Империя или Братья Бури? Самый главный вопрос The Elder Scrolls V: Skyrim
Рассуждаю, что на самом деле движет нашим выбором в этом конфликте, и почему гражданская война нордов — это не просто спор системы и свободы, а болезненное напоминание о цене любой войны
Дисклеймер: эта статья, или пост, или лонг (как вам удобнее) не пропагандирует какие-либо политические взгляды и целью автора является разобраться, что представляют из себя игровые фракции популярной игры от Тодда Говарда изнутри. И почему в процессе игры мы выбираем ту или иную сторону. Все события, как вы сами понимаете, происходят в игре и не имеют ничего общего с реальностью, а сам автор является простым зрителем извне, который любит анализировать всякие идеи - философские и политические. И тем более автор может ошибаться, потому что все, что здесь будет написано является его личной интерпретацией.
Все персонажи являются вымышленными и любое совпадение с реально живущими или когда-либо жившими людьми случайно.
Почему я снова говорю о Скайриме
Выход ремастера "Обливиона" заставил меня вернуться не только в Сиродил, но и в сотый раз напомнил о том, какая RPG остаётся моей любимой. И это, конечно же, "Скайрим" — одна из немногих одиночных игр, в которой я провёл более 500 часов и в которую стабильно возвращаюсь из года в год.
Однако сегодня речь пойдёт не о том, почему пятые "Свитки" заняли особое место в моём сердце, и не о разборе достоинств и недостатков магнум опуса Тодда Говарда. Куда интереснее обратиться к одному из самых неоднозначных игровых конфликтов - гражданской войне между Имперским легионом и Братьями Бури.
Как ни странно, в моём восприятии The Elder Scrolls V: Skyrim всегда была в первую очередь игрой о гражданской войне, раздирающей провинцию, и лишь во вторую — историей о Драконорождённом, призванном остановить Пожирателя Мира - Алдуина. Возможно, это связано с тем, что основной сюжет кажется менее интерсным, чем конфликт между Империей и Братьями Бури. А может, сами разработчики намеренно выстроили свою игру чтобы мы думали так.
Уже в первой сцене, когда наш главный герой едет к казни в одной повозке с Ульфриком Буревестником, игра погружает нас в контекст гражданской войны — еще до появления дракона, который спалит весь Хелген.
Да и логотип игры тоже явно выбран неслучайно: ведь символом игры стал Имперский Дракон — эмблема Имперского легиона. Причем, если внимательно посмотреть на логотип, можно увидеть, что нижняя правая часть эмблемы расколота, что может как бы намекать на то, что самая господствующая политическая фракция Тамриэля среди людей подверглась расколу.
Этот конфликт интересен именно своей неоднозначностью — в нём нет "правильной" стороны, что и делает выбор таким сложным. Я постараюсь максимально подробно и объективно оценить плюсы и минусы (если так можно выразиться) обеих сторон и дать вам пищу для размышлений. В этом состоит главная задача каждой моей статьи — поднять тему для обсуждения. И даже несмотря на то, что этот вопрос уже поднимался много раз — "Скайриму" уже почти 15 лет (да, это реально), это противостояние можно смело назвать вечным, ведь игры — это искусство, а искусство — вечно.
Но прежде чем погрузиться в историю самого противостояния и анализ идейных различий этих двух фракций, нужен контекст - как и всегда. Я не большой любитель глубоко погружаться в лор, я не гик и мне больше нравится исследовать конкретные идеи, которые разработчики поднимают в своих играх. Однако когда мы рассуждаем о подобных вещах, минимальное знание о вселенной всё же необходимо. И сейчас я расскажу, что такое Конкордат Белого Золота, кто такой Талос, и почему норды готовы ради поклонения ему убивать друг друга.
Предыстория конфликта и о чем вообще все это
"War. War never changes"
За каждой войной стоят политика и политические амбиции. И чтобы понять суть противостояния между Империей и Братьями Бури, нужно сначала обратиться к событиям Великой войны - конфликту, который перевернул политический ландшафт всего Тамриэля.
Конфликт этот происходит за 26 лет до событий самой игры, а именно в четвертую Эру 171-175 года и происходит он между человеками, которые представляют Империю и эльфами из Альдмерского Доминиона. После многолетних боевых действий, несмотря на героическую оборону Имперского города, Тамриэльская Империя подписала унизительный Конкордат Белого Золота - договор, который стал бомбой замедленного действия для Скайрима и его жителей. Люди потерпели поражение.
Суть соглашения заключалась в трех ключевых уступках Альдмерскому Доминиону:
- Полный запрет культа Талоса как божества
- Вывод имперских гарнизонов из южных провинций
- Фактическое признание доминиона как верховной власти
Но для игроков Скайрима, вовлеченных в этот конфликт, принципиально важен прежде всего первый пункт. Для нордов, коренных жителей этой провинции, чья культура и идентичность веками строилась вокруг культа Талоса (обожествленного Тибера Септима), это стало не просто политическим поражением, а ударом по самой основе их мировоззрения. В их глазах Империя предала не только их веру, но и память о герое, объединившем Тамриэль.
На этом фоне фигура Ульфрика Буревестника приобрела особый вес. Ветеран Великой войны, бывший пленник Талмора, он прошел сложную эволюцию - от верного имперского офицера, участвовавшего в Великой войне до радикального националиста, который бросил вызов Империи и ее неуважению к Талосу. Его убийство верховного короля Скайрима - Торига во время "древнего обычая" (что многие считают нарушением традиций) стало искрой, разжегшей пламя войны, что и породило новую силу — Братьев Бури.
И вот, после многострадальной Великой войны между людьми и эльфами за Тамриэль, едва оправившись от унизительного поражения, люди — на этот раз норды — тут же схватились между собой в новой кровавой бойне, на этот раз гражданской. Войне, свидетелями которой мы становимся уже не на страницах лора, а непосредственно в The Elder Scrolls V.
Такая вот ирония судьбы — прям как в реальной жизни. Как русские князья воевали друг с другом перед нашествием монголов, так и люди из древних свитков решили, что еще одна война, только друг с другом - это нормальная тема. Мало им было жертв в войне с эльфами — понадобились новые, да ещё в момент, когда политическое влияние людей достигло минимума за всю историю, фактически поставив их на грань превращения в марионеток Альдмерского Доминиона.
Не благодарите за то, что я ненадолго стал вашим гидом по тамриэльской истории, но на этой небольшой справке я, пожалуй, закончу, потому что лор это скучно, а сегодня скуки нам хватит. Мы переходим к сути: что представляют собой эти такие разные в идеях, но близкие по крови стороны гражданской войны, и что нами движет при выборе победителя.
Империя: прагматизм или предательство?
Империя — само это слово говорит за себя. Мы, как человеческий вид, наблюдали взлёты и падения множества империй в реальной истории. Традиционно империю воспринимают как глобальную силу, движимую прагматизмом и неутолимой жаждой экспансии — любой ценой.
Для классической империи происхождение и национальность подданных часто второстепенны. Куда важнее их готовность присягнуть знамёнам и преклоняться перед своими императорами.
Британская империя, Римская империя, Монгольская империя — что между ними общего? Кровь на карте мира. Все они писали свою историю расширением своих границ, превращая экспансию в национальную идею.
Настоящий имперский прагматизм всегда пахнет порохом и чернилами указов. Захватывать, подчинять, ассимилировать — три кита, на которых столетиями держались великие державы. Но за этим циничным алгоритмом скрывается парадокс: именно прагматизм легионов прокладывал дороги для торговых караванов, и именно мечом завоёванные провинции начинали говорить на общем языке, а в тени гарнизонов расцветали те самые культурные обмены, которые стали основой для мирной жизни горожан разных кровей.
Благодаря этим факторам империи становились главной политической силой в разные эпохи человеческой истории. Возможно, это было необходимое зло — общество тех времён жило по иным законам. Тогда и понятие свободы слова существовало в иной форме, где первичным всегда оставалось слово императора и имперской власти.
Жизнь — это валюта Императора, распоряжайся ею разумно. Жизнь ничто, смерть — прозрение. Задавать вопросы — значит сомневаться. За единственную вещь мы должны быть благодарны врагам: они делают жизнь насыщенной.
Тамриэльская империя — не исключение и построена на тех же принципах. Это не просто самая богатая лором фракция в "Древних свитках", но и причина, по которой я сейчас пишу эту статью. Политическая сила Тамриэля, видевшая и взлёты, и падения, оказалась расколота из-за своих неудач. И именно в пятой части она достигает дна — что и становится началом гражданской войны.
Но Имперский легион отличается от своих реальных аналогов тем, что объединяет всех людей Тамриэля. Худо-бедно, но в этом мире, где эльфы набирают силу, именно Империя остаётся связующим звеном между человеческими провинциями.
Жители Сиродила, бретонцы из Хай-Рока, редгарды из Хаммерфелла при Тайбере Септиме, и даже норды, эти гордые норды были частью этого союза. И, если разобраться, такой альянс был жизненно необходим: ведь лучше стоять плечом к плечу, чем стать рабами надменных талморских эльфов.
И здесь мы плавно вводим контекст гражданской войны Скайрима и роль Империи в этом конфликте.
Я говорил про бомбу замедленного действия, рассказывая про Конкордат Белого Золота. И действительно, сам факт этого документа стал причиной этой гражданской войны. Империя неосознанно сама стала участником этой войны еще сразу по окончанию Великой войны, за 20 лет до событий войны среди нордов.
Имперские силы в этой войне представлены исключительно как исполнители воли Империи. Генерал Туллий не просто так является генералом — он именно исполнитель, а не духовный объединитель. В этом, кстати, заключается еще одно отличие между Империей и Братьями Бури: если у нордов есть харизматичный лидер, способный своими речами захватывать умы людей, то Империя опирается лишь на свой авторитет в провинции. Генерал Туллий — просто очередная стратегическая фигура в этой шахматной партии для Империи. В то время как для Братьев Бури эта война — то, ради чего они жили все это время.
Проблема в том, что у Империи попросту не было выбора после Великой войны. Эти унизительные, но необходимые условия Конкордата Белого Золота связали Империи руки настолько, что у Тита Мида не осталось возможности пойти против требования Альдмерского Доминиона запретить Талоса и любое его почитание.
Для Империи гражданская война стала неизбежным следствием её же стратегического просчёта. Пытаясь сохранить хрупкое перемирие с Альдмерским Доминионом, они совершили фатальную ошибку - недооценили глубину привязанности нордов к своим традициям.
Ирония ситуации в том, что, стремясь предотвратить угрозу со стороны Талмора, Империя собственными руками создала угрозу внутри своих границ. Теперь легионы, которые должны были стать щитом против истинного врага, вынуждены проливать кровь тех, кто ещё вчера считался оплотом человеческого сопротивления.
Ульфрик, при всей его спорности, стал лишь симптомом системной болезни. Когда государство начинает жертвовать фундаментальными ценностями своих граждан ради политической целесообразности, оно подписывает себе приговор.
Парадоксальным образом, в своём стремлении сохранить единство Империи любой ценой, они добились прямо противоположного - раскололи последний бастион человеческого сопротивления именно тогда, когда солидарность была нужна более чем когда-либо.
Но все же нельзя отрицать, что Империя оказалась заложником в этой ситуации. И несмотря на справедливость некоторых обвинений Братьев Бури в сторону Империи, без Империи не будет союза среди людей, а без него - может и не стать самих нордов.
Получается, что быть имперцем в этой войне — это не просто желать единства человечества, а стремление предотвратить порабощение людей эльфами в долгосрочной перспективе. Победа Империи даёт пусть небольшой, но реальный шанс не допустить полного подчинения людей Альдмерскому Доминиону.
Именно поэтому многие норды остаются на стороне Империи, даже несмотря на то, что почитание Талоса для них по-прежнему священно. Ярл Балгруф из Вайтрана, формально поддерживающий Империю, тайно продолжает поклоняться Талосу, а легат Рикке — коренная нордка и правая рука генерала Туллия — прекрасно осознаёт эту дилемму.
Норда нельзя заставить принять помощь, если он о ней не просил
Неслучайно даже после победы Братьев Бури, когда Ульфрик предлагает ей пощаду, Рикке отказывается сдаваться и сражается до конца. Для неё важнее не Талос, а само существование нордского народа. В её глазах без Империи у нордов просто нет будущего.
Победа Империи в этой войне это именно победа разума. Взвешивая все за и против, и переступаясь перед гордостью мы выбираем Империю. Иногда, чтобы сохранить самое дорогое, приходится на время от этого отказаться.
Так. Слушайте все! Сейчас мы нанесём последний удар по восстанию Буревестника. Вы все храбро сражались и много отдали за наш общий успех. Ульфрик думает, что сможет отсидеться за стенами. Но мы пробьём себе дорогу в город и вытащим его на мостовую, на суд справедливости. Братья Бури припёрты к стене, и потому они будут драться, как загнанные в угол крысы. Они будут яростны и изворотливы. Но они не могут тягаться с легионерами. Вы — лучшие воители Тамриэля. Профессиональные солдаты, бесстрашные воины. Император будет пристально следить за тем, что произойдёт здесь сегодня. Те, кто отличится в бою, будут щедро вознаграждены. Приготовиться! Все за мной! За Империю! За Легион!
Братья Бури: свобода или фанатизм?
В отличие от Империи, история Братьев Бури не может похвастаться ни древностью, ни величием. Эта группировка (или, как любит выражаться генерал Туллий с другими имперцами, обычные "бунтовщики") появилась исключительно на волне гражданской войны среди нордов.
С точки зрения лора "Древних свитков" Братья Бури — уникальный случай: фракция, созданная специально для пятой части. И это действительно особенность, ведь большинство организаций — будь то религиозные (вроде даэдрических культов) или политические — обычно уходят корнями в ранние части серии, продолжая играть свою роль во всех последующих играх.
Какие знамена, у бунтовщиков нет знамен
Эту политическую силу многие считают националистической — как персонажи в игре, так и сами игроки, дающие ей оценку. Даже Ульфрик Буревестник, их харизматичный лидер, при всей своей риторике о «свободе Скайрима», ни разу не упомянул, что эта свобода распространяется на не-нордов. Не просто так слоганом Братьев Бури стало выражение «Скайрим — для нордов», ведь любой, кто не вписывается в эту картину, автоматически становится чужим.
Но причины возникновения этого движения и недовольства нордов всё же понятны. Когда у тебя пытаются отобрать самое ценное - а для многих нордов Талос не просто бог, а символ их свободы - оставаться спокойным невозможно. Братьям Бури и Ульфрику не важен контекст произошедшего. Любые уступки Империи эльфам - в их глазах это чистое предательство, без вариантов и компромиссов.
Братья Бури — это как какой-нибудь студенческий бунт, вспыхнувший в порыве страсти и желания отстоять свои свободы. Когда после очередного посягательства на твои права решаешь не молчать, а действовать. Здесь даже важна не столько личность Талоса, сколько сам факт запрета того, что дорого нордам.
Они хотят растоптать нашу историю ради какого-то проклятого договора. Земля у нас под ногами пропитана кровью предков. Мы сражались за эту землю и за нее умирали. Мою дочь убили имперские псы, и клянусь Талосом, я не хочу больше никого потерять
Давайте проведём параллель: представьте, если бы в постсоветских странах внезапно запретили православие — причём именно почитание самого Христа. Да, в пантеоне Девяти богов есть кому молиться, но Талос (или Тайбер Септим) — это герой, человек, чьё значение для истории народа нордов невозможно преуменьшить.
Я уверен, что в комментариях точно найдутся те, кто станет утверждать, будто Ульфрик — агент Талмора, этих эльфов, сеющих нестабильность по всему Тамриэлю. Тех, кто лишь выигрывает от междоусобиц среди людей, ведь нестабильность Скайрима делает Империю слабее. Доказательств хватает, хотя стопроцентной уверенности в этой теории всё же нет.
Но даже если это правда, не стоит ставить знак равенства между Ульфриком и всеми нордами, возмущёнными условиями Конкордата Белого Золота. Да, у лидера Братьев Бури тёмное прошлое, деспотичные замашки и откровенный расизм (особенно по отношению к эльфам). Однако движение — не просто секта вокруг одного человека.
И вот я так много говорю о свободе, которую пытаются отнять у нордов. Но в чём же она проявляется? Здесь мы подходим к самому противоречивому моменту: ведь свобода нордов — это прежде всего религиозный культ. Не поймите меня не неправильно — в том, чтобы бороться за религиозные идеи нет ничего плохого, если религия не является деструктивной для общества, но порой в речах Братьев Бури можно услышать интересные выражения, которые выдают в них не борцов за свободу, а настоящих религиозных фанатиков.
Например, когда, играя за Братьев Бури, мы захватим Вайтран, новый ярл Вайтрана говорит: "Лишь благодаря Талосу мы смогли отбить город. Я в этом уверен в том так же как в том что завтра встанет Солнце". Подобная риторика, приписывающая победу исключительно божественному вмешательству, по сути обесценивает реальные человеческие жертвы — типичный приём религий, ставящих догмы выше гуманизма.
Объективно говоря, победа Братьев Бури в долгосрочной перспективе выгодна лишь врагам нордов. Как ни крути, движение почитателей Талоса остаётся локальной силой без серьёзного политического веса за пределами Скайрима.
Даже их победа над имперским гарнизоном в битве за Солитьюд не говорит о слабости Империи — и уж тем более не демонстрирует могущества Талмора. Как ни печально это признавать, но Скайрим под властью Братьев Бури — это уязвимый Скайрим, который при первом же серьёзном натиске падёт и перед Империей, и перед альдмерским Доминионом.
Но все же есть еще одна и очень важная причина, по которой мы можем быть против Империи, — это тот факт, что именно имперцы виноваты в том, что нашего главного героя чуть не казнили. Фактически, нас и должны были казнить — ведь бюрократическая ошибка, из-за которой Драконорожденный оказался в списке приговоренных, лишь подчеркивает суть Империи.
Для Империи, как правило, не важны конкретные люди, их желания и свободы. Каждая отдельная личность воспринимается лишь как винтик в механизме этой махины. Поэтому, вне зависимости от нашего отношения к Братьям Бури, в нас может говорить чувство несправедливости — и именно оно способно стать решающим аргументом в выборе стороны.
Поэтому победа Братьев Бури это победа скорее не разума, а духа. Победа тех, кто живёт сегодняшним днем, не думая о своём будущем и будущем своего государства. Хорошо это или плохо решать вам, ведь быть Братом Бури это как минимум быть недовольным тем, что тебе запрещают придерживаться традициям твоего народа, традициям, которые передавались из поколения в поколение. Вопрос здесь один - а стоят ли эти традиции того? Или можем ли мы осуждать тех, кто борется за свою свободу? (получается, два)
Я бьюсь за тех, кто умер у меня на руках вдали от дома. За их жён и детей, чьи имена шептали, умирая, мои солдаты. Сражаюсь за нас, тех немногих, кто смог вернуться домой, и не нашедших там ничего, кроме чужаков, живущих в их домах. За мой разорённый народ, вынужденный платить долги Империи, слишком слабой, чтобы управлять ими, но смеющей объявлять их преступниками за желание быть свободными. Я сражаюсь за то, чтобы жертвы прошлых сражений не были забыты. Сражаюсь… потому что должен сражаться.
Так почему же мы занимаем ту или иную сторону в этом конфликте?
Что побуждает нас выбирать Империю или Братьев Бури? По сути, ответ уже очевиден из всего сказанного выше.
Империя — это прагматизм, рационализм и трезвый взгляд на ситуацию, охватившую не только Скайрим, но и весь Тамриэль.
А выбор Братьев Бури? Это порыв души. Выбор тех, кто готов умереть за свои традиции и ту самую свободу, которую у них отнимают здесь и сейчас.
Тодд Говард и его команда создали по-настоящему монументальное произведение. Интересное и противоречивое противостояние между Имперцами и Братьями Бури лишь небольшая часть того нарратива, который может предоставить игра. Но, по моему мнению, самая важная, потому что позволяет увидеть множество параллелей с нашей жизнью и нашей историей.
Игры хороши тем, что могут показать весь ужас реальной жизни — пусть и на экране. Гражданская война, да и любая другая, одинаково страшна — будь то в игре или в реальности.
В противостоянии Империи и Братьев Бури нет победителей — только проигравшие. За амбициями Ульфрика Буревестника и генерала Туллия стоят горы трупов — и солдатских, и гражданских. Пока главнокомандующие празднуют взятие Вайтрана или другого города, простые люди расплачиваются за эти политические победы.
Ни Талос, ни Империя не нужны мёртвым. Не даром в русском языке есть поговорка - "кому война, а кому мать родна". И именно поэтому такие сюжеты в играх так важны — они напоминают нам, что любая война — это прежде всего человеческие жизни, а уже потом всё остальное.
War, war never changes
Огромное спасибо всем, кто поддержал мою статью о кибер-ренессансе — и словами, и даже монетой. Перед всеми снимаю шляпу. Я помню, что пообещал написать и о Dishonored, и о DXMD. Мне просто нужно было закрыть мой гештальт, написав, что нибудь о свитках, потому что я провел в этой серии столько, сколько, вам, люди, и не снилось. Также сейчас параллельно находятся в работе несколько очень интересных текстов, которые вам точно понравятся.