Первый раз прошёл основной сюжет Skyrim. В VR.

Много лет и много раз, я пытался осилить основную историю этой игры, но постоянно сбивался на сайдквесты и исследование мира. В этот раз я решил что пора всё же узнать, о чём на самом деле The Elder Scrolls: Skyrim. Обычная версия игры показалась мне скучной, поэтому я выбрал проходить игру в VR. У этого решения были как и плюсы, так и минусы.

В надежде на какие-то интересные детали и забавные ситуации, я создал каджита, потому что мне казалось смешным что земли нордов будет спасать от драконов, приезжий кот. Как выяснилось позже, меня ждало большое разочаровние, потому что влияние выбора расы на сюжет, не такое значительное как хотелось бы и выбор каджита это больше про прослушивание того как враги угрожают сделать из тебя ковёр. Только Иниго, компаньон сделанный фанатами игры, порадовал фразой "Поверить не могу что драконорожденный это каджит!". В плане "класса" я решил быть магом, по причинам которые больше всего связаны с боевой системой и ощущениями в VRе. Но об этом позже, сначала о сюжете.

Впечатления от сюжета.

Все знают как начинаются Скайрим - главного героя ловят стражники, тащат на плаху, но в последний момент казнь прерывает дракон и нужно срочно доложить об этом в Вайтран. Обычно на этом моменте я и забрасывал основной сюжет.

И в этот раз я тоже сошёл с пути, но только ради того чтобы дойти до Рифтена, вытащить из тюрьмы Иниго и завербовать Мьол. Мне казалось что так будет веселее путешествовать, но я был прав только наполовину, потому что если Иниго знал когда говорить и когда вставить ремарку в тему происходящего, то Мьол мне все уши прожужжала на тему её сильной матери, её отца и о том как ей нетерпится подраться, и говорила даже тогда, когда я слушал диалоги. А это большая проблема в VR версии.

Иниго, я тебя из тюрьмы спас  и в благородство играть не буду. Убьёшь со мной десяток драконов и мы в расчёте.<br />
Иниго, я тебя из тюрьмы спас  и в благородство играть не буду. Убьёшь со мной десяток драконов и мы в расчёте.

После завершения сбора напарников и прохождения парочки маловажных сайдквестов и сайдквестов из Dragonborn для получения таланта "Интуиция соратника" , я всё же сбегал к ярлу Вайтрана, сделал его квест с подземельем, убил первого дракона и выслушал какой я уже герой, спустя несколько часов игры. Это не очень хорошо у меня связывалось с тем, какой была битва и насколько нелепо и просто, умер дракон от ледяной сосульки в голове.

Затем я очень долго лез на гору к каким-то дедам, которые мне там рассказали что мой каджит драконорожденный, поэтому быстро схавтывает на лету все эти их крики силы, научили новым бранным словам и отправили в пещеру за каким-то рогом. В пещеру, где есть места, которые можно пройти только если знать крик ветра, который ускоряет персонажа вперёд. Вот только рога в конце не оказалось, потому что какая-то обычная Бэлла Дельфин, которая даже не знает как кого-нибудь послать на языке драконов, уже стащила его. Зачем горные деды морозили мне голову байками о том какие крутые их кричалки и что чтобы доказать что человек драконорожденный, нужно пройти этот тест? Оказывается любой это мог сделать.

И кстати, что вообще едят в монастыре на горе? У них там ничего не растёт, а до ближайшего поселкового магазина нужно спускаться с горы, а потом тащить телегу капусты обратно в гору.

Придя в таверну Дельфины, где она видимо подает воду из своей купели, я выслушал её и мне не понравился момент где она назвала меня дураком, за то что я пришёл к ней, не доверяя ей. Я бы с этим согласился, если бы не тот момент, что не меня заперли с ней в подвале, а её заперли с дочерью сильной женщины, и двумя котами, поэтому я попытался убить Дельфину, надеясь что может это приведет к какой-то развилке в истории. Но нет, убить её нельзя, да и ей вообще плевать, что я её несколько раз превратил в кусок льда. Обиды она не держит.

Ещё Дельфина пыталась навести интригу вокруг того, к какой организации она принадлежит, в то время как в её подвале висит меч Клинков. Хммм, откуда она его взяла.

Не имея выбора, пришлось дослушивать её рассказы про воскрешение драконов и идти убивать уже второго, чтобы стать дважды героем Скайрима, так как только драконорожденный может поглощать души драконов и это убивает их окончательно. То есть Иниго и Мьол могут завалить дракона и я им даже не буду нужен, если у них хорошая экипировка, а у драконорожденного задача это сосать. Души.

Оказалось это не тот, я зря в него кастовал, а другой воскрес чуть позже. И уведомление о резисте к сосулькам, заспойлерило мне имя "Алдуин".<br />
Оказалось это не тот, я зря в него кастовал, а другой воскрес чуть позже. И уведомление о резисте к сосулькам, заспойлерило мне имя "Алдуин".

И вот в этом квесте мне пришлось применить древние знания старцев Скайрима. Потому что после убийства дракона, следующим этапом было поговорить с Дельфиной, чтобы она сказала что делать дальше, но у неё было только два вопроса, которые квест не завершили. Я полез в Google, чтобы узнать это я что-то не понимаю или это игра такая и нашёл пост на Reddit, которому 12 лет, и там было написано, что нужно прописать консольную команду, чтобы завершить квест.

Консольную команду прописал, квест завершился, я задался вопросом "А что дальше?", пошёл искать в Google какой квест должен быть следующим, нашёл консольную команду для старта следующего квеста и приключение продолжилось. Как же прекрасно что проблемы которым 12 лет всё ещё присутствуют в игре.

Следующим заданием этого приключения было пробраться на вечеринку Талморров, в их посольстве, чтобы разузнать не они ли начали воскрешать драконов. Потому что я не видел как дракон Алдуин воскресил другого дракона, в предыдущем квесте. Сначала нужно было встретиться с агентом Дельфины, Малборном, который бы каким-то образом, куда-то засунул мои посохи и робы, и протащил на территорию посольства. Я подумал что не буду его напрягать, потому что я же маг, я могу показывать фокусы без всяких лишних приспособлений.

На самой вечеринке распросил гостей их мнение о Талморе, понял что ненавижу большинство из них и что эта вечеринка отстой, нашёл нож для сыра, и случайно взбесил норда-торговца, неудачно бросив тарелку. Почему-то ему кинжал пронести разрешили, видимо какие-то привелегии нордов, да и то что он бегал и орал что как-то убил кота похожего на меня, никого не волновало.

К сожалению неадекватный Эрикур не засчитывался за переполох и шанс отвлечь внимание, поэтому пришлось дать выпить весёлому парню Разелану, который тут же пустился рассказывать всем кто с кем спал.

Проникнув на кухню, в первую очередь я съел их запасы и самый большой круг сыра который я когда-либо видел.

Объедаем богатых.

Дальнейший квест по поиску информации о драконах наверняка возможно пройти по стэлсу, но у меня как-то сразу не задалось. В жизни бывают такие момент когда заходишь не в ту дверь, а там сразу стоят два стражника. Пришлось навести шума и забыть про стэлс. Тем более Мьол каким-то образом смогла пробраться в посольство, чтобы я не мог отдохнуть от её рассказов про мать. Иниго почему-то не смог.

Как ты сюда пробралась?<br />
Как ты сюда пробралась?

Я снял с убитых стражников их эльфийскую броню и экипировал, но это не сработало как маскировка. В тот момент я был разочарован, но уже после прохождения игры я узнал что всё логично - каджит в эльфийский броне, всё равно каджит. На других расах маскировка работает и это большой плюс продуманности игры.

С Мьол стало проще не отлетать от стражей, она хорошо танкует урон и вместе мы перебили всех на пути к отчёту о драконах, в котором было сказано что талморцы и сами не знают почему драконы воскрешаются. Они даже не видели как Алдуин это делает и вместо этого пытали какого-то мужика в своём dungeon, пытаясь выведать что он знает о драконах. После его спасения, прибегают ещё стражники и угрожают тем что взяли Малборна в заложники. Я попытался спасти бедолагу, но по причине которую проще всего описать двумя словам "VR управление" я случайно попал в него сосулькой. Это было смертельно и мне навесили штраф в 60 монет в Хаафингаре.

Кто видел это убийство? Кто доложил в Хаафингар? Почему штраф за убийство только 60 монет? Одна шкура волка стоит 20 монет. Значит жизнь в Скайриме равноценна трём шкурам? Или только жизнь Малборна?

Выбравшись с территории посольства через пещеру, в которой пришлось ещё убить довольно жирного, но тупого, даже по меркам остальных жителей Скайрима, ледяного тролля, чтобы он не завалил спасенного мужика, я вернулся к Дельфине в таверну доложить что талморчане сами ничего не знают о ситуации с драконами. Но какой-то старик Эсберн из Рифтена знает, а значит время отправляться туда, чтобы распросить его про Алдуина.

Квест ведёт к моему старому знакомому, по прошлым попыткам пройти Skyrim, Бриньольфу, который знает где скрывается дед, но за информацию хочет чтобы я выполнил стартовый квест Гильдии Воров. Мне не хотелось опять с ними связываться и я решил проверить, можно ли найти другой способ пройти этот квест. И как оказалось, действительно можно - аргонианская дева из соседнего трактира, рассказывает что если кто хочет скрыться в Рифтене, они делают это в местных "крысинах норах" и в подпольной таверне могут знать про Эсберна. Спускаемся туда, говорим с владельцем заведения и он рассказывает что старик заперся в одной из комнат нор, давно не выходит на свет и вообще стал стереотипом на любителей теорий заговоров. С мыслями о том, что наверное Эсберн уже помер давно от голода, добрался до его аппартаментов и первый раз в игре, у меня сработало убеждение, из-за чего пароль Дельфины даже не пригодился. Зачем вообще нужен вариант с убеждением в этом моменте? Если выбрать строчку с кодовой фразой, будет такой же результат.

К сожалению Эсберна узнают даже в маскировке.
К сожалению Эсберна узнают даже в маскировке.

Старик рассказывает мне то, до чего я уже и сам прекрасно догадался и просит сопроводить его до Дельфины в Риверуде, защищая от талморцев. Позже я понял что он не может умереть, он квестовый персонаж, поэтому в этом квесте нет никакого риска.

Вернувшись в Ривервуд уже в пятый раз, я понял что устал наблюдать на дороге труп культиста , которого я убил ещё во время второго визита в Ривервуд. Так как местным плевать, что жмур смердит как канализационная крыса на весь Ривервуд, пришлось мне самому отправить труп в плаванье по реке. С одной стороны прикольно что изменения в мире остаются, но с другой стороны это просто абсурд что чей-то труп неделями валяется на главной улице.

В подполье Ривервудской таверны, Эсберн рассказывает что найти больше информации о Алдуине можно в древнем храме "Небесной гавани", который был построен акавирскими Драконьими стражами. Не желая тащиться с Дельфиной и дедом так далеко, я выбрал вариант добираться до храма отдельно от них и отправился в путь.

На подходе к храму меня ждала необычная картина - местные дикие люди были чем-то сильно взбудоражены и стреляли в небо стрелами, и сосульками. Таинство этого обряда было разрушено, когда раздался рёв дракона и я увидел его ледяное дыхание. Но не самого дракона.

Единственным индикатором существования дракона, были его атаки и торчащие из него снаряды, что сделало битву с ним сложнее чем все предыдущие. Так ещё и дикие люди решили что дракон не такая большая проблема как женщина с двумя котами, и переключили внимание на нас. В этой битве мой каджит пал.

Видишь дракона? Нет? А он есть.<br />
Видишь дракона? Нет? А он есть.

Но у этой смерти был плюс - загрузка последнего сохранения сделала ящера видимым. После победы над драконом, который эпично свалился оставив за собой борозду и убийства не только всех диких мужчин, но и женщин, и даже их ледяного голема, я всосал душу дракона и направился в пещеру где меня ждали Дельфина и Эсберн. Которые конечно смогли обойти битву с драконом и дошли до храма без всяких приключений.

Я понял что ошибся, когда дошёл до бедняг и увидел в Эсберне несколько топоров. По видимости так как они воткнулись ручками, это было несмертельно и старику было вообще наплевать. Вытащить их не удалось и было решено что тут поможет только хирургическое вмешательство.

Решив простеньку "загадку" про поворот знаков, я дошёл до "загадки" более заковыристой и опасной. Сначала я не понял в чём подвох влетев в комнату на полной скорости, но игра сразу объяснила мне цену ошибки, когда я случайно встал не на тот знак и игра вылетела. После перезагрузки я аккуратно прошёл по знакам и порадовался что мои сопартийцы не могут случайно активировать плиты так же как они активируют ловушки в пещерах.

Вообще называть это всё загадками даже и не хочется. Тест на проверку IQ в фильме "Идиокартия" был сложнее.

Финальным испытанием было пустить себе кровь на алтарь, чтобы открыть голову-дверь и попасть в команту с той самой стеной Алдуина. Стена рассказывала о битве с Алдуином в прошлом и что тогда люди использовали особый крик, чтобы победить дракона. Так как единственные известные специалисты по кричалкам, это серобородые деды живущие на горе, возвращаюсь к ним.

Первое что я вижу в храме, это призрак моего каджита. Что это за аномалия, откуда он там взялся, я так и не понял. Может душа давно покинула тело и осталась жить на горе?

В разговоре со стариками, я понял что им на горе плевать на то что внизу драконы разносят города и деревни, и вообще они убежденные фаталисты, которые считают что на всё воля судьбы и ничего не изменить, поэтому учить меня секретному слову против драконов, они не будут, да и не знают они его. Разузнав что у них за главного некий Партурнакс, который возможно что-то знает про слово, они послали меня на вершину горы, научив крику который разгоняет неприятные погодные условия. И вновь начался путь вверх по горе, но в этот раз мне ещё приходилось несколько раз ждать пока мой каджит прочистит горло после предыдущего крика, чтобы можно было крикнуть ещё раз и идти дальше. Но хотя бы было красиво.

Когда идешь через   горный перевал Карадрас.
Когда идешь через  горный перевал Карадрас.

На вершине горы ждал действительно неожиданный поворот с тем, что Партурнакс это дракон. Стало понятно что фатализмом серобородые заразились от дракона, который начал философские тирады о том что возможно мир должен быть уничтожен, ради создания нового. На вопрос дракона, почему я хочу спасти этот мир, я ответил "Потому что я один из тех идиотов, которые живут в нем", и после этого он всё же решил рассказать, что на самом деле древние норды, не победили Алдуина. Они решили отложить проблему на завтра, переложить всё на будущие поколения и отправили Алдуина в будущее с помощью древнего свитка. В этом есть какой-то комментарий на тему проблем с экологией.

Партурнакс считает что единственный способ выучить секретное слово против драконов, это использовать свиток чтобы отправиться в прошлое и узнать всё от самих создателей слова.

И вот тут у меня вопрос к сюжету игры - а нужна ли была большая часть того, что происходило до этого момента? Ярл Вайтрана отправил меня к старцам из-за появления дракона, но всё что я у них узнал на тот момент, это новые слова на языке драконов и ничего про проблему которая нависла над Скайримом. Если бы они меня, как драконорожденного сразу бы отправили поговорить с Партурнаксом, он бы мне рассказал про возвращение Алдуина и историю прошлой битвы с ним. Мне бы не пришлось пробираться в посольство, мне не надо было бы спасать Эсберна, не надо было бы постоянно возвращаться в Ривервуд и выслушивать брифинги Дельфины, и не нужна была бы стена в храме, а бедняга Малборн бы не умер от случайной сосули. Если бы на стене храма упоминался древний свиток, история была бы гораздо лучше, потому что её портит существование Партурнакса, который всё это время сидел на горе и всё знал. Все собранные до этого детали паззла ничего не стоят.

Возвращаюсь в храм Небесной Гавани, бужу Эсберна спящего после операции по удалению топоров из тела.

Когда голодный кот будит хозяина утром.

Тот рассказывает что возможно в местном Хогвартсе, Винтерхолде, что-то знают о древних свитках. Не знаю чтобы я делал без такой великолепной подсказки. Наверное искал бы магические свитки в воинской гильдии. Отправляюсь к другим своим старым знакомым в коллегию магов Винтерхолда. Там в библиотеке мне выдают две книжки про древние свитки, но одна из книг написана каким-то сумасшедшим Септимом Сегонием.

Жаль я не умею читать.<br />
Жаль я не умею читать.

Живет он недалеко от Вайтрана, поэтому мчимся к нему, срезая путь с помощью дайвинга в ледяную воду.

Коты и так воду не любят

Септим каким-то образом живет в льдине рядом с двемерским артефактом и совсем не дружит с головой, после того как заглянул в один из древних свитков. Но даже в таком состоянии он смог обьяснить про свитки и их силу, и что он знает про местонохождение одного из них. Разумеется это именно тот что нам и нужен. Как удачно.

Путь лежал в развалины Альфтанд, которые густо населены мародерами, фалмерами, насекомыми, двемерскими машинами для убийств и даже одним гигантом. Тут я первый раз почувствовал хоть какую-то сложность от игры, потому что любое попадение двемерского шара по мне и любая ловушка, моментально меня убивали. Даже смена экипировки на более тяжелую, сильно не помогла и мне приходилось надеяться на то что бессмертные Мьолл и Иниго будут принимать дамаг на себя, пока я всех лечу заклинаниями. Только центурионы оказались каким-то жалкими, потому что при спаме в них электрическим разрядом, они даже не могли выйти из своих "стоянок". Прыгающие на лицо двемерские пауки гораздо больше действовали на нервы, но не из-за проблем с их уничтожением, а из-за формулы "фактор неожиданности + vr".

После всех тунелей двемерских руин было приятно выйти в открытую локацию под названием "Чёрный предел".

Возможно в этом месте много интересных секреток, но меня они не интересовали, мой путь прямиком лежал к башне Мзарка. Там меня ждал очередной "не паззл", с механизмом у которого были очень приятные анимации, после решения которого я наконец нашёл то в честь чего и названа вся серия игр.

Да это же тот самый The Elder Scroll !<br />
Да это же тот самый The Elder Scroll !

Конечно же, сразу после того как я его заполучил, я решил проверить что будет если его прочесть.

Игра не закончилась, мой персонаж не сошёл с ума от просмотра каких-то схем звёздного неба и не ослеп. Наверное тут ситуация схожая со сваркой и надо смотреть долго, чтобы получить какой-то негативный эффект. Хотя возможно мой каджит и так уже сошёл с ума от рассказов Мьол, и древний свиток не может с ней тягаться.

Выбираюсь на свежий воздух и сразу же отправляюсь обратно к Партурнаксу, который объясняет что свиток нужно прочесть в том месте, где произошёл разлом времени. Опять смотрю на схемы в свитке, но в этот раз начинаю видеть события через прекрасный красный фильтр и понимаю что вот теперь пришло время ослепнуть. Передо мной разыгралась великая битва трех человек и дракона с двумя анимациями атаки. Это было поистинне грандиозно, просто невероятно, совсем не издевалось над моими глазами, а то что убитый дракон умер с типичным для игры рагдоллом, было просто вишенкой на торте.

Услышав от троицы то самое слово силы, с помощью которого люди прошлого посадили Алдуина на землю, возвращаюсь в своём время и вижу злобного ящера в небе, на котором сразу же проверяю крик.

Всё проходит как по маслу, Алдуин ослаблен, Партурнакс и окружающие камни помогают в битве. И вот казалось бы Алдуин повержен, но выясняется что он сын бога Акатоша и просто так его в этом мире победить нельзя, после чего он улетает и уже никакие слова против драконов его остановить не могут. Партурнакс говорит что не знает куда отправился Алдуин, но возможно кто-то из его последователей это знает и нам нужно поймать дракона для допроса. Какими методами я должен пытать дракона, чтобы он мне выдал расположение Алдуина, Партрунакс не сообщил, но рассказал о ловушке для драконов в Вайтране. Туда и отправляемся.

Представить не могу, как было бы тяжко играть в эту игру без быстрого перемещения. Залезь на гору, слезь с горы, залезь на гору, слезь с горы.

Прихожу к ярлу и говорю что хочу использовать его ловушку для дракона на заднем дворе его дома. Убеждение у меня опять не срабатывает, но я всё равно его уговариваю на сделку, что если я помогу заключить временное перемирие между Тулием и Ульфриком, то ярл позволит использовать ловушку. Зачем тут опять этот вариант убеждения персонажа, если тот же самый результат достигается трёмя строчкам обычного диалога?

Иниго, перестань загораживать диалоги...

В первую очередь отправляюсь в Виндхельм, обсудить возможность переговоров с Ульфриком. По прибытии в Виндхельм, отвешиваю лещей местному быдлу и направлюсь в штаб Братьев Бури. Наудивление Ульфрик согласился очень быстро, как только услышал про Алдуина и пообещал что явится на переговоры.

Осталось договориться с Тулием, штаб которого находился в Солитьюде. И как я выяснил это владения Хаафингар.

Когда за случайное убийство Малборна, на меня навесили награду, я не знал что такое Хаафингар. Мне казалось что это где-то, куда я никогда может и не попаду больше, а если и попаду, то уж 60 монет страже заплачу. И вот прибываю я в Солитьюд, ко мне подбегает стражник с претензией, но даёт только два варианта ответа. Варианта заплатить штраф просто не было! Я плюнул на такой выбор без выбора, крикнул что все стражники бастарды и ломанулся к Тулию в штаб, в надежде что я просто поговорю с ним и потом убегу из города. Но как оказалось, если стража тобой недовольна, то все тобой недовольны.

У меня не было шансов против бессмертных

Хорошо что прибежал второй стражник и предложил мне второй шанс. В этот раз я согласился отсидеть срок в тюрьме. Это был неплохой перекур от суматохи. Сидел, ел хлеб, строил "снеговиков" из всякого мусора в камере. Только какая-то сумасшдешая с одной и той же фразой, действовала на нервы. Наверное родственница Мьол.

Отсидев свой срок и выйдя на свободу, я увидел что Алдуин так и не уничтожил мир, а значит нужно всё же уговорить Тулия лезть на гору, участвовавть в переговорах о перемирии. Благодаря тому что Ульфрик уже согласился, Тулий долго ломаться не стал.

Я накрыл себе на стол перед тем как приступить к переговорам. Остальным только пустые кружки.<br />
Я накрыл себе на стол перед тем как приступить к переговорам. Остальным только пустые кружки.

Переговоры довольно интересная часть игры, если бы не странный момент с тем, что главы двух враждующих фракций, зачем-то давали мне решать кому отдать какой город. Я во всех вариантах выбирал сторону Ульфрика, как минимум потому что его стража меня в вонючей темнице не запирала, да и в самом начале имперцы пытались меня казнить. Влияет ли мой выбор на что-то в основном сюжете или сюжете войны, мне неизвестно. Да и даже оставив Тулия ни с чем, он всё равно согласился на временное перемирие.

После переговоров ко мне подошла Дельфина и сообщила что знает про Партрунакса, и потребовала от меня его убить. Я совершенно не понял её претензий к дракону, который помог мне в этом приключении больше, чем эта торговка кувшинам с водой из бадьи, которая только гоняла меня по бесполезным заданиям.

Она мне никогда не нравилась.

Все разошлись и я направился в Вайтран. Выйдя из храма я обратил внимание на то что Тулий спускается с горы практически один. Какая была бы жалость, если бы с ним что-нибудь случилось и никто не смог бы придти к нему на помощь.

Но такие приколы в этой игре не работают.

Спустившись в Вайтран, я даже представить не мог, какая вакханалия будет там твориться. Первым знаком было то, что придя на место ловушки и крикнув имя дракона, ничего не изменилось. Я подумал что возможно, нужно чтобы пришёл ярл и дал разрешение, но он всё ещё спускался с горы, поэтому я пошёл, нашёл его кровать и поспал там 24 часа. Проснувшись и увидев что Алдуин опять не уничтожил мир, я поговорил с ярлом и охота на дракона началась.

С 4 бессмертными и моим криком драконоборца, одолеть Одавинга не составило никакого труда. В разговоре с ним узнаем что некоторые драконы сомневаются в том что им нужно служить Алдуину, и что сам Алдуин набирается сил в Совнгарде, поглащая души мертвых людей. Одавинг готов помочь драконорожденному попасть в мир мёртвых, если тот освободит его. Я соглашаюсь, поднимаюсь к стражнику и отдаю команду освободить дракона. Совнгард ждёт!

И все присутствующие начинают атаковать Одавинга из-за чего у меня пропала возможность поговорить с ним. Совнгард подождёт ещё немного - перезагружаю сохранение, снова призываю дракона, снова заманиваю в ловушку. Всё вроде нормально, я начинаю диалог с драконом и тут Мьол, и ярл решают сразиться. Возможно у ярла не такое ангельское терпение как у меня и его уже достало что Мьол не может пару минут помолчать, и постоянно всех перебивает.

Я окружен идиотами...

Я пытался это проигнорировать. Завершил диалог с драконом и отпустил его, но начался просто массовый замес всех против всех и я опять не смог продолжить квест. Перезапустил игру ещё раз.

На третий раз все успокоились и никто уже не атаковал дракона. Диалог с ним стартовал, но там не появились варианты ответа чтобы продолжить. Перезапустил в третий раз. В этот раз варианты появились и дракон сказал мне что полёт будет таким великолепным, что я буду завидовать драконам всю свою жизнь.

Полёт был где-то секунд пять. Потом чёрный экран и вот я уже на пороге Совнгарда. Этот полёт был больше похож на разочарование на всю жизнь. А вторым разочарованием оказалось то что я прилетел один и моим Мьол и Иниго не было места на драконе. С одной стороны можно было отдохнуть от Мьол, а с другой стороны, это локация где разработчики решили впихнуть 3 или 4 дракона. Честно говоря, я так и не понял сколько их было, потому что я слабо их различаю, а некоторые вообще бывают невидимыми.

Пробиваться к цели было настоящим испытанием. Я одолел одного дракона, в основном благодрая щиту с сопротивлением к огню, но прилетел ещё один и надышал на меня в спину ледяным дыханием. Всё это было просто невесело. От камня к камню, от укрытия, к укрытию, я медленно пробивался ко входу в храм, где мне ещё пришлось перебить пару десятков драугов, среди которых меня особенно раздражали лучники. Если ставить щит, чтобы блокировать выстрелы, то скорость передвижения снижалась до минимальной и я не мог заряжать заклинания. Видимо блокирование щитом использует всю концентрацию каджита.

Опять пришлось решать высокоинтеллектуальные загадки "сопоставь символы", опять открывать дверь с когтем дракона. Выбравшись из храма на меня напал брат невидимого дракона и слава разработчикам, что в игре хотя бы хорошая система автосохранений, и мне не пришлось зачищать храм ещё раз. Пробежав мимо всех опасностей, активирую посох и сразу же прыгаю в открывшийся портал, чтобы он унёс меня куда угодно, главное подальше от драконов.

Совнгард красив. Путь к нему через туман, когда души погибших войнов утаскивает Алдуин, сделан прекрасно. Музыка задает атмосферу. За всё прохождение игры, это наверное самый запоминающийся момент.

Перед мостом в зал где пируют мёртвые войны стоит фейсконтроль в виде гиганта Тсуна. Он не пускает кого попало и даже слова про то что я драконорожденный, его не убедили. Возможно ему трудно было в это поверить, из-за того что перед ним стоял каджит. Одолев Тсуна, я наконец смог попасть в зал Совнгарда.

Мужик бьющий в барабан задает атмосферу

Войнов которые там находятся, не очень волнует что происходит снаружи. Кроме тех трёх, что когда-то уже сражались с Алдуином, но не смогли его одолеть и как трусы отправили его в будущее. Хотелось спросить кто их вообще пустил в Совнагард. Теперь уже у них появился шанс одолеть ящера раз и навсегда. И тут я ожидал, что три героя созовут всех других войнов и мы целой армией, отправимся сражаться Алдуином, в эпичной финальной битве, которая решит судьбу всего мира.

Но нет, ничего такого не было. Мы просто вышли из клуба для духов, посоревновались с Алдуином кто кого перекречит и забили его, как и всех остальных драконов до этого. Единственная разница что во время этой "битвы" с неба падали метеоры. И по какой-то причине, только я использовал крик "драконоборца", пока троица, которая видимо пропила память за эти годы, стояли и спамили фусроду в никуда. А Тсун просто стоял и смотрел на это всё.

И вот Алдуин повержен, он начинает умирать, а мой каджит уже готовится сосать душу чтобы избавить мир от напасти. Но дракон просто взрывается, ошметки его разбрасывает по округе, а душа видимо улетает к Акатошу.

Каким древним свитком Bethesda отправила этого дракона в 2011 год из 2001?

Вернувшись из Совенгарда, смотрю на дракона из какой-то игры с PS2, слушаю сожаления Патрунакса что всё так вышло и что он соберёт драконов и уведёт их с собой. Помахав ему на прощание, остаюсь стоять на горе и думать о том что всё это того не стоило.

Зачем нужен был для победы драконорожденный? Что изменилось от его присуствия? В самом начале этой истории, мне рассказали что только довакин может окончательно убивать драконов, поглащая их души. Душу Алдуина нельзя поглотить, потому что это душа полубога. Тогда в чём был смысл битвы с ним? Отсрочить конец света? Так почему нельзя было ещё раз использовать древний свиток и отправить дракона дальше в будущее? А там отправить его ещё раз в будущее. Это ведь всё равно тот же самый результат. Игра заканчивается максимально неудовлетворительно.

Вся суть игры в том, что ты легендарный Довакин, единственный кто может остановить драконов и самого Алдуина. Читая такую завязку сюжета, ты ожидаешь настоящий эпик, легендарную историю с невероятными битвами. Но нет, драконорожденный нужен чтобы он сбегал туда, потом сбегал сюда, потом сбегал поговорил с тем, потом сбегал поговорил с этим. И на драконов большинству людей вообще плевать, нет ощущения того что Скайрим находится в опасности. За всю сюжетную линию происходит только 3 столкновения с драконами, которые сделаны посредственно, в которых драконы действуют одинаково и атакуют одинаково. Даже над Алдуином стараться не стали и не попытались как-то выделить битву с ним на фоне остальных. Сразился с одним драконом, считай что видел сражения со всеми.

И даже если история прямолинейная и простая, даже если выбора никакого там нет, всё это ещё можно подать хорошо. Оставим что Алдуин злой, потому что злой или потому что он заложник судьбы, это не проблема. Но все остальные персонажи этой истории, просто роботы для передачи информации друг другу, у которых показатели личности стремятся к нулю. Я никого из них не запомню, потому что я практически их и не знаю за столько часов. Если вспомнить другую RPG от первого лица - Kingdom Come Deliverance, то там много запоминающихся персонажей в основном сюжете, вроде Птачека, Гануша, Радцига, Терезы, имена которых я даже сейчас помню, спустя столько лет. У них были личности, у них были какие-то чувства и душа в диалогах. Диалоги в Skyrim это диалоги состоящие из списка вопросов, где иногда их 1 или 2, после выбора которого начинается передача информации и ещё может пара "выборов" из одной строчки, для уточнения информации. Из-за этого и мой персонаж ничего из себя не представлял, потому что в диалогах просто нет способов хоть что-то выражать. Только делать запросы информации или передавать информацию. И это сильно влияет на то, какие в игре пресные диалоги и весь сюжет. Сплошное разочарование.

Поэтому теперь я не удивлен, что большинство игравших в VR версию, даже не касались основного сюжета.<br />
Поэтому теперь я не удивлен, что большинство игравших в VR версию, даже не касались основного сюжета.

Впечатления от VR версии.

Из капусты плохой шар для боулинга

Тут надо начать с того, что всё что вы видели в посте до этого, это игра с модами от фанатов, которые за Bethesda доделали VR версию игры. Сейчас я продемонстрирую как будет выглядеть игра, если я отключу эти моды.

Без модов довакин имеет ещё меньше влияния на окружающий мир чем обычно.

Это просто отвратительно. У игрока нет тела, руки летают словно это Half-Life: Alyx, взаимодействие с окружением сильно порезано или кривое, а руки проходят сквозь NPC. Отбросим то что игра выглядит хуже оригинала, это я ещё могу понять как метод оптимизации игры для VR, но то что Bethesda не могли сделать тот же уровень интерактивности, что смогли сделать модеры, это позор. VR версия просто наспех сделанный развод на деньги и я никому не рекомендую покупать это за полную цену. Разработчики просто не заслуживают этого.

Взяв игру по большой скидке, вам обязательно надо поставить три мода:

  • VRIK Player Avatar - делает тело игрока видимым и соединяет руки с туловищем. Плюс к этому появляются иммерсивные способы убирать и доставать оружие.
  • HIGGS - значительно улучшает возможности взаимодействия с миром. Вы сможете поднимать предметы, бросать предметы, у них будет коллизия с вашими руками и телом.
  • PLANCK - этот мод нужен чтобы NPC реагировали на ваши удары и прикосновения.

Эти три мода, это минимум для Skyrim VR. Дальше разумеется нужны типичные для игры фанатские патчи, нужно убирать весь блюр, нужно увеличивать прорисовку объектов и ставить нормальный интерфейс.

Но даже после все эти моды, не решат проблемы того что иногда персонаж идет куда-то не туда куда отклоняешь стик, экипированное оружие будет просто приклеено к вашей руке, а боевая система, которая и в обычном Скайриме не шибко впечатляющая, превращается совсем в цирк, когда можно нарезать врагов просто быстро махая двуручником у которого практически нет веса. Магия ощущается получше ближнего боя, но нужно принять тот факт, что целиться надо не ладонью, а так словно у вас в руке пистолет. Это очень неинтуитивно и идёт в разрез с анимацией которая происходит на экране, так плюс ко всему прицел находится в состоянии постоянной десятибальной тряски. И если на небольшом расстоянии это не проблема, то чем дальше, тем менее точнее становится прицеливание. Именно так я и убил случайно Малборо.

А что же насчёт стрельбы с лука?

Если наловчиться то можно конечно стрелять точнее

Я не знаю почему они решили сделать так, что для стрельбы не нужно вытаскивать стрелу из колчана. Стрелы просто появляются в руке, поэтому и происходит то, что происходит на видео. Если бы я начал играть в игру с нуля, я бы скорее всего играл именно с луком, просто потому что у меня складывается впечатление, что с хорошим луком можно выкашивать драконов за секунды непрерывной стрельбы.

Ещё одна раздражающая проблема VR версии, это то что диалоговые окна и все меню, это объекты в мире игре. Поэтому если они вылетают в неудачном месте, то что-то может их перекрывать. Особо часто эта проблема возникает у сундуков рядом со стенами.

7 фраз на 30 часов...<br />
7 фраз на 30 часов...

Возможно я бы так же записал в обязательные моды возможность заткнуть напарников. Я не понимаю какой гений из Bethesda решил, что это хорошая идея когда напарники не затыкаются 24/7. В VR версии мало того что это капает на нервы, так ещё из-за того как устроен там звук, порой просто было не слышно что говорит в диалоге персонаж стоящий чуть дальше, чем Мьол с её рассказами про мать. Какая сложность была для разработчиков, сделать так чтобы во время диалогов, напарники молчали?

Да и может вообще лучше играть в Skyrim без напарников, потому что они значительно облегчают бои и порой даже не успеваешь прокастовать заклинание, они застревают в дверях, мешают пройти и часто просто теряются.

Где-то там на горизонте Мьол бежит.
Где-то там на горизонте Мьол бежит.

Важный пункт на тему VR это стресс для глаз. Я пытался ставить моды на уменьшение мерцания, скручивал блюр, убрал следы крови на глазах персонажа, но всё равно, из всех VR игр, в которые я когда-либо играл, Skyrim VR больше всех напрягал мои глаза. Я так и не понял в чём проблема, но 3-4 часа игры и каждый раз выходя из игры, мне хотелось просто полежать с закрытыми глазами. Сцена просмотра прошлого через древний свиток, с отвратительным красным фильтром и схемами свитка на переднем плане, это вообще преступление со стороны Bethesda.

Отдельно ещё напишу про физическую активности при игре. Возможно если махать мечом за воина, то будешь что-то чувствовать , но я играл за мага и никакого пота не было, но при этом всё равно устаешь. В своей писанине о истории, я вырезал все те моменты, где мне просто приходилось идти до какой-то точки. Расстояние в обычной версии Скайрима и расстояние в VR версии, имеют абсолютно разные ощущения. Один только подъем на гору к старцам вызывает постоянные мысли "да когда уже это закончится". Игры с таким большим открытым миром, не очень хорошо подходят для VR. Я не представляю кем надо быть чтобы пройти игру в режиме выживания, без быстрого перемещения.

Закрывая тему, скажу что хоть игра и выглядит не очень хорошо на скриншотах и у неё много косяков, погружение в мир Скайрима с помощью VR шлема, это всё равно интересный опыт, который сильно отличается от обычной игры. Если вы фанат игры и у вас есть возможность взять шлем в аренду или поиграть у друга, я рекомендую попробовать. Но по скидке и с модами.

В итоге.

Первый раз прошёл основной сюжет Skyrim. В VR.

Я наиграл в Skyrim VR 30 часов и первое о чём я бы хотел написать в заключении этого текста о TES: Skyrim, это что я немного в шоке с того, сколько багов всё ещё в игре. Конечно в этой игре я не умирал на ровном месте наступив на мешок мусора и ни разу не провалился под землю, но квесты не хотели завершаться, строчки диалогов появляться, ИИ творит какую-то дичь когда вздумается, а драконы вообще порой невидимые. Последнее я даже проверил, что может это какой-то мой мод виноват в этом, но нашёл тему на reddit, которой 6 лет и там человек жаловался на невидимых драконов даже без модов. Чем столько лет занималась Bethesda? Что в этих перевыпусках Скайрима исправляет старые проблемы? Похоже что ничего.

Первый раз прошёл основной сюжет Skyrim. В VR.

Но даже с учётом всех проблем, жалею ли я о потраченном времени? Нет, были веселые моменты, были интересные моменты, вот только все они никак не связаны с основным сюжетом этой игры, который обещает что-то невероятное, а на деле оказывается скучной тягомотиной о буднях гонца, где часть истории даже не нужна и где персонажи забываются в тот же миг, как выходишь из игры. Даже прикольные возможности VR, никак не могут уравновесить унылую историю, нулевую постановку, странную актерскую игру, отсутсвие вариативности и скучный геймплей, и я рад что сделал то что давно хотел, и смогу наконец удалить The Elder Scrolls: Skyrim со своего ПК и никогда больше к нему не возвращаться.

Хотя кто его знает, может когда-нибудь вернусь. И если вы увидели мертвого бармена, то это опять Мьол виновата.
2525
22
22
13 комментариев

Очень круто, чувак.
А по поводу вопроса чем деды питаются, там короче у них есть последователи которые им хавчик таскают с ближайшего посёлка. Даже квест есть где им надо посылку доставить. Вот так вот

8
Ответить

Про VR-версию вообще базу выдал, такая халтура на самом деле. Я в свое время купился на этот развод, помню, сначала пытался купиться на восторженные вопли о Resident Evil 7 VR, но сходил в VR-клуб и посмотрел глазками на то, какое убожество предлагает PS VR, и насколько круче PC VR, а потом на волне хайпа попытался уже со своим WMR вкатиться в Skyrim, и вообще так-то как одна из первых купленных мною игр VR даже не совсем плохо было, но очень скоро стало ясно, насколько эта халтура проигрывает даже обычным инди-поделкам. Где-то наверное с годик назад пробовал уже с Oculus (но через тот же Steam VR) перевкатиться, и вот тут стало видно, что Skyrim в VR - это прям уже никуда не годится. Может тоже в сторону модов глянуть, потому как в общем-то идея многообещающая, ей просто нужно нормальное исполнение, а не то что говноделы из беседки у себя там на коленках смастерили.

2
Ответить

Проходил на ps vr. Можно было стрелять из лука со скорострельностью пулемёта. А ещё можно было мечом болтать в противнике и ему засчитывался урон.
Посадил бабушку, она испугалась и устроила поножовщину в таверне Вайтрана. :D

Ответить

А в фоллыч не играл?

Ответить

Интересно. Спасибо!

У меня, за всё время существования Скайрима, возникало только 3-5 багов, из которых самые распространённые - это квадраты в консоли и проблема с дверью Эсберна.

Ответить

У меня, за всё время существования Скайрима, возникало только 3-5 багов

А квесты что, прям вот хорошо работали? Я в обычной версии, на ПК, не знаю даже сколько раз, гарантированно несколько десятков, триггеры через консоль реактивировал, постоянно то NPC не дойдет до нужного места, то еще какая дичь произойдет, что квест залочится

Ответить

Печально. Наверное стоит с фаллаута начать
Чем столько лет занималась Bethesdaа они занимаются фиксами VR-версии?

Ответить