Оружие в серии игр Metro. Часть первая. Metro 2033 и Last Light

Всем доброго времени суток. Я ранее делал посты про арсенал серии игр S.T.A.L.K.E.R, Call of Duty: Black Ops, Rainbow Six: Siege и Mafia 2. В этот раз я решил разобрать арсенал из серии игр Metro, и разделил его на две части. В первой расскажу про оружие из Metro 2033 и Last Light, а во второй про Metro: Exodus.

Будет много интересных и малоизвестных фактов, про которые я сам не знал. Заваривайте чай и устраивайтесь поудобней. Мы погружаемся в мир постъядерной России и глубины московского метро!

Часть арсенала из Metro: Last Light
Часть арсенала из Metro: Last Light

Пистолеты

Револьвер

Шестизарядный револьвер является стартовым оружием главного героя игры Metro 2033. С его помощью Артём отбивает атаку мутантов. В дальнейшем появляются варианты с глушителем, прицелом, удлиненным стволом, ЛЦУ и улучшенным цевьем. Само оружие довольно распространено и найти ствол в различных вариантах можно в руках представителей разных группировок. В Last Light на данное оружие можно установить различные модули, превращая револьвер в вариант револьверной винтовки, про которую я подробнее расскажу, когда речь зайдёт про Metro: Exodus.

Игровая модель внешне напоминает револьвер Smith & Wesson Model 29 под .44 Magnum, но также присутствуют элементы от Colt Python под .357 Magnum, как например, смена длины ствола или установка прицела. Данные револьверы применялись правоохранительными органами США и часто появлялись в кино. Например, Smith & Wesson Model 29 прославил Клинт Иствуд в фильме «Грязный Гарри», а Colt Pyton появлялся в «Секретные материалы», «Бойцовский клуб», «Кинг Конг», «Старски и Хатч».

Для сеттинга постапокалиптической Москвы, револьвер — странное решение. В России мало стволов под .357 и .44 калибр, да и те не так сильно распространены, а револьверы тем более. Так ещё: большой вес, отдача, барабан на 6 патронов, высокая склонность к загрязнениям, делают его не самым удачным видом оружия в столь суровом мире. И в первоисточнике про револьвер ни слова. Лишь в ряде книг они упоминаются.

Неплохим аналогом мог послужить ОЦ-38, АЕК-906 «Носорог» или MP-412 Rex. Ещё как вариант, мог бы быть Наган образца 1895 года, который состоял на вооружении ряда правоохранительных сил вплоть до начала XXI века!

Как аналог мог бы быть самодельный револьвер из фильма «Брат», в котором Данила отобрал данный ствол у бандита. Данный револьвер был под маломощный патрон .22LR. Так и глушитель к нему сделал из подручных материалов: пластиковая бутылка и масляный фильтр. Дешевые револьверы, подобные этому, производились в 90-х годах одной из банд, действовавших в Подмосковье.

В целом, револьвер мог бы быть в Метро, но не такой крутой и заморский, как в игре.


Подонок

Кустарный пистолет впервые встречаем в Metro: Last Light на уровне «Павел» в руках офицера Рейха. В дальнейшем прохождении, данное оружие можно модифицировать, добавив возможность вести огонь в полностью автоматическом режиме, добавить цевьё и приклад, удлинить ствол, добавить глушитель или установить прицел с ЛЦУ.

Внешне пистолет имеет черты Bergmann No. 5 1897 года, а ствольная коробка, затвор и рукоятка заряжания заимствованы от ПП-91 «Кедр». Но на мой взгляд, «Подонок» имеет сильную схожесть с C-96 Маузер. Если установить автоматический режим, то это будет как в модели M712. К тому же у C-96 были модели с отъемным магазином и длинный ствол, приклад и целиком для дальней стрельбы.

Bergmann No. 5 обладал возможностью установки удлинённого ствола и приклада, что позволяло использовать его как карабин. «Кедр» поступил на вооружение правоохранительных органов РФ в 1994 году и используется по сей день. Маузер С-96 с 1895 года до сих пор встречается в качестве наградного оружия, так и находится на оружейных складах.

Как вариант самодельного компактного пистолета-пулемёта, «Подонок» мог бы существовать в реалиях «Метро». В качестве примера могу привести пару подобных образцов:

  • Пистолет-пулемёт из фильма «Брат». На кухне Виктора можно заметить пистолет-пулемет с глушителем, по конструкции чем-то напоминающий чехословацкий Sa 23. Это пистолет-пулемет, изготовленный по индивидуальному заказу, один из бесчисленного множества, изготовленных на территории бывшего СССР в 90-е годы преступниками и повстанцами, качество которого варьировалось от «разваливается в руках» до «заводского качества».
  • Чеченский ПП «БОРЗ». Его производили на заводе «Красный молот» в 1992 году под патрон 9x18. Но в 1994 году началась Первая Чеченская война и серийный выпуск «Борз» был прекращён. Вскоре было налажено кустарное производство оружия и самодельные образцы были мало похожи на оригинальные. Всего было выпущено около 200 штук заводских «Борз», в то время как счёт кустарных образцов исчисляется тысячами.

В реальности, как я говорил ранее, подобному оружию имеет место быть, но настолько старые модели неуместны в столь суровом мире. «Кедр» мог бы быть как один из вариантов. Но можно было добавить или заменить на ПМ с АПС. Либо добавить отдельный класс оружия пистолет-пулемёт, и на базе «Кедра» (или аналогичного оружия) или самодельного образца, Артём улучшал бы его на протяжении всей игры.

Автоматы

Ублюдок

«Стреляет криво, перегревается в две секунды. Поэтому называется «Ублюдком».

Кустарный автомат, который часто встречается на протяжении двух игр. Относительная дешевизна, высокий темп стрельбы и богатая кастомизация нивелирует недостатки: автомат склонен к быстрому перегреву, низкой точности, плохой отдаче и небольшому урону.

Почти у каждого оружия в игре имеется отверстие в магазине. Видимо, это было сделано для упрощения счёта патронов. Для защиты патронов можно было сделать защитную вставку из прозрачного пластика. Таким образом убили бы двух зайцев одним выстрелом — видно кол-во патронов и они под защитой.

Перегрев Ублюдка

Игровая модель базируется на ряде стволов времён Первой и Второй мировой войны: расположение магазина явно взято с британского STEN и немецкого MP-18/28. А принцип действия, когда магазин во время стрельбы проходит через ствол, позаимствовано с пулемёта Hotchkiss M1909. Выбор такой системы довольно странный, ввиду того что мир игры очень суровый и грязный. И при открытых магазинах со множеством свободных отверстий в оружии, они будут легко загрязняться, что может спокойно привести к заклиниванию или быстрой поломке оружия.

В реальности самодельные автоматы и пистолеты-пулемёты не редкость. Во времена Второй мировой войны, советские партизаны переделывали ППД, заменяя распиленные стволы от Винтовки Мосина или пулемёта ДП-27, или используя подручные материалы, создавая уникальные образцы. Для производства могли использовать стальные бочки, проволоку, рамы велосипеда, водосточные трубы и автомобильные запчасти.

В то же время, в Польше было налажено тайное серийное производство пистолетов-пулемётов «Błyskawica» (Молния). Он был создан на базе STEN и MP-40, вобрав в себя их лучшие черты. Всего было выпущено около 700 экземпляров.

«Błyskawica» (Молния)
«Błyskawica» (Молния)

Во время Вьетнамской войны, партизаны переделывали ППШ, MAT-49 и Томпсоны, либо делали свои ПП, которые внешне напоминали оригинальные образцы.

У Ирландской Республиканской Армии (ИРА) были на вооружении самодельные ПП. Одними из самых распространённых были так называемые Shipyard Specials. Взяв за основу британский STEN, народные умельцы из подручных средств создавали смертоносные машины для убийств. Ствол, корпус и спусковые механизмы могли быть собраны из различных запчастей: ножки металлического ствола, водосточные трубы, куски металла, металлические стержни. Ряд других деталей добывали в бою или воровали с оружейных складов. Особенностью таких ПП было отсутствие возможности остановить стрельбу, и лишь когда магазин будет опустошен, ПП перестаёт стрелять.

В целом, «Ублюдок» имеет под собой реальную историю и возможные прототипы, на которые разработчики опирались во время создания игры. Но на мой взгляд, можно было сделать игровую модель более аккуратной.

Калаш

Данный автомат более удобный, чем «Ублюдок», за счет быстрой перезарядки и неплохой мощности. По причине огромного количества и большой популярности, Калаш широко распространён в постъядерной России и используется всеми фракциями. К плюсам можно ещё отнести богатую кастомизацию. Из минусов можно отметить низкую скорострельность и невысокую огневую мощность в сравнении с ВСВ и АК-2012.

Игровая модель основана на АК-74М, но с рядом изменений. Как и с «Ублюдком», магазины открыты, что в реальности при попадании пыли и грязи очень сильно влияло бы на баллистические характеристики и надёжность данного оружия. Также на ствольной накладке газовой трубки присутствуют отверстия для улучшения охлаждения, которые характерны для АК, в то время как АК-74М не страдает от перегрева.

В реальности различные автоматы Калашникова распространены по всему миру. В России до сих пор огромное количество до сих пор хранятся на складах. Так что не удивительно, что Калаш так распространён и популярен в туннелях Метро.

ВСВ

Небольшой и компактный автомат. Обладает хорошей точностью, быстрой перезарядкой и приличным уроном. Стоит отметить, что при установке глушителя мощность выстрела не падает. Из недостатков невысокий темп стрельбы и маленький магазин на 20 патронов. Найти в Метро его не так просто, ввиду ограниченного производства до войны.

Игровая модель основана на ВСК-94 — Войсковой Снайперский Комплекс образца 1994 года, на базе которого был создан автомат 9А-91. ВСК-94 по-факту является дешёвым аналогом ВСС «Винторез» — обе системы используют патроны 9×39 мм, обладают сходными ТТХ, но ВСК-94 технологичнее, проще в устройстве, дешевле в производстве, и имеет еще целый ряд преимуществ.

В реальности были варианты 9А-91 под патрон 5,45x39 мм, но широкого применения не нашли. Возможно, разработчики опирались конкретно на эту модель, что довольно странно, учитывая низкую популярность данного варианта. Также, игровая модель лишилась в базовом варианте глушителя и прицела, но получила новый ствол и цевье. Вполне вероятно разработчики решили не заморачиваться со сменой калибра 9x39 мм и решили объединить все автоматы под один патрон. В качестве альтернативы можно было взять АЕК-971 или АН-94 «Абакан».


Калаш 2012

Вымышленное оружие компоновки булл-пап. Обладает большим магазином на 40 патронов, добротной огневой мощью и скорострельностью, а также небольшой отдачей. Из минусов высокая цена и редкость.

Игровая модель состоит из нескольких видов оружия:

  • Самое очевидное — FN P90. Горизонтальное расположение магазина и общая компоновка;
  • От АК-74 достались прицельные приспособления и ствол;
  • От FN F2000 имеется выброс гильз из области справа от ствола;
  • От ТКБ-022ПМ — вертикально движущийся затвор.

В реальности данное оружие имеет мало общего с реальным АК-12. Но по своей конструкции булл-пап, из реальных аналогов, мог бы быть комплекс ОЦ-14 «Гроза», либо, как я указывал ранее ТКБ-022, либо другой прототип.


АКСУ

«Младший брат» Калаша появился в Metro: Last Light. Получить можно если играешь на уровне сложности «Выживание», либо в «Комплексе разработчика» на уровне сложности «Рейнджер». Из плюсов можно выделить хороший темп стрельбы, быстрое прицеливание и неплохой выбор для кастомизации. Из недостатков: невысокий урон, высокую отдачу и слабую точность.

Игровая модель основана на АКС-74у. В отличии от реальной модели, у игровых прицельных приспособлений и цевьё аналогичны АК-74М. У АКС-74у цевьё выполнено из дерева, а прицельная планка фиксирована. Хочется отметить, что в игре хорошо передали стрельбу из «Ксюхи». Из-за укороченного ствола отдача стала выше, а точность хуже.

В реальности АКС-74у до сих пор состоит на вооружении ВС РФ и ряде спецподразделений. Так что его наличие в игре вполне оправдано.

Дробовики

Дуплет

Одно из наших первых оружий в игре Metro 2033, которое мы получаем во время миссии «Погоня». В Last Light можно найти после выхода на поверхность с Павлом.

Дуплет в Last Light
Дуплет в Last Light

«Дуплет» — это несложное и довольно надёжное оружие, которое сделано по простым правилам сурового постапокалиптического мира: доступность, распространённый калибр и убойная сила. Мощность высокая, особенно в ближнем бою. Можно выстрелить сразу из двух стволов, увеличивая тем самым урон, или же поочерёдно, экономя патроны. 12 калибр распространён во всём мире, и Россия не исключение. Он используется как для охоты, так и в правоохранительной деятельности. Так что найти пачку дроби не составит особого труда. А простота заключается как в создании подобного оружия, так и в его тюнинге. Если не хватает убойной силы — ставь удлинённый ствол или удвой его. Да, в игре можно поставить целых ЧЕТЫРЕ СТВОЛА! А для скрытности приделай глушитель. Сильная отдача или низкая точность — повесь ЛЦУ и прицепи удобный приклад с рукояткой.

Увы, но без минусов не обошлось. Прицеливаться не получится. Следовательно, про точную стрельбу на средние дистанции можно забыть.

В реальности самодельные ружья встречаются. ИРА не брезговала в создании подобного оружия. В наше время часто в новостях встречаются репортажи о том, что полиция нашла в гараже самодельный обрез или двухстволку.

Могу сказать, что самодельная двухстволка для Metro подходящее оружие, но можно было добавить БМ-16 или ТОЗ-34.


Убойник

Полуавтоматический дробовик с барабанным механизмом. Обладает хорошим темпом стрельбы, неплохой кастомизацией и огневой мощью. Барабанный магазин вмещает 6 патронов. В оригинальном Metro 2033 мог оснащаться штык— ножом, но в Redux такая возможность отсутствует.

Убойник со штыком в руках у Бурбона в оригинальном Metro 2033
Убойник со штыком в руках у Бурбона в оригинальном Metro 2033

Из минусов присутствует затянутая перезарядка, и в оригинальном Metro 2033 невозможность прицельной стрельбы и невозможность зарядить шестой патрон, если перезарядка осуществляется при 1-3 оставшихся в барабане патронах.

У игровой модели присутствуют элементы реальных оружейных образцов:

  • Револьверная система заимствована у МЦ-255;
  • Механика стрельбы у системы Luger.

Также у игровой модели, как и у ряда кустарного оружия в игре, в конструкции много свободного пространства и пустых мест, в которое легко может попадать грязь, влага, пыль, что может привести к неисправности оружия или отсыреванию патронов.

Стрельба из Убойника

В целом, интересное оружие. Оно могло быть в постапокалипсисе, но как аналог мог бы быть МЦ 21-12, M133 или КС-23.


Велопал

Ещё один кустарный револьверный дробовик. Он создан из запчастей велосипеда и обрезков труб. Встречается крайне редко в игре и обладает скудной кастомизацией, долгой перезарядкой и небольшим магазином. Из плюсов можно отметить только приличный урон.

Основана игровая модель, что удивительно, на американском дробовике Colt Defender. Defender был разработан в 60-х годах XX века компанией Colt. Изначально был создан четырёхствольный дробовик «Liberator» компанией Winchester, который несколько раз подвергался изменениям, и к 1966 году был заброшен.

Но в 1967 году, на базе «Liberator» появилось на свет данное оружие. Дробовик Colt разрабатывался специально для органов правопорядка и, имевший восемь стволов, помимо всего прочего мог вести огонь боеприпасами не смертельного действия. Конструкция оказалась настолько продуманной, что для запуска в предсерийное производство потребовалось внести всего лишь несколько незначительных изменений. Дробовик Defender имел две пистолетные рукояти и два курка. Вторая рукоятка была вынесена вперед и устанавливалась под блоком стволов, куда обычно монтируется тактическая рукоятка. С помощью первого ударно-спускового механизма производилась стрельба патронами, второй же был предназначен для распыления слезоточивого газа.

Дробовик Defender
Дробовик Defender

Дробовик Defender был чрезвычайно простым в эксплуатации, очень надежным, дешевым в производстве и обладал чрезвычайной огневой мощью. Кроме того, имелась возможность заряжать разные стволы различными типами боеприпасов (картечь, пуля, резиновая пуля, дымовые, сигнальные и т.д.) и выбирать какой из них использовать в нужный момент. Оружие выглядело, мягко говоря, необычно – многоствольный монстр был не очень громоздким, но достаточно внушительным и его грозный внешний вид обладал впечатляющим сдерживающим эффектом. Тем не менее, ни именитая фирма, ни впечатляющие боевые характеристики не возымели должного действия. Хитроумная конструкция пагубно сказалась на простоте обслуживания дробовика, как и не была решена проблема медленной перезарядки. Поэтому дробовик Colt Defender не пошел в серию, а полицейские отдали предпочтение проверенным временем помповым ружьям.

В отличии от «Убойника», данное оружие более подходит игровому миру Метро. Внешне более защищена от внешнего воздействия, так и дизайн более правдоподобен. Плюс, реальная основа меня приятно порадовала.

Абзац

Ручной мощнейший автоматический дробовик. Встречается крайне редко в игре. По умолчанию оснащён лентой на 20 патронов и может вести огонь в одиночном режиме стрельбы, либо в альтернативном выпустить короткую очередь из пяти выстрелов, после чего заклинит и Артём после недолгой анимации приведёт оружие в исправное состояние.

Стрельба очередью из Абзаца

Из модификаций доступен дульный тормоз, снижающий отдачу, увеличенная лента на 40 патронов, ЛЦУ и адаптер автоматического огня.

Проапгрейдив своё оружие, встретив толпу врагов и зажав гашетку, можно будет косплеить Стасяо-Сана: РА-ТА-ТА-ТА-ТА-ТА-ТА-ТА-РА-ТА-ТА-ТА-ТА-ТА-ТА-ТА!

Автоматическая стрельба из Абзаца

Из минусов стоит выделить отсутствие прицельной стрельбы, долгую перезарядку и общую громоздкость.

Игровая модель основана на крупнокалиберном пулемёте ДШК, ствол которого укоротили и переделали под картечь.

ДШК
ДШК

Но мне удалось найти оружие со схожим принципом действия — Капсюльное ружье Treeby. В середине XIX оно было представлено с цепным магазином на 14 выстрелов, имело .54 калибр (13,7 mm) и уникальную для своего времени скорострельность. Всего было изготовлено два экземпляра, которые были представлены Британской Армии в надежде получить контракт. Ружье было испытано, но по результатам испытании было отклонено от принятия на вооружение, хотя и получило восторженные отзывы британских военных.

Капсюльное ружье Treeby
Капсюльное ружье Treeby

Стрельба из Ружья Treeby имела свои особенности, и необходимо было выполнить ряд манипуляций с ружьем, прежде чем произвести выстрел:

  1. Необходимо было зарядить каждую из 14 камор, наполнив их порохом и сферическими пулями, затем установить капсюль в каждой из камор;
  2. Нужно было провернуть рычаг в основании ствола вверх, что перемещало ствол немного вперед по резьбе, на которой ствол крепился к ружью. В результате между стволом и каморой образовывался зазор, который обеспечивал беспрепятственное вращение цепного магазина;
  3. Вручную взводился курок, вызывая поворот цепного магазина и установку снаряжённой каморы напротив ствола;
  4. Необходимо было провернуть рычаг на стволе вниз, таким образом, обеспечивалось центрирование каморы в стволе и обтюрация;
  5. И наконец, можно было производить выстрел. После этого произведения выстрела весь процесс повторялся вновь.

При стрельбе из ружья Treeby очень важно было вернуть ствол в исходное положение, чтобы не оставалось зазоров между каморой и стволом, иначе пороховые газы вырывались наружу и могли причинить урон стрелку, либо инициировать выстрел из других камор. Судя по всему, именно вероятность того, что стрелок в горячке боя мог не довернуть ствол в исходное положение и послужило одной из причин для отказа от ружья британскими военными. Другим недостатком было отсутствие цевья у ружья, что затрудняло нормальное прицеливание и удержание оружия при стрельбе. В настоящий момент одно из капсюльных ружей Treeby с цепным магазином находится в частной коллекции, а второй экземпляр в музее в Хэмпшире, Великобритания.

В целом подобное оружие может быть создано умельцами в глубинах станций Метро. ДШК ещё находится на складах и переделать под такое мощное оружие для борьбы с мутантами будет весьма эффективным. К тому же, почти полтора века назад был похожий экземпляр.


Ашот

Данный однозарядный дробовик, собранный из куска трубы с бойком и рукояткой, появляется в Last Light. Представляет собой дешёвое и компактное однозарядное гладкоствольное ружьё с довольно быстрой перезарядкой. Работает оно по принципу «Один выстрел — один труп». Богатая кастомизация позволит настроить оружие под любые цели и задачи. К тому же, в отличии от Дуплета, с Ашота можно прицеливаться, что даст возможность одним точным выстрелом устранить противника. А то, что Ашот стоит недорого и часто встречается на протяжении всей игры, можно не бояться за его утрату: снимешь с трупа убитого противника или найдёшь в тайнике.

Недостатки не существенные: наличие одного ствола приводит к постоянной перезарядке; а невысокий урон можно компенсировать установкой удлинённого ствола.

Игровая модель в большей части основана на Рейхсревольвер M1883. Но принцип действия, как я считаю, позаимствован со сигнального пистолета, когда у оружия всего один ствол и стрелять может одним патроном. За основу мог бы быть взять ОСП-30, СПШ-44 или СП-81.

Сигнальный пистолет из Far Cry 3

Ещё одним вариантом можно считать однозарядное ружьё за 7 долларов — Richardson R5. Подсмотрев идею у филиппинских партизан, бывший американский военнослужащий Айлиф Ричардсон, после окончания войны, начал выпускать дешёвое оружие самообороны под патрон 12x70 всего за 7 долларов. Оружие состояло из двух частей. В конец первой вставлялся патрон, а внутри второй был острый выступ. Когда обе части соединялись, нужно было их сдвинуть друг к другу, чтобы произошёл выстрел.

Увы, но Richardson R5 мало кого заинтересовал, и фирма Ричардсона в 1947 году обанкротилась. Самое интересное, что через некоторое время были налажены кустарного образа самодельные образцы с идентичной механикой, но за их качество и безопасность мало кто был готов поручиться.

Самодельное однозарядное ружьё
Самодельное однозарядное ружьё

В итоге могу уверенно сказать, что подобному оружию место быть в данном сеттинге. Простое изготовление и тюнинг. Но основу можно было выбрать более приземлённую и доступную, а не старый немецкий револьвер.


Сайга

Автоматический дробовик с хорошими характеристиками и неплохой возможностью тюнинга. Встречается в Metro: Last Light во второй половине игры. Лично для меня, Сайга — один из любимых дробовиков в игре. Нацепив барабанный магазин, прицел, ЛЦУ и глушитель, легко можно уничтожать в ближнем бою мутантов и недругов. У «Убойника» и «Велопала» долгая перезарядка и небольшой магазин, «Ашот» и «Дуплет» приходится часто перезаряжать, с «Абзаца» нельзя прицеливаться. А Сайга среди них самая сбалансированная.

Из плюсов: быстрая перезарядка, хороший урон, низкая отдача и вместительный магазин. Из минусов: дороговизна и в сравнении с Убойником ниже урон и убойная дальность.

Реальная модель основана на Сайга-12. Судя по деревянному цевью, игровая модель базируется на гражданской версии. Приклад взят с АКС-74у. Интересно, что барабанный магазин — это прерогатива только американского рынка (по законодательству России, у гражданской версии оружия объём магазина не может превышать 10 патронов). К тому же, в игре Сайга-12 пусть и с низким, но всё же автоматическим режимом стрельбы. В игровой версии используется стандартная ударно-спусковая группа типа АК и переделать ее в полностью автоматический вполне под силу опытному оружейнику. Наверное, так и сделали с Метро.

Стоит отметить ещё то, что Сайга-12 — единственный довоенный дробовик в игре, остальные — производства Метро или модифицированные.

В итоге Сайга-12 достоверный дробовик, который применяется в руинах московского метро. Больше мне добавить нечего.

Снайперские винтовки

Вентиль

Импровизированная снайперская винтовка с прямым затвором, питание патронами 7,62x54 мм происходит от коробчатого магазина, расположенного с левой стороны. На винтовку можно установить ряд прицелов, ЛЦУ, расширить магазин и нацепить пламегаситель. В туннелях Метро не так много мест, где пригодилась снайперка, но на поверхности она пригождается как нельзя кстати для отстрела мутантов на безопасном расстоянии.

Игровая модель основана не на Мосинке, как многие считают, а на мексиканской винтовке Mondragón M1894, от которой было заимствован затвор и ствольная коробка.

Хорошим аналогом мог бы послужить СВД, СКС или та же винтовка Мосина-Нагана, которые до сих пор применяются в вооружённых конфликтах!

В целом, винтовка с прямым затвором — интересный, но несколько нереалистичный выбор конструкции для постапокалиптической Москвы, особенно такая неясная конструкция, более сложная в изготовлении и менее надежная по сравнению с традиционной винтовкой с поворотным затвором. Да и базироваться на старой мексиканской винтовке довольно странное решение.


Превед

Мощная антиматериальная винтовка в игре с продольно-скользящим затвором. В базовой конфигурации винтовка вмещает только один патрон и имеет своеобразные прицельные приспособления. Но всё это можно усовершенствовать, установив съемный коробчатый магазин на пять патронов, а также четырехкратный оптический прицел, ЛЦУ и пламегаситель. В отличии от Вентиля, Превед обладает более высокой мощностью выстрела, но медленнее стреляет. К тому же, патроны 12,7x108 встречаются крайне редко и весьма дорогие, что оправдывает её редкое применение во всей игре.

Игровая модель основана на ПТРД-41, а при установке магазина становится аналогом ПТРС-41. Эти винтовки применялись во время Второй мировой войны для уничтожения вражеской техники. Что характерно, в игре с её помощью мы уничтожили танк в конце Metro: Last Light. Сами винтовки были очень дешёвыми и технологичными в производстве, практически полностью могли быть изготовлены на токарных станках. В отличии от игровой модели, ПТРД и ПТРС имеют калибр 14,5 × 114 мм, а не 12,7x108 мм.

Отдельно выделю самодельные крупнокалиберные винтовки времён Первой Чеченской войны, которые были сделаны умельцами в кустарных условиях в 1998 году. Вес каждой составлял более 10 килограмм и оснащались отъёмным магазином на 5 патронов. Стволы были позаимствованы у крупнокалиберных пулемётов: у винтовки под 12,7x108 мм ствол от ДШК, а у 14,5×114 мм от КПВТ. Обе винтовки оснащены мощным камерным дульным тормозом, а в приклад установлен пружинный демпфер амортизатора. По словам боевиков, с их помощью удалось сбить несколько российских вертолётов. Также на винтовке нашлось место для установки оптического прицела и складных сошек. Во время тестов стрельбы 12,7 мм винтовки, стрелок после выстрела на короткое время был дезориентирован и на долгое время остался синяк на плече. А всё из-за резкой отдачи, которую приклад не смог погасить. По словам оперативников спецслужб, чеченские стрелки работали парами при стрельбе с подобных винтовок: один производил выстрел, а второй прыгал сверху, чтобы погасить отдачу. При этом между плечом стреляющего и прикладом укладывается сложенный в несколько раз бушлат.

В итоге подобная снайперская винтовка вполне могла находиться во вселенной Метро для уничтожения особо опасных мутантов или остановке вражеской техники.


Хлопушка

Бесшумная полуавтоматическая снайперская винтовка, выполненная по компоновке булл-пап, с интегрированным глушителем и отъёмным коробчатым магазином на 5 патронов. Встречается только в DLC «Faction Pack» и «Developer Pack». Отличается от «Превед» и «Вентиля» бесшумной стрельбой и быстрой перезарядкой. Из модулей ей доступен лишь оптический прицел и ЛЦУ.

Игровая модель основана на ВССК «Выхлоп» и от реальной модели имеет ряд отличий. В реальности «Выхлоп» — винтовка с затвором прямого действия, а не полуавтомат. Питание происходит специальными патронами 12,7x55 мм, а не 12,7x108 мм. Скорее всего, это сделано для того, чтобы разработчикам не пришлось создавать еще один патрон для игры, или винтовка была умышленно модифицирована.

ВССК «Выхлоп»
ВССК «Выхлоп»

В DLC есть упоминание того, что такая винтовка в Метро в единственном экземпляре. Это неудивительно, учитывая её реальную узкую специальность и ограниченное производство.

В итоге, могу сказать, что приятно было увидеть данное оружие в игре, даже не смотря на отличия с оригинальной моделью.

Пулемёты

Гатлинг

Кустарный скорострельный трёхствольный тяжёлый пулемёт, способный вести непрерывный огонь длительное время. Его мы используем в финальной миссии Metro: Last Light. Использует боеприпасы 12,7x108 мм, что делает его дорогим оружием, которое стоит использовать в крайне редких случаях.

Для питания стволов используется заводная электрическая система. В качестве улучшений можно установить дополнительные два ствола, упор для Гатлинга, маховик-стабилизатор для облегчения стрельбы в движении и привод блока стволов.

Игровая модель базируется на авиационных трёхствольных пулемётах компании General Dynamics GAU-19/A и M197 Vulcan. Максимально похожим российским аналогом мог бы быть четырёхствольный ЯкБ-12,7.

Учитывая громоздкость и высокую отдачу, то стрельба из такого оружия была бы как минимум неэффективной, а в реальности невозможной. По крайней мере, должна быть петля для поддержки оружия, поскольку нереально так долго держать и поднимать подобное огнестрельное оружие без надлежащей поддержки. Отдельно стоит сказать про большой вес оружия и боеприпасы: 24 килограмма весят 500 патронов калибра 12,7x108 мм, больше 60 килограмм сам пулемёт.

Интересно то, что в игре Гатлинг использует большую винтовую пружину, заводящуюся с помощью специального ремня с храповым механизмом. Его можно заменить, установив небольшой бензиновый двигатель для запуска механизма. Однако этот двигатель кажется слишком маленьким, чтобы иметь достаточный крутящий момент для вращения стволов и работы остальной части механизма. В аналогичных системах автоматика приводится в движение электрическим приводом.

В итоге, могу сказать, что подобное оружие могло быть в мире Метро, но только как стационарное, либо установлено на транспорт, учитывая вес и размеры. В качестве альтернативы мог бы быть ПКМ.

ПКМ
ПКМ


РПК

Лёгкий пулемёт появляется в Metro: Last Light. Обладает хорошим уроном и дальностью, большим магазином, приятной отдачей и добротной кастомизацией. Из недостатков можно отметить не самой быстрой перезарядкой, невысокой скорострельностью и скоростью прицеливания, а также невозможно установить глушитель. Не смотря на минусы, я с большим удовольствием проходил игру с РПК и кайфовал.

Игровая модель основана в большинстве своём на РПК-74М. Это калибр 5,45x39 мм, базовый магазин на 45 патронов, чёрный цвет и наличие боковой планки типа «Ласточкин хвост». Но большой магазин на 100 патронов — это вымысел. А всё из-за того, что подобный магазин прерогатива РПК под 7,62x39 мм, да и то, он рассчитан на 75 патронов.

В целом, к оружию претензий особых нет. Передано хорошо и подходит к игровому сеттингу.

Оружие с подкачкой

Тихарь

Поскольку довоенные законы, ограничения или правила больше не применимы в постъядерной России, а детали легко доступны, такое оружие, как «Тихарь», стало популярной альтернативой настоящему огнестрельному оружию, запасы которого постепенно иссякают.

«Тихарь» — пневматическое, почти бесшумное мультикомпрессионное оружие, оснащенное баллоном со сжатым воздухом, насосом рычажного типа и манометром давления.

Его силы достаточно, чтобы ликвидировать противника с пары выстрелов, а звук выстрела настолько тихий, что способен незаметно убивать врагов с удивительно больших дистанций. Трубчатый магазин вмещает пятнадцать подшипников. Боеприпасы приводятся в движение цилиндром со сжатым воздухом, помещенным внутри приклада, давление которого создается с помощью ручного насоса на конце цевья. Манометр, установленный на правой стороне оружия, показывает, какую относительную останавливающую силу и расстояние будет иметь следующий выстрел, при этом при каждом выстреле из резервуара выкачивается небольшое количество воздуха. При избыточном давлении мощность и дальность выстрела увеличится на небольшой промежуток времени, во время которого излишки воздуха выйдут наружу.

Установка модулей в Last Light и Redux позволят облегчить геймплей с «Тихарём». Прицел позволит точно стрелять, а герметичный клапан позволит забыть о постоянной подкачке давления.

Тихарь с прицелом, ЛЦУ и герметичным клапаном
Тихарь с прицелом, ЛЦУ и герметичным клапаном

В действительности «Тихарь» с его боеприпасами не будет обладать хорошей точностью и большой пробивной способностью против бронежилетов, чтобы его можно было считать полезным для снайперской стрельбы. Тем более бесшумно стрелять и пробивать военное обмундирование.

Тихарь в действии

Сферические снаряды практически исчезли из использования в современном оружии из-за того, что они не могут эффективно наносить урон и точно лететь после выстрела. Использование стальных подшипников, как это показано у «Тихаря», также ограничило бы его роль оружия ближнего боя, как из-за вышеупомянутой неточности, так и из-за того, что сравнительно низкая плотность стали, в отличие от более качественной и плотной, которая применяется в обычном огнестрельном оружии, будет означать, что стальные подшипники обладают низким импульсом и, следовательно, невысокой эффективной дальностью действия, прежде чем потеряют слишком большую скорость и пробивную способность из-за сопротивления воздуха. Эти вышеупомянутые факторы, а также дозвуковая скорость стрельбы, сделают «Тихарь» менее подходящим для пробивания средств бронезащиты, и таким образом, будет очень трудно пробить металлические шлемы или другие металлические бронежилеты, которые можно увидеть в играх.

Что касаемо аналогов в реальном мире, то есть похожее бельгийское оружие нелетального действия FN 303.

FN 303 — полицейское ружье несмертельного действия, которое работает за счет энергии сжатого воздуха. Впервые ружье было применено в 2004 году во время беспорядков в Бостоне. Оружие использует сжатый воздух, чтобы стрелять специальными пулями из барабанного магазина на 15 зарядов. Ствол разработан для выведения из строя цели ударом пули, не нанося проникающего ранения, обычно для борьбы с беспорядками, и в тех случаях, где не нужно оружие, которое может убить или смертельно ранить. На ствольной коробке FN 303 находится планка Пикатинни для установки прицельных приспособлений и других аксессуаров.

FN 303
FN 303

FN 303 весьма точен на расстоянии в 25 метров. На расстоянии в 50 метров он имеет большой шанс попасть в ростовую фигуру. Максимальная дальность стрельбы составляет 100 метров.

К тому же, FN 303 можно использовать как подствольный гаджет.
В качестве боеприпасов FN 303 использует:

  • Краску для маркировки;
  • Нетоксичную гликолевую основу, без добавок для ударного воздействия;
  • Этиленгликолевую основу, смешанную с 10 % слезоточивым и раздражающим веществом, для выведения из строя целей.

Ещё мне удалось найти упоминание оружия, которое использовала в качестве боеприпаса подшипники. Самодельный малокалиберный шариковый пистолет-пулемет Толстопятовых, который использовала ростовская банда Толстопятова в середине 60-х. Бандиты применяли данное оружие во время налетов на сберкассы и инкассаторов. По словам очевидцев, грабители в масках были вооружены пистолетами-пулемётами, напоминающими израильские «Узи». После задержания банды выяснилось, что это не «Узи», а собственное творение лидера группировки Вячеслава Толстопятова. Он сам разработал чертежи пистолета-пулемёта и попросил друзей-заводчан выточить на станках необходимые детали. Оружие получилось компактным, а вместо пуль использовались 8-миллиметровые стальные шарики для подшипников. Емкость магазина — 20 патронов. Стрелять можно было как одиночными, так и очередью.

Пистолет-пулемет Толстопятовых
Пистолет-пулемет Толстопятовых

Могу сказать, что подобное оружие могло появится в игровых реалиях, но обладало бы в разы ниже характеристиками, которые показаны в игре.


Рельса

Данное мощное электрооружие работает по принципу «рельсотрона» (электромагнитного ускорителя снаряда). Для стрельбы использует металлические шарики, разгоняющиеся при помощи электромагнитного поля до очень высоких скоростей, чем обеспечивается высокая точность и убойная сила выстрела.

Энергия для выстрела запасается в конденсаторе. Для восстановления энергии используется прибор аналогичный З/У фонаря. В качестве альтернативной возможности имеется электризованный удар ближнего боя, который также расходует заряд.

Конструкция «Рельсы» имеет два характерных квадратных выступа в передней части ствола, каждый из которых содержит полный набор магнитных полос, условно называемых рельсами. Отрицательный электрический ток течет по одной рельсе, которая проходит через снаряд, и возвращается по другой рельсе. Этот ток создает чистое магнитное поле, ориентированное «вверх» относительно рельсов. Ток снаряда направлен «вбок» относительно рельсов, и этот ток взаимодействует с чистым магнитным полем, создавая «поступательную» силу.

Рельса в действии

Рейлган размером и эффективностью «Рельсы» на десятилетия превосходит как нынешние, так и внутриигровые периоды времени, поскольку в Метро нет материалов, возможности и нужных средств, необходимых для изготовления подходящего рельсотрона. Аналогичный рельсотрон, соответствующий мощности противотанковой винтовки, требует мощностью около 40 Вт/см3. Современные ручные рельсотроны размером с противотанковые винтовки, но по производительности не уступают пневматическому оружию, причем большую часть этой массы составляют батареи. Однако можно предположить, что твердотельные суперконденсаторы, дополненные графеном, были усовершенствованы на несколько десятилетий раньше реального времени во вселенной Метро, и они обладают необходимой теоретической выходной мощностью, чтобы соответствовать или даже превосходить указанные пороговые значения в практичный размер для ручного оружия.

Railgun 5.6kJ - Composite of 7 shots

Альтернативный удар схож по действию электрошокера, что намного ближе к реальности. Но в игре эта атака считается тихой и во время удара раздается не совсем тихий электрический звук несмотря на то, что в реальной жизни поражение людей или животных электрическим током обычно заставляет их кричать от боли.

В общем, оружие не смотря на свой достоверный внешний вид, обладает нереальной мощностью и характеристиками.


Хельсинг

Восьмизарядный арбалет, использующий для стрельбы пневмосистему. Как Тихарь имеет в конструкции баллон со сжатым воздухом, помповый насос для подкачки и манометр давления.

Оружие получилось своеобразным. Боеприпасы к нему встречаются крайне редко, что частично решается возможностью повторного использования, а в патронташ их вмещается крайне мало — всего 24, что сравнимо с винтовочными патронами. Магазин вмещает ровно 8 болтов, и после каждого выстрела ощутимо снижается настильность и убойная сила. И следовательно, приходится постоянно докачивать воздух и заменять картриджи с болтами.

Хелсинг в игре

Сами болты стоят очень дорого. Например, за 20 патронов военного назначения можно получить целых 40 патронов картечи 12-го калибра, 100 патронов калибра 5,45 мм или 160 патронов «Тихара». За ту же стоимость для Хельсинга получишь всего 3 болта.

Стоит отметить, что помимо гигантской пробивной силы, «Хельсинг» также полностью бесшумен, плюс после выстрела можно повторно подбирать болты, что способствует экономии боеприпасов. И в сравнении с «Тихарём», более удобная и быстрая накачка баллона.

В реальности арбалеты активно используются в спорте, на охоте и даже в правоохранительной деятельности. Что касаемо многозарядных арбалетов, то они существуют, но немного в ином виде. Болты вставляются пачкой вертикально и при стрельбе по одному вылетают из ствола.

В истории было похожее оружие — китайский «Чо-ко-ну». В этом арбалете действия по натяжению тетивы, укладке стрелы и спуску тетивы производятся одним движением руки. Благодаря устанавливаемым на оружие магазинам со стрелами, многозарядный арбалет позволяет значительно увеличить темп стрельбы до 40 стрел в минуту по сравнению с обычным арбалетом. Во времена Чжугэ Ляна конструкция «Чо-ко-ну» была значительно усовершенствована, после чего этот арбалет мог стрелять двумя-тремя стрелами одновременно. «Чо-ко-ну» был настолько удачным, что его использовали вплоть до конца XIX века.

Чо-ко-ну
Чо-ко-ну

Могу сказать, что подобному оружию место быть в постъядерной России. Простота конструкции, надёжность, дешёвый в изготовлении боеприпас и возможность повторно использовать болты.


Огнемёт

Ручной пневматический огнемёт является оружием на основе газообразного пропеллента, созданного в кустарных условиях. Очень эффективное оружие против мутировавших созданий. Под сильным давлением огнемёт выбрасывает струю быстро воспламеняющегося вещества, которое, наталкиваясь на горящий запал у конца ствола, мгновенно превращается в сплошную огненную стену, сжигающую всё на своём пути на короткой дистанции. Дальность и площадь поражения зависит от давления газа в баллоне, уровень которого отображается на специальном индикаторе, и может восполняться ручной «подзарядкой».

Единственным недостатком для огнемёта является быстрый перегрев, так как впоследствии оружию требуется много времени на подзарядку путём закачивания в баллон воздуха.

Огнемёт в действии

В реальности, огнемёт работает иначе:

  • Огнеметы на самом деле не выбрасывают пламя. Они скорее несут жидкое топливо, которое хранится в баках сзади. При выстреле жидкость подается по трубе к соплу, где воспламеняется, превращаясь в горящее топливо, которое покрывает все и вся;
  • Стрельба по топливным бакам огнемета не приведет к его взрыву. Скорей всего жидкое топливо вытечет, а это означает, что в огнемете просто быстро закончится топливо;
  • Настоящие огнеметы, использующие жидкое топливо, имеют удивительно большую дальность действия, часто десятки метров. Из соображений баланса большинство видеоигр ограничивают такие диапазоны;
  • Огнеметы были очень тяжелыми, и солдатам требовался помощник, чтобы поднять их на спину;
  • Наконец, реальные огнеметы не безграничны и фактически могут использоваться только очень короткими очередями, прежде чем их придется заправлять или заменять. Например, американский огнемет М2 времен Второй мировой войны имел запас топлива только на 7 секунд непрерывной стрельбы, то есть его обычно использовали против укреплений очень короткими очередями.

В СССР был ранцевый огнемёт ЛПО-50. Комплект огнемёта включает три баллона для огнесмеси, соединенных в единый блок, шланг подачи и пусковое устройство в виде винтовки с сошками. Шланги от каждого баллона соединяются в тройнике и далее огнесмесь поступает в пусковое устройство. Для пуска огнесмеси необходимо перевести флажок предохранителя в положение «огонь» и нажать спусковой крючок. Спусковой крючок одновременно инициирует пиропатрон в дульной части. Огнесмесь, подожжённая пороховым зарядом пиропатрона, под давлением выбрасывается из ствола к цели.

Пороховой заряд пиропатрона в баллоне медленного горения, продолжительностью 1,5-2 секунды. В результате продолжительность каждого пуска составляет 2-3 секунды. При последующем нажатии на спусковой крючок срабатывает пиропатрон следующего баллона. Таким образом, боекомплект огнемёта составляет три выстрела, после чего огнемёт следует перезарядить.

Проблемой «классического» огнемёта является незначительная дальность эффективной стрельбы: 50—200 метров. Причины, следующие:

  • Во-первых, горючая смесь воспламеняется в момент её выброса наружу. В полёте она горит и рассеивается. Таким образом, далеко не вся жидкость достигает цели;
  • Во-вторых, из-за технических и физических ограничений невозможно бесконечно увеличивать рабочее давление.

Решение было найдено в виде реактивного огнемёта. При такой схеме огнесмесь покидает пусковую установку в специальном снаряде. Жидкость воспламеняется, когда снаряд проходит над целью. Как пример, РПО-А «Шмель».

РПО-А «Шмель»
РПО-А «Шмель»

В целом, игровая модель похожа на реальную, но с прикрученными «голливудскими» эффектами.

Гранатомёты

Медвед

Трёхзарядный кустарный гранатомет из DLC к игре Metro: Last Light, стреляющий любыми ручными гранатами. Он состоит из трех отрезков трубы с пружинным механизмом для запуска гранат и аккумулятора, создававшего электрическую дугу для зажигания запала. Стволы поворачиваются к месту пересечения против часовой стрелки. Внизу, помимо спускового механизма, вмонтирован рычаг для автоматического разворота ствола. Прицельные приспособления отсутствуют.

Медвед в игре
Медвед в игре

Стоит отметить, что гранатомёт имеет минимальную зону подрыва: выстрелив себе под ноги, или же в упор в какой-либо объект, граната не будет контактной, а взорвётся, как только догорит запал. Игровая модель по принципу действия и заряжанию во многом основана на подствольном гранатомёте ГП-25, а его приклад сделан по образу снайперской винтовки Драгунова.

Медвед в действии

Из реальных аналогов мне удалось найти самодельный пятиствольный гранатомёт времён Чеченской войны. Даже внешне имеются сходства. Он был собран для стрельбы гранатами ВОГ-25, а приделанный самовзводный спусковой механизм позволяет вести стрельбу из каждого ствола по очереди. Не смотря на значительную массу, темп стрельбы и суммарная мощь перекрывает данный недостаток конструкции.

Самодельный пятизарядный гранатомёт
Самодельный пятизарядный гранатомёт

В итоге, могу сказать, что я не догадывался о реальном аналоге у гранатомёта «Медвед». Это было для меня приятной неожиданностью.

ИТОГ

Арт с Анной из Metro: Last Light
Арт с Анной из Metro: Last Light

В конце хочу сказать, что несмотря на самобытность арсенала, его внешний вид и дизайн, уникальные пушки, первые две части Metro довольно американизированы и походят на западный манер: это наличие револьвера, ряд дробовиков, автоматов и винтовок основанных на зарубежных моделях, и некоторые стволы не характерны для российского арсенала. Так и некоторые виды оружия прилично устарели, либо имеют завышенные характеристики и нереальны при положении игрового мира.

Но, несмотря на это, мне было интересно поработать над данной статьёй, ведь я узнал много нового и интересного.

Увидимся во второй части, в которой я поведаю про арсенал Metro: Исход.

Благодарю Architheuthis за помощь с текстом.

180180
38 комментариев
150 ₽

Читать было интересно, хоть и очень очень много) кажется, я стала чуточку шарить :D

7
Ответить

не лучшее ты конечно время для лонга выбрал...

4
Ответить

Сейчас "не лучшее время на ДТФ" - это всегда.

11
Ответить
Ответить

Интересная статья, спасибо.
Во время игры даже и задумывался особо о факте того, что Артём в руках держит ПТРД весом свыше 15кг и длинной в полтора метра почти, так ещё и из положения стоя огонь ведет. Его в космодесант с такими физическими данными надо.

4
Ответить

Говорят, Шварценеггер был единственным на съемочной площадке, кто вообще смог этот пулемет поднять)

6
Ответить