Как играется Metal Gear в 2025 (спойлер - не всё так однозначно)

В преддверии ремейка MGS 3 захотелось узнать, от чего же такой хайп по этой серии игр и ответить на главный вопрос - Кодзима гений?

Как играется Metal Gear в 2025 (спойлер - не всё так однозначно)

Что мы знаем о Metal Gear? Ладно, задам вопрос иначе. Что обычный обыватель знает об этих играх? Мемы по MGR, легендарный статус и конечно то, что Кодзима - гений. Но вот конкретно о том, как эти игры играются, знают уже не все. Я сам до начала прохождения не знал, что вообще меня будет там ждать. И для понимания всего начал с самой первой игры - Metal Gear... просто Metal Gear, ведь Metal Gear Solid не первая часть. Это же все знают, да?

Внедрение

Итак, игра начинается с того, что по рации нам звонит какой-то босс, говорит уничтожить Метал Гира и найти серую лису. Монолог быстро заканчивается и начинается игра. В инвентаре только пачка сигарет, здоровья мало да и враги как увидят так сразу расстрел. Ходишь вокруг, бродишь туда сюда, тыкаешься в закрытые двери и спустя 10 минут выключаешь игру с непониманием того, как в это вообще могут играть нормальные люди.

От игры Кодзимы ожидаешь увидеть что-то похожее на кино, а тут...
От игры Кодзимы ожидаешь увидеть что-то похожее на кино, а тут...

Такой была моя первая попытка в прохождение. Игра оставила после себя исключительно негативный след и любое желание погрузиться в серию исчезло. Пока спустя пол года рекомендации ютуба не подсунули видос одного известного ***-фоба про первый Metal Gear Solid, после чего я понял - надо. Начинаю прохождение во второй раз.

Операция

Итак, так как игра старая (аж конца 80-х), то внедрение в происходящее идёт с помощью брифинга через внутриигровую рацию. Наш главный герой - молодый и неопытный Солид Снейк, член военной группировки FOXHOUND. Его начальник с оригинальным позывным Биг Босс даёт задание - проникнуть на базу террористов «Outer Heaven» и уничтожить Метал Гира. Помочь с этим должен был Грей Фокс, но его взяли в плен. Наша первая цель - спасти Фокса.

В этот раз решил применить другой подход и раз игра не хочет показать всю себя, то решил расколоть её силой. Первым делом обошёл все доступные комнаты и собрал начальную экипировку.

Каждый предмет как небольшая загадка, в начале игры всё просто
Каждый предмет как небольшая загадка, в начале игры всё просто

А дальше пошла в ход сила. Попытка открыть одну из запертых дверей кулаками удалась и я оказался в странном коридоре. Им оказался лифт, который привёл на другой этаж. На нём нашёл ключ для доступа в новые части локации, новые предметы, второй лифт до остальных этажей и подвала. Игра осыпала контентом и разобраться в нём тяжело. В современных играх такого рода есть карта локации, журнал квестов и указатели, а тут нужно всё запоминать и даже записывать. Прям как настоящему солдату.

В здании 4 этажа и подвал. У каждого этажа есть какая-то тематика, к которой обращаются заложники, которых мы спасаем. Они и звонки Биг Боссу по рации - единственные помощники. Некоторые спасённые говорят базовые фразы, но высокоранговые дают важную и нужную информацию. Так мы узнаём, что Фокса держат в секретной камере глубоко в подвале, а как попасть туда не ясно. И вот так постоянно на протяжении первого часа игры тебе непонятно куда идти. И таким образом я пришёл к читу, без которого игру пройти просто невозможно.

Печатная, всё как полагается солдату
Печатная, всё как полагается солдату

Получив в руки карту многое стало ясно и игра удивительным образом стала раскрываться. Из унылой беготни по коридорам она превратилась в тактический шпионский боевик, которым и должна быть изначально. Этажи проходились один за другим, ключи и предметы лились как из рога изобилия. Спустя очередной час Фокс был найден и поведал нам, что Метал Гира обязательно нужно уничтожить (как будто мы и не знали) и способ это сделать знает некий профессор Маднар. Намечается очередная беготня по локациям, но на выходе нас встречает босс.

Вообще боссы в Metal Gear это отдельная история. Многие из них - это уникальная личность, которая успевает раскрыться за начальный монолог и через геймплей. С ними интересно сражаться, а для игры это главное.

Некоторые заставляют попотеть и потратить много пайков

И тут наступает коренной поворот. Первая локация исследована от и до, а оставшиеся небольшие коридоры и комнаты недоступны. Пришла пора выйти из здания и пройти во вторую половину игры, но перед этим...

Интерлюдия

Половина игры пройдена. К этому моменту я уже полностью осознал, каким словом можно максимально правильно описать её. Сбор ключей и предметов для доступа в ранее недоступные локации. Боссы, что редки, но уникальны. Постепенная прокачка протагониста после важных моментов. Да это же метроидвания! Самая что ни на есть она!

Осознание этого факта смогло полностью раскрыть игру. Кстати о ней, начинается вторая половина, к которой есть вопросы.

Завершение операции

Вторая половина игры встречает нас новым зданием. И оно скучное. Первая локация была сравнима с многоуровневым данжем из Зельды, но теперь всё стало меньше и куда более сюжетно-ориентировано. Фокус смещается с исследования на поиски нужного предмета. Начинается бэктрекинг с возвращением в первую локацию, а расстояния тут не самые маленькие. Впервые за всё прохождение пришлось открыть гайд. Создаётся ощущение, что вторую половину доделывали в спешке. Изрядно побегать заставляет и сюжет, ведь в столь опасной для всего мира ситуации спасённый профессор Маднар не расскажет тебе ничего, пока ты не найдёшь его дочку.

И при всём этом играть было интересно. Как же так вышло?

Мир на грани ядерной войны, но ему всё равно
Мир на грани ядерной войны, но ему всё равно

А ответ очень простой - время. Первая локация проходится за 3 часа, вторая - за час. Тебе каждые 15 минут дают интересную сюжетную деталь или геймплейную ситуацию. Побегушки по трижды исследованным локациям скучные, спору нет, но всё проходится быстро. Ты не успеваешь заскучать и как только хочется сказать "Всё, не могу" начинается что-то интересное.

После операции по спасению всей семьи Маднаров (на секретной базе террористов откуда-то взялись дочь и сын, ну да ладно) нам наконец рассказывают о том, как же победить Метал Гира. Профессор такую операцию окупил сполна, способ уничтожения боевой машины оказался крайне замудрённым. Добраться до неё тоже задачка не из простых. Поход в последнюю локацию начался.

И на входе в неё звонит Биг Босс и говорит, что проход в следующую комнату находится у левой двери. Судорожно перебирая карточки в поисках нужной захожу, а там...

Да-да, об этом повороте можно было догадаться сразу. Буквально первая выдача гугла говорит нам об этом. Но то, как происходит раскрытие в самой игре - очень уникально. Сначала идёт подлянка с ямой, комната с кучей врагов, затем раздаётся звонок , где внезапно нам говорят о сворачивании операции. Хоть и толстыми, но всё же намёками мы сами приходим к выводу, что Биг Босс - предатель. Сравниваю с современными играми и не понимаю, в какой момент разработчики потеряли настолько важную часть как повествование через геймплей. Предательство Биг Босса в игре 1987 года выстроено может и проще сюжетно, но объёмнее и детальнее геймплейно, нежели в каком-нибудь Dishonored.

Но не будем об этом, как никак у нас развязка. Уничтожаем Метал Гира, бомбим Биг Босса в финальной эпичной битве и под таймер самоуничтожения сбегаем. Конец.

Как играется Metal Gear в 2025 (спойлер - не всё так однозначно)

Итог операции

После прохождения игра оставила после себя хорошие впечатления. Это такой добротный ретро-шутанчик с элементами стелса и на удивление прикольными битами.

Последняя тема прям хороша

Почему я тогда написал в названии, что не всё так однозначно? А всё из-за ожиданий и Кодзимы. Неправильно сформированные ожидания могут знатно испортить впечатления, что и случилось в первую попытку прохождения, где от гения Кодзимы хочешь увидеть невероятный сюжет и удивительный геймплей, а получаешь бродилку по тёмным локациям. И раз зашёл об этом разговор, Кодзима - гений?

Ответ - нет. По крайней мере сейчас. Первая игра вышла крайне простой по многим фронтам. Сюжета толком нет, беги от одного непися к другому, уничтожь Метал Гира, убей Биг Босса, сбеги. Сплошные действия, за которыми нет никакой идеи.

Геймплей поначалу может показаться сложным, но солдаты слепы как кроты. Но даже так стелсом не хочется пользоваться, проще вплотную подойти избить или расстрелять. Благо патронов очень много, игра даёт легальные возможности накопить всего и побольше. Ориентироваться на базе без карты невозможно, она слишком большая чтоб запоминать каждую дверь.

Смотря с перспективы 1987 года, Metal Gear - революционная игра, что изобрела новый жанр благодаря уникальному взаимодействию с врагами и наличию сюжета в реалистичном антураже. Для понимания контекста времени, в том же году на Famicom вышли первые Final Fantasy и Megaman, а в аркады завезли первую Street Fighter.

Но мы живём в 2025 году, где подобным уже не удивить. И именно в наше время не хватает подобной Metal Gear игре от каких-нибудь инди разработчиков. Она может и простенькая, но работу свою знает и делает это хорошо. Несмотря на всю критику, играть в неё было жутко интересно.

Вердикт

Если вам нравятся метроидвании, ретро игры или вам просто хочется погонять в какую-нибудь хорошую коротенькую игрушку перед сном, то Metal Gear - отличный выбор. Сделайте себе карту, не бойтесь заглянуть в прохождение и получайте удовольствие.

Пока не знаю, насколько игра важна для серии и имеет ли она хоть какой-то вес в Metal Gear Solid, как говорится будем посмотреть. На очереди сиквел, в котором, судя по первым минутам, много что поменялось и всё действительно не так однозначно.

Но об этом в следующий раз.

Спасибо японцам за красивые окошки результатов в конце
Спасибо японцам за красивые окошки результатов в конце

Для интересующихся, играл в ремастер на Nintendo Switch. Игра работает хорошо, выглядит красиво. Рекомендую именно в портативе.

14
5
2
1
32 комментария