«Провал Anthem не будет концом для BioWare»: геймдизайнер KotOR и Baldur's Gate об уходе из студии и её будущем

Джеймс Олен рассказал о причинах «утечки мозгов» из компании и своём потенциальном возвращении в индустрию.

«Провал Anthem не будет концом для BioWare»: геймдизайнер KotOR и Baldur's Gate об уходе из студии и её будущем

В середине июля о своём уходе из BioWare заявил ещё один из её ключевых сотрудников — Джеймс Олен (James Ohlen), работавший над серией Baldur's Gate, а также Knights of the Old Republic и других играх.

В интервью журналу Game Informer геймдизайнер рассказал, почему решил на время уйти из игровой индустрии, об обстановке в компании и своих планах на будущее. Мы выбрали главное из разговора.

О причинах своего увольнения и «утечке мозгов» из BioWare

По словам Олена, прежде всего он хотел вновь заняться чем-то, где имел бы полную творческую свободу и мог бы проявить собственную креативность. В последний раз такое удалось ему во время работы над Shadow Realms, отменённой в 2015-м.

Он отметил, что по мере того, как развивалась BioWare, росло и число его обязанностей, что чаще всего мешало самовыражению. От такого груза ответственности ему и хотелось бы отдохнуть какое-то время.

Оглядываясь на собственную карьеру, я понимаю, что самое большое профессиональное удовольствие я получал, придумывая истории, создавая уровни, миры, сами игры.

И тогда я работал с небольшими командами. Руководить 50 или 100 людьми — это вовсе не то же самое, что руководить 500 или целой тысячей. […]

Во время разработки Star Wars: The Old Republic я занимал пост геймдиректора. И, казалось бы, у меня было больше всего власти над тем, что мы будем делать. Но очень часто я чувствовал себя капитаном «Титаника», который мог бы лишь слегка изменить курс, даже если бы приложил все усилия.

Джеймс Олен, геймдизайнер
Star Wars: The Old Republic
Star Wars: The Old Republic

Однако геймдизайнер подчёркивает, что решение покинуть BioWare после 22 лет работы далось ему нелегко. Он всё так же уважает своих коллег и был бы счастлив вновь поработать с Кейси Хадсоном, текущим главой студии, если представится такая возможность.

Уход других ветеранов компании, таких как Майк Лэйдлоу, Дэвид Гейдер и Дрю Карпишин, он тоже связывает с «необходимостью сменить обстановку». По его словам, создание видеоигр — это труд, который сопряжён с постоянным стрессом, и именно поэтому многие разработчики уходят из индустрии «в расцвете сил».

Многим кажется, что руководить работой над игрой — это очень весело, но когда лично ты отвечаешь за успех продукта, то это невероятное нервное напряжение.

Особенно когда вокруг столько неопределённости во всём. Люди плохо переносят неопределённость. А нам приходится постоянно иметь дело с технологиями, которые большую часть времени либо меняются, либо попросту не работают.

А ведь на тебе — огромная команда, которую надо постоянно воодушевлять и поддерживать. Многие «выгорают» слишком быстро.

Джеймс Олен, геймдизайнер

Об Anthem и «теориях заговора»

Олсен отмечает, что играл не самую важную роль в разработке Anthem — некоторое время он исполнял обязанности нарративного директора, однако вскоре его место заняла Кэтлин Рутсэрт, ведущая сценаристка студии.

По словам геймдизайнера, не вполне справедливо считать, что грядущая научно-фантастическая онлайн-RPG — это знак того, что BioWare бросает всё, на чём сделала себе имя. Студия просто экспериментирует, как делала уже не раз.

Anthem очень сильно отличается от предыдущих игр компании, но ведь и Neverwinter Nights не слишком-то походила на «классику», когда вышла в 2002-м. Не говоря уже о Star Wars: The Old Republic в 2011 году.

То, что BioWare делает нечто новое, не означает, что в дальнейшем они не станут делать игры в традиционном стиле студии, по которым они известны.

И идея пришла от самой команды, от сотрудников. Я знаю, что в сети есть куча теорий заговора. Якобы, это всё из-за EA. Но издатели не имели к концепции большого отношения. У BioWare всегда был практически полный контроль над тем, какие игры они разрабатывают.

Джеймс Олен, геймдизайнер

Бывший сотрудник компании также поспешил развеять слухи о том, что от успеха Anthem зависит судьба студии, возникших в том числе в свете закрытия Visceral Games, авторов Dead Space.

Ясное дело, что в BioWare очень хотят, чтобы Anthem была успешной — ведь от этого студия в целом только выиграет.

Мне кажется, что EA очень хочет долгосрочного сотрудничества с этой компанией. И в ней очень уважают BioWare за их вклад в развитие издательства.

Эта студия сильно отличается от всех остальных, с которыми они имели дело. Так что даже если Anthem ждёт провал — чего, я думаю, не произойдёт — и она не разойдётся миллионными тиражами, то это не будет концом BioWare.

Скорее это будет шанс научиться чему-нибудь и применить эти знания в будущем.

Джеймс Олен, геймдизайнер

Геймдизайнер уверен, что игра находится в надёжных руках. А в BioWare есть множество талантливых людей, которые не так известны, как «старая гвардия», но будут сохранять те же стандарты работы. В их числе как сценаристка Кэтлин Рутсэрт, так и геймдизайнер Престон Ватаманиук и глава студии в Остине, Чэд Робертсон.

О том, чем он гордится и о чём сожалеет

Олен считает Baldur's Gate II и Knights of the Old Republic своими главными достижениями за время работы в студии. Если игра по «Звёздным войнам» для него была шансом признаться в любви пятому эпизоду саги, «Империя наносит ответный удар», то сиквел дебютной RPG BioWare — плод его увлечения Dungeons & Dragons.

Моей целью в случае с Baldur's Gate II было собрать всё самое крутое в D&D и добавить это в игру. Это было амбициозно. Ближе к концу разработки геймдизайнеры под моим началом чуть было не взбунтовались.

Знаю, что это прозвучит глупо, но я думал, что игра должна была быть ещё масштабней. Мы уже заканчивали её, а я всё пытался добавить туда ещё что-то. Ребята пытались достучаться до меня: «Джеймс, хорош, этого и так будет достаточно!»

Джеймс Олен, геймдизайнер

Кроме того, геймдизайнер очень доволен тем, как ему удалось расширить отделение BioWare в Остине и закончить работу над The Old Republic.

При этом MMORPG по «Звёздным войнам» кажется ему в чём-то упущенной возможностью. Он понимает игроков, критиковавших разработчиков за то, что вместо «KotOR в онлайне» они выпустили «World of Warcraft в сеттинге „Звёздных войн“».

Однако Олен признаётся, что у него нет больших сожалений, кроме, разве что Shadow Realms, которая так и не увидела свет.

Shadow Realms
Shadow Realms

Мне бы хотелось, чтобы нам удалось сделать с Shadow Realms что-то большее. Но я участвовал в работе над многими отменёнными играми, о которых писали в прессе куда меньше.

О большей части таких проектов от BioWare никто никогда не узнает. Мы их не анонсировали, не говорили о них. […]

Так или иначе, даже в своих ошибках я ищу хорошее. Думаю: «Что ж, я многому научился, так что это уже большой плюс».

Джеймс Олен, геймдизайнер

О своих планах на будущее

В ближайшее время Олен планирует отдыхать, в том числе за видеоиграми, а также заниматься созданием собственной книги-кампании на основе Dungeons & Dragons пятой редакции.

Она будет называться Odyssey of the Dragonlords («Одиссея повелителей драконов») и, по словам геймдизайнера, вдохновлена греческой мифологией и фэнтезийной вселенной в духе DragonLance.

«Провал Anthem не будет концом для BioWare»: геймдизайнер KotOR и Baldur's Gate об уходе из студии и её будущем

Олен отмечает, что в работе ему помогает даже не то, что он часто вёл игровые сессии в D&D, а его опыт в игровой индустрии. Как и в случае с RPG, над которыми он трудился в BioWare, в книге-кампании он создаёт большой открытый мир, в котором хочет создать у игроков чувство эпического размаха.

Тем не менее он уверен, что однажды вернётся к разработке видеоигр. Он лишь не уверен, когда именно.

Когда я всё же приду обратно в индустрию, мне хотелось бы заняться чем-то, к чему я питаю настоящую страсть.

Я уже заработал себе на жизнь, так что, наверное, смогу выбирать те проекты, над которыми мне действительно хотелось бы поработать. Руководствуясь именно удовольствием, которое они мне приносят в творческом плане. Не думая о том, буду ли я обеспечивать себя финансово.

Так что если вы услышите, что я над чем-то работаю, знайте — меня к этому привело только моё желание. И ничто больше.

Джеймс Олен, геймдизайнер
6.4K6.4K открытий
98 комментариев

Значит провал уже рассматривают как вероятный результат). Жаль, что игры Bioware все больше становятся похожими на корейские MMO, а не на сюжетные RPG, какими были Knights of the Old Republic, Mass Effect, Dragon Age: Origins.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

"Так что даже если Anthem ждёт провал — чего, я думаю, не произойдёт — если она не разойдётся миллионными тиражами, то это не будет концом BioWare."

-> провал рассматривают как вероятный результат. Как и в любой другой студии любой другой кампании, провал всегда расценивают как вероятный результат, не стоит сразу делать вывод из столь безобидной фразы.

Ответить

ну EA, ну пиздец, биовари были замечательной студией, они могли просто продолжать им давать денег и всего лишь не лезть в процесс разработки - и они бы продолжали выдавать хорошие игры, но нет же блядь, это слишком сложно

Ответить

Корпоративные стандарты и творческая свобода несовместимы. Заметьте, это везде так.

Ответить

Да-да, еа виноваты, а биовары белые-пушистые жертвы этого зверья.

Им всего лишь нужно было просто давать деньги и молочные реки бы потекли.

Ответить

"И идея пришла от самой команды, от сотрудников. Я знаю, что в сети есть куча теорий заговора. Якобы, это всё из-за EA. Но издатели не имели к концепции большого отношения"

Ответить