Iron Sights — Как он стал стандартом прицеливания в современных шутерах

В современном шутере ты можешь стрелять от бедра в потолок, или метко - через прицел. Нажимаешь правую кнопку мыши и целишься не через крестик, а через реальный прицел твоей винтовки. Это и называется « Айронсайтом » (Iron Sights) — когда ты видишь игровой мир через реальный прицел твоего оружия.

Показано, как работает прицеливание
Показано, как работает прицеливание

Рождение и развитие айронсайтов

Впервые такое прицеливание использовалось в игре Vietcong, 2003 года выпуска. Она содержала в себе ряд смелых и неоднозначных решений. Например, журнал PC Gamer писал, что там самые отвратительные напарники за всю историю видеоигр. Характеры сослуживцев прописаны хорошо, но это по-прежнему отпетые мрази, с которыми в реальной жизни лучше не встречаться. Ещё в игре была своя каморка, где между миссиями можно читать брифинг и слушать рок 60-х.

Iron Sights — смелая и удачная находка. Она позволяет игроку полнее ощущать себя в игровом мире. В шутерах в основном стреляют. И вот в этот самый сокровенный момент, ты не будешь отвлекаться на крестики на экране. Ты целишься во врагов через прицел своей винтовки, почти так же, как это сделал бы в реальной жизни.

Повсюду растяжки и гуки
Повсюду растяжки и гуки

Продолжила новую традицию прицеливания первая часть Call Of Duty. Изначально она выходила от разработчиков популярной тогда Medal Of Honor и считалась клоном медали. От предшественницы она отличалась повышенной динамикой, и как раз новой системой прицеливания. В дальнейшем COD ни разу не отошёл от своих принипов прицеливания. Более того, серия сделала обязательным прицеливание через мушку для всей индустрии.

Тогда подобное прицеливание было уникальным
Тогда подобное прицеливание было уникальным

Айронсайты — закон

Это всё было ново и интересно, но такое прицеливание всё равно не стало чем-то обязательным в видеоиграх. Кто-то взял себе на вооружение данный приём, другие разработчики решили, что обойдутся без этого. Всё изменилось в 2007-м году.

Вышла Modern Warfare. Игра изменила индустрию шутеров. «Медаль за отвагу» породила целый жанр — шутеры про вторую мировую войну (шпвмв). MW похоронил этот жанр в популярной культуре и провозгласил свой — милитари шутер. Боевики про современную войну выходили и раньше, но никогда ещё они не достигали такой популярности. После 2007-го года, если ты делаешь популярный шутер, то ты обязан сделать аттракцион в современных декорациях. А целиться в твоей игре обязательно должны через мушку.

Перевернул игру
Перевернул игру

После Modern Warfare другое прицеливание практически не встречается в шутерах от первого лица. Даже польские шутеры, игры категории B должны были приспособиться к ситуации. Это стало своего рода стандартом. Даже в игры от третьего лица стали добавлять прицеливание через мушку. До «революции айронсайтов» на это бы просто никто бы не решился. Например, так реализовали точную стрельбу в Metal Gear Solid V: Phatom Pain.

По этому скриншоту и не скажешь, что игра от третьего лица
По этому скриншоту и не скажешь, что игра от третьего лица

До этого подобную реализацию прицельной стрельбы в игре от третьего лица мы могли видеть лишь один раз. Это — Hitman Contracts. И там эта система подвергалась критике со стороны игроков. Прицеливание было неудобным, и в целом, плохая стрельба в серии Hitman считалась нормальным явлением на тот момент.

Плохая стрельба от первого лица, зато отражения в зеркалах
Плохая стрельба от первого лица, зато отражения в зеркалах

Айронсайты стали появляться даже там, где они совсем не нужны. Например, в Serious Sam 3. И уже не понять: это дань моде или насмешка над ней.

Такой прицел в SS3 только мешает, но это скорее пароди
Такой прицел в SS3 только мешает, но это скорее пароди

Иные решения в эпоху айронсайтов

Иногда разработчики отходят от идеи прицеливания через мушку в компьютерных играх. Правда, с годами делают это всё реже. В конце нулевых, в шутерах от DICE, игрок, стреляя из пулемёта, не мог целиться через мушку. Экран увеличивался, но целиться надо было всё равно через крестик. Это половинчатое решение, оно не похоже на прицеливание из 90-х. Потому что персонаж явно целится из оружия, может ставить винтовку на плечо, но и полноценного айронсайта тут нет. Часто так делают с пулемётами и дробовиками.

Battlefront вышел в 2015 году. И на некоторых оружиях используется именно такая система прицеливания.

Максимальное прицеливание на пулемёте. На оружии нет нормальной мушки для прицеливания
Максимальное прицеливание на пулемёте. На оружии нет нормальной мушки для прицеливания

Отступники

Есть и те, кто полностью игнорирует айронсайты. Самая большая и известная такая компания — Valve. Ни разу в своих шутерах они не меняли систему прицеливания. Даже когда выходили новые игры в конце нулевых, например, Left 4 dead, целиться там надо было точно так же, как в первом Halfe-Life. Естественно, что и в перезапуске Counter-Strike компания менять ничего не стала. Сейчас global offensive — один из немногих популярных сетевых шутеров, где не используются айронсайты.

Исключение составляет лишь винтовка AUG
Исключение составляет лишь винтовка AUG

Другие популярные сетевые шутеры без айронсайтов — это Team Fortress 2 (от той же Valve) и Overwatch, который вдохновлялся TF2.

Новый Doom, 2016 года, обещал нам олдскульный шутер, который вернёт игрока в старые-добрые времена. И во многом это своё обещание держит. Так как в старых-добрых временах не было никаких айронсайтов, нет их в Думе. Всё прицеливание через перекрестие, и лишь на некоторых винтовках мы видим подобие айронсайта. Игрок целится, но стреляет всё равно через крестик. На оружие нет даже прицела, по факту игрок просто переходит в другой режим стрельбы.

На некоторых винтовках в Doom 2016 тоже используется такое решение
На некоторых винтовках в Doom 2016 тоже используется такое решение

Заключение

Сложно сказать, как будут развиваться шутеры в ближайшее время. Индустрия становится всё более консервативной, потому что растут бюджеты игр. Компании не хотят рисковать и пробовать новые идеи без гарантии, что они увеличат прибыль. Та же valve недавно сделала просто беспроигрышный ход — анонсировала карточную игру по доте. Примерно этим сейчас занимается компания, которая когда-то была революционером в жанре FPS.

Кажется, жанр Battle Royal пришёл к нам всерьёз и надолго. Это может сильно повлиять на шутеры в будущем. Вполне возможно, что вид от третьего и от первого лица станет обязательным для таких игр, как стали когда

Перевернул игру, но это не точно
Перевернул игру, но это не точно
66 показов
9.7K9.7K открытий
171 комментарий

Люблю "крестик" и коллиматорные прицелы, всегда раздражало прицеливание через мушку. На мой взгляд тот случай когда реалистичность идёт во вред удобству геймплея.

Ответить

А меня всегда раздражало другое - дичайший разброс пуль при стрельбе от бедра, который сменяется предельно точными выстрелами с прицелом. Я конечно понимаю, это лишь механика, чтобы отразить полезность прицеливания, но реалистичной ее назвать как-то язык не поворачивается - винтовка ведь одна, меняется только то, как персонаж ее держит...

Ответить

Это потому, что у всех поголовно разработчиков не хватает мозгов добавить размытие кольца мушки. В реальной жизни оно (кольцо) помогает, а не мешает стрелять.

Эта маст хэв фича появилась в древнющем Rainbow Six: Lockdown ещё в 2005 (https://youtu.be/4L7O7V0GL1Y , на 7:40), но её абсолютно никто не юзает. Что уж говорить, если реалистичную оптику не добавили ни в одну топовую франшизу шутанов на моей памяти.

Ответить

Во-во. Игра должна быть в первую очередь интересной или весёлой. Остальное либо глубоко вторично, либо не нужно, либо вовсе вредно.

Ответить

дело вкуса, мне больше нравится бф как раз таки благодаря тому, что там нужно стрелять через прицел

Ответить

В ПУБГе это по сути максимально хорошо реализовано. Пока ты не нашел, коллиматор/red dot/оптику будь добр стреляй через максимально ущербные айрон сайты (у той же м416 имхо без доп прицела стрельба максимально некомфортная). А в тех играх где нет альтернативы это раздражает конечно, когда надо либо целиться в ущербную мушку либо иметь огромный разброс.

Ответить

Не люблю "крестик", прицеливание через мушку нравится, первая и вторая modern warfare - одна из лучших вещей что случались с моей геймерской жизнью.

Ответить