Кратенькая история сталкерского моддинга: до 2010 года

В этом году франшизе S.T.A.L.K.E.R. исполнилось 13 лет. Всё это время вокруг неё формировалось фанатское комьюнити, зарождение которого началось чуть ли не со смены концепции в 2002 году и только укрепилось после выхода первой игры в 2007. Как оказалось, фанатам Сталкера нравилось не только играть, но и копаться в файлах проекта, благодаря чему моддинг стал неразрывно связан с этой легендарной серией.

Кратенькая история сталкерского моддинга: до 2010 года

Тень Чернобыля вышла 23 марта 2007 года, а уже 14 мая 2007 года GSC Game World выпустили SDK для неё, который изначально делался для поддержки маппинга к мультиплееру игры. По сути, это был тот же инструментарий, который использовали при разработке Shadow of Chernobyl, за исключением одной маленькой, но очень важной детали. В нём отсутствовал xrayAI, без которого была бы невозможной сборка уровней для одиночной игры. Конечно, со временем фанаты и эту проблему решили.

Начало пути (2007 год)

Кратенькая история сталкерского моддинга: до 2010 года

Первые шаги сталкерского моддинга начались буквально через 2 месяца после релиза ТЧ, и спустя 6 дней после появления SDK. Люди с математическим складом ума уже сопоставили эти даты, и пришли к выводу, что дата появления первого мода – это 20 мая 2007 года. Им стал такой зверь, как Add-on to S.T.A.L.K.E.R. (Unofficial Add-on) Full Final от модмейкера Korolev_IV. Собственно, началось всё не с новых сюжетов, а на почве первых попыток воссоздать «Тот Самый Сталкер». Название у него довольно сложное, объёмное и не звучит, неправда ли? Неудивительно, что предприимчивые пираты решили придумать более лаконичное и простое название. Таким образом к сотням фанатов игры попали диски с модом «Новая война», которую многие сейчас могут вспомнить, как свой первый мод на ТЧ. По иронии судьбы, он действительно был первым. По-сути, мод не был чем-то глобальным, восстановили нескольких вырезанных мутантов, да и в целом, добавили хардкора, как минимум на Деревню Новичков сразу же налетают гражданские зомби, а эти ребята не чтобы слабы. Можно официально считать предком NLC, но очень далёким.

Но, почему-то, многие считают, что его опередил Dark Ukraine от DIFferent, который вышел 4 августа 2007 года. А это, я напомню, спустя где-то 2 месяца после выхода Новой войны. Во время работы над этой статьей я не раз сталкивался с этим утверждением. Не знаю, чем оно вызвано: может тем, что на Ap-Pro этот мод самый последний в ленте или потому, что на S.T.A.L.K.E.R. Mods Wiki он стоит первым, а НВ вообще оказалась в релизах 2008 года. Сама модификация решила добавить в Зону нотки одиночества, буквально опустошив Зону. Кроме того, это была первая попытка в фриплей, так как все квесты были вырезаны, из-за чего и концовки у него нет. У автора были планы на переработку проекта, причём, видимо, глобальные. Страница DU до сих пор висит на форуме Гейминатора, где постились несколько карт для мода, а сам проект окончательно закрылся в 2013 году, не оставив после себя даже билдов. Можно считать очень далёким предком Call of Chernobyl, Dead Air и других фриплеев.

С модификации Z.E.N.O.B.I.A.N Mod, замаячившей на горизонте в июне 2007, началась новая страница в сталкерском моддинге. Её можно назвать пробой пера или предглобальной модификацией, которая ориентировалась на восстановление вырезанных фич и улучшении РПГ составляющей Сталкера. Автором был Z.E.N, который уже в первой версии мода умудрился сделать так много изменений, что эту модификацию вполне можно относить к первым глобальным модам, ведь много фич этого мода потом будут использовать другие модмейкеры ещё некоторое время. А игроки очень лестно отзывались о работе, иногда называя его одним из лучших глобальных модов для игры. В итоге, мод закончил свою историю на версии 0.115.

Ставки растут (2007-2008)

Кратенькая история сталкерского моддинга: до 2010 года

Первыми, кто решился на более серьёзные шаги, стали команды модов SRP, ABC Inferno и АМК. В этой святой троице крайне сложно разобраться, кто вышел первым, а кто вторым. У АМК датой выхода значится 2007 год, без конкретики, а вот у двух оставшихся модов дата всё-таки сохранилась в летописях, но даже тут не всё так однозначно. Начнём по порядку:

SRP версии 0.2.2 по данным AP-PRO.ru вышла 5 декабря 2007, но ModFAQ с этим не согласен, утверждая, что выход состоялся 3 сентября. И, в этот раз они оба оказались не совсем неправы, на некогда официальном сайте модификации есть «краткий курс истории», из которого узнаём, что самая первая модификация (версии 0.1) вышла 17 июня 2007 года, разрабатывалась она 25 дней. Вторая версия (0.2) увидела свет 24 августа 2007 года, через 37 дней разработки. А обсуждаемая версия 0.2.2 дошла до релиза всё-таки 3 сентября 2007, через 9 дней после выхода 0.2. А сама она она представляла из себя ту же вторую версию, только с патчами. Больше всего запомнился за восстановление группировки «Грех» и летние мотивы Зоны, ну а лично мне он запомнился за божественную возможность стать сталкерским миллионером продавая КПК Бармену по 3000 рублей.

ABC Inferno – самая неоднозначная из первых глобальных модификаций, разработанная модмейкером Speed aka Kolbobro, и вышедшая 3 ноября 2007 года. И это единственный мод, дата выхода которого подтверждена сразу всеми. Миру людей, которые покупали сталкерские моды на дисках, пираты представили её как «Исполнитель желаний». Если абстрагироваться от того, что сейчас 2020 год, то на тот момент это выглядело очень занятно. Но ситуацию омрачали несколько минусов: оригинальный ABC был не переведён на русский (пиратская версия была почти полностью русифицирована), причём это касалось как новых диалогов (сюжет не менялся, добавился только ремонт и возможность вступить в группировку через Сидоровича). Иногда (очень часто) во время игры экран белеет, за счёт чего меняется погода, это очень раздражало, я не помню этой штуки в оригинале, но если бы она была, то я бы точно не осилил бы ТЧ ни разу. Установка сопровождалась вылетом после запуска, а решение проблемы – удалить все локализации, кроме русской и английской. В общем, так. Не то, чтобы ABC как-то запомнился в сталкерском моддинге, хотя потом вышло очень много разных сборок, причём некоторые были наркоманскими, а также очень любили скрещивать с ним SRP и AMK.

AMK был действительно первым знаковым модом. Его разработала команда AMK Team, расшифровка которой состоит из начальных букв трех ников основателей команды - А - _Аnd_, M - Metatron, K – Kallagen. Ребятам не совсем понравилась релизная версия ТЧ и они решили не просто накатать гневный отзыв, а ещё и взять всё в свои руки, исправив недочёты нерадивых разработчиков. Идея АМК зародилась даже до появления игры, видимо авторы уже тогда понимали, что придётся доделывать «игру мечты».

Однако, первые версии, которые начали появляться уже в марте 2007, были далеки от понятия «глобальный мод», тогда модмейкеры ещё учились и делали лишь небольшие правки. Со временем команда мода выросла до 20+ человек. А версий этого мода стало очень много: от 0.1 до 1.1 repack, 1.3 и 1.4.1, большая часть из которых, увы, не сохранилась. А наибольшую популярность получили версии АМК 1.3 и 1.4.1. Первая стала известной благодаря пиратам, которые продавали её под названием «Скрытая аномалия». Версия 1.4.1 тоже пользовалась успехом у пиратов под названием «Зов Монолита», но известность снискала под оригинальным названием, став основой которого для куча других популярных модов.

Тут же впервые на арену выходит New level Changer (NLC), 20 ноября 2007, в качестве аддона к АМК 1.3.1, то есть, ещё не став полноценным модом. Да и до того вида, которым NLC завоюет сердца фанатов Сталкера, было ещё далеко, он всего лишь добавлял 12 новых переходов, которые открывались после поиска документов, менял растительность и добавил детектор.

Проект АМК, в общей сложности, дорабатывался с 2007 по 2009 года. Ну, а том, насколько эта серия модов была важна для моддинга наглядно показывает публикация в журнале «Лучшие Компьютерные Игры» (ЛКИ) с заголовком «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl. Второе рождение. Модификации». К 2010 году у команды начались проблемы. Администратор AMK Team Forum, Murarius, описывает это так:

«Творческие разногласия, распад одной команды на две, и в итоге ни AMK 2.0, ни AMK-2 так и не увидели свет. Часть разработок осталась только на бумаге, часть ушла в народ в сильно измененном виде, часть и вовсе пропала. Как оказалось, впоследствии, история вышла совершенно обыденная - по такому же сценарию канули в лету многие перспективные разработки»

Murarius, Администатор АМК

В 2010 году команда распалась на две, которые параллельно разрабатывали вторую часть АМК, но обе в конечном итоге закрылись, оставив лишь билды после себя.

Началом истории OGSM (Old Good Stalker Mod) можно считать лето 2007 года, когда автор DEXXX выложил первую версию в будущем популярной модификации, которая, по стандарту, отличалась от известных сегодня версий. Особенностью OGSM стала не попытка восстановить ТСС, а просто доработка и улучшение существующей игры, чтобы в неё было банальнее интереснее играть.

Чем являются все выше представленные моды? Они, по своей сути, направлены на улучшение геймплея. Хоть один из них задевал сюжет? По минимуму, правя диалоги, или вырезая некоторые квесты (в DU всё вырезали). Считается, что ничего серьёзного в сюжетном сегменте не появлялось до конца 2007 года. Всё изменилось, когда Balhash Brothers Team отправили свою первую модификацию в печать. Ею стала первая часть Зоны Поражения (с одноимённой книгой не связана), и была она эксклюзивом Stalker-Portal, который сейчас почти мёртв. Впервые именно там 27 декабря 2007 года появилась тема с модом.

14 апреля 2006 года после вспышки на территории ЧАЭС команда "Дельта" высаживается в зоне поражения для исследования причин взрыва, но на первый же день связь с ними обрывается и штаб решает послать на их поиски команды "Альфа" и "Бета". Так же в тыл был послан разведчик по имени Стрелок. В ходе операции поиска "Бета" попадает в засаду, "Альфа" вообще бесследно исчезает. Стрелку предстоит не лёгкая задача, найти "Альфу", успеть на помощь "Бете" и рвануть на территорию ЧАЭС для поисков "Дельты". - аннотация

Автор сам заявлял, что основной идеей было создание из ТЧ динамичного шутера в стиле Doom 3 и это чувствуется. Я бы не сказал, что бои с полчищами зверья (любимое слово модмейкера) ощущаются динамичными, скорее душными, но дело такое. Кроме того, автор мода добавил даже озвучку, как ГГ, так и второстепенных героев (командира с позывным «139-ый» и «Вертушку». Хоть и получился одноголосный звук, так как все голоса принадлежат самому моддеру.

***

Кратенькая история сталкерского моддинга: до 2010 года

Уже 1 января 2008-ого новый год встретил фанатов Сталкера сначала первым зимним модом с лаконичным названием Winter Mod, а потом чётко дал понять, что это год новых сюжетов, также обновился аддон NLC 3.03 для АМК 1.4, а затем и сногсшибательно вышел АМК 1.4.1.

В 2008 году также начал свой путь OGSE в качестве аддона к OGSM, чуть позже став более крупнее своего первоисточника и гораздо проработанее. В 2009 этот мод стал одним из трёх самых впечатляющих релизов.

Но этому предшествовал ещё один яркий релиз января 2008 года от dez0wave, которую сейчас все знают, как разработчика Lost Alpha. А я думаю, что найти человека, который не слышал бы о LA довольно трудно. Но начинали его создатели с «глобального сюжетного мода», который был посвящён похождениям лейтенанта Прибоя Слепченко (Шухарта). Dezodor (главный разработчик) задумал такой проект ещё до выхода Теней Чернобыля, вместе со своим другом с ником Priboi. Последний очень увлекался военной тематикой и вместе они начали писать сюжет о солдате, который был послан в Зону для расследования серии странных происшествий. Но в апреле 2007 года Прибой погиб, предположительно в ДТП. Чуть позже на одном из сталкерских фан-сайтов появилась идея о глобальном моде, главным героем которого выступит военный и Dezodor подумал, что это хороший повод достать наработки, после чего над Историей Прибоя начали работать уже 4 человека. А 28 января 2008 года этот мод стала доступен для игроков.

После этого переносимся в лето 2008 года, а точнее в 25 июня. До выхода аддона «Чистое Небо» оставалось уже меньше 2 месяцев, но ожидание новой части проходит гораздо быстрее с помощью модмейкеров, которые сначала выпустили вторую часть Зоны Поражения. На этот раз команда переименовала себя в ZP Team, мод всё ещё создавался «при поддержке Stalker Portal» и даже сумел «подрасти», как сюжетное произведение, но, естественно, до уровня оригинала ему очень далеко.

Зона поражения 2: Ответный удар - это продолжение первой сюжетной модификации "Зона поражения". По сюжету первой части, в конце игры, вертолёт на котором летел Стрелок разбился в Припяти. Мы взялись за нелёгкую задачу, повернули ход локаций. Если раньше игрок стартовал на Кордоне и двигался в ЧАЭС, то теперь игрок стартует у места крушения вертолёта в Припяти. Его задача - выжить, дальше по обстоятельствам - аннотация

В дальнейшем, уже в 2008 году началась разработка третьей части Зоны Поражения, но что-то пошло не так, проект постепенно начал превращаться в долгострой, а к 2010 году закрылся.

Через месяц, 22 июля 2008 года, вышла ещё одна сюжетная модификация. На этот раз от Bearing Team, которые больше ничем и не запомнились. Собственно, сам мод тоже не запомнился бы, из-за длительности в 10 минут, если бы не особенности. Во-первых, он базировался на билде 2947 Singleplayer и не требовал установленную ТЧ. Во-вторых, в нём впервые в истории моддинга добавили абсолютно новую, созданную полностью с нуля, локацию. Ну, и в-третьих, сам мод можно считать технодемкой, которую сделали только для теста возможностей моддинга. Ну, а ещё прародителем короткометражных модификаций. По сюжету, мы будем играть за одного сталкера из группировки "Долг", знакомого по первой части трилогии "Сталкера", который вместе полковником Петренко займётся поисками пропавшей экспедиции в «Забытом лесу» - странном месте даже в Зоне. Впоследствии, команда пропадёт из виду, вероятно тихо закрывшись, но этот мод породит целую серию, которую будут делать другие модмейкеры.

В следующем месяца, 30 августа, благодаря Dester вышел первый серьёзный мод в категории оружейных. Им стал мод с лаконичным названием Arsenal Mod. Но за неказистым названием скрывался настоящий алмаз для любителей оружия, который добавлял 125 единиц стволов (если учитывать скины и модификации), новые апгрейды, худ, главное меню, баланс приближенный к показателям реального оружия и полную переозвучку всех имеющихся образцов. В то время это было чем-то на уровне недавнего выхода Gunslinger для ЗП. Впоследствии мод множество раз дорабатывался сторонними модмейкерами и, конечно, стал частенько заглядывать и в другие моды.

2009-2010

Кратенькая история сталкерского моддинга: до 2010 года

22 августа 2008 на полках магазинов впервые появился аддон Чистое Небо, а первый мод на него вышел уже спустя месяц. Но на аддоне мы остановимся более конкретно чуть позже. А сейчас история закинет нас в 2009 год, когда комьюнити ожидало следующую часть Сталкера – Зов Припяти, а серьёзный моддинг всё реже начинал выпускать шедевры. Количество модификаций на Тени Чернобыля начало стремительно уменьшаться уже в 2008 году, а дальше ситуация только ухудшалась. Доходило до того, что на несколько релизов за год, действительно стоящих мод можно было пересчитать даже без пальцев на руках. За целый 2009 год можно выделить только три мода: Обречённый город, Complete 2009 и OGSE.

Встречают фанаты Сталкера 2009 год выходом весной первой версии R.M.A. Mod, который окончательно выйдет в 2011 году, восстанавливая вырезанный сюжет 2005 года. Но тогда это были только его первые шаги.

Звездой в тот год стал другой мод, сюжетный, вышедший 19 марта 2009. Его создали двое людей из Кисловодска, Kansept и Лысый, которые решили, что было бы круто показать свой родной край в антураже постапокалипсиса. Решили – сделали. Полностью созданные с нуля локации, которые воссоздавали реальный город, новый сюжет, который был лишь номинально связан с ТЧ и перебрасывал нас из Зоны в новую… Зону. Только чуть глубже в России. Знаете, есть такая модификация We are Not Alone, которая переносит действие в космос. Так вот, Обречённый город стал первой модификацией, которая убрала Зону как место действия, а на момент выхода ещё и поражала полной озвучкой, новыми локациями и сюжетной проработкой. Сейчас она может показаться слабой из-за большого количества ошибок в диалогах и вступительном ролике (который тоже был сделан впервые с нуля), но тогда это был прорыв. Правда, дальнейшая судьба оказалась не очень, по слухам GSC грозила авторам судом из-за такой радикальной смены окружающего мира, но информацию об этом я не нашёл. В любом случае, на этом авторы больше не появлялись активно в моддинге, а проект продолжения не получил.

Как я и говорил, одним из значащих модов 2009 стал обновлённый до версии 0.6.9.2 OGSE. В принципе, о OGSE я уже упоминал, но отмечу, что именно в этом году и с выходом этой версии он полностью обогнал OGSM во всём. Для многих фанатов именно эта версия стала культовой.

Также стоит отметить выход в октябре S.T.A.L.K.E.R. Complete 2009 от Dolgov Studio, который можно считать первым масштабным графическим модом, на тот момент. Довольно долго между этим модом и L.U.R.K. точилась эдакая конкуренция, но последний вышел в 2010 году, уступив Complete. Впрочем, оба эти мода всё-таки запомнились сообществу. Позже Complete версии вышли для аддонов Чистое Небо и Зов Припяти.

Не могу не сказать, что весной 2009 также вышла Народная Солянка 2009, которую можно одной из первых версии этого мода. Но успех к нему придёт в следующем, 2010 году. Всё реже и реже выходят модификации, которые приносят что-то уникальное. Но хорошие моды всё-таки продолжали выходить, постепенно улучшая уже имеющие наработки, выводя их на новый уровень.

Начиная рассказ о 2010-ом году, стоит сразу же упомянуть серию модов Lost World от Ирбис. Насколько я нарыл инфу, первая версия, которая так и называлась, Ирбис-мод, вышла где-то в начале года, точная дата утеряна в анналах истории. В прочем, внимание привлекла больше третья версия. То есть, Lost World 3.0, который вышел 4 июня 2010. Сразу же за ним последовал CONDEMNED, вышедший 29 июля. REQUITAL стал последней частью вышедшей в 2010 году, перед самым его концом, 25 декабря. Но не был последним проектом серии, после него вышло ещё минимум 3 проекта. Хотя их популярность и просела, по сравнению с версией 3.0. Сейчас Ирбис работает над новой частью, которая базируется на Зове Припяти.

Ещё одним знаковым событием в 2010 году стал релиз 23 ноября модификации NLC 6: Начало. Творение Сяка вызвало настоящую и разделило сообщество на тех, кому понравился псевдореализм модификации и тех, кто привыкли к более казуальному игровому опыту.

Но звание самого популярного мода 2010 года удосужилась неоднозначная Народная Солянка, зарелизившаяся 14 августа. В одних сталкерских кругах её обожают, а в других всем сердцем и душой ненавидят. И по сей день не утихают споры на тему, была ли она шедевральна и какая из Солянок всё же лучше. Даже Sigerous 4.10 вышедший 13 декабря проиграл в борьбе за симпатию. Впрочем, серия Sigerous популярность обрела исключительно на платформе Зова Припяти.

***

Кратенькая история сталкерского моддинга: до 2010 года

Моддинг на сталкер по сей день довольно активно развивается и наверняка продолжит поддерживать серию даже после выхода S.T.A.L.K.E.R. 2. Хотелось бы искренне поблагодарить всех модмейкеров, которые работали когда либо над своими модами. Это очень трудная работа, которая к тому же делается исключительно на энтузиазме. И этот труд не перестаёт радовать многомиллионную фанбазу. Тем более, что 2020 год, несмотря на все свои невзгоды, позволил выпустить очень много модификаций. Не припоминаю ни один год, в который вышло столько модов.

С вами был Андрей Чебанков, спасибо за внимание, статья была написана для украиноязычного Телеграмм-канала Stalker2news. Также небольшое дополнение в личном блоге :)

8585
45 комментариев

Мод, на котором базируется практически все дальнейшие, это АМК - они первыми показали как можно управляться с игрой далеко не только на уровне конфигов. Причем ключевую роль  в команде занимала девушка - xStreaм, редкое, но не единичное явление в моддинге. 

9
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

почти девушка

1
Ответить

Ждем бесшовный сталкер 10 лет

6
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Хороший, годный текст. Был бы ещё лучше, если бы в нём тема была рассмотрена шире. В основном, в нём рассмотрены глобальные моды, а многие, даже важные и популярные, но так сказать, частные модификации лишь мельком упомянуты или не названы.

Можно было бы вспомнить, например, самый универсальный и полезный, считай, всем игрокам мод - неофициальный баг-фикс за авторством bardak'а, в котором были исправлены даже ошибки, которые не были устранены в официальных патчах к игре.

В нём отсутствовал xrayAI, без которого была бы невозможной сборка уровней для одиночной игры. Конечно, со временем фанаты и эту проблему решили.

Тот самый bardak и решил, насколько помню.

Можно считать очень далёким предком Call of Chernobyl, Dead Air и других фриплеев.

ПМСМ, крутейшим из "фриплейных" был FreeplayStart от XiaNi.

4
Ответить