История жанра: игры-хорроры

История жанра: игры-хорроры

Любите хоррор-игры? Давайте вспомним, как зародился и эволюционировал этот жанр. Поговорим о наиболее ярких и необычных его представителях. О разработчиках, которые десятилетиями дарят нам острые ощущения. Разберёмся в механиках страха и обсудим самые скандальные хорроры. Заодно попробуем найти ответ на вопрос: почему людям так нравится, когда их пугают?

Зарождение жанра

Предпосылок для появления хоррор-игр было много. С начала XX века это направление активно развивалось в литературе и кино. Люди зачитывались жуткими историями и охотно шли в кинотеатры. Фильмы вроде «Носферату, симфония ужаса» (1922), «Дракула» (1931), «Кинг Конг» (1933) и «Психо» (1960) собирали отличную кассу благодаря потребности зрителей в острых ощущениях.

«Носферату, симфония ужаса» (1922), граф Орлок не понимает, зачем его разбудили в 16 часов ночи
«Носферату, симфония ужаса» (1922), граф Орлок не понимает, зачем его разбудили в 16 часов ночи

Однако с внедрением элементов хоррора в ранние компьютерные игры была серьёзная проблема. Технологии того времени были слишком примитивными и не позволяли погрузить игрока в атмосферу ужаса. Основной упор в играх делался на текст. Нагнать страха с помощью букв — редкий талант, которым владели разве что мэтры вроде Говарда Филлипса Лавкрафта, Эдгара Аллана По и Стивена Кинга. Но точно не разработчики видеоигр из 70-х и 80-х.

Несмотря на технические ограничения, элементы хоррора начали робко появляться в некоторых проектах. Первопроходцем можно считать игру Haunted House (1972) для консоли Magnavox Odyssey. В ней детективу нужно найти сокровище, спрятанное в доме полном привидений. Графики в играх того времени не было от слова «совсем». Поэтому изображение жуткого особняка наклеивалось прямо на экран телевизора. А игра подсвечивала разные объекты через прозрачную плёнку с цветными картинками. Сам же детектив выглядел, как большой белый квадрат.

Haunted House (1972), так выглядела плёнка с изображением особняка, наклеенная на экран телевизора
Haunted House (1972), так выглядела плёнка с изображением особняка, наклеенная на экран телевизора

В 1980 году вышла игра Mystery House от Роберты и Кена Уильямсов — будущих основателей студии Sierra. В основу сюжета легли детективные произведения Агаты Кристи. Главный герой оказывается заперт в большом особняке с другими персонажами. Ему предстоит изучать разные комнаты, искать спрятанные драгоценности, решать загадки и разобраться — кто убивает запертых с ним людей одного за другим. Управление в игре строится на введении текстовых команд.

Mystery House (1980), детективное расследование по пикселям
Mystery House (1980), детективное расследование по пикселям

Ещё один пионер жанра — японская игра Uchuu Yusousen Nostromo (1981), сюжет которой вдохновлён фильмом «Чужой» (1979). Главный герой — единственный выживший на космическом корабле. Ему предстоит спастись от монстра — гигантского летающего глаза. Разглядеть монстра на экране не получится при всём желании. Слишком уж графика была условной, поэтому игрокам приходилось подключать фантазию. Увидеть чудище можно было разве что на рекламном постере. Геймплейно игра больше напоминает Pac-Man с элементами стелса, чем хорроры, к которым привыкли современные геймеры.

Uchuu Yusousen Nostromo (1981), сложно понять: где главный герой, а где монстр
Uchuu Yusousen Nostromo (1981), сложно понять: где главный герой, а где монстр

В том же 1981 году выходит игра 3D Monster Maze, которую создал Малькольм Эванс. Главный герой бродит по лабиринту, ищет выход и старается спастись от тираннозавра. Игра нарисована с помощью символов псевдографики, поэтому совсем не страшная, а скорее смешная. Но важно было упомянуть её за усовершенствованную механику преследования главного героя монстром.

3D Monster Maze (1981), так начиналась карьера динозаврика из браузера Google Chrome
3D Monster Maze (1981), так начиналась карьера динозаврика из браузера Google Chrome

В 1983 году на свет появилась игра Forbidden Forest, которая хоть и была 2D-платформером, обладала большим количеством черт будущих хорроров. Обилие врагов, смена локаций и мрачная музыка придавали игре глубину. А ограниченное количество стрел и кровавые сцены гибели героя от лап, когтей и зубов разных монстров лишь добавляли происходящему на экране напряжённости. К слову, это первая игра в истории, где на экране игрок видел анимированные брызги крови. Кроме того, в Forbidden Forest была смена дня и ночи — тоже большая редкость для того времени.

Forbidden Forest (1983), на один уровень игроку выдают всего четыре колчана со стрелами
Forbidden Forest (1983), на один уровень игроку выдают всего четыре колчана со стрелами

The Lurking Horror (1987) — текстовый хоррор для MS-DOS и Apple II. Сюжет рассказывает о студенте, который пытается закончить курсовую работу для университета. По дороге в учебный корпус он попадает в сильную снежную бурю. И это лишь начало его злоключений. Ему предстоит сражаться с демонами и зомби, разгадать загадку таинственного самоубийства на территории кампуса и сдать уже, наконец, свою курсовую.

The Lurking Horror (1987), в случае с текстовыми хоррорами, игрокам приходилось подключать воображение
The Lurking Horror (1987), в случае с текстовыми хоррорами, игрокам приходилось подключать воображение

В платформере Frightmare (1988) для DOS, Commodore 64 и ZX Spectrum главному герою предстояло пройти несколько уровней внутри собственного кошмарного сна. Противостоят ему призраки, ожившие мертвецы, демоны, оборотни и прочие монстры. В верхнем правом углу экрана игрок видит текущее время. Персонажу нужно продержаться до 8:12 утра, когда он просыпается и вырывается из мира кошмаров.

Frightmare (1988)
Frightmare (1988)

В 80-х некоторые студии пытались срубить лёгких денег на разработке видеоигр по популярным фильмам ужасов. Были попытки перенести в игровой формат фильмы «Пятница 13-е», «Хэллоуин» и многие другие. Подобные проекты создавались на скорую руку, поэтому не получали признания игроков. Одно дело, когда ты видишь на большом экране жуткого маньяка. И совсем другое, когда тебе предлагают горстку совершенно не страшных пикселей. К тому же в этих играх не было никаких инновационных идей или механик. Они просто паразитировали на знаменитых кинофраншизах. Неудивительно, что ленивые разработчики быстро разорялись.

Halloween (1983)
Halloween (1983)

Но встречались и очень качественные с визуальной точки зрения проекты. Например, аркадная игра Splatterhouse (1988) от Namco стала настоящим прорывом для жанра. Впервые игроки увидели в игре настолько красивые спрайты, реалистичную анимацию и навороченные эффекты. Это стало возможным лишь благодаря мощному железу аркадного автомата, которое было недоступно в игровых консолях и большинстве домашних компьютеров того времени. Студент Рик Тэйлор погибает в самом начале игры, но его воскрешает «Маска ужаса», до боли напоминающая хоккейную маску Джейсона Вурхиза из «Пятница 13-е». Теперь он должен пройти семь кругов ада, чтобы спасти свою похищенную девушку Дженнифер.

Splatterhouse (1988), одна из самых красивых игр своего времени
Splatterhouse (1988), одна из самых красивых игр своего времени

Эволюция хорроров

С развитием технологий ближе к концу 80-х и началу 90-х хорроры начали стремительно эволюционировать. Пугать людей было всё сложнее, поэтому разработчики совершенствовали существующие игровые механики и придумывали совершенно новые. В какой-то момент хоррор-играм стало тесно в отведённых им рамках, поэтому они разделились на несколько поджанров.

Хорроры на выживание

Пожалуй, самый известный поджанр хорроров на сегодняшний день. Характерная черта Survival Horror — упор на выживание главного героя/героини/героев в условиях напряжённой атмосферы и ограниченных ресурсов. Как повысить внутреннее напряжение? Например, сделать персонажа медленным и неповоротливым. Ограничить количество здоровья буквально двумя ударами. Дать 5 патронов или деревянную палку с торчащим гвоздём и столкнуть протагониста с толпой разъярённых чудовищ. Дальше выживай как знаешь.

Первым Survival Horror считается игра Sweet Home (1989), которая вышла на 8-битной консоли Nintendo Famicom. В её основу лёг одноимённый японский фильм ужасов про группу кинематографистов, на которых охотится призрак внутри старинного поместья. Игра предлагала революционные для своего времени механики. Игрок переключается между пятью персонажами. Каждый из них владеет уникальным предметом для решения тех или иных задач. Поместье наполнено головоломками и секретами. От монстров можно убегать или сражаться с ними с видом от первого лица. В игре есть сюжетные катсцены и даже система QTE. Если один из персонажей умирает, то остаётся мёртвым до конца игры (привет, Дэвид Кейдж и Heavy Rain). Напомним, это 1989 год и 8-битная приставка.

Sweet Home (1989), прародитель всех игр поджанра Survival Horror
Sweet Home (1989), прародитель всех игр поджанра Survival Horror

Следующим прорывом в Survival-ужастиках стала игра Alone in the Dark (1992). Её сюжет разработчик Фредерик Рейналь написал на основе книг упомянутого выше Говарда Лавкрафта. Поэтому события разворачиваются в Луизиане начала XX века. Статичные камеры с ограниченным углом обзора, обилие загадок, тесный инвентарь — всё это делало игру необычной, сложной и очень пугающей. Ну а ещё популярной и прибыльной. Игра завоевала не одну награду и положила начало целой серии.

Alone in the Dark (1992), сам Говард Лавкрафт испугался бы таких монстров
Alone in the Dark (1992), сам Говард Лавкрафт испугался бы таких монстров

Resident Evil (1996) тоже стала прорывом для своего времени. Источником вдохновения для разработчиков стала упомянутая выше игра Sweet Home, поэтому события вновь происходят в особняке, где творится какая-то чертовщина. Полицейские Крис Редфилд и Джилл Валентайн пытаются выжить и заодно разобраться в происходящем. Спасаются от зомби, сражаются с жуткими боссами и решают головоломки. Многие игровые механики Resident Evil позднее начали использовать в своих играх другие разработчики. Хоррор оказался настолько страшным и увлекательным, что породил в мире новую волну интереса к фильмам про зомби.

Resident Evil (1996)
Resident Evil (1996)

Невозможно рассказывать про хорроры на выживание и обойти стороной Silent Hill (1999). История о том, как отец ищет пропавшую дочь в жутком курортном городке. Эта игра доказала, что пугать игроков можно не только кровью, расчленёнкой и скримерами, но и медленной, гнетущей атмосферой саспенса. Silent Hill вышел на самой первой Sony PlayStation. Из-за слабого железа консоли разработчики были вынуждены добавить в игру туман, чтобы не приходилось прорисовывать 3D-объекты вдалеке. Техническое решение в итоге превратилось в отличительную черту серии. Мы ещё поговорим об этой франшизе чуть позже.

Silent Hill (1999), чтобы протагонист не сошёл с ума сразу, часть ужасов спрятали от него с помощью тумана
Silent Hill (1999), чтобы протагонист не сошёл с ума сразу, часть ужасов спрятали от него с помощью тумана

Отдельно стоит выделить японскую серию Fatal Frame, а конкретно — её вторую часть с подзаголовком Crimson Butterfly (2003). Главная героиня Мио вооружена лишь ретро-фотоаппаратом, с помощью которого расправляется с подкрадывающимися к ней призраками. В зависимости от типа фотоплёнки привидениям наносится урон разной силы. Очень необычная концепция и прекрасная её реализация.

Fatal Frame 2: Crimson Butterfly (2003)
Fatal Frame 2: Crimson Butterfly (2003)

Экшен-хорроры

Фокус в экшен-хоррорах смещается на частые и напряжённые поединки с противниками. По сути своей поджанр является гибридом хорроров на выживание и шутеров от первого или третьего лица. Протагониста куда меньше ограничивают в подвижности, ресурсах и других возможностях. А зловещая атмосфера и гнетущий саспенс создают подходящее для хоррора настроение.

Звездой экшен-хорроров является Resident Evil 4 (2005). В игре много перестрелок с большими группами противников на открытых пространствах, интересные боссы и QTE-вставки. Приключения Леона Кеннеди в испанской глубинке так понравились поклонникам серии, что издательство Capcom продолжило развивать идеи «четвёрки» в Resident Evil 5 (2009) и Resident Evil 6 (2012). Лишь к седьмой номерной части франшизы всё снова вернулось к традиционному хоррору на выживание.

Resident Evil 4 (2005)
Resident Evil 4 (2005)

Игра Dead Space (2008) наглядно продемонстрировала, что такое атмосферные боди-хорроры в космосе. Научно-фантастический сеттинг вдохнул в жанр новую жизнь. История противостояния инженера Айзека Кларка и жутких некроморфов перекликается сразу с несколькими знаменитыми произведениями: от книг Говарда Лавкрафта и Клайва Баркера до игры Half-Life.

Dead Space (2008), ну ничего себе ты чихнул
Dead Space (2008), ну ничего себе ты чихнул

Раз упомянули Half-Life (1998), которую тоже можно отнести к экшен-хоррорам, не стоит забывать про другие популярные игры. Например, The House of the Dead (1997), Doom 3 (2004), The Last of Us (2013) и дилогию Left 4 Dead (2008). Последняя, к слову, является замечательным примером кооперативного экшен-хоррора, превзойти популярность которого пытались многие студии. Но пока это никому так и не удалось.

Left 4 Dead (2008), всё ещё лучшее онлайн-развлечение для компании друзей
Left 4 Dead (2008), всё ещё лучшее онлайн-развлечение для компании друзей

Стелс-хорроры

В этих играх главный герой вынужден прятаться и избегать прямого столкновения с противниками. Персонажа либо осознанно лишают возможности дать им отпор, либо враги настолько сильны, что их не берёт никакое оружие.

В игре Clock Tower (1995) для консоли SNES девочка-сирота Дженнифер Симпсон скрывается от маньяка, который может запросто перерубить её пополам гигантскими ножницами. Игрок должен быстро изучать локации и находить места, куда можно спрятаться от убийцы. У главной героини есть шкала выносливости, поэтому она не может бегать постоянно — периодически ей нужно отдыхать. По всему дому рандомно разбросаны предметы, которые могут помочь девочке спастись от маньяка. Но если он её настигнет, придётся начинать всё заново. В игре девять концовок, что было необычно для того времени.

Clock Tower (1995), очень страшный 16-битный хоррор
Clock Tower (1995), очень страшный 16-битный хоррор

Хоррор Haunting Ground (2005) для PlayStation 2 многие называют «преемником Clock Tower». Во многом из-за того, что хрупкая главная героиня Фиона не способна дать отпор преследующим её злодеям. Единственный её помощник — белая швейцарская овчарка по имени Хьюи. Игрок должен приручить её, после чего сможет отдавать собаке приказы. Например, найти определённую вещь с помощью нюха, достать предмет из узкой расщелины, задержать преследователя и так далее. Важно хорошо заботиться о собаке: хвалить её, оберегать и вкусно кормить. Иначе она станет агрессивной и сбежит, бросив героиню на произвол судьбы. Ещё одна интересная механика игры в том, что антагонисты обладают слухом, поэтому рядом с ними лучше не издавать ни звука.

Haunting Ground (2005)
Haunting Ground (2005)

Игра Penumbra: Overture (2007) хорошо знакома многим поклонникам жанра. Студия Frictional Games создала по-настоящему жуткую историю про заброшенную шахту в снегах Гренландии, населённую непонятным существами. Хотя в игре есть оружие вроде молотка и кирки, сражаться с противниками совершенно не хочется. Чаще всего главному герою приходится прятаться, отвлекать врагов и убегать от них. Очков игре добавляет физический движок Newton Game Dynamics, который делает взаимодействие с окружением очень реалистичным. Свои идеи и механики разработчики позднее используют в следующих играх, включая Amnesia: The Dark Descent (2010) и SOMA (2015).

Penumbra: Overture (2007)
Penumbra: Overture (2007)

В Siren: Blood Curse (2008) от создателя серии Silent Hill главным героям приходится прятаться от оживших мертвецов Шибито. Убить их невозможно, поэтому нужно пробираться через уровни так, чтобы те вас не заметили. Сделать это гораздо проще, если взглянуть на окружающий мир глазами японских зомби. Хорошо, что в игре есть такая возможность. Подобная игра в прятки отлично бодрит и открывает перед игроком большие возможности для стратегического планирования.

Siren: Blood Curse (2008), справа на скриншоте — окружающий мир глазами зомби
Siren: Blood Curse (2008), справа на скриншоте — окружающий мир глазами зомби

Хоррор Outlast (2013) и его продолжения быстро завоевали популярность среди поклонников жанра. Главный герой, журналист, не умеет драться, поэтому может лишь смотреть на окружающий мир через объектив видеокамеры с встроенным прибором ночного видения. Ему предстоит выжить в психиатрической больнице, захваченной пациентами. Игровой процесс строится на скрытности и погонях безумцев за протагонистом. Идеи игры были развиты в DLC Whistleblower и сиквеле Outlast 2.

Outlast (2013)
Outlast (2013)

Alien: Isolation (2014) — ещё один пример выдающегося стелс-хоррора. Прячься, не издавай ни звука и может быть выживешь. Игра позволяет с головой погрузиться в противостояния человека и ксеноморфа. Узкие коридоры давят на психику, вокруг обезумевшие андроиды, а из вентиляции доносятся зловещие звуки и капает липкая слюна. Противник не прощает ошибок, даже несмотря на то, что иногда появляется прямо за спиной главной героини. Игра держит в тонусе и великолепно передаёт атмосферу фильмов Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона. Очень радует, что студия Creative Assembly спустя 10 лет объявила о работе над сиквелом.

Alien: Isolation (2014), лучшая адаптация кинофраншизы «Чужой» в формат видеоигры
Alien: Isolation (2014), лучшая адаптация кинофраншизы «Чужой» в формат видеоигры

Детская на первый взгляд игра Hello Neighbor (2015) является самым настоящим стелс-хоррором. Ребёнок случайно видит, как его сосед запирает кого-то у себя в подвале. Попытка выяснить, кто это и почему сосед держит его взаперти, заканчивается неудачей. Теперь главному герою предстоит самому выбраться из жуткого дома, раскрыть преступления соседа и понять, что толкает его на злодеяния.

Hello Neighbor (2015), мультяшная, но жуткая игра
Hello Neighbor (2015), мультяшная, но жуткая игра

Психологические хорроры

Такие игры играют с разумом игрока: давят на фобии и уязвимые точки психики, заставляют путать реальность с иллюзиями, ставят перед непростыми моральными выборами. Психологические хорроры — один из самых сложных направлений жанра. Но и пугают эти игры на другом качественном уровне: забираются игрокам под кожу, медленно обволакивают атмосферой и затягивают в трясину безумия.

Говоря о психологических хоррорах, не упомянуть Silent Hill 2 (2001) было бы кощунством. Тем более, что недавно вышел замечательный ремейк игры от польской студии Bloober Team. Главный герой Джеймс получает письмо от умершей жены, которая просит найти её в городке Сайлент Хилл. Там он сталкивается с кошмарными существами, борется с внутренними демонами и пытается понять, какие из его воспоминаний реальны, а какие — являются результатом психологической травмы. Игроки высоко оценили атмосферу и многослойный сюжет, интересные головоломки, шикарный дизайн монстров и великолепную музыку Акиры Ямаоки. Игра затрагивает множество важных и противоречивых тем: любовь и ненависть, преступление и наказание, безумие и смерть, сексуальное насилие и даже инцест.

Silent Hill 2 (2001), хоррор, который завоевал народную любовь и подарил нам Пирамидоголового
Silent Hill 2 (2001), хоррор, который завоевал народную любовь и подарил нам Пирамидоголового

Eternal Darkness: Sanity’s Requiem (2002) для консоли Nintendo GameCube — идеальный пример разрушения четвёртой стены между игроком и виртуальным миром. Когда персонажи теряют рассудок от происходящих вокруг них кошмаров, по экрану начинают ползать насекомые, игра глючит и выдаёт ошибки вплоть до появления «экрана смерти». В какой-то момент Eternal Darkness просто угрожает игроку стереть все его сохранения с карты памяти. Также во время напряжённой битвы у вас может отключиться геймпад или резко повыситься громкость звука. Как тут не испугаться?

Eternal Darkness: Sanity’s Requiem (2002), пример идеального разрушения четвёртой стены
Eternal Darkness: Sanity’s Requiem (2002), пример идеального разрушения четвёртой стены

Если разбудить среди ночи фаната Говарда Лавкрафта и спросить, какую игру по мотивам его произведений он считает лучшей, скорее всего он назовёт Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (2005). Действительно, это один из лучших хорроров про лавкрафтовскую хтонь и космический ужас. Удивительно, насколько хорошо разработчикам удалось воссоздать атмосферу книг американского писателя. Играть предстоит за детектива Джека Уолтерса, который расследует ограбление в портовом городе Иннсмут. От стресса и всевозможных ужасов главный герой медленно сходит с ума, что выливается в зрительные и слуховые галлюцинации. Если сильно запустить психическое состояние протагониста или подсадить его на морфий, в какой-то момент он может просто покончить с собой. На экране нет шкалы здоровья или счётчика патронов. Состояние персонажа можно оценить по частоте его сердцебиения и звуку дыхания. Периодически игрок может видеть окружающий мир глазами своих противников, прямо как в Siren: Blood Curse.

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (2005), ничего лучше по Лавкрафту так и не сделали
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (2005), ничего лучше по Лавкрафту так и не сделали

Отдельно стоит выделить игру Silent Hill: Shattered Memories (2009), которая является переосмыслением первой игры серии. Из оригинала взяты лишь некоторые герои, включая Гарри Мэйсона и его дочь Шерил. В остальном сюжет полностью самобытен. В игре нет оружия, инвентаря и HUD-интерфейса. Лишь фонарик, мобильный телефон, фальшфейеры и ключи от дверей. Shattered Memories уникальна тем, что изучает поведение игрока и постепенно выстраивает его психологический профиль. От многих решений зависит то, в какие локации сможет попасть протагонист, какие персонажи ему встретятся и даже как будет выглядеть окружающий мир. Игра подстраивается под страхи игрока и пугает его более продуманно, вонзая иголки в слабые места и фобии.

Silent Hill: Shattered Memories (2009), подобную сцену мы видели в конце фильма «Терминатор»
Silent Hill: Shattered Memories (2009), подобную сцену мы видели в конце фильма «Терминатор»

Интерактивное кино

С распространением нового носителя информации CD-ROM в начале 90-х, рынок буквально захлестнула волна FMV-игр (англ. full motion video — «полностью подвижное видео»). Сотни студий выпускали проекты, снятые на камеру с живыми актёрами, декорациями и прочими атрибутами настоящего кино. Удивительно, но жанр дожил до наших дней — неплохие FMV-игры можно встретить и сегодня. Логическим развитием FMV-игр стали игры в жанре интерактивного кино. Когда актёров заменяют на 3D-модели персонажей, но игроку по-прежнему предлагают принимать важные решения, от которых зависит дальнейшее развитие сюжета.

Проект Night Trap (1992) изначально должен был выйти на приставке Control-Vision, которая работала на VHS-видеокассетах. Приставка, к сожалению, так и не добралась до релиза, поэтому игру спешно портировали на Sega Mega-CD. Игрок получает доступ к пульту системы видеонаблюдения и через камеры наблюдает за тем, что происходит в поместье Виктора Мартина. Там при загадочных обстоятельствах регулярно пропадают приглашённые Мартином молодые девушки. Можно переключаться между камерами и активировать спрятанные в доме механизмы, чтобы спасти девушек от различных опасностей. Интересно, что действие игры разворачивается в реальном времени: во всех комнатах одновременно что-то происходит. Важно успеть включить правильную камеру, чтобы спасти того или иного персонажа от гибели. Сегодня над игрой многие смеются из-за ужасной актёрской игры и нелепых игровых ситуаций. Но факт остаётся фактом — это был необычный эксперимент в жанре.

Night Trap (1992), уровень актёрской игры поражает воображение
Night Trap (1992), уровень актёрской игры поражает воображение

7th Guest (1993) — ещё одна из первых видеоигр, которая вышла на CD-ROM. Отличный образец того, как нужно делать хоррор-квесты. Талантливый мастер по изготовлению игрушек Генри Стоф продаёт душу дьяволу. Дьявол дарует ему вдохновение на создание удивительных игрушек и механизмов. А дети, которым достаются эти игрушки, заболевают, умирают, а их души достаются дьяволу. Однажды Генри приглашает шестерых гостей в свой особняк и предлагает им решить множество сделанных им головоломок. Игра стала очень успешной и разошлась тиражом более 2 миллионов копий. Не так давно вышел современный ремейк 7th Guest для VR-гарнитур.

7th Guest (1993)
7th Guest (1993)

Игра Phantasmagoria (1995) знаменитой Роберты Уильямс примечательна тем, что вышла на семи (!!!) компакт-дисках. Сюжет, вдохновлённый произведениями Эдгара Аллана По и Стивена Кинга, рассказывал историю семейной пары Дона и Эдриан Дилейни. Супруги приобрели старинный готический особняк, в котором по традиции жанра начинают происходить странные вещи. Игровой процесс походит на видеоквест со статическими виртуальными декорациями и живыми актёрами. Игра для своего времени стала настоящим техническим прорывом и использовала все доступные технологии визуализации. Включая съёмку актёров на синем фоне, 3D-моделирование бэкграундов, сложную компьютерную анимацию и спецэффекты. Бюджет игры составил около 4 миллионов долларов.

Phantasmagoria (1995), голливудский блокбастер из мира FMV-игр
Phantasmagoria (1995), голливудский блокбастер из мира FMV-игр

Кровавый FMV-квест Harvester (1996) погружает игрока в мрачную историю про религиозные культы. Создатель игры Гилберт Остин напихал в сценарий столько жестоких убийств, чёрного юмора, нетолерантности и прочих непотребств, что игру немедленно запретили в Германии. А многие СМИ, которые только пришли в себя после Mortal Kombat, снова принялись обсуждать тему жестокости в видеоиграх. У Harvester был очень скромный бюджет, поэтому технологиями и плохой актёрской игрой он не впечатлял. Тем не менее, у игры сформировалась большая фанатская база.

Harvester (1996), что, чёрт возьми, произошло в этой комнате?
Harvester (1996), что, чёрт возьми, произошло в этой комнате?

Игра Until Dawn (2015) студии Supermassive Games — представитель нового поколения интерактивного кино, где видео с живыми актёрами заменили на 3D-персонажей и окружение. Игроку предстоит по очереди управлять восемью главными героями, которые отрезаны от цивилизации на горе Блэквуд. На первый взгляд игра напоминает подростковый слэшер с маньяком и глупыми подростками, но в итоге история оказывается куда более глубокой и непредсказуемой. Не так давно вышел ремейк с улучшенной графикой — отличный повод перепройти игру.

Until Dawn (2015), спустя три года актёр Рами Малек сыграет Фредди Меркьюри
Until Dawn (2015), спустя три года актёр Рами Малек сыграет Фредди Меркьюри

Хоррор The Bunker (2016) рассказывает историю Джона, который родился в подземном бункере после начала ядерной войны и ни разу в жизни не покидал его стен. После смерти матери Джон остаётся один, а каждый его день похож на предыдущий. Игра прекрасно передаёт ощущение гнетущего одиночества и замкнутого пространства. А когда Джон натыкается на свидетельства того, что они с матерью были в бункере не одни — его мировоззрение переворачивается с ног на голову.

The Bunker (2016)
The Bunker (2016)

Игра At Dead Of Night (2020) примечательна тем, что она сочетает в себе FMV-вставки с живыми актёрами и анимированные 3D-элементы окружения. Микс технологий создаёт необычную визуальную стилистику, одновременно реалистичную и пугающую. Сюжет рассказывает про девушку Майю, запертую в жутком отеле, которым управляет человек с непростой судьбой по имени Джимми Холл. Чтобы выжить, раскрыть секреты этого жуткого места и его владельца Майе приходится искать помощи у живущих в стенах отеля призраков.

At Dead Of Night (2020), в игре очень красивое окружение
At Dead Of Night (2020), в игре очень красивое окружение

FMV-игра новой школы Erica (2021) — мистический хоррор с прекрасной операторской работой и очаровательной главной героиней в исполнении актрисы Холли Эрл. Сюжет разворачивается вокруг девушки по имени Эрика. Её мучают кошмары о смерти отца, которого убили у неё на глазах. Спустя годы после трагедии убийства с тем же почерком начинают происходить снова. Изначально игра вышла на консоли PlayStation 4 и предлагала взаимодействовать с виртуальным миром с помощью интерфейса на экране смартфона.

Erica (2021)
Erica (2021)

Immortality (2022) — FMV-хоррор Сэма Барлоу, главного дизайнера и сценариста упомянутой выше Silent Hill: Shattered Memories. Игроку предстоит разгадать тайну исчезновения актрисы Мариссы Марсель. Как и в предыдущих играх Барлоу Her Story и Telling Lies, игрок должен собрать из разрозненных кусочков видео цельную историю и найти ответы на главные вопросы игры.

Immortality (2022)
Immortality (2022)

Jump-scare-хорроры

Термином Jump-scare в английском языке называют моменты, когда зрителя или игрока пугают с помощью резко появляющегося на экране существа или явления в сопровождении громкого звука. В России такой эффект неожиданности многие называют «скримером». Это одна из самых старых и примитивных механик запугивания, которая используется в кино с начала 40-х годов XX века. Постепенно скримеры добрались до видеоигр. Проблема jump-scare в том, что если злоупотреблять этой механикой, зритель или игрок быстро к ней привыкает и перестаёт пугаться.

Космический симулятор Rescue On Fractalus! (1985) от Lucasfilm Games, хоть и не является полноценным хоррором, но стал одной из первых видеоигр, в которой разработчики использовали скримеры. Цель игрока — летать на боевом космическом корабле над поверхностью чужой планеты и помогать пилотам, потерпевшим крушение. Некоторые пилоты оказывается враждебными пришельцами, которые притворяются людьми. При приближении они принимают свою настоящую форму и резко прыгают на лобовое стекло корабля. Этот приём в середине 80-х казался очень пугающим, даже несмотря на примитивную графику.

Rescue On Fractalus! (1985), в середине 80-х этот нелепый зелёный пришелец и правда мог напугать
Rescue On Fractalus! (1985), в середине 80-х этот нелепый зелёный пришелец и правда мог напугать

Хоррор Five Nights at Freddy’s (2014) использует скримеры, чтобы напугать игрока. По сюжету протагонист устраивается работать ночным охранником в заброшенную пиццерии, где когда-то развлекали детей куклами-аниматрониками. Основная задача: продержаться пять рабочих смен с полуночи до шести часов утра и не погибнуть от рук четырёх кукол-убийц. В распоряжении протагониста система видеонаблюдения, через которую он наблюдает за перемещением аниматроников по помещениям. Также он может управлять некоторыми дверьми и осветительными приборами. Однако следует следить за мощностью генератора: закрытие дверей, включение камер и света быстро расходуют имеющийся энергоресурс.

Five Nights at Freddy’s (2014)
Five Nights at Freddy’s (2014)

Daylight (2014) — ещё одна игра, полная скримеров. Главная героиня Сара исследует заброшенную психбольницу и не может вспомнить, как там оказалась. Локации каждый раз генерируются случайным образом, а единственный источник освещения — мобильный телефон с встроенным фонариком. Лечебницу населяют призраки, которые умеют вселяться в мобильник девушки. Убить их нельзя, лишь отпугнуть фальшфейерами.

Daylight (2014)
Daylight (2014)

Реверс-хорроры

Хоррор наоборот. Игроку достаётся роль антагониста — злодея, маньяка или некоего чудовища, а не жертвы. Теперь он сам является источником ужаса и угрожает жизням NPC или других игроков.

The Texas Chainsaw Massacre (1983) для консоли Atari 2600 стала первой видеоигрой в истории, в которой игроку предлагали вжиться в роль главного злодея из одноимённого фильма Тоуба Хупера. В роли антагониста по кличке «Кожаное лицо» нужно убивать прохожих, за каждого из которых игрок зарабатывает 1000 бонусных очков. За каждые пять убитых жертв, маньяк получает дополнительное топливо для своей бензопилы. В 2023 году вышла современная адаптация игры. Один из режимов предлагает игрокам разделиться на две команды: три члена семьи маньяка и четыре жертвы.

The Texas Chainsaw Massacre (1983), противостоять маньяку может разве что инвалидная коляска
The Texas Chainsaw Massacre (1983), противостоять маньяку может разве что инвалидная коляска

Dead by Daylight (2016) — ассиметричный реверс-хоррор, где один игрок выступает в роли злодея-убийцы, а остальные четверо — убегают от него и совместно чинят генераторы, которые открывают выход с уровня. Уникальность проекта в том, что разработчики регулярно добавляют в игру персонажей из известных кинофраншиз и телесериалов. Например, ксеноморф и Эллен Рипли из «Чужой», Пинхед из «Восставшие из ада», Пирамидоголовый из «Сайлент Хилл», Чаки из «Детские игры», Демогоргон из «Очень странные дела» и многие другие персонажи.

Dead by Daylight (2016)
Dead by Daylight (2016)

Ещё один реверсивный хоррор Friday the 13th: The Game (2017) создан по мотивам серии фильмов про маньяка Джейсона Вурхиза. Один из восьмерых игроков становится злодеем и кошмарит всех остальных. Жертвы Джейсона, вожатые лагеря «Хрустальное озеро», вынуждены прятаться или убегать от него. Антагонист умеет мгновенно телепортироваться в разные места лагеря, обладает отличным слухом и зрением, так что замечает своих жертв гораздо раньше, чем они его.

Friday the 13th: The Game (2017)
Friday the 13th: The Game (2017)

В игре Carrion (2020) нет знаменитых киношных маньяков. Зато есть жуткое бесформенное существо с кучей щупалец, которое хочет вырывается из подземной лаборатории и поквитаться с теми, кто ставил над ним опыты. В игре присутствуют черты другого жанра — метроидвании. Поэтому антагонист постепенно обрастает новыми навыками и улучшениями, чтобы пробраться в ранее недоступные ему помещения. Размеры существа зависят от того, сколько сотрудников исследовательского комплекса оно сожрало.

Carrion (2020), очень красивый и изобретательный реверс-хоррор
Carrion (2020), очень красивый и изобретательный реверс-хоррор

Механики страха

Теперь разберёмся, как именно разработчики видеоигр нас пугают. Какие механики работают, какие уже изжили себя и что ждёт нас в будущем. Мы уже упоминали «скримеры». Это самый избитый и банальный приём из существующих. Есть ещё классические «кровь, кишки и расчленёнка», но это тоже слишком примитивно. На самом деле, существует огромное количество альтернативных способов напугать игрока. Рассмотрим лишь некоторые.

Угроза жизни персонажа

Пожалуй, самый старый и действенный способ держать игрока в тонусе: убедить его, что персонаж может погибнуть в любой момент. Смерть персонажа уходит корнями в первые видеоигры из 70-х. Особенно сильно смерть пугала посетителей аркадных залов. Ведь за каждую гибель главного героя приходилось платить из своего кармана. В рамках жанра Survival Horror эту механику возвели в абсолют. Разработчики делают всё, чтобы выжить в их играх было сложно: мешают игроку, лишают его ресурсов, какой-либо помощи и подсказок.

Dead Space (2023), нормально же общались!
Dead Space (2023), нормально же общались!

Одушевление неодушевлённого

Многих пугают неодушевлённые объекты, которые людьми не являются, но внешне напоминают человека: куклы, восковые фигуры и манекены. Игрок вроде бы и понимает, что предмет неодушевлённый и человеком не является. Но подсознание всё равно напрягается: это ведь игра. Здесь можно произойти всё, что угодно. Вдруг эта фигура сейчас начнёт двигаться и нападёт. Разработчики используют эту механику во множестве игр.

In Sound Mind (2021)
In Sound Mind (2021)

Эффект «зловещей долины»

Реалистичные антропоморфные роботы вызывают в игроках эффект «зловещей долины». Когда робот вроде бы очень походит на человека, но ничего кроме неприязни, отвращения или даже страха ты к нему не испытываешь. Это отлично демонстрируют игры вроде Atomic Heart (2023) и Alien: Isolation (2014), где обезумевшие андроиды преследуют главного героя. Эффект работает не только с роботами. Если в антропоморфном существе есть детали или искажения, отличающие его от человека, этого достаточно, чтобы игрок напрягся.

Atomic Heart (2023)
Atomic Heart (2023)

Присутствие или отсутствие

Мы пугаемся, когда видим рядом с собой то, чего там не должно быть. Отличный пример — изменения в квартире главного героя игры Silent Hill 4: The Room (2004). В стене его ванной комнаты появляется непонятное отверстие, которое с каждым днём становится всё шире. На входной двери висят цепи с замками. Из стен к протагонисту тянутся непонятные существа. Всего этого там быть не должно. Подобные детали создают ощущение дискомфорта и подсознательного страха. Работает и обратная ситуация. Становится не по себе, если из окружения вдруг исчезает чего-то привычное.

Silent Hill 4: The Room (2004)
Silent Hill 4: The Room (2004)

Лиминальное пространство

Можно назвать эту механику логическим продолжением предыдущего пункта с примесью эффекта «зловещей долины». Лиминальными пространствами называют помещения, которые человеку кажутся неестественными и даже сюрреалистичными. Это может быть обычный торговый центр, в котором нет ни одного покупателя. Или длинный и пустынный гостиничный коридор. Человеческий мозг воспринимает эту пустоту, как нечто неестественное. Он задаётся вопросом: «куда исчезли все люди?». Но вразумительного ответа нет. Про лиминальные пространства даже есть отдельный хоррор Pools (2023). Игрок бродит по огромному спортивному комплексу с множеством бассейнов. Здесь нет никакого сюжета, нет монстров и привидений, загадок и интерактива. Только атмосфера, которая медленно погружает игрока в состояние тревоги.

Pools (2023), пример изображения лиминального пространства
Pools (2023), пример изображения лиминального пространства

Неопределённость

Человека пугает то, чего он не может предугадать или увидеть заранее. Неопределённость порождает беспокойство, напряжённое ожидание или саспенс. За примером далеко ходить не нужно. Мы уже говорили об игровой камере в Alone in the Dark (1992). Игрок ограничен углом обзора и не может определить: есть ли с ним в комнате кто-то ещё. Это заставляет нервничать. Подобный приём позднее использовали разработчики первой игры серии Resident Evil (1996). Порой зомби находились рядом с главными героями, но из-за расположения камеры их невозможно было увидеть. Сюда же можно отнести невидимых монстров и незримые угрозы из множества игр.

Resident Evil (1996), игрок не видит зомби до последнего момента. Лишь слышит его пыхтение
Resident Evil (1996), игрок не видит зомби до последнего момента. Лишь слышит его пыхтение

Звуковой дизайн

Напряжённая музыка и тщательно подобранные звуки способны кратно усилить атмосферу ужаса. Вспомните продуманный до мелочей саунд-дизайн серии Silent Hill, или звуки шлёпающих по воде ног невидимого монстра в Amnesia: The Dark Descent (2009). Игроку даже не нужно видеть угрозу. Ему достаточно услышать её присутствие в непосредственной близости, чтобы по коже забегали мурашки. Звук в современных хоррорах играет очень важную роль.

Amnesia: The Dark Descent (2009)
Amnesia: The Dark Descent (2009)

Обманчивые образы

Когда безобидная на вид тётушка Этель оказывается злобной ведьмой в Baldur’s Gate 3 (2023) (в RPG тоже бывают элементы хорроров), или керамическая кружка из игры Prey (2017) внезапно становится злобным инопланетянином — это пугает. Всё дело в нашем опыте и ожиданиях, которые мы выстраиваем на основании того, что видим вокруг. Если образ человека или предмета не вызывает в нас беспокойства, мы просто не ждём никакого подвоха. Но коварные разработчики игр любят преподносить сюрпризы.

Prey (2017), красивый фан-арт про кружку-оборотня
Prey (2017), красивый фан-арт про кружку-оборотня

Распространённые фобии

Часто игры эксплуатируют темы распространённых фобий. Многие люди страдают от боязни клоунов, высоты, темноты, пауков, замкнутых пространств и других вещей. Есть даже VR-игра, полностью посвящённая фобиям. Это Face Your Fears (2017) от создателей серии Left 4 Dead (2006). Она представляет собой коллекцию мини-сюжетов, в основе каждого из которых лежит фобия. В одной из сцен вам придётся пережить авиакатастрофу. В другом — выбраться из древней гробницы со змеями. В третьей — пережить ночь в детской комнате с привидениями. Эти истории вряд ли способны напугать каждого человека. Но обладатели фобий точно будут трястись от страха.

Face Your Fears (2017), одна из игровых сцен в детской комнате
Face Your Fears (2017), одна из игровых сцен в детской комнате

Разрушение четвёртой стены

Мы уже рассказывали о том, как разработчики игры Eternal Darkness: Sanity’s Requiem (2002) рушили четвёртую стену и проецировали безумие главных героев в мир игрока. Технологии с тех пор шагнули далеко вперёд. Сегодня в некоторых играх можно использовать дополнительную периферию вроде микрофонов и камер для отслеживания взгляда. В настройках психологического хоррора SOMA (2015) можно активировать трекинг глаз, чтобы камера немного перемещалась в ту сторону, куда вы смотрите. Это значительно усиливает эффект погружения. А к играм вроде DON'T SCREAM (2023) и A Quiet Place: The Road Ahead (2024) можно подключить микрофон. Тогда любой звук в вашей комнате будет выдавать убийце или монстрам место вашего расположения.

A Quiet Place: The Road Ahead (2024)
A Quiet Place: The Road Ahead (2024)

VR и AR

VR-гарнитуры выводят хоррор-игры на принципиально новый качественный уровень. Можно сказать, что именно в VR заключается будущее жанра. Игрок больше не смотрит на пугающие сцены со стороны. Он оказывается в эпицентре событий. Больше нет экрана монитора или телевизора, который выступает в роли невидимого барьера между игроком и злодеями. Стереоскопическое изображение и объёмный звук заставляют мозг верить в реальность происходящего.

Если вы играли в Resident Evil 4 Remake, Resident Evil VII и Resident Evil Village на компьютере или консоли — попробуйте перепройти их в VR-гарнитуре. Сразу поймёте, что это совершенно другие игры и другие эмоции. Разработчики только начинают осваивать VR-формат, но уже многого добились. Например, в игре The Dark Pictures: Switchback (2023) для гарнитуры PlayStation VR2, пластиковые манекены меняют свои позы, когда игрок моргает. Это возможно благодаря встроенной в гарнитуру камере для отслеживания взгляда. Очень сильный эффект, который мгновенно вгоняет в состояние паники.

The Dark Pictures: Switchback (2023), как только игрок моргает, манекены мгновенно меняют позы
The Dark Pictures: Switchback (2023), как только игрок моргает, манекены мгновенно меняют позы

Пока к VR-технологиям есть вопросы. Например, большая стоимость гарнитур и высокие требования к компьютерному железу. Ещё одна проблема — эффект укачивания. Люди со слабым вестибулярным аппаратом с трудом переносят подобные развлечения. Глаза видят, как мы идём куда-то внутри VR-игры, но в реальности тело игрока чаще всего остаётся неподвижным. Из-за подобного диссонанса мозг запускает естественную защитную реакцию: раз глаза подводят, а тело не слушается — возможно нас отравили и нужно избавиться от попавшего в организм токсина. Именно поэтому некоторых людей тошнит во время VR-игр.

А пока разработчики пытаются решить проблемы VR-технологий, временным решением становится дополненная реальность. Когда пользователь видит окружающий мир сквозь встроенные в гарнитуру камеры — мозг успокаивается и тошнота отступает. Для AR-гарнитур тоже выпускают хоррор-игры. Например, Hauntify (2023) для Quest 3 и Apple Vision Pro. В качестве игровой локации вы можете использовать свою квартиру или дом. Привычную обстановку дополняют призраки, которые бродят за вами и пытаются убить. Смесь сразу нескольких механик страха: использование AR-технологии, разрушение четвёртой стены и наличие в вашей квартире того, чего там не должно быть. Чем не новое слово в жанре?

Hauntify (2023), изображения призраков накладываются на реальное окружение
Hauntify (2023), изображения призраков накладываются на реальное окружение

Отцы жанра

Пару слов нужно сказать и про людей, которые внесли ощутимый вклад в формирование жанра хоррор. Сразу отметим, что в списке ключевых фигур преобладают выходцы из Японии. Это неудивительно, учитывая популярность хорроров в Стране восходящего солнца и тягу японских разработчиков к созданию новых механик и переосмыслению классических подходов к повествованию.

Синдзи Миками

Этого японского геймдизайнера так впечатлила игра Sweet Home его коллеги Токуро Фудзивары, что он решил создать собственный хоррор. Так на свет появилась первая игра серии Resident Evil (2006). Она стала эталоном жанра Survival Horror и заложила основы механик жанра на долгие годы вперёд. Перед Миками открылись все двери. Руководство компании Capcom стало выделять ему большие бюджеты на создание и продюсирование новых игр.

Синдзи Миками, человек, который возродил интерес к фильмам и играм про зомби
Синдзи Миками, человек, который возродил интерес к фильмам и играм про зомби

Под его руководством вышли такие проекты, как Dino Crisis (1999), Devil May Cry (2001), P.N.03 (2003), Viewtiful Joe (2003), killer7 (2005) и многие другие. Но одной из лучших его игр стал Resident Evil 4 (2005), который вновь изменил правила хорроров, сместив акцент на экшен. Проект рождался в муках. Разработку игры трижды перезапускали с нуля. Но оно того стоило. Игра собрала большое количество наград, полюбилась миллионам геймеров и получила не одно переиздание.

Некоторое время Миками работал в студии Clover, сформированной внутри Capcom. В 2006 перешёл в студию Platinum Games, которую основал вместе с коллегой Хидеки Камия — отцом серии Devil May Cry. В 2010 геймдизайнер основал студию Tango Gameworks и приступил к разработке нового хоррора — The Evil Within (2014). Студию Tango поглотила компания ZeniMax Media. А ту, в свою очередь, приобрела Microsoft. Под крылом корпорации из Редмонда Синдзи Миками создал игру Ghostwire: Tokyo (2022) и спродюсировал Hi-Fi Rush (2023). После чего он покинул студию. А Microsoft продала Tango Gameworks корейскому издателю Krafton.

The Evil Within (2014)
The Evil Within (2014)

В начале 2024 года Синдзи Миками основал свою очередную студию KAMUI. В одном из интервью он признался, что устал от разработки хоррор-игр. Ему слишком тесно в рамках этого жанра и хочется двигаться вперёд. Над чем сейчас работает его новая студия — никто не знает. Но вряд ли это будет игра, которая похожа на Resident Evil или The Evil Within.

Хидео Кодзима

Легендарный Хидео Кодзима, известный в России как «ГЕНИЙ», за свою карьеру не создал ни одной полноценной хоррор-игры. Почему мы включили его в список людей, которые внесли вклад в развитие жанра? Тому есть несколько причин. Во-первых, в разных его играх есть моменты, которые вполне можно отнести к хоррорам. Например, в Death Stranding (2019) атмосфера одиночества навевает тревогу, а непонятные существа из другого измерения вполне способны напугать игрока. Даже в серии Metal Gear Solid можно ощутить присутствие многочисленных хоррор-элементов. Вспомните хотя бы поединок с Sorrow из Snake Eater.

Хидео Кодзима, гений, что тут ещё скажешь
Хидео Кодзима, гений, что тут ещё скажешь

Во-вторых, Кодзима всегда мечтал создать хоррор-игру. Он делал всё, чтобы ему доверили разработку Silent Hills. Заручился поддержкой актёра Нормана Рида и режиссёра Гильермо Дель Торо. Сделал впечатляющую презентацию для руководства Konami. И даже выпустил в 2014 году демо-версию под названием P.T. (Playable Teaser), которая очень понравилась критикам и игрокам. Но ему не дали довести дело до конца. В итоге Кодзима разругался с начальством, ушёл из японского издательства и основал собственную компанию Kojima Productions. Демка P.T. стала вдохновением для многих разработчиков, которые использовали её идеи в своих проектах. Одна из таких игр — отличный психологический хоррор Visage (2020).

P.T. (2014)
P.T. (2014)

В-третьих, возможно мы всё же увидим хоррор Хидео Кодзимы в ближайшее время. Ведь он анонсировал проект OD. Над игрой вместе с ним работают режиссёр Джордан Пил («Прочь»), а также актёры София Лиллис, Хантер Шефер и Удо Кир. Проект Кодзима разрабатывает при поддержке Microsoft. Судя по всему, игра будет как-то задействовать облачную инфраструктуру американской корпорации. Посмотрим, что из этого получится. Однако уже сейчас понятно, что Кодзима свою мечту не забросил и обязательно проявит себя в жанре хоррор в будущем.

Клайв Баркер

Британский фантаст не является разработчиком видеоигр, зато принимал активное участие в написании сценариев к множеству фильмов и нескольким хоррор-играм. Именно он создал знаменитые кинофраншизы «Восставший из ада» и «Кэндимэн», а также приложил руку к созданию хоррора «Полуночный экспресс» и киноальманаха «Книги крови» (не путать с другой одноимённой адаптацией его рассказа).

Клайв Баркер, автор замечательных книг с мистикой, кровищей и БДСМ
Клайв Баркер, автор замечательных книг с мистикой, кровищей и БДСМ

В игровой индустрии Баркер также активно проявлял себя. В 1990 году вышли игры Clive Barker’s Nightbreed: The Action Game и Clive Barker's Nightbreed: The Interactive Movie, основанные на его одноимённом фильме. Многие помнят игру Clive Barker’s Undying (2001) — мистический хоррор от DreamWorks Interactive, который тепло приняли критики и поклонники жанра. Последней игрой по мотивам его произведений стала Clive Barker’s Jericho (2007).

Clive Barker’s Undying (2001)
Clive Barker’s Undying (2001)

Сегодня о Клайве Баркере практически ничего не слышно. Возможно, писатель приходит в себя после провальной попытки перезапуска «Восставшего из ада» (2022). Но не исключено, что он вернётся к написанию сценариев в будущем. А там, кто знает, может быть и новые игры подтянутся.

Гоити Суда (Suda 51)

Ещё один японский геймдизайнер, известный под псевдонимом Suda 51 (от японского «го», что значит 5, и «ити» — 1). Карьера Суды началась с того, что он подрабатывал гробовщиком. Уже из этого понятно, что парень в будущем внесёт свой вклад в игры жанра хоррор. В 1998 году он основал студию Grasshopper Manufacture. И уже в 1999 выпустил первую игру — The Silver Case. В этой визуальной новелле с элементами квеста игроку предстояло расследовать серию жутких убийств.

Гоити Суда (Suda 51), один из самых странных японских разработчиков игр
Гоити Суда (Suda 51), один из самых странных японских разработчиков игр

Игра Michigan: Report from Hell (2004) стала первый проектом разработчика в жанре Survival Horror. Играть нужно за репортёра с видеокамерой, который вместе со съёмочной командой исследует город Мичиган, покрытый загадочным туманом. Позднее Суда сотрудничал с разными студиями и помогал им разрабатывать игры в разных жанрах. Например, помог в создании Fatal Frame IV: Mask of the Lunar Eclipse (2008). Он мечтал поработать вместе с Хидео Кодзимой, но планам не суждено было осуществиться. Зато вместе с Акирой Ямаокой они выпустили игру Shadows of the Damned (2011).

Хидетака Суэхиро (SWERY)

Хидетака Суэхиро, известный под псевдонимом SWERY, начал карьеру в 1996 году. В хорроре Extermination (2001) он выступил в роли ведущего дизайнера. Эта игра считается первым Survival Horror для консоли PlayStation 2. Сюжет рассказывает о секретной миссии американских военных на исследовательской базе в Антарктике.

Хидетака Суэхиро (SWERY), тоже странный. Неудивительно, ведь они близкие друзья с Suda 51
Хидетака Суэхиро (SWERY), тоже странный. Неудивительно, ведь они близкие друзья с Suda 51

Но слава пришла к Суэхиро в момент выхода игры Deadly Premonition (2010). Геймдизайнер вдохновлялся сериалом «Твин Пикс» Дэвида Линча и создал первый Survival Horror в открытом мире. Агент ФБР Фрэнсис Йорк Морган расследует убийство 18-летней девушки Анны Грэм в сельском городке Гринвейл, штат Вашингтон. Deadly Premonition стала переосмыслением другой игры Rainy Woods студии Access Games, которая так и не добралась до релиза.

Помимо открытого мира, Deadly Premonition отличалась от других проектов в жанре Survival Horror реальным изображением жизни и быта персонажей. Агент Морган должен регулярно есть, спать, а также бриться и переодеваться в чистую одежду, иначе получит выговор от руководства за плохую работу. Как агенту Куперу из «Твин Пикс» ему приходится пить кофе, чтобы победить сонливость. Даже за автомобилем в игре нужен уход: регулярный ремонт и дозаправка топливом.

Deadly Premonition (2010), странная, но невероятно притягательная игра
Deadly Premonition (2010), странная, но невероятно притягательная игра

Городок Гринвейл живёт своей жизнью. Магазины и развлекательные заведения вечером закрываются, а каждый NPC преследует личные цели и ходит по городу, занимаясь своими делами. Есть динамическая смена погоды, цикл дня и ночи, множество побочных заданий и мини-игр. Например, дартс, рыбалка и другие. Для 2010 года игра стала настоящим прорывом в жанре. Даже несмотря на некоторую странность, присущую японским проектам, она полюбилась игрокам и навсегда вписала имя Хидетаки Суэхиро в историю жанра хоррор.

Кэйитиро Тояма

Это имя хорошо знакомо поклонникам жанра. Тояма создал серии Silent Hill, Siren и Gravity Rush. Начинал свой творческий путь он в роли графического дизайнера. Помогал Хидео Кодзиме рисовать персонажей для Snatcher (1988). А спустя 11 лет именно ему поручили руководить разработкой первой Silent Hill (1999). После продолжительных споров с руководством Konami, Тояма настоял на том, чтобы отказаться от идеи выпуска низкобюджетного проходного ужастика. А вместо этого сконцентрироваться на глубоком психологизме и взаимодействии с эмоциями игроков. В центр хоррора лёг страх перед неизвестным.

Кэйитиро Тояма, сбежал из Konami, сбежал из Sony
Кэйитиро Тояма, сбежал из Konami, сбежал из Sony

Как оказалось позднее, идея выстрелила. Игра стала настолько популярной, что Konami тут же инициировала разработку сиквела. Разработкой Silent Hill 2 (2001) Тояма уже не руководил, но его идеи живут в серии по сей день. Геймдизайнер ушёл из Konami и присоединился к внутренней студии Sony — SCE Japan Studio. Его новой игрой стала Siren (2003). О ней мы уже рассказывали вам ранее. Играть нужно не за одного протагониста, а поочерёдно за десятерых, чьи истории пересекаются между собой.

Slitterhead (2024)
Slitterhead (2024)

В 2020 году Кэйитиро Тояма ушёл из Sony и основал собственную студию Bokeh Games. В её стенах он разработал новый проект Slitterhead (2024). История игры разворачивается в 90-х годах на полуострове Цзюлун в Гонконге. В тесных городских кварталах появились жуткие чудовища, которые убивают случайных прохожих. При создании игры Тояма вдохновлялся такими произведениями, как Gantz, Parasyte и Tokyo Ghoul.

Скандальные хоррор-игры

В разные годы некоторые хоррор-игры становились причиной скандалов, вызывали бурный общественный резонанс и попадали на первые полосы газет и журналов. Вспомним пару подобных историй.

В 1983 году студия Wizard Video Games выпустила первый в истории реверс-хоррор The Texas Chainsaw Massacre по мотивам одноимённого фильма, который мы упоминали чуть раньше. В то время видеоигры считались развлечением преимущественно для детей. Но этот проект детям не подходил совершенно. Ведь главный герой — маньяк с бензопилой, который шинкует невинных людей на кусочки. Общественники развернули против игры целую кампанию, из-за которой многие торговые сети и магазины отказались продавать игру, а разработчики понесли серьёзные убытки.

Manhunt (2003) — пример скандально известной игры в жанре стелс-хоррор. Несмотря на то, что студии Rockstar удалось создать интересный сюжет, крутые механики и замечательную атмосферу, уровень жестокости в игре просто зашкаливал. Игра реалистично показывала обезглавливание, удушение пакетом, выкалывание глаз, пролом черепа и другие способы убийств. Неудивительно, что Manhunt запретили сразу в нескольких странах: Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и Германии. В 2012 году игру заблокировали в российском сегменте Steam.

Manhunt (2003)
Manhunt (2003)

С игрой Rule of Rose (2006) связана очень интересная история. Во время рекламной кампании разработчики из студии Punchline заявили, что их игра демонстрирует поведение детей, которые не знакомы с понятиями взрослой морали или концепцией греха. Итальянский журналист из издания Panorama (уже тогда это название было на слуху) вырвал слова из контекста. Особо не разбираясь в вопросе, он рассказал читателям, что игра включает в себя сцены погребения детей заживо, элементы садомазохизма и эротические сцены. Разумеется, ничего подобного в игре не было. Но статью заметили европейские политики. В результате продажи игры отменили сразу в нескольких европейских странах, в Австралии и Новой Зеландии. Сегодня она считается одной из самых редких среди коллекционеров.

Rule of Rose (2006)
Rule of Rose (2006)

Казалось бы, ну какой скандал может спровоцировать экшен-хоррор Resident Evil 5 (2009)? После премьеры трейлера игры на Е3 2007, в Сети поднялась волна недовольств. Многих людей не устроило, что белый Крис Редфилд убивает чернокожих африканских зомби на их исторической родине. К счастью, скандал этот быстро утих после того, как независимые эксперты тщательно изучили игру и не обнаружили в ней признаков расизма или дискриминации народов Африки. В итоге подобный всплеск внимания пошёл игре лишь на пользу и повысил её продажи.

Resident Evil 5 (2009), стрелять можно только в белых зомби!
Resident Evil 5 (2009), стрелять можно только в белых зомби!

Почему людям нравится страх

Почему нам нравятся фильмы ужасов? Почему мы любим страшные видеоигры? Зачем мы ищем всё новые и новые способы пощекотать себе нервы? Существует несколько причин.

Отвлечение

Хоррор-игры помогают человеку отвлечься от бытовой рутины и повседневной суеты. Наблюдая за злоключениями героев, мы переживаем за них и быстро погружаемся в сюжет. Именно благодаря сопереживанию протагонистам, хорроры увлекают гораздо сильнее, чем игры других жанров. Отдельное удовольствие — после сильнейшего напряжения добраться до счастливой развязки истории. Это помогает организму расслабиться. Хотя, конечно, хэппи-энды бывают далеко не во всех играх.

999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors (2009), очень интересное хоррор-приключение для Nintendo DS
999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors (2009), очень интересное хоррор-приключение для Nintendo DS

Биохимия

Надпочечники человека вырабатывают гормон дофамин, который отвечает за чувства удовлетворения и удовольствия. Мы получаем дозу этого гормона, когда едим вкусную еду, занимаемся сексом или принимаем алкоголь. В стрессовых ситуациях именно дофамин помогает нам успокоиться и сохранить самообладание. Так что тяга к пугающим развлечениям — это что-то вроде дофаминовой наркозависимости. Мы осознанно вгоняем нервную систему в стресс, а затем получаем большую дозу гормона удовольствия. Важно то, что реальной опасности для здоровья хоррор-игры не представляют. А вот дофамин человек получает вполне настоящий. Кстати, люди, которые не любят ужастики, скорее всего обладают нормальным уровнем дофамина в организме. Им и без страшилок живётся хорошо. А вот у любителей хорроров часто наблюдается нехватка этого гормона.

Layers of Fear (2016)
Layers of Fear (2016)

Обучение

Страх — двигатель развития и эволюции. Многие геймеры подсознательно черпают из видеоигр новые знания и навыки, наблюдая за тем, как герой выживает, спасается от маньяков или чудовищ. Человек проецирует ситуацию на себя и пытается думать, как выбраться из неё живым. Сами того не замечая, игроки приобретают в хоррор-играх ценный опыт. Они становятся более аккуратными и осторожными в ситуациях, когда им может грозить опасность. Знают, откуда может исходить угроза. Понимают как нужно действовать в разных нештатных ситуациях. Может быть поэтому нас так притягивает страх: мы просто хотим узнать что-то новое без угрозы для жизни?

SOMA (2015)
SOMA (2015)

Терапия

Некоторые люди специально пугают себя для того, чтобы победить собственные страхи. Как говорится: нужно встретиться со страхом лицом к лицу. В рамках безопасной видеоигры можно победить фобии и перестать бояться, например, пауков или клоунов в реальности. Игры действительно помогают научиться контролировать эмоции. Многие геймеры делают это неосознанно, даже не до конца понимая, что так пытаются укрепить свою психику.

Phasmophobia (2020)
Phasmophobia (2020)

Заключение

Более 50 лет мы наблюдаем за бурным развитием жанра. Разработчики придумывают свежие игровые механики, возникают новые направления и технологии. Можно сказать, что с появлением виртуальной реальности хоррор-игры переживают ренессанс и дарят геймерам совершенно новые эмоции. С каждым годом людей нужно пугать всё сильнее. Слишком быстро психика человека адаптируется к любым виртуальным ужасам. К счастью, всегда находится геймдизайнер, который придумывает новый подход к аудитории и вновь заставляет игроков визжать от страха. Так что жанр хорроров слишком рано списывать со счетов.

Есть такая шутка. Геймеры боятся только трёх вещей: хорроров, цен на видеоигры и высоких системных требований. Эксперты DigitalRazor помогут вам собрать игровой компьютер, который будет запускать любые новинки на ультранастройках в 4К. Заходите к нам на сайт или пишите в Telegram-бот. Также можно спроектировать сборку самостоятельно с помощью удобного конфигуратора. Ещё мы красиво оформляем корпуса компьютеров винилом в стиле разных видеоигр. В том числе и хорроров.

История жанра: игры-хорроры
История жанра: игры-хорроры
История жанра: игры-хорроры
История жанра: игры-хорроры
История жанра: игры-хорроры
2525
16 комментариев

За упоминание soma респект.

2

Игры Frictional Games — отдельная форма искусства. Они очень много сделали для жанра.

1

Отличная статья, любимый жанр.

2

а существует лi он...

Комментарий недоступен

2

Это мы сохраняем и читаем на выходных, потому что ебаный ты элементаль водяной - хорош.
Текста как у меня смертях в Dark sosi - много.

2

Жаль никто это читать не будет