Как играть в Sunless Sea

… и не проклясть всё после первой гибели

Приветствую, вкуснейшие друзья!

Под статьёй о Sunless Sea были чрезвычайно интересные комментарии. Кто-то откликнулся с искренним непониманием, как можно в это играть, кто-то честно признался, что ему не помешало бы руководство. Так что я решил написать, как сам играю. Некоторые из этих советов вам действительно могут помочь.

Как играть в Sunless Sea

Важно понимать, что я далеко не чемпион, на днях только-только получил самую простую победу в игре — ушёл в отставку, купив особняк на берегу моря и накопив тридцать тысяч местной валюты. Однако что-то я понимаю. Да, также я не планирую уходить в детали вроде «что такое Сердца и что они делают». Я предполагаю, что это руководство будут искать люди, ищущие поддержки в уже начатом освоении Бессолнечного Моря.

[Для наглядной демонстрации некоторых моментов я записал видео-версию этого руководства. По сути, это первые рейсы, плюс комментарии, что-почему. Если вам такое интересно, вот ссылка.]

Оглавление

1. Не терзайте свою память в поисках языка

Я в прошлой статье не написал об этом сразу. На игру есть русификатор. Если вам сложно или вас пугают стены английского, то вперёд. Он неплохой, пусть и не конгениальный*. Опять же, не моё решение, но при выборе из двух зол я бы установил русификатор. Часть шарма потеряется, но лишь часть.

2. Unforgiving Mode это для псих… в смысле для извращен… в смысле на любителя.

В Sunless Sea есть два режима игры. По умолчанию стоит «Неумолимый» режим, в котором работают только автосохранения в доках, а гибель капитана — явление окончательное. Однако лёгким мановением руки в опциях вы можете переключить игру в режим с сохранениями.

Что вы получаете при этом? Вас не будет так пугать море и его опасности. Сталкиваясь с тварями, вы смелее можете бросаться на них, пускаться в авантюры и так далее и так далее. Опять же, меньше фрустрации – я вижу у многих вызывает проблемы смерть внезапная, смерть по глупости и т. п.… С другой стороны мне кажется важным ощущение тревоги в море. Это часть опыта, который даёт игра. Ты беспокоишься за топливо, беспокоишься за экипаж, тебе кого-то жалко (себя, конечно, в основном, но и окружающих тоже).

Кроме того, как мне кажется, это по сути делает бессмысленным всю организацию темы с наследием Капитанов. Вот это событие, когда капитан погибает, но при этом чего-то добивается, передаёт своему приемнику часть оборудования… Вся его ценность слегка исчезает.

Однако если выбор стоит между «проходить с сохранениями» и «не проходить вовсе», я ратую за первый вариант. Почему игра того стоит, писал в предыдущей статье.

И да, как вы могли предположить, сам я играю в дефолтном «Неумолимом» режиме. Однако я и в некоторых обзорах, и в комментариях встречал людей, которые и не знали о том, что в игре можно включить ручные сохранения.

3. Жадность фраера сгубила… В смысле, жадность — капитана погибель.

В море всегда есть ещё один порт, ещё одно задание, требующее внимания. Порой кажется, что топлива хватит, что всё будет хорошо. Игра постоянно ловит игрока на этом. Если брать чисто мой случай, я регулярно забываю смотреть на показатель «ужаса команды». А если он дойдёт до 100, это почти гарантированная смерть, особенно в начале игры.

Есть обратная сторона, что в какой-то момент вам может очень не хватать денег, и поэтому приходится рисковать, в надежде, что где-то там топливо можно будет купить. И в принципе, уже после открытия основных портов так и есть. Ещё более верно это для кораблей, способных превращаться в субмарины — такую возможность добавили в DLC Zubmariner. Это дополнение меняет баланс игры, и у неё по сути, появляется «мидгейм», когда если вдруг у вас кончается топливо — в большинстве подводных портов оно есть, да ещё и дешевле, чем на поверхности. Однако для этого вам понадобится выполнить квест в Сердоликовом порту, а его ещё обнаружить надо.

Важно. Если вы остались без топлива и гадаете, какой вариант отчаянной попытки к спасению выбрать — берите молитву Шторму. Он более благосклонен. Впрочем, о смертях ещё ниже будет.

Ладно, про жадность — это тоже довольно известный момент, большинство игр так или иначе карает за неё. Дальше более конкретные советы.

4. Навык «Страницы» и выбор прошлого

Менее очевидный нюанс, требующий цепочки рассуждений. Чтобы качать навыки вашего капитана, вы используете Секреты. Самый простой способ получить Секреты — это разведка новых портов и исследование убитых тварей. За них дают Фрагменты, которые конвертируются в Секреты. При этом количество Фрагментов, дающих Секрет – величина непостоянная, зависящая от величины вашего показателя «Страницы». Чем они выше — тем меньше Фрагментов нужно, чтобы получить Секрет. А значит, чем раньше у вас будет высокий показатель Страниц — тем быстрее вы сможете прокачаться и стать бойким покорителем морских просторов.

Этот факт несколько сужает наши варианты при создании персонажа. Из пяти вариантов нашего прошлого остаётся только два. «Поэт» и «Естествоиспытатель» (a natural philosopher). Первый вариант даёт стартовый бонус +25 Страниц, второй даёт единственного офицера в игре, который поднимает Страницы за Секреты. Однако в обоих случаях вы сможете поднять Страницы не выше 50. Дальше либо квестами, либо создавая и продавая Монструозный Альманах. [продавать приходится, потому что вы не можете создать ещё один Альманах, имея другой] Тоже хорошее дело, но у него своя цена.

Когда вы покупаете себе дом, у вас появляется возможность создать ряд предметов. Их создание требует 7 Секретов для каждого (кроме прочего) , но при этом поднимает и одну из характеристик на 7, и даёт предмет для корабля. Будучи установленным, он поднимет вашу характеристику ещё на 7. Однако если вы не гоняетесь за созданием Песни Соли, вам понадобится лишь Альманах. Он обойдётся вам в 7 Диковинных Артефактов и 7 Секретов. (и 1000 Эхо для покупки дома, если говорить в целом)

Важно. Иметь под рукой семь Секретов — это очень полезная практика. Ну или хотя бы один. Потому что игра периодически подкидывает проверки, требующие этих Секретов, а раздобыть их просто так не получится. Трюм они не занимают, так что почему бы и да.

5. Игровая викия, или Sunless Sea Wiki

Вот это уже совет на любителя, потому что технически это обман системы. В Sunless Sea Wiki вы можете найти объяснение всех или почти всех квестов в игре, что вам требуется и как это добыть. Для одной из скрытых амбиций тут и вовсе есть подробный гайд, что и в какой последовательности стоит делать. Однако никто не заставляет вас читать всё, что даёт викия. Я сейчас поясню.

В игре десятки портов с десятками товаров. Запомнить, что и где продаётся, вы не сможете. А значит, придётся записывать. Что Тёмнокапельный Кофе можно купить не только в Лондоне, но ещё в Сердоликовом порту и двух других местах. Что тот же Альманах продать можно только в Вендербайте и так далее и так далее. Информации вагон. Держать её в голове не то что не получится, а и не надо.

<i>Вот собственно, простой пример про этот самый кофе.</i>
Вот собственно, простой пример про этот самый кофе.

И вот за этим я и предлагаю использовать викию.

Кроме того, это может быть решением многих проблем начинающих капитанов по части спорных, рискованных квестов. Скажем, если вы рискнёте отправиться на Юг, за пределы карты, то вас может ждать неприятная кончина. О чём вы можете узнать, предварительно зайдя в викию. Технически, об этом ещё предупреждают в ближайшем к переходу порту, но случайно можно и прошляпить это предупреждение.

Опять же, викия в курсе, что её читают боящиеся спойлеров люди. В большинстве случаев есть два варианта демонстрации взаимодействий — краткое и подробное. Краткое вам предоставит только название действия, его тип и последствия. Подробное содержит спойлерный текст.

6. Стратегическая — и Важная информации

Когда я осваивал игру, я умудрился пропустить подсказку об этой возможности. Собственно, её в самом деле можно проглядеть, если разговаривать с Адмиралом в Тёмных Очках невнимательно. Я, кажется, обнаружил эту опцию случайно, копаясь в очередной раз в трюме корабля. Стратегическая Информация, за которой вас посылает Адмирал, может быть «использована». Из двух Информаций и дополнительного предмета можно получить Важную Информацию.

Как играть в Sunless Sea

За Важную Информацию вам платят почти в два раза больше, особенно если отдавать её не Адмиралу, а его конкуренту, Ненасытному Дипломату. Собственно, работает это так — вы складываете две информации, отдаёте Важную Адмиралу и он рассказывает про Дипломата. А Дипломат — это не только бОльшая цена за ту же Информацию, но и работа с шпионской сетью Лондона. Всё, разумеется, чуть сложней, чем я описываю, это в общих чертах.

7. Удача Новичка.

С некоторых пор в игре есть такое одиночное событие (Beginner’s Luck). Я не смог его воспроизвести на видео — впрочем, я просто не добрался ни до одного из портов, где его получают. Если что, на викии есть полный список, я же назову лишь один порт в следующем абзаце.

Как это работает. Каждый новый капитан при достижении определённого порта может найти некое сокровище. Наиболее перспективным в этой области является Алчный Горизонт, но и в других местах вас ждёт весьма сочный куш. У него там есть некий шанс рандома, может прям повезти-повезти, может не очень. Но в любом случае это приятный бонус, который вы не хотите упускать. Например, если вам повезёт, в Алчном Горизонте вы получите артефакт для Первого Куратора Вендербайта. Кстати о нём:

8. Деньги не такая большая проблема, как кажется поначалу.

С одной стороны, хочется предложить действовать, не сильно полагаясь на совесть. В игре вам очень быстро предложат возить контрабандой человеческие души, особые наркотики, содержащие чужую память, или скормить пассажиров здоровенным паукам. Поначалу я очень избегал всех этих путей, а потом выясняется, что вы можете играть роль втирающегося в доверие агента. Пауков можно потом поджечь к дьяволам, забравшись в их святая святых, например.

Ну и в конце концов просто решаешь — почему бы и нет?

Но вам не обязательно нарушать свои принципы. Прежде всего стоит обратить внимание на квест Первого Куратора Вендербайта. Он туманно сформулирован, из-за чего его выполнение поначалу может показаться сложным. Но за каждый этап вы получаете награду, которую в Лондоне можно обменять на 1000 монет. Что для начала игры немало. Во всех подробностях можно сдаться и прочитать в викии. Для более принципиальных опишу туманно — две вещи можно добыть в Алчном Горизонте, и ещё одну — следуя квестовой линии Неутомимого Механика (Tireless Mechanic).

Как играть в Sunless Sea

Продвинувшись чуть дальше по игре, а именно, получив следующий по качеству корабль (Корвет класса Форсид), можно начать охотиться за фиолетовыми ежами, что рассекают просторы Востока — всю правую колонку карты. На английском они называются Lorn-Fluke, что сложно как-то перевести. Транслейт гугл выдаёт что-то вроде «Одинокая Случайчность», например.

Важно. Чтобы охотиться на этих «ежей», нужно вооружиться хоть сколько-то мощным двигателем (Боудикку хотя бы) и торпедной пушкой.

Также снова обращу внимание на DLC Zubmariner. Как только вы пройдёте довольно лёгкий квест и сможете опускаться на дно морское, почти в каждом порту к вам будут прибиваться пассажиры, которых надо отвезти в один из подводных городов. Суммы там не то, чтобы огромные, но за счёт их количества это существенно облегчит путешествие. А место в трюме они обычно не занимают.

Как играть в Sunless Sea

9. Смерть — это только начало.

Это скорее обещание будущего для тех, кто стартует, говорю сразу. Потому что смерть в первые несколько рейсов может в самом деле оставить в растерянности и злости. Дальше интереснее. Во-первых, вы скорее всего сможете передать дом следующему капитану. Уже хорошее начало. Во-вторых, у вас может появится ребёнок. Если вы совершите ряд действий, он отправится в море и вы сможете выбрать два «наследия». А это позволяет, как минимум, перенести все деньги умершего некстати капитана. В-третьих, есть ещё ряд достижений, которые отразятся на вашем наследнике. Некоторые из них описаны туманно, а другие довольно прямо. Например, если отправиться за Алчный Горизонт с Торговцем, это даст вам базовый бонус к Страницам, что освободит вас от необходимости выбирать только две истории происхождения капитана.

Как играть в Sunless Sea

Соответственно, далее в процессе игры после смерти вы с самого начала можете крайне успешно стартовать. А уж если вы победу вырвали… Я вот умудрился начать следующую игру с 30 тыс. Эхо, унаследованных от богача-капитана с предыдущей катки. И такое бывает.

Важно. Чем дольше вы играете, тем больше вероятность, что смерть вас так или иначе настигнет. Лично меня чаще всего так или иначе давила жадность. Буквально последнее прохождение едва не кончилось очередным бунтом на корабле, потому что я хотел закончить квест, получив внезапно на руки необходимые материалы по пути. Следует относиться к смерти философски. Хотя бы в игре.

А уж если вы прям много времени играете, то иногда передача управления в новые руки вообще может оказаться желанным событием. Потому что копится груз ошибок, которые уже непоправимы. Так, я провалил минимум два интересных квеста, которые хочется завершить иначе. Возможно, вы ещё и вложение какое-то сделали неудачное и остались без денег… Причин желать смерти вашему капитану может быть немало. Кстати, необязательно его убивать. Если у вас есть дом, то там всегда есть опция «рассмотреть отставку». И вы можете просто решить, что ваш капитан устал от моря. С кем не бывает?

Безусловно, этот гайд неполный. Я лишь постарался собрать те советы, которые неочевидны при первом подходе к Sunless Sea, а их знание сильно облегчает выход в море. Мне бы самому они очень пригодились в своё время.

Закончить хочется открывающими титрами игры. "Море никогда не было дружелюбным для человека… Исследуйте. Рискуйте. Ваш первый капитан, вероятно, погибнет. Другие могут преуспеть."

Как играть в Sunless Sea

* Конгениальный — близкий, сходный по духу, образу мыслей, таланту.

P. S.: прохладная история моего идиотизма. Чтобы записать ролик для ютуба, я установил ещё одну версию Sunless Sea, почему-то рассчитывая, что она будет создавать отдельное сохранение. Хотя мог бы нагуглить, как это работает. В общем, я умудрился сбросить весь свой накопленный за последние месяцы ресурс по Наследию и вынужден снова кататься на базовом пароходе класса Лигейя (кстати, название класса, кажись, отсылка к одноимённому рассказу По. Я вот ещё не читал, надо будет). Забавно. Но опыт, думаю, позволит мне быстро наверстать упущенное. Если что, прохладные истории об успехах в Sunless Sea я рассказываю в ТГ-канале и ВК-группе. Подписывайтесь, если интересно.

22K22K показов
5.1K5.1K открытий
44 репоста
67 комментариев

Текст не читал, но идея со стрелочками, кидающими обратно в оглавление – классная.

Ответить

Частенько же юзают в последнее время.
Вообще не идея не классная, а необходимая в стенах текста.

Ответить

Игра, конечно, просто охуенная. Берёт сеттингом, атмосферой, но, имхо, она не для массового игрока.

Во-первых, отсутствие локализации. Я не знаю, что там за русификатор. Я вообще думал, что работы над ним свернули давным-давно - еще до выхода Зубмаринера. Видимо, я заблуждался.

Во-вторых, очень скромный графоний. Кораблик с видом сверху, квесты в виде текста - сплошная писанина и читанина, где экшон?

В-третьих, тот экшон, который есть - морские битвы с монстрами или другими кораблями - выглядит ну очень неважнецки. Мне лично пофиг на это, т.к. мне больше нравятся текстовые квесты и исследование мира, но кого-то такие вялые битвы оттолкнут.

Ответить

Ну, как и большинство интересных и в чём-то уникальных инди проектов (Underrail щас бы поиграть ......)
Последний пункт кстати скорее всего появился из-за того что изначально у разработчиков первый опыт был в виде браузерки

Ответить

Кто такие эти массовые игроки? Невозможно узнать нравится тебе что то или нет не поиграв. Про локалицию, ну давайте тогда и фильмы только на языке оригинала смотреть без субтитров, ведь обязательно что то потеряется. Люди работали все таки а не в гугл переводчик вбивали. Странно это все крч

Ответить

Хорошие советы для сухопутных крыс, которые бесконечно страшаться Подземноморья и ласкового чириканья грибунов.
Совет с сохранёнками правильный, но лично меня он никогда не лишал БЕСКОНЕЧНОГО УЖАСА перед глубинами темнейшего моря.
А вот жалоб в духе "я играл 70 часов и всё проебал" становится в разы поменьше, после того, как сохранки включаешь. И, действительно, интереснее рисковать становится.
Деньги делать на ежах - самый правильный совет. Шкатулки с солнечным светом идут на хуй - это опасно. Первым капиталом вполне станет кофе, особенно, если закупать подешевле, а до красного мёда слишком долго играть.
Качественный гуиде, новичкам поможет, а я, как просоленный насквозь хозяин подземного государства пойду в Зубмаринер - добывать молодому и азартному священнику бессмертие.

Ответить

Солнечным светом торговал, душами торговал, тканями торговал, красным медом вроде бы тоже - это от него прутся жителя острова котов?
А вот кофем - не особо. Какими-то зелеными фигурками я торговал поначалу, не помню как они называются. На Chapel of Lights в начале игры много плавал, что-то там фармил - скорее всего, Searing enigmas. На Mount Palmerston часто катался - там и топливо для дозаправки дешевое, и души то ли туда, то ли оттуда возил.
Потом вроде бы основным маршрутом стал Polythreme (забираем глиняных болванов) - Hunter's Keep (тратим одного болвана на добычу коробки со змеями) - Fallen London (продаем остальных болванов) - Khan's Shadow (продаем заполненную коробку, покупаем пустую). Выгода неплохая, но в начале игры этот маршрут недоступен.

Ответить