Осторожно! Такие игры могут вызвать игровую импотенцию. Прошел Clair Obscur: Expedition 33.
С самого начала игры (ну ладно, минут через 30) уже присоединился к сонму многих голосов по поводу свершения ��ворческого, художественного и музыкального чуда от Sandfall Interactive. А сомнительная изначально для меня боевка... я даже после 2-х концовок вернулся в сейвы добить выживших.
Для меня Clair Obscur: Expedition 33 это удивительный пример, когда максимально совпало все в игре, что я люблю или теперь полюбил.
Сюжет с поворотами и концовками, одна из которых даже смогла вызвать скупую, но удержанную мужскую слезу. Терзания героев пусть и гипертрофированные, вполне могли бы существовать и в жизни - в них веришь. Также понравилось, что при исследовании мира помимо лута периодически добавляются какие-то кусочки или штрихи контента. А больше всего меня порадовала созданная вселенная (за "рамками" основного сюжета), даже если похожие концепты уже использовались - это никак не вредит игре, а если разработчики целили на то, что она может выстрелить... Ну что ж - у них богатая основа и целые миры для любого продолжения в любом сеттинге, но желательно с близким геймплеем.
Геймлей. В первую очередь бой: совместить странные и неприемлемые для меня пошаговые бои (пару игр пробовал - так и не закончил) со зрелищными QTE, уворотами и парированием - да они гении! Получилось сродни Lies of P - взять все хорошее, отбросить плохое и улучшить, как хотелось бы им. А им хотелось, на сколько я понял, среди разработчиков любители JRPG со стажем, но в данном случае у них была возможность не ныть, что и как плохо в играх, а сделать свою и по своему - уважаемо. p.s. Жаль чел слился и коммент не доступен, но при первом упоминании игры он писал мне, что боевка быстро надоест, сомнения были..., но я уже в энд-гейм (с сейва перед концовкой) практически только ради нее полез, хотя еще и сюжетные мелочи то тут, то там вылезают.
Развитие навыков Эскье открывает новые возможности и локации, бэктрекинг в старые периодически награждает новым контентом, а возможно и кусочками локаций, боссов. Последние - что основные, что опционные - на любой вкус и цвет, а разнообразных противников и их комбинаций - более чем достаточно. Интересно изучать и строить билды героев - из Маэль не стал делать убер-солдата, подогнал все навыки группе так, чтобы опционные боссы все-таки оказывали сопротивление.
p.s. Интересно, я один такой уникум, что только к середине игры разобрался, как полноценно пользоваться люминой? :))). Не, я к концу первого акта начал подозревать, что что-то не так, во втором уже полез читать сторонние мануалы (как оказалось, все равно не до конца понял) и только к примерно середине второго акта методом тыка осознал на сколько себе усложнял прохождение :((.
Музыкальное оформление - БРАВО! Недавно восторгался звучанием South of Midnight, как "лирика" меня радует такое отношение к музыке в играх, и что ему некоторые разработчики уделяют особое внимание.
Дизайн локаций и внешний вид персонажей: максимально приятные внешне люди (да что там - откровенно симпатичные девушки, парни и пожилые взрослые) и не люди :)) в довольно красивых, разнообразных, в основном разорванных в клочья локациях. Часть не вызывает сильных эмоций, просто хороши в рамках сеттинга, но некоторые - эстетический отвал башки. Здесь вставлю небольшой укор за излишнюю засвеченность и туманность на некоторых из них, что мешает общей картинке, а иногда и в бою. Но играл на Xbox Series X, не знаю, как это выглядит на максималках на ПК.
Есть за что и поругать... А вот и не дождетесь!, я получил и до сих пор получаю максимум удовольствия, поэтому даже шероховатости отмечать нет желания.
Опасно, конечно, такие игры делать и играть. Как уже некоторые отмечали в постах и комментариях из своего зрелого игрового опыта - практически невозможно представить, что выйдет какая-та новая игра, которая всколыхнет те самые чувства, станет чем-то действительно новым в эмоциональном и геймерском плане, сможет еще больше задрать планку или затмить шедевры, а уходить из нее не захочется как можно дольше... На мой скромный взгляд, Clair Obscur: Expedition 33 это более чем удалось - с отличным вас релизом, рекомендую!