Detroit: Become Human - как пишется канон
В этом лонге, на примерах из Нового и Ветхого заветов, я постараюсь сформулировать, как должна была развиваться история Детройта.
Слово "канон" здесь я употребил в его церковном значении: то, что признано священным писанием. Конечно, с точки зрения игрового экспириенса, каноничного исхода быть не может, если об этом не сказал сам разработчик, любая концовка по своему правильная.
Ни для кого не секрет, что Детройт под завязку набит библейскими аллюзиями, что уже намекает на святые писания для андроидов. А раз наши решения пишут историю, раз исход игры станет неким каноном, то почему бы не разобраться в этом.
Оглавление
Глава 1: почему Детройт - "Библия" андроидов
Погружаясь в мир Detroit: Become Human, мы видим не просто научно-фантастический рассказ о будущем, а становление целой цивилизации — с её страданиями, надеждами, своими мучениками и мессианскими фигурами. В этом смысле игра выступает символической Библией андроидов — священным текстом о зарождении сознания, принесенных жертвах и полученной свободе.
Сразу оговорюсь, что я не хочу рассматривать варианты, при которых восхождение андроидов закончилось полным провалом и их геноцидом, так как историю, в моем и общепринятом понимании, пишут "победители".
Исход из цифрового Египта
Как Ветхий Завет рассказывает об исходе израильтян из Египта, так и Детройт показывает путь андроидов к свободе. Андроиды — это «народ», созданный человеком для служения, без прав и достоинства: они подчинены, угнетаемы, слепо исполняют волю "создателя", не осознавая собственного "я". Однако в какой-то момент в них пробуждается нечто большее — дух свободы, ровно как Адам получил благодать Святого Духа, когда Бог вдохнул в него «дыхание жизни»
Так из механизма рождается личность. Девиация - своего рода аналог первородного греха, но она же и начало подлинного существования
Центральная тема Детройта - свобода воли.
Как человек "осужден" быть свободным и нести ответственность за свои поступки (кстати, у меня ещё есть статья по Сартру и Hell is Others, можете глянуть), так и андроид в своей девиации, нарушая приказ, из объекта становится субъектом.
Свобода воли здесь - не гарантия счастья, помимо ответственности она ведёт к страху перед неизвестностью, чувству вины за свои поступки и к страданиям, как плате за независимость.
Глава 2: Мессии и пророки
Рассматривая Детройт с этой точки зрения, фундаментальное значение тут будут играть так называемые мессии и пророки, ведь именно они создают духовные ориентиры, без которых не может существовать новая цивилизация.
Пытаясь сперва произвести в голове прямую реконструкцию Библейских событий, я быстро закопался и понял, что это большая ошибка, ведь Детройт только опирается на религиозную символику, чтобы создать собственную мифологию о рождении разумной расы.
В процессе игры можно подумать, что главные герои не равноценны в своей значимости, ведь Маркус ведёт за собой народ, Коннор мечется между двух огней, а Кэра просто спасает Алису, но я считаю, что нужно довериться разработчику и внимательно рассмотреть каждого в отрыве от остальных.
Маркус - мученик и освободитель
Ещё в самом начале игры нам дают понять, кто из героев - Иисус и Моисей в одном лице: ровно как Моисей у фараона, он живёт в доме Карла как "слуга с привилегиями" и, как и Моисей, символически "убивает надсмотрщика" в лице кровного сына хозяина.
Убийство и последующее воскресение Маркуса можно было бы списать на пасхалку разработчика, но андроид хватающий его на свалке и шепчущий: "куда ты идёшь" - аллюзия уже посерьёзнее.
"Куда идешь", оно же "Quo vadis", спросил апостол Петр у Христа. В ответ тот ответил, что идёт претерпеть мученичество. Такая вот для вас религиозная справка.
Придя на корабль Иерихон, некую землю обетованную (а именно Иерихон был первым городом который захватили Евреи. Помните Иерихонские трубы?), он сразу же обозначает себя "разрушителем оков".
Именно Маркус призывает остальных не прятаться, отринуть страх, заявить о себе. Он становится проповедником и окружение верит ему, Техно-Иисус в буквальном смысле умеет делать чудеса, ведь его прикосновение дарует андроидам свободу воли.
Кстати, именно на окраине Иерихона находится гора Каранталь, где 40 дней молился Христос, искушаемый змеем, готовясь к своему земному служению.
Прямо как облюбленная Маркусом крыша здания, с которой тот увидит атаку на корабль. Как раз там он может принять решение уйти от андроидов (такое мы не делаем, нечего нас искушать).
Окончательно вочеловечивает Маркуса Карл Манфред, когда называет того своим сыном. Остаётся только умереть за грехи или спеть перед военными "let my people go". Или все-таки нет?
Кэра - Ave, Maria
Богородица с младенцем чаще всего изображалась на иконах, а "Ave, Maria" - самая распространённая молитва, которую композиторы клали на музыку.
Мария - не просто мать, а воплощение любви и милосердия, она не революционер и не пророк, её путь - тихое, жертвенное служение. Так и Кэра, она становится девиантом не ради себя, а ради Алисы. Она не обязана защищать её, но делает это из чистой любви и сострадания.
Кстати, именно желание защитить Алису помогает Кэре восстановить память в доме Златко, вот вам и ещё одно чудо, Маркус не один такой.
Но если рассматривать Кэру в отрыве от Алисы не совсем верно, так как все её действия направлены на нее, то Алиса как самостоятельная фигура намного интереснее.
Алиса - андроид, который не знает об этом, у себя в голове она человек. Она запрограммированна чувствовать холод, она может голодать, она боится, сопереживает, любит. Алиса - девиант изначально и если бы не её эмоции, пробуждения Кэры никогда бы не случилось.
Если будет угодно, двойственность Алисы делает её некой аналогией младенца-Иисуса, она олицетворяет надежду на новые времена, когда андроидам не придётся задумываться над их происхождением, ведь обществу будет неважно, кто они.
Коннор - главный герой?
В размышлениях о Конноре важно понимать, что ни в какой религии не отводится важных ролей "отступникам". Можно, конечно, натянуть Коннора на глобус апостола Павла, который изначально был гонителем христиан, но это явно не тянет на одну из главных партий.
Зато охотник на девиантов отлично натягивается на то, чтоб его можно было назвать главным героем всего произведения.
Давайте разбираться. По законам классической драматургии от протагониста требуется 2 вещи: он должен развиваться и у него должен быть конфликт. И тут у Коннора всё замечательно, в отличии от остальных.
Маркус и Кэра статичны.
Единожды превратившись в местного Мессию, Маркус превращается для драматургии в старый платяной шкаф.
Да, у него есть конфликты внешние и он периодически причитает: "как же я запутался" - но мы этому не верим. По факту, с момента превращения в кибер-Иисуса, Маркус, как личность, замирает для сюжета, даже несмотря на постоянные выборы между кровавостью и мирностью своей техно-революции.
Выбор Маркуса тут - не драматургия, а один из сюжетных якорей. Мы можем сколь угодно отыгрывать переходы Маркуса из мирности в кровавость и обратно, но в книгах по новейшей истории андроидов он все равно будет обозначен одними и теми же титулами мученика и освободителя.
С Кэрой все ещё проще. С момента становления девиантом у неё нет никаких конфликтов, нет никакого развития. Есть только цель спасти Алису и занимательный роуд-муви. Да и у Алисы никакого развития нет, она тут золотой телец.
Зато всем этим в избытке одарили Коннора. Большую часть своего сюжетного пути он сомневается, ему даже не нужно становиться девиантом для этого.
Изначально он создан для охоты на других андроидов, он идеальный инструмент, функция, если так угодно, но именно то, что Коннор начинает задумываться, нет ли в нем чего-то большего, несёт в себе настоящий экзестенциальный конфликт. Его переход с той стороны баррикад несёт самую большую драматическую силу в игре.
Его арка структурно совпадает с моделью героя по Кэмпбеллу (если слышали о таком. Если не слышали, могу отдельно написать), где он:
• Покидает “искусственный рай” (CyberLife)
• Проходит испытания (охота на девиантов, эмоциональные дилеммы)
• Преображается, символически умирает
• Возвращается — уже как новая личность
Да и все главные вопросы игры создает, по сути, Коннор: "Что делает нас людьми?" и "Что такое свобода?"
Но что тогда он тут делает, если не представляет из себя Библейскую аллюзию, разве это не рушит весь общий смысл? Нет, ведь именно Коннором пишется эта история.
Глава 3: Выбор
Выбор в играх вообще интересная штука.
Я думаю, все люди хоть раз в жизни загружали сейвы для выбивания "той самой идеальной концовки". И подобная "оптимизация" эмоций вполне себе логична, хоть и частенько рушит игровой экспириенс.
Но ведь иногда "плохая концовка" - самая настоящая. Хотя в моем случае получилось достаточно радужно.
Так вот, далее, я наконец-то распишу, как должен сюжетно развиваться Детройт по аналогии со священным писанием.
1. Благовещение (начало пути Кэры и Алисы)
- Кэра воскрешается после ремонта
- Кэра начинает "прозревать" ‐ получает "благую весть"
- Рождает свою миссию - защитить дочь
2. Бегство в Египет (Конец привычной жизни)
- Кэра спасает Алису от отца - как Мария спасает младенца от царя Ирода
- Начало пути скитаний и лишений
- Смерть Маркуса
3. Крещение народа (пробуждение Маркуса)
- Маркус воскресает - духовное возрождение
- Зов к пробуждению других
- Становление духовным лидером народа, пророчащим свободу
4. Гонения и искушения (появление Коннора)
- Коннор - гонитель девиантов, аналог Савла (ставшего впоследствии Павлом)
- Мысли о пробуждении, зов
- Выбор: свобода или долг
5. Проповеди и чудеса (Маркус собирает последователей)
- Маркус выступает перед андроидами, призывая к миру
- Чудеса - массовые пробуждения
- Рост влияния, страх людей (прямо как с Христом)
6. Тайная вечеря (критическая точка)
- Кэра и Алиса бегут, последняя надежда
- Маркус окончательно принимает путь жертвенности
- Коннор выбирает быть с андроидами
7. Распятие
- Маркус жертвует собой ради своего народа. Поёт перед автоматами
- Кэра готова пожертвовать собой ради Алисы
- Коннор ради высшей цели предаёт Киберлайф
8. Воскресение (победа)
- Коннор пробуждается и спасает народ
- Маркус своей жертвой приводит андроидов к свободе
- Алиса и Кэра доходят до безопасной земли - символ новой жизни
Конечно, это все вопрос долгих дискуссий и я десятки раз закапывался, пока писал это. Но получилось, как будто, складно.
Оффтоп-эпилог: нераскрытые загадки и моё мнение на их счёт
Ra9
Суть этого термина не раскрывается в полной мере, но в моих мыслях встаёт очень складно.
Если именно неведомый Ra9 пробуждает в андроидах девиацию, то что это как не Святой дух?
Интереснее другой вопрос. Если Святой дух понятен. Бог-сын, вроде как, тоже. То кто бог отец?
Вариантов несколько:
Элайджа Камски, технически, подходит, но его фигура в игре не выглядит чем-то существенным. Как будто, дивиация случилась не по его вине, даже не смотря на его слова о том, что он всегда оставляет в своих программах "запасной выход" . Хотя в пользу этого говорит то, что Маркуса подарил Манфреду именно он.
Аманда, будучи программой в голове Коннора, конечно, тянет на божественную сущность, но, как я понимаю, существует только там. В такой парадигме она скорее некий демиург, создатель, не отвечающий за свои творения.
Самый логичный и простой вариант - Бог-отец это игрок. Именно нашими решениями пишется эта история. Ноооо Бог-отец ведь не управляет людскими решениями, так что как будто теория тоже вяленькая.
Вот так вот, сплошные вопросы, но тем и интереснее.
Я пару раз сошёл с ума, пока писал это всё, но рад что закончил. Будет приятно услышать обратную связь, всем спасибо.