Илиада Капитана Блада

Смертный, с почетом павший, покрыт неувядшею славой;

А безоружный, живой, негодный для смертных иного.

(Песнь 6, строки 446-447. Перевод В. Вересаева)

После релиза «Пиратов Карибского Моря (ПКМ)» и по ряду чисто субъективных причин команда Sea Dogs (Акелла) не пожелала делать прямых продолжений «Корсаров», официально ссылаясь на «творческую усталость от создания К1-К2-ПКМ». Несколько человек уволилось и перешло в другие компании на чужие проекты, чтобы сменить игровой сеттинг.

Первый месяц после выхода в продажу ПКМ был очень тяжёлым для всех оставшихся. Акелла искренне не понимала, куда направить остаточный потенциал студии, не позаботившись заранее о планах на будущее. Первым порывом руководства было желание начать разработку игры по книге Вальтера Скотта «Айвенго» (Англия XII века. Король Ричард Львиное Сердце, рыцарские турниры, штурмы замков, бароны, рыцари и любовь). Предварительные прикидки возможностей показали нереальность этого проекта: большие площади лесов на тот момент были трудно реализуемы, а полноценная система анимации «рыцарь + лошадь» пугала уже в самом начале (хотя как тут не вспомнить легендарный «Mount & Blade», где у людей с малыми ресурсами и силами всё получилось).

Поэтому как-то вяло, но было принято решение продолжить знакомую пиратско-морскую тематику, и сделать проект по книге Рафаэля Сабатини «Одиссея Капитана Блада». Благо за давностью лет наследники писателя уже успели потерять все авторские права на это произведение. (Кто не знаком с сюжетом: Блад случайно оказывается вовлеченным в восстание, за что был арестован, осужден и продан в рабство в английские колонии в Карибском море. Через полгода бежит из рабства, захватив испанский корабль, уходит на Тортугу и

решает податься в пираты. Становится флибустьером, совершая пиратские рейды и нападая на корабли испанского королевства. После серии услуг, оказанных короне, заслуживает полное прощение и поступает на королевскую службу, получив должность губернатора Ямайки).

Основным требованием к проекту было видимое отличие от всех «Корсаров», поэтому было расписано 27 игровых миссии по трём книгам о капитане Бладе - «Одиссея», «Хроника» и «Удачи». Переход в новую миссию подразумевал невозможность возврата в предыдущие. Игрок проживает события персонажа согласно историям Сабатини, словно читая книгу. Сухопутные приключения перемежались морскими. Разнообразия хватало настолько, чтобы было всё интересно и не вынуждало ностальгировать по оригинальным «Корсарам». Для примера (оригинальные наброски):

Миссия 3: Место действия: Ночной Бриджтаун. Игрок должен пробраться сквозь ночной Бриджтаун, убивая хозяйничающих вокруг испанцев, и добраться до улочки, где испанский офицер собирается напасть на Мэри Трэйл. Этот испанский офицер – нечто вроде босса, и победа над ним знаменует окончание миссии.

Миссия 8: Место действия: Пролив Моны между Сан Хуаном и Гаити. Игрок должен потопить или захватить атакующий его шлюп «Бонавентура». Кроме этого, в миссии находится испанский галеон «Санта Барбара», который, хоть и не атакует игрока, но даст по нему залп, если «Синко Льягас» попадет в зону действия его орудий. Игрок должен его захватить.

Миссия 13: Место действия: Город Маракайбо. Игрок проходит через город, сражаясь с испанцами, до церкви, где находится основной очаг сопротивления. Уничтожением испанских солдат у церкви миссия заканчивается.

Миссия 18: Место действия: Джунгли. Задача игрока – пройти через джунгли, сражаясь с туземцами, и добраться до испанского поселения Санта Мария.

Работы начались с усадьбы Оглторпа, города Бриджтауна и рабовладельческой плантации полковника Бишопа. За месяц был создан прототип города со всеми домами и улицами, с предварительными текстурами, без освещения, растительности и мелких вещей, расположенных по улицам. Английское имение было сделано в виде строения и внутренних помещений, а также плантация в пределах внешнего ограждения, с расположенными на ней пропсами и предварительно рассчитанным освещением.

Первая сборка города (освещение через лайтмапы)
Первая сборка города (освещение через лайтмапы)
Илиада Капитана Блада

Разработкой нового движка тогда только начинали заниматься. Известный в то время «Storm 2.0» отжил своё. На дворе стоял 2003 год. Новые локации просматривали только в рабочем 3D-редакторе (Maya).

Параллельно шла работа над персонажами. Делались они без скетчей и очень медленно. Хотя один всё же был. Это образ самого капитана Блада. Работал над ним известный художник Anry (Андрей Иванченко), который тогда работал в Акелле арт-директором и был одним из двух руководителей студии. Делал его в образе настоящего героя. Однако начальство Акеллы скетч раскритиковало, заставив сделать этого персонажа намного более привлекательным и смазливым. После завершения наш Anry обозвал нового Блада «г**м» и снова переделал рисунок, сделав нечто среднее между первым и вторым. Спустя годы модель, сделанная по этому рисунку, после нескольких перерождений оказалась в проекте «Корсары: Город Потерянных Кораблей» (КГПК).

Финальный образ капитана Блада
Финальный образ капитана Блада

В начале работ над «Капитаном Бладом» была опробована новая для студии технология – договорились делать игровые локации в сыром, незаконченном виде, а по ним уже работать сценаристам и геймдизайнерам, которым не важно, как выглядят дома или пещеры, чтобы расставить нужных персонажей и прописать необходимые диалоги. А потом постепенно всё доделывать и украшать, не задерживая работы другим. Однако после первой сборки на отдел художников сверху посыпалась масса упреков в стиле «графа говно». Что не удивительно - всё делалось как раз для того, чтобы не тратить время на финальную картинку.

Это только подтолкнуло на очередную мысль: «Будет клон Корсаров. Так не пойдёт. Надо что-то новое и нестандартное».

После короткого размышления было принято «консольное» решение: убрать свободную камеру, отменить вольное перемещение героя, дать ему возможность двигаться рядом с камерой, практически перед специально подобранной «рельсой». Но хотелось, конечно, сделать не совсем «скроллер», чтобы видеть иногда Блада со спины, как в обычной серии пиратских игр Акеллы. Звучит зловеще для всех поклонников Корсаров, но проект, в первую очередь, планировали для другой группы игроков. Ориентир был на первый XBOX.

Частично готовые локации города, поместья и плантации были выброшены в утиль. Из-за недоверия к арт-отделу новым заданием стали джунгли - нечто более простое и подходящее для камеры-рельсы. Но после изготовления локации это было отправлено в корзину. К тому времени почти все художники Sea Dogs сменились на новичков, которых ещё надо было обучать (старослужащие разбежались по другим компаниям в поисках лучшей доли), поэтому всё действительно выглядело не очень. Одновременно были списаны две локации внутренних помещений корабля, в которых проходили отдельные миссии. Чем они не приглянулись тогда - до сих пор не известно.

Запланированные доработки города
Запланированные доработки города
Илиада Капитана Блада

К концу 2003-го года лиды корсаровской студии Д. Демьяновский и А. Иванченко (Anry) внезапно решили уйти из Акеллы, чтобы основать собственную .dat. Впоследствии судьба им уготовила нетленный «Disciples III: Renaissance».

Бразды правления Sea Dogs упали на Рената Незаметдинова (Irzorg). Скипетр арт-директора Anry торжественно передал в мои руки.

Илиада Капитана Блада

2004 год пошёл проекту на пользу. Народ наловчился делать что-то путное. Было сделано много персонажей, кое-какая боевая анимация. Ушли в разработку довольно сложные корабли. Новый 2D-художник приготовил массу скетчей и рисунков для миссий, чего ранее не делали в студии. Была изготовлена необычная локация форта, в которой камера хоть и летала по рельсе, но в неё постоянно попадали просчитанные заранее эффекты взрывов и разрушений, разыгрывая сюжет обстрела крепости с корабля на рейде. События в миссии протекали быстро и динамично. Смотрелось относительно неплохо.

Илиада Капитана Блада

Корабли имели приличную на тот момент детализацию, умели повреждаться поблочно, разваливаться на части при критикал-взрывах, имели приличный такелаж и паруса, реалистично открывающиеся люки и откат орудий при выстрелах. Сами пушки можно было подменять. Они имели несколько визуальных градаций повреждений. Команда на палубе занималась своими делами и достоверно разлеталась от попаданий снарядов.

Age of Pirates: Captain Blood (2004)
Age of Pirates: Captain Blood (2004) YouTube 4K

Интенсивные работы шли над новым движком «Storm 3.0», который не имел ничего общего с версиями 2.0-2.5 и быстро обрастал новыми фичами.

Тест разрушений корабля

Но к концу года случилось невероятное. Молодая группа новичков, пришедших из мелкой самобытной любительской студии, в тайне от всех стала готовить новую концепцию капитана Блада - аркадный консольный слэшер с дизайном комиксного гротеска. Эти люди были молоды, амбициозны, талантливы, любили консольные игры и умели убеждать. Последнее у них получилось практически сразу - Акелла давно была готова дать приоритеты ХВОХу. А новый персонаж выглядел нестандартно. Новая анимация выгодно отличалась от всего, что видели в стенах студии.

Листья, как род человеческий: ветер ли на землю их мечет,

В землю вложа, вырастают иные, в зеленую пору

Те же опять распускаются; так и род человеческий,

Зрелый, цветет, и, иссякши, идет в дом Аида.

(Песнь 6, строки 146-149. Перевод В. Вересаева)

Все наработки (кроме движка и кораблей) - модели локаций, персонажей, текстуры, сценарий - всё было выслано в корзину. Протестующих и несогласных пересадили спасать «Корсары 3», а основную команду дополнили новыми кадрами. Так случилось разделение «Sea Dogs» на «Корсаров» и «Морских Волков».

Теперь, спустя время, вспоминая тот год интенсивной и плодотворной работы, можно спросить себя: не жалко ли всего сделанного? Отвечу честно: нет. Лично для меня и для истории, и, конечно, для игроков – всё было не напрасно. Локации имения Оглторпа, плантации Бишопа, часть заготовок кораблей и почти все персонажи первого периода работ после доделок и шлифовки вошли в проект «Корсары: ГПК». Дома, сделанные для города Бриджтауна стали основой работ для архитектуры «Корсары 4». Но к сожалению, это было всего лишь половиной того, что оказалось за бортом.

Приходилось признавать, что идея ввести в игру «КГПК» персонажа Сабатини, много готовых персонажей и пару декораций известного романа, была не только подарком для поклонников книжной пиратской романтики, но и творческой местью команде «Морских Волков», которая не хотела продолжать частично сделанную игру, сильно похожую на «тех самых Корсаров».

Часто думал о том, что надо было сразу делать «Корсары 3» и они бы выглядели так же, как тот позаброшенный билд «первого Блада».

Дальнейшее происходило без меня, хотя и рядом. Дизайн главного героя менялся неоднократно. Так же как и пробы нащупать то, чем должны притягивать к себе игровые локации.

Age of Pirates: Captain Blood (2005)
Age of Pirates: Captain Blood (2005) YouTube 4K

Потом куда-то пропали все сделанные корабли, которые могли бы вызвать восторг в «Корсары 3», если бы вошли в проект. Идеи команды фонтанировали каждый день, но внятного и законченного Дизайн-документа, думаю, тогда просто не было. Хотя, надо сказать, с точки зрения консольных проектов, новый «Капитан Блад» постоянно получал много оригинальных и забавных идей, которые, к тому же, получалось воплощать. Но от старых добрых классических Корсаров не осталось ничего. Но никто в команде этого старого и проверенного временем не хотел даже видеть.

Каждый год к выставке КРИ публике представляли новую локацию, новую концепцию игры, и иногда новый образ главного персонажа. Когда спецификация XBOX360 стала доступна разработчикам, проект перевели на неё.

Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Губительный гнев, что ахеям соделал столь много

Злых приключений, многих он крепкие души героев

Низвергнул в Аид, тела же их сделал добычей

Псов и птиц.

(Песнь 1, строки 1-5. Перевод В. Вересаева)

Шли годы, но разработка игры не прекращалась. Менялось руководство проекта, менялись сами разработчики, сменился издатель и правообладатель (1С). Сменилось, даже, физическое место швартовки студии. Но неизменным осталось в те годы внимание простого игрока к этому проекту. А вернее - его полное отсутствие. Несмотря на оригинальность, хорошую картинку, отличные стенды на выставках и божественную прессу - игра не получила должного ожидания. Народ всегда ждал новых, но старых «Корсаров».

Age of Pirates: Captain Blood (2010) YouTube 4K

Послесловие

Судьба избегнута быть не может, она неизменна.

(Песнь 6, строка 488. Перевод В. Вересаева.)

История проекта «Приключения Капитана Блада» имела свое продолжение, хотя пока не получила финал.

После Акеллы игру постоянно трясло. Но, несмотря ни на что, работа была закончена, а тираж, по слухам, практически был напечатан. Продавцы дисков в магазинах даже знали, как выглядит обложка. Но в последний момент компания Playlogic, правопреемник западной версии Age of Pirates: Captain Blood, которая молчала все эти годы, зная о сделке Акеллы и 1С, вышла на белый свет, предъявив все права, прописанные в бумагах до эпохи 1С. Подробности мало кому известны, но начавшиеся разборки между Playlogic и 1С притушили все работы по тиражу и распространению готовой игры. Когда пауза затянулась, перевалив все мыслимые пределы, многие участники разработки, включая лидов, ушли на Skyforge под крышу Mail.ru Group.

Внезапное возрождение Блада на Торрентах всколыхнуло память о потерянной игре. Итогом стал такой же неожиданный анонс 1С-версии в Стиме. И это стало сюрпризом для всех, кто ждал 15 лет.

Release is coming

Юрий Ursus Рогач

99
11
12 комментариев

Ебануться, здесь лонг

2
Ответить

Да не просто копирка с ютуба, у меня пизже было

1
Ответить

Брат. Я надеюсь ты это просто не скопировал со старого ролика от ДТФ на ютубе?

Ответить

Это адаптация моего собственного поста 2009 года. https://www.seaward.ru/forum/index.php?s=&showtopic=12055&view=findpost&p=293708 .
Всё, что потом было нагенерено в Интернете - чей-то вольный/невольный пересказ этого, либо калька. Сорян.
Аз есмь предтеча!

1
Ответить

.

Ответить

О, концепты Анри, давненько не попадались на глаза.
Если мне память не изменяет даже постер был в одном из журналов.

Ответить

Кто докрутил до конца скажите, там хоть до 2013-2015 дошло или всё про 2003 год?

Ответить