Игры Иван Абрамов
3 006

Путешествие в прошлое: Octopath Traveler и дух старых JRPG

Для тех, кто соскучился по классике.

В закладки
Аудио

Octopath Traveler для Switch — большой проект от Square Enix, нацеленный на игроков, заставших золотые годы компании. В далёких 90-х, во времена SNES, из под пера Square ежегодно выходили по-настоящему культовые вещи: Final Fantasy, Chrono Trigger, Secret of Mana — по задумке, Octopath должна стать наследницей игр той эпохи.

Для Square это уже не первая попытка сыграть на ностальгии: в 2015-м компания открыла Tokyo RPG Factory — студия создаёт «старомодные» JRPG, которые должны нравиться как ветеранам жанра, так и новой аудитории. Разработчики выпустили две игры: I Am Setsuna и Lost Spear.

Tokyo RPG Factory пыталась ухватить дух старых игр, не ударяясь в откровенное ретроградство, но Octopath — совсем другое дело. Графика здесь напоминает Final Fantasy VI, а несвязанные друг с другом истории нескольких протагонистов — старенькую SaGa Frontier (тоже, кстати, от Square).

Но, несмотря на внешнее сходство с хитами 90-х, Octopath — не кондовая ретро-игра. Если I Am Setsuna и Lost Spear практически целиком держались на оммажах и отсылках, то Octopath Traveler не такая. Особенности старых JRPG здесь переосмыслили и попытались осовременить. Местами получилось удачно, местами — нет.

Машина времени

Octopath разбита на восемь самостоятельных историй, и игрок волен сам выбирать отправную точку путешествия — между собой сюжеты не пересекаются. В первые часы игры испытываешь знакомые по старым JRPG чувства: кажется, что сейчас начнётся невероятное приключение.

Тут помогает разнообразная графика: художники Square Enix нарисовали какое-то сумасшедшее количество ассетов. Локации полны мелких деталей, а в городах почти в любое здание можно войти и рассмотреть его изнутри. При этом в разных регионах отличается архитектура, флора и фауна — здесь чертовски увлекательно исследовать мир.

На исследование мира может уйти много времени: карта в игре большая, а в локациях спрятано много полезных (и не очень) предметов

Истории главных героев очень отличаются по настроению и тону повествования: танцовщица Примроуз, например, во что бы то ни стало пытается отомстить убийцам отца, а дочка торговцев Тресса просто очень хочет повидать свет.

Всё это создаёт то самое чувство, которое ребёнком испытываешь, впервые садясь играть в какую-нибудь Final Fantasy. При этом разработчики не просто копируют элементы знакомых игр: визуальный стиль и боевая система здесь оригинальны, хоть и явно вдохновлены «теми самыми» RPG.

Разработчики со вкусом совместили современные технологии и пиксельную графику: динамическое освещение заметно меняет настроение многих локаций

Пиксели — первое, что ассоциируется с ретро-играми, но авторы Octopath не пошли по простому пути. Графика здесь только на первый взгляд вдохновлена старыми ролёвками: на самом деле, игру разработали на последнем Unreal Engine, и это заметно.

Спрайты персонажей отбрасывают тени, спецэффекты создают блики на поверхностях — кажется, что попал в альтернативную реальность, в которой не было никакой 3D-графики, а игры так и продолжили рисовать пикселями.

Боевая система в Octopath конечно же пошаговая, но тоже со своими особенностями: у всех персонажей каждый ход копятся очки, которыми можно усилить их атаки. Игрок всё время встаёт перед выбором: потратить очки сразу или потерпеть и ударить сильнее, но дать врагам больше времени на манёвры. Каждый противник уязвим к разному типу урона, поэтому все герои оказываются полезными в бою.

А ещё в игре отличная музыка. Такое ощущение, что композитор смешал живой оркестр с синтезированными на компьютере звуками — получился замечательный саундтрек с запоминающимися мелодиями, которые невольно начинаешь напевать, закрыв игру.

После нескольких часов прохождения кажется, что Octopath — идеальная ретро-игра: разработчики не слепо копируют какой-то конкретный хит, а аккуратно воссоздают любимые элементы старых JRPG, привнося в них что-то своё. Из-за этого она не кажется вторичной, но источники вдохновения при этом считываются моментально: структура повествования здесь как в малоизвестной на западе Live A Live, а модельки героев как в Final Fantasy VI — сразу понятно, что в Square Enix работают фанаты жанра.

Временной парадокс

Правда, через некоторое время замечаешь, что атмосфера приключения и чудесная графика — не всё, что досталось Octopath Traveler от предшественников. Многие старые JRPG славились необходимостью монотонно убивать монстров, чтобы прокачать персонажей до необходимого уровня — Octopath не исключение.

Причём необходимость гринда явно добавлена умышленно: каждый раз, когда вы встречаете нового героя и добавляете его в группу, сложность игры скалируется. После прохождения пролога за всех героев вы вряд ли сможете выдвинуться к следующему сюжетному квесту — сначала придётся набрать нужный уровень. Можно, конечно, попробовать и так, но будет очень сложно, особенно в сражениях с боссами.

Воспринимается это как настоящий атавизм: в Octopath Traveler и так достаточно контента, не было никакого смысла искусственно растягивать игру. Есть ощущение, что разработчики просто плоховато рассчитали баланс: иногда сложность скачет, даже если рекомендации по уровню соблюдены.

Несмотря на гринд, боёвка не наскучивает: в каждом регионе у врагов свои особенности, а боссы почти всегда преподносят сюрпризы

С повествованием тоже проблемы: у героев нет никаких причин путешествовать вместе. Например, с чего вдруг странствующий рыцарь станет помогать вору? Square Enix с самого начала говорила, что Octopath Traveler — не партийная RPG, а антология из восьми несвязанных между собой историй. Но игра при этом всячески мотивирует объединять героев в команду: их навыки компенсируют слабости друг друга, а большую часть побочных заданий невозможно пройти, не имея в группе того или иного персонажа.

Square Enix даже не включила в игру кат-сцены, которые бы объясняли, как герои познакомились и зачем собрались в группу. А во всех сюжетных роликах персонажи стоят поодиночке — в зависимости от того, чей квест вы выполняете.

Знахарь Альфин готовится к бою с очередным боссом. Остальные герои тоже тут, просто в кат-сцене их почему-то не видно

В эпоху SNES японские RPG внесли огромный вклад в развитие видеоигрового повествования: простыми методами в них рассказывали потрясающие истории, но на фоне современных ролевых игр они могут показаться наивными и простыми.

В этом отношении Octopath воспринимается как гость из прошлого — в самом плохом смысле этих слов. В игре постоянно возникает людонарративный диссонанс (когда геймплей идёт вразрез с повествованием).

Изредка герои всё-таки взаимодействуют между собой: в определённых ситуациях появляется кнопка, позволяющая посмотреть короткую сценку с участием нескольких странников. Но эти моменты всегда выглядят очень странно — персонажи ведь даже не знакомились друг с другом. Будто случайные прохожие стали вести себя как закадычные друзья.

Octopath Traveler — однозначно лучшая ретро-JRPG последних лет. Таких игр вообще выходит очень мало, и приятно видеть, что именно Square Enix пытается возродить ностальгический жанр.

Разработчики умело воссоздали те самые ощущения с помощью чудесной графики и запоминающейся музыки, не прибегая к фанатичному копированию — при всём упоре на ностальгию, в игре много новаторского (в отличие от I Am Setsuna и Lost Sphear от тех же Square Enix).

Но, к сожалению, вместе с атмосферой приключений в Octopath Traveler прямиком из 90-х попали элементы, которые в 2018 году смотрятся не так уместно: суровый гринд и фрагментированное повествование явно не идут игре на пользу.

#мнения #обзоры #octopathtraveler

{ "author_name": "Иван Абрамов", "author_type": "self", "tags": ["octopathtraveler","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b"], "comments": 43, "likes": 69, "favorites": 29, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 24084, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 31 Jul 2018 15:25:38 +0300" }
{ "id": 24084, "author_id": 48618, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/24084\/get","add":"\/comments\/24084\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/24084"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953, "possessions": [] }

43 комментария 43 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
19

Your excellency!

Ответить
4

Некрофилия старой школы

Ответить
4

Шикарная игра, отличная jRPG. После Персоны 5 - best. Боёвка то что я люблю. Сюжетная линия за каждого персонажа простая, но в то же время очень крутая. За Primrose так вообще, очень трогательная история, впрочем как и за Офелию и за Альфина.
Пока наиграл только ~30 часов.
Да, гринд есть.

Ответить
0

Изначально игра дико интриговала и было желание взять коллекционку, но потом увидел обзор videogamedonkey и как то забил на эту тему.

Ответить
12

Данки не особо любит рпг, ненавидит пошаговые бои и абсолютно не переваривает рандомные встречи.
Это как прислушиваться к человеку который играет в основном в гонки, что ему поинт&клик адвенчуры не нравятся.

Ответить
22

Честно, не понимаю, каким мазохистом нужно быть, чтобы переваривать рандомные энкаунтеры.

Ответить
4

Сквары молодцы, что при портировани DQ8 с PS2 на 3DS все рандомные энкаунтеры заменили на разбросанных по карте мобов, которых можно легко обойти.

Ответить
2

Нужно быть философом и понимать, что смерть подстерегает везде, её нападение внезапно и непредсказуемо :) Закаляет характер.

Ответить
0

В Octopath, кстати, довольно быстро появляется способ контролировать их частоту. Если взять определённый навык, то энкаунтеры совсем редкими становятся.

Ответить
2

А если хочешь чаще/быстрее качаться — снимай и бегай по карте, да %)
Жаль не перетащили из Bravely Default/Second возможность менять частоту появления (от увеличения, до полного отключения).

Ответить
1

Есть навык и для увеличения частоты энкаунтеров, а если уж совсем часто хочется - всегда можно зажать B и перемещаться бегом.

Ответить
0

Не нужно им быть: достаточно просто познакомиться с жанром RPG через JRPG конца девяностых — начала двухтысячных.

Ответить
0

Но ведь достаточно познакомиться и с другими RPG, чтобы перестать воспринимать такие jRPG. Да и даже если так, нынче jRPG по максимуму избегают рандомные бои, от чего довольно быстро можно отвыкнуть.

Ответить
0

Ностальгия. Для меня первой JRPG были (не смейтесь) покемоны на цветном геймбое, затем — серия FF. Кстати, в покемонах это даже как-то органично смотрелось: нападали, когда ходишь в кустах; нет монстра в коллекции — ловишь. А не хочешь рандомных боёв — применяешь репеллент.

Ответить
0

А я не понимаю, какой неженкой надо быть, чтобы их не переваривать.

Ответить
0

Да на это внимания я не обратил, меня отталкивает именно шаблонность. Я прошёл на сыче Сетсуну и мне понравилось, смотрю тревелера и вижу те же яйца только в профиль. Потому и решил не трогать эту рпг.

Ответить
1

Я играл в обе — Сетсуна в разы слабее Octopath. Я бы попробовал на вашем месте, раз уж вы Сетсуну до конца осилили.

Ответить
0

25+ часов октопаса уже наиграл и еще наверное столько же впереди. Учитывая что это чуть ли не единственная моя jrpg - игра очень, очень хороша. Я прям нарадоваться не могу.
Хотя нет, вру. Ксеноблейд 2 ведь тоже jrpg? В нее 120 часов наиграл)

Ответить
0

У меня с Ксеноблейд странные отношения сложились: наиграл 80 часов, а до сих пор не пойму, понравилась мне игра или нет. Я её ругал, но и бросить не мог.

Ответить
1

Ну не знаю, для меня это топ1 игра на свечке. Эти 120 часов были волшебными.
Даже подумываю о покупке 3DS чтоб в первую часть поиграть

Ответить
0

а чо там?

Ответить
2

Картограф Октопаф рисовала карты для моих книг.

Ответить
0

Звучит как скороговорка!

Ответить
2

Очень хочется поиграть! Я как раз сейчас наверстываю классику Square. Жаль что свича нет, но как появится обязательно надо прикупить.

Ответить
0

60 евро готовь, если новую..

Ответить
1

Упомянул Live-a-Live. Мое уважение.

Ответить
1

Пока расстраивает только практически полное отсутствие взаимодействия героев друг с другом.
А так — очень приятная, как визуально, так и геймплейно. (Монетка в коллекционке огонь!)

Ответить
0

Ух, крутая. У меня обычное издание — завидую.

Ответить
1

Очень хотел написать статью об этой игре, но хорошо, что к этому моменту не начал писать о ней. Спасибо за материал и моё сэкономленное время! :)

Ответить
0

Поиграл в демо, потом увидел цену, это тупо фулл прайс ААА проекта, в общемю спасибо, не надо.

Ответить
0

Ну и зря. Часов вы там наиграете не меньше чем во многих ААА, удовольствия от игры так же на уровне.

Ответить
0

Прошу прощения за оффтоп, но...Боже мой, скоро ли увижу новость в духе: "Square Enix сделает ремейк Vagrant Story"?

Ответить
1

Square уже много лет об этом просят, но, похоже, в ближайшее время ремейка не будет.

Да и непонятно каким он будет: недавно же переделали Secret of Mana — похоже, вышло не очень (я, правда, не играл, не могу ничего сказать).

Ответить
0

Нет, такого точно не будет. Слишко дорого и слишком нишево.

Ответить
0

Поиграл в демку очень понравилась

Ответить
0

Обязательно куплю, хотя в раннюю демку толком не играл (только запустил и посмотрел первые 10 минут). Единственное, что немного раздражает - псевдопиксельные квадраты. По моему было бы намного приятнее, будь спрайты словно нарисованные на картоне рисунки.

Ответить
0

Про диссонанс сказано, но это ладно, а вот хороши ли истории сами по себе?

Ответить
0

Некоторые истории мне очень понравились, некоторые — нет. Но, судя по тому, что я читаю на форумах, у людей нет консенсуса по поводу лучших и худших сюжетов, всем разное нравится.

В целом истории малость шаблонны, но мне было интересно.

Ответить
0

Многие старые JRPG славились необходимостью монотонно убивать монстров, чтобы прокачать персонажей до необходимого уровня — Octopath не исключение.

Не могу играть в игры требующие подобный подход, если нет возможности врубить чит чтобы скипнуть эту тягомотину, как правило забиваю на игру.

Ответить
0

системселлер

Ответить
0

GUST\Nippon Ichi эти "ретро-инди-жрпг" стали делать задолго до того, как сам термин вообще возник. За 10+ лет до моды на инди и ретро, если быть точным.

Ответить
0

в много новаторского в отличие от I Am Setsuna

Ну, справедливости ради, механика спринтингов в Сецуне было вполне прогрессивной. Другое дело, что из-за плохого баланса, она частенько превращала битвы с боссами в корейский рандом.

Ответить
–16

нарисуй пиксельную мазню@кукарекай что у тебя всё по классике.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В Steam появилась функция продажи
подержанных цифровых копий игр
Подписаться на push-уведомления