STALCRAFT - первая удачная MMO во вселенной S.T.A.L.K.E.R

Ещё со времён выхода первой части S.T.A.L.K.E.R. индустрия не может предложить достойного онлайн-проекта по этой вселенной. Одни имели высокий порог вхождения и низкую доступность, например, RP-сервера в DayZ. Другие просто выглядели как посмешище или вовсе загнулись. Привет, Stay Out и Survarium. Среди всего этого ярко выделяется STALCRAFT.

STALCRAFT - первая удачная MMO во вселенной S.T.A.L.K.E.R

Трудно поверить, но за последние семнадцать лет практически никто не смог создать вменяемый многопользовательский проект, основанный на вселенной S.T.A.L.K.E.R. или хотя бы что-то похожее. А ведь у комьюнити уже давно есть спрос на это. Тот же Survarium, несмотря на своё сомнительное техническое состояние, имел на момент релиза онлайн больше четырёх тысяч. Растерял же он его только, когда все поняли во что они вляпались.

STALCRAFT - первая удачная MMO во вселенной S.T.A.L.K.E.R

Тем не менее, до того как в 2017 году EXBO выстрелили с их Сталкрафтом, выбирать было не из чего. Появившийся примерно в то же время Next Day: Survival ничего, кроме смеха, не вызывал, а вышедшие позже Stay Out и Will To Live были очередными кривыми поделками, которые хотелось дропнуть спустя пару часов пребывания там. Поэтому этот материал полностью посвящён Сталкрафту и его развитию.

Оглавление

Небольшая предыстория

Сталкрафт вышел в ОБТ десять лет назад и на тот момент больше походил на глобальный мод для Майнкрафта, а не полноценную игру. На серверах находилось не больше двух сотен человек, и проект был известен только в узких кругах. Поэтому материала того времени осталось очень мало.

Я познакомился со Сталкрафтом примерно в 2018-2019 году, когда он уже был широко известен и имел онлайн в несколько тысяч игроков, что для подобного проекта является очень хорошим результатом. В этот период Сталкрафт выглядел как самостоятельная игра и активно продвигался на YouTube, продолжая стремительными темпами набирать популярность. Благодаря этому я когда-то познакомился с творчеством величайшего гения - OverBro.

К слову, недавно он перезапустил серию роликов по Сталкрафту, которую я настоятельно рекомендую посмотреть. По сути, весь сакральный смысл проекта раскрывается именно в его прохождениях.

У меня было два аккаунта с пройденным основным сюжетом за сталкеров и бандитов. В сумме это заняло около шестидесяти часов, после чего игра была благополучно удалена. Потому что из-за большого дизбаланса делать там было нечего. Сюжет заканчивался в глубине Зоны, где находилось огромное количество прокачанных игроков и донатеров, которые просто не давали дышать обычному работяге вроде меня.

Хотя мой целеустремленный товарищ, даже после моего ухода, продолжил играть. Путем боли и превозмогания он смог прокачаться до уровня донатеров. Для этого ему пришлось подписаться на группу ВК, где регулярно публиковались сводки о выбросах, а потом бежать собирать артефакты на продажу. Он даже прошел квесты на абакан Зрячего (в том числе из-за него я в первый раз удалил Сталкрафт) и АО5. За последний вообще нужно медаль давать (кто знает, тот знает).

STALCRAFT - первая удачная MMO во вселенной S.T.A.L.K.E.R

После прохождения сюжета за разные фракции, я уже не планировал возвращаться в игру. Однако в 2022 году она вышла в официальный релиз и была выпущена в Steam. Более того, разработчики глобально переделали весь проект, изменив его до неузнаваемости. Был добавлен новый сюжет, локации, оружие, ивенты и система прогрессии. Такие новшества не могли пройти мимо меня, и поэтому я решил вернуться в Сталкрафт, чтобы оценить проделанную работу.

STALCRAFT - первая удачная MMO во вселенной S.T.A.L.K.E.R

Открытый мир и прокачка

Открытый мир Сталкрафта состоит из оригинальных локаций S.T.A.L.K.E.R. и новых, созданных разработчиками. Поэтому карта Зоны получилась огромной и простирается от Болот до Затона с Лиманском.

На основных локациях есть базы сталкеров и бандитов, которые выступают в качестве перевалочных пунктов. После каждой смерти мы будем возрождаться там. На базе можно взять задания, купить и починить снаряжение, воспользоваться услугами аукциониста и курьера.

Но никто не даст нам всё и сразу. Каждая база имеет несколько уровней прокачки, которые повышаются выполнением квестов, мелких поручений и зачисткой локации. Наградой послужит доступ к новым возможностям базы и экипировке более высокого уровня.

STALCRAFT - первая удачная MMO во вселенной S.T.A.L.K.E.R

А ещё на базе можно зачилиться и послушать музыку по радио.

В остальном, любая локация существует для того, чтобы вы её фармили. Самый простой способ - зачищать споты с мутантами и ботами. Они разбросаны по всей карте и много времени это не займёт.

И если с мутантами у вас вряд ли возникнут проблемы, то боты уже могут доставить некоторые трудности, даже несмотря на их бестолковый ИИ. Они не реагируют на шум, не занимают укрытия и не способны на какие-либо тактические действия. Вместо этого болванчики просто стоят на месте или, наоборот, пытаются атаковать вас.

Поэтому разработчики решили компенсировать это, прописав им запредельную меткость и рентгеновское зрение. Боты могут увидеть вас с любого расстояния и через любые препятствия. После чего они с радостью прошьют вас в голову сквозь траву, деревья и кусты. Из-за этого с болванчиками приходится быть аккуратнее, ведь никогда не знаешь, когда тебе может прилететь оплеуха.

Также можно выполнять ежедневные задания из разряда подай/принеси/убей. Хотя намного выгоднее поработать курьером. Для этого нужно подойти к специальному НПС и забрать у него рюкзак, который необходимо отнести в назначенное место. Риск в том, что за него придется заплатить, а в случае смерти он выпадает и любой игрок сможет подобрать его. Поэтому чем дольше и опаснее путь, тем выше будет награда.

STALCRAFT - первая удачная MMO во вселенной S.T.A.L.K.E.R

Со временем для крафта снаряжения появятся новые типы ресурсов и новые способы фарма. Например, можно ставить аномальные установки и охранять их в течение определенного времени, или самому залезть в аномалию, чтобы исследовать её и получить награду.

Стоит заметить, что все споты имеют свойство заканчиваться. Поэтому, если кто-то зафармит их раньше, вам придется ждать респавна. На первый взгляд может показаться, что в этом нет ничего страшного. Однако из-за этого в моменты пикового онлайна вам вряд ли удастся что-то вынести.

Обратившись к мудрости великого гения, у меня всё-таки получилось найти решение этой проблемы.

Аудитория Сталкрафта - преимущественно, двенадцатилетние ухажёры вашей мамы

Поэтому можно заходить в игру рано утром, когда они будут в школе. В таком случае спотов будет больше, а шансов помереть на полпути меньше.

Ну и какой же проект во вселенной S.T.A.L.K.E.R. может обойтись без поиска артефактов? Сам процесс механически полностью повторяет оригинальную игру. Сперва нужно дождаться выброса, которые происходят в случайный момент и даже могут застать вас врасплох. Поэтому на локации расположены специальные убежища, в которых можно укрыться.

После чего в любом месте рядом с аномалиями могут появиться артефакты, которые можно продать. Это довольно прибыльный способ фарма, ведь особенно редкие экземпляры выставляются на аукцион за баснословные деньги. Найдёшь пару таких артефактов и сразу станешь миллионером. Хотя для этого, конечно, придется продвинуться вглубь Зоны.

STALCRAFT - первая удачная MMO во вселенной S.T.A.L.K.E.R

Высокая цена обусловлена возможностью сделать свою сборку артефактов. Учитывая полезность свойств некоторых экземпляров, цена становится полностью оправданной. Для этого даже сделали отдельный сайт, который рассчитывает характеристики вашего билда.

STALCRAFT - первая удачная MMO во вселенной S.T.A.L.K.E.R

Новые способы фарма появились благодаря одному из важнейших нововведений нового Сталкрафта - полностью изменённая прокачка. Теперь практически всё доступное снаряжение можно получить бесплатно. Для этого нужно обменять нафармленные ресурсы на экипировку. На выбор даются автоматы, дробовики, пистолеты, пистолеты-пулемёты, несколько типов бронекостюмов, обвесы, холодное оружие, снайперские винтовки, дополнительное сталкерское снаряжение и т.д.

Это даже не половина от имеющегося снаряжения

Вдобавок к этому в Сталкрафте есть полноценная кастомизация любого оружия, за исключением квестовых пушек. Скрафтив себе новенький автомат, вы можете установить на него разные виды обвесов от прицела до ЛЦУ. Стоит ли говорить, что стоковое оружие ни в какое сравнение не идет с топовым?

Хотя от некоторых обвесов больше вреда, чем пользы.

20% экрана мне определенно не нужны
20% экрана мне определенно не нужны

Также пушки и бронекостюмы можно заточить. Однако результат зависит от рандома. Чем выше уровень заточки, тем выше шанс, что у вас ничего не получится и придется тратить ещё ресурсы. Поэтому иногда будут происходить ситуации, когда вы потратили все свои инструменты, но ничего не заточили.

STALCRAFT - первая удачная MMO во вселенной S.T.A.L.K.E.R

Более того, новой системой прокачки разработчики частично решили проблему, связанную с ПКшерами. В Сталкрафте так называют игроков, которые кемперят в людных местах, чтобы убить и отобрать весь лут у ничего не подозревающих бедолаг. Раньше ПКшеров было очень много уже с самого начала игры. Я постоянно умирал на переходах между локациями от кустарных нагибаторов, которые потом приватизировали весь мой лут.

С появлением новой системы прокачки крафтовые предметы стали выпадать из нас в виде мешочка. Да, противник всё ещё может подобрать его, но ресурсы будут доступны только хозяину. Поэтому частенько после смерти вам будут отсылать ваш мешочек по почте или продавать на аукционе. Это позволяет сэкономить огромное количество времени и нервов, ведь всегда есть шанс вернуть самый важный лут.

STALCRAFT - первая удачная MMO во вселенной S.T.A.L.K.E.R

Изменения в системе прогрессии действительно серьёзные, ведь раньше экипировка давалась в основном за задания и зачастую ощутимо отставала по уровню. Из-за этого я в своё время постоянно страдал от других игроков, которые имели лучшее оружие и броню, пока я бегал в новеньких, но уже устаревших квестовых шмотках. Единственной альтернативой этому был безбожный гринд в определённых местах на определённых локациях. К тому же, благодаря этим изменениям, меня больше не кошмарили возле каждого перехода, чтобы отобрать весь лут. Поэтому новая система прогрессии - это шаг вперёд для Сталкрафта.

Графика и техническое состояние

За время развития Сталкрафт претерпел серьёзные графические улучшения. Если раньше игра выглядела, как Майнкрафт с текстурпаком, то сейчас от былого кубического духа остался лишь общий антураж. В игре довольно глубокая картинка, с чёткими HD текстурами, неплохими эффектами и освещением. Это создаёт ощущение того, что ты играешь в серьёзный проект, а не кривую, созданную на коленках, поделку.

Временами даже можно запечатлеть неплохие, насколько это вообще возможно в кубической игре, кадры.

Лучшее всего качество графики проявляется в моделях предметов и НПС. Раньше всё выглядело, как каша из мыльных полигонов. Однако сейчас каждый элемент экипировки имеет детальную проработку. Более того, все модельки сделаны в 3D, а не плоской текстурой, как это нередко бывает в проектах на базе Майнкрафта.

Но красивая графика это скорее просто приятное дополнение, нежели, чем что-то обязательное. Куда важнее, чтобы игра хорошо работала, выдавая стабильный FPS, и не пестрила бесконечными багами.

От этого страдают практически все подобные Сталкрафту проекты. Буквально недавно я попробовал поиграть в FGM STALZONE и стал свидетелем пяти кадров в секунду и чёрного экрана.

STALCRAFT - первая удачная MMO во вселенной S.T.A.L.K.E.R

Раньше Сталкрафт также был переполнен багами. Я мог по пять минут безрезультатно стоять возле НПС, спамя кнопку F, чтобы поговорить с ним. Не менее приятно было провалиться в текстуры или быть разорванным аномалией, которая могла притягивать с десяти метров.

Примерно так это выглядело(это не я).

Однако проект не стоит на месте и со временем был практически полностью доведён до ума. В Сталкрафте больше нет просадок ФПС или критических багов, которые могут заруинить вам прохождение. Игра не требует мощного железа и отлично работает даже на вёдрах десятилетней давности. Это ярко выделяет Сталкрафт на фоне других проектов, которые имеют менее качественную графику, но требуют для запуска хотя бы GTX1050TI.

STALCRAFT - первая удачная MMO во вселенной S.T.A.L.K.E.R

Поэтому я могу назвать техническое состояние Сталкрафта очень хорошим. Он отлично балансирует между качеством графики и системными требованиями, что делает его доступным для абсолютного большинства пользователей. К тому же за всё прохождение я всего единожды столкнулся с небольшим багом, из-за которого у меня криво отображалась метка на задание. В остальном Сталкрафт полностью стабильный.

Сюжет и квесты

Вторым по важности изменением после системы прокачки стал основной сюжет. Теперь в Сталкрафте он хотя бы есть. Потому что раньше мы играли за обычного болванчика, который бесцельно блуждал от локации к локации, выполняя поручения всех встречных-поперечных, чтобы получить новое снаряжение и выполнять более сложные поручения. Никакой общей связанной истории с итоговой точкой не было.

В новой сюжетной линии мы играем за блаженного - человека, которого неведомая сила тянет в Зону. Также наш герой подвержен сильным галлюцинациям, в которых нам постоянно является Голубой Шар - особенный артефакт, обладающий огромной силой. Из-за этого мы и оказались в Зоне, а нашей главной целью будет расследование природы нашего недуга и поиск Голубого Шара.

STALCRAFT - первая удачная MMO во вселенной S.T.A.L.K.E.R

Не самая остросюжетная завязка, но теперь у выполнения квестов хотя бы есть какой-то смысл. К тому же с появлением сюжета наконец-то появилось сюжетное повествование. Раньше всё подавалось через пустые диалоги ни о чём, во время которых ещё и умереть можно было. Поэтому их зачастую просто скипали, чтобы не подвергать себя лишнему риску.

Больше нас нельзя убить во время диалога
Больше нас нельзя убить во время диалога

Теперь все ключевые сюжетные моменты подаются через 2D катсцены. В определенный момент главный герой ловит галлюцинации и нам показывают симпатичный мультик, раскрывающий детали истории.

Также в игру были добавлены полноценные срежиссированные синематики. Ввиду ограниченности бюджета разработчиков их было совсем немного, но выглядели они вполне неплохо.

Не стоит забывать, что качество сюжета также сильно зависит от качества квестов. С нарративной точки зрения проблем никаких нет. Диалоги персонажей выглядят аутентично, и при желании их можно прочитать, благо во время этого процесса нам дают неуязвимость. А у ключевых персонажей есть озвучка, от которой иногда можно кринжануть, но в целом звучит неплохо.

Нам даже иногда будут давать сделать выбор, который повлияет на концовку квеста и итоговую награду. Например, меня попросили уладить вопрос в конфликте между бандитом и сталкером. Можно всех перестрелять и получить один автомат, а можно всё уладить мирно и получить другой. Подобные квесты по выбору пути решения или занятию одной из сторон встречаются нередко. Поэтому игроки, прошедшие одинаковые квесты, могут бегать в разном снаряжении.

Но, к сожалению, разработчики не внесли существенных изменений в геймплейную составляющую квестов. Раньше абсолютное большинство заданий выглядели как невменяемая беготня на километровые дистанции через вражеские базы. Из-за этого уже практически в самом начале я начинал страдать, так как мог проходить один квест по несколько часов. К тому же, разработчики, как будто хотели, чтобы все игроки страдали.

Например, я отчетливо помню задание, в котором нужно было перебежать с одной базы на другую, чтобы сразу же бежать обратно. Потому что на Агропроме меня заставили принести тушенку, которая продавалась только на Кордоне. Или серия квестов, суть которой заключалась в том, чтобы два или три раза бегать в одно и то же место. Проблем бы не было, но это место находилось на территории вражеской группировки. Поэтому на прохождение такого номинально простого задания могло уйти около пяти часов.

В новом сюжете ситуация обстоит немного лучше, ведь нас не начинают кошмарить с самого начала. Первые часа 15-20 проходят довольно быстро, а квесты не надоедают. Но с течением времени духота потихоньку нарастает, и нам начинают выдавать квесты, полностью завязанные на беготне. Да, сначала они не вызывают никаких сложностей, потому что проходят на союзных территориях.

Нужно просто бегать туда-сюда
Нужно просто бегать туда-сюда

Однако чем дальше мы продвигаемся по сюжету, тем более душной становится беготня. Нас все чаще и чаще отправляют на квесты, где необходимо что-то найти. При этом добираться до места нужно минут пять или больше, а после еще умудриться не умереть на вражеской территории, пытаясь обнаружить квестовый предмет, находящийся в огромном радиусе поиска.

В отдельных случаях для создания особо душной атмосферы разработчики помещают нас в изолированные локации, где мы будем бесконечно умирать, занимаясь кривым стелсом или паркуром.

Поэтому нельзя сказать, что Сталкрафт существенно изменился в плане сюжета и квестов. Да, появилась хорошая нарративная составляющая, и на бумаге история выглядит неплохо. Но геймплейно всё осталось примерно на том же уровне. Конечно, по началу никто больше не душит, но по мере продвижения всё снова сводится к бесконечной беготне между локациями. Поэтому все мои попытки пройти новый сюжет Сталкрафта заканчивались в районе бара.

Итог

Сталкрафт - это по-настоящему уникальный проект, прошедший путь от кривой модификации на Майнкрафт до полноценной ММО. Причём этот путь очень легко проследить, ведь изменения были очень глобальными. Между 2014 и 2024 годом буквально пропасть. Результатом проделанной работы стало высокое внимание со стороны комьюнити. В Сталкрафт ежедневно играет около девяти тысяч человек, а совсем недавно был установлен пиковый онлайн в пятнадцать тысяч человек.

STALCRAFT - первая удачная MMO во вселенной S.T.A.L.K.E.R

Да, проект всё ещё далёк от идеала. Виной тому душные квесты и очень тяжёлый контент на этапе эндгейма, который отбивает желание играть даже у людей, завершивших основной сюжет и имеющих хорошую экипировку. На самых северных локациях практически невозможно выжить в одиночку. Поэтому немало игроков, наиграв около сотни часов, бросают Сталкрафт.

Однако эти минусы меркнут на фоне того кайфа, который можно получить во время игрового процесса. На каждом шагу вас будут поджидать мутанты, боты, аномалии, игроки и прочие прелести Зоны. Из-за этого шанс умереть и потерять весь лут немаленький, но зато как приятно после продолжительного рейда наконец-то вынести всю добычу, которую успел нафармить, и продать её скупщику.

Это немного, но это честная работа
Это немного, но это честная работа

К тому же в Сталкрафте довольно неплохое комьюнити. Поэтому собрать свой стак и фармить ресурсы вместе не составит проблем. Что уж говорить, если даже случайные игроки на локациях всегда готовы прийти на помощь, если вы вдруг попадёте в беду.

Более того, никто не запрещает помогать игрокам из вражеской фракции. Это, конечно, рискованно, но зачастую доброту встречают добротой. Так что всегда есть шанс быть спасённым игроком из противоположной фракции.

Конкретно в этом моменте я помог сталкеру и мы мирно разошлись

Впрочем, играть одному не менее интересно. Временами напряжение в рейдах заставляет максимально сконцентрироваться на происходящем, даже несмотря на то, что мы всегда знаем о наличии игрока поблизости (присутствие отображается числами возле миникарты). В такие моменты становится страшно, как никогда, ведь никто не хочет потерять весь свой лут из-за случайной встречи.

Ну и главный аргумент в пользу Сталкрафта - ничего лучше вы не найдёте. Проекты, которые пошли по пути Майнкрафта, зачастую представляют собой тот же самый Сталкарфт, но на несколько голов ниже. Остальные просто ничего из себя не представляют, стагнируя годами в раннем доступе

Поэтому всем, кто хочет поиграть в ММО во вселенной S.T.A.L.K.E.R. я могу порекомендовать только Сталкрафт. Это единственный проект на подобную тематику, который достоин вашего внимания.

Настало время для неадекватного тирлиста, где я буду распределять все игры, по которым написал лонг(кроме русов против ящеров).
Настало время для неадекватного тирлиста, где я буду распределять все игры, по которым написал лонг(кроме русов против ящеров).
Кубический пук
Кубический пук
151151
277 комментариев

Много слышал о ней хорошего, но всратый кубоёбостиль отпугивает моментально

46
Автор

Так он не всратый. Сержант Графоуни на месте.

4

Посмотри Project Cataclysm тогда.

1

Игра охрененная.

Игра мною крайне уважаема, но забросил ее чисто по причине того, что 90% всех игроков - кемперы. Настроение играть мгновенно уходит, как только, налутав за час парочку артов, по пути назад тебя снимает снайпер свободы, который лежит в кустах с бета-теста

24
Автор

Так-то база. Иногда эти додики даже не лутают тебя. Я так в баре возле перехода откис с фул лутом.

1

Также, в игре нереально конские ценники для СНГ игры. Кейсы по 700-2к рубликов, ну это уже совсем ахуевать нужно

1