Буква против цифры: что общего у Cyberpunk 2077 и оригинальной настолки
Сравниваем геймплей с ролевой игрой и делаем предположения.
После трейлера и геймплея Cyberpunk 2077, который CD Projekt RED показали этим летом, в сети стали спорить о каноничности игры и её слишком «радостном» настроении (поучаствовал даже Уильям Гибсон, хотя потом мнение он всё же изменил).
Я не раз играл в настольный Cyberpunk и водил несколько партий. В этом мы материале разберёмся, как CD Projekt Red связывают воедино настолку и свою игру, а заодно выясним, что получит Cyberpunk 2077 от своего предшественника, а что — вряд ли. Чтобы понимать терминологию, стоит прочесть отдельную статью про устройство мира Cyberpunk.
Материал будет построен на реальном втором издании настолки, больше известном как Cyberpunk 2020.
«Всегда быть на грани»
Именно так звучит главное правило Cyberpunk 2020, с которым игрока знакомят уже на первых страницах книги правил. Озвучил его не кто иной, как Джонни Сильверхэнд (рок-звезда мира Cyberpunk), тот самый, чьи песни мы неоднократно слышим в геймплейном трейлере.
Для настольной игры важно было заставлять игрока постоянно двигаться, потому что киберпанк — не про вальяжные посиделки у костра, спасение принцесс от злых волшебников. В этом мире спокоен может быть только мертвец, у всех остальных всегда есть проблемы: где бы раздобыть синтетических наркотиков, найти новые аугментации или не потерять имеющиеся.
Мир киберпанка — про иллюзию. Иллюзию выбора, безопасности, вседозволенности. Искренние чувства в Найт-Сити — товар штучный. Не исключено, что настоящих друзей у главного героя не будет, а напарник Джеки внезапно может оказаться злодеем. Этим Cyberpunk 2020 и отличается от «Нейроманта» или «Бегущего по лезвию» — здесь вас не станут аккуратно подводить к сюжетному повороту, всё случается мгновенно, не успеете и моргнуть. Мир здесь более жёсткий и циничный, даже по меркам жанра. Сегодня ты востребован, а завтра корпорации объявили на тебя сафари.
Твоё отношение — это всё. Мысли опасно — будь опасным. Мысли трусливо — будь трусом. Помни, в 2000-х любой носит с собой целую гору смертоносного оружия и имплантов, и никто не удивится твоему новенькому смартгану от H&K, если только ты не завалишься в клуб с видом, будто готов каждому заткнуть пасть своим стволом и только ищешь повод.
Никогда не входи в комнату, когда можешь ворваться в неё. Никогда не смотри иначе как взглядом убийцы. Не торчи дома в ожидании работы — тащи задницу на улицы или позвони кому-нибудь. Всегда будь там, где начинается тусовка!
После того, как CDPR показали первый геймплей Cyberpunk 2077, мнения игроков разделились. Одни были в восторге от степени проработки мира, а вот другие ругали геймплей: иногда за излишнюю аркадность, иногда за недостаточную динамичность.
Очевидно, что разработчики всё ещё выбирают между полной драйва FPS-стрельбой и размеренным RPG-боем. Но нас интересует не это. Миссия со спасением девушки, которую показали авторы, даёт понять, что мы будем вольны в выборе тактики, и это дань уважения оригиналу.
В настольной игре сражения были пошаговые, и игроки использовали специальную карту местности, которая предполагала различные стили ведения боя. Вы могли давить всё на своем пути, размахивая здоровенными советскими кибер-ручищами от Kereznikov — или воспользоваться своим нейроинтерфейсом, чтобы «спалить» мозги вашим противникам.
Подобная нелинейность, вероятно, будет доступна и в CP2077. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что, вне зависимости от темпа, перестрелки будут опасными — в дивном новом мире Cyberpunk 2020 оружие создаётся для того, чтобы убивать, а не выводить из строя. Именно поэтому системе боя (Friday Night Firefight) отведены 17 страниц книги правил.
Другой важный момент — случайные события, которые мы видели в трейлере. На игрока совершает нападение группировка, чьи планы были нарушены спасением аугментированной девушки. Подобные события перекочевали в игру прямиком из настольной игры. Там, в зависимости от локации и времени суток, игрок мог стать свидетелем корпоративного «заказа» или жертвой киберпсихов (о них — чуть позже). Мы наверняка увидим не только как наши действия влияют на мир, но и как простой перевод евробаксов бездомному может запустить целую сюжетную цепочку.
Важно отметить, что список оружия в оригинальной игре исчисляется десятками наименований различной степени летальности. Количество аугментаций и вовсе превышает несколько сотен — от декоративных клыков вампира и кибернетических челюстей, способных перекусывать водопроводные трубы, до полной замены тела на кибернетическое (что, впрочем, сопряжено с серьёзными последствиями для психики). Вероятно, разработчики предоставят нам если не полный список, то хотя бы самые интересные и экзотические его экземпляры.
Отдельное место, конечно же, достанется и нетраннерам — так здесь зовут хакеров. Сложно представить себе киберпанк без взлома сетей, борьбы со «льдом» (антивирус в киберпанке) и подключению к нейроинтерфейсам убитых врагов. Система эта настолько продуманная, что занимает 50 страниц в книге правил для настольной игры.
В трейлере мы увидели и подключение к нейроинтерфейсам врагов, которое даёт дополнительную информацию и преимущество, и связь с био-мониторами похищенной девушки. Пока рано делать какие либо выводы, но уже видно, что CDPR работают с уважением к оригиналу. Более того, позднее в ролике нам продемонстрировали и возможность скрытно покинуть крепость банды Maelstrom, взломав один из технических интерфейсов. К сожалению, навыка у персонажа в трейлере не хватало для использования этого пути.
Стиль прежде всего
Сложно представить Cyberpunk без ролевой составляющей. В настольной игре нам на выбор предоставлено 10 классов, но правила ни в чём не ограничивают игрока. Принадлежность к соло (наёмникам-одиночкам) предоставит игроку доступ к широкому арсеналу смертоносного оружия, а у нетраннеров (профессиональные хакеры) будет возможность взламывать врагов и технику. CDPR не лукавят, когда говорят, что мы сможем изменить класс, а значит и манеру прохождения, по мере игры.
Важной деталью в Cyberpunk 2077 как в ролевой игре станет одежда. Нам неспроста показали её в геймплейном трейлере — то, как вы выглядите, определяет ваше место в этом мире. Если вы ходите в дешёвых обносках, можете и не надеяться попасть в крутой бар или клуб, а значит вы не получите по-настоящему рискованную и прибыльную работу.
Никто не станет выяснять, насколько вы хороши в своём деле, если вы не производите должное впечатление. Помните, что каждой ситуации — свой прикид. И да, те самые «video jackets», которые мы видели в трейлере на E3, тоже перекочевали прямиком из настолки. В последнем же трейлере можно было увидеть экран глубокой кастомизации персонажа — от татуировок и пирсинга до шрамов и начальной одежды.
В геймплейном трейлере также показали «настройку» прошлого своего персонажа — в игре можно выбрать ключевое событие в жизни, мотивацию и даже кумира. Учитывая специфику видеоигр сегодня, «бэкграунд» скорее будет линейно определять отношение персонажа к тому или иному игровому моменту.
В Cyberpunk 2020 также была возможность выбрать себе родителей, персонального врага и даже лучшего друга (которым могла быть ваша супер-современная винтовка от Arasaka). Кто знает, может быть впоследствии мы увидим расширенный «редактор прошлого» для персонажа, но и сейчас подобная опциональность — это хороший знак.
Некоторые фанаты задавались вопросом, что же означает «cool» в качестве характеристики персонажа. Cool — это, с одной стороны, способность персонажа противостоять пыткам, стрессу и боли, а с другой — то, как ваш персонаж ведёт себя с остальными. В данном случае, чем ниже показатель «крутости», тем менее дерзким и устойчивым к пыткам будет герой.
Но есть и другой, не менее важный в Cyberpunk 2020 параметр — человечность. Если вкратце, то человечность обозначает тот ресурс, который вы тратите, устанавливая в себя всё новые и новые аугментации. И чем более они технологичные, чем более сложные, тем больше вы теряете собственной человечности.
Лучший пример тут — Дум-Дум и банда «Maelstrom» из геймплейного трейлера. Их человечность под большим вопросом. Таких людей, вернее экс-людей, называют киберпсихами. Явление весьма распространённое и очень опасное. Эти люди живут на грани, они помешаны на технологиях и постепенно практически полностью заменяют своё тело кибернетическими имплантами. Без последствий для их человеческих личностей это не проходит.
Эта тема поднималась и в «Нейроманте» Гибсона, достаточно вспомнить историю Армитейджа, и в «Призраке в доспехах», где чрезмерное увлечение кибер-имплантами вызывало расщепление личности. Но в мире Cyberpunk 2020 киберпсихи — это объект номер один для полицейских и корпоративных наёмников, поэтому дважды задумайтесь, прежде чем превращать своё тело в металлическую клетку для мозга. Ведь именно из-за утраченного чувства самосохранения, свойственного человеку, киберпсихи вроде Дум-Дума идут на кражу военного робота.
Киберпсихи постоянно борются с тем, чтобы не соскочить в пропасть диссоциации и не совершить ужасный, жестокий поступок, впав в безумие. Как правило, они проигрывают. И тогда проигрывают все.
Ситуацию с киберпсихами усугубляют ещё и синтетические наркотики. Вероятнее всего, наркотиком, который мы видели в трейлере, был именно дорф (‘dorph) — разработанный как боевой наркотик и болеутоляющее, он повышает ваши рефлексы и защищает от оглушения или шока.
Судя по тому, как часто главная героиня использовала наркотики, на них будет сделан существенный акцент в геймплее и, вероятно, в сюжете. В мире Cyberpunk существует с десяток различных видов наркотиков, об опасности которых игроку не следует забывать — единожды увлекшись, вы рискуете потерять своего персонажа.
Как мы можем заметить в последнем трейлере, в квартире V для окон есть даже специальный режим «braindance», который наверняка будет связан с использованием веществ или виртуальной реальности.
И да, наркотиками в этом мире пользуются все — от неаугментированных бродяг до хромированных супермоделей. Не брезгуют ими и полицейские, которые из-за коррупции и плохих условий жизни зачастую становятся наёмными головорезами для корпораций, так что в 2077 году лучше держитесь от них подальше.
Важное место в оригинальной игре отведено романтическим связям с персонажами. Как уверяют нас разработчики, возможностей для отношений будет много. В этом Cyberpunk 2077 идёт по стопам оригинала, где отношения играли далеко не последнюю роль в формировании сюжета и персонажа. Будут они длиться всего одну ночь или же вы найдёте спутника на всю игру — решать вам, но привязываться к кому-то в столь жестоких условиях — дурная затея.
Как и многие ролевые игры, оригинальный Cyberpunk очень многослоен, и раскрывается лишь по-настоящему любопытным игрокам. К примеру, в одном из сюжетов, которые я вёл, персонаж-соло стал свидетелем того, как несколько корпоративных «самураев» (профессиональные наёмные убийцы на службе корпораций) прикончили в переулке какого-то бедолагу.
Обладая высоким интеллектом, он вполне мог убедить их, что ничего не видел и не было бы никаких проблем. Но соло — это машина для убийства, а не болтливый корпоративный маркетолог. Он тут же вступил в схватку с ними и, едва не погибнув, получил чип с весьма ценной информацией.
Конечно, этот чип можно использовать или продать на чёрном рынке — всё в ваших руках. Но всегда ведь хочется купить себе машину покруче, гнёздышко подальше от Боевой зоны и пару новеньких шипованных ботинок с голографическими вставками. И здесь в игру вступает миллион возможностей для траты ваших с трудом заработанных денег.
Учитывая любовь CD Projekt к случайным историям в игровом мире, мы точно увидим что-то подобное и в Cyberpunk 2077.
Рай в спальной капсуле
Большая роль в оригинальной настольной игре отведена убежищу персонажа. Каждый использует свой дом по своему: нетраннеры готовят свои сетевые операции, соло хранят арсенал, а рокербои проводят репетиции перед концертами в бесчисленных клубах Найт-Сити.
В этом жестоком мире каждому необходимы несколько метров жилого пространства, чтобы почувствовать себя в безопасности. Пока рано судить о том, будем ли мы действительно начинать «с низов» в Cyberpunk 2077 или персонаж по умолчанию будет профессионалом с собственным жильём. Но совсем недавно CDPR подтвердила наличие апартаментов для покупки, а учитывая, как много говорит Джеки в трейлере о покупке собственной машины, сомневаться не приходится — собственное средство передвижения можно будет купить.
Отдельная тема — это, конечно, транспорт. В Cyberpunk 2020 игрок может передвигаться на скутерах, мотоциклах, дорогих спорткарах, броневиках и даже вертолётах. Пока неизвестно, будет ли добавлена в игру возможность пилотировать летающий транспорт, но тяжёлая техника наверняка появится, если CD Projekt Red продолжат следовать линии оригинальной игры.
Учитывая количество доступного оружия и кибер-имплантов, возможность покупки домов и автомобилей, а также глубокую кастомизацию персонажа, игрокам будет, куда спустить деньги. И это только самые насущные и рациональные потребности игрока. Контента и возможностей для отыгрыша, судя по всему, будет предостаточно.
И не забывайте про еду. Вряд ли она станет обязательным критерием для выживания, но наверняка будет давать определённые бонусы, порой незаменимые даже в мире киберпанка. В видео с E3 нам показывали, как герой ест лапшу, в геймплейном трейлере на улице стоят различные ларьки с едой, а главная героиня пару раз покупает содовую в автомате.
Все эти детали наводят на мысль, что еде вряд ли будет отведена исключительно декоративная роль. Кто знает, может именно за пиалой лапши вы сможете заключить выгодную сделку с одним из уличных воротил.
Так или иначе, уже сегодня Cyberpunk 2077 выглядит как правильный наследник идей оригинала. Игра пропитана духом «настолки» и очень внимательна к её деталям.
Тем не менее, важно помнить, что между событиями настольной игры и Cyberpunk 2077 прошло 57 лет, а значит нас ждёт немало сюрпризов. К тому же, на Е3 мы увидели в кадре и бары, и бильярд, и баскетбол, и бокс — всё это, скорее всего, будет в игре.
Всё на своем месте
Cyberpunk 2077 должен рассматриваться не с позиций произведений Гибсона или манги Масамунэ Сиро. Эта вселенная особенная, она создавалась под настолку, но не уступает в глубине литературным произведениям жанра. Те 48 минут геймплея, которые нам представили в конце августа, говорят об игре гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. И самый главный посыл — CD Projekt Red уделяет огромное внимание деталям и вселенной, в которой работает.
Да, мы пока не видели ни ночной город, ни огромные конференц-залы корпоративных зданий, ни процесса нетраннинга. Но учитывая аккуратность, с которой разработчики относятся к оригиналу, можно представить, что многие моменты будут воссозданы точно.
У неё были эти невероятные голубые глаза. Чистые и глубокие, словно кристаллы Лэйса, а улыбка будто с обложки глянцевого журнала. Конечно, её глаза были модели Teknics 2350, а улыбка действительно была куплена в журнале — превосходная работа биоскульптора. И не важно, насколько это было реально в конце концов. Я всё еще был небезразличен к ней. Такой уж я человек.
Таких людей, вернее экс-людей, называют киберпсихами. Явление весьма распространённое и очень опасное. Эти люди живут на грани, они помешаны на технологиях и постепенно практически полностью заменяют своё тело кибернетическими имплантами. Без последствий для их человеческих личностей это не проходит.Эта тема поднималась и в «Нейроманте» Гибсона, достаточно вспомнить историю АрмитейджаВы книжку-то читали?
На всякий случай напомню - Армитейдж далеко не лидер по числу имплантов (у той же Молли их намного больше), помешательства на технологиях за ним не замечено, а причина его "последствий для личности" в 2 (3?) психологических обработках и ПТСР)
Комментарий недоступен
Сплошные противостояния на DTF, кто же победит?,)
Да, я могу загуглить, но лучше узнать у шарящих!
Есть ли книга правил настолки в электронном варианте?
И даже дополнения к ней в виде расширенного списка имплантов и оружия.
Есть