Warcraft III: The Frozen Throne спустя 20 лет

В данной статье хочется разобраться, как чувствует себя Warcraft 3 в 2023 году, то есть спустя 20 лет после релиза и 3 года после выхода Warcraft III: Reforged. По всему миру, а особенно в СНГ, Warcraft 3 обрела статус культовой игры. И это действительно уникальная стратегия. Великолепный гейм-дизайн, уникальная графика, не «устаревшая» за многие года, достоинства можно перечислять долго.

Warcraft III: The Frozen Throne спустя 20 лет

Контент-мейкеры и поддержка игры

Во многом, Warcraft 3 жив благодаря относительно большой и преданной фан-базе.

Если мы возьмем ру-сегмент и обратимся к Youtube контент-мейкерам, то здесь выделяются комментатор Wanderbreaun, отчасти WellplayedTV (начал выпускать видео с выходом патча 1.31) и древнейший комментатор Майкер. Однако в последнее время, как по мне, в популяризации Варкрафта играет огромную роль Wanderbraun. Так, совсем недавно на его канале стукнуло 200 тысяч подписчиков, а видео регулярно набирают 100 и более тысяч просмотров. Создавая видео по старой игре — такие цифры большой успех.

Определенно «секрет успеха» ясен. Живое, веселое, непринужденное общение. Грамотное комментирование с «русификацией» многих понятий, чтобы игру понимала также новая аудитория. Подбор не только профессиональных матчей, но и просто любопытных. Всё это привлекает не только людей, знающих игру и играющих когда-то в Варкрафт, но и широкую аудиторию.

Warcraft III: The Frozen Throne спустя 20 лет

Касательно поддержки игры. Совсем недавно Blizzard наняла для работы над Варкрафт 3 австралийскую компанию PlaySide Studios. Понятно, что это студия, занимающаяся мобильными играми. Хотя в её портфолио есть и RTS игра — Age of Darkness: Final Stand. Достаточно неплохая игра с 80% положительных оценок в Steam из 5 с половиной тысяч отзывов. Например, так, студия выпустила уже несколько вполне хороших патчей, которые пытаются изменить игру к лучшему. Например, последний патч 1.36 вышел 10 мая 2023 года. Он привнес изменения в цифрах, изменяя баланс к лучшему, добавили новый артефакт. Появился новый оверлей в обсервинг системе (красивый, минималистичный, но со своими проблемами).

Киберспорт

Профессиональный Варкрафт, на удивление, интересен и в каком-то плане необыкновенный. Каждый матч, несмотря на одни и те же, в основном, стратегии и тактики, по-своему уникален. В этом и прелесть Варкрафта — всегда находишь что-то новое, узнаешь любопытные нюансы механик игры.

Киберспортивная сцена Варкрафта сейчас находится в угнетенном, шатком положение. «Молодая» кровь практически не приходит в Тир 1 уровень турниров, Близзард не устраивает крупных турниров, а Варкрафт не сосредотачивает в себе крупные суммы денег, как другие игры. Из «молодой» крови на киберспортивной арене выделяются такие игроки как Kaho (китайский игрок, 24 года, играет с 2018 года, выиграл около 16 тысяч долларов), 15sui (китайский игрок, 21 год, играет с 2017 года, выиграл около 38 тысяч долларов), ice orc (китайский игрок, 23 года, играет с 2019 года, выиграл около 16 тысяч долларов).

Во многом на уровне «Т1» сейчас играют только «старички», которым не куда деваться по тем или иным причинам. Исключением является «король орков» Grubby (Манюэл Схенкхёйзен), который закончил карьеру ещё более 10 лет назад, но он заработал за свою карьеру с 2003 по 2010 года около 312 тысяч долларов. Почему же такой успешный игрок перестал играть, в то время как другие, как, например Moon, остались? Все дело в том, что Grubby выбрал путь «звезды». Он личность харизматичная, энергичная и в то время уже обладавшая дикой популярностью. Не удивительно, что он решил выбрать более «легкий» путь через продолжение карьеры как стримера и контент-мейкера. Он умеет веселить людей и создавать уникальный контент.

В то же время такие легендарные игроки как Moon или Happy — интроверты. Им не нравится общаться с людьми. А так как в другую игру, с более большими турнирными выигрышами (Dota 2, League of Legends и другие) они не могут уйти в силу «старости», им приходится продолжать киберспортивную карьеру в Варкрафте. Но тут интересная ситуация. Happy все-таки является также full-time стримером на Twitch, хоть он и не развлекает народ, играет сугубо «академично» и не комментирует свои игры. В то же время Moon ещё более интровертная личность и он вообще не стримит. Также Happy известен своей «токсичностью», прямой позицией «сделаю всё за ваши деньги» (например, дам интервью), и не любящий давать интервью. Настоятельно рекомендую к просмотру «биографический фильм» про Happy. (фильм)

На самом деле интересно, что из России успешных игроков «Т1» уровня всего 3 — Happy, Deadman и Hawk. Из Украины — Foggy и Sonik. Всё. Deadman (Андрей Соболев) известен как первый российский игрок, выигравший на KODE5 2006 с призовым фондом 15 тысяч долларов (выиграл 10к). Для сравнения, Happy смог повторить успех только в 2019, то есть через 13 лет, на Gold League 2019 Summer с призовым фондом 60 тысяч долларов (выиграл 29к).

Deadman играл в период с 2004 по 2009. Основной расой были ночные эльфы, но Андрей также отлично играл на всех других расах. Его приблизительный выигрыш за всю карьеру — 64 тысячи долларов. Как игрок, он является культовым среди киберспортсменов. В свое время повторы его игр разбирали на мувики, а также учились по ним играть. Кому интересно, можно почитать очень подробно про путь Deadman'а по ссылке. Самое печальное в этом рассказе, что 29 сентября 2009 года в возрасте 21 год Соболева не стало. Истинная причина так и не ясна. Желающие могут прочесть письмо его матери по ссылке.

Deadman
Deadman

Hawk — сильный игрок за альянс. Ему 33 года, активно играет с 2008 года, выиграл приблизительно 57 тысяч долларов. Но, увы, на «Т1» уровне он занимал максимум 2, 3 и 4 места. Sonik — украинский ночной эльф, ему 35 лет, играет ещё с 2005 года. Выиграл около 22 тысячи долларов. Но этот необычный игрок больше известен своими более не стандартными стратегиями и уникальным мышлением. Он считается гением непредсказуемой игры. Так что на его повторы игр точно стоит обратить внимание. Конечно, есть такие игроки, как Cash, Dise, JohnnyCage и многие другие, но тогда статья слишком расстянется.

И рассказ про СНГ-игроков замыкает Foggy, Андрей Корень. Но это не последний по значимости игрок. Foggy очень сильный ночной эльф. Ему 30 лет, выиграл около 91 тысячи долларов, а активно начал стримить и играть на турнирах с 2015 года. Например, на Golden Championship Series 2016 он занял 3 место (выигрыш 1400 $), а на Golden Championship Series 2017 Winter он занял 2 место (выиграл 3к $). На западе Андрея сравнивают с Гарри Поттером из-за его внешности. В целом, это игрок, анализирующий Moon'а и играющий на его подобие, но со своими геймплейными мыслями и изюминками. И это работает.

На самом деле печальна ситуация с расой «Альянс». По сути, эта раса не выигрывала на крупных турнирах уже с 2020 года. Когда-то честь этой расы отстаивали такие сильные игроки как Infi (китайский игрок, 33 года, выиграл около 561 тысячи долларов, играл с 2006 по 2021 год), TH000 (китайский игрок, 33 года, выиграл около 454 тысячи долларов, играл с 2007 по 2020 год) и Yumiko (китайский игрок, 33 года, выиграл около 110 тысячи долларов, играл с 2007 по 2020 год на Т1 уровне).

Сейчас остались только «два столпа человечества» — SoK (корейский игрок, 31 год, выиграл около 79 тысячи долларов, играет с 2016 года) и Fortitude (aka Romantic) (китайский игрок, 28 лет, выиграл около 80 тысячи долларов, играет с 2014 года). Также есть Chaemiko, игрок за «Альянс». Ему 29 лет, это довольно сильный и оригинальный игрок, выступающий с 2016 года и заработавший около 62 тысяч долларов. Однако совсем недавно он «ушел на пенсию», не в состоянии зарабатывать Варкрафтом на жизнь. На удивление, он стал барменом.

Из последних крупных турниров можно выделить только Gold'ы 2019, 2020 годов и DreamHack Open 2021 года. Там суммы действительно неплохие и турниры проводились в «off-line» режиме. Тогда как в последнее время турниры проводятся только в «on-line» режиме, турниры проводятся силами старых игроков и их спонсоров, а суммы, мягко говоря, не впечатляют. Например, недавно прошедший турнир Proiron TP League прошел во многом благодаря китайской команде организаторов «War3蛋塔飞», куда входят TH000, Infi и Fly100%, а основным спонсором является компания Proiron, занимающаяся спорт экипировкой. А общий призовой фонд составил 17 тысяч долларов (первое место получает 7 тысяч долларов).

Варкрафт жил, жив и будет жить

Не стоит недооценивать не официальные сервера Варкрафта 3. Такие платформы как IrInA Host Bot, iCCup предоставляют отличную возможность играть с друзьями в Варкрафт, не покупая лицензию. И на удивление, у этих платформ большая аудитория, которая счисляется сотнями и тысячами людей. Также не стоит забывать ныне покойную Garena, на которой также собирались тысячи людей поиграть в Варкрафт. Причем это огромный пласт не только игроков в Доту 1, но и в кастомные карты, некоторые из которых активно разрабатываются даже в 2023 году!

У ряда карт есть преданные фанаты, готовые даже донатить на разработку. Так, например, существует карта Bleach: WoS (Bleach: War of Souls), посвященная аниме и манге Bleach. В ней автор использует лучшие визуальные решения, благодаря чему анимации, эффекты выглядят очень свежо даже в игре 2003 года. Просто посмотрите на эту красоту!

Люди не только готовы в неё играть, но и активно поддерживают разработчика сборами донатов. Как читателю такое, что автор может попросить на изготовление одного персонажа от 1 до 3 тысяч, а иногда и до 12 тысяч рублей? «Да это же цена ААА-игры в Steam!», «Да за такую сумму я куплю игру на PlayStation!», «Можно купить подписку на Xbox GamePass на год!» — вполне ожидаемые комментарии. Однако такие цены обусловлены работой с кодом на языке Jass, работа с анимациями и эффектами и многим другим. Плюс зачастую это разрабатывается одним человеком, хоть он и берет уже многие готовые решения в интернете.

И это только один пример. Существуют и другие популярные карты в аниме-формате — Naruto Legend, Choice Battle, Anime Project и т. д. В них, по большей мере, такая же ситуация. Существует и кастомные карты разнообразных жанров — от Tower Defense и Arena, до Survival и RPG. Но они, как правило, не сосредотачивают такие суммы денег, как это делают ранее перечисленные. Хоть и многие активно разрабатываются и вполне успешно.

В общем и целом, это большой культурный пласт, такая, позвольте, субкультура, играющая в Варкрафт, находящая постоянно что-то новое в столь великой игре.

Кампания

Автор считает, что каждый, кто хочет сегодня приобщиться к классике «стратегий в реальном времени», обязан пройти кампанию Warcraft 3. Она на все 100, 200 и более процентов прошла проверку временем. Как и сама игра. Это то величие, то золото, когда ещё Blizzard действительно создавала игры.

Также примечателен мод итальянского энтузиаста программиста под ником InsaneMonster под названием Warcraft III: Re-Reforged. На данный момент пока готова только кампания альянса. Каждому также настоятельно рекомендую пройти кампанию с этим модом. Он действительно круто обновляет графику, кат-сцены и уровни. Кампания ощущается свежо, современно (в хорошем смысле), с массой нововведений.

Diagnosis

Как итог, Warcraft 3 сейчас находится в плачевном, но не безнадежном состояние. Активность поддерживает по большей мере «старая гвардия», преданные фанаты и просто любопытные люди, которым не безынтересен RTS жанр. Только это позволяет игре жить. А бедная инди-студия Activision Blizzard продолжает свою твердую, и конечно же правильную, политику относительно 3 Варкрафта.

Профессиональная сцена все ещё полна как легендарными игроками — такими как Moon, Happy, так и небольшой гвардией «молодой крови». Хотя с каждым годом все больше и больше «старичков» уходят либо на пенсию (выбирая путь стримера или иное), либо перестают активно играть, но продолжают поддерживать игру организацией турниров и их комментированием. По итогу — при должной поддержке фанатов, возможной удачной работе над патчами студии PlaySide, Warcraft 3 способен ещё долгое время оставаться не только культовой игрой, но и продолжать радовать тысячи игроков по всему миру.

3737
22 комментария

ех. вк3 как много в етом слове. а ети баталии в баттлнет. про сцену в прошлом активно мониторил, рад был частью коммунити. етот микроконтроль порой пальцы ломал.

до сих пор не забуду одну катку в 2007 шоли.
как бм все бегал ко мне в вв и пытался подрезать варденку с виспами. я закупился дастом, раскидывался клинком и пил из мунвелов. в итоге потной игры в 7 минут такого вот дроча он тупо ливнул. тогда я просто потный откнулся на спинку стула и от мандража не мог играть целый день.

потом все таки фокус ушел на ск2.

4
Ответить

Как ртс мне больше нравится старкрафт, но вк определенно уделывает всех по кастомкам. И ведь не только дота родилась в редакторе ВК3. Я немного проорал как в статье написано 2 абзаца об аниме кастомке куда просто донатят на персонажей, а про остальные сказано "Существует и кастомные карты разнообразных жанров — от Tower Defense и Arena, до Survival и RPG." и всё. Castle Fight (вот они, первые автобатлеры KEKW), Survival Chaos где даже сейчас проходят турики по 50-80к рублей (и эта кастомка является лучшим снотворным), Legion TD который отпочковался в отдельную игру в стиме и держит 1.5к онлайна постоянно (что достойно), ТДшки которые до сих пор могут заткнуть половину игр выходящих в данном жанре, Вампиры, утер пати, футмены, РПГшки которые умудрялись делать в редакторе ВК3 это просто отдельная песня . В этом всем было проведено просто огромное количество часов, хоть отдельный лонг делай

2
Ответить

Хз примитивщиная какая-то. Лучше карты Metastasis, Dark Deeds, Parasite, Крейсера (забыл как правильно называлась), Войны Лордэрона, Dark age of Warcraft и куча других. ТДшки вообще на пару раз, прошёл и уже не вкатывает, слишком примитивный геймплей, где 1-2 тактики на всю игру.

2
Ответить

В киберспортивном смысле игра вполне себе жива, жаль только, что ремастер вышел неудачным. Причем вдвойне обидно, что ремастер Дьяблы был сделан именно так, как надо: при том, что для дьяблоида это вовсе и не требовалось, а вот для РТС было жизненно важным. Я имею в виду соответствие визуала и анимации юнитов первоисточнику. Но ремастера ремастера уже, скорее всего, не будет.

2
Ответить

Wanderbreaun меня ни в чем не впечатлил, хотя возможно я застал его в то время, когда его канал был еще зародышем.
Чаще всего я наблюдал за любимым стримером WTii (wtiiwarcraft или Well There It Is), который здорово своей харизмой и рассуждениями играл и играет до сих пор. Иногда играл даже с Grubby и не менее известный FunnyWarcraft. И меня это устраивало, и смотреть гораздо интереснее чем за Wanderbreaun. Я его имя в Ютубе вижу раз в полгода и то периодически вспоминаю, кто он)
Я не знаю, где играют люди по версии 1.31 на неофициальной платформе игры в кастомки, но звучит интересно, я бы сыграл. Не в доту и ее аналоги, а скорее в другие. Типа Slide SpongeBob Slide, Conquest, X Hero Siege (в Рефордже есть, но музыка ломается при переходе этапов), и прочие радости. Не говоря уж о легендарных кастомных кампаний, которые отлично работали до Рефорджа.
А в самом Рефордже нужны танцы с бубнами, чтобы это вообще заработало

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Вот это ты доебался. А между тем комьюнити было огромное.
SoftClub сделал на мировом уровне. Команда переводчиков в Ирландию моталась в локализаторский центр Vivendi. Для того, чтобы выпустить свою версию одновременно с английской.
Перевод до сих пор легендарный.
И я считаю что именно выход дешевого джевела Вар3 с лицухой и качественным переводом популяризовал Батлнет у нас (а вовсе не диабло второе).

4
Ответить