{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Иван Абрамов

Путешествие в прошлое: Octopath Traveler и дух старых JRPG Статьи редакции

Для тех, кто соскучился по классике.

Octopath Traveler для Switch — большой проект от Square Enix, нацеленный на игроков, заставших золотые годы компании. В далёких 90-х, во времена SNES, из под пера Square ежегодно выходили по-настоящему культовые вещи: Final Fantasy, Chrono Trigger, Secret of Mana — по задумке, Octopath должна стать наследницей игр той эпохи.

Для Square это уже не первая попытка сыграть на ностальгии: в 2015-м компания открыла Tokyo RPG Factory — студия создаёт «старомодные» JRPG, которые должны нравиться как ветеранам жанра, так и новой аудитории. Разработчики выпустили две игры: I Am Setsuna и Lost Spear.

Tokyo RPG Factory пыталась ухватить дух старых игр, не ударяясь в откровенное ретроградство, но Octopath — совсем другое дело. Графика здесь напоминает Final Fantasy VI, а несвязанные друг с другом истории нескольких протагонистов — старенькую SaGa Frontier (тоже, кстати, от Square).

Но, несмотря на внешнее сходство с хитами 90-х, Octopath — не кондовая ретро-игра. Если I Am Setsuna и Lost Spear практически целиком держались на оммажах и отсылках, то Octopath Traveler не такая. Особенности старых JRPG здесь переосмыслили и попытались осовременить. Местами получилось удачно, местами — нет.

Машина времени

Octopath разбита на восемь самостоятельных историй, и игрок волен сам выбирать отправную точку путешествия — между собой сюжеты не пересекаются. В первые часы игры испытываешь знакомые по старым JRPG чувства: кажется, что сейчас начнётся невероятное приключение.

Тут помогает разнообразная графика: художники Square Enix нарисовали какое-то сумасшедшее количество ассетов. Локации полны мелких деталей, а в городах почти в любое здание можно войти и рассмотреть его изнутри. При этом в разных регионах отличается архитектура, флора и фауна — здесь чертовски увлекательно исследовать мир.

На исследование мира может уйти много времени: карта в игре большая, а в локациях спрятано много полезных (и не очень) предметов

Истории главных героев очень отличаются по настроению и тону повествования: танцовщица Примроуз, например, во что бы то ни стало пытается отомстить убийцам отца, а дочка торговцев Тресса просто очень хочет повидать свет.

Всё это создаёт то самое чувство, которое ребёнком испытываешь, впервые садясь играть в какую-нибудь Final Fantasy. При этом разработчики не просто копируют элементы знакомых игр: визуальный стиль и боевая система здесь оригинальны, хоть и явно вдохновлены «теми самыми» RPG.

Разработчики со вкусом совместили современные технологии и пиксельную графику: динамическое освещение заметно меняет настроение многих локаций

Пиксели — первое, что ассоциируется с ретро-играми, но авторы Octopath не пошли по простому пути. Графика здесь только на первый взгляд вдохновлена старыми ролёвками: на самом деле, игру разработали на последнем Unreal Engine, и это заметно.

Спрайты персонажей отбрасывают тени, спецэффекты создают блики на поверхностях — кажется, что попал в альтернативную реальность, в которой не было никакой 3D-графики, а игры так и продолжили рисовать пикселями.

Боевая система в Octopath конечно же пошаговая, но тоже со своими особенностями: у всех персонажей каждый ход копятся очки, которыми можно усилить их атаки. Игрок всё время встаёт перед выбором: потратить очки сразу или потерпеть и ударить сильнее, но дать врагам больше времени на манёвры. Каждый противник уязвим к разному типу урона, поэтому все герои оказываются полезными в бою.

А ещё в игре отличная музыка. Такое ощущение, что композитор смешал живой оркестр с синтезированными на компьютере звуками — получился замечательный саундтрек с запоминающимися мелодиями, которые невольно начинаешь напевать, закрыв игру.

После нескольких часов прохождения кажется, что Octopath — идеальная ретро-игра: разработчики не слепо копируют какой-то конкретный хит, а аккуратно воссоздают любимые элементы старых JRPG, привнося в них что-то своё. Из-за этого она не кажется вторичной, но источники вдохновения при этом считываются моментально: структура повествования здесь как в малоизвестной на западе Live A Live, а модельки героев как в Final Fantasy VI — сразу понятно, что в Square Enix работают фанаты жанра.

Временной парадокс

Правда, через некоторое время замечаешь, что атмосфера приключения и чудесная графика — не всё, что досталось Octopath Traveler от предшественников. Многие старые JRPG славились необходимостью монотонно убивать монстров, чтобы прокачать персонажей до необходимого уровня — Octopath не исключение.

Причём необходимость гринда явно добавлена умышленно: каждый раз, когда вы встречаете нового героя и добавляете его в группу, сложность игры скалируется. После прохождения пролога за всех героев вы вряд ли сможете выдвинуться к следующему сюжетному квесту — сначала придётся набрать нужный уровень. Можно, конечно, попробовать и так, но будет очень сложно, особенно в сражениях с боссами.

Воспринимается это как настоящий атавизм: в Octopath Traveler и так достаточно контента, не было никакого смысла искусственно растягивать игру. Есть ощущение, что разработчики просто плоховато рассчитали баланс: иногда сложность скачет, даже если рекомендации по уровню соблюдены.

Несмотря на гринд, боёвка не наскучивает: в каждом регионе у врагов свои особенности, а боссы почти всегда преподносят сюрпризы

С повествованием тоже проблемы: у героев нет никаких причин путешествовать вместе. Например, с чего вдруг странствующий рыцарь станет помогать вору? Square Enix с самого начала говорила, что Octopath Traveler — не партийная RPG, а антология из восьми несвязанных между собой историй. Но игра при этом всячески мотивирует объединять героев в команду: их навыки компенсируют слабости друг друга, а большую часть побочных заданий невозможно пройти, не имея в группе того или иного персонажа.

Square Enix даже не включила в игру кат-сцены, которые бы объясняли, как герои познакомились и зачем собрались в группу. А во всех сюжетных роликах персонажи стоят поодиночке — в зависимости от того, чей квест вы выполняете.

Знахарь Альфин готовится к бою с очередным боссом. Остальные герои тоже тут, просто в кат-сцене их почему-то не видно

В эпоху SNES японские RPG внесли огромный вклад в развитие видеоигрового повествования: простыми методами в них рассказывали потрясающие истории, но на фоне современных ролевых игр они могут показаться наивными и простыми.

В этом отношении Octopath воспринимается как гость из прошлого — в самом плохом смысле этих слов. В игре постоянно возникает людонарративный диссонанс (когда геймплей идёт вразрез с повествованием).

Изредка герои всё-таки взаимодействуют между собой: в определённых ситуациях появляется кнопка, позволяющая посмотреть короткую сценку с участием нескольких странников. Но эти моменты всегда выглядят очень странно — персонажи ведь даже не знакомились друг с другом. Будто случайные прохожие стали вести себя как закадычные друзья.

Octopath Traveler — однозначно лучшая ретро-JRPG последних лет. Таких игр вообще выходит очень мало, и приятно видеть, что именно Square Enix пытается возродить ностальгический жанр.

Разработчики умело воссоздали те самые ощущения с помощью чудесной графики и запоминающейся музыки, не прибегая к фанатичному копированию — при всём упоре на ностальгию, в игре много новаторского (в отличие от I Am Setsuna и Lost Sphear от тех же Square Enix).

Но, к сожалению, вместе с атмосферой приключений в Octopath Traveler прямиком из 90-х попали элементы, которые в 2018 году смотрятся не так уместно: суровый гринд и фрагментированное повествование явно не идут игре на пользу.

0
44 комментария
Написать комментарий...
Денис Евсигнеев

Очень хочется поиграть! Я как раз сейчас наверстываю классику Square. Жаль что свича нет, но как появится обязательно надо прикупить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Tiger Uppercut

60 евро готовь, если новую..

Ответить
Развернуть ветку
Filipp Shumakov

Your excellency!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dark

Некрофилия старой школы

Ответить
Развернуть ветку
TNT

Шикарная игра, отличная jRPG. После Персоны 5 - best. Боёвка то что я люблю. Сюжетная линия за каждого персонажа простая, но в то же время очень крутая. За Primrose так вообще, очень трогательная история, впрочем как и за Офелию и за Альфина.
Пока наиграл только ~30 часов.
Да, гринд есть.

Ответить
Развернуть ветку
savenoff

Изначально игра дико интриговала и было желание взять коллекционку, но потом увидел обзор videogamedonkey и как то забил на эту тему.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Radostev

Честно, не понимаю, каким мазохистом нужно быть, чтобы переваривать рандомные энкаунтеры.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Коршунов

Сквары молодцы, что при портировани DQ8 с PS2 на 3DS все рандомные энкаунтеры заменили на разбросанных по карте мобов, которых можно легко обойти.

Ответить
Развернуть ветку
realavt

Нужно быть философом и понимать, что смерть подстерегает везде, её нападение внезапно и непредсказуемо :) Закаляет характер.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Абрамов
Автор

В Octopath, кстати, довольно быстро появляется способ контролировать их частоту. Если взять определённый навык, то энкаунтеры совсем редкими становятся.

Ответить
Развернуть ветку
TopoR

А если хочешь чаще/быстрее качаться — снимай и бегай по карте, да %)
Жаль не перетащили из Bravely Default/Second возможность менять частоту появления (от увеличения, до полного отключения).

Ответить
Развернуть ветку
Направленный парфюмер

Есть навык и для увеличения частоты энкаунтеров, а если уж совсем часто хочется - всегда можно зажать B и перемещаться бегом.

Ответить
Развернуть ветку
OtdayMoiBotinki

Не нужно им быть: достаточно просто познакомиться с жанром RPG через JRPG конца девяностых — начала двухтысячных.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Radostev

Но ведь достаточно познакомиться и с другими RPG, чтобы перестать воспринимать такие jRPG. Да и даже если так, нынче jRPG по максимуму избегают рандомные бои, от чего довольно быстро можно отвыкнуть.

Ответить
Развернуть ветку
OtdayMoiBotinki

Ностальгия. Для меня первой JRPG были (не смейтесь) покемоны на цветном геймбое, затем — серия FF. Кстати, в покемонах это даже как-то органично смотрелось: нападали, когда ходишь в кустах; нет монстра в коллекции — ловишь. А не хочешь рандомных боёв — применяешь репеллент.

Ответить
Развернуть ветку
Mervish

А я не понимаю, какой неженкой надо быть, чтобы их не переваривать.

Ответить
Развернуть ветку
savenoff

Да на это внимания я не обратил, меня отталкивает именно шаблонность. Я прошёл на сыче Сетсуну и мне понравилось, смотрю тревелера и вижу те же яйца только в профиль. Потому и решил не трогать эту рпг.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Абрамов
Автор

Я играл в обе — Сетсуна в разы слабее Octopath. Я бы попробовал на вашем месте, раз уж вы Сетсуну до конца осилили.

Ответить
Развернуть ветку
Символический корабль

25+ часов октопаса уже наиграл и еще наверное столько же впереди. Учитывая что это чуть ли не единственная моя jrpg - игра очень, очень хороша. Я прям нарадоваться не могу.
Хотя нет, вру. Ксеноблейд 2 ведь тоже jrpg? В нее 120 часов наиграл)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Абрамов
Автор

У меня с Ксеноблейд странные отношения сложились: наиграл 80 часов, а до сих пор не пойму, понравилась мне игра или нет. Я её ругал, но и бросить не мог.

Ответить
Развернуть ветку
Символический корабль

Ну не знаю, для меня это топ1 игра на свечке. Эти 120 часов были волшебными.
Даже подумываю о покупке 3DS чтоб в первую часть поиграть

Ответить
Развернуть ветку
Chuji

а чо там?

Ответить
Развернуть ветку
Уральский Денис

Картограф Октопаф рисовала карты для моих книг.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Абрамов
Автор

Звучит как скороговорка!

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Коршунов

Упомянул Live-a-Live. Мое уважение.

Ответить
Развернуть ветку
TopoR

Пока расстраивает только практически полное отсутствие взаимодействия героев друг с другом.
А так — очень приятная, как визуально, так и геймплейно. (Монетка в коллекционке огонь!)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Абрамов
Автор

Ух, крутая. У меня обычное издание — завидую.

Ответить
Развернуть ветку
OtdayMoiBotinki

Очень хотел написать статью об этой игре, но хорошо, что к этому моменту не начал писать о ней. Спасибо за материал и моё сэкономленное время! :)

Ответить
Развернуть ветку
Валера Прав

Поиграл в демо, потом увидел цену, это тупо фулл прайс ААА проекта, в общемю спасибо, не надо.

Ответить
Развернуть ветку
Символический корабль

Ну и зря. Часов вы там наиграете не меньше чем во многих ААА, удовольствия от игры так же на уровне.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Елсуков

Прошу прощения за оффтоп, но...Боже мой, скоро ли увижу новость в духе: "Square Enix сделает ремейк Vagrant Story"?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Абрамов
Автор

Square уже много лет об этом просят, но, похоже, в ближайшее время ремейка не будет.

Да и непонятно каким он будет: недавно же переделали Secret of Mana — похоже, вышло не очень (я, правда, не играл, не могу ничего сказать).

Ответить
Развернуть ветку
realavt

Нет, такого точно не будет. Слишко дорого и слишком нишево.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Ли

Поиграл в демку очень понравилась

Ответить
Развернуть ветку
Herr Ulitochka

Обязательно куплю, хотя в раннюю демку толком не играл (только запустил и посмотрел первые 10 минут). Единственное, что немного раздражает - псевдопиксельные квадраты. По моему было бы намного приятнее, будь спрайты словно нарисованные на картоне рисунки.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Максютенко

Про диссонанс сказано, но это ладно, а вот хороши ли истории сами по себе?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Абрамов
Автор

Некоторые истории мне очень понравились, некоторые — нет. Но, судя по тому, что я читаю на форумах, у людей нет консенсуса по поводу лучших и худших сюжетов, всем разное нравится.

В целом истории малость шаблонны, но мне было интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Это прекрасно
Многие старые JRPG славились необходимостью монотонно убивать монстров, чтобы прокачать персонажей до необходимого уровня — Octopath не исключение.

Не могу играть в игры требующие подобный подход, если нет возможности врубить чит чтобы скипнуть эту тягомотину, как правило забиваю на игру.

Ответить
Развернуть ветку
balfear

системселлер

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Щербинин
в много новаторского в отличие от I Am Setsuna

Ну, справедливости ради, механика спринтингов в Сецуне было вполне прогрессивной. Другое дело, что из-за плохого баланса, она частенько превращала битвы с боссами в корейский рандом.

Ответить
Развернуть ветку
Chuji

нарисуй пиксельную мазню@кукарекай что у тебя всё по классике.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 44 комментария
null