Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Переломная игра, ставшая точкой невозврата для подсерии Megami Tensei.

Persona 3 — JRPG, изначально вышедшая в 2006 году на Playstation 2. Вскоре, она получила разные издания с подзаголовками FES и Portable для той же Playstation 2 и PSP. Игра была портирована на множество современных консолей. А через пару месяцев игра получит полноценный ремейк с подзаголовком Reload.

Что же такого особенного в этой игре? За что её можно восхвалять, а за что ненавидеть? Какие элементы в игре ни в коем случае нельзя трогать, а какие стоит кардинально переработать? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в этой статье.

Осторожно! В статье присутствуют геймплейные и сюжетные спойлеры!

Пролог

Итак, по первым минутам игры вы наблюдаете за каким-то 16-летним синеволосым эмо-школьником. Знакомьтесь, это главный герой Persona 3, через призму которого вы будете изучать мир и историю этой игры. Хоть игра даёт возможность назвать героя любым именем, его каничное имя — Макото Юки. Или Минато Арисато. Или... Сакуя Сиоми..? Нет погодите, давайте просто остановимся на первом варианте.

Макото отправляется в город Иватодай по причине того, что он перевелся в школу Геккоукан. Следующий свой год он будет жить в общежитии. Но в этот момент что-то пошло не так. На улице поздняя ночь. Как только стрелка на часах указала полночь, небо стало кисло-зеленого окраса, а луна окрасилась в желтый цвет. Все пребывавшие люди рядом с главным героем обратились в гробы. Но наш невинный Макото не предал этому особого смысла и отправился дальше к общаге.

Юноша прибыл в своё место назначения, а девочка по имени Юкари указала ему свою комнату и пожелала спокойной ночи. На следующий день вроде бы ничего необычного. Обычная школа, обычный класс, обычные одноклассники. Общежитие выглядит непримечательно. А вот и ночь, пора на боковую ложится.

Или не пора, потому что ночное небо снова окрашено кисло-зеленым цветом. Макото слышит громкий шум, кто-то бежит, кто-то стучится. Это снова Юкари. Она просит нас побежать с ней наверх, на крышу общежития, чтобы укрыться от опасности. Однако, скрыться не удается. Наверх крыши залезает огромное, вязкое, тёмное существо с большим количеством рук, держащих мечи.

Юкари в этот момент пытается выстрелить себе в голову необычным пистолетом. Но у неё не получается, ибо ей мешает тёмная тварь. Макото начинает управлять внутренняя воля. Он берёт пистолет, выстреливает себе в голову и... призывает некую силу под названием Орфей. Эта сила помогает нашему герою одолеть огромную тень, а также расправиться с остальными слабыми монстрами. После этого школьник теряет силы и падает в обморок на месте событий.

Мы называем себя S.E.E.S.

Поскольку у нас происходит одна большая путаница в мире игры и в произошедших событиях, то давайте попробуем по порядку понять каждый из описанных мною моментов:

  • -Почему небо и луна в полночь стали другого цвета?
    Каждый день в себе имеет скрытый 25 час, именуемым "Тёмным Часом". В это время большинство людей превращаются в гробы, кроме некоторых. Вслед за этим просыпаются те самые вязкие твари: "Тени". Одна из таких Теней напала на общежитие на второй день приезда Макото;
  • -Зачем Юкари и Макото стреляли себе в голову из пистолета?
    Как я говорил ранее, пистолет этот необычный и имеет своё уникальное название: "Evoker" (или «Пробудитель»). Благодаря нему можно вызвать своё внутреннее Я именуемое "Персоной". Именно этот тип людей и не превращается в гробы во время Тёмного Часа. В этом всём есть конечно толика сомнений, но я об этом упомяну гораздо позже;
  • -Что это за общежитие такое?
    Если вдаваться в подробности, то общежитие служит некой скрытой базой для группы под названием "S.E.E.S." (Special Extracurricular Execution Squad), созданной Мицуру Киридзё. Формально, S.E.E.S. это школьный кружок, но как вы можете уже догадаться, в эту группу входят люди с возможностью призывать своих Персон для противостояния Теням по ночам;
  • -Зачем они всё это делают?
    Пока что, целью нашего отряда является простое истребление теней во время тёмного часа в таком интересном месте как Тартар. Потому что по их догадкам, всё что происходит в это странное время влияет на людей живущих в городе, вызывая у них "Синдром апатии". Во время этого синдрома у людей пропадает любое желание что-то делать или даже двигаться. Они становятся зомби, без каких-либо целей, просто существуя.
Заранее прошу прощения, у меня порой будет скакать качество записи, картинки и их язык.<br />
Заранее прошу прощения, у меня порой будет скакать качество записи, картинки и их язык.

Сейчас, в наш "школьный кружок" входят четверо участников: Макото Юки, Юкари Такеба, Акихико Санада и Мицуру Киридзё. Через пару дней к ним присоединиться ещё один ученик школы Геккоукан: Дзюнпей Иори. Не бойтесь, про них и про будущих участников S.E.E.S. я поговорю, обсуждая сюжет.

I've never felt like, so miserable...

Одним из основных различий Persona от основной серии Megami Tensei и большинства JRPG (начиная с третьей части) является механика распределения времени по частям дня. Игрок сам решает как он проведёт часть своего времени и на что он потратит свои драгоценные часы. Ввиду того, что мы школьник, первую половину дня, кроме выходных, каникул и праздников, мы будем тратить на посещение школы. Я бы не рекомендовал пропускать диалоги во время уроков, потому что нам придется отвечать на вопросы учителей, давать подсказки нашим друзьям, и даже писать экзамены.

Остальное же время вы можете провести знакомясь или укрепляя вашу связь с одноклассниками, популярным атлетом, престарелой парой и т.д. Такой тип взаимоотношений игра зовёт "Социальной Связью" (далее я их буду называть просто "Соц. связью"). Помимо этого, Макото может ходить в раменную, ресторан, библиотеку или аркадную повышая свои параметры: Успеваемость, Обаятельность и Храбрость. В отличии от той же 4 и 5 части серии Persona, здесь параметра всего три, но вместо пяти максимальных уровней, здесь существует шестой.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

А ещё, в любое свободное время после школы можно купить экипировку нашей команде. Вечером же, помимо всех знакомых нам активностей мы можем пойти в условное "гнездо" откуда и вылезают все наши тени: Тартар. Там вы проведёте не один десяток часов, истощаясь, умирая и пополняя коллекцию Персон.

Конечно, есть ещё мелочи по типу посещения храма Наганаки. Игрок может туда прийти, чтобы укрепить связь с нашими соц. связями, улучшить успеваемость или даже повлиять на свой поход в вышеупомянутый Тартар. А в Portable-версии игры так вообще можно дублировать карты, с помощью которых ваша Персона могла отдельно изучить то или иное умение. Лично я прибегал лишь к укреплению связей между своими друзьями.

Тартар, мой любимый

Ну что ж, давайте поговорим про главный камень преткновения всей игры — Тартар. Что же такое этот ваш Тартар и почему он так сильно пугает людей? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать механики боя и всё, что связано с ним.

Итак, Макото и его сопартийцы сражаются против теней. У каждого из них есть свои устойчивости и слабости против какого-то типа урона или стихии. Слабости теней можно узнать с помощью навигатора, но это занимает время и вы спокойно можете попробовать наугад это сделать. Если игрок попадёт по слабости тени, то ему предоставиться возможность походить ещё раз до того момента, пока все враги не будут повалены. После этого у вас появится возможность атаковать всех врагов вместе. В свою очередь, тени так же имеют возможность бить по слабостям команды и за это получают возможность дополнительно атаковать.

Во вселенной Megami Tensei, как и у других уважаемых себя JRPG, есть свои собственные понятия для атак и стихий. Сложностей особо возникнуть не должно. У умений есть описания и спустя пару десятков часов игрок замечает закономерность. Если у какого-то умения в начале есть приписка "Ма-" значит оно действует на все цели, а не на одну. Или, чем длиннее название тем его эффект сильнее, как те же "Bufudyne" и "Megidolaon" (но если это заклинания по типу Marin-Karin, то они — исключение).

В этой части серии есть ещё уникальные умения, которые могут быть исполнены, если Макото имеет внутри себя две определённых персоны. Например, если вы имеете Джека Фроста и Джека-о Лэнтерна, то вы с небольшим шансом можете сбить с ног всех врагов. Или если у вас есть Тор и Один, то вы можете призвать атаку, наносящую колоссальный урон грозой по всем врагам.

В Persona 3, помимо обычных стихийных атак Огня, Льда или Тьмы есть три типа физического урона: Дробящий, Режущий и Колющий. Это конечно немного нагромождает механику слабостей, но что поделать, надо запоминать. Так же, есть недуги по типу Отравления, Испуга и т.д. Но есть и уникальные статусы по типу Шока или Заморозки. Во время шока, при нанесении любого физ. урона, игрок или враг будет сбит с ног. А во время заморозки повышается шанс нанесения критических ударов.

По моим заметкам, если ты бил по слабостям врагов и постоянно проворачивал «All-Out Attacks», то можно быть уверенным в том, что выпадет "Перетасовка". Во время неё будут показаны карты, а потом они скроются. Карты будут перемешиваться случайно. Они могут просто ускорять перемешку между друг другом, могут во стопку складываться, а могут за пределы экрана убираться. Внутри себя эти карты таят предметы экипировки, деньги или отдельных Персон, между которыми во время боя может переключаться Макото.

Если вы хотите забрать необходимую вам Персону или увеличить количество получаемого опыта, то внимательно следите за тем как перемешиваются карты. Спустя некоторое время вы поймёте их паттерн перемешивания. Например, когда карты забирают за пределы экрана, нужно следить за очередью того, какая карта первая уходит вверх за экран. Потому что они будут возвращаться по порядку того, как их забирали.

Иногда, карта может быть помечена черепом. Из-за чего, взяв её, вы призовёте на этаж Жнеца. Будьте осторожны, сражаться с ним на низких и средних уровнях бесполезно. Напоследок, во время выбора карты вам может выпасть "Удвоение", и вы можете получить дополнительную Персону. Либо всё потерять выбрав продырявленную карту.

А ещё в Portable-версии бывают вот такие приколы<br />
А ещё в Portable-версии бывают вот такие приколы

Так в чём же минус боёвки? Ну, если вы играете в Portable-версию игры или модифицированную, то у вас особых сложностей возникнуть не должно. Но если вы играете в оригинал или FES-версию, то игрок может управлять лишь главным героем, а остальной частью команды будет управлять компьютер! Вот и наш первый звоночек о сложности.

Ну хорошо, у нас же есть меню с тактикой, благодаря которому мы можем отдавать разные приказы каждому участнику команды! Нет. Большинство указаний закрыты за битвами с боссами, происходящими каждый игровой месяц. Некоторые из команд так и просятся быть доступными в самом начале игры.

На этом минусы не заканчиваются. В Persona 3 есть такая механика как "Настроение". В зависимости от настроения главный герой или союзники будут чаще или реже попадать по врагам, уклоняться, наносить критические удары и т.д. Есть четыре типа настроения, а именно:

  • Отлично (Great) — повышенная точность, уклонения и крит. удары;
  • Хорошо (Good) — ваше обычное состояние;
  • Устал (Tired) — пониженная точность и защита;
  • Болеет (Sick) — уникальное состояние, которое бывает у команды лишь за пределами Тартара.

Обычно, Макото и другие участники команды пребывают в хорошем настроении. Если вы хотите повысить его, то вам нужно ночью лечь спать пораньше, либо понадеяться на то, что в уборочной вы почувствуете облегчение. С усталостью дела обстоят по другому. Каждый из S.E.E.S. устаёт при участии в большом количестве битв в Тартаре. Но это настроение можно так же получить во время обучения ночью, если вы застряли на сложной задачке.

В усталости есть как минусы так и плюсы. Например, от неё зависит повышения урона некоторых атак на 50% или 100% . Вдобавок к этому, в школе можно сходить к школьному врачу и пожаловаться на свои недуги. Он даст вам подозрительную микстуру, выпив которую можно повысить свою храбрость.

Ладно, что-то мы немного покинули Тартар, давайте возвращаться обратно. Поговорим про исследование этого небоскрёба. Этажи Тартара генерируется случайно и представляют из себя простой dungeon crawler. По нему разбросаны чемоданы, хранящие в себе деньги, аксессуары, расходники и экипировку. Так же, на них присутствуют телепорты двух видов: маленькие и большие. Маленькие телепортируют нас на первый этаж и полностью восстанавливают HP и MP, бесплатно. А вот с помощью больших мы можем телепортироваться по другим этажам, где также расположены телепорты такого типа.

Между прочим, Макото, как лидер команды S.E.E.S., может отдавать разные приказы участникам во время исследования. Можно попросить разделиться для того чтобы исследовать этаж, после чего тот же Дзюнпей или Акихико будут находить телепорты или предметы. Или можно приказать им по одиночку уничтожать теней, правда сражения по отдельности довольно сомнительны с группой врагов.

Управляя главным героем, вступить в бой можно тремя способами:

  • Напасть на тень незаметно, из-за чего вся команда получит возможность ходить первыми;
  • Напасть на тень, когда она вас заметила. В таком случае поочередность ходов будет зависеть от параметра ловкости каждого из персонажей и теней;
  • Тень атакует команду первой, из-за чего преимущество будет на стороне врага.

Время от времени, на этажах можно найти теней золотого или красного окраса. С ними нужно быть осторожными, чтобы повысить свои шансы на победу. С первых будут выпадать особые монеты, за которые можно получить немало денег. Со вторых можно получить большое количество опыта, но сражаться придётся с довольно сильным противником.

Иногда, можно наткнуться на редкие этажи. На первом типе не будет теней и на нём будут лежать только предметы. На втором типе этажей будет больше теней и с них будет сыпаться удвоенный опыт. А на третьем типе будут присутствовать лишь золотые тени. Последний тип действительно редкий. За 100 часов прохождения мне он попадался лишь четыре раза.

Напоследок, поговорю о сложности Тартара. Тартар это очень душное и опустошающее место. И это не из-за его размеров, хотя это тоже для меня немного играет роль. Моя основная претензия к Тартару состоит в том, насколько он сложный в начале игры! И я не говорю про первый блок, я говорю про второй.

На данном этапе игра ваша команда только-только познаёт новые умения, не имея при себе полезных аксессуаров или уникальной брони. Тем временем мини-боссы на втором блоке это просто настоящая пытка. Пока у вашей команды количество здоровья в среднем немного выше 100HP в этот момент один из трёх мини-боссов имеет умение, способности чуть ли не полностью снести всю шкалу вашего здоровья! Особенно мне запомнился белый саркофаг с 1,500 здоровья, который не имел слабостей. Это была пытка, а не сражение.

Вот этот <a href="https://www.youtube.com/watch?v=9DSIFHTpGZM" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">бидрила</a><br />
Вот этот бидрила

После второго блока духота особо не заканчивается, но становится играть немного приятнее. У остальных участников S.E.E.S. появляются уже вполне весомые умения, а в магазинах можно купить особые кольца, которые очень заметно повышают урон определённых стихий. Последний блок я вообще не зачищал а просто проносился вперёд, ломая лица мини-боссам, не испытывая сложности.

А вот боссы в игре сделаны вполне хорошо. У меня не возникало трудностей при сражении с ними. Больше всего мне запомнилось сражение с Силой и Фортуной именно из-за того, как Фортуна вместо обычной атаки призывала колесо, благодаря которому можно было ударить или навешать дебаффы как на себя, так и на врага.

В итоге, для меня Тартар большинство своего времени был той ещё преградой. Команда постоянно устаёт, мини-боссы готовы отправить игрока на экран Game Over в любой момент, а количество этажей всё не заканчивается. Но бесплатное восстановление HP и MP вместе с тонной опыта, которые ты получаешь если вытянул клевер на поздних этажах с перетасовки во время сражения с красными тенями не давали мне полностью опустить руки. И помните: «Не тот силён кто Матадора убивал, но тот кто с Марин-Карина не сгорал.»

Бархатная Комната

Приветствую вас в Бархатной Комнате. Место, не подвластно течению времени и пространству. Место, которое отражает внутреннее Я человека, владеющим ключом от неё. Как и во всех предыдущих и последующих частях серии Persona, её владельцем является длинноносый человек по имени Игорь. При первых встречах он расскажет про особенности этого места и познакомит нас со своей ассистенткой по имени Элизабет.

В основном мы будем приходить сюда для создания более сильных персон, их регистрации в сборнике, и последующему призыву для повторного использования. К сожалению, за процент заполнения сборника никаких скидок вам не будет, поэтому иногда вам придётся пару раз подумать перед тем как слиять ту или иную персону.

Во время самого слияния у игрока нет возможности выбрать умения, которые вы хотите передать более сильной персоне. Вместо этого игра сама случайно их передаёт. Есть конечно хитрость, с помощью которой передачей умений можно кое-как управлять. Нужно просто отменять слияние и начинать скрещивать персон заново, проверяя список способностей. Повторяем это до тех пор, пока не получим более-менее желаемую передачу умений.

Одной из важных механик слияния является сила и рост персон. Они зависят от того, насколько сильны ваши узы между тем или иным человеком, олицетворяющим одну из 22 карт Таро. Если вы при себе имеете любую персону определённой арканы, то при укреплении связей с кем-то из соц. связей, вы быстрее достигнете нерушимой связи. За каждый ранг соц. связи персона той или иной арканы получает дополнительный опыт. Чем больше опыта, тем больше умений сразу же откроются вашей новой машине-убийце.

Иногда, может произойти одно из двух событий во время слияния. Первое заключается в том, что может создастся не та персона, которая изначально планировалась. Во время второго, персона «может что-то скрывать». Когда вы создадите её, то у неё будет иконка сердца. Если вы полностью откроете этой персоне все умения, то после этого она создаст уникальный предмет соответствующий ей.

Стоит упомянуть о том, что за пределами бархатной комнаты тоже можно творить разные вещи с вашими внутренними демонами. В том же торговом центре «Павловния» есть лавка в которой персон можно превращать в отдельные карты умений или оружия, которые вам будут давать устойчивости к стихиям или недугам.

Поручения

Помимо слияний и призыва персон, у Элизабет вы можете взять "Поручения". Поручения бывают разных типов:

  • Принеси мне что-то с поверженных врагов;
  • Принеси мне что-то, что будет доступно в определённый день;
  • Обучи ту или иную персону определённому навыку;
  • Сделай что-то необычное во внешнем мире;
  • Сходи со мной на свидание в то или иное место!

У некоторых из таких заданий есть определённый срок, например, до первого ноября. Если игрок не успевает выполнить задания такого рода, то последующие задания связанные с предыдущим за время будут заблокированы. Прям самая настоящая кара для перфекционистов.

Честно, мне большинство заданий вообще не понравились. Они простые и однотипные. Нет в них веса. Есть конечно прикольный тип заданий по типу тех же свиданий с Элизабет. Но в большинстве случаев вы будете выполнять их за получение ценных предметов, большого количества денег либо ключевых предметов, благодаря которым вы сможете создавать уникальных персон.

Добавлю про условность некоторых заданий. Например, Элизабет говорит что есть напиток с её именем во внешнем мире, и она хотела бы попробовать его. По описанию задания игра даёт нам примерное расположение этого напитка. А в остальном, крутись как хочешь! Тыкайся в любую стенку, НПС, но ты найдёшь этот предмет! И всё это мы делаем зачем? Правильно, чтобы получить форму горничной для одной из девочек!

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Музыка

Писать музыку к любому произведению — дело непростое. Писать музыку к игре, чтобы она через 20 часов не надоедала игроку — ещё сложнее. Хоть у композитора игры, Сёдзи Мэгуро, уже была набита рука такими играми как Persona 1, Devil Summoner: Soul Hackers и в особенности Shin Megami Tensei III: Nocturne, с Persona 3 ситуация была интересная.

Как вовлечь юных умов, грызущих гранит науки, на плечи которых возложено наше будущее? А давайте поинтересуемся какими жанрами японцы были увлечены в то время! Так, у нас тут в основном превалирует хип-хоп и реп. Ага, значит зовём в наш проект известных певцов по типу того же Lotus Juice. Сочиняем лирику на английском, чтобы не отвлекать народ от игры... и готово!

Изначально я хотел сюда вставить фото Lotus Juice, но потом нашел вот этот шедевр

Пока большинство игроков в очередной раз цитируют тот же "Burn My Dread" или "Mass Destruction", для меня любимой композицией стала "Changing Seasons". Для ничего не подозревающего игрока, который уже приготовился услышать в школе очередное начало "Want to be close" в сентябре, внезапно начинает слышать протяжные ноты вместе с игрой на трубах. И хоть на дворе осень, но приподнятое настроение игры никак не перестаёт угасать.

Название трека: Changing Seasons

С боевыми темами у меня тоже интересная ситуация. Конечно ничто не заменит "BABY BABY BABY" из оригинала, но боевая тема Portable-версии игры, когда ты играешь за женского протагониста, мне нравится больше. Может это из-за того что она действительно хочет заявить о своей противоположности мужскому варианту и своей дерзости, не знаю. Но в ней точно есть что-то более притягивающее для меня.

Название трека: Wiping All Out

Но вот что поразило меня сильнее всего, это момент зачистки любовного отеля от больших теней (сюжетных боссов). Сперва в моей голове сложилось впечатление, что если ты исследуешь локации вне Тартара, чтобы найти большую тень, то там будет играть "Deep Breath" для обозначения полной луны и повышенной угрозы. Но нет, заиграл абсолютно новый трек. Хорошие биты, приятный синтезатор и очередные женские завывания. Но вот один из сэмплов в начале мне напоминает звук скрипящей кровати во время, вы поняли. Господи...

Название трека: A Deep Mentality

Что я думаю о музыке в Persona 3? Стильно, модно, молодёжно! Ну серьёзно, она отлично подходит настроению игры и тому, как она себя показывает игроку. В одни моменты игра передаёт обычные школьные дни в кружках или во время тренировок. В других случаях у нас напряжённые сражения с мольбами на то, чтобы Макото не отъехал от следующего удара. А в третьих случаях игра давит на наши чувства.

Сюжет

Ой, вы даже не представляете как я "обожаю" пытаться рассказать и объяснить историю какой-то JRPG случайному человеку. И нет, проблема не в том как она построена. Наоборот, подача сюжета в самой игре выполнена хорошо. Каждый раз после столкновения с большими тенями мы получаем всё больше информации о том почему появился Тартар, чем являются Тени как существа, и можно ли вообще искоренить этот Тёмный Час. Проблема возникает тогда, когда тебе эту всю информацию нужно собрать в одну кучу и ещё не запутаться в этом самому.

Итак, сначала нам нужно понимать что Тени существуют не только во время событий Persona 3, они существовали и раньше. За 14 лет до происшествий основной игры дедушкой Мицуру, Коуэцу Киридзё, была основана «Группа Киридзё». Они занимались исследованием Теней и изучали возможности их истребления. Первым способом были теории призыва своего внутреннего Я, Персон. Вторым способом было создание особых боевых машин исключительно для сражения с Тенями.

Во время своих исследований оказалось, что у Теней есть возможности искривлять пространство и время. Узнав это, Коуэцу хотел использовать силы Теней для создания машины времени, чтобы будущее человечества было более ярким. Одним из главных учёных по экспериментам над тенями был отец Юкари, Эйтиро Такеба.

Проходит четыре года и планы Группы Киридзё идут по одному знакомому месту. Тени начинают сбегать с лабораторий, их начинают отлавливать и истреблять. В то время, так же, велось создание большой могущественной тени. Но поскольку она была не завершена, тень разделилась на 13 частей, одну из которых заточили внутри шестилетнего мальчика по имени Макото Юки (Хммм, а «Принц-Полукровка» вышел в 2005 году. Интересное совпадение...)

Стоит заметить, что основные исследования происходили под школой Геккоукан и в некоторых экспериментах участие принимали дети. И вот настаёт день Х. Однажды в эту самую школу не приходит большая часть учеников и их объявляют пропавшими.

За пропажей кроется следующая правда. В этот день, эксперимент под руководством Эйтиро Такебы полностью слетает из катушек, из-за чего происходит большой взрыв во время которого погибают все участники Группы Киридзё. В живых остаётся лишь отец Мицуру, Такехару Киридзё. В следствии этого, в Тёмном Часу на месте школы и появляется такое место как Тартар, в котором и обитает большое количество разнообразных Теней.

Всю эту информацию мы будем узнавать на протяжении первой половины игры. Каждая из частиц информации будет озвучиваться разными персонажами. Один кусочек случайно услышат, другой будут скрывать, а третий будет рассказываться всем в открытую. Из-за такого разбросанного повествования я и решил всё это рассказать заранее, чтобы раз за раз возвращаться к этой теме.

Вернёмся к событиям Persona 3. Раз в месяц во время полной луны будут появляться большие тени, которых нам нужно будет истреблять. Спустя пару месяцев, cоветчик и председатель S.E.E.S., Сюдзи Икуцуки (как же я люблю вводить новых персонажей о которых не писал ранее), делает следующее заявление. Каждую полную луну появляется большая тень. Она может быть одна или две. Нужно победить всех 12 теней для того чтобы исчез Тартар вместе с Тёмным Часом!

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Воодушевлённые участники команды, услышав об этой новости, теперь имеют один общий мотив. По мере уничтожения больших теней к нам присоединится школьница Геккоукана по имени Фуука Ямагиси, машина по истреблению теней — Айгис, пёс Коромару (да, даже у псов может быть потенциал к Персоне), младшеклассник Кен Ямада и давний друг Акихико — Синдзиро Арагаки.

В это же время на радаре появляются новые пользователи Персон, не входящие в S.E.E.S. Они называют себя "Стрега" и занимаются убийствами на заказ. В отличии от S.E.E.S., Стрега имеют больше знаний о том как работает Тёмный Час и при первой встрече с нашими героями заявляют, что если вы уничтожите всех больших теней, то миру придёт конец и вы избавитесь от возможности использования персон. Пока что первая причина Стрегу не интересует, им более важна их уникальная сила, благодаря которой они и могут незаметно совершать заказы на убийства.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Бравому отряду S.E.E.S. такие заявления не нравятся и они всё равно продолжают истреблять больших теней. Пока в один из моментов, при встрече со Стрегой не умирает Синдзиро Арагаки. И тут наша команда начинает резко трезветь от таких событий. Это не какая-то игра, это настоящая жизнь и у ваших действий всегда есть последствия. Каждый из команды по своему переживает смерть Синдзиро, в особенности Акихико и Кен.

Ноябрь, близится зима. Осталось победить последнюю большую тень, с чем наша команда и справляется. Но на следующий день ни Тёмный Час ни Тартар не пропадает. Команда S.E.E.S. вместе с отцом Мицуру отправляются к Тартару чтобы изучить ситуацию. Там они встречают Сюдзи с Айгис, которые берут их в заложники и пытаются принести в жертву на крестах ради пробудившегося высшего существа — Нюкты. Наши ребята в итоге спасаются, но случается перестрелка между Сюдзи и отцом Мицуру, Такехару, в результате чего они оба погибают.

Последствия убийства 12 больших теней на этом не заканчиваются. Выше я упоминал про, то что внутри Макото запечатана 13 частица одной могущественной тени. Время от времени она появлялась ночью в виде юного мальчика по имени Фарос (Вообще, на японском его звать Фалос, но, эээээ... я продолжу использовать первый вариант). И чем больше больших теней S.E.E.S. уничтожали, тем чаще он напоминал что вскоре покинет Макото.

Через некоторое время Фарос появляется не только для Макото, но и для всех остальных. Только в виде уже повзрослевшего юноши, который носит имя Рёдзи. Рёдзи знает кто такие S.E.E.S. и чем они занимались последние полгода. Он рассказывает им, что из-за их поступков все 12 больших теней собрались в существо именуемое Нюктой. А сам Рёдзи является аватаром для этого божества.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Нюкта — это неописуемое создание, не имеющее формы. Но её так же порой зовут "матерью" всех Теней. Она является воплощением смерти во всех доступных нам смыслах и олицетворяет её неминуемость. S.E.E.S. начинает задумываться о возможностях сражения с Нюктой, но Рёдзи говорит что её нельзя победить, из-за её невероятной силы. И всё равно, наши ребята против того чтобы сложить руки и просто наблюдать за тем как незаметно к ним подкрадется погибель. В итоге Рёдзи им предлагает два варианта:

  • S.E.E.S. может убить Рёдзи тем самым стирая всю память о Тёмном Часе, о их сражениях и знания о существовании Нюкты. В итоге они последние пару месяцев будут жить простой беззаботной жизнью старшеклассников;
  • S.E.E.S. не убивает Рёдзи и всё же пытается бросить вызов Нюкте в сражении, так же теряя воспоминания о Тёмном часе и сражениях.
Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Персонажи

Наконец-то я могу поговорить о самих участниках команды S.E.E.S. И сразу же начну с того что мне не понравилось. До смерти Синдзиро между всей командой есть некая неприязнь. Их отношения абсолютно никак не развиваются. И ладно я ещё понимаю скрытые мотивы некоторых ребят у которых они особо не развиваются, вот к примеру:

  • Юкари вступила в S.E.E.S. потому что она ищет своего отца. Он пропал 10 лет назад и знает что Группа Киридзё точно что-то скрывает;
  • Мицуру у нас тоже причастна к Группе и всему что творили её предки. Поэтому своими действиями она хочет искупить вину своей фамилии;
  • Дзюнпей хочет просто погеройствовать, потому что он считает что в реальном мире он ни на что не способен. Поэтому при любом удобном случае он сам хочет побыть в роли лидера;
  • Кен так вообще переполнен желанием мести. Он хочет убить Синдзиро за то, что тот убил его маму во время сражения с тенями.

Но есть так же и персонажи либо с более размытой мотивацией, либо с более открытой. Например та же Айгис является машиной, имитирующей людей и их чувства, но в её программе заложена команда по истреблению демонов. Или тот же Акихико. Он не хочет просто постоянно сражаться с тенями потому что ему это нравится. Он хочет стать сильнее, потому что не хочет потерять близких ему людей, как это было в детстве с его младшей сестрой Мики.

Взяв это всё на заметку, первая половина игры ощущается так, будто S.E.E.S. это не сплоченная команда. Это всего лишь знакомые, каждый из коих имеют личные цели. Конечно, есть моменты где они более-менее проводят время вместе по типу тех же сражений, сборов на 4-ом этаже по поводу Тёмного Часа или отдыха на Якусиме. Но лично я не чувствую того, что они друзья. Я вижу лишь неискренность во всех этих действиях.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Но вот наступает осень и происходят важные события. Как я говорил ранее, смерть Синдзиро влияет на Акихико и Кена. Первый, потеряв уже другого человека, перестаёт себя винить за то что он слаб и просто начинает двигаться дальше. Второй в свою очередь на протяжении двух лет планировал свою месть, но не смог убить Синдзиро своими руками.

Акихико решает дать Кену совет в виде отброса всего что держало его в прошлом и смотреть прямо в будущее. Кен понимает, что последнее время он действительно был поглощен этими чувствами и в итоге остался бы в одиночестве. Он решает простить Синдзиро и сказать прощай своей погибшей матери, чтобы смерть важному ему человека не была напрасной.

Тем временем происходят изменения у Юкари и Мицуру:

  • Фуука передаёт оригинальную запись взрыва десять лет назад, записанную отцом Юкари. В ней он говорит что этот взрыв будет спровоцирован специально, поскольку он перенёс возрождение Нюкты на десять лет вперёд благодаря этому же взрыву. Понимая то, что Юкари не зря верила в своего отца и теперь она более решительна в своих поступках;
  • После смерти своего отца, Мицуру начинает себя винить ещё сильнее во всех произошедших событиях. Она верит в то, что если бы она была более осторожной то всего этого не произошло. Здесь на помощь уже приходит Юкари и смачной пощечиной приводит её в чувства. Юкари начинает сравнивать Мицуру с собой, потому что у их обоих погибли отцы, но смерть для них была осознанной. Потому что они верили в то, что их дети смогут справиться с любыми проблемами и выполнить их последние желания в виде искоренения Тёмного Часа и всех теней.

Но самая сильная арка роста над собой, по-моему, досталась Дзюнпею. Во время летних каникул он встречает девушку по имени Тидори. Как позже окажется, Тидори является членом Стреги и они, в теории, должны враждовать. Но сначала Дзюнпей искренне заинтересован в ней, а потом он видит в ней нечто большее чем простую девушку, рисующей в свободное время и истерящей из-за невозможности контролировать свою Персону.

Дзюнпей хочет её оберегать, постоянно быть с ней и просто желает, чтобы она была счастлива. Тидори этого сначала не понимает, но вскоре она сама осознает что не хочет потерять Дзюнпея. Стоит заметить, что до этого девушка не боялась смерти и описывала это всё как «долгий сон».

В одной из встреч между S.E.E.S. и Стрегой, лидер Стреги выстреливает Дзюнпею. Не колеблясь, Тидори готова отдать все свои жизненные силы благодаря возможности своей Персоны. Сначала Дзюнпея переполняет лишь ярость от потери собственного человека и он готов пожертвовать чем угодно ради убийства Стреги. Но товарищи по команде ему напоминают, что Тидори же отдала свою жизнь для тебя, чтобы ты её не растрачивал попусту!

Но есть так же члены команды, суть которых мне особо не ясна. Например та же Фуука. Вот в чём её вообще рост и почему она в команду присоединилась? Она почувствовала что теперь она нужна остальным, когда присоединилась в S.E.E.S. потому что всё это время она была тихоней терпевшая травлю?

Или вот та же Айгис. Сначала она была убеждена в том что уничтожение теней — это правильно. Но как только проснулась 13 частица в виде Рёдзи, напомнившая ей о событиях десятилетней давности, то она почувствовала себя бесполезной как машина, не имея цели. S.E.E.S. ей говорит что теперь, Айгис вольна сама выбирать то что она сама хочет делать. И Айгис выбирает желание "жить" дальше, со всеми её знакомыми и друзьями. С одной стороны мне понятно почему она выбрала это. Потому что сейчас, подобно человеку, она будет искать свою следующую цель. Но с другой стороны, она не жива, она машина. Соц. связь у Айгис если что хороша, претензий к ней не имею.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

С Синдзиро ситуация интересная. Он свою цель выполнил ещё до того как умер. Синдзиро, прекрасно помня про смерть матери Кена, больше не хотел участвовать в сражениях. Поэтому он и ушел с S.E.E.S. два года назад и начал закидываться наркотиками, которые специально подавляют силу Персоны внутри него, но так же и ухудшают здоровье. Синдзиро знал что его смерть близка, поэтому ему особо и нечего было терять в момент смерти.

А, ну есть ещё и Коромару. Коромару хороший мальчик.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Социальные Связи

Ввиду того что Persona 3 — первая игра в серии, которая вводит много вещей по типу распределения времени и развития отношений не с основными персонажами, то задача была не из простых. Для меня ситуация с соц. соц. связами следующая: половина сделана хорошо, половина — не очень.

Начну с хорошего. Вот например есть линия старого буддистского монаха по имени Мутацу. Он приходит по вечерам в ночной клуб, чтобы напиться и забыться от проблем в семье. Он уже несколько лет не поддерживает связь со своей женой и сыном, которые уехали в другой город и монах теперь не знает где они. Но чём дольше Макото проводит время с Мутацу, тем сильнее герой напоминает монаху о семье. Поэтому, Мутацу решает больше не приходить в клуб и активно начать искать своих близких, чтобы попросить у них прощение за то, что он делал всё это время.

Или есть ещё персонажи, у которых больше влечёт их характер или ситуация. Например есть президент Танака, который обманывает покупателей очень хорошо рекламируя свои продукты. Игрок-то понимает что он самый настоящий мудак, но чёрт подери это делает только и лучше. Такого засранца запомнишь надолго.

Или вот ещё есть неизвестный человек, ник у которого в онлайн-игре — Майа. Чем дольше мы с ней проводим, тем сильнее она нам открывается жалуясь на проблемы на работе и свои личные желания. То есть, соц. связь с Майей схожа со многими из нас, кто свой очередной час проводит во всемирной сети.

А теперь перейду к плохому. Одной из первых соц. связей, которая становится доступной игроку является одноклассник по имени Кендзи. Кендзи нравятся девушки постарше, поэтому он начинает отношения с одной из учительниц из Геккоукана. Но вскоре оказывается что у неё есть другой, более старший ухажер. И Кендзи просто плюет на всё это и двигается дальше по течению. Иии? А в чём суть этой соц. связи? В чём вообще весь этот результат?

Или вот например взять того же гурмана Нозоми. Он обманом вытряхивает деньги с ничего не подозревающих детей и потом просто идёт в разные забегаловки и нажирается там. А потом ещё не понимает, почему ему родители этих же детей начинают угрожать. Ну это бред настоящий просто. А результатом его соц. связи является простой отказ от своих же обманов. То есть без Макото он этого бы не понял? Без комментариев.

Или вот ещё у нас есть Хидетоси из школы. Хммм, в школе кто-то курил в туалете, я нашел окурок, пойду сейчас буду докапываться к каждому ученику и не буду слушать никого, потому что только я прав! Серьёзно, вся его линия состоит в том, что когда Хидетоси всё таки сознается куривший человек, он изменится и буде прислушиваться к другим? Я не понимаю этой логики.

Ну, примеров таких себе соц. связей хватает, по типу той же Тихиро или Мицуру. Но в основном, у большинства из них есть причина и результат, в действия которых я верю и понимаю почему был сделан такой выбор ими. Почему Майко после развода семьи осталась с мамой. Почему Казуси решил уйти с мира спорта и поехал зарабатывать в другой город, почему Юко хочет работать с детьми.

Но есть один отдельный человек, тематику соц. связи которого я бы изменил. А именно Фууки. На протяжении своей линии Фуука хочет себя попробовать в кулинарии и научиться лучше готовить. Сначала мы выступаем подопытным кроликом, а потом уже и весь класс отзывается о её блюдах.

И вроде бы сперва может показаться, что это вполне нормально тематика, особенно для девушки. Но на протяжении всей игры и её же соц. связи, Фуука постоянно напоминает что ей интересна техника. Интересно работать с ней, разбирать её. Так может быть пусть тогда её соц. связь была посвящена технике? Нет? Ну ладно.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Напоследок, хочу рассказать про уникальную механику третьей части. В Persona 3 можно разорвать отношения с одной из активных соц. связей, которая является противоположным полом! Конечно, это было доступно и в 4 части, но когда там можно было сделать лишь с одним человеком, в третьей части это можно сделать со всеми!

Перфекционисты, будьте осторожны. Если вы одновременно развиваете связь с двумя или более девушками, то вы неминуемо можете испортить свои отношения с ними. И самое главное, игра не даёт вам сделать выбор того чтобы вы остались друзьями, девушки просто заставляют вас начать любовные отношения.

Финал

Часики тикают, Нюкта всё ближе приближается к нашему миру. S.E.E.S. решают оставить Рёдзи в живых. Рёдзи прекрасно понимает их выбор и говорит им, чтобы они достигли верхушки Тартара до 31 января. И с этого момента настроение игры кардинально меняется. Вместо привычных труб и приятного женского голоса на заднем фоне играет притихшее пианино вместе с рифами, издающимися эхом. И внутри игрока просыпается тоска. Тоска по простым будням, когда ещё не нужно было думать о том, что через месяц ты вполне можешь умереть.

Это я стою на протяжении десяти минут и наслаждаюсь треком.                       Название трека: Memories of the City

Более того, музыка меняется и в общежитии. Вместо того, чтобы спокойно бегать из этажа на этаж под забавный реп, теперь ты чувствуешь решительность между союзниками. Мелодия подчёркивает всю важность выбора сделанного ранее командой и то, насколько они готовы отстоять его, осознавая возможную погибель.

Наступает 31 января, S.E.E.S добираются до верхушки Тартара и готовы дать отпор Рёдзи в виде Аватара Нюкты. Это довольно непростой финальный босс. Во-первых, он довольно затянут потому что имеет условных 13 фаз. Если первые 12 из них вполне несложные и требуют лишь два-три хода, то вот уже последняя хорошенько прописывает двоечки игроку и бьёт под дых.

Во-вторых, основная проблема состоит в том, что когда ходит Рёдзи, то игра думает что прошло два хода вместо одного. А как мы знаем, баффы и дебаффы статов это основа любого сражения с сильным противником во всей серии Megami Tensei. Тем самым эти самые баффы и дебаффы намного быстрее проходят и вам нужно в разы чаще их использовать.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Рёдзи всё же победить удаётся. Но предотвратить пришествие Нюкты нет. С небес на землю надвигается громадный шарообразный объект, который смотрит на всех людей своих огромным красным глазом. Нюкта своим телом создаёт давлением из-за чего все участники S.E.E.S. падают на пол и никак не могут встать. Кроме Макото. Макото с лёгкостью продолжает стоять на ногах. Более того, он отрывается от поверхности Тартара и летит навстречу Нюкте.

Происходит решающее сражение в небесах. Макото выдерживает все смертельные удары от неосязаемой Нюкты. В эти же минуты он слышит слова своей команды. Они верят в его победу, они готовы пожертвовать своими жизнями ради его победы. Они не позволят пропасть своему миру просто так. Макото тратит все свои жизненные силы на то, чтобы одолеть Нюкту.

Бой завершен. Тёмный Час и Тартар искоренены. 5 марта, в школе выпускной. Проходит месяц с момента как S.E.E.S. спасли мир, но никто из них об этом не помнит. Но за пару месяцев до сражения, они друг другу дали обещание, что когда друзья уничтожат Нюкту, то они отпразднуют свою победу именно в выпускной.

Воспоминания к команде возвращаются и S.E.E.S идут на поиски Макото и Айгис. Макото лежит на коленях Айгис пока она благодарит его за то что дала ему смысл жить и показала насколько прекрасны человечество и сами люди. Но, Макото чувствует сильную усталость и он закрывает глаза... навсегда.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Символизм и Личные впечатления

Возможно, я сейчас покажусь некоторым людям грубым человеком, либо кого-то обижу, но мне абсолютно всё равно на символизм и всякие скрытые смыслы в играх или любом другом произведении. И это касается серии Persona тоже. Конечно, про абсолютно всё я так сказать не могу.

Например, тот же призыв Персон это выстрел себе в голову, что очень отлично подходит самой третьей части. Суицид это один из тех самых подходящих примеров, которые можно использовать для показания того как человек принимает неотвратимость смерти. Меню выбора какого-то действия в сражениях похожа на обойму револьвера. И снова что-то куда-то выстреливает.

Но вот что мне понравилось сильнее в самой игре, это пробуждение Персон внутри участников S.E.E.S. То, как они борются с проблемами внутри себя, как отпускают прошлое, как узнают правду, как борются за желания близких, но утерянных людей. Вот это я понимаю рост Личности! Не то, как главный герой в 4 и 5 части создаёт нерушимую связь со своими командами, нет! Вот он, тот самый верный вариант пробуждения и роста человека, обоснованный геймплеем и сюжетом!

Не знаю как для вас, но для меня посыл Persona 3 в следующем. Не нужно бояться смерти, надо её принять и спокойно продолжать жить дальше. Каждому из нас стоит время от времени задумываться о том, делают ли наши действия нас счастливыми? Есть ли в них для нас смысл.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

В первой части игры мне не понравились взаимоотношение между командой S.E.E.S. Да, я понимаю почему они себя так ведут, некоторые причины я лично описывал. Но эти же причины не есть у всех и они не является грубыми. Почему Акихико особо с Дзюнпеем не дружит? Почему Фууку постоянно просят что-то скрытно сделать как та же Юкари И Мицуру, а она ток послушно и молча с ними соглашается, хоть сама она действительно не против быть полезной? Почему вообще за пределами Тартара и Якусимы более-менее живых отношений между командой нет? Надеюсь, эту проблему исправят в ремейке.

Я ещё хотел сделать небольшое перечисление того, чем разнятся FES и Portable-версии игры. Но старина Kai расписал уже это всё ещё два года назад.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Последний раз спрашиваю, The Answer кто такой?!

Persona 3 FES, помимо некоторых геймплейных улучшений и добавления соц. связей, так же имеет в себе сюжетное дополнение The Answer. Оно рассказывает о произошедших событиях после смерти Макото от лица Айгис. 31 марта, последний день пребывания команды S.E.E.S. в общежитии Иватодай. Внутри здания витает очень тусклая атмосфреа: каждый из участников команды ещё не отошел от того факта что их лидера больше с ними нет.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Наступает ночь и 31 марта сменяется на, 31 марта. Пока S.E.E.S. гадают причину того почему телевизор давал прогноз погоды на тот же день, в зале общежития появилась лестница ведущая вниз. Из неё вышла девушка похожая на Айгис и сразу же бросилась на жителей общежития. Айгис её одолела, после чего ещё одна машина по убийству теней представилась как Метис. На вопрос, почему она напала на всю команду S.E.E.S. кроме Айгис, она ответила что хочет уберечь Айгис от остальных. И вообще, теперь Метис это сестрёнка Айгис, выкусите.

Сказать что я прифигел от такой резкой смены всего, это ничего не сказать. В голове перебиралось несколько теорий развития таких событий и то, что им может послужить. Но ребята, это ещё цветочки. Попрошу выбросить логику из вашей головы и пристегнуть ремни адекватности. Мы опускаемся на дно, в буквальном смысле.

Бездна времени

Место, откуда появилась Метис называется Бездной времени. Каким-то образом, эта Бездна существовала всё своё время под Тартаром на протяжении десяти лет с самой Метис, и является некой силой противодействия самому Тартару.

Давайте попробуем немного собрать информацию, которая у нас есть:

  • S.E.E.S. застряли в петле времени и теперь каждый день будет начинаться и заканчиваться 31 марта;
  • Причиной этому явлению служит очень сильное желание всей команды не отпускать Макото, они не хотят прощаться с ним;
  • Метис предполагает, что способ вернуть время в былое течение существует, и он скрывается в самом низу Бездны времени.

Ну что ж, у нас не остаётся выбора как начать исследование этого сомнительного места. А, ещё у нас теперь Айгис каким-то образом после сражения с Метис получила способность иметь сразу нескольких Персон, как Макото. И её Афина изменилась на того же Орфея. Брааавооо, гениально просто.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Что у нас по геймплею в Бездне? Да ничего нового, это тот же Тартар, просто он теперь разделён на семь блоков и общее количество этажей поменьше. Но, есть несколько моментов, которые делают пребывание в нём ещё более сложным! Игра конечно предупреждает игрока в начале игры, что дополнение The Answer будет включать в себя более сложные бои и ситуации, а именно:

  • Усложнённые сражения с мини-боссами. Теперь у каждого из них есть пассивная способность в виде уклонения от своей слабости, а это значит что в 2/3 случаев вы будете промахиваться когда захотите сбить врага с ног. Более того, теперь вы хрен сможете использовать боевые умения поражающие несколько целей. Потому что в большинстве случаев вы будете сражаться с тремя мини-боссами в одной битве и у каждого их них будут различаться устойчивости и слабости;
  • Поскольку наша Айгис может владеть несколькими персонами сразу, то ей открывается доступ в Бархатную комнату. Если кто забыл, то в бархатной комнате есть такая важная функция как "Сборник персон". Но его нет в The Answer! Поэтому, вы теперь не сможете регистрировать найденных персон и призывать их для будущих слияний! Вам теперь придётся каждый раз искать необходимую вам персону для того, чтобы получить желаемую и более сильную!
  • Помните в Тартаре было два вида телепортов: большой и маленький. И я помню, славное было время. А в Бездне есть только маленький телепорт, который вас перенаправит в самое начало Бездны. Тратьте вашу ману с умом, когда вы хотите дойти до самого нижнего этажа. Сначала блоки небольшие, но в конце их длинна составляет по 20-24 этажа.

Для того, чтобы игрок не начал натирать верёвку мылом, у The Answer есть несколько положительных моментов:

  • Бездна времени по сравнению с Тартаром почти в два раза меньше. Следовательно, вы там проведёте меньше времени;
  • Прокачка уровней команды так же ощущается быстрее чем в основной игре. Возможно это из-за того что вы начинаете сразу с 25 уровня;
  • Так как в дополнении у вас нет причины и возможности строить отношения между кем-то, то вам доступны персоны требующие максимальный ранг соц. связей, по типу того же Сурта или Одина.
Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Ни в одной игре я не вспомню важного геймплейного куска, который был настолько скучным и монотонным как Бездна времени. Мало того что это самый настоящий реюз такого же душного концепта, так эта локация ещё и не предлагает ничего нового. А теперь вперёд, отключайте мозги, включайте себе там что-то на заднем фоне, на другом мониторе. Страдайте.

Много вопросов, мало ответов

Когда мы доберёмся до самого низа Бездны, то встретим там тень похожую на Макото. После сражения с ней она быстро пройдёт через все стадии разложения и участники команды получат семь уникальных ключей. А ключики то не простые! Метис объяснит, что если сложить их вместе, то создастся один особый ключ, благодаря которому у нас будет выбор: вернутся прошлое и снова провести время с Макото, либо разорвать петлю времени и продолжить его течение.

И в этот момент, неиронично, начинается самая интересная сюжетная часть The Answer. Внутри S.E.E.S. происходит разлом и их желания расходятся! Ха, что-то мне это напоминает...

  • Акихико и Кен хотят продолжить время, потому что какой смысл тогда будет в смерти Макото? Мы что, просто обнулим его жертву?
  • Юкари наоборот хочет вернутся в прошлое и увидеть Макото снова. Внезапно, к ней присоединяется Мицуру;
  • Дзюнпей ни с кем не согласится до тех пор, пока вся команда не примет одно общее решение. Фуука придерживается того же мнения, но она немного в растерянности;
  • Айгис ещё не приняла решения, но на её стороне будет Метис.

Из-за такого поворота событий Метис говорит, что эти ключи можно отобрать у друг друга силой. Услышав это, S.E.E.S. принимает решение сражаться за свои идеи до последней капли крови. Сражения будут проходить командами два на два. Насчёт Акихико, Кена, Юкари и Мицуру всё ясно, а как же быть Дзюнпею? К нему присоединиться Коромару в то время как Фуука будет помогать Айгис и Метис следить за битвами.

И тут я осознал свою роковую ошибку. За всё прохождение я не использовал Метис в боях, а разница между Айгис и ею составляет 50 уровней. Спасибо большое игра, что не сказала мне то, что сестрёнка то будет насильно к тебе привязана во время сюжетных событий!

В целом, бои между друзьями у меня особо проблем не вызвали. Лишь Акихико и Кен вначале немного пугали своими физическими атаками, но потом всё было просто. Наверное стоит поговорить и о музыке, но каким бы не было величие Сёдзи Мэгуро, в этот раз он меня ну никак не удивил. Что во время брождения по Бездне, что во время таких сильных моментов, как отстаивание идей участниками команды.

Что ж, друзей избили, ключи отобрали, соединили их в один общий ключик. Дальше-то что? А дальше, Айгис может выбрать определенный момент куда отправится во времени. Она решает посмотреть на миг, во время которого Макото приносит себя в жертву ради остановления Нюкты и спасения мира. Вся команда переносится на 31 января в момент когда Макото тратит все свои жизненные силы и... становится огромной желтой дверью на которой изображен наш главный герой повешенный на кресте. Теперь я наконец-то понял все эти шутки про «Door-kun'a». А всего-то требовалось пройти дополнение... а ловко вы это придумали, я даже в начале не понял!

Но тут происходит внезапный поворот и оказывается, что Макото сдерживает не Нюкту. Нюкта сама по себе нейтральное создание и просто следуюет желаниям людям. А желания людей внутри Тёмного Часа обрели форму в виде огромного существа по имени Эреб. Эреб состоит из злобы и негативных эмоций людей, который хотят познать что такое смерть. Поэтому они и взывают к Нюкте, чтобы она принесла вечную тьму в наш мир.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Что нам остаётся сделать? Правильно, развеять эти желания путём сражения против них. После довольно честного финального босса (спасибо что ты ходишь один раз) Эреб рассыпается на много частиц, а S.E.E.S. всей командой переносится в... Бархатную Комнату. Их уже поджидает Игорь с поздравлениями о том, что им удалось сбежать из своей петли времени и разобраться с чувствами внутри себя.

А кто же на самом деле Метис? Метис это не сестра. Это внутреннее Я Айгис в виде тени, которое олицетворяло боль утери Макото внутри нашей машины. Наступает 1 апреля. S.E.E.S. могут вздохнуть с облегчением и отправится в новые главы своей жизни.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Боже мой, как же это противоречит многим вещам, которые были в основной игре. Это противоречит тому, как каждый из персонажей вырос, особенно росту Айгис и её желанию продолжать жить. Перевоплащение Афины в Орфея это отдельный номер, я не понимаю как можно было до такого додуматься. Что, какие тени, какая Метис, какой Эбер? Зачем тогда Макото себя в жертву приносил если он и сам не подозревал что сдерживает не Нюкту? Мы же в конце сражения в оригинальной части видим именно то как он один противостоит Матери теней!

И пусть в игре присутствуют такие интересные темы как то, что внутри каждого из нас живёт тень и когда мы боремся против неё мы открываем силу своей Персоны. Я прекрасно вижу предвещание идей для 4 и 5 части Persona, но это больше связано именно с построением правил и мира всей серии игр, нежели отдельной истории именно для 3 части!

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3

Есть немало других причин почему The Answer не стоит и выеденного яйца, но уже просто не хочется копаться в этом. Оно не стоит ни моего времени, ни вашего времени, ни времени самих Atlus. Эта история вместе с геймплейными элементами звучит как какая-то альтернативная концовка основной истории. Причём плохой, во всех смыслах.

Итог

Persona 3 — это весьма смелая игра во многих аспектах. Это смелая идея переиначивания идеи франшизы и её механик. Это смелая идея сохранить настроение середины 2000-х благодаря персонажам и поднимающимся темам внутри сюжета. И это такая же смелая идея сделать один из важнейших геймплейных элементов, где игрок будет проводить добрую половину своего времени — сложной, порой скучной и однообразной локацией.

Я прошел оригинальную Persona 3 для себя для того, чтобы сравнить какие элементы игры Atlus изменят в ремейке. Что они решат добавить, что решат оставить, а что полностью переработать. Но я с уверенностью могу сказать, что я с большим удовольствием, хоть и не всегда, провёл время в этой игре! И вам советую сделать то же самое.

Никогда не думал, что размышления о смерти отрезвляют. Persona 3
40K40K показов
7.3K7.3K открытий
66 репостов
103 комментария

А почему это ты говоришь Дзюнпей, если правильно Джунпей??????????????????????????????????????!!!!

Ответить

Сан не шарит
Дайте ему по шее

Ответить

Прочту, когда не буду бояться спойлеров. А пока за труды.

Ответить

Ты ещё и Answer прошёл, боже мой🙄
А так всё вроде по делу, сам я давно играл уже, многое не помнил, как оказалось. Reload потыкаю в геймпассе
И это не моя любимая персона!👺

Ответить

Все Persona — говно, на мой субъективный взгляд.
Но за такой развернутый текст спасибо.
Я его прочел от начала и до конца и я совершенно точно не являюсь подсадным донатером по дружбе, чтобы создать иллюзию и заставить донатить других пользователей.
Да правда, хорошая работа :)

Ответить