KCD2: совесть Богемии
Если смотреть, куда я пришёл в процессе своих четырехдневных размышлений, то ближе всего будет назвать этот пост "разбор концовки"
Это вторая (и самостоятельная) часть моего опуса про Kingdom Come и заключение моих общих мыслей по поводу тенденций игропрома. Для понимания общего нарратива, остальные 3 поста читать не обязательно, общий итог все равно будет здесь.
Если заползете в мой профиль, то увидите странный набор разборов-обзоров:
Kcd2 и 2 полотна про новеллу Being a DIK. Сочетание, на первый взгляд, странное, да, но для меня вполне логичное, учитывая, что между этими играми мой мозг провел чёткую параллель.
Прячу за спойлер, чтоб не мучить тех, кто сел почитать именно про KCD2
С начала и почти до самого конца игра не будет заставлять нас думать, кто прав, а кто виноват.
Протагонист же по определению хороший парень, а все, кто против него, соответственно, плохие.
Ведь так?
Отто фон Бергов, например, приказал убить девочку, понёсшую от его сына. Ну урод же.
Да, когда он в последний момент спасает Птачека от виселицы, мы, конечно, считаем его героем и лучшим человеком континента, но ровно до того момента, пока он нас не предаёт (а будет это достаточно скоро), а потом он предаст еще раз, ему не в тягость.
А Иштван Тот? Кажется, ещё никогда игры нам не подсовывали настолько чёрных (не чёрных в смысле, как доктор, а не имеющих каких-то белых пятен) антагонистов. Ещё в первой части он уже был заявлен, как абсолютное зло без каких-либо просветов: в смерти родителей повинен, меч отца украл, ещё и Богемию захватить собирается.
Немудрено, что когда проблемы во второй части ОПЯТЬ начинают идти от него, Тот превращается в очень нехилое бельмо на глазу.
Да ещё и Эрик этот, который заявлен чуть ли не его любовником. Задний проход Иштвану подставляет, собак убивает - это ли не то зло, которое благородно надо выжигать каленым железом?
Так и выходит, что когда к середине игры мы-таки добираемся до Иштвана Тота и скидываем его наконец с вершины башни, то ловим справедливое чувство удовлетворения. Добро победило, злодей наказан. Чего ещё нужно?
Только вот в ночных кошмарах ГГ появилось новое действующее лицо.
Подлец Иштван Тот не принял смерть окончательно и начал активно нашептывать нам гадости.
Мы похожи, говорит. Ты, говорит, такой же как я. А мы что? Мы подлецу не верим.
Если посидеть и подумать, о чем вообще Kingdom Come, то выводы будут душные и даже немного неприятные.
Игра оказалась про большую политику. И про маленьких людей, которые выполняют в ней функции шестерёнок, индивидуально практически ни на что не влияя.
По сути-то, вся глобальная задача главного героя изначально сводилась к тому, чтоб СОПРОВОДИТЬ знатного братана-курьера. В остальном, мы шпионим по указке, устраиваем диверсии с бандитами по такой же указке. Проще говоря, делаем ровно то, что нам скажут, не задавая лишних вопросов. Такой вот идеологический винтик.
А как только что-то идёт не так, мы в полной мере ощущаем свое бессилие перед большими дядями, которые не брезгуют прийти с большой армией и праведно нас покарать.
Лично у меня вопросы зародились ещё в квесте со встречей с Сигизмундом. Самый-самый-самый главный антагонист игры показался мне, как бы так сказать... Адекватным? Номинально положительным?
Как будто, я со своим одногрупником из техникума по кличке Сухой Черт пошёл сделать кучу под дверь ректора. Странное сравнение, но лучше не нашлось.
Так вот и в финале, залезая в дом к раненому Маркварту (тому самому, что ответственен за смерть родителей ГГ), предварительно перерезав большую часть его лагеря, диалог получился не самый приятный:
Диалог выглядел, как будто раненый старик отчитывал ударившего его монтировкой оборванца. Незлобливо как-то, по-отечески.
Мало того, по его словам, он помнит нашего отца, ведь помнит каждого, кого убивает.
Не так должно выглядеть зло, на искоренение которого ты положил свою жизнь. И по итогу, доведенная до конца вендетта вообще не даст требуемого ощущения триумфа после десятков часов игры.
Ну ничего страшного. Врут все эти снящиеся Иштваны, я же хороший парень. Я абсолютно точно хороший парень.
Но концовка явно так не думала.
В самом конце нам опять снятся родители. Слово за слово и задушевный разговор превращается в разбор полётов. Тут-то отец и говорит, что разочарован во мне. И мама добавляет, что жил я не по совести и стал подобием тех, кому сам изначально хотел отомстить.
Но ведь даже это можно стерпеть, учитывая, что помимо мести я ещё и за честь истинного короля боролся, да? Или нет?...
Но мало мне, после прохождения я рискнул полистать википедию, дабы узнать, что там происходило в Чехии и Германии в начале 15 века и прочитанное мне не понравилось.
- В общем-то, Вацлав действительно оказался таким себе монархом, как твердили все антагонисты.
- Так убеждающий нас в верности ему Йост по итогу напялил на себя корону.
- А Сигизмунд с переменным успехом монаршествовал ещё лет 30.
Моя "ученость 20" в игре не дала мне и шанса об этом задуматься раньше.
Говоря проще, большие дяди делили асфальт, с удовольствием закидывая в голову молодёжи что-то УраПатриотическое, а молодёжь, и так травмированная войной, в это охотно верила.
И чем, по итогу, ГГ отличается от того же Эрика? Да ничем, блин, не отличается. Я даже свою бандитскую шайку собрать успел.
И получается, что мы абсолютно идентичные друг-другу винтики с противоположных концов идеологической машины. ГГ для Эрика такое же очевидное и бескомпромисное зло, как Эрик для нас.
Даже немного печально, что это понял я, автор текста, а не Индржих из Скалицы.
Кажется, именно сюда, как нельзя лучше, подойдет обложка первой части игры.
Спасибо большое за прочтение!
Так вот, о чем это я и причём тут вообще визуальная новелла?
После KCD2 мой мозг временно стал невосприимчив к играм из разряда "пойди, убей, прокачайся" (да, тени ассасина, я снова про вас. Вы первые на очереди в новый пост) и наверное с месяц я особо не вдавался в то во что играл.
Ничего не цепляло и все ощущалось жутко поверхностным.
Мне требовалось, чтоб игра хотя бы попыталась достать мои мозги из черепной коробки комфорта.
И вот тут подарком в стиме мне прилетело озарение, которое принято считать дрочильней.
И сейчас, под звук хлопушек, мне хочется сказать:
Да! Игры, как искусство, дошли до той точки, когда началось активное их переосмысление.
Все чаще и чаще игры не хотят быть удовлетворителем потребностей. Как литература постепенно уступает позиции синематографу и как поэзия сдает под напором музыки, как инструменты донесения личной авторской истины, так и разработчикам игр все чаще хочется заставить нас задуматься.
Как известно (ну, вдруг), Русская эстетика реализма настаивала на идее органической связи искусства с действительностью.
Это ли не прекрасно, что все чаще и чаще игры дают посмотреть на себя в зеркало и задуматься, кем ты являешься на самом деле?