, ибо тогда нужна была скорость, а тут - более медитативный геймплей. В процессе прохождения придется поработать электриком, замыкая схемы внутри стен, сапером, что у меня не вышло от слова совсем, а так же хакером.

На последнем стоит остановиться подробнее, ибо эти головоломки вполне решаемы без VR. Делятся они на три типа: открытие схронов и замков Альянса и взлом фабрикаторов. В первом случае перед игроком предстает сфера, где нужно свести два синих штыря, минуя красные. Во втором - в той же сфере соединить одинаковые пиктограммы, иногда вращая оную, если внутри есть барьер. Ну и напоследок - верстак предложит замкнуть шарики, используя фиксированные с одной стороны линии. Если честно - мне все это понравилось в таком виде, ибо без VR они становятся даже сложнее в плане решения.

Заключение

И что сказать напоследок? Если честно - это все тот Халф Лайф со всеми вытекающими. И одна из немногих игр, что вызвала у меня тот самый вау-эффект за последние годы, даже без шлема виртуальной реальности. Единственное отличие от оригинала в том, что загадки строятся не сколько на физике, сколько на пространственном мышлении. Ну, оно и не удивительно, с учетом того, что изначально хотели сделать новый Portal.

Half-Life: Alyx. Нестген не для всех

Обновленный движок игры выдал более детализированную картинку и работу с объектами. Теперь емкость - это именно что емкость, в которую можно сложить другие вещи. Да и физика жидкости в бутылках стала в разы реалистичней. Нафиг оно надо - непонятно, но все же. Следом, стекла стали разбиваться намного естественней, учитывая точку попадания, а отдельные осколки можно поднимать. Правда, “розочку” сделать нельзя, что обидно, но не смертельно. В плане оптимизации это вообще чуть ли не шедевр, ибо шла она у меня на рузене 3 2600 и 1650 на 4 Гб СТАБИЛЬНО и в 60 кадров. На минималках, но все же. Чего, блять, не могут добиться современные “игроделы” с графикой и геймплеем в разы хуже этого проекта. Однако и тут есть минус - Source слишком специфичный и не популярный движок, так что все наработки может реализовать только “вольвы”, а они пока не стремятся что-то делать за пределами перевода на оный КС-ки.

Стрельба вполне стандартная, а вот перезарядка дала необычный опыт, где приходилось внимательней следить за расходом боеприпаса, стелять точнее, а еще отучаться от привычки перезаряжаться каждый раз, ибо сброс обоймы не перемещает оставшиеся патроны в рюкзак, да и в оный можно складировать только полные. Так что если кто устал от привычного игрового опыта и хочет получить новый и необычный, то однозначно стоит поиграть в Alyx. А если есть и VR - то это практически единственная игра ААА-класса.

А на этом у нас все. Подписывайтесь и ставьте лайки, ведь это способствует продвижению ютуб-канала и блога на ДТФ и мотивации автора делать если не больше, то хотя бы лучше. И помните, проснитесь и пойте, мистер Фримен… Мульта Паукис.

2626
44 комментария

Охуенная игра. Брал у товарища квест2.
Абсолютно охеренный момент, когда в канализации приоткрытая снизу дверь и чтобы глянуть что за ней я просто лег на пол и посмотрел )))
В плане погружения - невероятный топ!
Если есть хоть малейшая возможность взять шлем и поиграть - воспользуйтесь!

2

Согласен. Это все равно что играть в симулятор гонок без руля. Какой в этом смысл?

4

практически единственная игра ААА-классаResident Evil 4, Хитман 3, Asgard's Wrath, Resident Evil 7, Shadow Legend, Ходячие Мертвецы. И это только то, что я на вскидку вспомнил, что является ААА-классом в VR

и все это порты со стандартных игр через клавомышь или геймпад

6

Купите первый "квест" или "рифт" (они уже в районе 10 должны стоить, причем у квеста OLED экраны). Даже Пико 4 можно уже за 25 тр. взять.

2