Кто тут в игрожур крайний? Или сказка "о белорусской картошке и Пионере"

Посмотрел я тут намедни ролик небезызвестных белорусских ребят о игре Pioner и что-то сильно меня смутило явное нахваливание данного проекта.

Кто тут в игрожур крайний? Или сказка "о белорусской картошке и Пионере"

Держа в уме многочисленные претензии к материалам от IXBT, я решил немного, совсем чуть-чуть, капнуть и каково же было мое удивление (p.s. его не было), когда на свет всплыло очень много интересного, о чем ребята не рассказали (намеренно или нет - вопрос)...

Еще во время выхода "наших игр" от IBXT, многие задавались вопросом, почему Pioner попала на шоу, ведь игра разительно отличалась от всех показанных инди-проектов и, казалось бы, явно не нуждалась в медийной поддержке для своей раскрутки. Pioner выглядела как дорогой проект, разрабатываемый профессионалами (читайте ААА или АА на худой конец). Однако трейлер с ней был показан одним из первых и запомнился многим как лучший из показанных.

И это немного противоречит тому озвученному замыслу, что шоу создавалось в первую очередь для медийной поддержки тех наших разработчиков, которым трудно достучаться до аудитории и представить свой проект...

Трейлер с "наших игр"

Капнем немного в историю создания

Проект "Re: Born" (да, это предыдущее название Pioner) разрабатывался студией GFA Games с 2018 г., однако первоначальная концепция игры "сетевого-выживача" не прижилась, в связи с чем была собрана новая команда во главе с Александром Петровым (гейм-директор) и выбран новый вектор развития:

"PIONER до начала 2021 года и после него - это две абсолютно разные игры, две разные концепции и команды разработчиков. И та игра, что была ранее - никогда не существовала.

Я управляю полноценной разработкой PIONER с 2021 года, после выхода игры из состояния прототипа. Прототипа, собранного за несколько месяцев моими неравнодушными коллегами, которые не хотели видеть отмену проекта. Вместе с этим, нами была собрана новая студия разработки, создана обновленная концепция, а игра сменила вектор своего развития. Мы начали делать то, что вы видите сейчас - игру, которую мы любим и в которую верим.

Предыдущей командой разработчиков было дано огромное количество обещаний, которые нам и сейчас периодически припоминают. Но повторюсь: мы не имеем к этим обещаниям никакого отношения - это не наша игра и мы никогда не хотели видеть ее такой. У нас свой собственный взгляд" - выдержка из поста в группе ВК.

На данном этапе можно сделать вывод, что:

А) Разработка Reborn зашла в тупик и проект был под угрозой отмены;

Б) Нынешний Pioner разрабатывается другой командой с 2021 года.

Двигаемся дальше.

Если обратиться с эксклюзивному интервью Александра Петрова для ресурса Stopgame.ru, то в нем стоит выделить момент:

"Новой командой был подготовлен прототип, который был сделан оперативно и доказал, что студия способна развернуть полноценную большую игру, если у неё будут средства и возможности. Именно это обстоятельство помогло привлечь средства и запустить масштабные работы над игрой.

Обращаем особое внимание на последнее предложение и задаемся вопросом - "кто же мог вложиться в разработку".

Ответ на этот вопрос можно получить из множества различных публикаций, а также из пресс-релиза самой GFA Games от 26.11.2021г.

Кто тут в игрожур крайний? Или сказка "о белорусской картошке и Пионере"

В нем сообщается, что китайская корпорация Tencent приобрела миноритарный пакет акций российской студии. Полученные инвестиции позволят ускорить разработку игры и расширить штат сотрудников, в который будут наняты сетевые инженеры, аниматоры и художники.

Кто тут в игрожур крайний? Или сказка "о белорусской картошке и Пионере"

В новости об этом событии на Stopgame.ru от 27.11.2021г. добавлены комментарии генерального директора GFA Games Александра Никитина:

"Мы надеемся, что сможем быстрее завершить PIONER и привлечь к производству ещё больше талантов благодаря ресурсам и индустриальному опыту Tencent. Мы рады и благодарны за то, что наше видение игрового мира и вектор разработки PIONER так близки с видением Tencent".

Эти события напоминают аналогичную ситуацию с российской студией Mundfish и ее проектом Atomic Heart, в которую компания Tencent совместно с 2 другими студиями (Gaijin и GEM Capital) вложилась в начале того же 2021 года.

Кто тут в игрожур крайний? Или сказка "о белорусской картошке и Пионере"
Кто тут в игрожур крайний? Или сказка "о белорусской картошке и Пионере"

Далее стоит вернуться к ранее упомянутому интервью Александра Петрова и обратить внимание на рассказ о численности работников студии и количестве офисов GFA GAMES:

"В начале разработки нового прототипа, когда я присоединился к проекту (ещё до поисков инвестора и сделки с Tencent), команда разработки была восемь человек, к концу 2021-го штат вырос до 20. Сейчас у нас работают чуть более 100 человек, из них свыше 50 задействованы непосредственно в разработке PIONER как штатные сотрудники на постоянной основе.

У нас есть два офиса (головной и в России, по одному офису под одно юридическое лицо), но они в основном нужны для административных целей, и в них работают бухгалтерии и юридические отделы.

В пандемийном 2021 году мы сделали, а в будущем оптимизировали работу в дистанционном режиме, и сейчас она на очень высоком уровне. Сегодня, когда у нас сотрудники из семи разных стран, включая европейские, Украину, Казахстан, Таиланд, Россию и Армению, у нас был выбор: либо открывать офисы в этих странах (как делают гиганты индустрии), либо оставить дистанционный формат, так как собрать всех в одной стране невозможно. Отказываться от сотрудничества с отличными специалистами из-за их локации я не собираюсь.

Так что у нас всё так же удалёнка. Если сделать хорошую систему контроля, отчётности и тайм-менеджмента, мне она в целом нравится больше консервативной модели. Сотрудникам не нужно тратить время на поездки в офис каждый день, и они могут тратить его более продуктивно, на нужные задачи, а компания может вместо сжигания денег на лишнюю аренду сделать лучше условия труда для своих кадров.

Я буду рад расширить сеть представительств и офисов в других странах в будущем, но на данный момент это нерентабельно и для компании, и для сотрудников".

Из вышесказанного можно сделать вывод, что привлеченные инвестиции позволили компании разрастись вглубь и вширь - оплачивать работу более чем 100 сотрудников и содержать два офиса.

Все в том же интервью можно узнать про платформы, которые посетит игра и на каких рынках она выйдет:

"Игра гарантированно посетит всё текущее поколение консолей и ПК. PS4 и Xbox One существуют в некоторых планах развития игры, но пока не в приоритете".

"Нам в этом вопросе значительно проще, чем многим нашим коллегам — в силу наличия выхода на международные рынки и финансово-правовой логистики, у нас есть возможность релиза на любой площадке.

Тут у нас скорее была сложность обратная — для того чтобы предоставить комфортный и прозрачный доступ к игре из РБ и РФ, нам нужно прикладывать усилия. Мы ведём переговоры с издателями, которые смогут без проблем нам помочь с распространением в этих странах. Таким образом, издавать игру в РФ/РБ будет компания из России с опытом подобных релизов.

Что касается рисков — их нет; у нас есть отдельный издатель для РФ/РБ и отдельный — для остальных регионов".

Делаем вывод, что проблем с выпуском как на отечественном рынке, так и за рубежом у игры не предвидится и Pioner выйдет на всех современных платформах.

Последний важный момент интервью, касается отношения разработчика к дате выходе игры:

"Мы пока не готовы давать публичное окно, чтобы не ставить в рамки наших партнёров и разработку и не подводить будущих игроков. Если в ходе полишинга и масштабирования всплывёт что-то не соответствующие нашим стандартам, мы однозначно не планируем жертвовать качеством в угоду срокам. Золотой серединой для нас будет озвучивание релизного окна и даты после всех первичных стадий шлифовки".

Налицо грамотная позиция разработчика и издателя/издателей, не подгоняющих и не ставящих в жесткие рамки.

Суммируя все вышесказанное, мы получаем проект, разрабатываемый с 2021 года, имеющий значительную материальную поддержку крупной компании (Tencent), нескольких издателей, большой штат сотрудников и несколько офисов.

В связи с вышесказанным справедливо могут возникнуть вопросы - так ли нужна подобному проекту медийная поддержка в ущерб более маленьким инди-разработчикам? Почему ixbt-games, знатные любители копаться в грязном белье и кошельках компаний, изучать их подноготные и финансовые отчеты умолчали про такие важные и интересные моменты как финансирование Pioner медиа-гигантом Tencent и наличием у игры нескольких издателей?

Быть может, если бы они раскрыли подробности разработки и финансирования Pioner, то уже не смогли бы так легко приплести игру "Смута" в свой новый ролик и проехаться по ней еще раз?

Кто тут в игрожур крайний? Или сказка "о белорусской картошке и Пионере"

Читая пост-скриптум поста из группы ВК Pioner, Виталик почему-то сделал вывод, что разработчики "не имеют отдельного бюджета на рекламные или маркетинговые материалы" (привет, Tencent), и поэтому сам руководитель проекта пишет пояснения в группе ВК и делает трейлер игры (привет, Кодзима).

Кто тут в игрожур крайний? Или сказка "о белорусской картошке и Пионере"

Далее ребята разгоняют свою любимую тему и начинают сравнивать Pioner со Смутой, где разработчики последней сетуют, что у них нет денег на рекламный бюджет и им все приходится делать самостоятельно.

Возникает вопрос, почему разработчики Pioner - "хорошие", а разработчики Смуты - "плохие", если они оба делают все промо-материалы сами и якобы не имеют рекламных бюджетов со слов Виталия? И смог бы он так превозносить Pioner, если бы рассказал про ее финансирование от Tencent?

Попробуем продолжить подобные сравнения, но только основываясь на фактах:

- Разработчики Pioner полностью обеспечены, работают в комфортном для себя темпе, заботятся о качестве продукта и не спешат выпускать игру, в то время как разработчики Смуты, зажаты со всех сторон взятыми на себя обязательствами от государственного финансирования (грант ИРИ) и вынуждены выпустить игру к жестко оговоренному сроку. Разработчики Pioner - хорошие, разработчики Смуты - плохие.

- Pioner разрабатывают 100+ сотрудников, в то время как Смуту разработают 75 + аутсорсеры. Разработчики Pioner - хорошие, разработчики Смуты - плохие.

Согласитесь, что подобные сравнения выглядят очень глупо и надуманно.

Конечно. Любому здравомыслящему человеку будет понятно, что при прямом сравнении двух проектов выиграет именно Pioner, во многом за счет общего качества и наличия геймплейных демонстраций. Спорить с этим попросту глупо.

Однако зачем приплетать в подобные сравнения умалчивания и домыслы, а также превозносить одних, одновременно хая других ровно за то же самое?

Пусть каждый ответит на эти вопросы сам и сам же сделает выводы...

Кто тут в игрожур крайний? Или сказка "о белорусской картошке и Пионере"

Спасибо за внимание.

1111
61 комментарий