Открытие 2023: Jagged Alliance 3

Год был очень богат на игры, гремевшие из каждого утюга. Атомное Сердце, Врата Балдура 3, ремейки и ремастеры, оглушительные провалы. Но одна игра прошла будто бы незамеченной широкой публикой. Пошаговая тактика, продолжение легендарной франшизы тихонько вышло и существует без всякой огласки.

Открытие 2023: Jagged Alliance 3

Так бы я и прошёл мимо, если бы не зацепился ухом за разговор о ней на Отвратительных мужиках - подумал "а не сыграть ли?". Х-комы новые мне не зашли своей суетой на глобальной карте и миссиями на время, а пошаговой тактики хочется. Из ожиданий по воспоминаниям о временах JA2 было что-то вроде набора тактических головоломок без сюжета на глобальной карте с секторами в формате "отряд наёмников против всех". Оказалось всё значительно интереснее - в игру завезли какой-никакой сюжет, "плот твист" и огромное количество побочных заданий от микроскопических до масштабных историй с неоднозначными локальными выборами.

Открытие 2023: Jagged Alliance 3

Основа геймплея это те самые тактические головоломки, где небольшой отряд наёмников (не более 6 за раз) с поддержкой или без местного ополчения противостоит как правило в разы превосходящему численно врагу. Враг разнообразен ролями и умениями, делится на фракции и уровни сложности, от пляжных бомжей на костяной ноге, до элитного спецназа с бронированным пахом. По вручную собранным пазлам-локациям разбросаны тропы, обходные пути, укрытия и ловушки. Бои происходят в пошаговом режиме, мирная часть - в реальном времени. Причём инициация боя - тоже довольно сложная игровая механика: у противника 4 состояния тревоги:

  • безмятежность, когда он спокойно патрулирует или дремлет в дозоре
  • любопытство - когда он на грани тревоги и у игрока есть считанные секунды, чтобы ликвидировать его или выйти из зоны внимания
  • удивление - враг услышал выстрел или увидел труп другого врага, либо пережил неудачное покушение, включается режим боя, в котором надо за 1 ход быстро устранить всех "удивлённых", тогда бой закончится. Если не справился - "удивлённый" зовёт подмогу и начинается уже капитальный замес
  • боевой режим - противник подзывает всех коллег по опасному бизнесу в зону заварухи и бой длится до исчерпания желающих повоевать или 5 ходов без появления противника в зоне видимости
Открытие 2023: Jagged Alliance 3

Воюет с игроком не сразу весь сектор, а только те отряды, которые слышат бой или призывы подкрепления от соратников. Охват боя зависит от его интенсивности - если всё вокруг взрывается, то точно сбежится посмотреть вся округа. Использование снайперских винтовок с глушителем - верный способ зачистить половину врагов не переходя в режим боя, только надо внимательно изучать маршруты патрулей и постов, чтобы смерть забирала одиноких солдат тихо и печально.

Модель движения солдат сделана очень хорошо - лежащий солдат, которому дан приказ на дальнее перемещение встанет и побежит, чтобы в конце пути снова плюхнуться на живот. На близкой дистанции - проползёт. Анимировано перемещение просто отлично - солдаты перекатываются, тактикульно скользят на задницах и бьются в стенки укрытий. В зависимости от ролевых характеристик наёмника, текущих статусных эффектов и надетого снаряжения у каждого свой радиус движения и это не всегда связано напрямую с очками действия. У кого-то передвижение стоит дешевле, у кого-то дороже. За свой ход наёмник имеет сколько-то очков действия, на которые можно перемещаться, стрелять, использовать способности и инвентарь.

Открытие 2023: Jagged Alliance 3

Стрельба наследует традиции серии - у человека есть зоны поражения, в которые можно прицелиться - голова, грудь, руки, пах, ноги. И шея для холодного оружия. Возможность выстрела по той или иной части тела зависит от боевой обстановки - наличие укрытия, тумана\дыма, брони. Укрытия простреливаются крупным калибром, а броня бронебойными патронами, так что нет ничего невозможного в этой игре. Выбрав часть тела для атаки нужно определиться с типом атаки (одиночный выстрел, короткая очередь, длинная очередь) и инвестицией в вероятность попадания - от "выстрел на шару за фикспрайс" до "все очки действия за красное". Сама вероятность попадания оценивается при прицеливании устно наёмником и косвенно шкалой сложности, никаких точных процентов вероятности. Почти всё оружие кастомизируется в полевых условиях богатым тюнингом под любые задачи, но мне показалось, что в этой игре играют только 3 вида стволов - штурмовые винтовки, пулемёты и снайперки. Отдельным порядком идут всякие миномёты и гранатомёты - крайне эффективные в определённых ситуациях штуки.

Открытие 2023: Jagged Alliance 3

Окружение разрушаемое, стены простреливаются, критические попадания эффектно визуализированы через килл-камы. Игровые сценарии часто разнообразятся сменой обстановки - будь то постоянный миномётный обстрел, зомби-заражённые (про них отдельная большая побочная история), неожиданные союзники или предательство. Большинство локаций и сценариев хорошо сбалансированы, но бывают и совершенно отбитые ситуации. Например, в одном из ключевых сюжетных событий после не предвещавшей плохого беседы твой отряд оказывается в окружении элитных солдат с колоссальным численным преимуществом без шансов на выживание. Я смог пройти этот эпизод хитростью, хотя в основном на среднем уровне сложности игра приятно-простая. Что значит приятно-простая? Это значит, что ты постоянно в напряжении, но у тебя почти всегда всё получается с первого раза.

Открытие 2023: Jagged Alliance 3

На глобальной карте у нас экономика - все хорошие наёмники стоят денег за временный найм, деньги постоянно надо "рожать", иначе наёмники разбегутся и воевать будет некем. Эту проблему решает контроль над секторами - алмазные прииски, города, порты - всё приносит деньги. Враги регулярно посылают отряды на захват отбитых секторов, переправляют оружие и драгоценности по глобальной карте - всё это надо перехватывать и тогда к середине игры уйдёшь в такой плюс, что не глядя будешь нанимать лучших экспертов-душегубов сразу на две недели. Но всегда надо быть в тонусе, спайс должен течь, как говорили мудрецы. Между битвами все операции занимают время и надо выбирать - чем занять оплаченное время наёмников: ремонтом, лечением, тренировкой ополчения или друг друга в качалке двумя этажами ниже. Наёмники устают, так что им просто так иногда надо поотдыхать ничего не делая. Солдат спит - контракт идёт.

Открытие 2023: Jagged Alliance 3

Выглядит игра как представитель своего жанра просто замечательно - локации детальные и сочные, анимированы все действия разнообразно и хорошо, спецэффекты радуют глаз, а вот упора на визуализацию физики нет, её, кажется, вообще в игре нет - разрушения все модульные и заранее прописанные, но выглядят хорошо. О звуке сказать особо нечего - он есть, все диалоги озвучены хорошо, каждый наёмник обладает внушительным запасом личных фраз и даже целых диалоговых линий в заданиях. Да, наёмники постоянно участвуют во внутриигровых диалогах, имеют своё мнение о происходящем и советуют игроку решения на основе личного убеждения. Охотно вступают в перебранки друг с другом и комментируют всё происходящее вокруг.

Открытие 2023: Jagged Alliance 3

Совершенно неожиданно эта тактическая стратегия стала для меня игрой 2023 года, затянув в себя на долгие часы и подарив тот самый игровой вкус "ещё одно сражение и спать, как 4 утра?!". Это большая, огромная многожанровая игра с бездной доступных и понятных игровых механик, очень дружелюбная к игроку и одновременно суровая своими балансовыми шероховатостями. Игра с тонной чёрного юмора, лёгким горьковатым привкусом расизма и массой культурных отсылок, включая понятные только рождённому в странах Варшавского договора. Уставшие от эпических ролевых приключений страдающих богов - дайте шанс этой приземлённой, но чертовски затягивающей стратегии. Она либо не займёт много вашего времени, либо сожрёт его всё без остатка. Это та игра, которую легко можно бросить на месяц и вернуться, не потеряв суть происходящего и игровые навыки.

Открытие 2023: Jagged Alliance 3
2929
28 комментариев

Мой великий дядя убил этой ушанкой десять человек в Афганистане.

4

Ну, для кого незаметно, а для кого очень даже =) На форумах по Jagged Alliance как раз было очень заметное оживление, народ сразу начал пилить МОДы и обсуждать всякое. Хотя официально инструментарий ещё не выпустили.

По поводу графона: вообще для такого статичного окружения у игры низковата производительность. Но сцуко, эти мудни столько деталей туда навернули! Когда появился фоторежим, выяснилось, что можно каждого наёмника призумить так, что становится видны кусачки в заднем кармане рюкзака! Детализация просто пиздец в игре, полнейший. Внимание к деталям на уровнях - моё уважение. Да и вообще разработчики - фанаты JA2 в лучшем проявлении.

Кстати, буквально сегодня выходит патч 1.4 с бесплатными ништяками. Причём дают не только исправления ошибок, но даже новый конь-тент.

3

продолжение легендарной франшизы тихонько вышло и существует без всякой огласкиИз каждого утюга куча новостей была и обзоров/мнений типа твоего. Может, ты про тактику про Чужих и Вартейлс тоже не в курсе?

2

Как на БГ3, Старфилд, РЕ4, Зельду или чепука2? Это надо тонко настраивать свой утюг на специфичные волны, чтобы заметить под лавиной хайпа Джа3. Она была просто "ещё одной вышедшей игрой" на которую сделали обзор два белоруса.

2

https://www.youtube.com/watch?v=ak0zaM-AD4s
Разделяю мнение варлокраси, слишком много смехуёчков не по делу

1

жду финальной версии, чтоб попробовать. На старте не понравилось, из скрытности ножом убить было очень сложно

1

Да, скрытность работает плохо для ножевиков - у врага есть радиус обнаружения на 360 градусов, поэтому подкрасться редко получается.