Нелёгкой дорогой Силы: всё об образовательной системе джедаев

В честь выхода Star Wars Jedi: Survivor и грядущего праздника вспоминаем тяжести обучения в Ордене джедаев и изучаем философию Силы.

Джедаи — орден монахов-воинов, которые служат миру и справедливости в Галактике, используя Силу — таинственную энергию, которая соединяет все живое. Джедаи обучаются искусству владению Силой и световым мечом — символом их рыцарства, а образовательная система джедаев — это ничто иное как процесс формирования джедая как личности, способной контролировать свои эмоции, развивать свои способности и следовать Кодексу джедаев.

В этом лонгриде мы рассмотрим причину выбора падаванов в качестве главных героев игр и кино и основные этапы системы обучения джедаев, имеющей долгую и сложную историю, которая отражает изменения в Ордене и Галактике.

Содержание:

Нет эмоций — есть покой
Нет невежества — есть знание
Нет страсти — есть спокойствие
Нет хаоса — есть гармония

В 2012 году для вселенной Star Wars наступила новая эпоха — время Disney, выкупившей интелектуальную собственность Джорджа Лукаса за четыре с небольшим миллиарда долларов. В скорых изменениях не сомневался никто, но того, какими они стали на самом деле, не мог и подозревать даже Нострадамус.

Всего спустя пару лет после покупки Disney решила устроить «большую чистку» в каноне и объявила, что с 25 апреля 2014 года единственными каноничными произведениями по «Звездным войнам» останутся только шесть фильмов оригинальной и приквельной трилогий, а также анимационный сериал «Звездные войны: Войны клонов». Все остальные произведения были переименованы в «Легенды» и стали неканоничными.

Небольшая часть героев старого канона
Небольшая часть героев старого канона

Согласно позиции самой Disney, «новый канон» Star Wars появился из-за того, что «Легенды» были слишком обширными — множество книг, комиксов, игр и других материалов, которые создавались разными авторами на протяжении десятилетий, путали как творцов, так и сообщество. В результате возникали многочисленные несоответствия, ошибки и повторения в сюжетах и характеристиках героев. Кроме того, старый канон ограничивал творческую свободу Disney при создании новых фильмов и сериалов по «Звездным войнам» и их желание сделать мягкий перезапуск вселенной.

Образование в Ордене джедаев

Образовательная система Ордена джедаев Далекой-далекой галактики напоминает таковую с Земли. Это комплексная система подготовки и развития личности, основанная на духовных и этических принципах, а также на развитии физических и интеллектуальных способностей.

Обучение падаванов и юнлингов под надзором представителей Совета
Обучение падаванов и юнлингов под надзором представителей Совета

Даже ступени «программы» напоминают земные: дошкольное и начальное образование — юнлинги, среднее — падаваны, и высшее — ученики джедаев, непосредственно приближающиеся к сдаче экзаменов. Кандидаты в рыцари и мастера определяют интересную им «специализацию», например:

  • Лечение. Использование Силы для исцеления физических и психических травм. Джедаи-лекари изучают анатомию, физиологию, биохимию и медицину различных рас и видов, а также способы воздействия на жизненные процессы с помощью Силы.
  • Боевая тактика. Разработка и реализация стратегий боевых действий в различных условиях. Джедаи-тактики изучают военную историю, теорию и практику, а также способы координации и командования войсками с учётом возможностей Силы.
  • Дипломатия. Установление и поддержание дружественных отношений между различными фракциями. Джедаи-дипломаты изучают политологию, социологию, культурологию и психологию, а также способы урегулирования конфликтов и переговоров с помощью Силы
  • Исследование. Поиск и изучение новых явлений, мест, цивилизаций и аспектов Силы. Джедаи-исследователи изучают астрономию, географию, археологию и философию, а также способы путешествия по галактике и взаимодействия с неизвестным с помощью Силы.

Не обошлось и без «аналога» магистратуры — полноправные джедаи, прошедшие все необходимые тесты и экзамены, могут заняться более детальным изучением феномена Силы:

  • Видение. Использование Силы для получения информации о прошлом, настоящем и будущем, а также о скрытых аспектах реальности. Джедаи-видящие изучают способы концентрации, медитации и интерпретации своих видений, а также воздействия на течение событий с помощью Силы.
  • Связь. Использование Силы для установления и поддержания ментального контакта с другими существами, в том числе с животными и растениями. Джедаи-связники изучают способы передачи и приёма мыслей, чувств и эмоций, а также способы усиления или ослабления связи с помощью Силы.
  • Баланс. Использование Силы для поддержания гармонии и равновесия в галактике. Джедаи-балансировщики изучают способы определения и устранения причин дисбаланса, а также возможности примирения и сотрудничества с помощью Силы.
Наглядное отображение того, как разные виды властителей силы видоизменяют свой Кодекс
Наглядное отображение того, как разные виды властителей силы видоизменяют свой Кодекс

Кодекс джедаев учит быть сдержанным, рассудительным и справедливым, а также избегать привязанностей и эгоизма. Джедаи учат, что каждое существо, которое им встретится, может видеть джедая впервые, и действия всего одного джедая будут влиять на восприятие всего Ордена джедаев.

Образовательная система джедаев стремится к развитию личности, приобретению знаний и навыков, а также формированию определенной этики и мировоззрения. Всё это не обходится без использования Силы.

Юнлинги и начало обучения

Будущие падаваны, как правило, отбирались в очень раннем возрасте, и их забирали из семей, чтобы они жили в Храме джедаев или другом одобренном джедаями учебном заведении. По прибытии в назначенный учебный центр они получали звание юнлинга.

Это низшая ступень как образовательной системы, так и системы рангов у джедаев вообще — «младшие джедаи», которые начали обучение в джедайской академии. Они были найдены Орденом в раннем возрасте и проверены на чувствительность к Силе, а в дальнейшем их единственной целью было стать падаванами — учениками рыцарей или мастеров джедаев.

Тренировочные поединки, цель которых — развить интуицию Силы у юнлингов
Тренировочные поединки, цель которых — развить интуицию Силы у юнлингов

Чтобы стать джедаем, нужно иметь высокий уровень мидихлорианов — микроскопических организмов, которые связывают Силу с живыми существами. Мидихлорианы наследуются по генетической линии, но иногда могут появляться и спонтанно.

Есть много способов найти чувствительного к Силе. Один из них — использование специального прибора для измерения количества мидихлорианов в крови. Также джедаи получали видения или сигналы от Силы о том, где находятся юнлинги, или использовали голокроны с информацией обо всех потенциальных кандидатах в Далекой-далекой Галактике.

Когда джедай находил юнлинга, он предлагал родителям отдать его в Орден Джедаев для обучения и служения. Если они соглашались, то джедай забирал ребенка на Корусант — планету-столицу Республики и Ордена, — либо на любое другое учебное заведение джедаев.

Если родители отказывались отдавать ребенка в Орден Джедаев, то джедай оставлял за собой право наблюдать за ребенком на расстоянии и вмешиваться в его жизнь в случае необходимости. Также джедай не оставлял попыток убедить родителей изменить мнение в будущем, если ребенок проявлял интерес к Силе или страдал от неё.

В любом случае, джедаи всегда старались найти и обучить всех юнлингов, которые имели потенциал стать джедаями. Это было важно не только для поддержания численности и силы Ордена Джедаев, но и для предотвращения того, что юнлинги могли попасть под влияние Тёмной стороны.

Группа юнлингов вместе с магистром Йодой, кадры из «Войн клонов»
Группа юнлингов вместе с магистром Йодой, кадры из «Войн клонов»

После прибытия в храм джедаев юнлинги проходили тестирование Силы, которое определяло их потенциал, склонности и характер. Затем их разделяли по кланам — группам из примерно десяти детей одного возраста и уровня развития Силы. Каждый клан имел свое название, цвет и символ. Например, клан Медвежат имел зеленый цвет и символизировал силу и защиту. Клан Мотыльков — желтый цвет и символизировал легкость и грацию. Клан Мудрецов— синий цвет и символизировал знание и мудрость.

Кланы юнлингов служили для сплочения детей и формирования у них чувства принадлежности к Ордену джедаев. Юнлинги жили, учились и тренировались вместе с кланами под руководством опытных инструкторов-джедаев. Они также могли общаться с другими кланами и участвовать в совместных занятиях, а обучение состояло из трёх основных аспектов: постижения Силы, изучения наук и освоения фехтования.

Первое заключалось в развитии чувствительности, контроле над телом и эмоциями, а также изучении различных способов применения Силы. Юнлинги учились медитировать, концентрироваться, лечить себя и других, телекинезу, прыжкам и увеличению скорости передвижения и реакции, чувствовать присутствие других существ и предметов, и, например, общаться с животными и растениями.

Изучение наук строилось на основе получения общего образования по различным дисциплинам — языкам, истории, политологии, юриспруденции, астрономии, биологии и многим другим. Юнлинги учились понимать и уважать разнообразие Галактики, её культуры, цивилизации, законы и изучали работу Галактической Республики и её отношения с Орденом джедаев.

Юнлинги учились собирать световые мечи из деталей и кристаллов на специальных вылазках. Они также учились основам фехтования, стойкам защиты и атаки. Будущие «звездочки» Ордена тренировались в парах или группах под присмотром инструкторов или ремоутов — специальных дроидов-тренеров.

Виды джедайских стоек
Виды джедайских стоек

Испытание джедаев было финальным этапом обучения юнлингов, который определял их готовность стать падаванами. «Экзамен» состоял из пяти частей:

  • Испытание ума проверяло знания юнлинга и его способность решать логические задачи. Например, ученики должны были ответить на вопросы о разных планетах, расах и культурах Галактики.
  • Испытание храбрости проверяло смелость юнлинга перед лицом опасности и его способность преодолевать страх. Часто он должен был пройти через опасный лабиринт, полный ловушек и хищников.
  • Испытание сплочения проверяло командный дух юнлинга и его способность работать в группе с другими кланами — для решения сложной задачи или преодоления препятствия.
  • Испытание умения проверяло навыки юнлинга в постижении Силы и владении световым мечом в бою с тренировочными дроидами или живыми противниками, что впрочем, случалось намного реже.
  • Испытание духа проверяло верность юнлинга Кодексу джедаев и его способность сопротивляться Тёмной стороне Силы.

Юнлинги проходили испытание джедаев под руководством Совета джедаев или других мастеров-джедаев. Чаще всего одно не походило на другое — у разных учеников могли быть совершенно разные задания. К примеру, экзамен на падавана мог проводиться в храме джедаев или на других планетах, мог быть индивидуальным или групповым, формальным или неформальным — все зависело от качеств конкретных юнлингов и джедаев, проводящих тесты.

Подобная система обучения была важным этапом в формировании культуры и философии джедаев как защитников мира и справедливости. Юнлинги учились постигать Силу, изучать науки и осваивать фехтование, жить по Кодексу джедаев и работать в команде.

Юнлинги были будущим Ордена джедаев и Галактики.

Ученики, успешно прошедшие испытания, получали звание падавана. Юнлинги, не сумевшие реализовать свои желания и желания наставников, могли повторить экзамен позже или перейти в другие отрасли Ордена джедаев. В таком случае, Совет назначения определял их в Корпус обслуживания джедаев, где они выполняли задачи Ордена, которые не требовали навыков владения световым мечом и Силой. Пример такого младшего джедая — Дарсана Ралл, которая стала членом Корпуса агрокультуры после того, как не смогла найти мастера.

Одеяния и знаки отличия разных подразделений Корпуса Обслуживания
Одеяния и знаки отличия разных подразделений Корпуса Обслуживания

Корпус обслуживания джедаев (англ. Jedi Service Corps) был вспомогательным органом Ордена джедаев, куда входили младшие джедаи, не выбранные мастерами для дальнейшего обучения и не возведённые в ранг падаванов. Корпус состоял из четырех подразделений:

  • Исследовательский корпус (англ. Exploration Corps) занимался изучением неизвестных планет, цивилизаций и артефактов. Его члены были отважными и любознательными путешественниками, которые собирали информацию и расширяли знания Ордена.
  • Образовательный корпус (англ. Educational Corps) занимался преподаванием, наукой и архивированием. Его члены были учеными, преподавателями и архивистами, которые обучали юнлингов и других джедаев, проводили научные исследования и хранили исторические данные.
  • Медицинский корпус (англ. Medical Corps) занимался лечением, врачеванием и гуманитарной помощью. Его члены были целителями, врачами и медиками, которые использовали Силу и технологии для излечения ран и болезней, как среди джедаев, так и среди других существ.
  • Сельскохозяйственный корпус (англ. Agricultural Corps) занимался развитием, улучшением и защитой сельского хозяйства. Его члены были фермерами, ботаниками и экологами, которые использовали Силу и технологии для увеличения урожая, борьбы с вредителями и сохранения природы.

Во время Войн клонов корпус был военизирован и подвергся атакам Империи. После Великого истребления джедаев большинство членов корпуса были убиты или перевоспитаны в инквизиторов.

Но не все юнлинги могли или хотели становиться падаванами. Некоторые из них по разным причинам покидали Орден до окончания обучения. Они могли быть неспособными или неумелыми в использовании Силы, испытывать страх или неприязнь к Ордену, желать вернуться к родным или просто чувствовать, что их место где-то ещё. Хорошим примером свободы в определении пути учеников станет Грогу, один из двух главных героев «Мандалорца».

Взятый Люком Скайукером в качестве юнлинга, он не смог свыкнуться с потерей приёмного отца, и по прибытии Дина Джарина улетел с ним, тем самым поставив крест на карьере джедая
Взятый Люком Скайукером в качестве юнлинга, он не смог свыкнуться с потерей приёмного отца, и по прибытии Дина Джарина улетел с ним, тем самым поставив крест на карьере джедая

Такие юнлинги уходили из Ордена по собственному желанию или по соглашению с их наставниками. Они не считались предателями или изгоями, но и не могли рассчитывать на поддержку или защиту Ордена. Они также должны были соблюдать Кодекс Джедаев и не использовать Силу из зла или корысти.

Многие из таких юнлингов находили себе мирные профессии, которые соответствовали их интересам и талантам. Например, «юнлинг-художник» мог стать живописцем, скульптором, музыкантом или писателем. «Юнлинг-инженер» мог стать механиком, пилотом, программистом или изобретателем, создавая и управляя разными видами техники, ну а «юнлинг-торговец», что логично, мог стать продавцом, бизнесменом, посредником или переговорщиком.

Личность джедая — в световом мече

Важным элементом перехода с одной образовательной и кастовой ступени на другую было создание своего собственного меча. В Старом каноне будущие падаваны собирали первый световой меч из разных материалов и компонентов, которые находили или получали в ходе приключений.

В Новом же падаваны должны проходить ритуал поиска кайбер-кристаллов на Илуме, где они получали уникальный камень для своего светового меча. В отличии от предыдущей итерации канона, эта планета является испокон веков чуть ли не единственной «родиной» этих «сердец» световых мечей.

Наглядное различие между созданием символа джедаев в Старом и Новом каноне показывает Джейден Корр из Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy — он научился самостоятельно конструировать световой меч,, в то время как большинство джедаев Нового канона делало это под надзором учителей. К примеру, в моём прохождении первый световой меч был желтого цвета и имел рукоять адепта — но в «канонических» на тот момент комиксах «Поперечное течение» и «Разрывное течение» он стал фиолетовым, что наглядно отображало склонность Корра к самостоятельности и нередко — к Тёмной стороне.

Однако во время миссии на Вджун, его световой меч был украден и разрушен Тавион Аксмис, лидером культа Марка Рагноса. Джейдену пришлось создать новый световой меч с помощью наставника Кайла Катарна и других джедаев на Явине-4, при этом не посещая Илум или любую другую родину кайбер-кристаллов.

Прибытие будущих падаванов на Илум, где им предстоить создать свой первый световой меч
Прибытие будущих падаванов на Илум, где им предстоить создать свой первый световой меч

Поиск кайбер-кристаллов на Илуме в Новом Каноне был одним из самых важных и опасных этапов обучения джедаев. Они обладали силой и связью с Силой, поэтому каждый джедай должен был найти собственный кристалл, который соответствовал его характеру и способностям.

Илум — это ледяная планета, на которой располагался древний храм джедаев. В глубине храма находились Священные Кристальные Пещеры, где росли кайбер-кристаллы. Для того, чтобы добраться до пещеры, джедаи-падаваны должны были преодолеть множество препятствий и испытаний, таких как сильные морозы, снежные бури, лавины и ледяные чудовища.

В пещере каждый падаван должен был прислушаться к Силе и найти кристалл, который звал его. Это было непросто, так как кристаллы были хорошо спрятаны во льду и камне. Кроме того, падаван должен был пройти личное испытание, связанное с его страхами или сомнениями. Если он справлялся с испытанием, он получал свой кристалл и мог вернуться в храм. Если нет — рисковал остаться в пещере навсегда.

Поиск кайбер-кристалов на Илуме был не только тестом на умение использовать Силу, но и способом узнать себя и своё предназначение. Каждый джедай помнил этот опыт на всю жизнь.

Создание светового меча на Илуме было ритуалом, который символизировал завершение обучения и переход в ранг падавана. Для этого падаван использовал Силу и знания о технологии, он должен был учесть не только функциональность, но и эстетику оружия — рукоять светового меча отражала личность и стиль джедая. Цвет луча зависел от цвета кайбер-кристалла, который мог быть синим, зеленым, желтым, фиолетовым или реже — красным.

Выбор цвета лезвия в Star Wars Jedi: Fallen Order
Выбор цвета лезвия в Star Wars Jedi: Fallen Order

В разные эпохи и каноны и у разных Орденов были свои традиции толкования цвета светового меча. Например, примерно в 4000 ДБЯ и позднее кристалл светового меча определял принадлежность джедая к какому-либо классу. Кристаллы синего цвета использовались джедаями-защитниками, прекрасными бойцами с «лазерным» оружием, зеленого — принадлежали джедаям-советникам, мудрым и умелым в Силе, а жёлтого были у джедаев-стражей, которые охраняли храмы и артефакты Силы.

В поздние времена цвет светового меча стал более индивидуальным и отражал личность и настроение джедая. Некоторые известные цвета и их значения были следующими:

  • Синий — верность Ордену джедаев и справедливость (Оби-ван Кеноби, Энакин, Пло-Кун).
  • Зеленый — гармония с природой и мудрость (Йода, Квай-гон Джин, Люк).
  • Желтый — баланс между Светлой и Тёмной сторонами Силы (Бастилла Шан, Рей).
  • Фиолетовый — смелость, честь и индивидуальность (Мейс Винду).
  • Белый — чистота, независимость и возрождение (Асока Тано).
  • Черный — власть, тайна и агрессия (Дарт Молл, Мофф Гидеон, Дин Джарин и другие владельцы мандалорского меча).

Красный — особенный случай. Он получался, когда кристалл подвергался влиянию Тёмной стороны. Этот процесс назывался «искалечиванием» или «переливанием кровью» кристалла. Таким образом создавали свои световые мечи ситхи и другие слуги Тёмной стороны Силы — в рядах джедаев чаще всего такие мечи использовали за неимением другого выбора, как это было с мастером-джедаем Ади Галлией. Она использовала красный световой меч Ронхара Кима во время Войны гиперпространства Старка, когда ее собственный был поврежден. Похожая ситуация происходила и с другими: так, Квинлан Восс использовал красный, когда стал невольным учеником Дуку, а магистр Ки Ади Мунди отобрал два меча у Ассаж Вентресс, когда ему было необходимо защищаться от атак дроидов.

Всего в главном атрибуте джедаев присутствовало пять основных элементов: рукоять, матрица эмиттера и оптическая линза, что отвечали за стабилизацию и длину лезвия, а также энергетическая ячейка и фокусировочный кристалл.

Подробная схема устройства светового меча
Подробная схема устройства светового меча

Создание светового меча на Илуме было не только процессом сборки, но и медитации. Падаван должен был сосредоточиться на Силе и своем кристалле, чтобы создать гармонию между ними. Только тогда световой меч становился продолжением джедая и его верным спутником.

Хорошим примером того, как личность джедая влияла на его собственную «лазерную палку» может служить история Кэла Кестиса из Star Wars Jedi. Хотя кастомизация меча ни на что не влияет, она всё равно показывает многогранность сборки, уникальной для каждого прохождения и каждого игрока.

Как становится известно в ходе сюжета Fallen Order, меч Кестиса был повреждён во время побега от инквизиторов и нуждался в ремонте. Кэл отправился на ледяную планету Илум, где находился древний Храм джедаев. Там он прошел испытания Силы, нашёл свой кайбер-кристалл в глубине пещеры и выбрал зелёный цвет.

Однако, когда он пытался собрать новый меч, кристалл треснул на две части. Кэл был расстроен и разочарован, но его поддержала наставница Цере, сказав, что это не конец, а лишь новое начало. Она дала ему свою рукоять светового меча с двумя эмиттерами. Кэл смог соединить обе части кристалла с помощью Силы и создать двусторонний зелёный меч.

Падаваны и становление джедаев

В дальнейшем ученики должны были пройти серию тестов и выполнить тренировочные упражнения, прежде чем получить звание рыцаря-джедая. «Экзамены» включали в себя демонстрацию мастерства обращения со световым мечом, способности использовать Силу в боевых ситуациях и знания философии и доктрины джедаев.

Будучи падаванами, ученики работали в тесном контакте с рыцарем-джедаем, который служил их учителем и наставником. Эти отношения часто были очень близкими, и многие падаваны считали своих мастеров-джедаев суррогатными родителями.

Юный Грогу беседует с Асокой
Юный Грогу беседует с Асокой

Но не все джедаи следовали традиционному пути обучения, который начинался с раннего детства и включал в себя этапы юнлинга, падавана, рыцаря и мастера. Некоторые находили свой путь к Силе в более позднем возрасте или под влиянием необычных обстоятельств. Эти индивиды часто отличались от коллег уникальными способностями, опытом и взглядами, что и приводило кого-то сразу в рыцари, а кого-то — в падаваны.

Например, следователи —специализированное ответвление Ордена — были джедаями, которые специализировались на расследовании преступлений и шпионаже. Они часто работали в одиночку или под прикрытием, проникая в ряды какой-либо сомнительной организации. Джедаи-следователи обладали высоким уровнем интуиции, аналитического мышления и адаптации к разным ситуациям. А ещё особой склонностью к применению Силы для получения информации или манипуляции умами. Некоторые из них, подобно Квилану Воссу, который работал под прикрытием во время Войн клонов, постоянно двигались по грани, что отделяла Свет от Тьмы.

Кэл Кестис, главный герой Star Wars Jedi: Fallen Order и Survivor похож на Восса тем, что оба обладали навыком Силы под названием «психометрия».

Эта касательно-ощутительная фигня, которую ты делаешь с вещами, будет кстати.

Акар-Дешу в разговоре с Квинланом Воссом

Это способность джедаев «читать» воспоминания и эмоции, связанные с предметами или местами. Это одна из форм телепатии, которая требует сильной связи с Силой и высокой концентрации. Джедаи могут использовать психометрию для расследования прошлых событий, изучения древних артефактов или поиска улик. Однако психометрия опасна, если джедай сталкивается с предметом, насыщенным тёмной энергией или страданием. В таком случае, джедаю нужно сохранять спокойствие и не поддаваться влиянию Тёмной стороны

Взрослые ученики вроде Квилана всегда оставались «тёмной лошадкой», склонной к падению не на ту сторону силы
Взрослые ученики вроде Квилана всегда оставались «тёмной лошадкой», склонной к падению не на ту сторону силы

Большинство джедаев-следователей вроде Феруса Олина (ставшего в итоге частным детективом) не обучались в качестве падаванов, так как были найдены Орденом джедаев во взрослом возрасте и не могли пройти традиционное обучение. Они получали базовое понимание Силы и владения световым мечом от мастеров-джедаев, а затем продолжали образование на практике.

Некоторые из них также получали дополнительное обучение от других специалистов — разведчиков, хакеров или контрабандистов. Даже сам путь обучения развивал в них куда большую самостоятельность, чем у «обычных» коллег.

Обложка к одному из изданий Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy
Обложка к одному из изданий Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy

В игровой индустрии примером подобного подхода к обучению можно считать «карьеру» Джейдена Корра из Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy. Ученик Люка Скайуокера и Кайла Катарна, как и многие джедаи-следователи и подобные им «изгои», был принят в Академию о взрослом возрасте. На начало игры Джейден уже самостоятельно собрал меч и мог уверенно использовать базовые навыки Силы вроде толчка или притягивания предметов.

Джейден Корр имел больше свободы в выборе миссий и способов их выполнения, зачастую выполняя роль некого наёмника. Обучение джедаев было строго регламентировано и подчинялось Высшему Совету джедаев, Корр же не только получал задания от Кайла и Люка, но и мог сам решать, в каком порядке их выполнять, а также какой стороне Силы следовать в процессе.

Но самым главным отличием обучения Корра от классического джедайского в Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy стало то, что главный герой не проходил традиционные испытания джедаев, которые проверяли его мужество, плоть, ум и дух. Вместо этого он сталкивался с реальными опасностями и вызовами, связанными с местными культистами Рошем Пенином и Марком Рагносом.

Фан-постер, сделанный руками неизвестного фаната и представляющий героев Jedi Academy
Фан-постер, сделанный руками неизвестного фаната и представляющий героев Jedi Academy

Обучение Джейдена Корра было более индивидуальным и адаптированным к условиям современности, чем классическое обучение джедаев. Джейден весьма эффективно защищал порядки Нового Ордена Люка Скайуокера до определённого момента, что, в теории, могло послужить причиной его «свободы действий».

Как правило, до распада Республики жизнь падавана состояла из строгой дисциплины и обучения. Это долгое и трудное путешествие, но те, кто завершал его и получал звание рыцаря-джедая, становились одними из самых могущественных и уважаемых личностей в галактике. А те, кто не смог сделать это, становились, к примеру, менторами и сотрудниками в Храме Джедаев из-за своего огромного багажа знаний о силе, либо уходили прочь.

В «Легендах» история и роль падаванов менялась в зависимости от эпохи и обстоятельств, в современной же итерации «Звездных войн» будущие поборники справедливости в далёкой-далёкой галактике представлены в основном в период Войн клонов и имеют более стабильный статус и правила обучения.

В прежнем каноне, до и во время Старых войн ситхов мастера и рыцари могли брать множество учеников. Система обучения была менее централизована и регламентирована, а некоторые мастера даже создавали свои небольшие школы, где обучали группы учеников. Но после Великих войн ситхов Совет джедаев ограничил число учеников до одного — верховное руководство считало, что подобная пара должна была быть сведена Силой. Это было сделано для предотвращения конфликтов и соперничества между учениками, а также укрепления индивидуальной связи между мастером и падаваном. В Новом каноне же не упоминается о таких изменениях, и предполагается, что правило одного ученика действовало всегда.

Старые войны ситхов — серия галактических конфликтов, которые охватывали промежуток времени с 4000 ДБЯ по 3950 ДБЯ, характеризовались падением большинства джедаев на Тёмную сторону и практически полным уничтожением Ордена джедаев
Старые войны ситхов — серия галактических конфликтов, которые охватывали промежуток времени с 4000 ДБЯ по 3950 ДБЯ, характеризовались падением большинства джедаев на Тёмную сторону и практически полным уничтожением Ордена джедаев

В Старом каноне падаваны носили одежду из простой ткани и завязывали волосы в хвост или коротко стриглись, а также оставляли одну или несколько косичек на затылке. Они назывались браидами и символизировали статус падавана. Когда падаван проходил испытание на рыцаря-джедая, его мастер отрезал ему косичку. В Новом каноне браиды носят не все падаваны, а только некоторые. Испытание на рыцаря-джедая никак не связано с данным атрибутом внешности и скорее носит формальный характер. К примеру, Кэл Кестис из дилогии Star Wars Jedi самостоятельно изменил прическу после приказа, но в дальнейшем официально назывался рыцарем-джедаем и надеждой возрождающегося Ордена, а Люк, Грогу, Рей и Кайло Рен не знали об этой традиции вообще.

Падаван и джедай — это не просто ученик и учитель, а два партнера, связанных силой и доверием. Они обучаются друг у друга, делятся опытом и знаниями, поддерживают и защищают друг друга в трудных ситуациях.

Учитель и ученик

Отношения падавана и джедая имеют глубокий философский смысл. Они не только обучают падавана навыкам владения Силой и световым мечом, но и формируют его мировоззрение, ценности и характер. Падаван учится быть спокойным, безмятежным, гармоничным, смиренным, послушным, ответственным и самокритичным перед своим наставником. Джедай, в свою очередь, учится быть терпеливым, мудрым, добрым и справедливым перед своим учеником. Он также становится примером, защитником, другом и отцом для падавана.

Связь падавана и учителя также помогает им преодолевать испытания, соблазны и опасности Тёмной Стороны Силы и требует от обеих сторон готовности отдать свою жизнь друг за друга, за Орден джедаев или галактику.

Юный Кэл с Тапалом на борту республиканского крейсера
Юный Кэл с Тапалом на борту республиканского крейсера

Главный герой Star Wars Jedi: Fallen Order Кэл Кестис был падаваном Джаро Тапала, который служил генералом во время Войн клонов. Ласат, как и многие его соплеменники, был строгим и требовательным наставником, который учил Кэла следовать Кодексу джедаев. Кэл уважал и любил мастера, хотя иногда испытывал страх и неуверенность — редкие похвалы не всегда попадали в цель.

Но всё изменилось в день, ставший трагедией для Кэстиса, Ордена и всей галактики. Во время исполнения Приказа 66 Джаро Тапал пожертвовал собой, чтобы спасти Кэла от клонов, исполнив долг учителя и джедая. Это событие глубоко травмировало Кэла, заставило его скрываться от Империи и отречься от Силы. Однако воспоминания о мастере продолжали преследовать Кэла в виде кошмаров и галлюцинаций. Кэл также чувствовал вину за то, что не смог спасти Джаро Тапала.

Спустя пять лет после этого Кэл встретил нового наставника — Цере Джанду, бывшего джедая, которая разорвала связь с Силой. Цере помогла Кэлу восстановить способности и вернуть уверенность в себе и отправила его на поиски голокрона Эно Кордовы со списком чувствительных к Силе детей. В ходе путешествия Кэл узнал, что Джанда была почти запытана до смерти Второй сестрой — инквизитором Империи и её бывшим падаваном. Но Цере не считала ученицу виновной, наоборот — она думала, что предала своих подопечных и поддалась Тёмной стороне Силы.

Нелёгкой дорогой Силы: всё об образовательной системе джедаев

Кэл был шокирован этим откровением, но решил довериться Цере и продолжить миссию. Столкнувшись с непредвиденными проблемами в ходе задания, Кэл был готов погибнуть от рук куда более сильного врага, но Цере пришла на помощь и снова использовала Тёмную сторону Силы. Она попросила Кэла бежать, но Кэл не послушался и вернулся за учителем.

Философию пары учитель-ученик можно привести к основным четырем догмам:

  • Уважение. Падаван и джедай уважают друг друга, признают различия в характере, способностях и взглядах. Они не пытаются навязать свою волю или мнение другому, а слушают, слышат и понимают. Кэл уважал своего первого наставника Джаро Тапала, который определил начало его пути, слышал нового учителя Цере Джанду, восстановившую его связь с силой. В конечном итоге, Кэл уважал и своих врагов, не пренебрегая их силой, и самого себя, не поддаваясь тьме.
  • Дисциплина. Падаван и джедай следуют кодексу, который определяет их поведение, ценности и цели. Они тренируют свое тело, разум и дух, чтобы достичь совершенства в искусстве владения световым мечом и силой. Они не поддаются страху, гневу или желанию. Кэл проявлял дисциплину во время своего скитания по Галактике, скрывая свою чувствительность к Силе, работая разборщиком на Бракке. И, разумеется, был собран во время боёв с ситхами, что и позволяло ему раз за разом выходить победителем.
  • Ответственность. Падаван и джедай несут ответственность за свои поступки и последствия. Они признают свои ошибки и стараются исправить их. Они не уклоняются от обязанностей и не злоупотребляют властью — и Кэл полностью это показал, спасая Цере, будущих джедаев и самого себя.
  • Любовь. Падаван и джедай любят друг друга как братья или сестры, как друзья или возлюбленные, как отец и сын, мать и дочь — и всё в одном лице, следуя принципу «возлюби ближнего своего». Они не скрывают своих чувств и не стесняются проявлять их. Они не ревнуют и не предают друг друга.

Эти качества помогли Кэлу, Цере и многим другим преодолеть трудности и опасности, а также восстановить веру в Силу и в себя. Узнать, что джедаи не одиноки и не забыты в Галактике, а всегда могут найти друзей и союзников. Постичь, что путь настоящего джедая — это путь света и мира, который стоит защищать и продолжать изо дня в день. Уважение, любовь, дисциплина и ответственность не позволяют бросить все на полпути — и пока есть шанс что-то исправить, что-то и кого-то спасти, джедай будет биться за это до самого конца.

Обучение джедаев — это уникальный и сложный процесс, который направлен на формирование гармоничных и мудрых личностей, способных служить светлой стороне Силы и защищать мир и справедливость в галактике. Обучение джедаев основывается на тесной связи между мастером и падаваном, которые вместе изучают Силу, световой меч, историю и философию Ордена, а также выполняют задания, направленные на поддержание мира в Далекой-далекой галактике. Образование не зависит от возраста или умений, а продолжается на протяжении всей жизни, поскольку Сила — это бесконечный источник знаний и опыта.

Обучение джедаев неоднократно подвергалась изменениям и преобразованиям в зависимости от исторических обстоятельств и внутренних конфликтов в Ордене. Однако некоторые принципы и ценности оставались неизменными — уважение к Силе, верность Кодексу джедаев, ответственность за свои поступки и желание помогать другим.

Да пребудет с вами Сила!

Текст написал cr01100001ig для FunPay. Мы рассказываем об играх, а ещё помогаем их покупать 😉

40K40K показов
5.9K5.9K открытий
66 репостов
86 комментариев

ети мантры про обучение джедаев полная чушь.
вот баба там меч взяла, подумала 4 секунды и рено кайла или как его там унизила просто как лоха.
есть теория тчо джедаи не обучались вообще а делали непотребства, прикрываясь обучением.

Ответить

Да и вообще!

Ответить

Прям как люк скайуокер победивший вейдера. Но это, конечно, другое. Там ведь канон для утят, его нельзя осуждать.

Ответить

Красный — особенный случай. Он получался, когда кристалл подвергался влиянию Тёмной стороны.

Мне казалось это происходит из-за того что кристалы были синтезированы, а не находились где-то там в пещерах. Поэтому у всех поголовно с темной стороны были типо табельные мечи почти одного образца.

Ответить

Нет. Красный, это потому что они, типа, злые плохиши. Чтобы легче было с голубыми воинами света различать.

Ответить

Там много вариантов для исполнения, как понимаю — но в любом случае, над искусственным или природным кайбер-кристаллом проводился ритуал «кровоточения», когда ситх внедрял все свои темные эмоции в меч. И именно по этой причине лезвие приобретало красный цвет.

Плюс некоторые из адептов подобного подхода считали, что лучшим выходом будет переделка джедайских мечей через все тоже «кровоточение» — но так или иначе, ситхам было глубоко плевать, как и откуда была добыта сердцевина, они любой кристалл переплавляли под свои нужды.

Ответить

в старом каноне так и было

в новом каноне от дриснея кристалл перекрашивался с помощью Силы (как в комиксе про Вейдера, ответили в соседнем комменте)

Ответить