Улыбка Якудзы, или о чем умолчал Такеши Китано

Улыбка Якудзы, или о чем умолчал Такеши Китано

Мафия — бессмертна!

Невероятные приключения итальянцев в России

Действительно, с этим утверждением трудно поспорить, особенно если под "мафией" подразумевать некую структуру, готовую одновременно создавать вам серьезные проблемы и самой же их впоследствии решать за вознаграждение. Так было всегда, возможно так и останется навеки. Однако, если все-таки скобки несколько сблизить и посмотреть на мафию как на некую современную организованную преступную группу, то мы прежде всего увидим ее разделение по национальному признаку.

Тем не менее, рэп, Эскобар и золотые купола это все ингридиенты одного и того же компота. Все это является продуктом сложной и очень опасной системы, именуемой "организованной преступностью". Так или иначе, в том или ином контексте, каждый из нас слышал (слава богу, если не сталкивался лично) это простое, в общем-то, слово — Мафия. Не так важно, как, где и когда проросло это отравленное семя, лучше все же посмотреть на след, оставленный данным явлением в сегодняшней масс-культуре. Особенно, игровой.

Фильмы о гангстерах начали снимать еще в эру немого кино, потом дошло до сериалов и даже мюзиклов (West Side story, например). Игровая индустрия здесь несколько опоздала, но все-таки вбила первый клин в 1986 году с выпуском одним энтузиастом небольшой экшн-адвенчурки The King of Chicago.

Улыбка Якудзы, или о чем умолчал Такеши Китано

Затем вышли Неприкасаемые.

Попозже за ними пришел Падрино.

Дальше воспоследовала Legal Crime, нареченная у нас почему-то Чикаго, 1932: Дон Капоне, однако ставшая в будущем прародительницей таких известных стратегий, как Gangsters: Organized Crime и Omerta: City of Gangsters.

Улыбка Якудзы, или о чем умолчал Такеши Китано

Таким образом, гангстерская обойма постепенно наполнялась, включая в себя, помимо прочего, также и экшны:

Scarface: The World is Yours
Scarface: The World is Yours
The Godfather: The Game
The Godfather: The Game
Made man
Made man
True Crime: Streets of LA
True Crime: Streets of LA
Sleeping dogs
Sleeping dogs

Как бы там ни было, право называться эталоном завоевала игра, безо всякого стеснения взявшая себе в название имя нарицательное — Mafia: The City of Lost Heaven. Прошло целых шестнадцать лет, а у большинства знакомых Томаса Анджело до сих пор остаются самые теплые воспоминания об их первой встрече. Некоторые, правда, больше уважают другого парнишку по имени Клод...

Когда твой меч сломан, ты одолеешь противника голыми руками. Если твои руки будут отрублены, ты прижмешь его к земле плечами. Если твои плечи тоже отрублены, ты зубами прогрызешь шею десяти или пятнадцати врагам. Вот что такое смелость.

Хакагурэ. Сокрытое в листве

— Зачем еще один?

— Надо запасаться пока до сотки или еще больше не стрельнуло!

Свидетелем похожего диалога я стал в канун нового 2015 года, когда весь рабочий класс, сгибаясь практически до земли от тяжести непосильной ноши, лавиной выносил из магазинов дюжины единиц бытовой техники из рассчета на каждого члена семьи, включая грудных и даже еще нерожденных младенцев. Продавцы едва успели перерисовывать ценники. Мели все подряд, притом брали по нескольку холодильников, телевизоров, стиральных машин, чтобы потом, по весне, забить ими Авито под самые гланды.

Учитывая подобные обстоятельства, признаюсь, и я ненадолго поддался шквальному ажиотажу, обнажевшему в густых очередях, порой, самые низменные человеческие инстинкты. Короче говоря, я давно хотел взять Хуана и вот вроде как возник соответствующий повод. На мое, однако, счастье (как выяснилось в дальнейшем) в наличии его не оказалось и тетенька присоветовала мне взять плойку.

Ну плойку, так плойку. Не хуже, поди, будет. Тогда еще цены на консольные игры не отрастили острых, словно обломанные скалы, клыков и пятую GTA я взял за две с небольшим тысячи рублей. Это был первый диск, который аккуратно проник в малышку-плоечку, каковую я недавно, кстати сказать, с доплатой обменял на прошку. Сменял, подлец, старуху на молодуху, да.

Перейдем же в конце концов к сабжу. Мне крупно повезло. Дважды. Во-первых, я знаю английский язык, а, во-вторых, раньше я не был знаком с игровой серией Yakuza. Именно эти два условия необходимо соблюсти для того, чтобы ваша первая встреча с Кадзумой Кирю и Горо Мадзимой оставила самое правильное впечатление.

Кадзума
Кадзума
Горо
Горо

Дело все в том, что до недавних пор франшиза являлась эксклюзивом консолей семейства Sony, начиная с Playstation 2. Это сейчас можно найти "нулевку" в Steam, также скоро обещают выкатить на ПК и первую серию, но раньше сыграть в японскую разновидность мафии можно было только на приставках. Поскольку никаких других приставок кроме Dendy у меня никогда не было, то разноцветные драконы проплыли как-то мимо моей спины.

Тут подкрадывается очередная распродажа в Сторе и я натыкаюсь на Yakuza 0. Помню, что когда-то раньше смотрел на нее обзор, что-то где-то читал. Дай, думаю, попробую. Ka-ching, let's play. Здесь следует на секундочку оговориться, чтобы сказать, что предпочитаю я в основном игры с глубоким сюжетом, а свистелки-перделки, подземные пикселевые рогалики и прочие буллет-хеллы не люблю. Игру брал в первую очередь как раз исходя из этого соображения. И вот начинается интро-ролик...

С самой первой секунды геймплея я понимаю, что не прогадал, а, скорее, наоборот выбил жирный джекпот. Это не игра — это прежде всего история, по ощущениям она находится ближе к кино, чем к какому-то интерактивному продукту. Сколько раз я ловил себя на мысли, что надо побыстрее проскакать все эти зачастую утомительные и однообразые битвы, особенно, если тебя цепляют в городе (об основных механиках чуть позже), чтобы посмотреть, как развернутся события дальше.

Для тех счастливцев, кому еще не довелось приложить руку к противостоянию с кланом Тодзё , расскажу несколько слов о завязке хронологически первой серии во вселенной Yakuza.

На дворе стоит 1988 год. Наш протагонист двадцатилетний Кадзума Кирю, что в переводе означает "как дракон", член могущественной семьи Додзима , успешно вышибает деньги с какого-то мужика в подворотне. Мужик этот впоследствии умирает, но беда не в том, что он умер, а в том, где конкретно это произошло. Это место называется "Empty lot" и имеет колоссальную стоимость, поскольку находится как раз в центре делового квартала, где можно возвести очень сладкий девелоперский проект. Кто владеет этим клочком, завладеет всем кварталом. Вокруг прав на владение этим участком и поиска текущего владельца зиждится фундамент повествования всей игры.

Murder on the Empty lot
Murder on the Empty lot

Есть в Yakuza 0 также второй играбельный персонаж: Горо Мадзима. Он в отличие от Кирю, который живет в Токио, проживает в Осаке (то есть, мы будем играть в двух разных локациях) и является управляющим кабаре. В результате ослушания его изгнали из Якудзы и заставили отрабатывать долг чести, затем необоснованно увеличенный. Ситуация впридачу усугубляется еще и тем, что Горо во имя искупления предлагают устранить человека по имени Макото Макимура, хотя раньше он никого никогда лично не убивал...

Таким образом, играя поочередно за двух персонажей, нам предстоит распутать этот хитросплетенный клубок, сплели который очевидные мастера своего дела. Это, действительно, касается всех создателей без исключения — сценаристов, художников, музыкантов, актеров. Хотя Якудза не была бы Якудзой, если бы не те самые мини-игры и целая сотня(!) саб-стори, основательно подкрепляющих этот неоновый сеттинг.

Прежде чем коснуться аспекта свободных квестов, предлагаю на секунду-другую сперва взглянуть на боевой компонент. У каждого из персонажей есть три техники ведения боя, каждую из них нужно прокачивать отдельно. Прокачка навыков, несколько неожиданно, происходит не за счет опыта, а за счет йен, выбиваемых с врагов и зарабатываемых легально на недвижимости или во время управления кабаре.

Определенной диковинкой для меня явилась возможность пускать в бой подручный материал: велосипеды, рекламные штендеры, дорожные конусы, кресла, столы, пепельницы, словом, практически все, что попадет под горячую руку. Помимо этого, предусмотрено использование оружия типа ножей, мечей, пистолетов и т.д. Казалось бы чего еще надо? Вот только здесь как раз и кроется главный подводный камень. На нем высечено одно-единственное слово: однообразность.

Драться по сюжету нам предстоит реально очень много, порой с нескончаемыми волнами врагов. Это не считая тех пацанов, которые могут запросто схватить тебя за рукав в городе. На битвы тратится непропорционально много времени. Поначалу, конечно, очень прикольно мудохать всех великами и цветочными горшками, но во второй половине игры это начинает серьезно утомлять. К тому же, разработчики зачем-то приняли странное решение о драке с одним и тем же боссом целых пять раз. Впрочем, боевка способна соскоблить лишь полсантиметра грунтовки с общего фасада Yakuza 0, так как ко всему остальному претензии у меня практически отсутствуют.

Мини-игры. Тоже не могу сказать, что являюсь сколь-нибудь крупным любителем играть в боулинг или в бильярд в видео-играх. Почему-то мне кажется, что подобные забавы включают в геймплей, как правило, ради персон, характеризуемых обычно как хикикомори. Правда, в Yakuza 0 даже привереды типа меня смогут найти пару-тройку казуальных развлечений. Например, караоке. Суть его заключается в том, чтобы вовремя нажимать соответствующие кнопки геймпада, тем самым попадая в слова. Обратите внимание на сценический образ героя после первой минуты видео.

Можно также погонять радио-управляемые машинки.

Еще есть возможность поиграть на игровых автоматах.

При желании дадут посетить даже приватные видео-кабинки.

Всего таких развлечений насчитывается около дюжины, включая два, стоящих особняком от остальных. Каждый герой имеет свой вид бизнеса, приносящий ему твердый доход. Касаемо Кадзумы, это операции с недвижимостью. Необходимо скупать здания, назначать в них персонал, охрану и воевать с конкурентами. Таким простым образом, в игре наличествует элемент микро-менеджмента. Плюс к этому паровозику прицепили обширные, часовые квесты.

Горо управляет кабаре. Эта мини-игра выглядит несколько интереснее предыдущей, поскольку позволяет лично вмешиваться в ход событий, например, услужить или наоборот выгнать клиента. Также можно в ходе частной беседы прокачивать скиллы хостесс. Данное предприятие, в свою очередь, как и в случае с Кадзумой, не обойдется без уличных разборок и сопутствующих саб-сторис, ради которых-то я, по правде говоря, и затеял весь этот сыр-бор.

Получается, что игра вроде бы про Якудзу, а из водоворота перестрелок и погонь высунется то робкий панк, то растерянный чувак с портативным телефоном. Как было сказано чуть выше, полное приключение насчитывает сотню сторонних квестов, которые становятся доступны по мере прохождения. Как это работает?

Вы идете по улице и видите опечаленного мужичка. В разговоре выясняется, что он обещал любимой девушке подарить на день рождения одно очень популярное ожерелье, но в силу сверхпопулярности украшения, найти его уже невозможно. Мы предлагаем ему найти подделку, чтобы не нарушать своего обещания и не разочаровывать подругу. Тогда он умоляет нас разыскать кого-нибудь, кто смог бы изготовить фиктивное ожерелье. Согласившись, мы находим нужного персонажа на соседней улице, который дает нам свою визитку. Затем в результате нескольких стремительных событий человеку все-таки удается раздобыть подделку и он в конце концов встречается с девушкой.

А вот теперь начинается реальная мелодрама. Парень признается, что подарил любимой ненастоящее украшение, та, естественно, растраивается за то, что так его хвалила. Потом вмешиваемся мы и рассказываем ей, через что жениху пришлось пройти, чтобы достать для нее подарок. Что он совершил этот поступок только лишь для того, чтобы увидеть ее счастливой. И здесь как раз никакой подделки нет, здесь есть только подлинные чувства. Парень обещает в следующий раз принести ей настоящее ожерелье, но девушка отказывается, потому что хочет оставить себе именно это, как самый ценный подарок.

Привер номер два. Одна девчонка долго мнется перед тем как попросить нас стать ее бойфрендом. Правда, не по-настоящему, а понарошку. Этот спекталь необходимо разыграть для ее отца, который не перестает подбирать для нее женихов с целью в конце концов выдать дочь замуж. А она возьми да ляпни, что ее сердце уже зарезервировано. Тогда папенька потребовал очной ставки, дабы убедиться в надежности выбора дочурки.

Встреча проходит в ресторане и в один момент девчонка удаляется припудрить носик, а мы остаемся один на один с отцом. Он вскоре благодарит нас за этот маскарад. Оказывается папа был в курсе с самого начала, но подыгрывал всю дорогу, осознав, что именно он послужил главной причиной сегодняшнего балагана. Поскольку он слишком сильно опекал свое золотце и буквально не давал девочке ни глотка свободного воздуха, ей пришлось пойти на столь безрассудный шаг. Теперь же она стала самостоятельным взрослым человеком и вправе сама распоряжаться своей судьбой.

Контрольный третий образец. Мужчина в парке с умилением смотрит на женщину с ребенком. Выясняется, что он — глава этой семьи, но они его не узнают из-за пластической операции. Дело в том, что у этого, повздорившего с Якудзой человека, возникла необходимость в смене внешности, но навсегда скрыться из города из-за семьи он так и не смог. Поэтому мужчина частенько приходит на площадку, чтобы хоть издалека посмотреть на жену и сына.

Затем Якудза безуспешно попыталась похитить мальчика и мы вернули его матери. Однако чуть позже они все равно заявились в парк с недвусмысленным предложением: мужчина убивает себя, но тогда семью оставят в живых. Мы, естественно, не можем допустить подобного и разбираемся с бандитами. Отец впоследствии вынужден навсегда распрощаться со своей семьей, чтобы больше не подвергать их опасности...

Иной раз даже предоставляется выбор ответа

Повторюсь, что таких историй здесь десятки. Каждая из них подводит определенный моральный итог, играя на наших человеческих чувствах. Yakuza 0 изобилует сентиментальностью, но не пошлой, с рюшечками да оборочками, а той самой истинной, которая способна разморозить любое, даже самое холодное сердце.

Игра покажет вам все: дружбу, предательство, любовь, ненависть,честь, подлость, самопожертвование и нарочитую отстраненность. Здесь есть буквально каждый компонент, необходимый для создания очень крепкой, трогательной, трехмерной истории. Отдельной строкой также следует похвалить роскошный саундтрек, дополняющий рассказ ярчайшими красками.

Почему Титаник был настолько успешен или, например, Аватар? Потому что там затрагиваются те же самые вечные темы, доступные для понимания любого человека, независимо от его расы или вероисповедания. Так что старик Китано рассказал нам не все. Якудза, как выяснилось, может и умеет быть доброй. Этого у нее не отнять.

P.S.

Насколько я себя помню, я всегда хотел стать гангстером.

Генри Хилл

Скоро выйдет ремастер второй части саги Yakuza, значит, пора заняться первой. No spoilerinos, please!

1.7K1.7K открытий
20 комментариев

Вот интересно, что происходит в мозгу у людей, которые не замечают в Якудзе 0 все то, за что они бы просто смешали бы с дерьмом любую современную западную игру. Все эти анимешные крики и переигрывания в роликах. Тугой, глянцевый, будто бы пластиковый мир. Анимацию времен PS2. Простыни низкокачественных диалогов без озвучки (во время которых персонажи постоянно сопят, хмыкают, мычат, рычат и другими способами выражают свои "эмоции". Кстати, есть еще третья категория диалогов - они озвучены, но не анимированы! Видно первых двух типов было мало). Слабо-детализированные персонажи второго плана. Убогие побочные квесты в стиле прибеги-подерись а иногда и без этого (вспомните квест "помоги рок-группе стать крутыми", или "замени продюссера" - это же просто стыд). Детсадовский юмор. Ручное сохранение в будках (промотали 100 окошек диалогов и посмотрели 10-минутный ролик? сбегайте сохранитесь, а то придется заново кнопки мять). Постоянная трата времени игрока - иногда, чтобы добраться до какой-либо активности нужно преодолеть 2-3 экрана с меню и текстом, а потом еще ждать, пока камера созиволит объехать окружающий интерьер и наконец-то сфокусироваться на игре.
Я действительно ждал эту игру на PC. В 2007 я играл в первую часть на PS2 и она была вполне себе норм (кроме сюжетных видеороликов с анимешными переигрываниями и постановкой, но это культура у них такая... наверное). Мне было интересно, что нового разработчики привнесли в серию за 10 лет. И оказалось - реально Zero. Ноль! Ничего не изменилось. Для меня это был, шок.

Ответить

уйди, здесь тебе не рады

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Хех, идет борьба лайков и дизов за коммент :) Пока 8-7. Вместо того, чтобы молча дизить, лучше бы написали чего. Например, что анимешные переигрывания героев - это такая историческая японская актерская школа, всяким гайджинам, не смотревшим Наруто, не понять. Ну или что диалоги без озвучки - это для того, чтобы игрок мог лучше вживаться в роль. Ну и прочую галиматью в этом стиле :)

Ответить

"Ну я тут хотел про игры про мафию рассказать, но вспомнил Якудзу и меня понесло"

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить